Таков был Павел, пока Господь не благоволил призвать его к апостольскому служению. И вот этот гонитель Церкви идет в Дамаск, восточный город, с теми же полномочиями от первосвященников, чтобы и там преследовать учеников Христовых. Думал ли он, что сам придет в Дамаск послушным учеником Христовым? Но так судил Господь, и Его всемогущая благодать внезапно претворила этого жестокого гонителя Церкви в ревностного распространителя учения Христова. Он уже приближался к Дамаску, как вдруг осиял его с неба свет паче солнечного. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Ужаснулся Савл, затрепетало его сердце, но он мог еще собраться с силами и спросить: «Кто Ты, Господин?» Господь отвечал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Трепещущий Савл еще дерзнул спросить: «Господи, что повелишь мне делать?» И Господь ответил ему с неба: «Встань и иди в город; там сказано будет тебе». И он встал и с открытыми очами ничего не мог видеть, потому что ослеп. Спутники взяли его за руку и привели в город. Они сами были в трепете, потому что слышали голос, но ничего не видели. В Дамаске был ученик Христов до имени Анания. Ему явился Господь и сказал: «Анания, пойди в такой-то дом и спроси там Савла, родом из Тарса». Анания отвечал: «Господи, я слышал, что этот человек пришел сюда вязать христиан и отдавать под стражу». Но Господь ответил: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами, и царями, и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько сам он должен пострадать за имя Мое». Анания исполнил волю Господню: пошел к Савлу, возложил на него руки, исцелил от слепоты и затем просветил его святым крещением. Точно другим стал после этого Савл: он тут же стал проповедовать в иудейских синагогах об Иисусе, что Он есть воистину Сын Божий, Христос, Спаситель мира, так что все дивились и не верили своим глазам, зная наверное, что пред ними тот самый Савл, который пришел в Дамаск, чтобы преследовать Христово учение, а не прославлять Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слепой, он был приведен в Дамаск и вскоре крещен христианином Ананией, который получил о том особое повеление от Бога. С прозрением духовным Савл прозрел и телесно, и по крещении присоединился к обществу верующих и стал ревностно проповедовать о Том, Кого так недавно гнал. Его проповедь о Христе так раздражала иудеев, что они хотели схватить его, но спущенный через окошко в корзине, он отошел сначала в Аравию ( Гал.1:17 ), а потом, возвратившись опять в Дамаск, уже через три года по обращении ко Христу, прибыл в Иерусалим, где и представлен братии Варнавой, который, по предании, вместе с ним учился у Гамалиила. Но и здесь он мог пробыть только 15 дней, потому что иудеи искали убить его. Узнав об этом, братия перепроводила его в Кесарию, а оттуда в Тарс. Его родину. При усилении гонения, верующие рассеялись, но апостолы, как говорит апостол Лука, оставались в Иерусалиме и, что особенно замечательно, гонение не коснулось их, хотя Савл врывался в дом верующих, извлекал их и отвал в темницы. Может быть апостолы, как державшие уже ответ перед синедрионом, и не были привлекаемы к суду и не подвергались преследованию, или же, вернее, самим Промыслом были укрываемы от гонителей. Савл испрашивает у первосвященника письма для преследования христиан в Дамаске. Хотя Дамаск был вне Палестины, но находящиеся там иудеи в религиозном отношении считали себя в зависимости от Иерусалима. По рассказу евангелиста Луки, спутники Павла стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Но апостол Павел, рассказывая о том событии ( Деян.22:9 ), говорит, что они видели свет, но голоса, говорившего