С 2014 года настоятель храма священник Андрей Солодко окормляет общину глухих и слабослышащих людей. В храме во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ им. Н.Г. Чернышевского, где он служил прежде, им были организованы занятия для людей с нарушениями слуха и курсы сурдопереводчиков. Теперь Литургия с сурдопереводом каждую субботу совершается в храме Всех Саратовских святых. Освящение храма и Литургия в новоосвященном храме также сопровождались сурдопереводом. У прихода уже есть две больших святыни: старинная икона святителя Николая Чудотворца и икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей его мощей, переданная в конце августа этого года . В тот же день, 16 сентября, по благословению главы Саратовской митрополии епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий и епископ Покровский и Николаевский Пахомий возглавили Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. Преосвященным владыкам сослужили ключарь собора иерей Николай Генсицкий, игумен Нектарий (Морозов) протоиерей Димитрий Усольцев, протоиерей Михаил Беликов, иерей Илия Астахов, иерей Максим Плякин. После богослужения был совершен молебен Саратовским святым, освящено коливо. Затем была организована общая трапеза для прихожан. Со старейшим Свято-Троицким собором Саратова так или иначе связана жизнь целого ряда подвижников ХХ века. Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе в начеле ХХ века был создан «Строительный комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора», и настоятель храма в 1882-1919 годах протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение подвигом мученичества. В этом храме также совершил свое последнее богослужение святитель Иннокентий, епископ Саратовский и Пензенский (1784-1819), прославляемый в Соборе Саратовских святых. 16 сентября в актовом зале духовно-просветительского центра Свято-Троицкого кафедрального собора в рамках празднования Собора Саратовских святых состоялся показ документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизненном пути и подвиге протоиерея Геннадия Махровского — одного из самых уважаемых пастырей и проповедников дореволюционного Саратова, который верой и правдой служил Церкви на протяжении тридцати семи лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5269815...

Недостатком работы было и то, что из-за зависимости от местных архивных источников, в частности от архива Томской духовной консистории, нижней хронологической границей исследования автор был вынужден выбрать 1834 год - время создания Томской епархии. Это оставляло вне поля зрения предшествующую историю старообрядческого раскола. Этот недостаток был исправлен с выходом в 1905 году монографии " Старинный раскол в пределах Томского края " , в которой рассматривалась история развития и внутренняя жизнь томского старообрядчества со второй половины XVII века до 1834 года. Эта работа по замыслу автора восполняла в качестве вступительной части содержание его докторской диссертации. Он проводил историко-краеведческие исследования, используя не обработанные до него архивные материалы, хранившиеся в разных сибирских городах. На основе переписных книг Томского и Кузнецкого монастырей внес уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения региона русскими крестьянами в XVII-XVIII веках, описал бытовую сторону жизни первопереселенцев; опубликовал ряд очерков истории монастырей и храмов Томской епархии и несколько богословских статей апологетического характера. В 1914 году за работы " Старинные монастыри Томского края " , " Первые русские крестьяне-насельники Томского края " и " Томский раскол " был удостоен ежегодной премии Томского университета им. А. М. Сибирякова в 1,5 тыс. р. Публикации: Награды Литература Использованные материалы   Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 391   Акты свт. Тихона. С. 318-319, 325, 326   Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 758, 761   Левитин, Шавров. С. 503-504   Иоанн (Снычёв). С. 71   Иоанн (Снычёв). С. 78   Протоколы заседаний. 2006. С. 36   Протоколы заседаний. 2006. С. 37   Протоколы заседаний. 2006. С. 39, 40   Благовидов. С. 20 Редакция текста от: 16.02.2019 21:16:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

