Он отметил, что основные выводы предпринятого митрополитом Никифором исследования уже переведены и на русский язык, и все желающие могут с ними  ознакомиться . По информации Балашова, с оценкой, которую дал митрополит Киккский, согласны и другие видные архипастыри Кипрской Церкви. " А вот в поддержку действий Константинополя до сих пор, насколько я знаю, публично не выступил ни один из них, кроме архиепископа Кипрского Хризостома, внезапно повернувшегося на 180 градусов от своих прежних убеждений, неоднократно высказанных как публично, так и в частных беседах, на которых я присутствовал " , - добавил представитель РПЦ. Отец Николай также напомнил, что исследования украинского церковного вопроса и анализ действий Константинопольского Патриархата и ранее предпринимались иерархами и богословами ряда поместных православных церквей. " Можно вспомнить в этом ряду публикации блаженнейшего архиепископа Албанского Анастасия, епископа Бачского Иринея (Сербская церковь), митрополита Видинского Даниила (Болгарская церковь), митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима, митрополита Пирейского Серафима, протопресвитера Анастасия Гоцопулоса, протопресвитера Иоанна Диотиса, профессора Димитрия Целенгидиса (Элладская Церковь), - если упоминать только наиболее развернутые и запоминающиеся выступления. Все они далеки от оправдания легализации раскола Константинопольским Патриархом, все выражают глубокую тревогу за будущее православия и его единство " , - заключил Балашов. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.09.2023 18:35 Патриарх Варфоломей: Мы не будем выносить на суд других Церквей наши решения 17.03.2023 13:04 Синод РПЦ объявил о разрыве с новым главой Кипрской Церкви из-за признания ПЦУ 16.02.2023 10:10 Благовест-инфо Глава ПЦУ впервые провел службу в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 11.08.2022 10:08 В Иерусалимской Церкви призвали всех патриархов к переговорам по преодолению раскола 19.04.2022 18:15 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отец Николай в дальнейшем станет одним из участников Нюрнбергского процесса 1946 г. — он был единственным клириком, которому советская власть позволила выступить на этом международном 22 ноября 1945 г., перед отбытием в Германию, священник получил следующую характеристику от Наркомата государственной безопасности: «Ломакин хорошо знает произведенные немцами злодеяния и разрушения в городах Новгороде, подробно знаком с разрушениями церквей в этих городах, а также в Печерском монастыре. Весь период войны проживал в Ленинграде. По личным качествам хорошо образованный, культурный, развитой человек, умело ориентируется в обстановке, обладает хорошими ораторскими способностями. Считает желательным его участие в процессе военных преступников в качестве В другом номере в рубрике «Корреспонденции с даны выдержки из доклада епископа Димитрия (Градусова) о положении Церкви и отзывах очевидцев о состоянии православных церквей и верующего населения, которые представлены как небольшие заметки. Такие сведения публиковались не только для ознакомления с положением дел на местах, но и для указания на то, как Церковь действовала на захваченных территориях. Подобные публикации проходили нечасто. Безусловно, они должны были фиксировать события в рамках политики государства; отзываться положительно об открытии гитлеровцами храмов, закрытых советской властью, Церковь не могла. Все материалы ЖМП при публикации проверялись Советом по делам Русской Православной Церкви и были выдержаны в надлежащем политическом ключе. На страницах ЖМП отражены и события, связанные с награждением священнослужителей во время войны. Так, в 1 за 1945 г. помещена заметка о награждении священнослужителей медалями «За оборону Она коротко информировала о том, что награду получили три клирика Московской епархии (протоиереи Н.И. Сарычев, А.П. Смирнов и К.А. Алексеев), а также сообщала о присутствии на этом мероприятии Г.Г. Карпова и протопресвитера Николая Колчицкого. Разнообразные послания священнослужителей к народу, находившемуся на охваченных войной территориях, также выходили нечасто. Эти документы за авторством архиереев содержат призыв к защите Родины. Начало таким посланиям было положено в 1 за 1943 г., где опубликован призыв к осуждению изменников веры и Этот текст, который является, по сути, политически оформленным посланием, демонстрирует, помимо прочего, лояльное отношение Церкви к проводимой политике. Политически выверено послание патриарха Сергия по случаю годовщины создания в 3 за 1943 г. Послание митрополита Николая (Ярушевича) к украинцам, размещенное в том же выражает поддержку народу, проживавшему на еще не полностью освобожденных от немцев территориях. Неприятие архиереев и священнослужителей, сотрудничавших с немцами, свидетельствует о желании преосвященного Николая четко провести грань между предателями и «своими».

http://patriarchia.ru/db/text/6025689.ht...

