«Служба кончилась. Но я не хотел уходить. Я хотел узнать, куда можно пойти учиться, чтобы так же петь в церкви» Служба кончилась. Мама стала подвигаться к выходу. Но я не хотел уходить. Я хотел узнать, куда можно пойти учиться, чтобы так же петь в церкви. Более того, меня потрясло то, что с хоров стали спускаться молодые парни моего возраста. Я оставил маму на паперти и вернулся в храм. Я хотел у кого-нибудь спросить, где можно на всё это учиться. В это время из алтаря вышел какой-то важный священник. (Потом-то отец знал, что это был архиерей.) Он был со своей свитой, а на груди у него была круглая икона. Я прорвался к нему и спросил, где можно научиться быть “церковником”. Тот терпеливо выслушал меня, посмотрел на мою форму и сказал: “Если вы пожелаете и вас отпустят с работы, вы можете поступить на Богословские курсы, которые мы недавно открыли в Новодевичьем монастыре”». И дал отцу адрес монастыря. Прямо из собора с матерью отец поехал в Новодевичий. Выяснилось, что для поступления надо направляться в Троице-Сергиеву Лавру , куда только что были переведены Богословские курсы, реорганизованные в духовную семинарию. Архиепископ Димитрий (Градусов) Отец оставил техникум. Приехав в Ярославль, он пошел в кафедральный собор, чтобы расспросить, как следует поступать в семинарию. Его послали к правящему архиерею. Придя от владыки, он сказал матери: «Оденься получше. Тебя зовет к себе наш архиерей». Как позднее рассказывала бабушка: «Я очень испугалась, как это я к такому важному человеку пойду». Правящий архиерей епархии архиепископ Димитрий (Градусов) расспросил ее, против ли она выбора своего сына Владимира, который решил посвятить свою жизнь на служение Богу. «Я сказала, что совсем нет, только этому рада. На это владыка сказал мне: “Тогда вот здесь при мне благослови его на священническое служение. Я ему сейчас рекомендацию буду писать и должен быть спокоен, что выбор сына мать благословила”». Бабушка растерянно стала крестить сына, после чего ее владыка сам перекрестил и отправил обоих «с Богом».

http://pravoslavie.ru/77147.html

И скорби, которые пережила наша Родина, конечно, попущены Богом. Вот почему Россия, будучи фактически очень богатой страной, экономически совершенно нищая? Может быть, все очень просто: если бы Россия сейчас расцвела материально, она бы совсем Бога забыла. Бога помнят только тогда, когда приходит горе, болезни, скорби… Вот тогда мы Бога ищем: «Господи, где Ты?» – «Я рядом с тобой, но ты не хочешь видеть, не хочешь знать Меня». Сейчас и пресса, и телевидение нам всем прививают жало – искать земной рай. Все говорят, как обогатиться, как здесь хорошо пожить, как заработать… Архиепископ Димитрий (Градусов) А назначение монашества – молитва. Многие батюшки этого не понимают, печалятся: «Прихожане от нас перебегают в другую церковь». Вот, кстати, многие и от нас ушли. Но монастырь ведь не приходской храм. Я говорю таким людям, стремящимся к внешней деятельности: «Вот, храм рядом, идите и молитесь там, организуйте разные дела, а наше назначение – монахов, небольшого стада – Богу посвятить свои жизни и молиться за весь мир». Мы с любовью воспринимаем укор: «Вы не так поступаете». Да, мы иногда по неопытности, иногда по греховности своей неправильно поступаем, но стремление у нас только одно – послужить Богу и Пресвятой Владычице Богородице и людям духовную пользу принести. Вот один из наших современных старцев, отец Авель (Македонов), рассказывал, что владыка Димитрий (Градусов) , великий архиерей Ярославский, сказал как-то одному человеку: «Вот мы, монахи, девственники – тычины сухие, а вы виноград. Чтобы виноград не сгнил с лозою, мы поддерживаем его. Вот наше назначение. Мы не приносим материальных плодов, мы бесчадны, но наше назначение – вас держать». Интересная, глубокая мысль. Царица Небесная очень помогала отцу Авелю. Он говорил: «Когда меня рукоположили во иеромонаха, я чистый был в душе, ничего не знал о плотской жизни. И когда я стал на исповедь, повалилась на меня такая грязь, такие подробности об этом, что я пришел в ужас. Матерь Божия, зачем мне все это нужно? Я, – говорит, – плакал». А владыка Димитрий сказал ему на это: «А какой же ты врач, если ты не знаешь суть болезни? Так ты никогда не вылечишь пациента. Надо тебе все это понять, чтобы другого человека из этой грязи поднять».

