Более сложная догадка позволяет доискиваться источника в монофизитских крайностях c. 308 c. 309 ¦ коптской иконографии: в самом деле, два младенца изображены здесь в человеческой натуре – сама Дева Мария на руках у Анны и Иоанн у Елизаветы, и если один только предвечный Младенец представлен в образе, как Божество, как divus imperator, то весьма возможно, со стороны живописного оригинала, предположить особый расчет воспользоваться рельефом, чтобы самый щит представлялся небесным голубым сиянием вокруг сидящего на престоле Божественного Спаса Эммануила. Образ Эммануила Отрока сложился именно в сиро-египетском углу греческого Востока. 209. Миниатюра Сирийского Евангелия VII–VIII в. в Парижской Национальной Библиотеке Другим древнейшим памятником этого типа Божией Матери является опубликованная в 1909 году 206 миниатюра сирийского Евангелия Парижской Национальной Библиотеки (рис. 209), представляющая Божию Матерь в оригинальной, книжно-символической композиции. Рукопись относится к седьмому или, в крайнем случае, к восьмому столетиям; миниатюры были выполнены современно самой рукописи и носят греко-восточный характер, сирийского пошиба, резко характеризованного порывистыми движениями фигур, поверхностной моделировкой складок и характерными чертами лица в преувеличенно утрированной своеобразности сиро-египетского типа. Указанная миниатюра приложена к Притчам Соломона и представляет Божию Матерь посреди двух фигур, в храмовой обстановке: все стоят на фоне темной стены, как бы в полосе сплошного фриза, украшающего пояс над колоннами храма, или между аркад. Все три фигуры обращены лицом к зрителю, т. е. к народу, наполняющему церковь ; они представлены на фоне желтоватого неба и красноватой земли. Таким образом, миниатюра эта, напоминая храмовые мозаики – например, новооткрытые в храме Димитрия Солунского, – в то же время является прототипом знаменитых иллюстраций Парижской рукописи 139 и наиболее напоминает известную миниатюру с изображением Давида, стоящего, подобно византийскому императору, на подножии, среди двух олицетворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Святых славных пророков: 30 Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида, Тессея, трех святых отроков, пророка Даниила и всех святых пророков». Под второй частью полагается во всем подобная ей – третья, вынимаемая из просфоры рядом со второю. Этою третью частью оканчивается первый ряд, или чин частиц. Третья часть вырезается в память: «Святых, славных и достойных хвалы Апостолов – Петра и Павла и всех остальных святых Апостолов» 31 . Четвертая часть вынимается в память: «Святых отцов наших, Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла (патриархов Александрийских); Николая Мирликийского; Петра, Алексия, Ионы, Филиппа Московских (митрополитов), Никиты – епископа Новгородского, Леонтия –епископа Ростовского и всех святых святителей» 32 . Часть эта вынимается из просфоры прямо под первою часть первого ряда, а полагается на дискосе первою во втором ряду, так что этою четвертою частью начинается второй ряд, или чин частей. Прямо под второю частью вынимается и на дискосе под нею полагается пятая часть, в воспоминание: «Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великомучеников 33 : Димитрия (Солунского), Георгия (Победоносца), Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мучеников и мучениц: Феклы, Варвары, Кириании, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц». Шестая часть, вынимаемая под третьей, а на дискосе полагаемая рядом с нею, посвящена памяти преподобных 34 мужей и жен. Вынимая ее, священник говорит: (В память) «Преподобных и Богоносных наших отцов; Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского и всех преподобных отцов, и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулы, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей». Этою шестою частью заканчивается второй ряд. Третий ряд, или чин частей начинается седьмою частью; вынимается она из просфоры прямо под первою и четвертою (в вертикальном порядке) частями, а на дискосе полагается рядом с четвертою (в горизонтальном порядке). Часть эта в память:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я их покров, промышление и защита их обители, посвященной архангелам. Пусть каждый обращается ко не оставлю никого; всем буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия моя икона Скоропослушницею ( Τορροηι μχοος ), потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». В след за этими словами Нил прозрел. Слух о таком чудесном событии быстро разнесся по св. горе, и монашествующие начали с тех пор стекаться. И стекаются поныне, в эту обитель для поклонения чудотворному образу Божьей Матери и для испрошения от неё всякого блага.... Всех неугасимых пред нею (иконой) лампад есть до двадцати, и все они приложены некоторыми из христиан в память чудотворений, которые были или прежде удостоены или ныне удостаиваются получить благодатью