Реформы Петра I были направлены к умственному развитию русского народа. Духовное просвещение быстро возрастало. Умножилась разнообразная литература. Под влиянием просвещения заметно стали слабеть грубые формы народного суеверия, но к сожалению, развелось обили е сектантов разных толков. Массы простого народа не понимали пользы в реформах, а потому относились к ним недоверчиво. Петр I обратил внимание на разъяснение народу действий правительства и для укрепления своей власти ставил на государственные и церковные должности людей способных и одаренных. Таким был и святитель Димитрий, Митрополит Ростовский. Он был преданным архипастырем православного русского народа. Энергичный, живой, восприимчивый, горячо любивший свой народ и Родину, он отдал ей все свои могучие дарования духа и не остался глухим к нуждам своего народа. Задачей настоящего сочинения и является описание жизни, деятельности и гомилетического наследия Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Глава I. Жизнь и деятельность Святителя Димитрия митрополита Ростовского Детство и школьные годы Святитель Димитрий, в мире Даниил Саввич Туптало 1 , родился в декабре 1651 г. в местечке Макарово на Украине. О своем рождении Святитель Димитрий пишет так: «Родители мои Савва Григорьевич и Мария Михайловна, законным браком сопряженны е христиане благочестивые, во греде Макарове. Во гресех роди мя мати моя ажна (1651) года, месяца декабря, и наречено бысть ми имя Даниил: в тот час была воеводина Радзивилова; и крещением святым просвещен» 2 . Януша Радзивилова, Молдавская княжна, сестра жены Тимофея Хмельницкого, была восприемницей при крещении Даниила 3 . Отец, Савва Григорьевич, был рядовым казаком Макаровского киевского полка, в войске Богдана Хмельницкого, а впоследствии сделался сотником. Кроме сына Даниила у них было три дочери: Памфилия, Феврония и Параскева, которые впоследствии все приняли монашество и были преемственно игуменьями ими же основанного Никольского Иорданского монастыря. Уже это одно обстоятельство красноречиво говорит о высоком религиозно-нравственном настроении семьи сотника Саввы Григорьевича Туптало. Отец святителя Димитрия, как воин, всегда был в рядах защитников Православия. В 1671 г. во время отражения нападения поляков был захвачен в плен и отведен в Польшу, где пробыл три года. Последние годы своей жизни он посвятил служению Церкви, приняв звание ктитора Киевского Кирилловского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Першинское (Першино). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1815 году, когда старая деревянная церковь “стала клониться к разрушению”, Першинцы и Их соседи из деревень Песков, Морозовой, Савинковой и Бисеровой решили построить каменную церковь на добровольно собранные средства. В том же году развернулись работы по заготовке камня на “каменной горе” и поделка кирпича, приобретен проект здания, разработанный по чертежам Академии художеств Пермским губернским архитектором Васильевым и состоялась закладка здания. Строительство осуществляла бригада рабочих под руководством подрядчика (прораба) Василия Бещанцева из Екатеринбурга (ныне Свердловск). Хозяйственником стройки с 1815 по 1817 гг. являлся Помазкин Елисей Саввич (1760 г.р. – 1818 г.с.), а идейным организатором строительства был Першинский священник Попов Даниил Алексеевич (1760 г.р. – 1824 г.с.). Артель Бещанцева в 1816 году и в начале 1817 года соорудила фундамент и выстроила первый этаж здания. Работы приостановились из-за недостатка собранных средств по причине неурожая хлеба. В 1819 году Новым Екатеринбургским подрядчиком Андреем Кочергиным строительство возобновилось и в 1820 году каменные работы были закончены. В том же году нижний этаж был пущен в эксплуатацию. Неурожайные годы снова прервали строительство. Здание церкви имело не привлекательный вид и только в 1823 году артелью нового подрядчика Филиппа Андреевича Букина произведена наружная и внутренняя штукатурка здания за 5500 рублей и 500 пудов муки. Каменная кладка обошлась в 6000 рублей, а всего сооружение здания церкви (без культового оборудования) потребовало около 12000 рублей. В три раза больше расходов пошло на внутреннее оборудование и культовое убранство храма, которое продолжалось 17 лет. К 1837 году на все расходы по Першинской церкви уже ушло 57107 рублей 79 копеек. Из чего они составились? Средства прихожан – 86%; Собрано сборщиками на стороне – 14%, Львиную долю средств составил хлеб, пожертвованный крестьянами в количестве 30000 пудов (около 5000 ц), крестьянского холста пожертвовано около 35000 метров.

