В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче (1629-1676), " по некоему соизволению свыше " были открыты мощи благоверного князя Даниила. 30 августа 1652 года они были торжественно перенесены в храм Святых отцов, а князь Даниил был канонизирован Русской православной церковью. Он почитается как небесный покровитель Москвы. В конце 17-го столетия Данилов монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями и надвратной колокольней над северными воротами. Колокольня Данилова монастыря славилась малиновым звоном 17 колоколов, подбор которых был одним из лучших в Москве. В 1771 году, во время чумы, братия монастыря была переведена в Донской монастырь, а в Даниловом монастыре разместился карантинный лазарет. К тому времени, когда карантин сняли, в живых оставался только настоятель монастыря. В 1812 году монастырь был разграблен французскими оккупантами, которые украли серебрянный оклад с гробницы св. благоверного князя Даниила. Новая, позолоченная, рака была устроена в 1817 году. А в 1838 году монастырь украсился ещё одним великолепным зданием - Троицким собором, построенным по проекту московского зодчего О.И. Бове. Собор вмещает 3000 человек. В монастыре были похоронены великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), поэт Николай Михайлович Языков (1803-1847), художник Василий Григорьевич Перов (1834-1882), известный благотворитель, основатель Третьяковской галереи Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892), академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), философ и публицист Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), известные общественные деятели Александр Иванович Кошелев (1806-1883) и Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876), директор Румянцевского музея Василий Андреевич Дашков (1819-1896). Несколько захоронений после ликвидации монастыря были перенесены на Новодевичье кладбище. Накануне революции Данилов монастырь мало выделялся среди других московских монастырей, но после ликвидации Троице-Сергиевой лавры, Оптиной и Серафимо-Саровской пустыни он остался одним из последних светильников православия. В 1918 году в Даниловом монастыре была открыта Высшая богословская школа, просуществовавшая несколько лет. Она прекратила своё существование после ареста её руководителей.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми. Свои проповеди митрополит Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедовать если не словом, то жизнью своей. Большое значение митрополит Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например раскол и другие заблуждения, он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в «Алфавите Духовном», написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. «Что другое может вразумить человека, как не учение?» – говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии. В 1702 году им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митрополит Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была предоставлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митрополита Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митрополита Димитрия в Ростове был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы перестали выдавать деньги на содержание учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование. Несмотря на это, святитель Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митрополита Димитрия школы стали открываться и в других епархиях. При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению «Житий святых». Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 года была закончена последняя книга «Жития святых». Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной Церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам святитель Димитрий. Несколько позже в качестве руководства по церковной истории святителем Димитрием была написана книга «Летописец» и ряд других работ. Последние годы жизни митрополита Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, святитель Димитрий взялся – как за верное средство – за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников «Розыск о раскольнической Брынской вере». Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митрополит Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы святителя Димитрия, что подтверждали и сами расколо-учители. Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности. Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На Первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю – по четвергам. Чувствуя приближение своей кончины, святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел. До самого дня кончины митрополит Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На диске записаны житие святой Матроны и молитвы к ней в исполнении священника Иакова Амбарцумова.   