12 июня Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей передаст Ярославской епархии древнюю святыню — Корсунский крест 10 июня 2009 г. 13:42 12 июня, в День России, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передаст Свято-Никольскому женскому монастырю Ярославской и Ростовской епархии одну из его главных святынь — Корсунский крест. По сообщению Ярославской областной газеты «Золотое кольцо», крест-мощевик будет передан епархии на временное хранение. Крест-мощевик под названием «Корсунский» известен в летописи Никольского переславского монастыря с XVII века. По преданию крест в монастырь принесли раскольники из Суздаля в дар за то, что были приняты под кров обители. До закрытия обители в 1923 году крест находился в Никольском соборе по левую сторону иконостаса. После закрытия Никольского монастыря Корсунский крест был перенесен в городской исторический музей, где он и хранился до последнего времени. На протяжении нескольких лет переславский музей участвовал в конкурсе по программе «Культура России» с заявкой на реставрацию Корсунского креста. Но лишь в 2007 году Министерством культуры была выделена часть средств на его реставрацию. Остальная часть была пожертвована благотворителями. Корсунский крест четырехконечный, деревянный, двусторонний, обложенный позлащенной медью два метра тридцать девять сантиметров в высоту с медальонами на обеих сторонах с изображениями праздников и серебряными ковчежцами с частицами мощей 19 святых угодников Божиих. Долго бытовала легенда, что дробницы пусты и мощи в них отсутствуют, но когда весной 2008 года крест был передан в реставрационные мастерские ВХНРЦ им. Грабаря в Москве, то реставраторы, сняв крышки с ковчежцев, обнаружили мощи святых в полной сохранности. В мощевиках креста находятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостола Павла, священномученика Василия, епископа Анкирского, мученика Виктора, благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, мученика Димитрия Солунского, великомученика Георгия Победоносца, священномученика Василия, епископа Амасийского, мученика Агафоника Никодимийского, мученика Меркурия, мученика Евстратия, мученика Ореста, мученицы Христины, мученицы Марины, епископа Игнатия Ростовского, епископа Исаии Ростовского, благоверного князя Василия Ярославского, а также частица манны с могилы апостола Иоанна Богослова. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/672085.htm...