http://pravoslavie.ru/4743.html

Борис ещё на школьной скамье проявлял большие способности и оригинальный склад характера. Хороший ученик, увлекавшийся биологией, он в то же время с детства имел пристрастие к Церкви. В Рязани тогда была единственная небольшая церковь на кладбище. В ней часто бывал юный Борис. В последние годы жизни митрополит Никодим вспоминал то время, когда ощутил в себе по-настоящему патриотическое чувство. Было это осенью 1941 г., когда фашисты подходили к Рязани, и в Скорбященском храме ежедневно служился молебен о спасении и победе. (В декабре 1941 г. немцы подошли на 30 км к Рязани, но повернули обратно.) Уже позднее митрополит Никодим вспоминал обстоятельства, при которых он впервые попал в церковь . На одном из занятий учительница обратила особое внимание на вопрос, почему школьникам не стоит ходить в Божий храм. В этот же день Борис с несколькими своими друзьями пошли в церковь на «экскурсию». Для Бориса эта «экскурсия» затянулась на всю жизнь... Рязанская епархия Ещё школьником Борис познакомился с подростком из села Никуличи Колей Македоновым – нынешним настоятелем Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем. Мальчики вместе ходили в церковь и вместе выбрали для себя духовное поприще. Митрополит Никодим вспоминал: «Настоящим утешением и радостью для меня было подать кадило и принять просфору. Совершение богослужений очаровало меня и уловило в сети Христа». Позже он отметил: «Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви». (Это уже потом, в 1959 г., управделами Московской патриархии протопресвитер Николай Колчицкий разошлёт по епархиям циркуляр, в котором разъяснялось, что «нельзя допускать до прислуживания в алтаре лиц, не достигших 18-ти лет».) 14 После войны в Рязань был назначен новый архиерей, архиепископ Димитрий (Градусов), своеобразный, интересный человек. Родом из ярославской интеллигенции, полудуховного, полукупеческого происхождения, владыка Димитрий был высокоинтеллектуальным и глубоко религиозным человеком. До принятия сана он был музыкантом. Будучи лично близок к митрополиту Сергию (Страгородскому) (тогда патриаршему местоблюстителю), отец Димитрий Градусов был рукоположен во священники в 1930-е годы, а перед самой войной, после принятия монашества, стал епископом Можайским (викарием Московской епархии). Это было едва ли не единственное рукоположение в предвоенные годы, так как все хиротонии были запрещены властями, и только благодаря личной близости рукополагаемого к митрополиту Сергию удалось эту хиротонию осуществить 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Покровское-Аршеневское, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1829. Адрес: Тверская область, Старицкий район, урочище Покровское-Аршеневское Координаты: 56.396838, 35.078543 Проезд: Из Старицы на юг по шоссе на Родню до поворота на Бойково. Далее ещё 10 км до дер. Ладозино (дорога - разбитый асфальт, после Дорохово - всесезонный грейдер). Не доезжая 0,5 км до Ладозино в центре поля свернуть направо под 90 градусов (юго-запад) на слабо заметную полевую дорогу, которая спустится ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Старицы на юг по шоссе на Родню до поворота на Бойково. Далее ещё 10 км до дер. Ладозино (дорога - разбитый асфальт, после Дорохово - всесезонный грейдер). Не доезжая 0,5 км до Ладозино в центре поля свернуть направо под 90 градусов (юго-запад) на слабо заметную полевую дорогу, которая спустится к речке. По проложенной трубе пересечь речку. Далее дорога пойдёт направо на Наводниково (запад), а нам нужно подняться от речки влево на поле. Далее никаких дорог в Покровское-Аршеневское не сохранилось, добраться можно только пешком, двигаясь в южном направлении напрямик через поле, перелесок и второе поле. От села не осталось никаких следов кроме плодовых деревьев. Остатки колокольни находятся в южной оконечности второго поля, на местности заметны плохо, т. к. скрыты кустами. ПРИМЕЧАНИЕ: обозначенная на картах старая дорога на Покровское-Аршеневское, начинающаяся в 2 км после Дорохово в низине и идущая почти параллельно грейдеру, на местности отсутствует. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь была построена в 1829 г. на средства местного помещика З.Н. Аршеневского. Храм имел два придела, построенных и освященных в 1835 г.: правый - во имя святителя Николая Чудотворца и левый - во имя Всех Святых. Рядом с церковью находился столб-памятник, построенный на месте бывшего древнего деревянного храма в конце XVIII столетия. Прихожане были из с. Покровское и дд. Ладозино, Мошнино, Турышкино, Клеопино, Глухово, Власово, Бабарыкино. В 1901 г. в приходе было 104 хозяйства, проживали 797 человек (373 мужчины и 424 жешцины). Священником церкви был Димитрий Димитриевич Мощанский, 36-ти лет; псаломщиком служил Михаил Львович Маслов, 30-ти лет. В 1935 г. была закрыта Покровская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=27586

