Второй прием, в известной мере аналогичный первому, я применяю к юридическим памятникам – преимущественно к «Русской Правде». Это прием литературной трактовки литых юридических формул – я задаюсь каждый раз вопросом, какие конкретные варианты житейских ситуаций имелись в виду авторами этих памятников. Памятуя крылатые слова Ключевского: «Русская Правда – хорошее, но разбитое зеркало русского права Х1-ХΙΙ веков», я думаю, что они применимы не только к праву, но и ко всему многообразию реальной жизни, которую законодатели тщились уложить в прокрустово ложе своей воли. Только точнее бы сказать не о зеркале, а опять же о призме. Третий прием требует некоторого пояснения. Мне с самого начала была видна неизбежность распределения моего материала («людей», их «быта» и «нравов») по отстоявшимся социальным категориям: народные массы, вовлеченные в сеньорию (челядь), они же, оставшиеся в составе общины (смерды), и феодалы двух видов – светские и церковные. Но это грозило придать всему построению статический характер. Чтобы этого не случилось, мне представилось необходимым ввести в композицию каждой главы мотив динамики во времени. А кроме того, передо мной вставала облеченная в плоть и кровь фигура субъекта, способная к социальной передвижке – на деле или в потенции, все равно. В сложном и извилистом ходе этого процесса, завязывающего и рвущего узлы в жизни «людей», есть своя не только продольная, во времени, но и, так сказать, поперечная динамика, мятущая людей как в географическом, так и в социальном пространстве – пока их прочно не прибьет к тому или иному берегу, общественному стандарту. А раз так – стоило задаться вопросом: неужели в литературе эпохи не отразилась жизненная ситуация, когда резко менялся социальный статус человека? В поисках подобных ситуаций бесполезно идти привычным путем. И я решил реконструировать человека, недостававшего среди вовлеченных в мое исследование «людей», – я решил реконструировать читателя, на которого было рассчитано произведение и для которого оно имело животрепещущий интерес. Этот прием, если бы он удался, позволил бы мне ввести найденный культурно-исторический тип в мое изложение как действующее лицо и как своего рода реактив при пользовании теми или иными историческими памятниками с их стандартными формулировками. Я попробовал применить этот прием к произведению, которое еще в давние времена задело мое воображение, – к «Слову Даниила Заточника», довольно позднему, но зато итоговому и разностороннему, острому и вдумчивому «человеческому документу» из литературного наследия эпохи (ХΙΙ-ХΙΙΙ века).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Автору Благодарю Вас за статью. Для благочестивого правления страной важно также то, какие советы будут давать правителю ближайшие его доверенные лица-советники. В «Повести Древней Руси XI-XIII в.» об этом было когда-то сказано так: «Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят! С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится». («Слова Даниила Заточника, написанные им своему князю Ярославу Владимировичу»: Лениздат, 1983, стр. 423.) Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Как празднует дни рождения отшельница Лыкова и что делает? Стала известна профессия кислотного маньяка в Подмосковье В этом регионе России заболеваемость туляремией выросла Обычный день стал ужасом для мамы малышки из России Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/13/ka...

Или – в «Молении Даниила Заточника»: «Да раскрою в притчах загадки мои». То есть к образности люди изначально прибегали потому, что с помощью неё можно было достичь того, чего невозможно было достичь другими формами сознания, – из-за её так сказать универсальности и ничем не заменимости. Но, к сожалению, наше позитивистское сознание и самой притче придает значение не иносказательное и образное, а поучительное и дидактическое (см. «Притчи». М., «Мирос», 1994 г.) Образный – это не только иносказательный и окольный, но, прежде всего сущностный, вбирающий в себя главное содержание. Ведь само слово образ происходит от – резать (М. Фасмер), обрезать, и надо полагать, удаляя все лишнее, оставляя лишь основное. Образ – значит вещь подлинная, истинная, достойная подражания. Отсюда – образец, служащий эталоном и мерилом. Отсюда так же происходит и – образованный, образование. То есть первоначальное значение слова образованный значило мыслящий образами. Подозреваю, что слово безобразный, как некрасивый, неприглядный, уродливый происходит от – без образный… Ну, и главным подтверждением огромного значения образного мышления в русском самосознании является то, что иконы у нас называются образами. Можно сказать, что образное мышление является вершинным проявлением самопознания человека. И свойственно