В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре преставился уволенный на покой еще 13 лет назад архиепископ Ермоген (Голубев). Но в иной мир уходили и архипастыри другого поколения, выросшие в советскую эпоху и вступившие на стезю церковного служения в послевоенные годы. 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна-Павла I безвременно скончался постоянный член Священного Синода митрополит Ленинградский Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов). Он родился в деревне Фролово Рязанской епархии в семье служащего в 1929 г. Дедушка архипастыря по матери был священником, и уже в отроческие годы Борис Ротов получил религиозное воспитание. Душа мальчика тянулась к Богу. Большое влияние на формирование его религиозности оказал архиепископ Рязанский Димитрий (Градусов). Окончив среднюю школу, Борис Ротов поступил в Рязанский педагогический институт. Но он стремился послужить Церкви, и 6/19 августа 1947 г., в день Преображения Господня, состоялся его постриг в монашество с наречением имени Никодим от руки тогда уже Ярославского архиепископа Димитрия (Градусова). Вскоре архиепископ Димитрий рукоположил его в иеродиакона, а в 1949 г., едва достигнув 20-летия, иеродиакон Никодим был посвящен в иеромонаха. Пастырское служение он проходил в Ярославской епархии, с января 1952 г. при кафедральном соборе; в декабре 1954 г. был назначен исполняющим обязанности соборного настоятеля. В 1955 г. иеромонах Никодим заочно закончил Ленинградскую Духовную Академию. Вскоре после этого, в феврале 1956 г., он был направлен на служение в Иерусалимскую духовную миссию, в 1957 г. был назначен Священным Синодом начальником миссии с возведением в сан архимандрита. После возвращения на родину архимандрит Никодим был назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) У кого Бог берет, тому Сам заме­няет Об архимандрите Авеле (Македонове)   Авель (Македонов) У кого Бог берет, тому Сам заме­няет Об архимандрите Авеле (Македонове)   — Я тогда иподьяконствовал в Рязани у старца-архиеписко­па Димитрия (Градусова, в великой схиме—Лазаря), — расска­зал историю своей юности отец Авель. — За четыре километра в церковь пешком ходил. Родители мои умерли в 1943 году.   Мне тогда было 16 лет. А владыка Димитрий меня как будто усыновил... Шла война. Одно горе кругом. Того убили, этот без вести пропал. Смерть стучалась в каждый дом, и я не стал никого тревожить своей бедой. А у меня оставалось два млад­ших брата и две сестры, самому маленькому — три годика. Помню, как тогда, в храме, владыка взял меня за подбородок:   «Ты чего же, ангел мой, не говоришь, что Господь твоего папочку-то взял?» У меня слезы так и покатились по лицу. А он: «Не плачь, ты радуйся. У кого Бог берет, тому Сам заме­няет.Теперь тебе Бог и отец, и мать. Ты самый счастливый человек».   Я и утешался этим. В 18 лет владыка меня постриг в монахи и рукоположил в сан. Он меня очень любил. Но не только ко мне он так хорошо относился. Его секретарем стал мой друг иеромонах Никодим (Ротов), как и я, рязанец, а я тогда уже на приходе служил...

