Но ввиду нависшей тогда над Русской Церковью опасности протестантской реформы, «Камень веры» высоко ценили и те, кто совершенно чужд был латинского, «папежеского» направления. Иван Посошков, природный великоросс и даже ревнитель петровских реформ государственного устройства, но встревоженный «люторским безумным мудрованием», писал: «Ради утверждения в вере и ради охранения от люторския и кальвинския и от прочих иконоборцев напечатать книг колико надлежит «Камень веры» и книг по пяти-шести в школу отослать, и чтобы тот многоценный Камень желающие пресвитерства затвердили его на память». По словам протоиерея Георгия Флоровского , «Стефан, богословствуя от Беллармина, тем самым в действительности оберегал Русскую Церковь от вводимой в нее реформации». Оппонентом митрополита Стефана был архиепископ Феофан (Прокопович) . Современники не без основания подозревали его в протестантском уклоне. В его академических лекциях Писанию отдается решительное предпочтение перед Священным Преданием. В богословской системе Феофана нет места мистическому учению о Церкви. Лютеранское влияние сказывается и в его истолковании учения о спасении. В трактате «Об иге неудобоносимом» (1712) он проводит мысль об оправдании верою без дел закона, «не имеющих совершительной силы». Оправдание– это действие благодати Божией, которым кающийся и уверовавший грешник объявляется правым; и ему не вменяются уже его грехи, а вменяются правда и верность Христова. Столь откровенное повторение учения Лютера вызвало тревогу у ревнителей православия. Полемизируя с Феофаном, архиепископ Феофилакт (Лопатинский) написал сочинение «Об иге Господнем благом». Так в богословской мысли России начала 18 в. сложилось два направления. Несмотря на то что в церковно-административной области архиепископ Феофан сумел захватить ключевые позиции, в богословской науке и в духовной школе на первых порах возобладало направление митрополита Стефана. Лекции, прочитанные Феофаном в Киевской академии, были изданы лишь при Екатерине II. Самым великим творением русской духовной литературы петровской эпохи явились «Четьи Минеи» святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 г. в местечке Макарове под Киевом в семье благочестивого сотника. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Учителем и наставником Даниила был выдающийся проповедник и полемист архимандрит Иоанникий (Галятовский). В 12 лет юноша принял постриг с именем Димитрия. Своей кротостью, смирением, молитвенностью он изумлял собратий. В 1675 г. архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) вызвал юного подвижника из Киевского Кириллова монастыря в Чернигов, рукоположил в иеромонаха и назначил проповедником. Святой Димитрий проповедовал в монастырских и приходских храмах Малороссии, Белоруссии, Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда-то он был главным сооружением Спасского на Песках монастыря, основанного ростовской княгиней Марией в память о супруге князе Василько после его гибели в битве с татарами на реке Сити в 1238 году. В Преображенском соборе находятся погребения самой княгини Марии и её сына белозёрского князя Глеба Васильевича, почитающегося в лике местночтимых святых. При жизни князь прославился тем, что много средств тратил на выкуп русских невольников из татарского плена. Желая сохранить память об этих замечательных людях, митрополит Иона вместо деревянного храма строит каменный. К настоящему времени сведения о месторасположении погребений утрачены. Четыре столетия Яковлевский и Спасо-Песоцкий монастырь существовали бок о бок. Хотя последний был древнее, известнее и состоятельнее, в период правления Екатерины II он был упразднён и приписан к Яковлевскому монастырю, в название которого вошло наименование Спасской обители. В середине XIX века постройки приписной обители были разобраны, остался лишь Спасо-Преображенский собор, одиноко стоящий в стороне от других храмов Яковлевского монастыря. Сейчас это территория монастырского хозяйственного двора. Одной из самых известных реформ в период правления Екатерины II была секуляризация церковного имущества, то есть изъятие церковной собственности в пользу государства. " Манифест о секуляризации монастырских земель " был подписан в феврале 1764 года. Последствием его реализации стало упразднение множества русских обителей и резкое сокращение числа монашествующих. Возможно, подобная участь постигла бы и Спасо-Яковлевский монастырь, если бы не находящаяся в ней святыня, на поклонение к которой приезжало множество людей. Этой святыней были мощи святителя Димитрия. Ростовский митрополит Димитрий (1651-1709), известный духовный писатель и подвижник, был назначен в Ростов в 1702 году по личному указу императора Петра I. Происходил святитель (мирское имя Даниил Саввич Туптало) из казацкой малороссийской семьи. Он принял монашеский постриг в 16 лет, рано стал известен своими поучениями и милостивым отношением к людям.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Свойственны Полоцкому и такие схоластические приемы, как толкование имени, стремление к поверхностному символизму, примеры из языческой мифологии, использование светских источников и апокрифов. Например, в слове на день пророка Ионы проповедник, объяснив значение имени “Иона” (голубица), отыскивает сходство между свойствами голубя и дарами Св. Духа и, прилагая и то, и другое к Ионе, находит, что пророк причастен всем семи дарам Св. Духа. Но во всяком случае проповеди иером. Симеона Полоцкого были замечательным явлением в свою эпоху, а многие из них в настоящее время могут быть пригодны для проповедников. Литература: Симеон Полоцкий Обед душевный, М., 1681. Вечеря душевная, М., 1683. Избранные произведения, М. -Л. 1953. Православное обозрение. 