Скачать epub pdf Евангелие Воскресения «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 14 ) В тот день, когда фанатичный фарисей Савл, ревностный ученик Гамалиила, спешил в Дамаск, чтобы «тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» ( Деян. 22, 5 ), вскоре после того как он участвовал в побиении камнями диакона Стефана ( Деян. 7:59–60, 8:1 ), решилось будущее юного, только зарождающегося христианства: великий гонитель стал великим защитником и его ревностным проповедником. Страстный преследователь Иисуса, благодаря чему он стяжал особое уважение в своей среде, превратился в пламенного Его последователя (ср.: Деян. 22:3–5, 26:4–5 ). Это необычное само по себе перерождение становится еще более необычным потому, что оно произошло мгновенно. В один день, в один миг, когда Савл со своими приспешниками строил самые решительные планы уничтожения «хулителей» веры, он вдруг переродился и стал другим человеком, настолько отличным от прежнего, что большего антипода представить невозможно. Савл, который в тот великий для его личной судьбы и для судьбы христианства день вошел в Дамаск, отличается от Савла, который в тот же день вышел из Иерусалима, больше, чем Саул – помазанник Божий от Саула – мрачного завистника, чем Давид-герой от Давида – кровавого интригана, больше, чем блудный сын – от сына покаянного. Происшедшее с Савлом по пути в Дамаск нам очень трудно представить. Но если любому событию предшествует соответствующая причина, то в этом случае она должна быть исключительной. Прежде всего этот молодой израильтянин не был обычным, посредственным человеком: он выделялся из толпы тех своих соотечественников, которые ценили свои убеждения не более чем в тридцать сребреников. Как один из избранников, одаренных Богом пятью талантами, он ни одного не хотел закопать в землю. Савл, как и все героические личности, изначально был предуготован для службы Богу. Для него этот мир не арена человеческого произвола и безумия, а мастерская Божия, где действует свой план, где каждому предназначено свое служение, и если кто не исполняет его, то поступает противно воле Божией. Божиих врагов Савл воспринимает как своих личных. Пока он шел в Дамаск, в его душе жила непоколебимая уверенность, что фарисейская религиозная система веры установлена Божественным планом, а новая проповедь об Иисусе воскресшем, Которого эта система осудила на распятие, основана на лжи и личном расчете. Как вдруг опрокинулась система его понятий и как они поменялись местами? Если бы Савлу предложили царский престол в Палестине при условии, что он отречется от фарисейства, если бы ему была обещана вся роскошь, которую только может представить восточная фантазия, если бы ему под ноги было брошено все, что бросал к ногам Христа лукавый искуситель в пустыне, кто может усомниться в том, что Савл не ответил бы решительно: «отойди от Меня, сатана» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это – прием странный, несогласный с достоинством серьезной критики. Если бы даже и удалось Страусу доказать, что явление, бывшее Савлу на пути в Дамаск, имело субъективный характер, то от субъективности одного явления нельзя еще заключать о субъективности и всех прочих. Но не доказать Страусу субъективность и того явления. Что было за явление на пути в Дамаск, о том лучше всего мог знать, конечно, тот, кто сам удостоился такового, а апостол прямо и решительно отличает его от других бывших ему видений и откровений. Об этих последних он говорит, что они бывали в таком состоянии, когда человек не знает – в теле ли он или вне тела ( 2Кор.12:2 ); не так говорит он о явлении, бывшем на пути в Дамаск. Перечисливши явления апостолам, он прибавляет: А после всех явился и мне, как некоему извергу ( 1Кор.15:8 ). Здесь, в этом свидетельстве, апостол прямо сопоставляет это явление с явлениями другим апостолам и называет таковое последним (σχατον). Кроме того, говоря об этом явлении, он имел в виду доказать, во-первых, что он такой же апостол, как и другие и, во-вторых, действительность воскресения мертвых, а доказать то и другое возможно было только чрез указание на явление воскресшего во плоти. Только таковое могло приравнивать его к апостолам, видевшим Христа Иисуса ( Деян.1:21–22 ) и свидетельствовать о воскресении мертвых. Только таковое, наконец, явление воскресшего Господа могло произвести ту решительную перемену, какую видим в нем: ибо будь оно из числа обыкновенных видений, таких, к каким склонен был Савл по самой природе своей, и ему не было бы придано никакого значения. На основании всего сказанного, нужно признать, что ссылка Страуса на явление Савлу на пути в Дамаск и не уместна и не основательна. в) Могли ли, наконец, ученики Христовы и вообще дойти до состояния видений, а особенно на основании тех размышлений, какие усвояет им Страус? Прежде всего нужно заметить, в этом случае, то, что где размышляют, там не мечтают и до видений не доходят, но это только – к слову и главное не в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Не каждый ли грешник нераскаявшийся подобен темничному слуге? В нем есть и слепое подчинение «начальнику темницы» (диаволу), и человекоугодие, человекобоязнь, столь решительно противоположные апостольской свободе духа. Тюремщики заперты в своем неведении, в своей тьме. А содержащиеся в тюрьме могут быть свободными. 