Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ (БЕЛИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Димитрий Беликов. Фотография. Нач. XX в. Димитрий (Беликов) ( 1852 - 1932 ), бывш. архиепископ Томский , григорианский митрополит Томский и Сибирский , историк Сибири В миру Беликов Дмитрий Никанорович, 20 октября 1852 года в с. Поселки Карсунского уезда Симбирской губ., в семье священника. После Симбирской духовной семинарии учился в Казанской духовной академии , которую окончил в 1878 году по церковно-историческому отделению со степенью кандидата богословия . После публичной защиты сочинения " Спартанская реформа при царях Агисе III и Клеомене III " допущен в ноябре того же года к чтению лекций в Казанской духовной академии по кафедре общей древней гражданской истории в звании приват-доцента. В октябре 1882 года рукоположен во иерея к Покровской церкви в Казани , позже стал настоятелем храма при казанском Родионовском институте благородных девиц. В 1887 году удостоен степени магистра богословия за соч. «Христианство у готов и деятельность епископа Ульфилы ». По оценке проф. Ф. А. Курганова , эта работа, являясь первой попыткой полного изложения христианства у готов в отечественной церковно-исторической науке, представляла собой лишь систематизацию фактического материала, заимствованного из западноевропейской литературы. В 1888 году утвержден в должности доцента КазДА. 22 октября 1889 года назначен на должность профессора богословия Томского университета. Весной 1890 года прибыл в Томск и приступил к преподаванию на медицинском, а впоследствии и на юридическом факультетах. Одновременно состоял заведующим Археологическим и Этнографическим музеями. Являлся членом совета университета (до июля 1906), председателем совета Томского епархиального женского училища (с 1893), преподавателем богословия и членом совета Томского технологического института (с 1900). Постоянно выступал с публичными лекциями по истории Томского края, на общественных началах преподавал на общеобразовательных вечерних курсах для взрослых (с 1902).

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 20.10.1852, с. Поселки Карсунского у. Симбирской губ.- 10.08.1932, Томск), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе ; историк Сибири. Из семьи священника. После Симбирской ДС учился в КазДА, к-рую окончил в 1878 г. по церковно-историческому отд-нию со степенью кандидата богословия. После публичной защиты соч. «Спартанская реформа при царях Агисе III и Клеомене III» допущен в нояб. того же года к чтению лекций в КазДА по кафедре общей древней гражданской истории в звании приват-доцента. В окт. 1882 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. в Казани, позже стал настоятелем храма при казанском Родионовском ин-те благородных девиц. В 1887 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Христианство у готов и деятельность епископа Ульфилы». По оценке проф. Ф. А. Курганова , эта работа, являясь первой попыткой полного изложения христианства у готов в отечественной церковно-исторической науке, представляла собой лишь систематизацию фактического материала, заимствованного из западноевроп. лит-ры. В 1888 г. утвержден в должности доцента КазДА. Прот. Димитрий Беликов. Фотография. Нач. XX в. Прот. Димитрий Беликов. Фотография. Нач. XX в. После назначения 22 окт. 1889 г. на должность профессора богословия Томского ун-та прибыл весной 1890 г. в Томск и приступил к преподаванию на медицинском, а впосл. и на юридическом фак-тах. Одновременно состоял заведующим Археологическим и Этнографическим музеями. Являлся членом совета ун-та (до июля 1906), председателем совета Томского епархиального жен. уч-ща (с 1893), преподавателем богословия и членом совета Томского технологического ин-та (с 1900). Постоянно выступал с публичными лекциями по истории Томского края, на общественных началах преподавал на общеобразовательных вечерних курсах для взрослых (с 1902). C окт. 1890 г. настоятель университетской домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, где на личные средства обставил ризницу, организовал хор из студентов. С дек. 1891 г. благочинный домовых церквей при учебных заведениях Томска, цензор катехизических поучений, составленных священниками Томской епархии. В мае 1895 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/178145.html