http://sobory.ru/article/?object=06057

Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны отец Димитрий запоминал до мельчайших подробностей. С увлечением занимаясь порученным ему делом, игумен Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами Украинской Церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Игумен Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения. Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 году Киевский митрополит Гедеон (Святополк, князь Четвертинский; † 1690) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда. По ходатайству гетмана из Москвы для игумена Димитрия были высланы Великие Четии-Минеи митрополита Макария. Первая книга игумена Димитрия вышла в январе 1689 года. В 1690 году была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду игумена Димитрия и благословил его продолжать составление Четии-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками. В 1692 году политическая обстановка на Украине снова обострилась. И игумен Димитрий, желая скорее окончить свой труд, 14 февраля 1692 года вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу. В 1695 году вышла из печати вторая книга. Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

...В декабре 1651 года неподалёку от Киева, в местечке Макарове, родился Даниил Саввич Туптало. Родители его были ревностными христианами и с детства привили мальчику нерушимые правила православного благочестия. Когда ему было одиннадцать лет, отец и мать переехали в Киев и отдали Данилушку в Киево-Могилянскую коллегию. Таланты мальчика вскоре стали известны всему городу - он мгновенно всё схватывал и отличался немереным трудолюбием. В совершенстве изучил греческий и латинский языки, многие классические науки, наизусть запоминал огромные тексты. Ему ещё не было и семнадцати, когда он принял монашеский постриг, взяв себе имя в честь Димитрия Солунского. Ещё через семь лет Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха. Около десяти лет иеромонах Димитрий подвизался в разных монастырях, был игуменом Максимовской обители, Батуринского Никольского монастыря. Наконец, наступил значительный для русской православной книгописи год 1684-й. Настоятель Киево-Печерской лавры Варлаам (Ясинский) призвал иеромонаха Димитрия к себе и высказал ему важнейшее поручение - составить Четьи-Минеи на целый год. Димитрий покорно взялся за это дело. Как оказалось - подвластное только ему. О карамзинской " Истории государства Российского " Пушкин сказал, что древняя Русь открыта Карамзиным подобно тому, как была Колумбом открыта Америка. Православному человеку " Жития святых " Димитрия Ростовского не грех поставить выше " Истории " Карамзина. По масштабу сей труд грандиознее. По духовному значению - величественнее. Двадцать лет, не покладая рук, он составлял свои Четьи-Минеи, сопоставляя различные источники, стараясь изложить жития святых языком, доступным сердцу читателя. Сам он говорил, что душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. А ведь ему одновременно приходилось ещё исполнять архипастырское служение! Уму непостижимо, как один человек мог делать столько! Более семи лет он являлся митрополитом Ростовским. В шестьдесят восемь лет, изнурённый трудами, святитель предсказал свою скорую кончину, определил место для погребения и предал душу Господу 28 октября 1709 года. В 1752 году в соборной церкви монастыря святителя Иакова производили ремонт, могилу вскрыли. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нём рукописи полностью истлели, зато тело Димитрия, а также омофор, саккос, митра и шёлковые чётки сохранились нетленными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

н. Дмитровскую. Президиум Мособлисполкома постановляет… Покровскую церковь закрыть, а здание использовать в указанных целях». Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рузе закрыли в 1933—1934 гг. Сначала в ней разместился рентгеновский и светолечебный кабинеты рузской больницы, а потом долгое время он использовался в качестве больничного морга. После реставрации в конце 1980-х гг. в храме разместился Рузский районный краеведческий музей. Во процессе этой реставрации была установлена утраченная церковная ограда. В 2000 г. общине храма под руководством благочинного Рузского церковного округа удалось добиться у администрации района передачи для богослужения верхнего храма. Нижний этаж по-прежнему занимал музей. Спустя некоторое время, Покровский храм полностью передан рузскому благочинию. При храме была образована приходская община, на плечи которой выпала реставрация святыни города Рузы - Покровского храма. Даже, когда церковь реставрировалась, в ней стали совершаться богослужения. Прихожане Покровского храма в Рузе почитают своими небесными заступниками двух святых середины XVII– начала XVIII столетия: святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, а также семерых Рузских новомучеников XX столетия. Большая икона пятерых из них «Образ святых новомучеников в земле Рузской просиявших» помещена в иконостасе нижнего храма. Она была написана, как следует из описания сайта Рузского краеведческого музея, местными художниками братьями Юрием и Валерием Ивановыми в 2006 году. Святитель Митрофан (Михаил) Воронежский и святитель Димитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) были яркими церковными деятелями не простой исторической эпохи, на которую пришлись старообрядческий раскол, гонения на православие на Украине со стороны польских властей и петровские преобразования, ознаменовавшиеся давлением на Церковь уже со стороны российской власти. Пути двух святителей во многом отличались. Димитрий Ростовский знал множество языков, был книжным монахом, поэтому и вошел в историю, прежде всего, как автор четырехтомного труда Четьи-Минеи («Книга житий святых»).