Чадолюбивый Господь, предстательством Пречистые Своея Матери, праведный Свой гнев претворил в милосердие. С этого времени осаждённые начали усиливаться и успешнее бороться со врагами. Уповая на милость Матери Божией, осаждённые внезапно устремились на врагов, и Она Своей помощью даровала православным победу и одоление на врагов. Мстя за поражение и стыд свой, враги с усиленными отрядами подступили к обители, обложили её теснее и начали копать тайные рвы под врата и стены. 13 сентября, после нового явления Божией Матери в ночном видении Мартиниану и другому мужу именем Григорию и повеления отогнать врагов от дома Её, православные защитники обители и отечества удостоились дивной небесной помощи; Господь поразил врагов страшным чудом. Они увидели, что со стороны Москвы идут в обитель многочисленные полки вооружённых воинов, со многими светлыми крестоносными знамёнами, и испугались. Одна надежда на подземные подкопы удержала смятённых врагов от бегства. Осаждённые, услышав о новом явлении и повелении Богородицы от Мартиниана и Григория, укрепились упованием на помощь небесную и, совершив молебные пения со слезами перед чудотворной иконой Богоматери, но прежнему устремились на врагов. Их объял страх и трепет, они смутились, поколебались и со стыдом побежали, поражая себя взаимно в бегстве. Пленные из врагов говорили, что они в прошедшую ночь видели многочисленное воинство, шедшее в монастырь и из монастыря выходившее для нападения на них. Эта славная и дивная победа чудесно дарована православным Богоматерью в ночь Воздвижения животворящего Креста, 14 сентября 1614 года. Не прошло года, как Шведский полководец в страшной злобе на обитель Тихвинскую, при которой столько употреблено напрасных усилий и понесено потерь, послал многочисленнейшие силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части, и церковь , в которой она находится, разметать по полю. Когда эта угроза врага достигла слуха защитников монастыря, они устрашились и даже хотели с чудотворной иконой удалиться к Москве. Но икона пребыла на месте своём неподвижна; её никак не могли взять с места. Итак, слабая горсть защитников, возложив свою надежду на всесильную помощь Богородицы, затворились в обители и ожидали врага. Скорая Помощница правоверным и бодрая Хранительница Своей обители не допустила до неё врагов. Они поражены были новым чудом: им показалось многочисленное вооружённое воинство, стремившееся против них. Не надеясь противостать такой силе, враги, объятые великим страхом, в беспорядке бросились бежать от монастыря. С этой поры враги не дерзали уже более подступать к обители для её разорения. Победа над врагами единодушно и воинами и вождями приписана невидимой помощи Тихвинской Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1613 году, когда Шведы под предводительством Делагарди насильно овладели Новгородом и его окрестностями, обитель Тихвинская под защитой Владычицы вытерпела от врагов продолжительное тяжкое нападение, особенно по воцарении Михаила Феодоровича, когда Шведам избранием его на Русский престол нанесено было огорчение и вместе поражение отрядов их и на реке Усть в пределах Новгорода, и в самой обители Тихвина, откуда они были изгнаны. Услышав о своих неуспехах и поражениях, Делагарди с яростью приказал двинуть к Тихвину свои полки, чтобы отомстить обители за изгнание Шведов и разрушить её до основания. Устрашённые угрозами гордого и мстительного врага, окрестные жители с жёнами и детьми стеклись в монастырь, там с иноками и воинами затворились, надеясь не на крепость стен, а на неодолимое заступничество Царицы Небесной. Шведские войска явились в Тихвинском посаде, окружили обитель и с страшной злобой делали непрестанные нападения на жилище духовных воинов Христовых. Иноки же, затворившиеся в обители, объяты были страхом; иные, стоя на стенах монастырских, бились со врагами; другие, собравшись в церкви, со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери перед чудотворной Её иконой и совершали всенощные моления. Во время этой осады одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь слепой и получившей по вере своей зрение, когда она с неосохшими ещё глазами от молитвенных слёз погрузилась среди ночи в тонкую дремоту, явилась Пречистая Дева и сказала: «объяви всем, находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Мария поведала о явлении и повелении Царицы Небесной. Радостью и упованием исполнились сердца осаждённых; чудотворный образ с молебным пением обнесён был по стенам ограды монастырской. В это время, когда православные призывали Божию Матерь на помощь себе, внезапно объял врагов страх. Они пришли в смятение и, никем не гонимые, бежали от обители. Спустя несколько времени враги снова и с большими силами окружили монастырь, и многие дни неотступно нападали на обитель. Православные опять со слезами стали притекать к чудотворному образу Богородицы и умоляли Её умилосердиться над страждущими. В монастыре находился послушник Соловецкого монастыря Мартиниан, человек чистый сердцем и Богобоязненный. В ночном видении явилась ему Богоматерь с святителем Николаем, с преподобными Варлаамом Хутынским и Зосимой Соловецким, и объявила: «близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, имиже осквернися сие святое место Мое». В ужасе от видения воспрянул Мартиниан и со слезами поведал начальствовавшим в обители. Сквернодетельные лица изгнаны были из монастыря, притвор церковный очищен, усердными слёзными молениями умилостивляли Бога и Богородицу, да не предадут людей Своих в руки врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. В 1865 г. по ходатайству почетного гражданина Коломны Д. И. Хлудова, пожертвовавшего Б. м. новые угодья, самостоятельность обители была восстановлена (земли, принадлежавшие Б. м. до 1764 г., были оставлены за Старо-Голутвиным мон-рем). В результате перестройки в 1830 г. Рождество-Богородицкого собора он стал летним, одноэтажным, с престолом в честь Рождества Богородицы. Для зимних богослужений были устроены 2 придела в трапезной: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь Феодоровского образа Богородицы, чудотворный список с к-рого почитался в мон-ре. В 1861 г. по благословению свт. Филарета (Дроздова) на средства Хлудова был сооружен теплый храм в честь Феодоровской иконы с 2 приделами: Казанской иконы Божией Матери и прп. Давида Солунского. В это же время построили 2-этажный каменный келейный корпус с трапезной. В нач. XX в. в Б. м. с игуменским управлением жили ок. 25 насельников, в 1917 г.- ок. 10. Мон-рь владел 670 дес. земли, его доход составлял ок. 3 тыс. р. Обитель оказывала медицинскую помощь окрестному населению. 14 апр. 1903 г. при Б. м. игум. Варлаам открыл церковноприходскую школу на 30 чел. В обители ежедневно молились о воинах, павших в Куликовской битве. В 20-х гг. ХХ в. Б. м. был закрыт, в 1930 г. передан совхозу «Сергиевский». В Рождество-Богородицком соборе и Феодоровской ц. разместились склады минеральных удобрений, гаражи, в настоятельском и братском корпусах - квартиры для рабочих совхоза, начальная школа, медпункт. К 1987 г. монастырские постройки находились в аварийном состоянии, частично сохранились крепостные стены, Рождественский собор, колокольня и 2 братских корпуса; на территории обители была устроена свалка мусора. Общиной московского храма Всех святых (на Соколе) с территории обители был вывезен мусор, проведены ремонтно-восстановительные работы, в братском корпусе устроена домовая церковь.