1860 г., кн. 3. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв., Эпохи и стили. Л., 1973, с. 165-214. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, “ТОДРЛ,” М. -Л., 1948, т. У1, С. 125-163. Татарский И. А. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М., 1866. В. Попов. Симеон Полоцкий как проповедник, М., 1886, Св. Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) Самым выдающимся русским проповедником b XVII веке был св. Димитрий Ростовский . Проникнутое духом христианской любви проповедничество Ростовского святителя по своим внутренним свойствам может служить образцом и руководством для вся- кого проповедника, хотя оно и имеет еще заметные следы схоластической традиции. Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 г. в местечке Макарове под Киевом в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Десяти лет был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, но не закончил полного курса, т. к. из-за военных смут на Украине коллегия была временно закрыта. На восемнадцатом году жизни он был пострижен в монашество с именем Димитрия в Киево-Кирилловом монастыре, где продолжал углублять свое духовное образование чтением богослужебных книг и святоотеческих творений. Последнее было для него тем доступнее, что в Коллегии он приобрел знание латинского, еврейского, греческого и польского языков.

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в г. Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Пребывание в Литве имело для него важное значение. Скромный по природе, иеромонах Димитрий оказался в центре борьбы Православной веры с униатами. После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке иеромонах Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иеромонах Димитрий оказался активным защитником Православия. Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар. По прибытии на Украину иеромонах Димитрий в течение двух лет жил в Крупицком Николаевском монастыре (1679–1681 гг.). 10 августа 1681 года иеромонах Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в г. Чернигове. Некоторое время он был игуменом Максаковской Троицкой обители. 1 марта 1682 года он был переведен, по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Николаевский монастырь вблизи Киева. Его тяготило расположение гетмана, и 26 октября 1683 года отец Димитрий отказался от игуменства в этом монастыре. 23 апреля 1684 года игумен Димитрий был вызван в Киево-Печерскую лавру. Настоятель лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четьих-Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни – с 1684 по 1705 г. Игумен Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 года и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения. Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

- икона Знамения Пресвятой Богородицы, в сребро-позлащенной ризе, относящаяся к тому же времени. Из старинной утвари находятся оловянный потир, звездица, дароносица и ковчег. Крестные ходы совершаются в приходе, состоящем всего из двух селений с. Демьян и д. Поддыбья. В церковно-историческом отношении с. Демьяны замечательно тем, что здесь в летнее время жил св. Димитрий Ростовский (1702 – 1709 гг.) и объяснял лучшим ученикам своим слово Божие. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Село Демьяны (в прошлом - сельцо Подывье (Поддыбье) Шулецкой волости), довольно древний населённый пункт на Ростовской земле. Вокруг современного села, в 800 метрах, были выявлено поселение эпохи бронзы (раннего железного века), а в 600 метрах обнаружено селище XI-XIII вв. (найдены гончарная керамика домонгольского времени, древние камни от очага). Относительно возникновения села и его происхождения в Хлебниковском летописце мы находим такие данные: будто бы в самой отдалённой древности в этом месте жил ростовский князь Ратобор-Грива, женатый на дочери новгородского князя Избора, а позднее тут стоял терем сподвижника великого князя Святослава Игоревича, богатыря Демьяна-Куденича (отсюда будто бы и само название села): затем на этом месте стоял терем князя Ивана Андреевича Брюхатого, а когда этот терем перешёл к его внуку, князю Ивану Андреевичу Хохолкову, то сгорел от грозы до основания. После этого происшествия это местечко было забыто на долгие годы. Упоминается сельцо Демьяны лишь в начале XVIII века, когда здесь в летнее время с 1702 по 1709 гг. жил святитель Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) и объяснял ученикам любимым слово Божие. Об этом событии упоминает в своей книге " Ростовский уезд Ярославской губернии " историк А. А. Титов. В то время существовало там архирейское подворье, однако от тех времён ничего не сохранилось. Каменный храм, который дошёл до нашего времени, был построен позже, в начале XIX века. Каменная пятиглавая Воскресенская церковь с двухъярусной колокольней и трапезной спроектирована и отстроена в стиле раннего классицизма на средства прихожан в 1804-1809 гг. В трапезной части имелся единственный придел, освящённый в честь святителя Димитрия Ростовского. В церкви имелся четырёхъярусный, великолепной работы  иконостас. В 1866 году церковь окружили каменной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=10014

