Заметив, что он разумен и храбр в боях, царь назначил его правителем всей Солунской области; поручая ему такую должность, сказал: — Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого. Приняв царское назначение, Димитрий возвратился домой и с честью был встречен жителями города. Уже давно он желал утвердить в родном городе свет истинной веры и скорбел, когда видел, что жители Солуни покланялись бездушным идолам. Теперь, по прибытии в город, тотчас же пред всеми он начал исповедовать и прославлять Господа нашего Иисуса Христа; он всех поучал заповедям Христовым, обращал язычников к святой вере и искоренял скверное многобожие; словом, он был для солунян вторым апостолом Павлом. Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана. Царь, узнав, что поставленный им правитель Димитрий — христианин и многих уже обратил в свою веру, сильно разгневался. Как раз в то самое время, возвращаясь с Сарматской [ 1 ] войны, царь остановился в Солуни. Еще до прибытия Максимиана в город, Димитрий поручил своему верному слуге по имени Луппу, все имущество, доставшееся ему после родителей, золото, серебро, драгоценные каменья и одежды и велел все сие раздать бедным и нуждающимся. — Раздели сие богатство земное между ними, — прибавил святой, — будем искать себе богатства небесного. А сам стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому. Царь немедленно начал узнавать, правда ли то, что слышал он о Димитрии? Бестрепетно выступив пред царем, Димитрий исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас же приказал заключить исповедника истинной веры в темницу. Войдя туда, святой молился словами пророка Давида: «Поспеши, Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне» (Пс. 69:2). «Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Далее он поведал мне о своих богословских исследованиях в учении святого Григория Паламы . Его занимал исихазм и сочинения святого Симеона, архиепископа Солунского. Бальфур рассказал мне, как он постиг истинный исихазм на Святой Горе в 30-е годы, и как потом, после многолетнего перерыва, он возобновил изучение богословия и даже предполагал издать неопубликованные тексты святого Симеона Солунского . Так в 1981 году была опубликована книга «Богословские труды святого Симеона, архиепископа Солунского (1416/17–1429)», которая представляет сочинения святого с комментариями и введением Давида Бальфура. То, как составлено предисловие, говорит об исследовательской одаренности Бальфура, о широте его познаний, о критическом складе ума и точности наблюдений, о прекрасном владении греческим языком и о его незаурядности: книга изобилует важными критическими примечаниями. Все это характеризует его как одаренного разнообразными способностями ученого – исследователя текстов. Введение состоит из трех частей. В первой части, «Автор и его неопубликованные творения», дается обзор писаний святого Симеона Солунского и историческая справка о том, как в 1940 году Бальфур в рукописном Загорийском 23-м кодексе обнаружил двадцать не изданных ранее произведений святого Симеона полемического и духовного характера, на которые «ученые не обратили абсолютно никакого внимания». Свои исследования Бальфур начал в 1940–1941 годах, и к 1971–1973 годам он завершил подробный анализ всех имеющихся каталогов греческих кодексов, чтобы выявить, какие