Все боевые действия в первые десятилетия ислама происходили, по географически очевидным причинам, либо в самой Аравии, либо на Ближнем и Среднем Востоке. Успех мусульманского оружия в этих регионах в те годы во многом объяснялись арабскими военными способностями: арабская кавалерия была быстрее и инициативнее, чем у персов и византийцев. Арабские воины пугали греков и персов отвратительными боевыми криками и по тактическим соображениям предпочитали сражаться на ровной и плоской земле, идеально подходящей для атаки лошадей и верблюдов. А главное арабы знали, чего хотят. Аллах, Мухаммед и ислам были боевыми лозунгами, но грабеж, возможно, – главной целью; а для некоторых, и гурии в раю. Греки и персы, с другой стороны, почти не имели никакой мотивации. По мере продвижения вперед мужество и военные способности арабов лишь частично объясняли их победы. Другой очевидной причиной оказалось истощение Персидской и Византийской империй после более, чем четверти века войн друг против друга. Еще, и возможно, более важными, по крайней мере в империи Ираклия, стали религиозные споры между его христианскими подданными по неясным вопросам теологии, касающимся природы Христа, которые привели к невероятным гонениям и разногласиям. Монофизиты отрицали, что во Христе существуют две равноправные природы, Божественная и человеческая, и утверждали, что человеческое было поглощено Божественным. Диофизиты 48 настаивали на равноправии этих природ в человеке. Эти догматические различия, возможно, не кажутся чрезмерно важными для современного человека, но они вызвали ужасные разделения у христиан; более того, помогли мусульманам завоевать Ближний Восток и Египет. Неискушенный наблюдатель не может не задаться вопросом, почему гораздо более ожесточенные разногласия между суннитами и шиитами, а среди мусульман попадались и другие враждующие секты, не парализовали исламские военные усилия, как это произошло с христианами. Возможно, потому, что массовые грабежи и изнасилования являлись лучшими стимулами, которые не могли себе позволить христиане. Джихад для воина-мусульманина являлся прекрасным сексуальным праздником: если он выживет, ему будет доступно множество молодых и красивых пленниц на земле; а если умрет, семьдесят две гурии с жемчугами и бриллиантами и вечно возобновляемой девственностью будут ждать его на небесах, лежа на зеленых атласных диванах. Живой или мёртвый, в любом случае мусульманский воин не оставлся в накладе.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Через несколько дней по отъезде митрополита из Тифлиса, он отправился на Кавказскую линию, а 11 Июля получил уведомление о возмущении, происшедшем от действий по духовной части митрополита Феофилакта. Заканчивая своё изложение, Ермолов писал, что на счёт восстановления в Имеретии спокойствия ничего ещё утвердительного сказать не можно, тем более, что мятежники, расходясь по домам, обязались присягой соединиться для действия против нас и что народы Мингрельский и Гурийский будто бы приглашаются Имеретинцами и готовы во всяком случае им содействовать. Государь повелел рассмотреть в Святейшем Синоде доношения митрополита Феофилакта совместно с донесениями главнокомандующего. Святейший Синод полагал предоставить главноуправляющему Грузией войти в рассмотрение и соображение о мерах к устройству духовной части в Имеретии, Мингрелии и Гурии и, по соображении таковых мер, уведомить об оных экзарха Грузии для совокупного тогда между ими соглашения и представления о том Святейшему Синоду; а экзарху дать знать указом, чтобы, по встретившимся затруднениям, всякое действие преобразования в сих областях, впредь до предписания, было остановлено 148 . Получив указ Святейшего Синода от 17 Ноября 1819 г., Феофилакт прекратил всякое действие преобразования в Имеретии, Мингрелии и Гурии, оставаясь в спокойном ожидании от главнокомандующего сообщений для совместного с ним соглашения; а между тем главнокомандующий 16 Февраля 1820 г. уведомил его, что он передал это соглашение генерал-лейтенанту Вельяминову 149 , обязав их войти в сношения по сему предмету с князьями Мингрельским и Гурийским. Экзарх писал к князю Голицыну, что эта передача привела его в крайнее недоумение, и что в отношении к князьям она крайне неблагонадёжна. Но, тем не менее, этой передачей главнокомандующий устранял себя от вмешательства в это дело и вести его приходилось опять-таки экзарху. Выше мы сказали, что Феофилакт представил Святейшему Синоду о необходимости удаления из Имеретии двух враждебных митрополитов: Досифея Кутателя и Евфимия Генателя. Князь Голицын в Январе 1820 года сообщил главнокомандующему о Высочайшем соизволении на приведение этой меры в исполнение, по его ближайшему усмотрению. Поручив исполнение этого генерал-лейтенанту Вельяминову, Ермолов писал к экзарху, что «время положить конец чрезмерному влиянию имеретинского духовенства на умы народа и если он (экзарх), по каким-либо неизвестным ему причинам, не решится осудить особ столь высокого сана, то не оставил бы содействовать Вельяминову советами». В заключение главнокомандующий просил экзарха сообщить Вельяминову, имеет ли он в Имеретии людей благонамеренных, кои могли бы немедленно заместить митрополитов Кутателя и Генателя. Экзарх отвечал, что до будущего усмотрения заведывание духовными делами по Кутаисскому, Бакинскому и Рачинскому округам можно поручить Рачинскому архиепископу Софронию, а по Шарапанскому – митрополиту Давиду Церетелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Кораническая концепция рая заключается в великом блаженстве. Обитатели Сада вечности будут утолять жажду чистым вином из сосудов, опечатанных мускусом, смешанным с таснимом – нектаром с тончайшим вкусом (сура 83:25–27). Их жилища будут окружены садами, в супруги будут даны «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» гурии, которых не коснулся «ни человек, ни джинн». Они будут вечными девственницами – верхом желаний (суры 56, 22:36–37), и когда праведники возлягут на ложа, гурии и слуги, обладающие вечной юностью, будут исполнять все их желания. В Коране ничего не сказано о вознаграждении в раю добродетельных женщин, и, похоже, эта Книга концентрируется исключительно на мужских удовольствиях. В любом из описаний рая акцент делается на поистине райских условиях существования правоверного на небесах, а не на совершенствовании его характера и познании им Бога. Очевидно, по учению Корана, одна из ключевых потребностей человека в будущей жизни – это потребность в плотских наслаждениях. И, следовательно, все прелести рая, описанные в Коране, – восхитительные напитки, красивая обстановка и прекрасные женщины – заключаются в удовлетворении прихотей. Коран проецирует существующее на земле различие между мужчинами и женщинами на небеса. С другой стороны, ад в Коране – это кипящая жидкость и всепоглощающее дьявольское пламя, в котором грешники, закованные в цепи, будут мучиться вечно. Еще никогда и никому не было позволено покинуть ад или избежать его ужаса (сура 74:28–29). Некоторое время несчастные жертвы будут утолять жажду кипящей водой, затем – густой ледяной жидкостью темного цвета (сура 38:57). И хотя они никогда больше не вернутся к жизни, в смерти им тоже будет отказано. Они будут умолять охраняющего их ангела прекратить их страдания: «О Малик!», воззовут они, «(уж лучше б) твой Господь послал нам (быструю) кончину!» Но тот ответит: «Нет! Вам оставаться здесь навечно!» (Сура 43:77) Грешники захотят вернуться на землю, чтобы исправить свои ошибки, искупить свои грехи, но и в этом им будет отказано. Огонь обожжет их лица, и они будут гримасничать обожженными губами, взывая к Аллаху с просьбой вывести их из ада, обещая никогда больше не творить зла (сура 23:103–108). Неутолимое желание огня – поглощать все больше и больше – очень образно представлено в следующем стихе:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