4 Эйлер Леонард (1707–1783) – швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик и астроном. 5 Бернулли Даниил (1700–1782) – швейцарский физик, механик и математик, иностранный почетный академик Петербургской АН (1730). Бернулли Якоб (1759–1789) – швейцарский ученый, механик, академик Петербургской АН (1787). 6 Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – российский и украинский мыслитель, признанный в России первым самобытным философом. Педагог, поэт, баснописец. 7 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда «История Российская». 8 Щербатов Михаил Михайлович (1733–1790) – российский историк, публицист. Почётный член Петербургской АН (1776), член Российской академии (1783). 9 Новиков Николай Иванович (1744–1818) – российский мыслитель, просветитель и издатель. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось критике крепостное право и велась полемика с императрицей Екатериной II. Новиков публиковал собрание документов по русской истории «Древняя Российская вивлиофика» – издававшиеся ежемесячно памятники русской истории. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. К своим трудам Новиков сумел привлечь выдающихся историков своего времени. В 1779 году по приглашению Хераскова Новиков переехал в Москву. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, он за три года напечатал в ней больше книг, чем за 24 года её существования до его прихода. Наряду с издательской деятельностью, Новиков поднял значение газеты «Московские ведомости», число подписчиков увеличилось всемеро. В 1792 году по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где провел 4 года. Был освобожден после воцарения Павла I. 12 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – российский историк – медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Свят. Димитрий, в мире Даниил Саввич Туптало, родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, находящемся, по словам самого Святителя 108 , «в семи милях» от Киева. Родители его – сотник украинского войска Савва Григорьевич и жена его Мария Михайловна – были людьми искренне преданными православной церкви и глубоко религиозными. Савва Григорьевич, как воин, всегда числился в рядах защитников православия, а после оставления службы весь конец своей долгой жизни отдал на служение Церкви, приняв звание ктитора Киевского Кирилловского монастыря. О благочестии матери свидетельствует сам Святитель. Сообщив в своем дневнике, или «диарии», под 28-м марта 1688 года, о кончине матери, он говорит: «Да сподобит ее Господь доброго ответа на Страшном Своем суде, хотя я и не сомневаюсь в Божием милосердии, а в ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь» 109 . Благочестивая жизнь родителей, особенно же пример «набожной и добродетельной» матери, без сомнения, оказали благотворное влияние на душу будущего «списателя житий святых» и заронили в нее первые семена благочестия и любви к святым. Святыни старого Киева, куда переселились родители Даниила в 1660 году и где прожил он почти безвыездно до 1675 года, еще более сроднили Святителя с подвижниками благочестия и, углубив полученные в родной семье впечатления, сделали привитые там влечения и навыки правилами и интересами всей будущей жизни. О любви свят. Димитрия к Киеву свидетельствуют многие факты его жизни и многие страницы его великого двадцатилетнего труда. Печерская Лавра была для него как бы второю матерью: она напечатала громадный труд Святителя «без всякой его издержки» 110 и послужила той колыбелью, где написаны были первые страницы этого труда. Недаром Святитель не пропустил ни одного из почивающих в Лавре угодников и о каждом из них дал в своих Четиих-Минеях отдельное и самостоятельное житие. Особенным же благоговейным почитанием из почивающих в Киеве святых пользовалась у Святителя св. великомученица Варвара. Может быть, это чувство глубокого почтения к святой внушено было Святителю еще в детстве его благочестивою матерью. С тех пор он считал св. великомученицу своим «патроном», своею «благодетельницею» 111 и всегда стремился оказать ей особенное почитание и любовь 112 . Кто знает, может быть, в этом благоговейном преклонении пред мученическим подвигом св. великомученицы Варвары и надо искать то первое зерно, из которого впоследствии выросла поразительная любовь свят. Димитрия к святым, нашедшая выражение в двадцатилетием усердном труде его над Четиими-Минеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   Самым великим творением русской духовной литературы петровской эпохи явились «Четьи-Минеи» святителя Димитрия,митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 году вместечке Макарове под Киевом в семье благочестивого сотника. Образование получил в Киево-Могилянской Академии. Учителем и наставником Даниила былвыдающийся проповедник и полемист архимандрит Иоанникий (Голятовский). В 12 лет юноша принял постриг под именем Димитрия.Своей кротостью, смирением, молитвенностыо он изумлял собратий. В 1675 году архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) вызвал юного подвижника изКиевского Кириллова монастыря в Чернигов, рукоположил в иеромонаха и назначил проповедником. Святой Димитрий проповедовал в монастырских и приходских краяхМалороссии, Белоруссии, Литвы.    