В страхе стояла она неподвижно, но преподобный, обратясь к ней, сказал: «не бойся, девушка, иди и позови ко мне игумена обители Досифея». «Он лежит на смертном одре», – отвечала Анна. Преподобный подал ей шелковый плат, омоченный в миро, и велел отнести к больному. Анна пошла и у дверей келии стала звать игумена в храм от имени преподобного Иова. Больной сперва принял этот зов за мечту; потом, оградив себя крестным знамением, взял плат, положил его на себя и, почувствовав себя окрепшим, встал с постели и пошел в храм. Экклесиарх, пришедший к началу утрени, изумился, увидав того, кто вчера лежал на смертном одре. «Как это ты, отче, пришел сюда?» – спросил он игумена. «Отец наш Иов молится за нас и прислал мне исцеление», – отвечал игумен с восторгом и рассказывал, что было. Храм, построенный панною Домашевскою, поныне еще цел и цело завещание ее 1655 года, которым просит она похоронить ее в церкви, построенной ею, «по чину восточного православного исповедания». Оставляя давние чудеса преподобного Иова, припоминаем чудо наших времен. В 1832 году девица Матрона, Оренбургской губернии, три года страдавшая головною болью и отвращением ко всему святому, в Киеве видела во сне старца, украшенного сединою, и близ него некую Жену в белом одеянии. По слухам о чудесах Почаевской иконы Богоматери, отправилась она в Почаевский монастырь и здесь над мощами преподобного Иова получила облегчение, а пред чудотворною иконою полное исцеление 748 . Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовского В том же году, как скончался дивный подвижник юга преподобный Иов Почаевский , в южном местечке Макарове у благочестивого сотника Саввы Григорьевича Тупталы родился Даниил 749 , который в свое время, еще в земной жизни, явится великим светильником не для одного юга, но и для всей России. Чудное промышление Божие о Церкви русской! Юный Даниил Саввич после домашнего воспитания отдан был в киевскую коллегию и здесь проходил по порядку классы учения, ревностно и с отличными успехами. Когда коллегия во время войны была расстроена и два года (1666–1667 гг.) совсем не преподавали в ней учения, Даниил Саввич, расставшись с нею в классе риторики, 1668 года 9 июля принял пострижение и имя Димитрия в Киевском Кирилловском монастыре; это было на 18 году от роду и там, где его отец был ктитором обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Жизнеописание святого Димитрия Ростовского 454 Святой Димитрий Ростовский родился в декабре 1651 года в городке Макарове, недалеко от Киева. Мальчика назвали Даниилом; ни новорожденный, ни его родители не помышляли даже о Ростове, который для них был городом заграничным и чужим. Русские биографы святого умалчивали или, по крайней мере, не подчеркивали того обстоятельства, что великий русский святой родился на Украине, в украинской семье и был украинцем. Со времен монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, особой от Московской, жизнью, и в XVII веке, когда она вновь встретилась с Россией, оба народа оказались непохожи друг на друга, на общего предка, говорили на разных языках и нуждались для общения в переводчиках. Их объединяла вера и язык богослужения, но церкви Киева и Москвы были независимы друг от друга. Отец святого – Савва Туптало – в год рождения сына был рядовым казаком Киевского полка, но вскоре стал офицером – сотником, и даже обзавелся гербом (подражая не русскому, а польскому дворянству). Постоянной фамилией семья еще не обзавелась; сын сотника Саввы всю жизнь подписывался как «Саввич», и только раз его назвали «Тупталенко». Слишком разрушительно было нашествие монголов, и когда Украина очнулась, она сразу стала добычей сильнейшего соседа – Литвы, потом объединившейся с другим соседом – Польшей. Даниил родился гражданином единственной тогда в мире Республики (на Руси ее, во избежании соблазнов, называли без перевода с польского – Речью Посполитой), возглавлявшейся, впрочем, польским королем. В этой Польско-Литовской Республике Украина была бесправна. Но если у Украины не было своих прав и своего правительства, то у нее была своя армия – казаки. Глава этой армии – гетман – был и лидером страны, а ее офицеры – администрацией. Армия