из сочинений святого Симеона были опубликованы. В этой главе он дает список этих сочинений с изложением их содержания. Во второй части Бальфур излагает содержание Загорийского кодекса, содержащего рукописи святого Симеона, ссылаясь при этом и на менее значительные рукописные источники из других библиотек. Данный раздел представляет собой точное научное описание дошедших до нашего времени рукописей сочинений святого Симеона. В третьей части введения, «Житие и образ Симеона», Бальфур подробно рассказывает о рождении и воспитании святителя, о его монашеском делании, о возведении в епископский сан и первых годах служения в Салониках, о кризисе 1422 и 1423 годов, о деятельности святителя Симеона во время власти венецианцев (1423–1429), о его славной кончине, которая случилась, согласно Бальфуру, в середине сентября 1429 года, за несколько месяцев до сдачи Салоник туркам (29 марта 1430 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Согласно сообщению Воскресенской летописи под 1212 г., «чюдно велми иже бе извну камень той около всея церкви резан» (ПСРЛ. Т. 7. С. 118). Резьба по белому камню драгоценной ризой покрывает главу и верхний ярус храма, основной объем «препоясан» широким резным фризом. Густая резьба и на арках порталов. Всего на фасадах Д. с. размещается более 1 тыс. резных камней; из них во 2-м ярусе - 563 цельных резных камня: 98 рельефов перенесено с разобранных башен, 412 рельефов сохранилось от XII в., 53 вырезано в 1838 г. заново. Из числа рельефов XII в. более половины находится in situ (хронология рельефов определена С. М. Новаковской-Бухман и М. С. Гладкой). Рельефы расположены правильными рядами соответственно кладке. Св. мученики. Рельеф сев. фасада. XII в. Св. мученики. Рельеф сев. фасада. XII в. Скульптурное убранство Д. с. принадлежит к уникальным явлениям мировой художественной культуры. В фасадной пластике средневековья неизвестны иные примеры сложных многоярусных ансамблей рельефов, связанных в единое целое внутренней логикой и композицией. В первоначальном замысле скульптурного декора ведущей стала тема власти. Трижды в центральных закомарах изображен царь Давид на троне (до расчистки в 1974 надписи: «ДАВЪ» (Давид) над центральными рельефами Д. с. бытовало мнение (Н. П. Кондаков, Н. В. Малицкий, Г. К. Вагнер), что здесь изображен царь Соломон). К трону царя-псалмопевца собирается вся тварь небесная и земная: ангелы и птицы, люди и звери, деревья и травы. На главном, зап. фасаде над головой царя Давида парит ангел, возлагающий на него корону (сцена «Коронация Давида», по атрибуции Новаковской-Бухман). На рельефе юж. фасада на царя Давида нисходит Св. Дух в виде голубя. В руке у Давида свиток или скрижаль - он не только псалмопевец и пастырь, но и законодатель. На зап. фасаде Давид изображен дважды: как царь и как герой в единоборстве со львом (прежде считалось, что это ветхозаветный Самсон). Др. рельеф относили к теме подвигов Геракла, позже было замечено, что такими изображениями в лицевых Псалтирях иллюстрируются повествования о Давиде, который в юности пас овец, защищая их от хищников (сцена «Погоня Давида с палицей за львом» - атрибуция Новаковской-Бухман). 2 рельефа зап. фасада по-прежнему считаются (В. П. Даркевич) изображениями Геракла (сцены охоты на лернейскую гидру (в виде птицы) и на стимфалийскую птицу).