Что касается пожертвований на оборону, то обновленцы сумели собрать 3 тысячи рублей, в то время как на содержание Введенского в Ульяновск со всей страны было прислано 627 тысяч рублей. От Казанского патриаршего собора в фонд обороны было внесено порядка 100 тысяч рублей. Не оставались без внимания и внутрецерковные дела. 28 марта в Ульяновске состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, осудивший украинских автокефалистов . 1 августа 1942 года в Ярославль был переведен Ульяновский архиепископ Иоанн (Соколов). Вскоре он был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Украины. На этом посту он находился вплоть до 1964 года . В течение года (с августа 1942 по август 1943 года) Ульяновским преосвященным был митрополит Сергий (Страгородский). Находясь в Ульяновске, митрополит Сергий много времени уделял молитве. Молился он о победе русского народа. По воспоминаниям его келейника архимандрита Иоанна (Разумова), как-то раз митрополит Сергий сильно заболел и слег в постель. В эти дни происходили решающие бои под Сталинградом. В ночь на 2 февраля 1943 года митрополит вдруг поднялся с постели и с трудом положил три поклона, воссылая благодарения Богу. Когда владыка ложился в постель, он вдруг произнес: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восставших против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом» . Действительно, наутро по радио все услышали весть о разгроме фашистских войск под Сталинградом. В июле 1943 года состоялось предсоборное совещание иерархов Московской Патриархии. На этом совещании митрополит Сергий (Страгородский) был рекомендован к избранию Патриархом Московским и всея Руси . 31 августа митрополит Сергий возвратился в Москву. В это время была вновь образована самостоятельная Ульяновская область. Ульяновским преосвященным был определен епископ Дмитрий (Градусов). Архипастыри в свете новых церковно-государственных отношений Архиепископ Димитрий (в миру Градусов Владимир Валерианович, в схиме – Лазарь) родился 14 июня 1881 года в семье преподавателя ярославской мужской гимназии.