В 1684 году Киево-Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский), зная о высокой духовности Димитрия, о его образованности и несравненном дареслова, вызвал его к себе и предложил составить жития святых на весь год. Совершая этот труд ради послушания, ученый монах собрал многочисленные книги, изМосквы ему доставили «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария. Святой Димитрий использовал также южнорусские и южнославянские жития святых, прологи, трудыгреческих агиографов и издания Болландистов – Аста Sanctorum, «Церковную историю» кардинала Барония. Труд над составлением новых Четьих Миней требовалсверхчеловеческого напряжения сил, без Божией помощи совершить его было немыслимо. По словам ав­тора, душа его при писании Миней наполнилась образамисвятых, которые укрепляли его дух и тело и вселяли в него веру в ус­пех предприятия. В 1689 году в Киево-Печерской типографии вышел первый из четырех томовЧетьих Миней: за сентябрь, октябрь и ноябрь. В 1693 году закончена была вторая четверть, в 1700 году отпечатана третья; и лишь к концу своей жизни, в 1705году, святитель завершил свое великое творение. Четьи-Минеи святителя Димитрия стали самой читаемой книгой в России. Едва ли какая еще книга, кромеЕвангелия, оказала столь благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, егопредставлений о том, чего искать в жизни и как жить. Жития святых изложены в Минеях изумительным языком – ярким, живым, одухотворенным. Это творениенаписано на века. Современники называли книгу святителя Димитрия боговдохновенной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дмитрий Ростовский, святитель (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651 — 1709 гг.) — происходил из шляхетского и казацкого рода. Украинский и русский церковный деятель, оратор, духовный писатель, поэт, драматург. Первый канонизированный святой в синодальный период, единственный в XVIII веке. Академик Д. С. Лихачев считал Дмитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Дмитрий Ростовский крайне много сделала для просвещения народа, боролся с пьянством и пороками, полемизировал с католиками и старообрядцами. Вошёл в историю прежде всего своими «Житиями святых», которые имели колоссальное духовное влияние на протяжении многих поколений и оказывают его до сих пор. Дмитрия Ростовского называли  «Златоуст Российской словесности», «Пастырь добрый», «Цевница духовная», «Звезда всю страну ученьми и чудесы озарившая», «райская ветвь Малороссии», «Святитель с медоточивыми устами» Творчество Дмитрия Ростовского многообразно — он писал пьесы, стихи, мемуары. Но прежде всего известны его проповеди и Жития святых — знаменитые Четьи-Минеи. О жизни и наследии Дмитрия Ростовского писали: Тургенев: «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Игнатий (Брянчанинов): «Кому в России не известны его великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений    и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?» Толской: «вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Дмитрия Ростовского.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/dmi...

Демьяны. Церковь Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пятиглавый храм села Демьяны построен в 1804 году вместо деревянного на небольшой возвышенности близ речки Ишны. Название село, согласно местной легенде, получило по имени богатыря Демьяна Куденеича, жившего здесь в 12 веке. В Демьянах на рубеже 17-18 веков была летняя резиденция ростовского митрополита Димитрия (Даниил Саввич Туптало) (1651-1709). В 1757 году Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Время сооружения церкви в селе Демьянах относится к 1804 году. В ней престолы: Воскресения Христова и святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. Церковной земли 36 десятин. Приход состоит из двух селений: Демьяны и Подывье. Всего домов 107, душ муж. пола 291, жен. пола 317. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Демьяны, казенное село при р. Ишне, в 3 верстах от Ростова; 18 дворов, 51 душа и 51 надел. Каменная пятиглавая, в связи с одноярусною колокольнею, церковь во имя Воскресения Христова и св. Димитрия Ростовского сооружена прихожанами в 1804 г., а в 1866 г. она окружена каменною оградою. Близ настоящей церкви на северо-востоке, приблизительно в 10 саженях, была церковь деревянная, разрушенная по ветхости около 1810 г. К числу особо чтимых икон принадлежит: - икона Смоленской Пресвятой Богородицы, украшенная небогатою сребро-позлащенною ризою. В прежние времена на поклонение к ней приходило много посторонних богомольцев, но в последнее время икона почитается лишь прихожанами, - икона св. Николая, украшенная такою же ризою, особо почитается лишь прихожанами. 6 декабря в честь ее с давних времен установлено празднование, продолжающееся три дня. Эта икона 200 лет тому назад вероятно была храмовая, так как храм в то время был посвящен имени этого святителя, - запрестольный крест, замечательный как по своей резной форме, так и по старине; как видно из находящейся на нем надписи, он устроен при царе Федоре Алексеевиче в 1681 г.,

http://sobory.ru/article/?object=10014

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010