7. Спутники Дамасской дороги (9) Дамасского путника мы знаем: это Савл – будущий просветитель мира. Но кто его спутники? Имена их нам не открыты. Это, несомненно, иудеи, подобные Савлу, ненавидящие имя Иисусово. Но что с ними сталось после обращения их начальника, Савла? Когда происходило это посещение Савла Спасителем на пути в Дамаск, люди «шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя». А после, когда Савл «встал с земли и с открытыми глазами никого не видел», они «повели его за руку и привели в Дамаск». Душевно – слепой, но физически – зрячий, он вышел на дамасскую дорогу, а пришел в Дамаск духовно – зрячим, но телесно Я слепым. Полпути он вел духовных слепцов, а другую половину пути духовные слепцы вели его, слепого только физически... Полное исцеление должно было свершиться только в Дамаске. Что сталось с его спутниками? Они все же слышали голос с неба. Но голос был обращен не к ним, и оттого они не могли его понять, не могли услышать его своим сознанием. В другом месте Священного Писания сам апостол, рассказывая о себе и о своем пути в Дамаск, говорит, что его спутники ничего не слышали, а только свет видели, отблеск сияния образа Христова, без видения самого образа, подобно слышанию некоего неуразумеваемого голоса, ничего не доносящего до сознания... Спутники Савловы нечто видели и нечто слышали, но, в сущности, никого не видели и никого не слышали, и все это было их состояние оцепенения. «Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении». Некоторые из них, может быть, более восприняли свет, другие – некий звук, похожий на голос... Несомненно, что эти спутники Савловы были тоже, по своей мере, призваны Спасителем. Но не явно, а прикровенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Савл был гонителем, по-видимому, недолго, так как он, будучи очень живым и, так сказать, воспламененным в своей ревности, очевидно, поспешил разыскивать новые жертвы, не находя их в Иерусалиме, откуда христиане рассеялись. Город Дамаск был главный город Антиохии, весьма населенный. Савлу известно было, что там было много Иудеев рассеяния (при Нероне там было убито 10000 Евреев). Посему естественно было подумать, что могли явиться там среди прозелитов и христиане, ибо Дамаск находился не более как в 200 верстах от Иерусалима. И рассеянные христиане, проходя Антиохию, могли зайти туда ( Деян.11:19 ). И вот, Савл испрашивает у первосвященника Каиафы или у сыновей его тестя, Ионафана и Феофила, бывших первосвященниками в те тревожные годы (36–37 г.г.), чтобы было издано повеление и вручено ему для передачи синагогам, чтобы они разыскивали христиан (из Иудеев) и препровождали их на церковный суд в Иерусалим, связавши их, как преступников против веры. Желание Савла было слишком дерзновенное, ибо им попирались всякие права личности. Однако первосвященник не усомнился выдать ему таковое предписание, и притом не одно, а многие, хотя, быть может, и не вполне строго официальные, а именно только письма (πιστολς), которые однако могли иметь больше значения в глазах представителей синагог. По изъяснению блаженного Феофилакта, «Савл увлекся нечистою ревностью. В нем исполнилось сказанное Христом: «приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу» ( Ин.16:2 ). Но он делал это не так, как (другие) Иудеи. Они только об одном и заботились, т. е. только бы пользоваться честью. Савл же идет в Дамаск потому, что это был великий и царствующий город, и он боялся, чтобы (этот город) не увлекся (христианскою) проповедью». Обращая затем внимание на то, что Савл не хотел перед первосвященником назвать христиан, но выражается о них, как о людях «того пути», видит в этом выражении и его презрение к христианам, как людям, сбившимся с пути, беспутным. «Со стороны гражданской власти в Дамаске не ожидалось, как видно, никаких препятствий к подобному обращению с христианами (из Иудеев). Римская гражданская власть, под которою стоял тогда Дамаск, отняв у синедриона право смертной казни, остальное в делах веры предоставила синедриону» (см. у преосвящ. Михаила, стр. 242).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Во Втором послании ап. Петр пишет: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням следуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын М о й возлюбленный, в котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе». Вот свидетельство ап. Петра о Христе. Другой же, апостол Павел, свидетельствует, что он познал Христа, когда шел в Дамаск с тем, чтобы хватать христиан и предавать их на мучения. В первые годы своей жизни, когда он был еще юношей Савлом, будущий апостол был последователем фарисейской ереси и гонителем Христовой Церкви. Потому-то, дыша угрозою и ненавистью против христиан, он и поспешил в Дамаск, чтобы там, найдя исповедовавших Христово имя, заключать их в темницы, а затем предавать ужасной смерти. Но когда Савл приближался к городу, то неожиданно осиял его свет с неба, и он в страхе пал