Для несения святых мощей архимандриты и протоиереи были разделены на две смены, причем первую смену составляли: архимандриты Товия, Макарий, Сергий, Димитрий, Герман, Иларион, Аристарх, Феодосий, Никодим, Арсений, Григорий, протопресвитер Н. А Любимов и благочинный В. А Марков. Во второй смене находились: архимандриты Виталий, Митрофан, Ипполит, Никанор, Аверкий, Иоаким, протоиереи В. Е. Беликов, Н. Ф. Вознесенский, К М. Марков, И. И. Соловьев, отцы Серебрянский, А И. Разумихин, В. Л. Успенский , Е. И. Троицкий , И. И. Фудель , А В. Никольский и X. К Максимов. За святыми мощами следовал высокопреосвященнейший митрополит Макарий и иерархи, принимавшие участие в священнослужении. В крестном ходе изволила следовать Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна. По одной стороне всего пути крестного хода стояли шпалерами части войск Московского гарнизона с оркестрами музыки, исполнявшими «Коль славен»; при приближении крестного хода войска брали «на караул»; по другой стороне стояли многочисленные толпы народа. Во время крестного хода выходило для встречи духовенство и монашествующие Вознесенского и Чудова монастырей и придворных соборов – Спасского на Бору, Благовещенского и Архангельского. Крестный ход из Успенского собора через ворота между Ивановской колокольней и Архангельским собором направился в сторону Чудова монастыря, против которого на особом возвышении высокопреосвященнейший митрополит Макарий прочел Евангелие и совершил осенение народа святым крестом; второе осенение было совершено на Сенатской площади, третье – на Дворцовой площади, против Спасского на Бору собора, и четвертое – против Благовещенского собора, где громадный народный Кадашевский хор, стоя на коленях, пропел тропарь святителю; после чего крестный ход через те же ворота возвратился в Успенский собор. Величественно было это шествие первосвятителя. Безгранично было благоговение к нему народа. Пред входом в Успенский собор стояли на коленях воспитанницы Дворянского института. По внесении в собор святые мощи были принесены к новой драгоценной царской раке и поставлены под сенью царя Алексея Михайловича. Высокопреосвященнейший митрополит Макарий прочел молитву святителю, после чего на амвоне совершен отпуст, перед которым протодиаконом К. В. Розовым было провозглашено многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему царствующему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Синод. Последний препроводил это прошение для доставления по нему необходимых сведений к Московскому митрополиту: а этот отвечал своим вышеозначенным донесением в котором излагая историю ходатайств Павловцев пред епархиальным начальством, и выясняя почему их просьба в свое время не была удовлетворена, прибавляет к этому только то, что вышеуказанное, на основании частных слухов, предположение его митрополита о принадлежности просителей к православной церкви подтвердилось официальным образом, что «просители, как рапортовал Филарету благочинный села Павловского, подписавшиеся под просьбами, все досоле в православную церковь ходили и ходят и ее таинства принимают, а из раскольников под теми просьбами никто не подписался». Получив эти сведения Св. Синод отказал в просьбе Павловцам, сославшись при этом на 5 пункт правил м. Платона. Просители не удовольствовались и решением высшей церковной власти. Переменив поверенного (ранее был крестьянин Димитрий Андреев, а теперь избрали Андрея Гаврилова), они выступают пред епархиальным начальством с новым рядом ходатайств, но уже в измененной форме. Теперь они просят уже не о превращении общеправославной их церкви в единоверческую, но в силу «крайнего желания иметь единоверческую церковь », соглашаются таковую построить на свой счет каменным зданием «с тем, чтобы при ней находился особый причт, не уничтожая, впрочем теперешнего православной церкви». Первое прошение в этом смысле было подано ими уже в количестве 80 семей в августе 1826 года; но и в этой просьбе им было отказано, опять на том основании, что по справке оказалось, что просители «все крещены в православной церкви и были на исповеди и у св. Причастия» 1403 . Второе прошение, и опять уже в новой форме было представлено ими в следующем (1827) году. Здесь, как можно судить по резолюции м. Филарета они просили уже только о присоединении их к единоверческой церкви, ничего не упоминая о ее постройке. На эту их просьбу последовала 28 февраля такая резолюция Московского святителя: «прилагаемое прошение поверенного крестьян старообрядцев экономической Вохонской волости, прихода села Павлова церкви Воскресения Христова, деревни Игнатьева крестьянина Андрея Гаврилова, о приписке подписавшихся под приложенным приговором к единоверческой церкви выслушать, и что положено будет представить, обратя внимание на то, что называющийся поверенным засвидетельствованной доверенности не представил, что подписавшие приговор никакого законного общества не составляют и потому не известно, где они собирались, по чьему зову или может