прот. А. Назаревский Изображая картину первого пятидесятилетия Таврической епархии, историк не может не коснуться жизни и деятельности Преосвящ. Архиепископа Гурия. Скажем более, какой бы стороны епархиальной жизни ни коснулся историк, везде он встретит светлый образ Преосв. Гурия: везде этот Архипастырь является или как разумный и добросовестный продолжатель мудрых начинаний своего предшественника по кафедре, первого устроителя Таврической епархии – Преосв. Алексия; или как счастливый инициатор новых благодетельных для вверенной ему епархии учреждений; одни из его начинаний Господь судил и помог ему привести в исполнение при жизни, а для других он предначертал планы, получившие осуществление и доныне осуществляемые при его преемниках. Мы не смеем брать на себя оценку заслуг Преосвящ. Гурия для отечественной церкви и, в частности, для Таврической епархии: это принадлежит истории. Не дерзаем брать на себя изложение даже краткой истории жизни и деятельности этой великой исторической личности и будем, считая себя счастливо выполнившими свою задачу, если представим хоть сырой, необработанный материал для этой богатой и очень содержательной истории. В настоящий раз мы ограничимся кратким и общим очерком жизни и деятельности Преосвящ. Гурия до вступления его на Таврическую кафедру и главным образом осмотрим период воспитания и образования его, – период подготовки его к общественной деятельности. Это был светильник, ярко горевший и не для одной Таврической епархии, а для всей православной русской церкви и не в пределах только внутренней России, а даже для отдаленного, лежащего во тьме и сени смертей крайнего Востока; а потому, хотя бы даже самая краткая биография этого святителя представляется в высокой степени для нас интересной и назидательной. При этом мы должны сделать оговорку. О Преосвящен. Гурии до сих пор написано немного. Нам известны а) его «Некролог», составленный А. В. Ивановым (Симф. 1882 г.) вскоре после смерти Преосв. Гурия; б) заметка о. прот. Жежеленко о последних днях жизни Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/v...