http://isihazm.ru/?id=1974

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Русская Православная Церковь и государство между 22 июня 1941 г. и 4 сентября 1943 г. Процесс потепления отношений между Церковью и советским правительством в 1940-е гг. явился следствием бурной патриотической деятельности, которую развивало оставшееся на свободе к 1941 г. духовенство. Кандидат исторических наук Болотов Сергей Вячеславович подробно рассматривает причины перемен в церковно­государственных отношениях во время Второй мировой войны. Статья После начала Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, несмотря на пережитые в 1920-х – 1930-х гг. репрессии, а также тяжелейшее, угнетенное советской властью положение, не осталась в стороне от патриотической деятельности. В первый же день войны, 22 июня 1941 г., фактический глава Церкви митрополит Сергий (Страгородский) написал и разослал по всем действующим храмам свое обращение, в котором призвал народ стать на защиту границ Родины, а Церковь — разделить судьбу народа. Процесс потепления церковно­государственных отношений в 1940-е гг. явился следствием бурной патриотической деятельности, которую развило оставшееся на свободе к 1941 г. духовенство . Многочисленные воодушевляющие воззвания митрополита Сергия и других архиереев, сборы денег и вещей для Красной Армии, организуемые Церковью, освящение военных колонн, отправляемых на фронт, и другая патриотическая деятельность духовенства в годы Великой Отечественной войны за последние 20 лет была тщательно изучена историками и в наши дни стала общеизвестным фактом. В ответ на церковную поддержку, уже в первые два года войны по разрешению властей было вновь замещено несколько архиерейских кафедр. На них были назначены архиепископы Иоанн (Соколов), Алексий (Сергеев), Алексий (Палицын), Сергий (Гришин), епископы Иоанн (Братолюбов), Александр (Толстопятов), а также Лука (Войно­Ясенецкий) , трудившийся в годы войны хирургом и вскоре после Собора занявший Красноярскую кафедру. В 1941–1943 гг. совершались и архиерейские хиротонии, главным образом вдовых престарелых протоиереев, принявших постриг за несколько дней перед этим и успевших получить духовное образование в дореволюционную эпоху: Питирима (Свиридова), Григория (Чукова), Варфоломея (Городцева), Димитрия (Градусова), Елевферия (Воронцова) . Как обоснованно полагает российский исследователь В.Н. Якунин, разрешения на замещение вдовствующих кафедр и на новые епископские хиротонии были со стороны советской власти шагом навстречу Церкви, призванным продемонстрировать благосклонное к ней отношение .

http://bogoslov.ru/article/2252600

Три несостоявшихся беседы перед несостоявшимся крещением Спонсоров, как и родителей, не выбирают. Плохо себе представляю картину, что моими первыми словами, когда я звонил Иванову просить «золотую ручку», было бы: «А вы православный? Когда исповедовались? Причащались?..» 24 октября, 2011 Спонсоров, как и родителей, не выбирают. Плохо себе представляю картину, что моими первыми словами, когда я звонил Иванову просить «золотую ручку», было бы: «А вы православный? Когда исповедовались? Причащались?..» Светлана Аркадьевна позвонила сама, после долгого перерыва. Я их не видел и не слышал с полгода: сами на связь не выходят, а я навязываться не люблю. Приглашал, кажется, на престол, но – не смогли. Вообще, не очень «ходят в церковь». Но личные отношения – добрые, дружелюбные. Они когда-то здорово помогли мне. Точнее, нам – приходу. Священник Димитрий Свердлов Ее муж – директор большого строительного холдинга. Для строящегося храма персонаж незаменимый. Первый раз мы пересеклись, когда нам надо было рыть котлован под фундамент. Как откопать грунт? Вручную – долго и дорого, огромный объем работ. Деревенские экскаваторы не помогут – мешают деревья и короткий вылет ковша… И тут добрый глава сельской администрации – он сейчас уже ушел в Москву на повышение – говорит: «Самое время побеспокоить Иванова». Игорь Степанович Иванов отреагировал мгновенно: в тот же день прислал какую-то чешскую штучку, которую работяги называли «золотая ручка». У этой «Татры» ковш, который вращается на 360 градусов, и за какие-то пару часов с шутками и прибаутками нам выкопали шикарный котлован и вывезли в неизвестном направлении весь лишний грунт на огромных самосвалах «Скания» – такие гоняют по ночной Москве наперегонки с гламурными паркетниками. Потом Иванов сделал еще одно чудо. Бодрым щелчком пальцев он перечислил на счет храма половину суммы, необходимой на покупку кирпича для стен. Стены стоят, подвал эксплуатируется. Когда молимся после трапезы в этом самом подвале к «благодарим Тя, Христе Боже наш…» хочется прибавить «и Иванова, Иванова…»

http://pravmir.ru/tri-nesostoyavshiesya-...

