Индивидуальная работа велась с членами семей верующих. Посредством этих мероприятий местные власти пытались понять настроения людей, проживающих в непосредственной близости от женской обители, чтобы не допустить беспорядков. Непосредственно в день ликвидации монастыря, 5 августа, агитаторы разъясняли местным жителям, собравшимся у монастырских ворот, причины закрытия обители и что будет на этом месте. Особое внимание уделяли «отдельным кликушам». На прилегающих к монастырю улицах за порядком следили переодетые в гражданскую одежду сотрудники милиции и проинструктированные дружинники, на перекрестках работали регулировщики уличного движения. На месте находились пожарная команда и три автомашины скорой помощи с медперсоналом. Медицинское обслуживание власти предусмотрели для 22 больных монахинь. Для перевозки на вокзал монашествующих, пожелавших выехать в другие монастыри и к родственникам, было выделено 15 грузовых автомашин. Три автобуса предоставили для переезда пожилых монахинь в дома престарелых. Для трудоустройства желающих к монастырю вызвали работников отделов кадров местных предприятий. Но все это оказалось тщетным: при опросе выяснилось, что ни одна монахиня не пожелала переезжать в дом для престарелых, не нашлось и желающих работать на производстве. Власти не учли «зажиточность» насельниц днепропетровского монастыря, которые имели «много мебели, мешки с сахаром, сушеными фруктами, рисом, одеждой и т. п.» . Это упущение потребовало оперативной перестройки плана эвакуации. Было вызвано дополнительно 20 грузовых такси, в четыре раза увеличили число грузчиков (в итоге во второй половине дня на погрузке работало 60 платных грузчиков, в упаковке и погрузке вещей им помогали дружинники и агитаторы). Всего для эвакуации монахинь было привлечено 39 грузовых автомашин, 3 автобуса и 2 легковые машины, которые совокупно совершили 149 выездов. Монахиням предоставили возможность забрать все принадлежащее им имущество, «вплоть до угля и дров». Для упаковки вещей секретарь епископа за счет епархиальных средств закупил большое количество мешков и веревок.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Не лучшим образом, показали себя и члены Императорского Дома и европейские монархи (См.: Пчелов Е. В. Романовы. История династии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2005. С.352). Велий князь Михаил Михайлович в ноябре 1916 года писал государю: «Я искренне надеюсь, Ники, что ты найдешь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока еще не поздно» (См.: Там же. С.331). О силе объединенных приходов ярко свидетельствует защита Александро-Невской лавры 19-22 января 1918 г. (кстати, братство которой сохранилось вплоть до 1929 гг. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской обрасти (АУФСБ СПб ЛО), д. П-88399. Т. 2, л. 24-25). Известный историк М. В. Шкаровский пишет о братстве АНЛ: «Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг (См.: ). Еще раз повторюсь: я не идеализирую личность А. Д. Самарина, я, в своей статье, насколько мог, попытался показать, что объединение верующих людей способно явить силу своих убеждений. И как показывает история, власть боится проявления искреннего чувства и веры народа. Недаром, как указано в статье, в 1961 году была проведена приходская реформа. Были ли разгромлены приходские объединения? Да, были. Почему? Потому что объединение народа – реальная сила. Если бы это было не так, власть не устраняла бы свщмч. митр. Вениамина (Казанского) и мч Ю. Новицкого, А.Д. Самарина и др., возглавивших приходские и братские объединения. Лидия Константиновна Александрова-Чукова 04 августа 2017г. 14:41 Досточтимый отец Димитрий,  хорошо, что Вы не имели целью " идеализировать "   А.Д.Самарина героем, и с другими Вашими позициями также согласна, кроме церковно-приходских школ. Мой прадед владыка митрополит Григорий в свое время был одним из трех лучших наблюдателей церковных школ Российской Империи,  он писал об их проблемах (и о настроениях революционных в семинариях), и в том числе об отсутствии желания у духовенства жертвовать на  школы,  которые  более чем на половину финансировались из Госказначейства (по смете Св.Синода).