http://pravoslavie.ru/31350.html

Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов), духовный отец архимандрита Авеля (Македонова), еще в 50-е годы XX столетия предсказал, что он получит от Бога этот особый дар утешения людей. Рассказывает отец Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) «В 1953 году я приезжаю к владыке по делам, он меня встречает, благословляет, обнимает, прижимает к сердцу и говорит: «Вот, ангел мой, я скоро уйду, а ты…», и сделал такую многозначительную паузу. Я с замиранием сердца жду, сейчас он скажет: «А ты потом, после меня, через 40 дней придешь ко мне». А он вдруг и говорит: «А ты (это был 1953 год!) доживешь до тех времен, когда и церква открывать будут, и новые строить будут, и монастыри откроют, и новые построят, и у тебя монастырь будет, купола золотить будут». Ну, я не мог ему не поверить. Я говорю: «Владыка, а в службе произойдет какое-нибудь изменение?» Он говорит: «Нет, только лишь одно изменение будет: сейчас мы служим в облачениях матерчатых, а тогда — служить в настоящих парчовых». Вам это понятно? Потому что когда церква закрывали, вывозили ризницы. И когда церква стали открывать, там облачений-то нет. И вот люди жертвовали — то какую-то штору (тогда война шла, ничего не было), то какая-нибудь барыня свое венчальное платье отдаст… из тряпок все было матерчатых. А сейчас-то действительно все парчовое. «А только лишь благодати будет очень мало. Вот рядом церковь, а душа не лежит — нектара нет. Они будут ходить в другую церковь, хоть и дальше». И поэтому он говорит: «Ты не умрешь, ты еще нужен». И я заплакал: «Владыка, Вы все можете у Бога выпросить!» Он говорит: «Нельзя, пойми, что ты будешь не один, будут священники, но мало очень. Поэтому ты еще будешь нужен для пчел, которые понимают толк в нектаре и в пыльце». Вот я и дожил, а теперь удивляюсь». Сколько любви, столько и крыльев: архимандрит Ипполит (Халин) Архимандрит Ипполит был казначеем при архимандрите Авеле на Афоне. Человек удивительного смирения и тишины. Я с ним познакомился в Псково-Печерском монастыре, когда он только что вернулся с Афона. Но утвердившиеся отношения появились во время его настоятельства в Свято-Никольском Рыльском монастыре. Как-то я встретил его в епархии, он ожидал встречи с архиепископом Ювеналием (ныне митрополитом).

