Собор бывшего монастыря Латомос (Латому), именуемый впоследствии монастырем Осиос Давид в Фессалонике, находящийся в верхнем городе, никак не связан с монастырем, основанным этим святым. Монастырь получил это название только в 1921 году, когда из мечети был вновь превращен в христианский храм. Иконография Прп. Давид Солунский, как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: " Старец с длинными волосами и с бородою до ступней " . Одно из ранних сохранившихся изображений преподобного Давида - найденный в Фессалонике в 1944 году рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта , с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике). Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (монастырь Ватопед) В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура прп. Давида с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников . Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи северо-западной части парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321): полуфигура Давида Солунского в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиционном варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., монастырь Ватопед), в церкви Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура прп. Давида Солунского в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе церкви прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне монастыря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Современное изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св.

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Почитание Д. С. в 1-й пол. IX в. засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита , к-рый посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще 2 более поздних энкомия - анонимный (средневизант. времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Д. С. посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития кон. X в. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 771-772) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 512-513), а также переложение Жития на новогреч. язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С др. т. зр., эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из мон-ря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Д. С., что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении Д. С., а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Мощи Д. С. находились в основанном им мон-ре до 1054 г. (по мнению А. Васильева) или до нач. XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 г. благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи Д. С. были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В наст. время мощи Д. С. находятся в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти. Ее раскрывают композиции с рельефом св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида - псалмопевца, пастыря, царя, пророка, - предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежит " Полет Александра Македонского " на южном фасаде, " Подвиги Давида " и " Подвиги Геракла " на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Реликвии Дмитриевского собора - икона ( " доска гробная " ) св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесенные в храм 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, - вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Экспонируется грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и замененный в 2002 г. новоделом. Крест Дмитриевского собора. 1957 г. Копия. Заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения, утраты и следы ремонтов. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев был обтянут листами золоченой меди с прорезным орнаментом. Копия представляет собой каркас XVIII в., обтянутый латунью в 1957 г. Высота креста - 4,07 м, размах – 2,78 м. В 2002 г. потребовала замены и эта копия. Причиной разрушения крестов явилось соседство двух разных металлов – черного (железный каркас) и цветного (медные и латунные листы). Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из черного металла – железного каркаса и золоченых стальных листов. В экспозиции представлено несколько фрагментов прорезной золоченой меди подлинного креста XII в. После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции " Страшный Суд " . В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами - сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, " Лоно Авраамово " с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле. Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца XII века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.

http://sobory.ru/article/?object=00188

В монастырском синодике 1602 года кончина прп. Давида отнесена к 19 сентября 1529 года. В одном из списков «Описания о российских святых» сообщается, что " преподобный Давид строитель, ученик Пафнутьев, преставися в лето 6995 (1483/84) июня в 26 день " . Однако 26 июня - день памяти прп. Давида Солунского, в честь которого преподобный принял монашеское имя, а указанный год как дата смерти преподобного маловероятен. По другим сведениям, приводимым в иконописных подлинниках и агиографической литературе XIX в. (напр., у архим. Леонида (Кавелина), М. В. Толстого, Н. П. Барсукова), преподобный скончался 18 октября 1520 года. Очевидно, в этот день праздновалась память святого в XIX в., но на чем основана эта дата, неясно. Прп. Давид был погребен на территории пустыни, впоследствии над его захоронением была поставлена часовня в честь иконы Божией Матери " Знамение " , о которой в монастырской описи XVII в. говорится: " В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров: сукно черное, среди крест серебреный " . В 1730-х над местом погребения преподобного вместо деревянной часовни была сооружена колокольня, под которой в 1740 году устроена церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " . В 1867-1870 годах на месте разобранной колокольни со Знаменской церковью был возведен новый храм с тем же посвящением. В XIX в. велась запись чудотворений по молитвам к преподобному . 23 мая 1997 года по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей прп. Давида. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти преподобного в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 октября, 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день его тезоименитства. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых , празднование которому было установлено в 2001 году. Служба и акафист прп. Давиду были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пустыни архим. Германом (Хапугиным) . Служба начинается с малой вечерни, в конце которой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей преподобного Давида. Канон службы имеет акростих: " Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман " . В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого.