Открывая свои жизнь и помыслы старцу Зосиме, П. говорил: «Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце». Прп. Зосима писал об удивительном послушании П. («доброхотное, не сомнящееся, усердное, без отговорок»), сравнивая его с подвигами преподобных отцов, приведенными в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника . Но последние проживали в мон-рях и «руководимы были великими отцами», а П. «не видал никогда святого монастыря, ниже слышал от премудрых великих отцов наставления, но только прилепился к старцу простого рода, который за простоту свою решительно отказался быть для него отцом духовным, никак не склонялся на умильные его просьбы принять его в такое повиновение, какое требуется от совершенного послушника, и жил с ним, просто имея его как брата духовного; однако он совершенно покорился старцу, во всем поступая по словам его» (Там же. С. 8). Однажды П. попросил у прп. Василиска разрешения провести пост без пищи 40 дней. Старец благословил ему только 10-дневный пост. Занимаясь рубкой дров, П. нечаянно «нанес себе в ногу великую рану», но продолжал поститься и трудиться на огороде. Старец Зосима писал, что «за день до кончины его вдруг отступила болезнь,- и в ту ночь он спал покойно. Поутру, возставши от сна, сверх чаяния, стал твердо на обе ноги». Старцу своему он сказал: «[Я] стою крепко на обеих ногах» (Там же. С. 17). Затем, немного походив по келье, лег и скончался. Погребен близ землянки - места своих подвигов. Д. Н. Беликов (см. Димитрий (Беликов) ), изучавший ведомость кузнецкого Преображенского собора, писал, что вместе со старцами Василиском и Зосимой близ Кузнецка подвизались «пять человек, из которых один умер в 1819 г.». Это несомненно указание на кончину П. ( Беликов Д. Н. Старинные мон-ри Томского края. Томск, 1898. С. 204). П. прославлен в 1984 г. в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, затем его имя было внесено в Собор Кемеровских святых. В 2013 г. вблизи с. Краснознаменка Новокузнецкого р-на студентами Новокузнецкой ДС совместно с исследователями Новокузнецкого гос. ун-та проводились поиски места захоронения П. Удалось найти основание памятного знака (вероятно, деревянного поклонного креста), установленного в XIX в. местными жителями в память о пустынножителях. Мощи П. не обретены.

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Димитрий (Беликов) Димитрий (Беликов), архп. Томский. Уроженец Симбирской губ. Окончил Казанскую духовную академию и был оставлен при ней в качестве прив.-доцента, а затем по защите магистерской диссертации, в должности доцента по кафедре общей гражданской истории. Будучи уже профессором Казанской духовной академии, он состоял настоятелем в начале Покровской церкви в Казани, а затем церкви местного Родионовского института. В 1889 году о. Димитрий был назначен профессором богословия в Томский университет, читая одновременно лекции и в Томском Технологическом институте. Здесь же в Томске он состоял благочинным Томских церквей при учебных заведениях. В 1902 году Советом Казанской духовной академии было постановлено признать сочинение профессора богословия Томского университета протоиерея Димитрия Беликова под заглавием «Томский раскол» – Исторический очерк с 1834 по 1880 годы, удовлетворительным для присуждения ему степени доктора Церковной истории. В 1904 г. Советом Казанской духовной академии был утверждён в звании заслуженного профессора, а в 1907 г. был избран членом Гос. Совета и определён на должность председателя Учебного Комитета при Св. Синоде, от которой освободился лишь в 1913 году, оставшись настоятелем церкви Семи Вселенских Соборов. В 1908 году был награждён митрой. До конца 1912 года состоял членом Гос. Совета по выбору от белого духовенства. Будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искренней преданностью как своей паствы, так и той среды, в которой проходила его служебная деятельность. 24 ноября 1913 года Учебный Комитет при Св. Синоде чествовал прот. Димитрия по случаю исполнившегося 35-летнего юбилея научно-богословской и административной его деятельности. Прослужив большую часть жизни в сибирской дали, о. Димитрий не только не затерялся в столице, но стал на высоту, как достойный просвещённый пастырь и деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

