Оттуда же мы пошли в храм, где почивают мощи преп. Параскевы и преп. Давида. Там молились. Интересно, что когда мы вошли в храм, там занимались уборкой пылесосом, и когда заметили, что мы не туристы, а хотим помолиться у святых мощей, то немедленно прекратили шуметь и дали нам спокойно помолиться. Когда мы вышли, из храма послышался шум включенного пылесоса. Вот так мы и закончили этот памятный день. Я уже говорил, что мы называли этот день – днем утешения. Возвращаясь в гостиницу, мы впервые шли молча. Только бр. Иосиф, как бы подтверждая причину нашего молчания, взирая на небо, тихо произнес: «Сколько святости! Какое освящение и благословение для нас грешных!» И так, почти в полном молчании, мы провели остальное время. Решили не ужинать, а спокойно молиться в комнате и отойти ко сну с этим свежим освящением на душе. «В руце Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». Мы остались в Салониках до воскресенья. В воскресенье праздновали память св. великомуч. Димитрия Солунского. В субботу на вечерню мы попали и смогли войти в храм; но в воскресенье пришлось смириться и стоять вне храма из-за большого стечения народа. На молебен приехал президент Греции и весь дипломатический корпус. Интересно: хор в храм поет, и передают службу по громкоговорителям, звонят в колокола, и военный оркестр играет – все в одно время. На крестный ход мы, к сожалению, не попали; он состоялся в субботу утром, а не вечером и не в воскресенье, как мы думали. В воскресенье вернулись автобусом в Афины. В понедельник делали последние покупки для нашего храма и гуляли по городу. Во вторник рано утром поехали в Пирей с намерением поплыть на остров Эгину к мощам свят. Нектария Пентаполийского. Слава Богу, мы добрались до острова к святителю, где хранятся его св. мощи (вернее то, что осталось от них). Там мы служили молебен и паки поминали всех. Молились и у бывшего гроба святителя, который находится там, в женском монастыре и попили воды из источника, находящегося у гроба, во дворе. Оттуда спустились к большому собору в честь святителя, недавно построенному рядом с женским монастырем. Так провели некоторое время, потом отправились в другую сторону острова в Агия Марина и оттуда отправились обратно в Пирей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Рельефная композиция в центральной закомаре зап. фасада. XII в. Рельефная композиция в центральной закомаре зап. фасада. XII в. Тему доброго правителя продолжает образ царя Александра Великого . На юж. фасаде в вост. закомаре помещена композиция «Полет Александра» (атрибуция А. С. Уварова). Александр изображен сидящим в корзине, к-рую поднимают привязанные к ней хвостами грифоны. Грифоны тянутся за приманкой - фигурками барсов в поднятых руках Александра. Сверху к Александру слетают птицы. Среди известных в мировом искусстве сцен полета (вознесения) Александра Македонского только в композиции на Д. с. изображены птицы. На сев. фасаде симметрично этой композиции расположена большая скульптурная группа: восседающий на троне в княжеской одежде человек с отроком на левом колене, по сторонам от трона по 2 отрока в позе поклонения. По мнению Воронина и большинства исследователей, это храмоздатель Всеволод Большое Гнездо с сыновьями (1-м предположение выдвинул прот. В. В. Косаткин). Кн. Всеволод в отличие от царя Давида представлен без короны. Скульптурный портрет носит неофиц. характер, хотя к Всеволоду, сидящему в непринужденной позе, остальные персонажи композиции, его дети, обращены с ритуальным жестом приветствия, как обычно изображались на иконах предстоящие Христу или Богоматери святые. Одного из княжичей кн. Всеволод держит на руках (по Воронину, Всеволода (Димитрия)). Вероятно, кн. Всеволод изображен на этой композиции как глава рода. Существуют варианты толкования композиции: «Богоматерь с Младенцем и предстоящими пастырями» (Кондаков), «Иосиф с братьями» (Ф. Кемпфер), «Давид с Соломоном» (А. М. Лидов), «Древо Иессеево» (Гладкая). Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф юж. фасада. 1838 г. Вмч. Димитрий Солунский. Рельеф юж. фасада. 1838 г. С рельефами на тему власти связаны сцены противоборства: человекодракон; Никита, побеждающий беса; лев, когтящий лань; вепрь, терзающий оленя; фигурки 2 борцов; львы с переплетенными шеями; гуси в такой же позе. На сев. фасаде между лапами 2 львов с одной головой помещена человеческая личина: это лев-антропофаг, символизирующий душу грешника в лапах диавола (по Даркевичу и Вагнеру).