http://pravmir.ru/portrety-startev/

К словам отца Иоанна (Крестьянкина) мог бы, несомненно, присоединиться и будущий протоиерей Владимир Недосекин, который поминал в своих молитвах начальствующих Лавры, учителей и учащихся, прошедших вместе с ним нелегкий путь усвоения богословских наук и церковного послушания. Когда многие из бывших соучеников отца Владимира уже окончили свой земной жизненный путь, он, вознося сердечные молитвы об упокоении душ незабвенных тружеников на ниве Христовой, поминал их всех поименно, с сердечной болью ощущая утрату своих сверстников, старших и младших по возрасту друзей из числа выпускников семинарии 1953 года... Во время летних каникул Владимир ездил в Ярославль и прислуживал у владыки Димитрия (Градусова) в Феодоровском кафедральном соборе. Протоиерей Владимир считал ярославского архипастыря праведником и всегда на богослужениях поминал схиархиепископа Лазаря (имя, которое владыка Димитрий получил за несколько дней до кончины, по принятии Великой схимы). Своим детям отец Владимир неоднократно говорил: «Это был человек, сильнейшего духа, равного которому в жизни я почти не видел». В тяжелые годы гонений на Церковь владыка Димитрий показывал подвиг стойкости в вере и порой подвергался преследованию, так что только исповедничеством своим отстаивал жизнь епархии. Говоря о духовной силе личности архиепископа Димитрия, отец Владимир любил рассказывать одну историю: «Надо сказать, с какими бы чиновниками советской власти владыка ни встречался, они под влиянием силы его духа теряли твердость и начинали чувствовать неустойчивость своей позиции. Об этом знал и первый секретарь областного комитета партии. Его это очень раздражало. Он обвинял всех в бесхарактерности, в мягкотелости, запугивал чиновников и обещал их всех проучить вместе «с этим распоясавшимся попом». Однажды такой случай представился. Было какое-то областное собрание партийных функционеров, объединенное с чиновниками ярославского горисполкома. Его курировали высокие начальники из Москвы. На это собрание был вызван и владыка Димитрий. Ему должны были «поставить на вид» несоответствие его деятельности со значимостью момента. Собрание начиналось раньше, а архиерея вызывали на него только для того, чтобы сделать внушение. Владыка Димитрий скромно сидел в коридоре, ожидая вызова. В это время первый секретарь разразился страшной тирадой в адрес епископа и всех, кто ему потакает и потворствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через минуту в зал заседания вошел владыка Димитрий. В рясе, с панагией, с посохом в руке. Вошел и в дверном проеме, глядя прямо на первого секретаря, остановился… Наступила напряженная пауза. Атмосфера стала настолько спрессованной, что первый секретарь не выдержал, первый вскочил со своего места и, конфузясь, скомандовал: «Здравствуйте, владыка! Товарищи, освободите кто-нибудь владыке место. Здесь, ближе к президиуму…» Владыка Димитрий мог заинтересовать и объединить вокруг себя верующую молодежь. В эти годы около него собрался целый круг друзей, готовых служить Церкви, которые всю жизнь потом не теряли связь и помогали друг другу. Это были Борис Ротов (будущий митрополит Никодим), Николай Македонов (будущий архимандрит Авель, перед смертью схиархимандрит Серафим), Кирилл Вахромеев (будущий митрополит Филарет), Владимир Поярков (будущий митрополит Ювеналий), мой отец протоиерей Владимир Недосекин, протодиакон Сергий Стригунов и другие. После семинарии отец женился. Весь свадебный праздник, венчание и стол устроил для молодых иеромонах Авель (Македонов). Шафером у мамы был Владимир Поярков. Венчание совершали соборне архимандрит Исаия (Ковалёв) – будущий епископ Углический, викарий Ярославский епархии; иеромонах Никодим (Ротов) и иеромонах Авель (Македонов). Рукополагал отца во иереи архиепископ Димитрий (Градусов). После рукоположения отец был направлен в Яковлевскую церковь города Ярославля, ту, что на северном берегу Волги. В те годы среди духовенства была такая традиция, которую, к сожалению, сейчас я давно не встречаю. Каждый ставленник во иерея после рукоположения считал должным переписать для себя синодик всех правящих архиереев Ростово-Ярославской епархии, всех русских митрополитов древности, великих князей и царей. Это делалось не по указанию свыше, каждый договаривался с уже имеющим такой синодик собратом и вручную переписывал его для себя. При этом писалось всё славянскими буквами, а первая буква титула и имени красным цветом. По объему синодик занимал большую общую тетрадь, которую новопоставленный священник имел для поминовения около жертвенника. Такая тетрадь еще до сих пор хранится от отца в нашей семье. Такие же синодики я видел и у архимандрита Павла (Груздева) и архимандрита Серафима (Шустова), часть из которых после его смерти была мне передана. Церковь была в гонении, и правящий архиерей мыслился духовенством епархии как отец, защитник и покровитель.