Жития святых . – М.: ИДДК, 2011. Формат: audio-CDayдuokhura Фома. - – октябрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Мультимедиа »). Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651-1709) – знаменитый церковный автор, составитель сборников житий святых, проповедей, драм, стихов. На диске представлены: «Житие святого Василия Великого», «Житие Никандра Псковского», «Житие Феодосия Великого», «Житие Веры, Надежды, Любови и Софии», «Житие святого праведного Иосифа Прекрасного», «Житие Серафима Саровского», «Житие Иоанна Богослова», «Житие Сергия Радонежского», «Воскресение Христово», «Житие Феодоры», «Страсти Христовы» и другие. Читает Вадим Максимов.   Что читать:   Д. М. Володихин . Московский миф . – М.: Вече, 2014. – 351 с./Представляет Сергей Худиев //Фома. - – октябрь 2014. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Книгу Дмитрия Володихина «Московский миф» можно было бы проще всего охарактеризовать как «книгу об истории Москвы». Но такое определение неизбежно оставит за рамками очень многое. Эта книга, написанная серьезным, добросовестным историком, на высочайшем профессиональном уровне, живым, увлекательным языком, показывает историю не как набор сухих фактов, а как сложный живой поток, в который вплетаются судьбы отдельных людей, стран, городов, побед и поражений, открытий и находок. Слово «миф» напоминает о значении, в котором его используют антропологи: миф как всеобъемлющее повествование, раскрывающее смысл мира, в котором мы живем. Автор помогает нам увидеть события истории взором человека, который в Москве у себя дома, для которого вся эта толща истории, все эти люди, герои и злодеи, святые и грешники, правители и крестьяне – родные. Книга начинается с самого возникновения Москвы, говорит о ее постепенном возвышении, о том, как она чуть было не исчезала с лица земли под ударами врагов, но выживала верой, верностью и чрезвычайной жизненной силой ее обитателей. Это книга не просто об истории одного из великих городов мира - это книга о нас, и она помогает нам понять, кто мы такие, откуда мы пришли, что составляет воздух той культуры, которой мы дышим. Автор помогает нам увидеть историю Москвы так, как ее видели русские люди, - в свете Православной веры в Промысел Божий, который таинственно совершается в истории.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

А. Бурачка, который, судя по статьям его, должен быть истинно почтенный и верующий человек, но который, однако ж, слишком горячо и без разбора напал на всех наших писателей, утверждая, что они безбожники и деисты, потому только, что те не брали в предмет христианских сюжетов”. Гоголь говорит здесь о статьях С. А. Бурачка, упрекавшего А. С. Пушкина в безверии и безнравственности и утверждавшего, в частности, в статье “Видение в царстве духов”-: “Переберите все восемь томов его (Пушкина. — В. В., И. В.) сочинений: (кроме слабых общих мест, и то очень, очень редко) нет ни одной высокой мысли, о Боге, о вере, о Иисусе Христе Господе Искупителе нашем, о Православной Руси, о героях, прославивших русское имя” (Маяк. 1840. Ч. 10. С. 61). Основные положения этой статьи были развиты в работах о Пушкине А. М. Мартынова и самого С. А. Бурачка, опубликованных в “Маяке” в 1843 — 1845 гг. Гоголь имеет в виду обличения театральных зрелищ св. Иоанном Златоустом , архиепископом Константинопольским (ок. 350 — 407) в его “Толкованиях на Святого Матфея Евангелиста”. См., напр., следующее характерное место: “В самом деле, скажи мне, отчего нарушается супружеская верность? Не от театра ли? Отчего оскверняются брачные ложа? Не от этих ли зрелищ? Не по их ли вине жены не терпят мужей? Не от них ли мужья презирают жен твоих? Не отсюда ли множество прелюбодеев? И если кто ниспровергает все и вводит жестокую тиранило, то это тот, кто посещает театр. Вредные для общества люди бывают именно из числа тех, что действуют на театрах. От них происходят возмущения и мятежи” (беседа XXXVII). В письме к Н. М. Языкову от 2 апреля н. ст. 1844 г. из Дармштадта Гоголь проситприслать ему “беседы Златоуста”, то есть “ Иоанна Златоустог о Беседы на Евангелиста Матфея” (М., 1839. Ч. 1 — 3). В записной книжке Гоголя 1842 — 1850 гг. есть запись “О театре”: “Искусство упало. Высокий доблести, величие духа, все, что способно поднять, возвысить человека, являются редко. Все или карикатура, придумываемая, чтобы быть смешной, или выдуманная чудовищная страсть, близкая к опьянению; которой автор старается из всех сил дать право гражданства, составляют