оно человеку искони, так как ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца и тайну человеческого бытия. А потому уклонение от образности, вытеснение её из общественного сознания, является верным признаком общего упадка жизни, сопровождаемого риторикой о прогрессе, предполагающем конечное познание жизни, то есть её обессмысливание и катастрофический перерыв в её постепенности. И действительно в последующем это основное значение понятия и слова подвергается подмене. Образ уже понимается всего лишь как внешний вид, очертание. То есть, слово искажается на прямо противоположное значение – вместо главного, сущностного, оно понимается как внешнее. По логике первоначального значения как раз то, что подлежало удалению и «обрезанию», как второстепенное, становится главным… Этот малый экскурс в этимологию слова образ совершенно необходим для понимания дальнейшего повествования.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Так и мы, господине, жаждем милости твоей. Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне – горе лютое; Кому Белое озеро, а мне – черней смолы; Кому Лаче озеро, а мне, на нем живущему, плач горький; И кому Новгород, а по мне – и углы развалились, Ибо не процвела там моя судьба. Друзья же мои и близкие мои – и те отвергли меня, Ибо не предложил им трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной, опуская руку со мною в блюдо, А в несчастье ведут себя как враги, Помогая даже сбить меня с ног; Очами плачут со мной, а в душе смеются надо мною. Поэтому не верь другу и не надейся на брата. Правду ведь сказал князь Ростислав: «Лучше бы мне смерть, чем Курское княжение»; Так же и для мужей: Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете. Как и Соломон сказал: «Ни богатства, ни бедности, Господи, не дай мне. Если буду богат – возгоржусь, Если же буду беден – задумаю воровство и разбой, Как женщины распутство». Потому-то я и взываю к тебе, плененный нищетою: Помилуй меня, потомок великого царя Владимира, Да не восплачу, рыдая, как Адам о рае; Пошли тучу на землю убожества моего. Ибо, господине, богатый муж везде известен, Он и на чужой стороне друзей имеет, А убогий и в своей презренным ходит. Богатый заговорит – все умолкнут И вознесут речь его до небес, А убогий заговорит – все на него крикнут. Чьи одежды светлы, тех и речь честна. Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, Как серну от сетей, Как птенца от силков, Как утенка от когтей ястреба, Как овцу от львиной пасти. Я ведь, княже, как дерево при дороге: Многие обрубают его и бросают в огонь; Так вот и я обижаем всеми, Ибо не огражден страхом наказания твоего. Как олово гибнет, часто переплавляемое, Так и человек, претерпевающий много бед. Ведь никто не может ни солью питаться, ни в печали размышлять. Всякий человек находчив и мудр, когда судит о чужой беде, А к своей ума не приложит. Злато испытывается огнем, а человек бедами. Пшеница, долго мучимая, становится чистым хлебом, А человек, будучи в печали, обретает зрелый ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Слово» печатается по списку XVII в., «Академическому» (название дано по бывшему месту хранения: библиотека СПб. Духовной академии), лучше других сохранившему первоначальный текст. Шифр рукописи: РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 43/1120. При переводе и комментировании «Слова» использованы перевод и комментарий Д. С. Лихачева, опубликованные в кн.: ПЛДР, 2, с. 388–399, 688–690. СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА, КОТОРОЕ ОН НАПИСАЛ СВОЕМУ КНЯЗЮ, ЯРОСЛАВУ ВСЕВОЛОДОВИЧУ Вострубим, как в златокованные трубы, в разум ума своего И начнем бить в серебряные органы плетения мудрых словес своих. Восстань, слава моя, восстань в псалтири и в гуслях! Встану рано, исповедуюсь тебе; Да раскрою в притчах раздумья мои И возвещу народам славу мою. Ведь сердце разумного укрепляется в теле его красотою и мудростью. Был язык мой – словно трость книжника-скорописца, И сладкоречивы уста, как быстрые струи речные. Поэтому вознамерился я написать о всех оковах сердца моего И разбил их с ожесточением, как древние – младенцев о камень. Но боюсь, господине, осуждения твоего, Ибо я – как та смоковница проклятая: Не имею плода покаяния. Ведь сердце мое – как лицо без очей, И был ум мой – как филин на развалинах. Радел я – И дерзостью погубил свою жизнь, как хананейские цари; И покрыла меня нищета, как Красное море фараона. Сие же написал тебе, спасаясь от лица убожества своего, Как рабыня Агарь от Сарры, госпожи своей. Ведал я, господине, твою благосклонность И прибегаю к дружеской твоей любви. Ибо говорится в Писании: Просящему у тебя дай, стучащему открой, Да не будешь лишен царствия небесного. Ибо написано: Возложи на Господа печаль свою, И он напитает тебя вовеки. Ведь я, княже мой, господине, Как чахлая трава, растущая в застении, На которую ни солнце не светит, ни дождь не попадает; Так и я всего лишен, Ибо огражден страхом гнева твоего, Как оградой прочной. Но не взирай на меня, господине, как волк на ягненка, А зри на меня, как мать на младенца. Взгляни на птиц небесных: Не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. «Повесть о разорении Рязани Батыем» 6. « Поучение Владимира Мономаха» (из «Повести временных лет») ( отрывок наизусть « Поучение Владимира Мономаха») 7. « Моление Даниила Заточника» 8. «Житие Бориса и Глеба»; 9 . «Житие Сергия Радонежского»,   10. «Житие Александра Невского» 11.