Божьей, и ходатайством Царицы Небесной, скоропослушной молитвенницы о нас.» Внутри монастыря в югозападном углу соборного храма есть колодезь, называемый священным. Этот колодезь изведен чудесно из земли св. архангелами в царствование Императора Андроника старшего (1299 г.), и с тех пор течет неиссякаемо. Святыня. Частиц св. мощей в Дохиаре много. Барский перечисляет следующие части св. мощей: св. священномученика Харалампия, св. мученика Мины, св. мученика Кирика, св. мученика Пантелеймона, св. Нила, св. Петра Афонского, св. Давида Солунского, св. Иоанна Златоуста , св. Павла Фивейского, св. мученика Меркурия; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; член перста св. мученика Иакова Персянина; часть кости св. Ап. Андрея Первозванного; глава Преподобного Дионисия, создавшего обитель на Олимпе; часть кости св. Феофана нового и других Святых. Хрисовуллы. Из хрисовулл в монастыре находятся – хрисовулл греческого Императора Иоанна Палеолога, подтверждающий границы монастыря; хрисовуллы господарей Молдавских – Александра (1568 г.), Радула, Влада и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРИНА (Багратиони Мария) [груз. ] (ок. 1696, Кахети - ок. 1744), мон., царевна, груз. гимнограф, дочь царя Картли Ираклия I (1688-1703) и кнг. Анны Чолокашвили. Вышла замуж (1714) за сахлтухуцеси (министра двора) царя Кахети кн. Эдишера Чолокашвили, вскоре в семье родилась дочь Кетеван. В 1715 г. Эдишер погиб в битве с лезгинами, Мария практически сразу приняла постриг с именем Макрина и стала жить при мон-ре Алаверди в Кахети, где исполняла должность энкратиссы. Деятельность М. пришлась на период национального, церковного и политического возрождения Грузии: возобновлялись национальные и церковные праздники, был пересмотрен груз. церковный календарь, вносились дни памяти забытых груз. святых, создавались гимнографические и агиографические произведения. М., в совершенстве владевшая груз. лит. языком и знавшая франц., арм. и греч. языки (греческому обучалась у митр. Памфилийского Парфения, находившегося в то время в Грузии), активно включилась в эту деятельность. Творчество М. рассматривают в тесной связи с деятельностью гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Особенность ее работы была обусловлена необходимостью пополнения и совершенствования груз. агиографических сборников. М. была прекрасным каллиграфом. Еще до пострига она инициировала и оплатила работы по переписыванию Минеи (НЦРГ. А 366, А 379, А 380). Собственноручно она переписала и отредактировала мн. рукописи из коллекции Давидгареджийского монастыря, особенно известны 2-я часть т. н. канонического сб. «Сагвто гуджари» (дослословно - «Гуджари Бога»; сборник был составлен для монастыря Марткопи в честь Нерукотворного образа Спасителя (Гвтаеба)) (НЦРГ. Q 427); гимнографический сборник (НЦРГ. S 3269); сборник трудов архиеп. Фессалоникийского (Солунского) свт. Симеона (НЦРГ. Q 427); неск. гуджари (грамот) и др. Большая часть работы была выполнена по заказу братьев М.- царей Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) и Константина II (Махмадкули-хана) (1722-1733).

http://pravenc.ru/text/2561528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) Прп. Давид Серпуховской поучает братию. Фрагмент иконы «Прп. Давид Серпуховской с 16 клеймами жития». 2001 г. (Давидова Вознесенская пуст.) († 1529?), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Серпуховской. Основатель Давидовой в честь Вознесения Господня муж. пуст. О святом повествуют предания, зафиксированные в лит-ре начиная с XIX в., имеются краткие сведения в святцах и синодиках. Исследователи XIX в. критически относились к преданию о знатном происхождении Д.- о том, что до пострига он был дьяком вел. кн. Василия III Иоанновича Даниилом Васильевичем Мамырёвым или же кн. Даниилом Ивановичем Вяземским ( Токмаков. С. 6-7). По преданию, Д. в молодых годах поступил в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где принял монашеский постриг от прп. Пафнутия Боровского († 1477). При постриге подвижник был назван в честь прп. Давида Солунского. Спустя нек-рое время Д. с 2 монахами и 2 мирянами оставил Боровскую обитель, взяв с собой икону Богоматери «Знамение» с предстоящими преподобными Петром и Онуфрием Афонскими, пророками Аввакумом и Даниилом (впосл. эта икона находилась в келье святого). Согласно записи в монастырском синодике 1602 г., в XIX в. хранившемся в ризнице Давидовой пуст. (см.: Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского у. С. 3-4, 56-57), 31 мая 1515 г. преподобный со своими спутниками поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского (кн. Василий Семенович Ряполовский мних упом. в разрядных книгах в 1492-1507 гг. ( Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 42). Впосл., судя по прозвищу, князь, вероятно, принял монашество. Т. о., пустынь на его землях могла быть основана ранее даты, указанной в синодике,- в 1492-1507). На выбранном месте отшельники воздвигли кельи и деревянные церкви: в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/168476.