Павлу, не слышали; а в другом месте, рассказывая о том же, Павел замечает ( Деян.26:14 ), что во время видения все пали на землю. Сам же Павел видел Господа (Деян.26и 1Кор.9:1 ), и свет, и слышал Господа, и разговаривал с Господом. Как, по-видимому, ни разноречивы эти показания, но все они берут только разные частности одного события. Соединяя их, можно представить случившееся с Савлом в таком порядке: когда на Савла и его спутников пролился свет, все от страха пали на землю; но спутники по прошествии некоторого времени поднялись и, слыша какой-то голос, говоривший Савлу, но не понимая того, что говорится и не разбирая самих слов ( Деян.22:9 ), пришли еще в больший ужас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

О развитии учения и термина пресуществление на Западе в XI–XII вв. и на Востоке в XV–XVII вв. мы говорили уже в первой части исследования. В виду этого свою задачу считаем законченной. Мы проследили историю развития учения о пресуществлении и пришли к тому выводу, что учение это было изначальным в Церкви. О пресуществлении учило громадное большинство отцов и учителей Церкви, которые так или иначе затрагивали вопрос об Евхаристии. Общую схему их учения можно представить в таком виде: 1) Евхаристические хлеб и вино, после их освящения оставляют свою субстанцию и делаются истинным, реальным телом и кровью Христа (Григ. Нисск., Кир. Иерус., Амвросий, Евс. Эмисс., Дамаск. и мн. др.). 2) Принимая Св. Дары, не должно полагаться на чувства, а «верою принимать, что сподобляешься истинного тела и крови Христовых» (те же и Илар. Пуатьеск.). 3) Подобием Евхаристического преложения может служить преложение пищи в тело и кровь Христа во время земной Его жизни (Григ. Нисск., И. Дамаск.). Примеры перемены одной субстанции мы видим и в чудесах, напр., претворении воды в вино, превращения жезла в змия и т. п. (Кир. Иер., Амвр., Август., Дамаск. и др.). 5) Вообще же нужно сказать, что образ преложения недостижим для человека и единственная причина его заключается во все- —140— могуществе Божием (почти все, особенно Амврос., Григ. Нисск., И. Злат.). Не можем не привести в заключение слов Лейбница, ученого насколько беспристрастного, настолько же известного глубиною своих богословских воззрений. «Древняя Церковь , говорит он, довольно ясно учила, что хлеб переменяется в тело Христа, а вино – в кровь, и отчасти здесь древние признают μεταστοιχεωσιν, каковое слово Латиняне правильно перевели словом transsubstantiatio… следовательно, как в других случаях, так и здесь Писание должно быть объясняемо на основании предания, которое хранительница Церковь простирает даже до наших дней». 1517 В. Малахов Папков А.А. Оживленная деятельность православных братств в эпоху митрополита Петра Могилы (1632–1647)//Богословский вестник 1898. Т. 3. 8. С. 141–182

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохраняя слово «воскресение», Пикок полностью меняет его значение. Его личное, но бестелесное воскресение есть не что иное, как замаскированная теория бессмертия души или нашего внутреннего «я». Христиане Нового Завета, как и те иудеи того времени, которые верили в воскресение, никак не могли представлять его бестелесным. Они сказали бы Пикоку: «Поскольку ваше представление о воскресении исключает всякую телесность, вам следовало бы использовать другой термин – бессмертие души». Три характерные черты явлений Объективная реальность явлений после воскресения часто подвергается сомнению. Однако перед тем как рассмотреть типичные возражения, обратимся к еще трем характерным чертам явлений 107 . Обыденность явлений Во-первых, стоит отметить «обыденность» пасхальных явлений, о которых