http://pravoslavie.ru/77147.html

Дмитрий-Грива. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Димитрия Солунского) в Дмитриевском, что на Гриве /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Димитриевская пог. Дмитриевское, что на Гриве каменная; построена в 1803 г. усердием и средствами Надежды Ивановны Бартеневой. Колокольня и ограда при ней каменные. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) главный в ч. Рождества Богородицы, придельные - б) в ч. св. вмч. Димитрия Солунского и в) в ч. св. мцц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Расстояние от Костромы 152 в., от Солигалича 40 в. Ближайшие церкви: Николаевская в Березовце на Ноле в 7 в., Николаевская в Плещееве в 10 в., Богоявленская с. Раменья и Николаевская с. Клусеева Чухломского уезда в 11 в. Дмитриевское или Дмитрий, что на Гриве, просто Грива. Так называется это село, что по левую сторону старого торгового тракта из Солигалича в г. Буй. Удивительное по красоте место. Река Ноля течет с севера на юг, и вдруг неожиданно разворачиваясь на 180 градусов, делает километровую петлю вокруг погоста и снова бежит в прежнем направлении, только уже гораздо проворнее. Вероятно, от этого " завихрения " реки и вошло в название села уточнение " на Гриве " . Как маяк на обрывистом левом берегу Ноли стоит церковь Рождества Богородицы. До каменной, на этом месте стояла деревянная Димитриевская церковь, напоминанием о которой служит название погоста и придела в Богородице-Рождественском храме. http://www.old-churches.ru/so_025.htm 10 декабря 1903 года с разрешения епископа Костромского и Галичского Виссариона приход Димитрия Солунского, что на Гриве Нольско-Березовской волости Солигаличского уезда праздновал духовное торжество по случаю столетия существования местного Дмитриевского каменного храма. Начало строению каменного приходского храма в селе Грива положено в 1803 году с благословения епископа Костромского и Галичского Евгения (Романова). Храм был построен на средства вдовы подполковника Надежды Ивановны Бартеневой, проживавшей в сельце Боловино Нольско-Березовской волости, а также с участием других прихожан. О времени начала строения и освящения храма в 1803 году свидетельствовала надпись, сделанная золотыми буквами на железном листе, прикрепленном на северной стене холодного храма.

http://sobory.ru/article/?object=31029

Будущий архипастырь, крещенный в младенчестве, с раннего детства любил ходить в храм, любил богослужение. В Церковь его привела бабушка по материнской линии, жена священника. Так что владыка Никодим вполне может считаться потомственным священнослужителем. В школе Борису Ротову лучше остальных предметов давались гуманитарные, но и в целом он учился неплохо. Когда будущему архипастырю было 10 лет, отца забрали в армию — вначале на советско-финскую войну, а затем — на Великую Отечественную. Оказывать влияние на сына он в то время не мог. А сын рос, все более интересуясь церковной жизнью и мечтая о пастырском служении. В 1942 году Борис Ротов первый раз надел стихарь и получил благословение иподиаконствовать. Первые шаги на церковном поприще он делал в Рязани, где уже после войны окончил среднюю школу. Летом 1947 года Борис попытался поступить в Мос­ковский медицинский институт, но, не набрав необходимых баллов, без экзаменов перевелся в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания. Его жизнь к тому времени уже определилась: в августе 1947 года неполных 18 лет он был рукоположен во диаконы, а два дня спустя — пострижен в монахи. Постригавший его архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) выбрал для Бориса Ротова имя тайного ученика Иисуса Христа — Никодима. В дальнейшем это имя митрополит оформил как свое гражданское. 20 ноября 1949 года отец Никодим был рукоположен в сан иеромонаха, тогда же решился открыться отцу и матери и уйти с третьего курса светского вуза. С тех пор и до гробовой доски его жизнь полностью посвящена служению Церкви, без которой он себя не мыслил. Выросший в тяжелые годы предвоенной антирелигиозной истерии и страшнейшей войны, Никодим удивительным образом сохранил трепетную веру — глубокую и чистую. Но при этом он оставался и по семейному воспитанию, и по первоначальному образованию советским человеком. Странно? Странно. Но — пути Господни неисповедимы. Первым, кто заметил будущего митрополита, был упомянутый выше архиепископ Димитрий, который стал для него добрым наставником и любящим покровителем. Умевший быстро учиться, впитывавший, по словам современников, знания, как губка, отец Никодим исключительно быстро сумел пройти все ступени церковно-административной лестницы.

http://patriarchia.ru/db/text/5510498.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010