В обители старца Авеля (Македонова) почтили его память (ФОТО) Пощупово, 8 декабря 2014 г. Фотограф: Антоний Тополов      6 декабря 2014 года исполнилось 8 лет со дня блаженной кончины архимандрита Авеля (Македонова), в схиме Серафима, - возобновителя и устроителя Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово и его старца. В этот священный для обители день здесь молитвенно почтили память отца Авеля, сообщает пресс-служба Рязанской епархии. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин в сослужении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, который приходится родным племянником приснопамятному архимандриту Авелю, и епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, бывшего настоятеля Иоанно-Богословского монастыря, а также епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия, бывшего и.о. игумена обители. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Владыкам сослужили священнослужители Рязанской митрополии, Касимовской, Ивановской и Уваровской епархий. По заамвонной молитве состоялась панихида по блаженнопочившему архимандриту Авелю. Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Фотограф: Антоний Тополов      Жизнеописание архимандрита Авеля (Македонова) Архимандрит Авель (в миру Николай Николаевич Македонов) родился 21 июня 1927 года в селе Никуличи под Рязанью в семье благочестивых крестьян. 6 ноября 1945 года своим духовным наставником - архиепископом Рязанским и Касимовским Димитрием (Градусовым) - был рукоположен во диакона. 23 ноября 1945 года тем же архипастырем пострижен в монашество с именем Авель - в честь святого праведного Авеля. 24 января 1947 года о. Авель был рукоположен в иеромонаха и до 1950 года служил вторым священником в селе Городищи Рыбновского района Рязанской области. За эти несколько лет он снискал себе особую любовь прихожан. Однако по принуждению советских властей он был вынужден в течение суток покинуть пределы Рязанской области.

http://pravoslavie.ru/75677.html

Миссионерство Маленький храм с большими чудесами Мне ничего не пришлось делать. У нас оказались настолько религиозные, верующие, любящие Бога люди, что меня буквально носят на руках и все делают сами. Вагончик отреставрировали внутри, сделали похожим на храм снаружи. Все бесплатно, просто по любви к Богу и друг другу. В Якутии совершен Чин посвящения в миссионеры Епископ Якутский и Ленский Роман по окончании миссионерской литургии в Свято-Иннокентьевском храме в Якутстке совершил посвящение в миссионеры. Не просто косая черта, или Осторожно, слэш! На первой же встрече поклонников современных экранизаций Шерлока Холмса нам был задан совершенно неожиданный вопрос: «А мы будем обсуждать слэш-темы?» А ведь подростки, как бы пафосно такие слова не прозвучали, — это все-таки наше будущее. Это будущее общество наших детей, и это может стать нашей личной проблемой. На Белорусском вокзале прошла миссионерская акция Участники акции раздавали пассажирам и провожающим православную литературу, Закон Божий, православные молитвословы, просветительские листовки, бумажные иконы и периодику. Начинающие миссионеры общались со всеми желающими и нуждающимися, приглашали помолиться о путешествующих. Иеромонах Димитрий (Першин) провел открытую лекцию «Проблема познания в христианской традиции» Подобные встречи проводятся Миссионерской комиссией в течение учебного года в вузах и колледжах России в рамках просветительского проекта «Миссия Кирилла и Мефодия». На Белорусском вокзале состоятся православная миссионерская акция и молебен о путешествующих Акция проходит в рамках вокзальной миссии в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Епископ Якутский Роман возглавил экспедицию «По следам миссионеров Севера» Участники экспедиции Якутск – Соттинцы – Якутск проделали около 60 километров при температуре воздуха ниже 30 градусов на четырех собачьих упряжках. В православном храме Южной Африки открыт кабинет Русского мира " Кабинет Русского мира " – это целевая программа фонда «Русский мир», направленная на приобщение к истории и реалиям русского мира через ознакомление людей с элементами духовной культуры России и совершенствование языка

http://pravmir.ru/tag/missionerstvo/page...