кратко сообщает Павел и более подробно рассказывают Евангелия. В отличие от других случаев Богообщения, эти явления происходят не в состоянии экстаза (как, например, в Деян. 10:9–16 ; 2Кор. 12:24 ), не во сне (как, например, в Мф. 1:20; 2:12–13, 19–20, 22 ) и даже не – за кажущимся исключением Ин. 20:19–23 – ночью (как, например, в Деян. 16:9; 18:9–11; 23:11; 27:23–24 ). Они происходят днем, при обычных обстоятельствах, без каких-либо признаков апокалиптической грандиозности, какую мы встречаем в других местах (см., например, Мк. 9:28 ; Мф. 28:34 ). Единственное исключение – рассказ Деяний, описывающий опыт Павла по дороге в Дамаск: он сталкивается со «светом, превосходящим солнечное сияние» ( Деян. 26:13 ; см. 9:3; 22:6,9). Однако об этом световом феномене ничего не говорит сам Павел, когда описывает свою встречу с воскресшим Христом ( 1Кор.9:1; 15:8 ; Гал. 1:12,16 ). Возможно, апостол имеет в виду свою встречу на дороге в Дамаск, когда пишет о «просвещении познанием славы Божьей пред лицом Иисуса Христа» ( 2Кор. 4:6 ). Однако он подчеркивает «внутренний» характер этого света – его сияние в человеческих сердцах, а не внешние световые феномены на дороге в Дамаск, о которых трижды рассказывает Книга Деяний 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

В Новом Завете есть два послания, которые надписаны именем апостола Петра. Некоторые либеральные ученые говорят: «Как же Петр мог написать такие послания, когда он, видимо, даже читать и писать не умел?» Во-первых, за долгие годы своего апостольства он мог научиться и читать, и писать. Во-вторых, как известно, в те времена люди, как правило, не писали сами они диктовали секретарям; и Петр вполне мог надиктовать кому-либо то, что до нас дошло в качестве его двух посланий. Но самое главное для нас то, что апостол Петр как дерзновенный проповедник Евангелия совершил апостольский подвиг и не только своей жизнью, но и своей смертью засвидетельствовал верность Христу. Только об этом не рассказывается ни в Евангелиях, ни в книге Деяний. Если мы внимательно читаем книгу Деяний, то видим, что сначала в ней говорится о Петре, потом немного о других апостолах о Филиппе, о Стефане, а потом повествование переходит к другому человеку. Он появляется в повествовании неожиданно в сцене убиения Стефана, когда иудеи побивали камнями одного из учеников Спасителя, одного из семи диаконов. И в момент, когда убивали этого человека, а он видел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55), там находился некий юноша по имени Савл. К его ногам складывали одежды те, кто бросал камни в первого христианского мученика. Этот юноша, как потом рассказывается в книге Деяний, отправился в Дамаск, вооружившись письмами против местных христиан, потому что являлся гонителем Церкви. Он был молодым и ревностным человеком, но считал, что движение, которое началось в Иудее, это опасная и вредная секта. Савл был уверен, что как ревнитель Закона Моисеева должен приложить все свои силы для того, дабы как можно скорее ее искоренить. С этими мыслями, с этими чувствами Савл шел в Дамаск. Внезапно, как рассказывается в Деяниях апостольских, его осиял свет, и он услышал голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Потрясенный, он спросил, упав на землю: «Кто Ты, Господи?» И Господь говорит: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:4-5). Это было таким сильным потрясением для Савла, что он ослеп. Он три дня ничего не ел и не пил, его привели в Дамаск за руку. Потом Господь послал одного из учеников, Ананию (он появляется только в этом эпизоде, и больше мы ничего о нем не слышим), чтобы тот рассказал Савлу о Христе и крестил его.