ниц, услышавши голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Тогда Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Тот, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна… Встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать». И действительно, когда Савл пришел в Дамаск, ап. Анания, по повелению Божию, явился к нему и совершил над ним таинство святого крещения. С этого момента гонитель Савл сделался апостолом Павлом и горячим проповедником Евангелия Христова. И ап. Петр, и ап. Павел засвидетельствовали истину христианского учения своей мученическою кончиною. И сегодня, возлюбленные братья и сестры, празднуя их память, мы величаем и прославляем провозвестников евангельской истины, неложных свидетелей дел Христовых. Будем же радоваться и веселиться и еще больше утверждаться в Христовой истине, дабы нам неослабно шествовать спасительным путем и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

По смерти Кирилла остался на патриаршем престоле соперник его Афанасий (1720–1724 г.). Он прибыл из Алеппо в Дамаск и, узнав, что всё имущество патриархии расхищено родственниками покойного Кирилла, отлучил от церкви всех святотатцев. Наблюдая за движением умов, он убедился, что плевелы, посеянные иезуитом Малинье и ему подобными лжеучителями, начали возрастать; ибо весьма многие дамаскинцы тайно уклонились от православия и уже называли себя католиками, а своих собратий – схизматиками. Невозможно было искоренить зло. Патриарх возвратился в Алеппо. Уния в Алеппо Митрополия алеппская вдовствовала. Патриарх Афанасий рукоположил в митрополита уроженца алеппского Герасима, к несчастью, тайно задержанного унией вместе с многочисленной и богатой роднёй его, но рукоположил с тем условием, чтобы он выехал из Алеппо в Дамаск и пользовался бы доходами тамошней епархии. Митрополит уже собирался в дорогу; но алеппские христиане, недовольные патриархом за отречение его от папизма и желая удалить его в Дамаск, чтобы без него удобнее было приобщиться к римской церкви вместе с Герасимом единомышленным, по наущению иезуитов и капуцинов, удержали его и перестали посещать патриарха, а к своему митрополиту учащали. Тогда Афанасий, смущённый, опечаленный, показал вид, будто отправляется в Дамаск, а на самом деле отплыл в Константинополь. Здесь он известил Великую Церковь о неправомыслии Герасима и христиан алеппских и успел посредством Порты сослать сего митрополита в ссылку на остров Лимнос. Съездив в Валахию за милостыней, патриарх возвратился в Алеппо. Алеппинцы дрогнули, но по совету римских монахов встретили его торжественно. Эти монахи, как хамелеоны, переменяли свой цвет, смотря по обстоятельствам. В дни бессилия патриарха Афанасия они побуждали православных объявить себя католиками, а когда почувствовали его могущество, то говорили им: «Будьте покорны вашему патриарху, молитесь в своих церквах, исповедуйтесь у своих духовников, ведь между вами и нами не велика разница, только употребляйте рыбу по средам и пяткам; рождественский пост продолжайте 25 дней, а Петров 12 по числу апостолов, и довольно с вас». Богатые купцы, по причине недостатка снедей в посты и наипаче из чревоугодия, охотно слушали западных фарисеев. Патриарх знал это, но не мог ничего сделать и только чувствовал, как у него горело сердце. Начало унии на Ливане в Ксеруанском округе

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он был свидетелем смерти первомученика Стефана, (Деян. 7:58, 8:1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (Деян. 9:1-2).    Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе» (Деян. 9:15), на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:4-6). Господь повелел Савлу идти в Дамаск, с тем, что ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но свет не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.    Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим (Деян. 9 в 38 г. по Р. Хр). где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов на жизнь Савла, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся (Деян. 11:30).    Вскоре после возвращения из Иерусалима — по повелению Духа Святого — Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, когда обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (малоазийские города). В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдения обрядов Моисеева закона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но вот Савл и спутники приблизились к Дамаску. Был полдень. Ослепительно сияло солнце. Через несколько часов путникам предстояла расправа с христианами. Страшный гонитель их, с его железной волей, в своем непреклонном решении торопился к цели. Все было обдумано и решено заранее... И вдруг произошло то, чего ни Савл, ни его спутники, не могли ожидать или предвидеть. Внезапно засиял с неба новый, еще более ослепительный свет, чем солнце сирийской пустыни. Савл упал на землю и услышал голос, сказавший ему на еврейском языке: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (9:4). Впоследствии апостол Павел сам неоднократно рассказывал об этом необычайном явлении, которое совершенно преобразило его личность и имело