решала судьбу Украины. За исключением одного вопроса: самостоятельности. Даниил Саввич следил за политикой. Когда в 20 лет он начал вести дневник, то занес туда прежде всего политические перипетии времени своего детства, и даже год своего рождения, точной даты не помня, отнес к походу поляков на Киев. Действительно, в 1651 году, за два месяца до рождения Даниила, поляки нанесли поражение украинской армии и отобрали права, которые предоставили несколькими годами раньше, потерпев поражение от казаков. Но война продолжалась. В 1654 году Савва Туптало, уже сотник, присутствует на Переяславской раде, где казаки присягнули московскому царю. В Москве это событие стали называть «воссоединение Украины с Россией». Но до полного воссоединения было далеко, и в 1658 г. Украина возвращается к Польше; в 1659-м – опять отходит к Москве, в 1660-м – возвращается к Польше. В этом же 1660 году семья Туптало поселяется в Киеве, купив собственный дом; впрочем, Киев уже постоянно находится под властью московского воеводы. Не случайно, видимо, все потомство сотника Саввы ушло по монастырям, не только три дочери, но и единственный сын. Даниил не пошел по стопам отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экклесиарх, пришедший к началу утрени, изумился, увидав того, кто вчера лежал на смертном одре. «Как это ты, отче, пришёл сюда?» спросил он игумена. – «Отец наш Иов молится за нас и прислал мне исцеление», отвечал игумен с восторгом и рассказывал, что было. – Храм, построенный панной Домашевской, поныне ещё цел и цело завещание её 1655 года, которым просит она похоронить её в церкви, построенной ею, «по чину восточного православного исповедания». Оставляя давние чудеса преп. Иова, припоминаем чудо наших времён. – В 1832 году девица Матрона, Оренбургской губернии, три года страдавшая головной болью и отвращением ко всему святому, в Киеве видела во сне старца, украшенного сединой, и близ него некую жену в белом одеянии. По слухам о чудесах Почаевской иконы Богоматери, отправилась она в Почаевский монастырь и здесь над мощами преп. Иова получила облегчение, а перед чудотворной иконой полное исцеление 353 . † Преставление святого Димитрия, митрополита Ростовского В том же году, как скончался дивный подвижник юга преп. Иов Почаевский , в южном местечке Макарове у благочестивого сотника Саввы Григорьевича Тупталы родился сын Даниил 354 , который в своё время, ещё в земной жизни, явился великим светильником не для одного юга, но и для всей России. Чудное промышление Божие о Церкви Русской! Юный Даниил Саввич, после домашнего воспитания, отдан был в Киевскую коллегию и здесь проходил по порядку классы учения, ревностно и с отличными успехами. Когда коллегия во время войны была расстроена, и два года (1666–1667 г.) совсем не преподавали в ней учения, – Даниил Саввич, расставшись с ней в классе риторики, 1668 года 9 июля принял пострижение и имя Димитрия в Киевском Кирилловском монастыре; это было на 18 году возраста его и там, где отец его был ктитором обители. Савва Григорьевич отличался живой любовью к благочестию. Посвящая милого сына на служение Господу, он построил в обители трапезный храм в честь вмч. Димитрия – ангелу сына-инока. Три дочери его, сёстры Даниила Саввича, были одна за другой игуменьями Иорданской женской обители, и сама эта обитель устроена заботливостью Боголюбивого Саввы Григорьевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Украина чем-то напоминала Палестину времен Христа – не только горестной политической судьбой и Днепром – русским Иорданом. Как во время оно Иудея, Украина была единственной территорией Европы, где сходились представители самых разных культурных традиций. Украинцы были открыты всем культурам – и греческой ортодоксии, и русскому православию, и польскому католицизму, хотя столицы этих культур были не в ладу друг с другом. Открытость границ создавала редкую открытость духа. Этой духовной открытости Даниил научился в Киевской духовной школе – Коллегиуме, крупнейшем, пожалуй, учебном заведении православного мира. Полный курс был рассчитан на одиннадцать лет, но достоверно известно, что Даниил прошел лишь начальные классы – с 1662 