содержание нынешних пиэс”. Еще раньше, в статье “Петербургские записки 1836 года”, Гоголь писал о современном ему театре: “Невольно передвигаются перед глазами те кровавые ристалища, на которые собирался смотреть весь Рим в эпоху величайшего владычества своего и притупленного пресыщения”. Св. Димитрий Ростовский (в мире Даниил Саввич Туптало; 1651—1709) — выдающийся агиограф и проповедник, писал также стихи и пьесы. Будучи митрополитом Ростовским и Ярославским создал в Ростове Школьный театр, на сцене которого ставились пьесы духовного содержания, написанные главным образом им самим (“Успенская драма”, 1680-е гг., “Рождественская драма”, 1702, и др.). Память его совершается 21 сентября. Жан Франсуа (1655 — 1709) — французский драматург. Гоголь разумеет французских философов-материалистов XVIII в.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Следующий день – 27 октября 1709 года – был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!» Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!» Певчий подошел к нему под благословение. Проводив его до двери, владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на владыку. «Благодарю тебя, дитя!» – повторил святитель Димитрий и закрыл за ним дверь кельи. Утром 28 октября вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях. Погребение святителя Димитрия отложили до приезда его друга – митрополита Стефана (Яворского) . Такова была воля покойного, с которым при жизни был договор, что кто из них переживет другого, тот и должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митрополита Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове. Но митрополит Стефан, выполняя волю святителя Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В 1752 году при ремонте храма, где был погребен митрополит Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. После проверки комиссией Святейшего Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе святителя Димитрия, он был причислен к лику святых 21 сентября 1757 года. Труды: Четьи Минеи. (Жития святых, Греко-Российскою Церковию почитаемых, в 4 -х четвертях). – Киев, 1689–1705. Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского : в 5 ч. – СПб., изд. Сойкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Самым великим творением русской духовной литературы петровской эпохи явились »Четьи-Минеи« святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 году в местечке Макарове под Киевом в семье благочестивого сотника. Образование получил в Киево-Могилянской Академии. Учителем и наставником Даниила был выдающийся проповедник и полемист архимандрит Иоанникий (Голятовский). В 12 лет юноша принял постриг под именем Димитрия. Своей кротостью, смирением, молитвенностью он изумлял собратий. В 1675 году архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) вызвал юного подвижника из Киевского Кириллова монастыря в Чернигов, рукоположил в иеромонаха и назначил проповедником. Святой Димитрий проповедовал в монастырских и приходских краях Малороссии, Белоруссии, Литвы. В 1684 году Киево-Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский), зная о высокой духовности Димитрия, о его образованности и несравненном даре слова, вызвал его к себе и предложил составить жития святых на весь год. Совершая этот труд ради послушания, ученый монах собрал многочисленные книги, из Москвы ему доставили «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария. Святой Димитрий использовал также южнорусские и южнославянские жития святых, прологи, труды греческих агиографов и издания Болландистов – Acta Sanctorum, «Церковную историю» кардинала Барония. Труд над составлением новых Четьих Миней требовал сверхчеловеческого напряжения сил, без Божией помощи совершить его было немыслимо. По словам автора, душа его при писании Миней наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело и вселяли в него веру в успех предприятия. В 1689 году в Киево-Печерской типографии вышел первый из четырех томов Четьих Миней: за сентябрь, октябрь и ноябрь. В 1693 году закончена была вторая четверть, в 1700 году отпечатана третья; и лишь к концу своей жизни, в 1705 году, святитель завершил свое великое творение. Четьи-Минеи святителя Димитрия стали самой читаемой книгой в России. Едва ли какая еще книга, кроме Евангелия, оказала столь благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, его представлений о том, чего искать в жизни и как жить. Жития святых изложены в Минеях изумительным языком – ярким, живым, одухотворенным. Это творение написано на века. Современники называли книгу святителя Димитрия боговдохновенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свят. Димитрий