http://sobory.ru/article/?object=01775

В 1696 году ему предложили занять место игумена в Киевском Кирилловом монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 года, с возведением в сан архимандрита, Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем. На новом месте архимандрит Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению архимандрита Димитрия монастырь покупал хлеб и кормил голодающих. В 1700 году архимандрит Димитрий закончил свою третью книгу «Жития святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам отец Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план на основе «Житий святых» сделать одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так появилась новая книга «Мартиролог вкратце». В 1701 году указом царя Nempa I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифилий, Нижегородский Исайя, Рязанский Стефан. После посвящения митрополит Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению «Житий святых» вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена и вскоре он получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года. По приезде в Ростов митрополит Димитрий сразу же отслужил Божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Последним черногорским владыкой был знаменнтый Петр Петрович II Негош (1830–1851 гг.), гениальный сербский поэт; а преемник его, племянник Даниил Петрович был первым светским наследным князем Черногории, при котором от светской власти государя отделена была духовная власть митрополита, оставшегося только предстоятелем поместной православной церкви с титулом митрополита черногорского, бердского и приморского. С 1860 г. и доселе правит Черногорией племянник убитого в Которе князя Даниила I князь Николай I, при котором не только в политико-государственном отношении Черногория достигла известной доли внешнего величия и внутреннего благоустройства, но и в церковных делах получила теперь необходимый и давно желанный канонический порядок. Что касается положения церкви в древней Зете и позднейшей Черной Горе, то исторические ее судьбы, внешние и внутренние ее отношения, до момента новейшего ее переустройства, могут быть представлены в следующих общих и кратких чертах. Со времени учреждения св. Саввой самостоятельной архиепископии в древней Сербии (в 1219 г. или 1221 г.) подчинена была ей вместе с другими вновь учрежденными епископиями, и епископия в Зете, которая, несмотря на все исторические испытания в особенности в период турецких завоеваний и господства на Балканском полуострове, неизменно продолжала существовать, то суживаясь в своих внешних границах, то возвышаясь в своем церковно-административном значении. На степень митрополии зетская епископия возвышена была в 1346 г., когда учреждено было сербское патриаршество (в Печи, в нын. Старой Сербии) ; при сербском царе Стефане Душане (Сильном). Кафедра зетского митрополита тоже переносилась с места на место, пока не установлена была в 1485 г. в Цетинье (сперва была в монастыре св.архангела Михаила на Дрене, что в нын. Подгорице 3 , потом – со времени венецианских завоеваний в Боке с конца XIY в. – в монастыре Пречистой в Крайне, а после турецких завоеваний у венецианской республики в Крайне в 1478 г. – в монастыре св. Николая на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

По словам новейшего историографа Черногории Π.А. Ровинского, еще Иван Черноевич (Иванбег) «предвидел, что митрополиту рано или поздно придется принять в свои руки управление не только церковными, но и мирскими делами, и все к тому подготовил: наделил монастырь (т.е. цетиньский) средствами, коими в то время и сам не обладал, и, не щадя ничего на красоту здания и благолепие, телесному оку черногорского народа представил в этом здании нечто никогда им не виденное, необыкновенное, чтобы еще больше привязать его к церкви и больше возвысить ее в глазах народа. Совершенно сознательно он создавал на Цетинье не мирскую державу, а церковь , которая должна была управлять всеми функциями национально-религиозной жизни» 4 . И действительно, по словам того же историографа, «эта форма спасла народ не только от грубой силы турок, но и от лукавых покушений на его индивидуальность со стороны латин, которые действовали где хитростью и интригой, а где и просто насилием... С удалением из Черногории последнего Черноевича (в Италию) народ остался окончательно один со своим владыкой, который был для него все: прежде всего, конечно, духовный пастырь, учитель веры и наставник христианской нравственности; затем вождь его в борьбе с внешним неприятелем, верховный судья и примиритель внутренних тяжб и распрей; а главное – страж народной сокровищницы, хранившей высшее благо народа, его духовную мощь и силу, народное самосознание, основанное на вере и на предании о его прежних делах и славных предках» 5 . И владыки черногорские вполне оправдали миссию, возложенную на них историческими судьбами древней Зеты и грядущими чаяниями всего православного сербского народа. В их лице православная церковь получила в Черногории подобающий ей высший духовный авторитет, несмотря даже на последовавшее затем разделение властей – духовной от светской. Когда, после смерти владыки Петра II Петровича Негоша († 1851), вступил на престол первый светский князь Даниил I Петрович Негош и отделил церковную власть от светской, тогда произведены были, и некоторые перемены в церковно-государственных взаимоотношениях: митрополичья кафедра, правда, оставлена была в цетиньском монастыре, но недвижимое ее имущество перешло к государству, а митрополиту, архимандриту и протодьякону было назначено жалованье от государственного казначейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