http://drevo-info.ru/articles/2467.html

Княжево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как вотчина " Богоявленского монастыря, что за ветошным рядом " . По тем же книгам, в селе значится деревянная Покровская церковь. 9 декабря 1799 г. церковь ночью сгорела по неизвестной причине, а 5 марта 1800 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) дана благословенная грамота на построение в том же селе на старом месте новой церкви. Через год деревянная церковь была построена и освящена. Позже был пристроен к храму придел пророка Илии, который освятил священник рязанского кафедрального собора Иоанн Иоаннов 1 октября 1806 г. Левый придел в честь святого Давида Солунского был сооружен купцом Давидом Широковым по плану одобренному епископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) 14 ноября 1849 г. Колокольня пристроена к храму в 1816 г., а в 1860 г. переделана заново. В 1911 г. тщанием прихожан около ветхой деревянной церкви построена новая каменная и освящена в честь Покрова Богородицы, правый придел во имя Илии Пророка, а левый придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святого Давида Солунского. Около новой церкви была установлена деревянная звонница на четырех столпах, купленная в селе Раменки. В 1920-е гг. церковь была закрыта и отдана во владение колхоза. В послевоенные годы в церкви размещался крахмало-паточный завод. В 2001 г. при храме была зарегистрирована православная община. Источник информации: http://vedomosti.meparh.ru/ Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах 1578 г. и значится вотчиною в Мещерской волости Богоявленского монастыря, «что на Москве за ветошным рядом». В выписи с Коломенских книг письма и меры 1626-1627 гг. указана в вотчине Богоявленского монастыря, что на Москве, в селе Княжеве церковь Покрова Св. Богородицы… Вместо упоминаемой в XVII ст. Покровской деревянной церкви, сгоревшей со всею утварью 9 декабря 1799 г. в ночное время от неизвестной причины, 5 марта 1800 г. преосвящ. Симоном дана была благословенная грамота на построение в том селе новой церкви в прежнее храмонаименование Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в конце села, на старом кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=13424

26-е Преподобного Давида Солунского Сей преподобный отец с юности проводил жизнь в воздержании и, оставив отечество своё, Малую Азию, прибыл в Фессалию и жил отшельником близ Солуни в куще под миндальным деревом, сияя добродетелями и уподобляясь ангелам, наставляя приходящих к нему на путь спасения. Угасив в себе страсти, он был невредим и от огня естественного и совершал чудеса. И угодив Богу, преставился от сей временной жизни около 540 года. Мощи его почивали в Солуни, в церкви его имени. Празднование, Тихвинской иконе Богоматери Тихвинская икона Богоматери первоначально, по сказанию предания, писана св. Лукой и послана была им вместе с Евангелием и книгой Деяний Апостольских в Антиохию к державному Феофилу, принявшему тогда веру Христову. По смерти его она перенесена была в Иерусалим, а оттуда в V веке по Рождестве Христове Евдокией, супругой Греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё воздвигнут был храм, известный под именем Влахернского. Здесь она пребывала 539 лет. От неистовства иконоборцев св. икона перенесена была из Влахернского храма в обитель Пантократора и скрыта. По прекращении гонения св. икона возвращена была во Влахерну. За 76 лет до падения Константинополя, во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в 1383 году, Влахернская икона Божией Матери с предвечным Младенцем, начертанным на левой руке, явилась в пределах Новгорода над водами Ладожского озера, в лучезарном свете, солнце-образно сияющая, шествуя по воздуху над водами, переносимая невидимо от места до места ангелами, и, притекши к городу Тихвину, остановилась при реке Тихвинке. В продолжение своего шествия она в пяти местах останавливалась и являлась и верующим, усердием коих на всех местах, ознаменованных и освящённых присутствием чудотворного образа Владычицы, созданы после храмы Божии. Равно на том месте, где икона совершенно остановилась, устроен был деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократным пожаром обращаем был в пепел. Но явленная и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся в нём, всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма, для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году создан каменный. В 1560 году, спустя 177 лет по явлении иконы, устроен иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича Тихвинский мужской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1176 Полагают, что за имя принималось титулование царей амаликитян. Один Агаг известен Книге Чисел (см.: 24:7), другое лицо с этим же именем – пленник Саула, разрубленный на части Самуилом (см.: 1 Цар. 15:8, 33 ). 1178 Кратко рассказывается житие родственника св. великомученика Димитрия Солунского – св. мученика Нестора, пострадавшего 27 октября 306 г. в г. Фессалониках. Гонитель Нестора император с титулом августа Максимиан, отрёкшийся вместе с Диоклетианом от власти в 305 г., но в 306 г. вновь вернулся к ней. Обстоятельства его смерти в 310 г. доподлинно неизвестны. Сходство жития св. Нестора с историей Давида и Саула – в реакции правителя на победу благочестивого воина. 1180 По свидетельству Иосифа Флавия, мёртвые Саул и его сыновья были распяты филистимлянами на стене Беф-Сана (ИД. VI. 14. 8). 1181 Во всех списках ошибочно указано имя Мемфиоша, то есть Мемфивосфей. Мемфивосфею, сыну Ионафана, внуку Саула, было всего пять лет, и он не мог быть соперником Давида; на самом деле был убит другой сын Саула – Иевосфей, царствовавший почти над всем Израилем, за исключением Хеврона, где царствовал Давид; после убийства Иевосфея Давид взял Мемфивосфея к себе в дом и заботился о нём как, о сыне. Исправлено по LXX и ССБ. 1182 По причине сокращений из палейного текста неясно, что Мелхола была ещё и женой Давида. Саул выдал за него свою младшую дочь с целью погубить своего возможного преемника, однако Мелхола спасала своего возлюбленного (см.: 1 Цар. 14:49, 18:19–20, 19:11–17 ). В отсутствие Давида её вторично выдали замуж за Фалтию (см.: 1 Цар. 25:44 ). После смерти Саула Давид вернул Мелхолу себе, но прежней любви уже не было. Из этой череды взаимоотношений в Палее воспроизведено состояние разлада. 1185 В др.-рус. списках следующее предложение имеет испорченный порядок слов: Имшеть себе частий ликоствющихъ: ликъ а взываєтьс Давидовъ, ликъ в нарицашес Корєвъ, ликъ г нарицашес Асафовъ, ликъ д нарицашес Афамовъ израильта, ликъ (л.194б) е нарицашес Идумль, ликъ нарицашес Моисвъ, человка Божи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