поступил в Киево-Могилянскую коллегию в 1662 году, когда ректором ее был знаменитый автор «Науки албо способа о сложении казаний» Иоанникий Голятовский. Он только что обновил Коллегию после пожара 1658 года, уничтожившего почти совсем Братский монастырь и школьные здания. О годах учения свят. Димитрия не сохранилось никаких документальных сведений; мы не знаем даже, сколько времени обучался он в школе. Большая часть исследователей, рассматривавших этот вопрос, полагают, что Святитель пробыл в Коллегии не более трех лет, так как в 1665 году, во время нашествия на Киев гетмана Дорошенко, Братская коллегия была будто бы разрушена и учение в ней прекратилось на целые четыре года 125 . В недавнее время это мнение признано, однако, ошибочным. Исследователь истории юго-западной России Эйнгорн утверждает, что в 1665 году никакого нашествия на Киев гетмана Дорошенко не было, а следовательно, и Коллегия в этом году разрушена быть не могла 126 . Ссылаясь затем на показание киевского воеводы Шереметева, который в мае 1666 года говорил дьяку Евстафию Фролову, что «в Киеве школа заведена до приезду его, боярина и воеводы, при прежних воеводах, и в той школе ныне учатца Киевские жители, всяких чинов люди» 127 , Эйнгорн полагает, что в 1665 и 1666 годах ученье в Киевской коллегии не прекращалось и, следовательно, Даниил Саввич Туптало мог закончить в ней свое образование. Более вероятным признаёт последнее мнение и проф. – протоиерей Ф. И. Титов, указывающий на то, что сочинения свят. Димитрия, не исключая и самых ранних по времени написания, являют в нем человека вполне научно образованного 128 . Если справедливо, что свят. Димитрий обучался в Киевской коллегии более трех лет, а по всей вероятности, окончил и полный курс ее, то, следовательно, Коллегия могла дать ему всё, что давала она своим воспитанникам в то время. Он мог вынести оттуда прекрасное знание латинского языка, которое давало ему возможность не только свободно читать любую латинскую книгу, но и писать по-латыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий пастырь Церкви всемерно должен стремиться к тому, чтобы служить Божественную литургию с переживанием и настроением. Много способствует этому настроению, когда пастырь проникнут духом покаяния, свободен от греховных борений и здрав телом. Хорошее умилительное пение и чтение, праздничная обстановка, настроение молящихся, обстоятельства, по которым устраивается служба, – все это также влияет на настроение служащего пастыря. Но все это как бы случайные факторы в созидании настроения пастыря. Нужно, чтобы настроение являлось не как случайный порыв, а как постоянное обнаружение внутренней духовной жизни пастыря. И это бывает тогда, когда пастырь воспитает в себе горячую веру и любовь к Спасителю, воспитает себя в благоговении, смирении и страхе Божием. 76 Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – родился в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой христианской семье. Закончил Киево-Братское училище, в 1668 г. принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До 1675 г. проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловском монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. 23 мая 1675 г. св.Димитрий был рукоположен во иеромонаха и в течение нескольких лет проповедовал Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Слава о нем, как о великом проповеднике, быстро разнеслась повсюду. В 1684 г. настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам, зная духовную настроенность, склонность к научному труду и большие литературные дарования иеромонаха Димитрия, поручил ему составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для свт.Димитрия делом всей его жизни (с 1684 по 1705 г.), которым он принес величайшую пользу всему русскому народу. Изучив и проанализировав множество источников, он заложил тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана, и в 1701 г. свт.Димитрий был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г.Тобольск, но, учитывая слабость здоровья святителя, его вскоре перевели в Ростов Ярославский. Свт.Димитрий был знаменитым проповедником и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Его жизнь была исполнена подвигов поста, молитвы и милосердия. Все доходы он употреблял на церковные нужды или на благотворения неимущим. Память святителя Димитрия Ростовского 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября. Утверждение еп. Арсения (Жадановского) о заседании свт.Димитрия в Святейшем Синоде ошибочно, так как святитель скончался в 1709 г., а Синод был учрежден в 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010