http://bogoslov.ru/article/5467078

Вышла книга о митрополите Гурии (Егорове) февраля 2022 Книга Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова) " вышла в свет в издательстве ПСТГУ (Москва). Монография посвящена митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965) - исповеднику, прошедшему в 1920-30-е годы через ссылки, тюрьмы и лагерь, и выдающемуся архипастырю послевоенного периода (1946-1965), приурочена к 130-летию со дня его рождения. Владыка Гурий приходился братом священномученику Льву (Егорову) , настоятелю Феодоровского собора . Иеромонах (позднее - архимандрит) Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, служил, преподавал, окормлял полулегальные монашеские общины Петрограда-Ленинграда. Божиим Промыслом единственный из отцов братства остался в живых. После освобождения в 1933 года из Беломорско-Балтийского лагеря архимандрит Гурий поселился в Средней Азии (сначала в Ташкенте, потом в поселке Беш-Бале под Ферганой), где он со своими духовными чадами образовал тайную общину, имел возможность их окормлять, молиться и совершать Божественную литургию. В эту духовную семью влились Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн) со своей сестрой Елизаветой (будущей монахиней Евфросинией), Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), Игорь Мальцев (будущий митрофорный протоиерей) и другие. В 1944 году отец Гурий вышел на открытое служение в Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а в 1945 году Святейший Патриарх Алексий (Симанский) вызвал его в Москву и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры для возрождения в ней духовной жизни. Лавра была открыта на Пасху 1946 года, а в августе того же года последовала епископская хиротония архимандрита Гурия. За 19 лет архиерейского служения преосвященный Гурий возглавлял семь епархий: Ташкентскую и Среднеазиатскую (1946-1953), Саратовскую (1953-1954), Черниговскую (1954-1955), Днепропетровскую и Запорожскую (1955-1959), в 1959 году был возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Минской и Белорусской епархии, в 1960-1961 годы - митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода, с 1961-го по 1965-й - митрополит Симферопольский и Крымский. Упокоился 12 июля 1965 года, похоронен на Старом Симферопольском кладбище напротив Всехсвятского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В Свято-Тихоновском университете состоялась презентация монографии о митрополите Гурии (Егорове) 1 ноября 2021 г. 13:42 26 октября 2021 года во Владимирском зале главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошел вечер памяти митрополита Гурия (Егорова; 1891-1965), в ходе которого состоялась презентация книги Д.В. Павлова « " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». Книга, вышедшая в издательстве ПСТГУ в октябре с.г., приурочена к 130-летию со дня рождения митрополита Гурия (Егорова), исповедника и архипастыря послевоенного периода. В презентации приняли участие профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священник Александр Мазырин и священник Александр Щелкачев, научные сотрудники отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, диакон Димитрий Пономаренко. Модератором встречи выступил старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов. В объемную книгу (более 1200 страниц и около 300 фотографий) вошло большое количество архивных материалов и документов, воспоминаний и свидетельств, многие документы и воспоминания полностью опубликованы в приложениях (наряду с проповедями и дневником владыки Гурия). Материалы собирались автором на протяжении четырех лет непрерывной работы в московских, петербургских, ташкентских, минских и других архивах, а также в поездках по местам служения митрополита Гурия, по итогам встреч и переписки с его духовными чадами. Научный редактор и руководитель автора священник Александр Мазырин отметил уникальность монографии и ее значение для новейшей истории Церкви. Отец Александр рассказал об этапах работы над книгой, начиная от выбора темы аттестационной работы Д.