http://pravenc.ru/text/149417.html

В 1795 году монастырь обнесен каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф.Казакова. В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне, митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голоутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в тоже время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми принадлежащими угодьями. В 1830 году, построенный в 1790 году, храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол— Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезе были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Фёдоровской икон Божией Матери. Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору. Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, второй надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича. Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён в 1861 году. Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом. Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 гг. в формах псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность. Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века. В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность. В 1861 г. благотворителем Д.И.Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовала и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого, пожертвована пахатная земля.

http://sobory.ru/article/?object=01130

Макарий составил «Похвалу прп. Максиму Кавсокаливиту» [память 13 января] и во всем стремился подражать образу жизни этого Ангела во плоти. По смерти духовного отца (ок. 1410) Макарий стал духовным чадом другого старца святой жизни, Давида Солунского. Благочестивый и образованный, старец Давид общался с императором Мануилом II Палеологом, к которому питал глубокое уважение, вел с ним переписку и посылал свои трактаты о монашеской жизни. Он познакомил с Мануилом и Макария. После рукоположения в священный сан Макарий почувствовал стремление к безмолвному жительству, однако не смог осуществить свое желание, поскольку император Мануил призвал его в Константинополь вместе с преподобным Давидом (1419). Старец сделался духовником и советником императора. Тем не менее, тот не смог долго препятствовать подвижникам в их стремлении к уединенной жизни. В скором времени они вернулись на Афон, где преподобный Давид отошел ко Господу (1422). Покоряясь настоятельным увещаниям императора, преподобный Макарий снова оставил тишину и сосредоточенную молитву и явился в Константинополь. Находясь в столице, преподобный сначала поселился в монастыре Харсианит, где монашествовал вместе со своим единомышленником, ученым исихастом Иосифом Вриеннием, с которым был связан крепкой дружбой, питая к нему глубокое уважение, восхищение и почтение за его истинную православную веру и следованию исихастской аскезе. Император предложил Макарию взять на себя обязанности игумена знаменитого Студийского монастыря. Однако Макарий не принял предложение и удалился в любимую им афонскую пустыню. Впоследствии в Студийском монастыре подвизался Иосиф Вриенний. Тем не менее, император Мануил, уважая незаурядные способности Макария, в своих письмах вновь призывает его вернуться в Константинополь. После непродолжительного пребывания в монастыре Харсианит, получив предложение от византийского историка Георгия Сфрандзи, Макарий был избран игуменом монастыря Пантократор, переживавшего на тот момент не самые лучшие времена. Монастырь находился в тяжелом финансовом положении и имел лишь шесть монахов. Не щадя сил преподобный Макарий ездил в Сербию и на Русь, и благодаря поддержке сербского короля Стефана и митрополита Московского Фотия [память 2 июля] восстановил монастырь и собрал общину.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=281...

Все храмы Давида Солунского (5 всего, 5 на карте) Греция Центральная Македония. Салоники (Θεσσαλονκη). Давида Солунского, церковь Московская область Коломенский городской округ. Старое Бобренево. Бобренев монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери (с приделом Давида Солунского) Егорьевский городской округ. Княжево. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Давида Солунского) Оренбургская область Курманаевский район. Курманаевка. Димитрия Солунского, церковь Рязанская область Рыбновский район. Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Давида Солунского) Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=499

Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1689 году. Однако позднее, в 1868 году он был разобран по ветхости. В 1868 - 1870 годах на средства Д.И. Хлудова, главного благотворителя монастыря, возвели новое здание Успенского собора с тремя престолами. Главный - в честь Успения Божией Матери, правый в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского, небесного покровителя Давида Ивановича Хлудова и левый - в честь святителя Николая Чудотворца. В советское время в нем размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. 9 июля 2009 года, в праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, после завершения продолжительной реставрации он был вновь освящен. В храме установлен замечательный по своей красоте фаянсовый иконостас, в котором имеются выразительные, весьма тонкого письма, иконы, созданные в стиле XVII века. По материалам сайта www.rusinok.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13428

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010