http://pravenc.ru/text/178253.html

Иконографические признаки образа святого варьируются: он мог изображаться не только в богослужебных архиерейских одеждах (фелонь, омофор и митра), но и в архиерейской мантии и клобуке, а также в иноческом одеянии (особенно на житийных клеймах, соответствующих времени его настоятельства в Печерском мон-ре). Описания изображения Д. приводятся в иконописных подлинниках под 26 июня (день памяти прп. Давида Солунского - очевидно, тезоименитого святого Д. по мирскому имени): «И преподобнаго отца нашего Димитрия [Дионисия], епископа Суждальскаго, чудотворца, сед, брада подоле Сергиевы, риза святительская бакан, в шапке, амфор и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 110); сходные описания - в подлинниках 20-30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 177 об.; РНБ. Погод. 1931. Л. 174 об.); в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова аналогичные сведения дополнены указанием: «...инде пишут надсед, брада меньше Власиевы» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Согласно руководству В. Д. Фартусова, Д.- «старец, русского типа, сед, волосы недлины, борода немного менее средней величины; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327). Наиболее ранние изображения Д. входят в состав миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. В 1-м Остермановском томе (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 764 об., 765, 766 об., 767, 767 об., 768), в частности, помещены композиции, иллюстрирующие Повесть о Митяе (Михаиле), одним из героев к-рой является Д.: святитель укоряет блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича, задумавшего возвести Митяя в митрополичий сан; Митяй посылает к Д. узнать, отчего тот не пришел к нему за благословением; Д. и Митяй перед вел. кн. Димитрием (Митяй сообщает вел. князю о намерении Д. отправиться в К-поль); задержание Д. по приказу вел. князя; бегство Д. по Волге и его путешествие в К-поль по морю. Путешествие святителя по Волге также представлено на миниатюре 2-го Остермановского тома (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 10). Д. показан старцем с довольно длинной, заостренной на конце и раздвоенной бородой, облачен в рясу, черный клобук и архиерейскую мантию с источниками.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: " Всякое дыхание да хвалит Господа! " Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи Дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, " среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития " . Да, грозные хищники, воинственные всадники... Но ведь сказано-то: " всякое " дыхание да хвалит Господа. " Всякое " ! А что касается сцен " борьбы и кровопролития " , то ведь " аще сниду во ад - и Ты тамо еси " ( " даже если сойду в ад - и Ты там " ), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях - но как все эти образы объединены одним Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями - и псалмопевцев, и " воинственных всадников " ... ... После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто сопоставимое и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной - кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века - сцены из " Страшного суда " . Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения. Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера - греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то, что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века.