26. Вторник. Прп. Давида Солунского. Тихвинской иконы Божией Матери. Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (службу зри 16 июня) . Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Тихвинской иконы Божией Матери в соединении со службой прп. Давида Солунского (без праздничного знака). На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 2-й и глас 5-й 5, и преподобного, глас 8-й 3. «Слава» преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Днесь радуется верных множество...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й. На утрене на «Бог Господь» тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» тропарь Богородицы, глас 4-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 6-й. «Слава, и ныне» тот же седален. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Днесь радуется верных множество...» (см. на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), 2-й на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни кондак и икос преподобного, глас 1-й; седален Богородицы, глас 4-й. «Слава» седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» седален Богородицы, глас 4-й. По 6-й песни кондак и икос Богородицы, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» светилен преподобного, «И ныне» светилен Богородицы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-09/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 9 июля 2023 года 26. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прп. Давида Солунского. Тихвинской иконы Божией Матери. Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (службу зри 16 июня) . Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Тихвинской иконы Божией Матери и службой прп. Давида Солунского (без праздничного знака). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, Богородицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» Богородицы, глас 6-й: «Днесь радуется верных множество…», «И ныне» догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 8-й и глас 4-й (см. на литии). «Слава, и ныне» Богородицы, глас 5-й: «Российская страна…». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 8-й и глас 4-й (см. на литии); «Слава» преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче…» (см. на стиховне утрени в Минее) , «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Российская страна…». На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» Богородицы, глас тот же: «Приидите, вси вернии…». По Трисвятом – тропарь Богородицы (Тихвинской иконы), глас 4-й (трижды) . Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Тихвинской иконы), глас 4-й (единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Тихвинской иконы), глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 4-й: «Божественными зарями…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» седален Богородицы по полиелее, глас 6-й: «Безпомощным помощь…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Всегда так хочется поближе рассмотреть собор, его рельефы. Посредине храм охвачен нарядным скульптурным фризом с колонками. Верхний ярус одет резьбой, как драгоценной ризой. ”Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо яко кожу” — поет библейский Давид — пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трех фасадов. К трону Давида собирается вся тварь земная и небесная — звери, птицы, люди, ангелы, деревья, травы… И во всем — радость о Господе. ”Господи! Вся Премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Всякое дыхание да хвалит Господа. Аллилуиа!” За видимой простотой древних соборов — потерянный уже, непонятный нам, но такой волнующий замысел храмоздателей и зодчих. В этих стенах таинственно пребывает душа нашего прошлого. На княжем дворе жила дружина, на епископском дворе «клевреты святое Богородицы”, здесь же были и суд, и управление, и многоликое княжеское окружение. Впоследствии место заняла провинциальная власть — губная и съезжая избы, и две улицы пролегли перед соборами. Но канули в прошлое и они, и в конце XVIII в., с учреждением Владимирского наместничества и губернии, меж соборами встал регулярный, строгий корпус казенного здания Присутственных мест (1785 г., архитектор К.И. Бланк), а изрытый ямами и ухабами пустырь превратился в начале XX века в городской сквер ”Липки” с аллеями и фонтаном. Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке. Дмитриевский собор - это памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построен в 1190-е г.г. В 1197 г. храм был завершён постановкой иконы святого Димитрия. Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Её венчает золоченая шлемовидная глава, плечи-закомары, на восток обращен трехчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г.

http://sobory.ru/article/?object=00188

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010