С 1888 г. деятельность Н.П. Кондакова переносится в Петербург, где он занял профессорскую кафедру в Университете, а также получил должность старшего хранителя Отделения средних веков и эпохи возрождения в Императорском Эрмитаже и читал лекции по истории искусств на Высших женских курсах. Эрмитаж обязан Н.П. Кондакову прекрасным размещением вещей средневекового отделения и точным их описанием. В 1889 г. Н.П. Кондаков совершил по Высочайшему повелению поездку на Кавказ с целью описания разниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии. Результатом этой поездки была напечатанная в 1890 г. „Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии“, представляющая богатейший материал для истории византийского и грузинского искусства. Поездка эта и сама задача описания монастырских ризниц состоялись вследствие случайного обнаружения крупных хищений, производившихся в старинных монастырях Кавказа в 80-х годах прошлого столетия. Хищения эти заслуживают быть отмеченными особо в летописях русской археологии. Местный фотограф испросил в Грузино-Имеретинской Синодальной Конторе (в Тифлисе) разрешение заменять старинные серебряные иконы и утвари новыми серебряными же и открыл систематический и хищнический поход на монастырские ризницы Грузии. В этих ризницах с древнейших времен сохранялись драгоценные вкладные иконы царей Грузии, Имеретии и Гурии, украшенные ещё более драгоценными эмалевыми медальонами, исполненными или в самой Византии, или же в Грузии с грузинскими надписями, по так называемому, перегородчатому способу. Как известно, вследствие чрезвычайных трудностей при обжоге этих эмалей, их техническое производство, бывшее весьма распространенным в X–XII столетиях на православном Востоке, ныне же составляющее предмет больших усилий и крайних трудностей для лучших ювелиров, делает эти эмали особенно дорогими предметами древности. Отдельные медальоны ценятся в Европе от 5 до 10 тысяч франков. Очень понятно, какие барыши должен был получать предприимчивый фотограф, когда накладывал руку на икону, украшенную двумя десятками подобных медальонов, а взамен неё ставил икону в серебряном окладе из московских мастерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт получил повеление выехать в свою Рязанскую епархию. Причиной этого послужило издание перевода книги Ансильона «Эстетические рассуждения», которая вызвала критические замечания архимандрита Филарета. В Рязани предметом его особых забот была духовная семинария, для которой при нём были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов. 14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. 1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещённых. Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита (последствии архиепископа Алавердского и Телавского) Досифея (Пицхелаури), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12 000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов. Архиепископ Феофилакт разработал план церковной реформы, направленной на изменение структуры Грузинской Церкви в целях сближения грузинских церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнославянском языке и замену натуральных податей денежными сборами. Духовенство Западной Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819—1820 гг. произошло восстание которое возглавили митрополиты Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, князь Иван Абашидзе. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой мятежных архиереев. Ночью 4 марта 1820 года митрополиты Досифей, Евфимий, архимандрит Григорий (Цкитишвили) и несколько имеретинских князей были схвачены, митрополит Досифей оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Восточную Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию на пути между Сурами и Гори митрополит Досифей скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