ДЕР БАЛИЗЕ , фрагменты Дер Бализе (Der Balyzeh, Dair-Balaizah) – монастырь в Египте, на юге Ассиута, где в 1907 г. учеными W. Flinders Petrie и W. Crum был обнаружен папирус, содержащий литургические рукописи VI в. (литургии св. Серапиона, св. Марка, египетскую традицию). Любопытно то, что в этих текстах эпиклезис расположен до установительных слов. Символ веры , который там содержится, близок краткому символу Апостольского Предания св. Ипполита Римского . Найденный папирус хранится в Bodleian Library (Оксфордский университет). ДИОНИС (Вакх) – в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону – богу родовой аристократии. В философии и искусстве Новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Д. – олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно. В честь Д. справлялись празднества: Дионисии и Вакханалии, из которых позднее произошли трагедия – буквально «песнь о козле» (козел – священное животное Диониса, его воплощение, его спутники имеют козлиные ноги) – и комедия. ДИОНИСИЙ († 1632) – архимандрит Троице-Сергиевой лавры с 1610 г.; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611–1612 гг. рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов. После патриарха Гермогена едва ли не более всех способствовал умиротворению России в период Смутного времени. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (I в.) – первый афинский епископ. С его именем связан корпус сочинений (Ареопагитик), где дано отрицательное (апофатическое) обоснование понимания Бога. В новоевропейской науке эти сочинения приписываются автору V в. (Псевдо- Дионисий Ареопагит ). ДИМИТРИЙ , св., митрополит Ростовский (Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – составитель новой редакции Четий-Миней. Поддерживал реформы Петра I, с условием невмешательства государства в церковные дела. Автор пьес (напр., «Рождественская драма», 1702) и антираскольнических сочинений. Причислен к лику святых в 1752 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Даша – племянница схимонахини Анатолии (Труновой). – 193, 194. Делянов Давыд Иванович – генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года. Поступил на службу в 1773 г., произведен в генерал-майоры в 1813 г. Пожалован на дворянское достоинство в 1829 г. Был хозяином села Железники после его продажи отцом старца Макария. Похоронен в Калужском Лаврентиевом монастыре. – 7. Д-ея (Досифея) – игумения, настоятельница Казанского Богородичного монастыря, † 1865. В мире Веревкина, родом из дворян. Пострижена в монашество в Тихвинской пустыни Курской епархии. В 1827 г. произведена в игумении Тверского Христорождественского монастыря. В 1849 г. переведена в настоятельницы Казанского монастыря. При ней были устроены пневматические печи в местном соборе, приподнят иконостас в Никольском соборе, увеличена глава на колокольне и позолочены глава, крест и яблоко. В 1851 г. м. Досифея награждена золотым наперсным крестом. В 1863 г. она представила проект на постройку в монастыре каменного двухэтажного корпуса с церковью во имя св.Софии, общей трапезой и больницей в нем, но за ее смертью проект не был осуществлен. – 195. Димитрий – великомученик Солунский. † около 306. Память 26 октября. – 68. Димитрий – святитель Ростовский. Декабрь 1651 † 28 октября 1709. В мире Даниил Саввич Туптало. Родился в местечке Макаров, недалеко от Киева. Его отец был сотником и ктитором киевской Кирилловской обители. Окончил Киевское Братское училище. На 18 году жизни поселился в Кирилловском монастыре, где в 1668 г. пострижен в иночество. На Благовещение 1669 г. рукоположен во иеродиакона. В 1675 г. архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем посвящен во иеромонаха. Около двух лет служил по его приглашению проповедником в соборном и других храмах Черниговской епархии и скоро стал известен благодаря своему красноречию. В 1677 г. отправился в Новодворский монастырь, в Литву. По дороге проповедовал в Вильне, Слуцке, Братском Преображенском монастыре. В 1679 г. прибыл в Батурин и поселился в Николаевском Крупицком монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010