огромное значение в истории христианской Церкви. Так, спустя несколько лет, в Иерусалиме, стоя на лестнице башни Антония, он говорил толпе: «Когда я шел в Дамаск, чтобы тамошних христиан привести в оковах в Иерусалим на истязания, то... около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Я отвечал: «Кто Ты, Господи?». Он сказал мне: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Бывшие же со мной свет видели и пришли в страх, но голоса говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: «Господи, что мне делать?». Господь же сказал мне: «Встань и иди в Дамаск, и там тебе будет сказано все, что назначено тебе делать». А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мной за руку привели меня в Дамаск». ( Деян. 22:5–11 ). Итак, Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск. Там поместили в доме некоего мужа Иуды, жившего на Прямой улице. Слепой Савл оставался в этом доме три дня без пищи и питья. О преследовании христиан, конечно, уже не было и речи. Пребывая в уединении, Савл постился, молился и молчал. В Дамаске среди христиан в это время жил некто именем Анания. Как и все христиане, он ждал начала гонений. Но Господь в видении явился Анании и сказал: «Анания... встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина по имени Савл, он теперь молится...».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

250 «Если плоть с самого зачатия своего истинно соединена с Богом Словом, или лучше сказать, стала существовать в Нем и иметь с Ним ипостасное тождество; то как не обогатиться ей вполне всякою премудростию и благодатию? – Плоть не сама получает благодать, и участвует в том, что имеет Слово, не по благодати, но по ипостасному соединению, о того самого времени, как и человеческое и Божеское стало принадлежать единому Христу (потому что один и тот же Христос был вместе Бог и человек), источает мipy благодать и премудрость и полноту всех благ» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, гл. 22, стр. 211). 252 «Плоть человеческая, по своему естеству, не есть животворящая; но Господня плоть, ипостасно соединенная с самим Богом Словом, хотя, по естеству своему, и не изъята была смертности; однако, по причине ипостасного соединения с Словом, соделалась животворящею: и мы не можем сказать, чтобы она не была животворящею, или не всегда животворяща» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 21, стр. 208–209). 263 «Пред спасительным своим страданием Он говорит: Отче, аще возможно, да мимоидет от мене чаша сия ( Матф. 26, 39 ); но очевидно, Он должен был пить чашу, как человек, а не как Бог. Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Обаче не моя да будет воля ( Лук. 24, 42 ); не моя, поколику Я имею иную от твоей сущность, но твоя, т. е. моя и твоя, поколику Я Тебе единосущен» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры, III, 18, стр. 202; снес. гл. 24, стр. 214). 264 «Был послушлив ( Фил. 2, 8 ) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675). 265 «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Павел, в своем духовно-нравственном индивидуальном образе, есть одна и та же духовно-нравственная личность, явленная пред нами документально и засвидетельствованная непреложными данными. Психология Савла-Павла открыта пред нами во всей полноте духовно-нравственных индивидуальных его свойств: как драгоценнейший и «благороднейший» кристалл чистейшей воды, Душа Савла-Павла отражала в себе идею Бога в такой силе и в такой полноте, которые всякий личный подвиг во имя Божие и во славу Божию делали вместимым. «Сочиняемый» рационалистической критикой Савл-Павел не есть ни Савл, ни Павел, так как исторический Савл-Павел не знал «вымученного» якобы Христа, а знал явившегося ему «яве» Христа и призвавшего его к его великому апостольскому служению. Савл, упавший на землю от явленного ему Божественного «видения» в пустыне на пути в Дамаск, встал в психологическом отношении, действительно, Ап. Павлом: однако сие совершилось не потому, что якобы чрез «бури и вихри мысленные» он в себе самом «достиг» Христа, «вымучил» Его в себе, а потому, что «Христос его достиг» ( Флп.3:12 ), – потому, что он «яве – в видении» узрел Иисуса Христа и услышал Его голос, обличавший его – Савла-гонителя, прощавший его и призвавший его – Савла-гонителя к апостольскому подвигу на служение Евангельской истине. Дальнейшие указания кн. Деяний Апостолов о событии «видения» Савлу на пути его в Дамаск таковы: чудный «свет с неба» скрылся, и голос, говоривший с Савлом, перестал быть «слышим»; «видение» кончилось; спутники Савла приходят в себя от своего «оцепенения», и первое, что они сделали, и что надлежало, конечно, сделать, – это – подойти к распростертому на земле Савлу и подать ему руку помощи, если он жив. Спутники, действительно, подошли к Савлу и нашли его хотя живым, однако «лишенным зрения», и потому, поднявши его от земли, они повели его в Дамаск, по слову, без сомнения, самого же Савла, так как во время «видения» повелено ему Иисусом Христом идти именно в Дамаск, где сказано будет ему, «что должно будет ему делать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010