быть, подговору 1404 , и какое имели право составить приговор, что кто желает присоединиться к единоверческой церкви и на то имеет законные причины, тот мог бы просить сам за себя, не уговариваясь с другими, с которыми он никакого законом учрежденного общества не составляет» 1405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Труды архимандрита Вениамина по оздоровлению духовной школы столицы были отмечены орденом св. Владимира IV степени (6 мая 1907). Сам же митрополит Антоний особо засвидетельствовал благодарность и признательность о. ректору осенью 1908 года. В воскресенье 12 октября, накануне дня ангела о. Вениамина и по случаю трехлетия его ректорства, митрополит отслужил литургию в семинарском храме 278 . В 1909 году Петербургская семинария праздновала свое столетие. Торжества были приурочены к осеннему дню памяти св. Иоанна Богослова. Они начались 24 сентября служением парастаса по почившим начальникам и преподавателям. На другой день служилась заупокойная литургия и панихида, за которой о. ректор сказал слово, посвященное памяти ушедших наставников. Эти службы, как и всенощную 25 сентября, возглавил епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), выпускник семинарии 1883 года. На литию и величание с епископом выходили нареченный во епископа Балахнинского бывший преподаватель семинарии архимандрит Геннадий (Туберозов), о. ректор и архимандрит Митрофан (Землянский) – выпускник семинарии 1884 года. Праздничную литургию в день юбилея совершил митрополит Антоний с епископом Кириллом. Среди многочисленного собора духовенства были такие видные протоиереи, как председатель синодального Учебного Комитета Димитрий Беликов, настоятель Смольного всех учебных заведений собора Николай Розанов (ректор семинарии в 1880–1889 годах), Философ Орнатский , член правления семинарии священник Михаил Чельцов . «Не только семинарская церковь , но и коридоры были полны бывшими питомцами семинарии всех возрастов и жизненных положений. Были целые поколения: деды, отцы, сыновья и внуки» 279 . Среди них находился Н.А. Скроботов (1841 – 1920) – автор «Памятной книжки окончивших курс в С.-Петербургской духовной семинарии. С 1811 по 1895 г.» (СПб., 1896) и редактор «Петербургского листка». В этой газете появилась большая статья о юбилее с портретами всех семинарских преподавателей 280 . На юбилейном акте был прочитан исторический очерк семинарии за сто лет, изданный отдельной брошюрой 281 . Затем митрополит вручил награды лучшим воспитанникам, в том числе Льву Парийскому (20 февраля 1892 – 23 ноября 1972) – впоследствии инспектору возрожденных Ленинградских духовных школ. Архимандрит Вениамин ответил благодарственной речью на все прозвучавшие приветствия и поздравления 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общее число григорьевских приходов по стране составляло, согласно оценкам исследователей, всего лишь около 5% от числа приходов Патриаршей Церкви, при этом подчинявшийся ВВЦС епископат уступал по численности епархиальным архиереям, признававшим главенство митр. Сергия, только в три раза (на начало 1929). Такое соотношение иерархов и прихожан придавало расколу «архиерейский» характер. При значительном епископате григорьевские приходы существовали только в отдельных городах и районах в центральной и южной части европейской территории РСФСР, на Урале и в Западной Сибири. Раскол также проник на Украину ( Днепропетровская епархия ) и на Дальний Восток ( Владивостокская епархия ). Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Реальное значение раскол приобрел лишь в епархиях, которыми руководили влиятельные григорьевские епископы. В наибольшей степени раскол проявился на Среднем Урале, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири и в Подонье. В Ульяновской епархии григорианство поддерживало около половины приходов и большинство монашества; больше половины приходов приняли сторону григорьевцев в Томской и Донской епархиях; в Свердловске за архиеп. Григорием пошла большая часть православных общин. Упадок и окончание раскола Усиление с конца 1920-х годов в СССР антирелигиозной борьбы затронуло и григорианство. В начале 1930-х гг. скончались носившие в расколе звание митрополитов Димитрий (Беликов) , Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский) ; принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов) . Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки государственных властей, раскол быстро пришел в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 года, незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана митрополита Виссариона (Зорнина) ; доклад, однако, не был оглашен. В 1933 году Виссарион (Зорнин) был отстранен от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а архиепископ Петр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 году. Многие григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