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие — свидетельство истины Выдержки из переписки отца Софрония (Сахарова) и Давида Бальфура. Давид (Бальфур) (1903-1989) — человек с богатой на события жизнью, наполненной сомнениями и резкими переломами. Будучи католическим монахом он заинтересовался христианским Востоком и переходит в монастырь восточного обряда. На Афоне встречает старца Силуана Афонского и его ученика Софрония (Сахарова). Старец тогда сказал ему: «Бог мне внушил Вам сказать — молитесь и Господь Вас просветит», а затем много раз повторял отцу Софронию: «Бальфур обращен в Православие чудом». Постепенно Бальфур решил перейти в Православие (старец становиться его духовным руководителем, которого он впрочем ослушается, что будет считать главной ошибкой своей жизни). Именно в этот период завязывается переписка с о. Софронием. Однако у Бальфура осталось много сомнений, на что наложились житейские трудности и многие нестроения в самом Православии (позорные юрисдикционные споры, неприятие Бальфура на Афоне из-за излишней ревности). Скитаясь из Афона в Париж, из Парижа в Грецию он попадает в немецкую оккупацию. Оттуда бежит в Каир, где происходит окончательный кризис, уход от веры, «бессловесное безбожие». Там он устраивается британским разведчиком. Затем многие годы дипломатической службы, брак, семья. В 1962 году происходит обратный переворот: «я вновь верую». Он едет к отцу Софронию (тот уже настоятель в Англии) и возвращается в Православие (мирянином), верность которому пронесет всю оставшуюся жизнь. О себе он говорил так: «Я, как неразумный ослик, думал угнаться за двумя могучими конями — старцем Силуаном и отцом Софронием». В 70-е гг. он поступает в богословскую аспирантуру Оксфорда под руководством Владыки Каллиста (Уэра). По мимо прочего издает писания Симеона Солунского и Григория Синаита. (подробнее о жизни Д. Бальфура см. в статье Николая (Сахарова) «Архимандрит Софроний и Давид Бальфур», включенной в эту книгу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт. Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана в 1515 года преподобным Давидом. Он, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи отроком, имея чуть более двадцати лет от роду, почувствовал призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего b VI b. После преставления своего учителя преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого . В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконой Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве, был кормильцем-отцом всего окрестного населения. 19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного. Почитание преподобного Давила началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Романовка. Церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1826. Адрес: Россия, Саратовская область, р.п. Романовка, ул. Народная, д. 13В Координаты: 51.749275, 42.755823 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Христорождественская церковь в слободе Романовке построена в 1826 году тщанием прихожан. Церковь каменная, теплая, с каменной же колокольней. Храм трехпрестольный: главный престол в честь Рождества Христова, в правом приделе — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, в левом — во имя святого Архистратига Божия Михаила. В храмовый комплекс, кроме храмового здания, входили каменная сторожка с двумя отделениями: помещение для сторожей и просфорня, каменная кладовая, устроенная в ограде, и дом с надворными постройками, сдававшийся в аренду. В штате причта состояли три священника, диакон и три псаломщика, по данным на 1894 год дома для причта были церковные. С 1 октября 1871 года существовало церковно-приходское попечительство. В 1888 году была открыта церковно-приходская женская школа. На этот же год в слободе существовали две земские школы, а к 1912 году в слободе были три министерских и одна земская школы. К Христорождественской церкви были приписаны еще две церкви. Первая, во имя святых страстотерпцев Романа и Давида, деревянная, теплая, с деревянной же колокольней, построена в 1859 году, освящена в 1860 году, располагалась также в слободе Романовке в одной версте от Христорождественской церкви. Вторая церковь была кладбищенская, деревянная, теплая, с деревянной же колокольней, построена в 1888 году, освящена во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1930-е годы храм был закрыт. В 1941 году были разрушены купол и колокольня. В середине 1950-х годов здание храма переделали под клуб. В 1991 году здание храма было передано приходу в бессрочное пользование. В том же году протоиереем Александром Болдаевым было совершено малое освящение храма иерейским чином. На сегодняшний день в храме освящен престол лишь в главном нефе, однако планируется восстановление также и приделов. К концу 2003 года было завершено восстановление колокольни, средства для этого были пожертвованы губернатором Саратовской области Д. Ф. Аяцковым. Уральский завод металлоконструкций " УМЕКОН " пожертвовал приходу средства на приобретение набора колоколов. В настоящее время ведутся работы по устройству второго придела храма. Настоятель иерей Максим Куров. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12539