В. Павлова, в то время студента программы магистратуры ПСТГУ, заканчивая окончательными правками перед выходом в печать. Священник подчеркнул, что личность незаурядного иерарха до этого момента была практически не изучена, тогда как с самого начала деятельность владыки Гурия ознаменована организацией знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде и противостоянием обновленческому расколу. Архимандрит Гурий внес вклад в сохранение традиций русского монашества, став в 1946 первым наместником возрождаемой Троице-Сергиевой лавры . В послевоенный период, став епископом, он восстановил из руин крупнейшую по территории на тот период Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию , возглавлял еще три епархии, был митрополитом Минским, затем стал постоянным членом Священного Синода, митрополитом Ленинградским и Ладожским. Окончил свою жизнь владыка Гурий преемником святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Симферопольской кафедре. Митрополит Гурий воспитал целую плеяду учеников, среди которых такие видные иерархи русской Церкви, как митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Е.Е. Озмитель отметила самоотдачу и энтузиазм автора при работе над таким большим количеством разнородных источников. «Собрание, систематизация и анализ материалов делает уже саму книгу самостоятельным источником сведений о жизни митрополита Гурия», — заметила Екатерина Евгеньевна. Диакон Димитрий Пономаренко рассказал, как через владыку Гурия чудесным образом осуществилась духовная связь между Александро-Невским братством и Маросейской общиной: тайно священствовавшие после разгона Маросейской общины протоиерей Сергий Никитин (будущий епископ Стефан), архимандрит Борис (Холчев), протоиерей Феодор Семененко смогли открыто служить в Ташкенте при митрополите Гурии. На презентации книги присутствовала Н.И. Мальцева, дочь протоиерея Игоря Мальцева, духовного сына владыки Гурия. Воспоминания ее отца также вошли в книгу Д.В. Павлова. «Владыка Гурий рано остался без родителей и часто говорил, что испытывал чувство сиротства и нехватки материнской любви. Именно поэтому владыка переживал о том, что не сможет в полной мере дать должной любви своим духовным детям, в свое время не напитавшись ею от родителей. На самом деле его духовные чада с избытком испытали многолетнюю любовь и заботу Владыки», — поделилась Надежда Мальцева. Начальник отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко отметил добросовестность и скрупулезность автора. «Очень важно, что для архиереев эпохи гонений жизнь среди народа была естественным состоянием, без которого они себя не мыслили, они жили ради этого народа и свои силы для служения черпали в народной среде, поэтому владыка Гурий был по настоящему народным святителем, народным архиереем», — отметил отец Алексий и посоветовал дарить эту книгу не только мирянам, священникам, но и рукополагаемым епископам. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, секретарь Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских протоиерей Кирилл Каледа сердечно поблагодарил автора исследования. Владыка Гурий был особенно близок его семье: протоиерей Глеб Каледа был духовным сыном митрополита. «Владыка Гурий оказал колоссальное влияние на жизнь подпольной Церкви, тайно рукополагая священников», — подчеркнул протоиерей Кирилл Каледа. По его словам, название книги о митрополите Гурии выбрано очень обоснованно и верно. От владыки Иоанна (Вендланда) отец Кирилл Каледа слышал удивительную историю. В 30-е годы, в ташкентский период своего служения, владыка Гурий вместе с владыкой Иоанном соорудили храм в подвале сакли, где совершали полный круг суточного богослужения. Владыка Иоанн, по словам отца Кирилла, вспоминал это время как самое счастливое в его жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Читатель узнает новые важные для церковной истории сведения о священноисповеднике Луке (Войно-Ясенецком), священномученике Иннокентии (Тихонове), преподобномученике Льве (Егорове), митрополите Иоанне (Вендланде), архиепископах Михее (Хархарове), Ермогене (Голубеве) и о многих других священнослужителях и монашествующих. В книге представлены уникальные, не публиковавшиеся ранее документы, свидетельства людей, хорошо знакомых с владыкой или с его духовными чадами, опубликованы проповеди, дневник и письма владыки, документы, циркуляры, которые он разрабатывал, воспоминания о митрополите Гурии его духовных чад. Это первое научное описание жизненного пути и церковного служения владыки Гурия на разных поприщах в 1940–1960-х годах.   