До 1923 года не возникало вопроса о моей хиротонии во епископа, хотя мои почитатели всегда удивлялись тому, почему я так долго состою в сане архимандрита, и всегда желали моей хиротонии. Но, очевидно, Господу это было неугодно, и дьявол противился расширению поля моей пастырской работы. Всех моих поездок в Москву после революции было три, начиная с 1923 года . В августе месяце сего года я сослужил Святейшему Патриарху Тихону в Донском монастыре в день празднования чудотворной Донской иконы Божией Матери. Был у Святейшего Тихона, принят был очень милостиво. В канцелярии у него сидели и вершили дела архиеп. Иларион (Троицкий) , знаменитый страдалец Соловецкий, и Серафим, архиеп. Тверской (преданный, как потом оказалось, ГПУ). Народу у него было очень много. Много в приемной было архиереев и иереев всех чинов, не говоря уже о светских лицах, собравшихся со всех концов необъятной России к Патриарху, обаяние имени которого всех волновало. Святейший жил в Донском монастыре. Были развешены, после выдачи Святейшим известной подписки, плакаты о том, чтобы посетители ни в приемной Патриарха, ни на приеме у него никаких контрреволюционных разговоров не вели и Патриарху в беседах с ним никаких вопросов в этом смысле не задавали. В этот приезд в Москву я познакомился в приемной с одним священником лет 35-36, из Петропавловска Омской епархии. Фамилии его я теперь не помню, но знаю, что он теперь (1934 г.) священствует недалеко от Москвы. Он прибыл в Москву делегатом к Святейшему о присылке епископа в Петропавловск, тем более что из Омска еп. Димитрий (Беликов), бывший председатель учебного при Святейшем Синоде комитета, уехал 1923 г. в Томск, город прежней своей университетской службы. Беликов окончил Казанскую духовную академию и был в ней профессором. Этот Омский делегат вел переговоры (я уклонился по понятным причинам) со Святейшим о поставлении меня в епископы Петропавловские. Так бы и было, если бы я имел деньги и паспорт прожить в Москве две недели. А я уехал через 4 дня, дав свой петроградский адрес. В Петропавловск поставили другого, кого именно я забыл. Я не получил от батюшки-делегата письма. Новопоставленный с Омским делегатом уехал в Петропавловск. Нужно сказать, что в сане иеромонаха или архимандрита сей хиротонисованный занимался в Москве преподаванием Закона Божия детям, что большевики преследовали. И ему, уже в сане епископа, «пришили» (шпанское выражение) уголовное дело, арестовали в пути или уже в Петропавловске, посадили в тюрьму, видимо, на долгий срок.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Последствия григорианского раскола в Томской епархии ввиду авторитета и влияния архиеп. Димитрия, а также известности в Томске архиеп. Григория (Яцковского) , бывшего там ранее ректором духовной семинарии, проявились в большей степени, чем в других регионах Сибири. За архиеп. Димитрием пошло более половины приходов и священнослужителей епархии. 19 марта 1928 года на съезде признавшего ВВЦС духовенства сибирских епархий Димитрий (Беликов) был избран митрополитом Сибирским . После закрытия в 1930 году томского Троицкого собора он служил в Благовещенском соборе . Скончался 10 августа 1932 года в Томске , вне общения с канонической Церковью. Был похоронен вблизи алтаря Благовещенской церкви. В 1934 году, после решения властей о сносе и этого храма, останки архиерея перезахоронили на Преображенском кладбище Томска, а после ликвидации этого кладбища - на городском Южном кладбище. Сочинения Автор ряда научных трудов по истории Сибири. Наибольшую известность получила его докторская диссертация " Томский раскол " , в которой рассматривались различные аспекты истории распространения, развития и внутреннего состояния томского старообрядческого раскола , факторы, способствовавшие его сохранению и развитию, анализировались правительственные мероприятия, направленные на борьбу с расколом, их осуществление местными властями и причины их неэффективности. Работа была встречена неоднозначно. Рецензенты профессора Ф. В. Благовидов и Н. И. Ивановский , отмечая значительный объем вводимых в научный оборот архивных материалов, отметили как существенный недостаток работы невысокий уровень ее аналитической научной обработки. Отмечалось, что автор не использовал обширную научную литературу по истории раскола, в результате чего, по словам проф. Благовидова, диссертация " представляет собой скорее простую систематизацию разнообразных данных, извлеченных из двух местных архивов, чем действительное, широко поставленное исследование по истории раскола Томского края, основанное, по возможности, на всех печатных и рукописных материалах " .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