В нем автор затрагивает ключевые события, связанные с работой комиссии по расследованию действий гитлеровских войск на территории, еще недавно находившейся в блокадном кольце (на момент сдачи номера прорыв был совершен). Отец Николай в дальнейшем станет одним из участников Нюрнбергского процесса 1946 г. — он был единственным клириком, которому советская власть позволила выступить на этом международном мероприятии . 22 ноября 1945 г., перед отбытием в Германию, священник получил следующую характеристику от Наркомата государственной безопасности: «Ломакин хорошо знает произведенные немцами злодеяния и разрушения в городах Новгороде, Пскове , подробно знаком с разрушениями церквей в этих городах, а также в Печерском монастыре. Весь период войны проживал в Ленинграде. По личным качествам хорошо образованный, культурный, развитой человек, умело ориентируется в обстановке, обладает хорошими ораторскими способностями. Считает желательным его участие в процессе военных преступников в качестве свидетеля» . В другом номере в рубрике «Корреспонденции с мест» даны выдержки из доклада епископа Димитрия (Градусова) о положении Церкви и отзывах очевидцев о состоянии православных церквей и верующего населения, которые представлены как небольшие заметки. Такие сведения публиковались не только для ознакомления с положением дел на местах, но и для указания на то, как Церковь действовала на захваченных территориях. Подобные публикации проходили нечасто. Безусловно, они должны были фиксировать события в рамках политики государства; отзываться положительно об открытии гитлеровцами храмов, закрытых советской властью, Церковь не могла. Все материалы ЖМП при публикации проверялись Советом по делам Русской Православной Церкви и были выдержаны в надлежащем политическом ключе. На страницах ЖМП отражены и события, связанные с награждением священнослужителей во время войны. Так, в 1 за 1945 г. помещена заметка о награждении священнослужителей медалями «За оборону Москвы» . Она коротко информировала о том, что награду получили три клирика Московской епархии (протоиереи Н. И. Сарычев, А. П. Смирнов и К. А. Алексеев), а также сообщала о присутствии на этом мероприятии Г. Г. Карпова и протопресвитера Николая Колчицкого.

http://bogoslov.ru/article/6191896

Выдающимся иерархом второй половины ХХ века можно назвать митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Всю свою жизнь владыка трудился в непростых для Церкви условиях советского государства. Он вкладывал множество усилий в воспитание будущих пастырей.  Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов, 1929–1978) родился в деревне Фролово Кораблинского района Рязанской области. Его отец Георгий Иванович был инженером-землеустроителем, а мать Елизавета Михайловна работала учительницей. После окончания средней школы Борис Ротов поступает в Рязанский педагогический институт. На 18-м году своей жизни Борис принимает решение всецело посвятить свою жизнь служению Богу. 17 августа 1947 года Ярославским и Ростовским архиепископом Димитрием (Градусовым) был рукоположен в диакона. Спустя два дня, в праздник Преображения Господня, тем же архиереем был пострижен в монашество с именем Никодим, в честь тайного ученика Христова. Полученное при постриге имя со временем владыка зарегистрировал и как гражданское имя. 20 ноября 1949 года владыка Димитрий рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонахи. С этого момента началось тридцатилетнее пастырское служение митрополита Никодима, проходившее в самых различных церковных послушаниях . Первоначально служение молодого иеромонаха проходило в Ярославской епархии, где он был ключарем собора и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского. Обучался заочно в Ленинградской духовной академии, где за труд «История Русской духовной миссии в Иерусалиме» в 1955 году был удостоен степени кандидата богословия. В 1956 году назначен в клир Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а спустя год стал начальником миссии в сане архимандрита. В марте 1959 года архимандрит Никодим становится заведующим канцелярией Московской Патриархии, а спустя некоторое время – заместителем председателя ОВЦС. 21 июня 1960 года Священный Синод избрал архимандрита Никодима епископом Подольским, викарием Московской епархии и председателем ОВЦС. 9 июля в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры было совершено наречение и архиерейская хиротония епископа Никодима. Архиерейское служение владыки Никодима проходило на Ярославской (с 23 ноября 1960 г.), Минской (с 5 августа 1963 г. в сане митрополита) и Ленинградской (с 9 октября 1963 г.) кафедрах .