В 1895 году Флегонт Николаевич был рукоположен во священника ко храму святителя Василия Великого в селе Васильевском в Юхти Угличского уезда. 29 октября 1897 года он был переведен в храм Воскресения Христова в погосте Железный Борок. 1 ноября 1905 года отец Флегонт был направлен служить в Ярославль в Никольский храм при 2-м высшем начальном училище имени построившего его купца Николая Михайловича Градусова. 11 февраля 1906 года он был назначен законоучителем во вновь открытое Ярославское 2-е городское училище, 19 ноября 1911 года — законоучителем во вновь открытое Ломоносовское начальное училище. Во время Первой мировой войны отец Флегонт был направлен служить в 663-й пехотный полк и здесь исполнял пастырские обязанности в военных лазаретах. Протоиерей Флегонт Понгильский Ревностное служение священника сделало его широко известным в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского стали просить архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского), чтобы он назначил отца Флегонта к ним в храм на имевшееся вакантное место, и 22 сентября 1915 года архиепископ назначил его служить в этом храме. В том же году Святейший Синод наградил отца Флегонта наперсным крестом. В 1916 году он стал законоучителем при новооткрытых в Ярославле подготовительных курсах Ф. Уткина. Через несколько лет он был возведен в сан протоиерея и назначен одним из благочинных города Ярославля. Впоследствии протоиерей Флегонт стал служить в Богородицкой церкви в Ярославле, где и застали его в конце 1920-х годов жестокие гонения. Он был арестован 7 сентября 1929 года, в тот период, когда в Ярославской и Владимирской епархиях было одновременно арестовано несколько десятков выдающихся священнослужителей и мирян. Власти в то время пользовались любым поводом для уничтожения Церкви. Таким поводом в данном случае послужила переписка ярославского духовенства, касающаяся декларации митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), а также недовольство некоторыми действиями назначенного митрополитом Сергием правящим архиереем в Ярославль архиепископа Павла (Борисовского), в частности, тем, что архиерей демонстративно отслужил службу под Новый год по гражданскому календарю, что в Ярославской епархии тогда было не принято. Верующие увидели в этом поступке архиепископа намерение идти по пути обновленцев в угождении атеистической власти.

http://foma.ru/svjashhennik-prosmotrev-u...