по 1665 год, когда ректором академии был архимандрит Иоанникий Голятовский 455 . Быть может, Даниил учился здесь и в 1667–1669 годах, когда Голятовского временно заменил игумен Мелетий Дзек. Даниил знал польский – на нем он вел дневник и писал письма, латынь – она открывала ему мир западного богословия, а также греческий язык. Наконец, церковнославянский был своеобразным ключом к сокровищнице вековой святыни Руси – и Малой, и Белой, и Великой. Но мало иметь ключи. Ключом можно открыть дом, чтобы его разорить. Выпускники киевской Академии становились подчас ярыми католиками или протестантствующими антилатинистами, а то перенимали русское неприятие всех и вся, в том числе неприятие византийской учености. В эпоху, когда «Бога превратили в оружие», ученый подчас очень походил на невежду. 9 июля 1668 года Даниил Саввич приносит Богу монашеские обеты целомудрия, бедности, послушания. Постриг его игумен Киевского Кирилловского монастыря и – тогда – глава Академии Мелетий Дзек. Даниил стал Димитрием. Под духовным водительством своего учителя и игумена Димитрий пробыл четырнадцать лет. Через девять месяцев игумен посылает Димитрия во владения Дорошенко, и там, в Каневе, митрополит Киевский Иосиф посвящает восемнадцатилетнего монаха в первый духовный сан – дьякона. Приняв посвящение в диаконы у митрополита Иосифа, Димитрий вернулся – жил в Кирилловском монастыре, как и игумен Мелетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Кирилловский монастырь Акварель Федора Солнцева, 1843 г. Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» 2 мин., 22.12.2014 Поделиться Чудесный случай, ставший прообразом для написания икон Божией Матери «Нечаянная радость», был впервые описан святителем Димитрием (1651–1709), епископом и чудотворцем Ростовским. Святитель Димитрий был замечательным церковным проповедником и духовным писателем своего времени. Святитель (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макарово, недалеко от Киева, в семье рядового казака Макаровской сотни Киевского полка Саввы Туптало-Саввича. Изначально отрок Даниил обучался на дому, а в одиннадцать лет поступил в Киевское братское училище. В этом училище Даниил проучился всего четыре года вместо положенных одиннадцати лет. Однако за недолгие годы обучения будущий святитель в совершенстве изучил церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Под руководством ректора училища Иоанникия (Голятовского) Даниил также овладел искусством риторики и ораторского мастерства. В 1668 году Даниил принимает монашеский постриг в киевском Кирилловском монастыре с именем Димитрий. В 1675 году, в Густынском монастыре, Димитрия возводят в сан иеромонаха (священника в монашестве). В это время ему было всего 24 года, однако он уже был известен как проповедник. С 1677 года Димитрий начинает путешествовать по монастырям Малороссии, останавливаясь в них на недолгий срок, произнося проповеди и духовно возрастая сам. Святитель Димитрий Ростовский. Икона-портрет. Россия, последняя треть XVIII в. В 1681 году он становится игуменом Максаковского Преображенского монастыря, расположенного недалеко от реки Десны. Однако уже в 1684 году он перебирается в Киево-Печерскую Лавру, где впоследствии создает свой самый главный труд – «Четьи минеи» или «Жития святых». Эта работа велась святителем не только в Лавре, но и в других местах, где ему приходилось оказываться по послушанию и воле Божией (например, в Батуринском Николаевском монастыре). В 1689 году будущий святитель посещает Москву, а в 1699-м становится настоятелем Спасского Новгород-Северского монастыря. Этот монастырь стал последним для святителя Димитрия, где он был настоятелем. В 1702 году, уже будучи епископом, он назначается на Ростовскую кафедру, где и совершает свой подвиг святительства, то есть учительства и просвещения простого народа. Именно в Ростовской земле святитель Димитрий в полноте раскрыл данный ему Богом дар проповедничества. 28 октября 1709 года святитель Димитрий отошел ко Господу, во время молитвы, стоя на коленях. К лику святых в чине святителя, за свои огромные проповеднические и просветительские труд, Димитрий Ростовский был причислен в 1757 году.