Житие св. преподобного Феодосия Печерского 12. Житие св. Апостола и Евангелиста Иоана Богослова 13. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 14. « Хожение игумена Даниила» 15. « Хожение Афанасия Никитина» 16. « Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное» Ученик также должен иметь общее представление о следующих произведениях: «Великие Минеи Четьи», представляющие собой свод текстов, состоящий из 12 томов, которые предназначались для домашнего чтения на каждый месяц.   " Домострой " , где изложены правила поведения в семье, даются советы по ведению хозяйства, а также по поводу отношений между людьми.  К списку " наизусть "  + 6 текстов! в список наизусть по древнерусской литературе, кроме названных выше отрывков, также включены произведения из русской классической литературы, затрагивающие темы древнерусской литературы (они перечислены ниже)  - 6 текстов (указаны ниже)   Наизусть 6 текстов из русской классической литературы 1) А.С. Пушкин отрывок из трагедии " Борис Годунов " (монолог Пимена " Ещё одно последнее сказанье... " ) 2) А.С. Пушкин стихотворения " Два чувства дивно близки нам... " 3) Н. С. Гумилёв стихотворение Н. Гумилёва " Слово " 4) А. А. Блок «На поле Куликовом» (отрывок из стихотворения). 5) А.С.Пушкин об отношении к истории - цитата из письма к Чаадаеву «Клянусь честью, что ни за что на свете…» 6) Д.С. Лихачёв цитата о значимости Древнерусской литературы из статьи «700 лет русской литературы»   писок произведений  III  часть В  список  III   включены  разные произведения , которые могут заинтересовать 14-15-летних подростков, здесь можно выбирать, пробовать, откладывать, перечитывать, искать что-то похожее, открывать что-то новое. Поэтому третью часть  мы назвали «Список  выбираем, пробуем, открываем…» . Из него можно выбрать что-то по желанию и по совету родителей.

http://gymnasia-radonezh.ru/summer_readi...

ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

20 марта 2024 В статье кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Галины Серафимовны Баранковой на материале памятников древнеславянской и древнерусской книжности рассматриваются принципы конкретно-исторического, дидактического и аллегорико-символического толкования города и действующего в нем князя, его слуг и жителей. Источниками являются «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Послание князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств» киевского митрополита Никифора, произведения свт. Кирилла Туровского, «Слово» Даниила Заточника и «Пчела». Отмечается, что строение града в представлении древнерусских книжников ассоциировалось не только со строением человеческого тела, но и с моделью княжеской власти. Образно-символическая трактовка града характеризует красоту города и упорядоченность его княжеской власти как аналог созданного Богом мира, тогда как другая тенденция, аллегорико-антропологическая, связана с антропологическим толкованием города: град как состав человеческого тела, ум — князь, управляющий телом, его подданные — органы чувств. Любой обзор отечественной библиографии, относящейся к той или иной области знаний, следует начинать с задания временных и пространственных границ, определяющих начало и, возможно, конец деятельности в этой самой области, а также ее ареал, в первую очередь лингвистический, а затем и географический. Это относится к научным дисциплинам, различным направлениям литературы и искусства, прикладным видам деятельности, персоналиям и прочему. Но когда речь заходит о церковной библиографии в России, предметом исследования и обработки которой является, собственно, христианская письменность, то нам приходится говорить о полном совпадении ее «временнго начала» с началом христианской культуры в географических границах, соответствующих прежним пределам Российской империи. И если мы касаемся церковной библиографии церковнославянской, русской, украинской, белорусской книги, то географические границы нашего предмета уже включают в себя за счет «великого рассеяния XX в.» практически любую населенную территорию пяти континентов.