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Феодосии при реставрации храма XIV в. обнаружены древние фрески, автором которых, возможно, был Феофан Грек 30.07.2008 В Феодосии в ходе реставрации храма XIV века обнаружены древние фрески — предположительно они ровесники самой церкви. Как считают ученые, расписывать храм мог легендарный Феофан Грек или кто-то из его учеников. Однако в ближайшее время интригу с авторством росписей разрешить, похоже, не удастся. На продолжение реставрационных работ и экспертизу требуются значительные средства, которые, возможно, придется искать самим ученым. Средневековая роспись в Феодосийском храме великомученика Дмитрия Солунского сохранились чудом. Она пережила крымское ханство, русско-турецкую, гражданскую и Великую Отечественную войны. Больше всего за свою семивековую историю фрески пострадали при советской власти. Часть росписи уничтожили, лики святых на уцелевших фрагментах стерли, а в храме организовали склад горюче-смазочных материалов, передает НТВ. По одной из версий, эти образы вместе со своими подмастерьями создавал учитель Андрея Рублева Феофан Грек. В этом мнении сошлись почти все эксперты, побывавшие в храме. Известно, что Феофан Грек действительно работал в Кафе, но ранее считалось, что его крымские росписи не сохранились. Вячеслав Зарубин, заместитель презседателя Крымского республиканского комитета по охране и использованию памятников архитектуры и культуры, отмечает: «Есть предположение, достаточно основательное, что мастер принадлежит к школе Феофана Грека. Возможно, принимал участие в росписи церквей и сам Феофан Грек, тем более известный факт, что он побывал в Кафе, и вполне мог принять участие в росписи каких-либо храмов на территории этого города». Спаситель, апостолы, Богородица, Иоанн Предтеча на алтарной арке — фрагменты изображения пророков Давида и Авраама. На западной стене, по традициям византийской росписи, сцены Страшного суда. Под красной линией — поучительный регистр: иллюстрация смертных грехов. Сюжеты читаются с трудом, роспись нуждается в серьезной реставрации. Эксперты подсчитали: на полное восстановление средневекового храма и его фресок понадобится не менее 12 миллионов долларов. Найдутся ли такие средства в украинском бюджете или же придется искать спонсора? Для ученых этот вопрос остается открытым. НТВ/Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.07.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5318.html

Церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. Церковь в честь Федоровской иконы Божией Матери. Фотография. 2002 г. В 1865 г. по ходатайству почетного гражданина Коломны Д. И. Хлудова, пожертвовавшего Б. м. новые угодья, самостоятельность обители была восстановлена (земли, принадлежавшие Б. м. до 1764 г., были оставлены за Старо-Голутвиным мон-рем). В результате перестройки в 1830 г. Рождество-Богородицкого собора он стал летним, одноэтажным, с престолом в честь Рождества Богородицы. Для зимних богослужений были устроены 2 придела в трапезной: правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь Феодоровского образа Богородицы, чудотворный список с к-рого почитался в мон-ре. В 1861 г. по благословению свт. Филарета (Дроздова) на средства Хлудова был сооружен теплый храм в честь Феодоровской иконы с 2 приделами: Казанской иконы Божией Матери и прп. Давида Солунского. В это же время построили 2-этажный каменный келейный корпус с трапезной. В нач. XX в. в Б. м. с игуменским управлением жили ок. 25 насельников, в 1917 г.- ок. 10. Мон-рь владел 670 дес. земли, его доход составлял ок. 3 тыс. р. Обитель оказывала медицинскую помощь окрестному населению. 14 апр. 1903 г. при Б. м. игум. Варлаам открыл церковноприходскую школу на 30 чел. В обители ежедневно молились о воинах, павших в Куликовской битве. В 20-х гг. ХХ в. Б. м. был закрыт, в 1930 г. передан совхозу «Сергиевский». В Рождество-Богородицком соборе и Феодоровской ц. разместились склады минеральных удобрений, гаражи, в настоятельском и братском корпусах - квартиры для рабочих совхоза, начальная школа, медпункт. К 1987 г. монастырские постройки находились в аварийном состоянии, частично сохранились крепостные стены, Рождественский собор, колокольня и 2 братских корпуса; на территории обители была устроена свалка мусора. Общиной московского храма Всех святых (на Соколе) с территории обители был вывезен мусор, проведены ремонтно-восстановительные работы, в братском корпусе устроена домовая церковь.

http://pravenc.ru/text/149417.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010