http://foma.ru/svyatitel-dimitriy-rostov...

Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в декабре 1651 года в местечке Макарово недалеко от Киева. Родители его были глубоко преданы Православной Церкви. Отрок Даниил, воспитываясь в благочестивой религиозной атмосфере, вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. В 1668 году Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Вскоре Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем). Несколько лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максаковской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также большие литературные дарования, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (житий святых) на весь год. Работа над этим монументальным трудом стала для иеромонаха, а затем святителя Димитрия делом всей его жизни – с 1684 по 1705 год. Составление Четиих Миней требовало от иеромонаха Димитрия величайшего напряжения сил. Он обратился к широкому кругу источников, занимался исследованием и анализом их, закладывая тем самым фундамент отечественной научной агиографии. Считая издание житий святых первостепенной задачей, иеромонах Димитрий одновременно строго исполнял другие церковные послушания, являясь поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Но через некоторое время, учитывая важность научного труда и слабое здоровье святителя, император отменил свой указ, и вскоре святитель Димитрий получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл в 1702 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава I Святитель Димитрий, в мире Даниил Саввич Туптало, один из знаменитейших иерархов вашей отечественной церкви, как по святости своей жизни, так и по своему обширному уму, по разносторонней учености, редкой в его время образованности и нравственному влиянию, происходит из древнего малороссийского рода дворян Туптало. Родители его были: отец Савва, служивший сотником в малороссийском войске и мать по имени Марья. Даниил родился в декабре месяце 1651 г. в небольшом малороссийском городе Макарове, находящемся в недальнем расстоянии от Киева. Когда Даниил достиг отроческих лет и был уже достаточно обучен чтению и писанию по-славянски, родители отдали его для дальнейшего образования в Киев, в Богоявленский-Братский Училищный монастырь, где кроме философии и словесных наук были преподаваемы и различные иностранные языки. Отличаясь природною остротою своего ума и особенным прилежанием к учению, Даниил не менее отличался и редкими своими нравственными качествами: благонравием, благочестием и безукоризненным поведением, которые ему снискали расположение всех старших. Зная цену времени, он дорожил им, и когда его сверстники бесполезно тратили оное на свои детские игры и пустые забавы, он прилежно занимался чтением книг, преимущественно духовных – Св. Писания, творений святых отцов и житий святых и, воодушевляясь сказанием о их подвигах, и сам помышлял о том, чтобы, нравственно усовершаясь, удостоиться быть их подражателем. По совершенном окончании своего учения, и когда ему уже исполнилось 17 лет от рождения, он решился, не вступая в мирскую многомятежную и суетную жизнь, посвятить себя исключительному служению Господу, избравши путь иноческий. Испросив на сие благословение родителей, он поступил в Киевский Троице-Кирилловский монастырь, где в скором после того времени, 9 июля 1668 года, был пострижен в монашество Игуменом Мелетием и наименован Димитрием. Сделавшись иноком, он стал еще строже следить за собою, дабы не только по названию быть иноком, но и на самом деле: упражнялся в смирении, послушании и братолюбии, ревнуя быть подражателем великих первоначальников Печерских Антония и Феодосия и иных преподобных иноков, в подвигах благочестно поживших и Богу благоугодивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