По мнению архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория, который уже почти год, с октября 1942 г., возглавлял кафедру, и ему приходилось лично общаться с местными властями разных городских учреждений и уровней и товарищами из НКВД (или НКГБ?) создание Совета было явлением не только положительным, но и необходимым. Его дневниковые записи показывают достаточно внимательное отношение и центрального аппарата Совета, и его местных представителей к его личным обращениям практически по всем вопросам: «Плохо, что долго не назначают уполномоченных при облисполкомах: нет лица, которое бы специально было заинтересовано духовным делом», – писал архиепископ о ситуации в Сталинградской епархии (см. публикацию, 1 марта 1944 г.) Нельзя не согласиться со ставшей крылатой фразой И. В. Сталина 1935 г.: «Надо понять, что при нынешних условиях “кадры решают все”» .Е го «кадры» НКВД–ГПУ к началу войны успешно «порешали» вопросы уничтожения как епископата, так и рядового духовенства. В ходе Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви и позволил провести Собор,который состоял всего из 19 правящих архиереев. Поэтому вопрос «кадрового голода» едва не уничтоженной Российской Церкви, согласно Священному Писанию, звучал как «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36–38). Поскольку изменение отношения власти к Церкви началось еще в первый год войны, в 1942 г. местоблюститель получил возможность призвать к епископскому служению «надежных старцев» – вдовых протоиереев Сергия Городцова, в монашестве Варфоломея (1866–1956 гг.), заслуженного вятского протоиерея Вениамина Тихоницкого (1869–1957 гг.), в монашестве Вениамина, Николая Чукова (1870–1955 гг.), в монашестве Григория, Владимира Градусова (1881–1956 гг.), в монашестве Димитрия. Сразу после Собора патриарх в очередной раз поставил перед властями вопрос обосвобождении 24 репрессированных архиереев и двух священников и 11 января 1944 г. поинтесовался о результате своего запроса .Немногих уцелевших освободили. О многих в Патриархии так ничего и не узнали. Архиепископ Григорий писал: «17 октября г.] Патриарх надумал, если возможно, вызвать еп[ископа] для должности управделами. Я дал ему нужные сведения о нем; он обратился в Совет с ходатайством о возвращении из ссылки нескольких архиереев (кого –неизвестно; может быть, если жив, освободят и еп[ископа] Из записей владыки Григория также следует, что в Патриархии не знали, что уже нет в живых ни бывшего члена Временного Синода при заместителе Местоблюстителя архиепископа Иувеналия (см. публикацию, 12 апреля 1944 г.), ни многих других архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф 3: 1-2) Будучи подвижником, Иоанн Креститель жил в пустыне, ведя аскетический образ жизни. Именно из этой пустыни он и начал обращение к еврейскому народу. Первые его слова идентичны тому, что сказал Иисус, когда вышел на общественное служение: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Термин «покаяние» мы очень часто пониманием именно в современном церковном смысле. Покаяние для нас — это открытие своих грехов перед Богом, которое происходит в момент таинства Исповеди. Однако не так было в древности. В древней христианской Церкви человек, осознав свои грехи и решив начать новую жизнь, уже в самом обряде крещения выражал раскаяние и очищался перед Богом. В древней Церкви не было регулярной исповеди. Христиане исповедовались только в отдельных случаях – если они согрешили смертным грехом. Очень часто такая исповедь была публичной, человек должен был перед членами всей общины открыть свой грех. Таким образом, особое, глубокое раскаяние человек обычно переносил раз в жизни — тогда, когда принимал крещение. Говоря «покайтесь», Иоанн Креститель использует древнееврейский глагол, который значит «разворот на 180 градусов», «обращение в другую сторону». Тем самым он говорит, что необходимо полностью изменить свой образ жизни, и только в том случае, если вы пойдете в сторону добродетели, сможете войти в Царство Небесное. Евангелист Матфей использует именно термин Царство Небесное, поскольку в то время (в первом веке н.э.) в силу весьма специфичной интерпретации заповеди о том, что нельзя произносить имя Господа всуе, иудеи старались как можно меньше употреблять имя Божие. Вполне вероятно, что во времена Иисуса Христа, имя Господа, известное из Ветхого Завета (Яхве), употреблялось только духовенством. Однако использовались слова, заменяющие Его имя, и одним из них было слово «Небо», как место, которое символизирует пребывание Бога. Итак, выйдя на проповедь, Иоанн Креститель говорит, что необходимо полностью переменить свой образ жизни, потому что приближается Царство Мессии – Царство Божие.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Молотова с ­сообщением о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, завершившаяся знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Узнав о начале войны в своей резиденции, вероятно, из речи Молотова, Патриарший Местоблюститель сразу же молча удалился к себе в кабинет, где написал и собственноручно отпечатал на машинке свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал православный русский народ встать на защиту Отечества. Это было в тот момент, когда многие государственные и партийные руководители пребывали в растерянности: И.В. Сталин смог обратиться к народу только 3 июля, на одиннадцатый день после начала вой­ны. О каком-нибудь давлении властей на Патриаршего Местоблюстителя при написании им первого военного послания говорить не приходится. «Невзирая на свои физические недостатки — глухоту и малоподвижность, — вспоминал позднее архиепископ Димитрий (Градусов), — митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: свое послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам необъятной В послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы, православные, родные им и по плоти, и по вере.