15-18 нояб. 1927 г. в московском Донском мон-ре под председательством архиеп. Григория состоялся т. н. предсоборный съезд епископов и мирян в составе более 100 делегатов. Среди присутствовавших был глава лубенского раскола Феофил Булдовский. На съезде в основном обсуждались вопросы о взаимоотношениях ВВЦС с др. церковными течениями и гос-вом. Первостепенной задачей съезд поставил борьбу с митр. Сергием, к-рый назывался «скрытым обновленцем» и «узурпатором церковной власти». Архиеп. Григорий был возведен в сан «митрополита». Вскоре он передал исполнение должности председателя ВВЦС еп. Виссариону (Зорнину), к-рый также принял сан «митрополита». Впосл. в Г. р. были возведены в сан «митрополита» еп. Борис (Рукин), архиеп. Димитрий (Беликов) и еп. Иоанникий (Соколовский). Состав григорьевского епископата увеличивался прежде всего за счет новых архиерейских «хиротоний». Весной 1927 г., когда раскольническая позиция сторонников ВВЦС определилась окончательно, в Г. р. было 15 архиереев: 13 канонического и 2 григорьевского поставления. К нач. 1929 г. в Г. р. находились 26 архиереев: 16 канонического, 9 григорьевского и 1 лубенского поставления. В том же году было проведено еще 3 «хиротонии», а в 30-х гг. их состоялось не менее 11. Всего же в разное время в Г. р. пребывало не менее 55 архиереев, из них половина - канонического поставления. Общее число григорьевских приходов по стране составляло, согласно оценкам исследователей, всего лишь ок. 5% от числа приходов Патриаршей Церкви, при этом подчинявшийся ВВЦС епископат уступал по численности епархиальным архиереям, признававшим главенство митр. Сергия, только в 3 раза (на нач. 1929). Такое соотношение иерархов и прихожан придавало Г. р. «архиерейский» характер. При значительном епископате григорьевские приходы существовали только в отдельных городах и районах в центральной и юж. части европ. территории РСФСР, на Урале и в Зап. Сибири. Г. р. также проник на Украину (Днепропетровская епархия) и на Дальн. Восток (Владивостокская епархия). Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Реальное значение Г. р. приобрел лишь в епархиях, к-рыми руководили влиятельные григорьевские епископы. В наибольшей степени Г. р. проявился на Ср. Урале, в Ср. Поволжье, в Зап. Сибири и в Подонье. В Ульяновской епархии Г. р. поддерживало ок. половины приходов и большинство монашества; больше половины приходов приняли сторону григорьевцев в Томской и Донской епархиях; в г. Свердловске за архиеп. Григорием пошла большая часть правосл. общин.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Ставрополь. Домовая церковь Димитрия Ростовского в старом здании Духовной семинарии. Дмитриевская семинарская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:Между 1880 и 1883. Архитектор:Ф.К. Прозоровский Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 Координаты: 45.04268, 41.962383 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ...Домовая церковь Св. Димитрия, Чудотворца, Митрополита Ростовского, занимала центральный зал Ставропольской духовной семинарии. Само здание семинарии было возведено в 1883 году на западной стороне Александровской площади. В основание фундамента по традиции была уложена чугунная доска с текстом: «Здание для помещения Ставропольской духовной семинарии заложено по инициативе Епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа и Ставропольского губернатора фон Дена, на средства Кавказской и Екатеринодарской Епархии, по проекту архитектора Прозоровского...». Домовая церковь Св. Дмитрия была разрушена в годы Гражданской войны (сегодня здесь размещен гимнастический зал педагогического института)... Доцент Ставропольского педагогического института, краевед Герман Алексеевич Беликов. 1991. http://www.altstav.ru/stv/stv246.php Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50306