http://bogoslov.ru/article/5607985

Детство и юность Отец Авель родился в благочестивой многодетной крестьянской семье и с самых ранних лет имел любовь к Церкви. Еще маленьким мальчиком за свое особое усердие к богослужению он получил от односельчан прозвище «Коля-монах». Очевидно, у него никогда не возникало сомнения в том, какой путь он изберет для себя, так как душой он всегда стремился в храм – единственную действующую тогда в Рязани Скорбященскую церковь, до которой от родного села отрока-богомольца было несколько верст. Особый этап в жизни Коли Македонова наступил в 1944 году, когда на Рязанскую кафедру перевели архиепископа Димитрия (Градусова; впоследствии схиархиепископа Лазаря), подвижника и исповедника, получившего благословение на священство от святителя Тихона, Патриарха Московского . У него будущий архимандрит Авель, к тому времени осиротевший шестнадцатилетний юноша, на попечении у которого осталось четверо братьев и сестер, начинает иподиаконствовать и духовно окормляться. О прозорливости владыки Димитрия старец рассказывал такую историю: однажды трое мальчишек – архиерейских иподиаконов – шли на всенощную… О прозорливости духовно окормлявшего его владыки батюшка рассказывал такую интересную историю: однажды трое мальчишек – архиерейских иподиаконов – радостно шли на всенощную. До единственного действующего в городе храма – Скорбященской церкви – было четыре километра пути, и они, как это свойственно юным отрокам с чистым сердцем, стали вслух мечтать о том, кто из них кем станет в будущем. Первый серьезно заявил, что мечтает послужить Богу, защищая Церковь от нападок агрессивного безбожия, став архиереем. Второй смиренно поведал о том, как он хотел бы стать монахом, чтобы всегда пребывать рядом с храмом Божиим. Третий отрок, у которого уже начал пробиваться солидный басок, поделился мечтами о том, как он станет маститым протодиаконом, украшающим своим служением церковные праздники. Архиепископ Димитрий (Градусов) Когда три мечтателя, встретившись с владыкой Димитрием, стали по очереди подходить к нему за благословением, то, благословляя первого, владыка сказал: «Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Как Вы поживаете? Как спасается Ваш многочисленный клир и паства?» – это был Боря Ротов, будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, председатель ОВЦС – один из самых выдающихся церковных иерархов Российского Православия XX века и наставник нынешнего первосвятителя Святейшего Патриарха Кирилла .

http://pravoslavie.ru/75634.html

Газета «Подмосковье сегодня»: Когда Вы впервые услышали слово «война»? Каким были для Вас и Вашей семьи эти пять лет? Помните ли Вы День Победы? — Да, тяжелое было время. Конечно, многие детали не сохранились в моей памяти, но осталось яркое воспоминание, когда еще маленьким отроком, находясь в объятиях матери, я прижимался к ее груди в ужасе от того, что слышал раскаты взрывавшихся бомб: Ярославль не был оккупирован, но подвергался постоянным бомбежкам. Я помню зарево от разрывавшихся бомб, и обнимал мать и думал, что она может умереть, а я останусь один, и говорил: «Мне страшно без тебя будет, мама»! Слава Богу, родители не пострадали физически, но время было трудное, голодное, наша семья буквально нищенствовала. Сейчас, может быть, необычно будет услышать, что мы ходили к соседям собирать картофельные очистки, потому что нечего было есть. Ясно помню, как однажды ночью я проснулся от какого-то шума, похожего на взрывы, к которым я уже привык, а мне мама говорит: «Война кончилась!» Я побежал на улицу, а у нас недалеко от дома была воинская часть, и там я услышал впервые местный салют по случаю окончания войны. Помню, что мне навстречу шли прохожие, которые поздравляли меня с Победой. «Радио-1»: Когда и почему Вы решили стать священнослужителем? Были ли у Вас друзья в семинарии? — Я не метался в поисках смысла жизни и своего назначения в этом мире. Мне повезло, что с ранних лет Церковь, — сначала маленькая община, а потом немного расширившаяся, — была близкой семьей, которая сформировала мое мировоззрение. В Церкви я находил и духовный, и физический приют. Получая образование, я не терял надежды стать священнослужителем, и мне радостно сегодня сказать, что желание мое служить Церкви Христовой созрело уже в раннем детстве. Однажды я направил письмо владыке Димитрию Градусову, архиепископу Ярославскому, и попросил, чтобы он мне дал характеристику для поступления в духовную семинарию. Это было перед началом учебного года, но он почему-то медлил. Занятия начались, он так и не ответил, а я все-таки ждал.

http://patriarchia.ru/db/text/5736864.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010