http://pravoslavie.ru/140498.html

С 1937 по 1941 год оставшиеся в епархии приходы существовали без управления. С октября 1941 года по август 1943 года, в период немецкой оккупации, епархия входила в Средне-европейский митрополичий округ, возглавляемый епископом РПЦЗ Берлинским митрополитом Серафимом (Ляде). Возобновили свою деятельность десятки закрытых при советской власти приходов. После занятия Орла советскими войсками правящим Московская патриархия командировала в Орёл для обследования церковных дел епископа Ульяновского Димитрия (Градусова). Епархиальным архиереем с 21 июля 1988 года до своей кончины был архиепископ Паисий (Самчук) († 20 марта 2008 года). С созданием отдельной Брянской епархии 25 февраля 1994 года — Орловская и Ливенская. 6 августа 2009 года, по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, принято решение о почитании священномученика Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии. 25 июля 2014 года из состава Орловской епархии была выделена самостоятельная Ливенская епархия. Одновременно Орловская епархия была включена в состав новоучреждённой Орловской митрополии. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Успенский Орловский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 2-я пол. XVI в. Статус : действ. Адрес : г. Орел, ул. Ермолова, 13А Основан на Взвозной горе во 2-й пол. XVI в., в 1-й пол. XVII в. переведён к Богоявленской церкви, в 1680 возвращён на старое место. С 1820 постройки заняты архиерейским домом, закрытым в нач. 1923 и переданным военному ведомству. Позже на территории размещались коммуна-фабрика, пединститут, после войны - тюрьма, затем колония для несовершеннолетних, большинство построек разобрано. В 1992 уцелевшие здания возвращены церкви, в 1996 восстановлен монастырь. В 2004 году на территории монастыря было закончено возведение часовни в честь Благоверного Князя Александра Невского. В 2006 году часовня была освящена. Под часовней находится артезианская скважина глубиной 148 метров. Здесь же воду освящают и предлагают прихожанам. Для сбора, хранения и освящения воды используется серебряная ёмкость.

http://azbyka.ru/palomnik/Орёл

В ответном слове М.Ю. Карисалов поблагодарил Святейшего Патриарху и подарил Его Святейшеству старинный образ равноапостольных Мефодия и Кирилла. Далее во внимание к помощи Тобольской епархии наград были удостоены: В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Пусть Божие благословение пребывает над этим историческим градом, над всеми вами, мои дорогие, с тем чтобы наша жизнь была действительно мирной, спокойной, благочестивой. Чтобы было больше светлого и радостного, чем темного и скорбного. А если и приходят скорби, то чтобы хватало внутренних сил преодолевать все трудности, не позволяя лукавому или людям, которые действуют по его наущению, разрушать наш внутренний мир, причинять какую-то беду. Пусть Господь хранит всех вас в мире, любви, единомыслии, вере православной, любви к Церкви и Отечеству нашему. Аминь». Храм Вознесения Господня в 10-м микрорайоне на окраине Тобольска был заложен в 2000 году. Место строительства будущего храма освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в присутствии губернатора Тюменской области Л.Ю. Рокецкого. В 2006 году был сформирован попечительский совет, создан благотворительный фонд, отведена земля под строительство, разработан и утвержден проект храма. В 2010 году архиепископом Димитрием была достигнута договоренность с руководством компании «Сибур» о финансировании строительства. Возведение храма началось в 2011 году. Проект был разработан НППО «СибСпецСтройРеставрация» под руководством члена Союза архитекторов России Владимира Силантьева. Частными благотворителями выступили Д.В. Конов и М.Ю. Карисалов. В апреле 2012 года был освящен фундамент строящегося храма. Строительство велось при поддержке губернаторов С.С. Собянина, В.В. Якушева и А.В. Моора, а также правительства Тюменской области. Особенностью храма является уникальная система теплоснабжения: для отопления установлены тепловые насосы с геотермальными зондами, которые осуществляют забор тепла из глубин земли, нагревают до шестидесяти градусов и распределяют его по всей системе отопления. Вместимость храма — 650 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/6034976.ht...