Там тихоновскую Церковь возглавляет старый церковный деятель царского периода, бывший Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, архиепископ Димитрий (Беликов). Архиеп[ископ] Димитрий не отказался говорить с обновленцами. Он прибыл по приглашению на заседание расширенного пленума томского епархиального совета [...] но вел себя уклончиво. На вопрос – примут ли староцерковники участие в организационной предсоборной работе, архиепископ Димитрий заявил, что об этом нужно спросить сначала народ; затем стал ссылаться на то, что не имеет права управления, не может созывать приходские собрания и проч. Спутники архиепископа Димитрия вели себя вызывающе, не стеснялись оскорблениями по адресу обновленцев, шумели и т. п. На устроенный затем епархиальным советом публичный доклад архиепископ Димитрий прибыл с массой староцерковников, которые вели себя так, что собрание пришлось закрыть. Наконец, архиепископ Димитрий не отказался прибыть и на епархиальный съезд 28 августа, хотя никакой подготовительной работы, какую обещал сделать, не сделал. Но участие его выразилось лишь тем, что он заявил, что не согласен с постановлениями Собора 1923 года, а когда на предложение его тут же поставить вопрос об условиях примирения ему было разъяснено, что об этом будет речь на Соборе, то архиепископ Димитрий удалился со съезда. Это был единственный случай непосредственного участия в переговорах тихоновского епархиального архиерея, однако и здесь староцерковники ставили дело так, что оно могло кончится лишь ничем» 175 . Оканчивая на этом пространную выписку обновленческого архи-«профессора» Бориса Васильевича Титлинова, представшего здесь в виде гоголевской унтер-офицерской вдовы, которая ухитрилась выпороть сама себя, предлагаем читателю, в виде концовки этого раздела – одну небольшую, но достаточно любопытную выписку на ту же тему, – об отношении православных епископов к затеваемому обновленцами «примирению» и «Помсобору-25». Это сообщение обновленческого священника, некоего Петра Вигилева, о посещении им двух проживавших в городе Ранненбурге (Рязанская епархия) православных епископов-викариев: Преосвященного Михайловского Глеба (Покровского) и Преосвященного Ранненбургского Мефодия (Абрамкина).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1 марта 1927 года в Томске под председательством архиеп. Димитрий открылся Томский епархиальный съезд. Владыка охарактеризовал ситуацию с устроением высшей церковной власти как " смущающую неопределенностью " : " Ныне стало известно, что митрополит Сергий на своем посту не функционирует. В чьем лице сосредотачивается власть, в настоящую пору мне с положительной точностью не ведомо. Нет власти в смысле ее проявления и в смысле возможности сношения с ней " . В связи с этим архиеп. Димитрий заявил о необходимости временной самостоятельности (автокефалии) епархии, основывая правомочность таких действий ссылкой на постановление патриарха Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и ВЦС от 20 ноября 1920 года. При этом архиеп. Димитрий заранее объявил, что " если постигнет меня прещение того или иного иерархического представителя церковной власти, то сочту его прещением произвола, не оправдываемого канонами " . Епархиальный съезд принял решение, что до времени полного уяснения по делу об установлении высшей церковной власти в Русской Церкви " Томская Церковь... признает необходимым оставаться в своих делах самоопределяющеюся и будет находиться... в положении автокефальной (самостоятельной) Церкви " . Съезд выразил полное доверие архиеп. Димитрию как главе автокефальной церкви, управляющему епархией при содействии избранного на съезде епархиального совета. Одновременно было заявлено о целесообразности ходатайствовать перед гражданскими властями о разрешении учреждения Временного Сибирского церковного правления, к которому могла бы присоединиться Томская церковь . Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) , который являлся заместителем патриаршего местоблюстителя во время ареста митр. Сергия, за объявление автокефалии отстранил архиеп. Димитрия от управления епархией и запретил в священнослужении, но тот отказался признать это распоряжение. После освобождения митр. Сергия и его вторичного вступления в апреле 1927 года в права заместителя патриаршего местоблюстителя архиеп. Димитрий вновь отказался признать его полномочия и выразил желание присоединиться к григорианскому расколу . В мае-июне прошедшие в Томске и Барнауле съезды представителей священнослужителей и мирян приняли решение о признании власти ВВЦС .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