К Филарету не подходит название рыцаря. В нем слишком много первосвященнического и гиератического. Иннокентий был рыцарем и поэтом, искавшим на земле отражений неба. Приложение Краткие сведения о жизни и деятельности русских проповедников Святитель Дмитрий Ростовский 1651–1709 Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в декабре 1651 г. в Малороссии, в местечке Макарово, в 40 верстах от Киева по Житомирскому тракту 1286 . Отец его Савва Григорьевич состоял в 1650 г. на службе казаком Макаровской сотни Киевского полка. Впоследствии стал сотником, скончался в 1703 г. Мать звали Марией Михайловной (умерла в 1689 г.). Родители отличались глубокой набожностью и искренним благочестием. Три младшие сестры Даниила впоследствии тоже приняли монашеский постриг 1287 . Первоначальное образование будущий святитель получил дома. В 1660 г. родители его переехали в Киев. В одиннадцать лет Даниил поступил в Киево-Могилянскую коллегию, ректором и преподавателем которой был известный схоластический проповедник Иоанникий Галятовский. Здесь юный Даниил изучил греческий и латинский языки, усвоил классические науки. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского. Постриг совершил игумен Мелетий Дзика в Кирилловском монастыре. 25 марта 1669 г., в праздник Благовещения, инок Димитрий был посвящен в иеродиакона (в городе Каневе), 23 мая 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, в Густынском монастыре рукоположен архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем в иеромонаха и назначен проповедником при Успенском кафедральном соборе города Чернигова. Слава о молодом проповеднике распространилась быстро. Его стали приглашать к себе мирские и духовные власти. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий проповедовал Слово Божие в различных монастырях Украины, Белоруссии и Литвы. В 1677 г. он уехал в Литву, где пробыл почти полтора года. Здесь он основательно изучил польский язык и польские нравы, обстоятельно познакомился с римско-католическим вероучением не только по книгам, но и по наблюдениям за церковно-общественной жизнью. Личное знакомство с латино-польскими писателями и польскими духовными лицами дало ему возможность убедиться, с одной стороны, в печальном положении и шаткой будущности православия в Польше, с другой – сознательно обратить свои симпатии к Московскому государству 1288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако мнение это является спорным. Крупнейший исследователь жизни свт. Димитрия прот. Александр Державин прямо признает его ошибочным: «Исследователь истории юго-западной России Эйнгорн утверждает, что в 1665 году никакого нашествия на Киев гетмана Дорошенко не было, а, следовательно, и Коллегия в этом году разрушена быть не могла 24 . Ссылаясь затем на показание киевского воеводы Шереметева, который в мае 1666 года говорил дьяку Евстафию Фролову, что «в Киеве школа заведена до приезду его, боярина и воеводы, при прежних воеводах, и в той школе ныне учатца Киевские жители, всяких чинов люди» 25 , Эйнгорн полагает, что в 1665 и 1666 годах ученье в Киевской коллегии не прекращалось, и, следовательно, Даниил Саввич Туптало мог закончить в ней свое образование» 26 . Склоняется к этому мнению и прот. Ф.И. Титов, указывающий на то, что сочинения свт. Димитрия, не исключая и самых ранних по времени написания, являют в нем человека вполне научно образованного 27 . Из Коллегии Даниил вынес хорошее знание риторики, латинского и, в меньшей степени, греческого языков. В восемнадцать лет, 9 июля 1668 года, Даниил принимает монашество в Кирилловом монастыре, расположенном в трех верстах от Киева, получив в постриге имя Димитрий в честь вмч. Димитрия Солунского 28 . Постриг совершил игумен монастыря Мелетий (Дзик). Весной 1669 года монах Димитрий прибыл из Киева в зарубежный город Канев, и в праздник Благовещения был рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Иеродиакон Димитрий жил в Кирилловом монастыре довольно долго – около семи лет. Здесь в 1671 году он начал писать свой «Диарий» 29 или записки на польском языке. В 1675 году состоялось назначение иеродиакона Димитрия проповедником в Чернигове при блюстителе Киевской митрополичьей кафедры архиепископе Лазаре (Барановиче). В этом же году от руки архиепископа Лазаря в день Св. Духа он принимает сан иеромонаха. В Чернигове иеромонах Димитрий оставался до 31 июля 1677 года, находясь к кругу таких ученых людей, как Иоанникий Голятовский и Адам Зерникав 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010