http://bogoslov.ru/topic/25117

Еще он не понял духа иноческого послушания. Он смотрит на запрет писать песни Дамаскина как на какое-то насильственное, незаконное действие. Не сам вызвался старец быть наставником Иоанна, но по назначению игумена. Вспомните, как поступил Иоанн Колов с Арсением Великим . Как собаке бросил он ему корку хлеба на пол, чтобы он ел и тот на четвереньки встал и съел ее. Нужно было развить дух отречения от своей воли в Иоанне, чтобы он сделался сладкозвучным органом церковных песней. Эта статья не была в церковной цензуре, по крайней мере нашей. Духовенство о крестьянском вопросе выражает свои мысли устами архиереев при открытии и закрытии комитетов. Но Григорий, Калужский епископ 891 , получил замечание за свою речь, в которой раскрывал христианский взгляд на рабство. Многих из священников тяжко осудили за поучение о сем предмете, называя их вызовом к бунту. Христианское учение так противоположно бывшим узаконениям, что его можно пред помещиками излагать, а не крестьянами. Был же один член Высшей Тайной Цензуры, который хотел запретить Евангелие, потому что оно будто бы учит социализму. Действительно осторожно нужно говорить, ибо простой народ не поймет всего, схватится за слово свободы, такое ему отрадное, а о чужой собственности не подумает. Духовенство всегда у нас являлось защитником угнетенных. Но Митрополит сострил о голосе древней церкви. Что за голос древней церкви – голос каторжного? (разумея Даниила Заточника). Не знаю, соберусь ли я в Москву на Пасху. Петру Владимировичу усердно кланяюсь. Искренно преданный Вам Петр Казанский . 1859 г., марта 4 дня. 2 Благодарю Вас за присланную Вами книжку, которая очень хороша. Не знаю, удастся ли мне быть во время Пасхи в Москве. Всю зиму ждал я, что Вы приедете к нам в Лавру. Вот Вам голос церкви о крестьянском вопросе. Вероятно, Вы прочли слово о. Иоанна об освобождении крестьян 892 , перепечатанное и в Московских и Петербургских Ведомостях. Желал бы я послушать, что о нем говорят душевладельцы. Но послушать так, чтобы мое присутствие не стесняло свободы объяснений. Синод подчинил журнал «Православный Собеседник» нашей цензуре, а слухи есть, что Государь изъявил благодарность за те самые книжки, которые подверглись осуждению Синода. Это новое слово, думаю, так много произведет говору. Одна параллель бывших наших законов о крепостном праве с законодательством Моисея, изданном за 3300 лет до сего времени, уже сильно поражает и заставляет усомниться в прогрессе рода человеческого на пути развития гуманности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На христианском Западе свт. Амросий, еп. Медиоланский (+397), отдает много сил и энергии просвещению своих соотечественников и, может быть, впервые выдвигает и обосновывает принцип религиозной дидактики: « Прежде всех законов, зафиксированных письменно, человек обретает в сердце своем неписаный вечный закон». Не менее значительный вклад в дело христианского просвещения внес и свт. Григорий Великий (Двоеслов) , Папа Римский (+604). Достаточно вспомнить его знаменитые Беседы в четырех книгах и Собеседования о жизни италийских отцов в которых он пытается изложить, прежде всего, духовно-нравственное учение Церкви. Интересно, что он избирает для этой цели именно жанр бесед, который позволяет ему «с увлекательной простотой и безыскусностью…, сделать чтение более легким и приятным», т. е. святитель думает о том, чтобы донести до слушателя и читателя в оптимально доступной форме высокие истины евангельской правды. И, конечно, даже в столь кратком перечне имен, нельзя не упомянуть великого чешского педагога Яна Амоса Каменского (+1670), который смысл всего процесса воспитания в семье, школе и церкви видел в том, чтобы «мы непременно имели бы хорошо образованных, нравственных и благочестивых людей, которые – во славу Божию, на украшение христианству и всем на пользу могли бы исполнять домашние, церковные, школьные и общественные обязанности» и предлагал дидактические разработки для достижения этой великой цели. В средневековой Руси, несмотря на отсутствие системного образования, делались попытки собирать и создавать литературу просветительского характера. С этой целью переводились сочинения свт. Иоанна Златоуста , которые идеально подходили для научения вере и воспитания добрых нравов, поскольку были составлены в форме бесед. Кроме того, активно переводились и византийские сборники изречений античных писателей и известных древних богословов, так называемые флорилегии (от лат. florilegium – букет цветов) на нравственные темы. Такова, например, чрезвычайно популярная «Пчела» (греч. Melissa). Из оригинальных древнерусских катехизических русских поучений можно указать на сочинения Илариона, митр. Киевского (+ок. 1054), прп. Нестора (+ок. 1114), Владимира Мономаха (+1125), свт. Кирилла Туровского (12 в.), Даниила Заточника (13 в). и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010