Осенью того же года архиеп. Димитрий был уволен на покой захватившими епархиальное управление обновленцами . Служил в Покровской церкви дер. Петухово близ Томска. В 1923 году приглашен настоятелем Сретенской церкви в Томске . В том же 1923 году стал архиепископом Томским . В конце того же года на короткое время уклонился в обновленческий раскол , но после возмущения со стороны верующих, угрожавших не пустить архиеп. Димитрия в кафедральный собор, разорвал отношения с обновленческим синодом и Томским епархиальным советом . В дальнейшем в отношениях с обновленцами занимал примирительную позицию. 21 мая 1924 году решением патриарха Тихона архиеп. Димитрий был включен в расширенный состав Священного Синода, образовавшего Высшее Церковное Управление вместе с Высшим Церковным Советом (ВЦС), в состав которого должны были войти обновленческий прот. В. Красницкий и др. деятели " Живой церкви " при условии принесения ими покаяния. Поскольку Красницкий отказался выполнить это условие, 1 июля того же года патриарх распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава, а резолюцией от 9 июля объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным . Архиеп. Димитрий получил известия о возобновлении общения с В. Красницким и своем включении в Синод только в августе 1924 года. Не зная об отмене этого решения, вошел в общение с обновленческой общиной Красноярска, начавшей поминовение за богослужением патриарха Тихона, Синода и архиеп. Димитрия . В период подготовки 2-го обновленческого собора («Третьего Поместного»), на котором обновленцы предполагали осуществить объединение с православной Церковью, архиеп. Димитрий вступил в общение с обновленческими структурами. 27 июля 1925 года он посетил заседание расширенного пленума обновленческого Томского епархиального управления, но уклонился от ответа на вопрос об участии в подготовке к Собору. 28 августа он прибыл на епархиальный съезд обновленцев, где выразил несогласие с постановлениями обновленческого собора 1923 года и предложил немедленно поставить вопрос о примирении с патриаршей Церковью. Услышав, что прежде нужно обсудить участие архиерея в новом обновленческом соборе, на котором будет решаться этот вопрос, архиеп. Димитрий покинул съезд .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

После образования в декабре 1925 года Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), самочинно объявившего себя высшим органом церковного управления, заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении предводителя григорианского раскола Свердловского архиеп. Григория (Яцковского) и др. организаторов ВВЦС. Пытаясь обосновать каноничность своих действий, члены ВВЦС обратились к находившемуся в заключении патриаршему местоблюстителю митр. Петру (Полянскому) . Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр резолюцией на докладе ВВЦС от 1 февраля 1926 года передал свои полномочия коллегии в составе Владимирского архиеп. Николая (Добронравова) , архиеп. Димитрия и архиеп. Григория, о запрещении которого местоблюститель не знал. Митр. Петр также не знал, что другие члены назначенной им коллегии не имеют возможности принять участие в ее работе. Архиеп. Николай пребывал под арестом. Архиеп. Димитрий был арестован 6 февраля и 23 февраля освобожден без права покидать Томск. 22 апреля того же года митр. Петр подтвердил полномочия своего заместителя митр. Сергия, а 9 июня издал резолюцию об упразднении ранее учрежденной коллегии. В противостоянии заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия и ВВЦС архиеп. Димитрий придерживался двойственной позиции. Известно, что он распорядился распространить в епархии доклад епархиального делегата о беседе с митр. Сергием и тексты посланий епископов, признавших ВВЦС . В октября 1926 года архиеп. Димитрий дал подтверждение верности митр. Сергию прибывшему для этого в Томск Нижнеудинскому еп. Евсевию (Рождественскому) . В связи с проведенными ОГПУ в ноябре-декабре того же года массовыми арестами архиереев, в т. ч. митр. Сергия, связь между православными епархиями была затруднена; клир и паства пребывали в недоумении, кого следует считать носителем высшей канонической власти в Церкви. В феврале 1927 года участники съезда духовенства и мирян в Барнауле обратились к архиеп. Димитрию с вопросом: кто является в настоящее время высшей церковной властью? Архиерей ответил, что не знает .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010