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

От апостола сохранились два послания, вошедшие в состав Нового Завета. В них он убеждает христиан проводить жизнь строгую и воздержанную, достойную их высокого звания, предостерегая от языческих соблазнов и от лукавой проповеди грядущих лжеучителей. ...Второй поминаемый ныне Церковью святой апостол – Павел – первоначально назывался Савлом, что значит по-еврейски «вымоленный», «желанный». Полагают, что он, судя по этому имени, был долгожданным, перворожденным сыном. Родился он в городе Тарсе в местной знатной семье из древнего еврейского колена Вениаминова. Учился Савл у знаменитого тогда Гамалиила, став со временем достаточно образованным человеком, вошедшим в круг так называемых фарисеев – строгих и наружно чрезвычайно благочестивых ревнителей религиозных еврейских обычаев. В это время он отрицал христианство и даже был одним из самых упорных гонителей христиан. Как свидетельствует сам апостол (покаянный его рассказ мы читаем в Деяниях апостолов), он, например, сторожил одежды тех, кто побивал камнями святого первомученика Стефана. С необычайной ненавистью терзал он тогда Церковь Христову, сам порой влача первых ее исповедников в темницу. Но и этого ему было мало. Достаточно поистерзав христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника направления в сирийский Дамаск, чтобы и там преследовать первых последователей Христа. Однако на пути в Дамаск с ним произошло необыкновенное чудо, полностью изменившее всю его жизнь и приведшее его самого в ограду Церкви Христовой. Когда Савл шел в Дамаск, его вдруг осиял необыкновенный свет, изливавшийся с неба. Пораженный, он упал в страхе на землю и услышал Божественный глас, спросивший его: Савл, Савл! что ты гонишь Меня ( Деян 9, 4 )? Савл же мог только сказать: Кто Ты, Господи? – и услышал в ответ: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян 9,5 ), то есть против необоримой силы, в данном случае силы Божественной. В ужасе Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать ( Деян 9, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинственны изгибы судьбы: через неделю этот шалуах–инквизитор превратится в иного посланника, в апостола Иисуса Христа. На пути в Дамаск Незадолго до Пасхи Савл в сопровождении людей, данных ему Кайафой, выходит из ворот города. Фарисей, одушевленный своей миссией, отправляется в дальний путь как защитник и слуга Закона Божия. Им владеет праведный гнев (который, быть может, скрывает тайное смятение). Его враг — не только поверженный Стефан и другие эллинисты — отступники, но, как и Кайафа, он хотел бы стереть из памяти народа само имя Иешуа Ханоцри, распятого лжемессии. Идти приходится ночью, чтобы не измотала жара на долгих сирийских дорогах. Продвигаясь вперед среди мрака, Савл погружен в мучительные раздумья. Освободиться от них трудно, и все же он тверд, никаких признаков колебаний. Они идут больше недели. Дамаск уже близко. По широкой равнине, окружающей город, раскинулись виноградники, поля и фруктовые сады. Савл и его спутники больше не делают привалов. Идут торопливо, не обращая внимания на полдневную жару. Фарисей обдумывает, с чего ему начать беседу со старейшинами, как доказать им необходимость строгих мер, как потом повести в Иерусалим виновных. Внезапно знойная тишина как бы раскалывается. Непонятный звук, вспышка света, на миг затмившая солнце… Когда люди приходят в себя, они видят своего начальника неподвижно лежащим посреди дороги. Они бросаются к нему, поднимают, а он шарит вокруг себя, словно слепой. Им приходится вести Тарсянина под руки. Не так рассчитывали они вступить в Дамаск. Их вел пламенный ревнитель и судья; теперь это беспомощный человек, замкнувшийся в себе, ослепший. Все теряются в догадках: что произошло? Много лет спустя, как бы отвечая на этот вопрос, Павел писал: «Избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал 1: 15 — 16). Евангелист Лука, вероятно, не один раз слышал от апостола рассказ о пережитом им у порога Дамаска. Сам Господь настиг его и повернул на новый путь. «Он услышал, — пишет Лука, — голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? — Он сказал: Кто ты, Господи? — Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна “ (Деян 9: 4 — 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ложная ревность о законе воодушевляла его и сделала его упорным и жестоким гонителем христиан. Не удовлетворившись преследованием христиан в Иерусалиме, он испрашивает себе дозволение отправиться в Дамаск, чтобы и там пролить кровь верующих в Иисуса Христа. Какая пылкость в этом характере, которую дурно направленное изучение закона делало не совместною с евангельскою кротостью! Он отправляется, как волк хищный, в Дамаск, он