После закрытия Покровской ц. стал в 1927 г. настоятелем храма Благовещения Пресв. Богородицы в Пыжах, был возведен в сан протоиерея. В ночь на 29 окт. 1929 г. арестован в числе большой группы московских священнослужителей и монашествующих. 3 месяца находился в Бутырской тюрьме, затем был приговорен за «контрреволюционную деятельность» к 4 годам ссылки в Северный край. Проживал в г. Шенкурске (ныне Архангельской обл.), работал на лесоповале. 5 мая 1933 г. арестован в Шенкурске по обвинению в «антисоветской агитации... участии в активизации церковной жизни в районе». 28 июня освобожден в связи с прекращением уголовного дела. В кон. 1933 г. возвратился из ссылки и поселился в Ивановской обл. Последовательно служил с 1934 г. священником в церкви с. Филипповского (ныне Киржачского р-на Владимирской обл.), с 1936 г.- в храме с. Волохова (ныне Александровского р-на Владимирской обл.), с 1937 г.- в Никольской ц. в Киржаче. С 1938 г. настоятель Благовещенского, затем Преображенского храма Иванова. В том же году овдовел. В 1938-1940 гг. в связи с отделением от Московского Патриархата Ивановского еп. Алексия (Сергеева) пребывал вне РПЦ. После принесения еп. Алексием покаяния был принят в церковное общение Местоблюстителем Московского Патриаршего престола митр. Сергием (Страгородским , с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси). К тому времени находился за штатом из-за закрытия храма. Поступил на гражданскую службу. Работал инструктором хинизации на Ивановской малярийной станции. С началом Великой Отечественной войны вернулся к пастырскому служению, одновременно работал лаборантом в инфекционном отд-нии местной больницы. В июле 1943 г. был вызван митр. Сергием в Москву, где получил предложение об архипастырском служении. 9 авг. 1943 г. Можайским еп. Димитрием (Градусовым) был пострижен в монашество с именем Елевферий. 10 авг. хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавлял митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский, с 1945 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). Вскоре Е. участвовал в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сент. 1943 г. , избравшем митр. Сергия Патриархом.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Со средневизантийского периода до наших дней крестово-купольный храм является, как известно, ведущим типом церковного здания. Основными вариантами в крестово-купольном храмостроительстве считаются: храм с куполом на четырех опорах, или «вписанный крест»; на восьми опорах, или кафоликон (греческий вариант); и на трех опорах, или триконх (афонский вариант). Собор свт. Саввы Сербского в Белграде Для афонского варианта характерно наличие трех (вместе с основной алтарной) апсид, расположенных под углом в 90 градусов друг к другу (боковые, меньшие апсиды жертвенника и диаконника в этом счете не участвуют). С функциональной точки зрения расположенные перпендикулярно апсиды — это клиросы или «певницы», как их называют сербы. Можно почувствовать, насколько эти элементы архитектуры обусловлены их назначением и создают дополнительные акустические преимущества такого храма. То же следует сказать еще об одной особенности афонских церквей — о наличии развитых притворов, как правило, последовательно двух, причем внутренний именуется «литией» и связан с совершением небольших частей богослужений: литий, повечерий, отдельных канонов. Пространство алтаря организовано так же, как и во всех православных храмах. Характерной чертой афонских храмов стала также четкая функциональная обусловленность его форм. Свидетельство ее успешности — постоянство применения: единственная базилика на Афоне — соборный храм Протата в Карее. При небольшом распространении формы триконх в остальных частях Греции, она явно присутствует в православных Балканских странах: меньше в Болгарии, активно — в Моравской архитектурной школе средневековой Сербии (монастыри Раваница, Ресава, Каленич, церковь Лазарица в Крушевце) и в поздних сербских постройках. На древнерусском зодчестве влияние афонской архитектуры сказалось минимально. С определенностью можно утверждать о наличии на Руси по крайней мере одного триконха — это Спасо-Преображенский храм в Новгороде-Северском. В русскую архитектуру, как и в архитектуру других православных стран, афонский вариант крестово-купольного храма в обновленном виде пришел в XIX–XX веках. Характерное для указанного времени раскрытие национальных и, главное, традиционных православных основ в церковной и отчасти светской архитектуре привело к частому применению форм из византийского типологического арсенала, но в новой стилистике и с использованием новых материалов и технических приемов. Здесь следует отметить церковь Св. Димитрия Солунского в Петербурге по проекту Р.Кузьмина, Казанский храм Новодевичьего монастыря по проекту В.Косякова, Николаевский Морской собор в Кронштадте. Много таких храмов было построено также на юге России.

http://pravoslavie.ru/31856.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010