В процессе написания монографии были использованы источники из более чем 30 государственных, церковных и личных архивов, расположенных на территории Российской Федерации и стран СНГ. Работа по поиску документов велась в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента, Минска, Симферополя, Днепропетровска, Саратова и других городов. Благодаря этим источникам, большинство из которых публикуется впервые, удалось показать в деталях жизненный путь владыки Гурия и его служение. Были найдены документы, относящиеся к периоду его обучения в Петровском коммерческом училище и Санкт-Петербургской духовной академии. Использованы материалы следственных дел из архивов ФСБ. Более десяти альбомов с фотографиями владыки, фотографии из семейных архивов потомков его духовных чад были получены в дар и оцифрованы для публикации. Примечания 1 Шкаровскии М.В. Александро-Невское братство. СПб., 2003. С. 22–23. 2 Там же. С. 30. 3 Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве». М., 2021. С. 1025. 4 Там же. 5 Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черныи); Митрополит Гурии (Егоров) : Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 117. 6 Там же. С. 120. 7 Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Сергиев Посад, 2017. С. 45–46. 8 Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года//Троицкое слово : Сборник духовно-нравственного просвещения [Загорск], No 4.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Детали богоборческой операции раскрывает переписка местных властей с вышестоящими советскими и партийными организациями. Так, днепропетровские руководители обкома партии и облисполкома рапортовали о ликвидации Тихвинского монастыря в ЦК КП Украины и в Совет министров УССР. В докладной записке они привели сведения о том, что днепропетровский монастырь значительно расширил свою деятельность в период управления епархией архиепископом Гурием при его непосредственной поддержке: если монастырь в 1953 г. имел доход 364 тыс. рублей, то в 1958 г. эта сумма составляла уже 558 тыс. рублей. Доходы возросли за счет увеличения продаж свечей, просфор, икон и крестиков. Чтение Псалтири по усопшим приносило доход в размере 69 тыс. рублей, помимо этого монастырь брал за требы «натурой» (сахаром, медом, хлебом, вареньем, фруктами, конфетами). Авторы доклада попытались изобразить экономику монастырского хозяйства на конкретном примере: «Или взять продажу свеч. Это — слишком прибыльная отрасль, воск покупали на рынке или свечи в кооперации по государственной цене, а из них изготовляли “свои” свечи и продавали их по 3–5 рублей. За продажу свечей в 1958 г. монастырь получил чистую прибыль 132 тысячи рублей. Все это говорит о достаточно широко открытых дверях монастыря для верующего населения» . Областные руководители описали, как «отдельные деятели церкви» пытались не допустить ликвидации монастыря. Речь в данном случае шла о митрополите Гурии, пребывавшем на тот момент на Минской кафедре. По всей видимости, информация о закрытии монастыря дошла до него с некоторым опозданием. Митрополит Гурий 4 августа направил в Днепропетровск иеромонаха Михея (Хархарова) для воздействия на епископа Иоасафа и принуждения его подать ходатайство об оставлении Тихвинского женского монастыря. Иеромонах Михей в разговоре с протодиаконом Иаковом Ильченко якобы сказал: «Что о себе думает Иоасаф? Ведь митрополит Украинский Иоанн слишком слаб, вскоре на его место придет митрополит Гурий и тогда спросит с Иоасафа за этот монастырь» .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Епископ Иоасаф (Лелюхин). Конец 1950-х гг. В 1959 г. было закрыто 19 монастырей и скитов. Заместитель председателя Совета по делам РПЦ П. Г. Чередняк в докладе в ЦК КПСС и Совет министров СССР в октябре 1959 г. писал, что «сокращение прошло организованно и без каких-либо крупных конфликтов и осложнений» . В числе ликвидированных оказался Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске, закрытие которого не обошлось без насилия, как при ликвидации Овручской обители. На тот момент архиепископа Гурия уже не было в Днепропетровске — после его перевода в Минск Днепропетровскую и Запорожскую епархию принял епископ Иоасаф (Лелюхин) . Днепропетровская и Запорожская епархия практически была уничтожена усилиями местных властей и уполномоченных Совета за два года правления епископа Иоасафа при его попустительстве, а порой и непосредственном участии. Активную роль в уничтожении епархии сыграл уполномоченный по Днепропетровской