жаждет произвести опустошение в робком стаде Иисуса Христа. Но, о, сила благодати Божией! – От одного слова этот страшный враг повергается на землю, и это слово не есть удар молнии, – это упрек, исполненный доброты: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я Иисус, Которого ты преследуешь в Моих учениках. Прежде это слово воспламеняло его гнев, когда св. Стефан произнес его; сто раз клялся он уничтожить это святое имя, но на этот раз он имел в своем сердце и на устах только изъявление своей совершенной покорности: Господи! Что повелишь мне делать? Встань, сказано было ему, и иди в Дамаск, там сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Павел входит в общество верующих, вступает в общение с апостолами, слушает и принимает все учение о спасении людей, проводит время только в молитве и посте. Это уже апостол, и эта перемена столь быстра, столь необыкновенна, что верные трепещут еще в присутствии бывшего гонителя Савла, потому что не знают о том глубоком впечатлении, какое слово Иисуса Христа произвело на его сердце. Слава обращенного Павла есть чудо всемогущества Божия. Этот человек делается сосудом избранным, которого Иисус Христос посылает возвещать имя Его пред народами, царями и сынами Израилевыми. Иудей умер в нем, отныне он проповедует, что не делами, но верою, не законом, но благодатию люди спасены, и что, следовательно, нет различия между иудеем и язычником. Душа его всецело влеклась к Иисусу Христу, Который из послушания Богу Отцу и по любви к людям был распят на кресте и сжалился даже над ним, Павлом, Его врагом и гонителем. Он так соединился духом с Распятым, что как будто он пригвожден был ко кресту со Христом, умерши таким образом для закона, мира и греха, и как если бы он воскрес из мертвых, чтобы быть отныне новым человеком и чтобы жить единственно для Бога и со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь. Апостол Павел Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан. Савл родился в Малой Азии, в городе, многие жители которого, будучи иудеями, тем не менее, имели права римских граждан (которое давало реальные привилегии, право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском, римском суде. Для еврейского народа с его монотеизмом это было явлением, сравнительно редким. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске. Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего. Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь возмущение иудеев, угрозы убийством, от которого как раз и спасло римское гражданство. Но Иерусалим пришлось оставить. Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

И переселил Я вас за Дамаск, говорит Господь: Бог всемогущий имя Ему. Из этого места мы узнаем, что все жертвы и дары, которые Израильтяне приносили в пустыне, приносили они не Богу, но Молоху, царю своему, скинии которого они носили, и что они поклонялись изображению идолов своих и кумиров. Какое было самое изображение или идол, это показывают следующие затем слова: звезду бога вашего, что по-еврейски называется cochab, то есть Люцифера 41 , которому до сего времени поклоняются сарацины. Поэтому Господь переселил их за Дамаск, то есть в Ассирию и Халдею, и всемогущество Его определяется тем, что Он есть Господь Бог воинств. Спрашивается: каким образом они приносили жертвы и дары в пустыне не Богу, а царю своему, которого называют Люцифером? С того времени, как они превратили золото в голову тельца, говоря: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския ( Исх32:4 ), обнаруживается, что все, что они делали, делали они не для Бога, а для идолов. Если же мы читаем, что и после того они делали некоторые приношения Господу, то они делали это не по желанию, но по страху наказаний и по причине смерти тех, которые погибли из-за идолов; Господь же взирает не на то, что приносится, а на расположение приносящих. Они всякий раз, как только представлялся случай, возвращались сердцем в Египет и жалели о чесноке, луке, огурцах и мясе египетском, пренебрегая манной, которая была дана с неба ( Чис11:5 ). Что это так мы должны понимать, об этом свидетельствует в истории апостольской первый мученик евангельский Стефан, достойный своего имени 42 : и сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею. Отвратися же Бог, и предаде их служити воем небесным, якоже писано есть в князь пророк: еда заколения и жертвы принесосте Ми лет четыредесять в пустыни, доме Исраилев? И восприясти скинию Молохову, и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе покланятися им, и преселю вы далее Вавилона ( Деян7:41–43 ). И не следует думать, будто первомученик ошибся, сказав далее Вавилона вместо написанного у пророка: за Дамаск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010