http://sobory.ru/article/?object=00188

Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь потерял большую часть своей общины, уничтожены были и почти все его реликвии. Главный храм в Дохиаре – в честь святых Архангелов. Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трех первых настоятелей. Нынешний собор, возведенный в шестнадцатом веке на средства принца Александра и Роксандры, расписан знаменитым критским художником Цорзисом, который работал и в Дионисиате. Помимо собора, Дохиар имеет пятнадцать небольших храмов и часовен и келью Всех Святых в Карее. Самый известный из этих храмов – часовня Горгепикус (Скоропослушница), стоящая возле ворот в собор. В ней хранится одноименная чудотворная икона Богородицы, одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон. История этой иконы такова: как-то в 1654 году эконом отец Никос шел по темному залу, где висела икона Богородицы. Отец Никос освещал себе путь ярко пылающей, дымящей свечой. Проходя мимо иконы, он вдруг услышал чей-то голос: «Никогда более не ходи здесь, коптя на Мой образ твоим дымным факелом». Инок подумал, что кто-то из братии решил подшутить над ним, и через несколько дней снова прошел там с другой такой свечей. И снова он услышал голос, на этот раз более суровый, говорящий: «О, монах, недостойный этого имени, доколе ты будешь столь дерзко и непочтительно коптить на Мой образ?» И в это же мгновение он ослеп. Упав на колени перед иконой, он стал молить о прощении, и Божия Матерь ответила ему: «Твоя молитва услышана, и ты снова, как того желаешь, обретешь зрение. Передай же и остальным инокам: пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо Меня называют Скоропослушницей». В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления. Кроме того, в Дохиарской обители находятся части мощей следующих святых: священномученика Харалампия; мучеников Мины, Кирика, Меркурия; святителя Иоанна Златоустого; преподобного Нила Мироточивого; преподобного Петра Афонского; святого Ахиллия; великомученика Пантелеимона; святого Давида Солунского; глава святого Филофея; часть от главы святого Иоанна Предтечи; частица мощей святой Марии Магдалины; святого Мины Калликелада; мученицы Марины; архидиакона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть преподобного Павла Фивейского; часть кости святого апостола Андрея; части великомученика Феодора Стратилата; глава святого Дионисия Ареопагита; глава святого Феодора Начертанного; глава святого Василия Амасийскаго; часть святого Космы Бессребреника; святителя Иоанна Милостивого; Феодора Тирона и другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Из всех разбиравшихся здесь художественных примеров образы Феофана Грека ближе всего прп. Давиду Солунскому в Кахрие Джами. Сходен особый акцент образов, внутренне глубокий, напряженный, однако без экзальтации. Мистическое созерцание, но не мистический экстаз, которому подчинен образ св. Иоанна Богослова в миниатюре из Нового Завета (ГИМ. Син. гр. 407). Нет и торжественного величия, как в миниатюре с прп. Исааком. Образы Феофана Грека отмечены таким высоким духовным сосредоточением, которое граничит с состоянием психологически экстремальным. Кажется, это полная отрешенность и замкнутость. Полное одиночество. Полная индивидуальность предстояния пред Господом. Вне киновии. В отдаленном пустынном скиту. Как и у столпника Давида в Кахрие Джами. Кажется, это близко тому, чему учил прп. Григорий Синаит . Мистическое видение в одиночестве, абсолютно вне мира, даже вне церковной общины. Очень личный мистический опыт; самое индивидуалистическое сознание в православной аскетике и мистике XIV в. В сочинениях духовных писателей второй половины XIV в. мы его не знаем. Знаем же в византийском искусстве этого времени, у Феофана Грека. Это, конечно, не значит, что такого опыта в реальности не было. Возможно, и даже скорее всего, был. Но оказался бессловесным. Описанный в этой работе аскетический тип в искусстве XIV в., как видим, был редким. Все известные нам примеры мы перечислили. Правда, только те, которые являют собой полный и чистый вариант такой образности. Отдельные же черты ее широко разбросаны в византийской живописи всего XIV в., и именно они часто одушевляют, делают более содержательными различные образы и стили всего этого периода, в основе своей всегда тянущиеся к чему-либо классическому. Иногда такие (или похожие) черты даже доминируют в образах. Например, в художественных созданиях конца 20–40-х гг. XIV в. Таковы миниатюры в Евангелии из Венской библиотеки (gr. 300) 21 , в Менологии 1322–1340 гг. из Бодлеянской библиотеки (Bodl. gr. th. f. 1 22 ), в Новом Завете с Псалтирью 30-х годов XIV в. из Исторического музея (ГИМ. Син. гр. 407 23 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Любя иночество, прп. Авраамий устроил две обители: в Палестине на горе Елеонской – киновию Византийскую и в Константинополе монастырь, известный под именем Авраамиева и прославившийся между обителями столицы. Об Авраамий см. также гл. 97 «Луга Духовного». Одежда, отнятая разбойниками, называется кусуллий, Κουσοúλλιον – не от слова ли κοúτζος, укороченный, обрезанный? Род короткой одежды. Об отношении к ворам см. прим. к гл. 212-й. Глава 69 Жизнь аввы Палладия и солунского затворника Давида Они получили награды за свои подвиги несравненно большие, чем ожидали. Вместе с господином софистом Софронием, еще до отречения его от мира, прибыли мы в Александрию, к авве Палладию. Этот боголюбивый муж и раб Божий имел свой монастырь в Лифазомене. Мы просили его сказать нам назидание, и старец начал говорить нам: «Чада, временная жизнь наша кратка: будем недолгое время здесь подвизаться и трудиться, чтобы удостоиться великих благ в вечности! Посмотрите на мучеников, посмотрите на святых, посмотрите на подвижников: как они были мужественны! Их хорошо знали минувшие века – мы также не перестаем никогда удивляться им. И кто бы ни слышал о них – изумляется терпению блаженных мучеников, терпению, превышающему силы человеческие. Чего только не претерпели они! Одним выкалывали глаза, другим перебивали голени; одним отрубали руки, другим – ноги. Одних скоро пожирало пламя, других сжигали на медленном огне. Топили их в реках и в морских пучинах. Иных, как злодеев, живых терзали кровожадные звери, других, после всевозможных мук, по смерти пожирали хищные птицы. Словом – нельзя ни вообразить, ни пересказать все виды мук, каким враг диавол подвергал боголюбезных мучеников и подвижников. Но с каким мужеством и терпением они подвизались, торжествуя силою духа над немощью плоти! И вот теперь они получили награды за свои подвиги несравненно большие, чем ожидали. Своими подвигами они оправдывают несокрушимую веру, во-первых, в то, что, пострадав здесь короткое время, можно достигнуть вечных благ, во-вторых, – что врага можно одолеть: сверхчеловеческие муки, которым враг наш диавол подвергал их, мужественно перенесены. Таким образом, если и мы перенесем все скорби и пребудем тверды в испытаниях, то воистину «други Божий» будем, Сам Бог будет споборствовать нам и сверх меры воздаст нам за подвиг… Мы знаем, каких трудов требует настоящая жизнь: испытаем самих себя в безмолвии! Прежде всего, нам необходимо искреннее раскаяние, чтобы сделаться храмами Божиими, потому что великая награда ожидает нас в вечности…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобных Сергия и Германа Валаамских. Освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских. Великомученика Евстафия. Святого Димитрия, митрополита Ростовского. Зачатие Иоанна Предтечи. Преподобного Сергия Радонежского. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Преподобного Савватия Соловецкого. Святого Григория Пельшемского, святителя Михаила, первого митрополита Киевского ОКТЯБРЬ 4 Святителей Гурия и Варсонофия, собор Казанских святых. Московских святителей. Апостола Фомы. Перенесение десницы Иоанна Предтечи. Иверской иконы Божией Матери. Апостола и евангелиста Луки. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Апостола Иакова, брата Господня. Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Великомученика Димитрия Солунского. Преподобного Аврамия Ростовского. НОЯБРЬ 1 Бессребреников Космы и Дамиана. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского. Преподобного Варлаама Хутынского, святителя Германа, архиепископа Казанского. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Святителя Иоанна Милостивого. Апостола и евангелиста Матфея. Преподобного Никона Радонежского. Благоверного князя Александра Невского. Великомученицы Екатерины. Иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Апостола Андрея Первозванного. ДЕКАБРЬ 3 Преподобного Саввы Сторожевского. Преподобного Саввы Освященного. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Преподобного Нила Столобенского. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Священномученика Елевферия. Святого пророка Даниила. Приложение Высказывания святых Отцов о посте Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова войти в рай. Свт. Василий Великий Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост. При таких условиях пост – прекрасное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Крест серебрян, на нем Распятие Господне, на другой стороне лики святых золочены, во главе Спасов образ. (л. 119) Крест серебрян, с мощами, на нем Распятие Господне, назади святого мученика Георгия. Крест медный, на нем Распятие Господне, обложен серебром. Крест серебрян, с мощами, за печатью, на нем Распятие Господне. Крест золот, литой, с мощами, на нем Распятие Господне, назади Леонтия, во главе Спасов образ. Крест золот, на нем Распятие Господне, во главе Спасов образ. Крест золот, на нем Распятие Господне, во главе яхонт лазорев. Крест медян, на нем Распятие Господне, во главе Спасов образ, назади Знамение Пресвятой Богородицы да архангел Гавриил. Крест золот, с мощами, на нем Распятие Господне, во главе бирюза. Крест древян, обложен серебром золоченым, на нем образ Николы чудотворца, да в нем же 4 жемчужины. (л. 120) Мощи святых. Коробочка деревянная, круглая, писана 11 красками, а в ней мощи: Космы и Домина. Никиты Новгородского. Мощи мученика Артемия. Мощи святого Давида. Мощи святого мученика Маманта. Мощи святого мученика Анмона. Мощи святого Кирика. Мощи мученика Вавилы. Мощи апостола Варфоломея. Мощи Игнатия Богоносца . Мощи Никифора патриарха цареградского. Мощи четыредесять мучеников. Мощи святого мученика Василиска. Мощи Космы, иже в Риме пострадавшего. Мощи архидьякона Стефана. Мощи святого апостола Варнавы . Мощи мученика Феодора Тирона. Часть клобука и посоха Пафнутия Боровского. Персть и часть от гроба Александра Свирского . Мощи апостола Луки. Мощи мученика Пантелеимона. Мощи святого мученика Леонтия. Мощи святого Варнавы. Мощи Иоанна Милостивого. Мощи преподобного отца нашего Евфимия Суздальского, 2 зуба в ковчеге серебряном золоченом, на затворе вырезан преподобный Евфимий Суздальский. (л. 121) Крабица продолговата, невелика, обклеена сафьяном, а в ней: Животворящее Древо от чес(тнаго) древа, часть положено в животворящий крест государя царевича и великого князя Петра Алексеевича. Мощи святого царя Константина, кровь великого мученика Димитрия Солунского и смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Но уже сейчас можно говорить об ошибочности мнения о большом количестве работавших над иконостасом мастеров. Вероятно, комплекс был создан 2 художниками - Д. и прп. Андреем, к-рым помогало неск. учеников-подмастерьев. В качестве предположения автор настоящей статьи выдвигает версию о разделении художниками всей работы пополам: прп. Андрей написал правую часть иконостаса, Д.- левую: иконы от «Богоматери» до «Вмч. Димитрия Солунского» в деисусном чине, от «Благовещения» до «Тайной вечери» и «Преподания хлеба» в праздничном ряду (в этой половине 1-я икона, вероятно, утрачена, а «Омовение ног» относится к его правой части), от «Прор. Моисея (?) и царя Давида» до «Прор. Иакова (?) и Даниила» в пророческом ряду. Если деисусный ряд выполнен Д. и прп. Андреем почти полностью собственноручно, то в следующих рядах можно предполагать большее участие учеников (плохая сохранность этих икон не позволяет сделать окончательный вывод). Большие сложности вызывает атрибуция иконы «Спас в силах» и царских врат (СПГИАХМЗ). Возможно, «Спас в силах» написан прп. Андреем, а царские врата - Д., но это предположение нуждается в дальнейшем уточнении. После выполнения работ в Троицком мон-ре художники возвратились в Андроников мон-рь, где прожили еще неск. лет. Тайная вечеря. Работа прп. Даниила (?). Икона из праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Тайная вечеря. Работа прп. Даниила (?). Икона из праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Житие прп. Сергия Радонежского повествует, что старец Андрей вместе с игум. Александром и др. старцами (возможно, в первую очередь с Д., отдельного упоминания о к-ром здесь нет) хорошо управлял монастырскими делами,- вероятно, к этому времени Д. и прп. Андрей были соборными старцами. Говорится, что они «создали» «церковь каменную», т. е. им могла принадлежать инициатива построения храма, а также общее руководство стройкой (это не значит, что они выступали в качестве зодчих), и, возможно, они вложили в его строительство личные средства. Собор мог быть сооружен в 1423-1425 гг., а расписан в 1425-1427 гг. Однако расписывал храм один прп. Андрей. Очевидно, Д. по физической немощи уже был не способен к выполнению сложных монументальных работ.

http://pravenc.ru/text/171187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010