http://pravenc.ru/text/178253.html

63. [Рецензия на статью:] Krumbacher, К. Studien zu den Legenden des heiligen Theodosios Sitzungsberichte der philos.-philoL und historischen Klasse der Kaiserl. Bayer. Akademie der Wissensch., München, 1892, 161 S. – ЛИФО, 1894, т. 4, Визант. отд., 2, Хроника, стр. 86–88. Входит в серию рецензий, подписанных «У-ский» 63–65). Рецензии указаны в Списке учёных трудов Ф. И. Успенского. (II, 33, 1929). 64. [Рецензия на книгу:] Le livrs da préfet, ou l’édit de I’empereur Léon le Sage sur les corporations de Constantinople, par Jules Nicole. Génève. 1893 – ЛИФО, 1894, t. 4, Визант. отд., 2, Хроника, стр. 83–86 (см. 63). 65. [Рецензия на книгу:] Leben des heiligen David von Thessalonike. Grieckisch nach der einzigen bisher aufgefundenen Handschrift. Hrsg. von V. Rose.y Berlin, 1877, XVI, 22. S. – ЛИФО, 1894, t. 4. Визанг. отд., 2, Хроника, стр. 81–83 (см. 63). См. Kurtz, Е. ByzZ, 1895, Bd. 4, S. 621–622, где по поводу рассматриваемой рецензии дана оценка двух новых приведённых Ф. И. Успенским вариантов жития Давида Солунского. 66. Памятник В. И. Григоровичу. ЛИФО, 1894, т. 3, стр. 60–65. Изд. отдельно: Одесса, 1894, 8 стр. Речь на открытии 18-го октября 1892 г. памятника на могиле В. И. Григоровича в Елизаветградке. См. 67. [Предложение об открытии Византийского отделения в Историко-филологическом обществе при Новороссийском ун-те]. ЛИФО, 1894, т. 3, стр. 2–3 (отчёт о деятельности ИФО за 1890–93 гг.). Докладная записка Правлению ИФО, принятая на собрании о-ва 6-го февраля 1891 г. Записку подписали: Ф. И. Успенский (председатель ИФО), А. И. Кирпичников, А. А. Кочубинский, Н. Ф. Красносельцев , Ф. Е. Корш (первый председатель отделения) и Ф. И. Леонтович. 68. Партии цирка и димы в Константинополе. ВизВ, 1894, т. 1, стр.1–16. Заметка: Kurtz, Е. ByzZ, 1895, В. 4, S. 208–209. 26-го сентября 1893 г. на заседании ИФО автором был прочитан доклад: Константинопольские димы и партии цирка. 69. Неизданное церковное слово о болгарско-византийских отношениях в первой половине X в. – ЛИФО, 1894, т. 4, стр. 48–123. Изд. отдельно: Одесса, 1894, 76 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ещё учители беспоповства указывают немало таких свидетельств, – например, Симеона Солунского , Захарии Копыстенского, – в которых говорится, что в случае нужды исповедь может принять и мирянин; но там же присовокупляется, что принявший её мирянин должен отнести её для разрешения епископу или священнику. Симеон Солунский говорит: «Аще негде кто по нужде некиих помыслы прием, да возомнит возложити тыя епископу. Таковое бо видехом случающееся и во многих благоговейных мнихов, иже внимание да имут не от себе самих решити, ниже звати самих себе духовниками. Яже прияша и слышаша, да извещают имущим силу от Бога разрешати. И тако решение твердо будет» (гл. 13). Таким образом, беспоповцы таинства покаяния не имеют, и остаются не при двух, как говорят они, а не более, как при одной тайне. А так как покаяние есть «потребно-нуждная во спасение тайна», то спасение людей, принадлежащих к беспоповщинскому согласию, где нет этой тайны, не имеет твёрдой надежды; люди эти, оставаясь из года в год с грехами – ибо кто поживёт и не согрешит? – не разрешаемыми, не могут иметь надежды на спасение. Последователи так называемого «Спасова» согласия, находя невозможным представлять право совершения тайны покаяния лицу неосвящённому, совершают исповедь пред иконой, в надежде получить прощение непосредственно от самого Бога. В подтверждение своей мысли об исповеди пред иконой они приводят два места: одно из Псалтири, а другое из Кормчей книги. Из Псалтири указывают они на 62 стих 118 псалма: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды твоея. Из Кормчей (л. 629) приводит вопрос и ответ Анастасия Синайского: «Если человек в молитве даст обет не грешить и в малех днех умрет, что требе есть помышляти о нём»? Ответ: «Приятно бысть покаяние его от Бога»... К этому присовокупляют примеры Давида и Манассии и, каявшихся пред Богом. Но эти свидетельства и примеры слишком далеки от таинства покаяния, которого в Ветхом завете и не было; это не более, как простые покаянные молитвы, как и выражается Анастасий Синайский. Без сомнения, молитвы эти нужны и полезны для спасения, но они не исключают, и заменить не могут таинства покаяния. Предполагаемый в вопросе св. Анастасия раскаявшийся грешник, давший обет отстать от греха, не видно, чтобы совсем уже не прибегал к таинству покаяния, думая, что оное можно заменить молитвенным обетом; посему и означенное свидетельство ничего не говорит в пользу тех, которые учат об исповеди пред иконой, или пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