«И прошу вас никогда так не выражаться в моём присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям» (С-10,51). «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате» (С-10,43). «Передонов выбрал такое место, чтобы спину защищал от ветра столб и чтобы в уши не надуло сквозняком» (8). «Передонов, не слушая его, заботливо кутал шею шарфом и застёгивал пальто на все пуговицы. — Чего ты кутаешься, Ардальон Борисыч? Тепло. — Здоровье всего дороже, — ответил Передонов» (197). «Зачем трава в городе? — думал он. — Беспорядок! Выполоть надо» (191). « — Она и в красной рубахе ходит. А иногда так даже босая ходит, и в сарафане» (86). « — Разве преподавательницам гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь вот ещё велосипед» (С-10,50-51). «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге» (С-10,43). «Враждебно всё смотрело на него, всё веяло угрожающими приметами. Небо хмурилось. Ветер дул навстречу и вздыхал о чём-то. Деревья не хотели давать тени, — всю себе забрали. Зато поднималась пыль длинною полупрозрачно-серою змеёю. Солнце с чего-то пряталось за тучи, — подсматривало что ли?» (203). «Он был слеп и жалок, как многие из нас» (198). Кто этот «он» — Беликов, Передонов? Не всё ли равно… Передонов, Беликов — всё едино, всё безобразно, всё — жизнь в футляре. Можно без преувеличения сказать, что тип «человека в футляре» — одна из вершин критического реализма. Чеховский персонаж — наиболее совершенное воплощение этого типа, но сам тип, конечно, не ограничивается фигурою одного Беликова. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» (С-10,53). А сколько их было до того в литературе, и не у одного только Чехова, всё более замыкающихся в себе и отъединяющих себя от мира. Само бегство от реальности в мир грёзы тоже можно рассматривать как замыкание в футляре. У многих (в том числе не только персонажей литературных, но и творцов «серебряного века») есть свой футляр, своя скорлупа, в которую гонит их страх или неумение жить. В таком отношении к действительности многие буквально срастаются в одно нерасчленимое целое — в один тип — и чем далее происходит развитие этого типа, тем всё более стираются индивидуальности, тем всё менее интересен сам человек. О том же Беликове уже нельзя говорить серьёзно как о человеке, как о единственной и неповторимой личности. Беликов не человек, а человек в футляре, и важен только как человек в футляре, как тип. А как человек — он лишь символ, абстракция, как реальный человек он, в общем-то, мало правдоподобен. Страшащийся окружающих обстоятельств, Беликов сам уже превратился в некое обстоятельство, тяготеющее над миром. Беликов — как некая вершина, к которой стремятся в своём развитии предшествующие ему персонажи. Но завершилось ли развитие после достижения вершины?

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

— Чего ты кутаешься, Ардальон Борисыч? Тепло. — Здоровье всего дороже,— ответил Передонов» (197). «Зачем трава в городе?— думал он.— Беспорядок! Выполоть надо» (191). «— Она и в красной рубахе ходит. А иногда так даже босая ходит, и в сарафане» (86). «— Разве преподавательницам гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь вот ещё велосипед» (С-10,50-51). «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге» (С-10,43). «Враждебно всё смотрело на него, всё веяло угрожающими приметами. Небо хмурилось. Ветер дул навстречу и вздыхал о чём-то. Деревья не хотели давать тени,— всю себе забрали. Зато поднималась пыль длинною полупрозрачно-серою змеёю. Солнце с чего-то пряталось за тучи,— подсматривало что ли?» (203). «Он был слеп и жалок, как многие из нас» (198). Кто этот «он»— Беликов, Передонов? Не всё ли равно... Передонов, Беликов— всё едино, всё безобразно, всё— жизнь в футляре. Можно без преувеличения сказать, что тип «человека в футляре»— одна из вершин критического реализма. Чеховский персонаж— наиболее совершенное воплощение этого типа, но сам тип, конечно, не ограничивается фигурою одного Беликова. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» (С-10,53). А сколько их было до того в литературе, и не у одного только Чехова, всё более замыкающихся в себе и отъединяющих себя от мира. Само бегство от реальности в мир грёзы тоже можно рассматривать как замыкание в футляре. У многих (в том числе не только персонажей литературных, но и творцов «серебряного века») есть свой футляр, своя скорлупа, в которую гонит их страх или неумение жить. В таком отношении к действительности многие буквально срастаются в одно нерасчленимое целое— в один тип— и чем далее происходит развитие этого типа, тем всё более стираются индивидуальности, тем всё менее интересен сам человек. О том же Беликове уже нельзя говорить серьёзно как о человеке, как о единственной и неповторимой личности. Беликов не человек, а человек в футляре, и важен только как человек в футляре, как тип. А как человек— он лишь символ, абстракция, как реальный человек он, в общем-то, мало правдоподобен. Страшащийся окружающих обстоятельств, Беликов сам уже превратился в некое обстоятельство, тяготеющее над миром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010