области Я. А. Днепровский, вступивший в должность еще при архиепископе Гурии. В отчете за 1959 г. он докладывал, что епископ Иоасаф, приняв епархию, не принимал каких-либо серьезных мер, направленных на пополнение и перемещение кадров священнослужителей с целью укрепления положения Церкви. Во всех случаях назначения или перемещения духовенства епископ Иоасаф советовался с уполномоченным и производил назначения только после согласования с ним. Пользуясь податливостью нового правящего архиерея, Днепровский «на основе здоровых деловых отношений» проводил линию по «снижению церковной деятельности». По его словам, епископ Иоасаф помогал ему закрывать «самораспадающиеся» приходы на основании указаний Патриархии, прикрепляя маломощные и не имеющие возможности существовать без дотаций Епархиального управления общины к соседним приходам . Не менее болезненным событием в Днепропетровской и Запорожской епархии стало упразднение Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске. Произошло это 5 августа 1959 г. — через два месяца после перемещения архиепископа Гурия на Минскую кафедру.

http://bogoslov.ru/article/6177073

17 декабря 1937 года обе святые (вместе с еще 50 осужденными по Боровичскому делу) были расстреляны. Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) - погибли в 1936-1938 годах. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 года, за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). В основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще были подростками. Именно из их числа вышли четыре будущих видных архиерея - митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести также архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, а также ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа - духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами, дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х годов, таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей - бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства ушли из жизни: в 1993 году в Санкт- Петербурге - Лидия Александровна Мейер, дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е годы тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 году - архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Протоиерей Петр Деревяненко - А по-гречески? - А что вам, например? «Царю Небесный»? Пожалуйста: «Βασιλε ορνιε, Παρκλητε...» ( читает по-гречески до конца ). В Троицком соборе в Подольске было одно время модно петь по-гречески Великую ектению и Просительную ектению. И мы увлекались - я, Саватий и Никола - когда хор пел «Κριε λησον», мы произносили возгласы по-гречески. Но потом приехал я раз в Новодевичий, а нынешний владыка, тогда еще архимандрит, и говорит: «Отец Петр, бросьте чудить, ведь сейчас никто не изучает греческий. Чего вы там с Савватием и Николой свою академическую грамотность показываете? Не надо этого делать». И мы перестали. Монахи и архиереи тех лет - Какая атмосфера царила в лавре после открытия? В лавре после открытия царила атмосфера глубокой религиозности, высокая культура церковного пения и служения - Атмосфера глубокой религиозности, высокая культура церковного пения и служения, чинное поведение молящихся. Все исполнялось, яко подобает по количеству, без сокращений. - Кого из лаврских монахов вы помните? - Отца-схиигумена Алексия, он был мой духовник, архимандрита Петра, отца Серафима. Они собрались, как пчелки на мед, прилетели из тех мест, где были гонимы, и скрывались, и подвизались. Потом приехали отец Арсений, регент монашеского хора, тенор и другие. Лавра притягивала их. О первом наместнике лавры Гурии (Егорове, †1965, будущий архиерей Ленинградский, Новгородский, затем Ташкентский - Прим. А.Н .) у меня сохранились самые светлые воспоминания: очень любезный, культурный, всегда сияющий, с улыбкой на лице, а при этом, представляете, много раз сидевший в тюрьмах, как мы потом узнали. После наместником стал иподиакон и келейник Святейшего Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов). Но вскоре его перевели наместником Псково-Печерского монастыря, а затем архиереем в Псков, где он окончил свои дни, разменяв десятый десяток. - Помимо владыки Гурия в те годы разрешили открытое служение и другим выдающимся архиереям-исповедникам. Вы знали кого-то из них?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010