" Нет предела стремлению жадному, нет исходу труду безуспешному, нет конца и пути безотрадному. Боже, милостив буди ми грешному " . Иные из этих строчек запоминают сами собою. Между тем, как со школьных лет, мы, будучи жертвами тенденциозного преподавания русской литературы, не знаем, что знакомые с детства авторы в лучших своих произведениях отражали самосознание отнюдь не разночинцев, не безумных революционеров, но патриархального крестьянства. " Сеятель знания на ниву народную почву ты, что ли находишь бесплодную? Худы ль твои семена, робок ты сердцем, слаб ли ты силами, труд награждается всходами хилыми. Доброго мало зерна " . И затем обращение уже к нам, пастырям XXI столетия: " Где ж вы умелые, с бодрыми лицами, где же вы с полными жита кошницами? Труд засевающих рук по крупицам, двиньте вперед, сейте разумное, доброе вечное. Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ " . 1876 год, Некрасов. - Нам написали, просят помолиться. Пишет одна наша слушательница, что в браке с мужем прожили 25 лет, венчаны, есть дочь, внучка, а муж хочет подать на развод. - Ах, мужчины, милые мужчины, точнее, не милые, а хилые, что случилось с вами? Какой волшебник-чародей вдруг помрачил могучий ум? Какой ужасный лиходей вас так зомбировал? Я как пастырь всегда переживаю, слыша подобные признания. Что случилось с нашими рыцарями чести, с нашими защитниками Отечества, с кормильцами? Что случилось с русским мужиком, который сегодня, обольщенный французской вольтерьянской философией, забывает подругу юности своей, изменяет той, которой присягал в верности? Помолимся за наших мужчин, не соответствующих этому высокому слову. Ведь происходит оно от корня " муж " - мужественный. Дабы вспомнили они, что основа человеческого бытия - это верность раз и навсегда избранному жребию. Неужто наши города Москва и Петербург, Тула и Чернигов, Киев, Екатеринбург сегодня будут плодить предателей родины, ибо изменивший своей жене уже не дорожит священными границами Отечества! Господи, просвети, Господи, вразуми, к покаянию приведи. Почто, почто американские амазонки и мусульманские гурии смущают ваш ночной покой? Товарищи мужчины, неужто с вами уже нельзя идти в разведку. Неужто не о вас фильм " Служили два товарища " ? Как это вы добровольно записываетесь в дезертиры?

http://radonezh.ru/text/pochemu-v-nashem...

Женщины-воительницы — частый сюжет мировой мифологии. В ряде случаев им также приписываются презрение и ненависть к мужскому полу. По мнению древних греков, страна амазонок лежала к северу от Черного моря, была заселена женщинами и управлялась ими. Мужчину, который проникал в эти пределы, ожидала смерть. Время от времени гордые амазонки сходились с чужестранцами, чтобы зачать потомство. Новорожденных девочек принимали в общество, тогда как мальчиков по одним сведениям отсылали прочь, а по другим — калечили или умерщвляли. С раннего детства амазонки обучались верховой езде и владению мечом и луком. С наступлением совершеннолетия они принимали участие в сражениях. Стать матерью не разрешалось до тех пор, пока девушка не убьет первого врага. Название «амазонка» якобы происходит от слова «безгрудая». Говорили, что левую грудь девочек прижигали, дабы удобней было натягивать тетиву лука. Так символически амазонка приносила в жертву свойство своего пола, чтобы воевать и быть независимой. Мало кто буквальным образом принимал сведения Геродота. Степи Причерноморья принадлежали скифам, у кочевников же не было редкостью, чтобы женщины и незамужние девушки имели навыки обращения с оружием. При необходимости они отражали атаки врагов на стан, в крупных же битвах принимали участие на вспомогательных ролях, как лучницы и легкая кавалерия. Вид женщин и юных дев на боевых скакунах приводил греков в изумление и становился отправной точкой дальнейших фантазий и домыслов. Однако, несмотря на историческую недостоверность, предание об амазонках представляет интерес вместе с другими мифологическими сюжетами, включающими мотивы мужеборчества и мужеубийства. Одно из имен амазонок — «эорпата», что значит «мужеубийца». Гиппократ пишет, что амазонки калечили детей мужского пола тотчас по рождении, одним переламывая бедра, другим — голени, чтобы те были хромыми и мужской пол не восставал на женский. В скандинавских сказаниях, кельтских сагах, эпосе других стран действуют существа женского пола — валькирии, гурии, гарпии, сирены, эринии, керы, русалки — имеющие цель нанести вред мужчине. На острове Лемнос, к которому причаливают аргонавты, женщины установили свою власть, а местных мужчин предали смерти. Вакхические торжества пробуждают энергию женского бунта, бесчинств и заставлят усомниться в неагрессивности прекрасной половины человечества. Толпа вакханок не щадит никого и ничего на своем пути. В порыве страсти она растерзывает прекрас-но-голосого Орфея.