57 . – 1893. Византийский журнал, издаваемый проф. Крумбахером. (Byzantinische Zeitschrift, herausg. von Krumbacher, I). (ЖМНП, CCLXXXVIII, 7, отд. II, стр. 231–272). Совместно с А. И. Кирпичниковым. 58 . – 1893. Рецензия на соч. Н. Попова , «Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении», Москва. (Там же, CCLXXXVIII, 8, отд. II, стр. 534– 542; И, стр. 632–634). 59 . – 1893. Синодик в неделю православия. Сводный текст с прибавлениями. (ЗНУ, т. LIX, стр. 407–502; отдельно, Одесса, VI--96). Рецензия П. В. Безобразова (ВВ, III, 1896, стр. 125–150). 60 . – 1893. Рецензия на соч. Д. Ф. Беляева, «Βυζαντιν. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям». СПб. 1893, кн. II. (ЖМНП, ССХС, 12, отд. II, стр. 364–379; BZ, III, 1894, стр. 184–186). 61 . – 1893. Вопрос о готах. Сообщение. (Протоколы IX археологического съезда в Вильне, стр. 96–98, в Трудах IX археол. съезда, т. II, Москва, 1897). 62 . – 1893. Отчет об ученой деятельности IX археологического съезда (там же, стр. 122). 63 . – 1893. Отзыв о медальном сочинении «О военном устройстве византийской империи». (ЗНУ, LVIII, стр. 19–20). 64 . – 1894. Памятник В. И. Григоровичу. (ЛИФО, III, стр. 60–65; отдельно, Одесса, 1894, 8 стр.). 65 . – 1894. Рецензии на книги: V.Rose, «Leben des hl. David»; J. Nicole, «Le livre du préfet»; Krumbacher, «Studien zu den Legenden des Ы. Theodosios»; Д. Беляев, «Βυζαντιν», кн. II. (Там же, Визант. отд., II, стр. 81–91). Оценка сообщенных здесь вариантов к изданному тексту жития Давида Солунского по Эскуриальскому и Халкинскому спискам дана Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, S. 621–622). 66 . – 1894. Неизданное церковное слово о болгарско-византийских отношениях в первой половине X века. (Там же, IV, стр. 48–123; отдельно, Одесса, 76 стр.). Рецензии Б. М. Мелиоранского (ВВ, II, 1895, стр. 246–247); Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, стр. 615–616). Слово издано по Vatic. Gr. 483 f. 43–64 и приписано патриарху Николаю Мистику ; датировка 927 годом не согласуется со временем этого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Давида Солунского. Монастырь Латому Церковь. Действует.   Престолы: Давида Солунского Год постройки:приблизительно 450 - 550. Адрес: Epimenidou 17, Thessaloniki 546 33, Греция Координаты: 40.641764, 22.952228 Проезд:ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Латому основан в конце V — начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Свое название (Латому — каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Главный храм монастыря, церковь святого Давида, был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков. Своё название в честь святого Давида Солунского церковь получила только в XX веке, а ранее была посвящена Христу Спасителю. Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка, которая попросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений. Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа, которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке. В 1430 году храм был обращен в мечеть, фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке. Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов. Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест, устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.

http://sobory.ru/article/?object=46327

В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» ( Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг. После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на. Колокольня. Фотография. 2006 г. После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

http://pravenc.ru/text/168568.html

Согласно Житию, фессалоникийцы решили обратиться напрямую к императору Юстиниану I . Архиеп. Аристид и все горожане попросили преподобного Давида исполнить эту миссию. Когда святой вышел из кельи, он был похож на прав. Авраама : седые волосы длиной до пояса и борода до земли, от его лица исходило солнечное сияние. Взяв с собой учеников, Феодора и Димитрия, преподобный отправился в Константинополь . Имп. Феодора послала сановников встретить его и оказала ему радушный прием, поселив во дворце, т. к. Юстиниан в это время отсутствовал. По возвращении император пригласил его в собрание синклита. Давид Солунский, попросив угля, возжег его на своей ладони и вошел, совершая каждение. Император немедленно исполнил просьбу святого и через несколько дней отпустил его домой. На обратном пути, когда корабль приблизился к мысу Эмволос, где преподобный увидел свой монастырь, он сотворил молитву, простился с учениками и предал душу Богу. Архиепископ повелел монахам перенести останки в монастырь и положить их в гробницу. Икона прп. Давида Солунского работы Н.О. Беляевой, студентки иконописной школы, Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее неизвестна. Частная коллекция, г. Киев Спустя 150 лет игум. монастыря Димитрий решил взять часть мощей преподобного и начал копать, но плита раскололась на многие части, и копавшие, испугавшись, прекратили работу. После кончины игум. Димитрия преемником стал его ученик Сергий (впосл. архиепископ Фессалоникийский). Он чтил святого и молился, надеясь, что ему удастся обрести часть останков преподобного Давида. Получив откровение о согласии святого, Сергий приказал ученикам копать. Когда раскопали и открыли гробницу, архиеп. Сергий, увидев тело целым и невредимым, не дерзнул взять ничего, кроме нескольких волос с бороды и головы. В заключение агиограф утверждает, что он был первым, кто записал Житие Давида Солунского, которое до этого передавалось только устно. Почитание прп. Давида Солунского в первой половине IX века засвидетельствовано в Житии прп.

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

Григория Декаполита , который посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще два более поздних энкомия - анонимный (средневизантийского времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Св. Давиду Солунскому посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития конца X в. в Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии Василия II , а также переложение Жития на новогреческий язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С другой точки зрения, эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из монастыря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Давида Солунского, что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении преподобного, а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Рака с мощами прп. Давида Солунского в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Мощи прп. Давида Солунского находились в основанном им монастыре до 1054 года (по мнению А. Васильева) или до начала XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия . В 1978 году благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского . В настоящее время мощи находятся в монастыре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике. Монастырь, в котором подвизался Давид Солунский, не сохранился.

http://drevo-info.ru/articles/6298.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010