http://pravoslavie.ru/65739.html

В 1915 г. на монгольский разряд миссионерского отделения КазДА поступил еще один выпускник Токийской семинарии – Петр Давидович Уцияма. Он был лучшим выпускником семинарии в 1903 г. и оставлен при ней в качестве наставника 244 . Уцияма должен был окончить Академию в 1919 г., и мы не знаем, удалось ли ему это сделать в связи с известными событиями. Казанская Духовная Академия существовала до 1920 г 245 .. Сейчас в ее здании размещается одна из городских больниц. Значительная часть монгольских и тибетских рукописей и ксилографов из библиотеки Академии попала в 1920-е гг. в Ленинград и ныне хранится в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН. Достойным сожаления является тот факт, что в опубликованных каталогах монгольских рукописей Института востоковедения поступление в его фонды коллекции КазДА связывается с переводом восточного факультета в Петербург 246 . Конечно, не обошлось и без утрат. Например, только в 1855 г. Оренбургская консистория прислала в КазДА 69 калмыцких рукописей 247 . В собрании же монгольских рукописей КазДА, хранящемся в Институте востоковедения, находятся лишь две калмыцкие рукописи 248 . Нелишне упомянуть, что студентами Академии в разные годы в качестве магистерских диссертаций было переведено с монгольского языка большое количество письменных памятников. Эти переводы остались неопубликованными и частично сохранились в государственном архиве Татарстана. В рукописном фонде библиотеки восточного факультета Петербургского университета под шифром Calm. D 13 хранится большой рукописный калмыцко-русский словарь, составленный выпускником миссионерских курсов при КазДА иеромонахом Мефодием (Львовским). Поэтому можно сказать, что собрание монгольских книг КазДА не пропало и продолжает служить науке. 236 Писарев Н. Казанская Духовная Академия на служении Православной Церкви и русскому народу (по поводу исполнившегося 21 сентября/8 ноября 1917 года 75-летия существования Академии)//Православный собеседник. 1917. 10/12. С. 427. 239 Биографические сведения об архиепископе Гурии и библиография его работ (неполная) содержатся в книге Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Teil 2. Erlangen, 1981. S. 409–414.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

О.Дмитрий Смирнов: - Что такое «крестить» в переводе на русский язык со славянского?  «Крестить» -  это значит погружать. Поэтому духовная жизнь -  это погружение человека в благодать Святаго Духа. Вот что имеется в виду. О.Александр Березовский: - Смс пришла. Как не осуждать? Вот, подло убили милиционеров. И вообще  - возможно ли это не осуждать? О.Дмитрий Смирнов: - Для большинства невозможно. Всякие гневающейся на брата несправедливо, он есть человекоубийца. Потому что в нем те же самые чувства кипят, как и в том человеке, который убивал милиционера. Как они сами заявили, они  все  воспринимали неразумно, нелогично. Это такое же необходимое служение, как продавец, землекоп. Если убрать милиционеров с улицы, то жизнь превратится в ад. Как всегда бывает во всяких революциях, когда полиция уходит с улицы -  получается кромешный ад. Они не понимают, и их участь ужасна. Вот одних поймали, других подстрелили. Молодые люди могли бы детей рожать, воспитывать их в добре, трудиться. Всё, они уже убиты. Источником этого несчастного завершения их жизни является их безумие, т.е. они не умеют рассуждать, потому что одержимы дьяволом. Это не высокая идея, а шайтан захватил их ум и сердце. Для шайтана самое главное -  погубить человека. Люди думают, что они убили женщин, детей и из-за этого они, что ли, в рай попадут? Значит, это совершенно сумасшедшие люди, они попадут на дно ада. Никакие райские гурии их там не ждут. Просто люди, которые их используют -  они их обманывают. О.Александр Березовский: - И они им верят, вот это удивительно. О.Дмитрий Смирнов: - Поэтому что тут осуждать -  не осуждать это несчастные, заблудшие люди. Вот как наркоман, он думает - сейчас он героинчику вмажет, и ему будет хорошо. Какое-то время -  да. Ты сначала вроде выпил, из-за этого тебя вышибли с работы. Теперь ищи, ходи, думай. Думай о детях, которым надо помогать, о жене, вообще обо всем, о бензине, который надо заливать в машину. Нужно соблюдать трудовую дисциплину. Если ты этим пренебрегаешь  -   неси последствия. Так и здесь, убили молодых ребят ни за что, у которых были дети, и сами были убиты. Это сумасшедших осуждать?  Мы осуждаем поступок. Да, поступок хуже скверного, это бесспорно. Но они попались на удочку дьявола. Потому что те, которые их вербуют, они очень хитренькие.

http://radonezh.ru/text/moemu-synu-ispol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010