Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. (Лелюхин Виталий Михайлович; 28.04.1903, с. Дубасище (Дубосище) Ельнинского у. Смоленской губ.- 24.04.1966, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из потомственной семьи священнослужителей. Приходился дальним родственником (внучатым племянником) архиеп. Токийскому и всея Японии св. Николаю (Касаткину) . Учился в Вяземском ДУ и Смоленской ДС. После закрытия семинарии поступил в 1919 г. в Смоленский ун-т, но не смог продолжать обучение из-за тяжелого положения многодетной родительской семьи. Состоял на гражданской службе. Проживал на Украине, заочно учился на Харьковском отделении Московского института связи. Во время немецкой оккупации 28 авг. 1942 г. рукоположен во диакона, а 29 авг.- во иерея. Служил настоятелем храмов в селах Елизарово, Широкое, Лоцманская Каменка Днепропетровской обл. По одним сведениям, был рукоположен архиереем Украинской автокефальной православной церкви Геннадием (Шипринкевичем), по другим - подчинялся Днепропетровскому еп. Димитрию (Магану) в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви, находившейся в каноническом общении с Московским Патриархатом. После изгнания немецких войск Днепропетровский и Запорожский архиеп. Андрей (Комаров) присоединил в 1944 г. свящ. В. Лелюхина к РПЦ. О. Виталий был возведен в сан протоиерея. Руководил восстановлением Благовещенской ц. Днепропетровска. С 1950 г. настоятель Николаевского молитвенного дома в пос. Амур (в черте Днепропетровска). В 1957 г. стал настоятелем днепропетровского кафедрального Троицкого собора и секретарем епархиального управления при Днепропетровском и Запорожском архиеп. Гурии (Егорове ; впосл. митрополит). 17 авг. 1958 г. по пострижении в монашество с именем Иоасаф и возведении в сан архимандрита хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/578094.html

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове) 12 июля 1965 года в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла Господь призвал к Себе митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. Пишущий эти строки духовный сын почившего Владыки был знаком с ним с 1927 года и прожил вместе с ним под одной кровлей с 1933 по 1953 год, поддерживая до самого последнего времени личное общение и переписку с своим духовным отцом. Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров), родившийся в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана 1 (13) июля 1891 г. в одном из маленьких городков (Опеченский Посад) Новгородской губернии, рано потерял родителей и воспитывался вместе с тремя братьями и сестрой у своего дяди в Петербурге. Уже в молодых годах, когда Вячеслав Егоров еще учился в средней школе (в коммерческом училище в Петербурге), у него созрело определенное и твердое желание стать монахом. Некоторые духовные авторитеты того времени (один из старцев 1 , а также протоиерей Георгий Косов) одобрили его решение. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) , которому молодой Вячеслав прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему, к тому времени уже студенту Петроградской духовной академии, свое благословение на монашество. Вячеслав Егоров принял в академии 4 декабря 1915 года монашеский постриг с именем Гурий, в честь первого святого епископа Казанского, а затем 5 и 6 декабря был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха 2 . В монашестве о. Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, приспособительно к силам и занятости богомольцев, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания. Поэтому он всегда сам выбирал и размечал по строчкам стихиры и требовал, чтобы они пелись на глас; в канонах он заранее, перед богослужением, выбирал наиболее понятные и значительные по смыслу тропари. Владыка требовал от священников, чтобы даже известные всем почти наизусть Евангелия воскресных всенощных прочитывались про себя прежде, чем их читать вслух. Я могу засвидетельствовать, что такая подготовка всегда приносила добрый плод, как для собственной души, так и для слушателей. Когда я жил под одной кровлей с Владыкой Гурием, мы всегда по вечерам совершали вечерню с повечерием (или всенощную), а утром утреню (или литургию) 3 . Знакомство с гласами, Уставом, Знаменным распевом и квадратными нотами я имею от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Э.Л. Меженная Содержание От автора «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь     По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского. Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Главный редактор духовного литературно-просветительского журнала «Восток Свыше» диакон Евгений Абдуллаев представил издание, которое выпускается на протяжении двух десятилетий и является главным печатным и миссионерским изданием Ташкентской епархии. В журнале печатаются не только духовно-просветительские статьи, но и переводы, литературные произведения, стихи. Также в рамках встречи Д.В. Павлов, специалист научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал об организации презентационных мероприятий, посвященных книге о митрополите Гурии (Егорове) «До смерти я буду призывать вас к молитве». Эта книга посвящена жизненному пути приснопоминаемого архипастыря и представляет большой пласт исторических материалов и документальных свидетельств, посвященных жизни Церкви в Средней Азии, в Белоруссии, в Крыму в 30-60-е годы XX столетия. Просветительский проект объединяет научное издание, интернет-сайт, телеграм-канал и мобильную выставку, которая была представлена в ряде епархий России и государств СНГ. В ходе встречи была представлена деятельность санкт-петербургского издательства «Общество памяти игумении Таисии», выпускающего такие книги, как «Библейская история», жития преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского с акафистом в переводе более чем на 15 языков, в том числе языки стран СНГ. На мероприятии директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников представил уникальный издательский проект в восьми томах «Россия: визуальный код», в рамках которого в формате иллюстрированных альбомов показаны образы природы, культуры и искусства России. В завершение встречи митрополит Климент отметил наградами Издательского Совета ряд издателей, наиболее потрудившихся в развитии православного книгоиздания и развитии книжной культуры в обществе: медали первопечатника Ивана Федорова II степени были удостены руководитель издательства «Скрижаль» М.Е. Копелевич и директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников; сотрудник Издательства Сретенского монастыря С.А. Кузнецова была награждена медалью прп. Епифания Премудрого III степени.

http://radonezh.ru/2023/06/15/v-izdatels...

Мать игумения Ксения, 82 лет, уроженка Ленинграда и воспитанница Института благородных девиц , ушедшая из этого института прямо монастырь и имеющая огромный стаж игуменства, принимала меня у себя. До обедни — для предварительного знакомства; после обедни — для трапезы. Эта матушка с большим искусством втянула меня в разговор о Библии и при этом незаметно стала проверять мои знания этой священной книги (например, по картинкам, и я не все картинки в точности мог объяснить). Все это было очень мило и интересно; я ушел совершенно очарованный этой милой матушкой и ее небольшим монастырем. У монастыря довольно большая площадь под огородами и свое маленькое кладбище, где покоятся сестры, отошедшие за последние несколько лет ко Господу. От города Днепропетровска у меня самые приятные впечатления: где бы ни шел — по маленькой улице или по большой — все ласкает взгляд, а часто даже приводит в восторг — и дома, и множество деревьев, и даже трава около домиков, и ширина улиц и бульваров, и Днепр, и сравнительно чистый воздух города. Осматривая город, я посетил два музея — исторический и художественный. Вечером у ворот домика на Тихвинской послышался гудок. Это вернулся Владыка из Ленинграда. Вот была радость. Поездка Владыки прошла благополучно» . По итогам 1957 г. архиепископ Гурий сообщал в Патриархию, что в монастыре пребывала 81 насельница, новых постригов не было. За год скончались две сестры, поступило восемь сестер, одна из них — врач, вышедшая на пенсию, что дало возможность наладить в обители медицинскую помощь (это было особенно важно для сестер престарелых и со слабым здоровьем). С разрешения уполномоченного Совета врач монастыря установила необходимые контакты с медицинскими учреждениями города. Улучшилось монастырское хозяйство: в главном храме было устроено центральное отопление, на месте алтаря уничтоженного немцами собора был поставлен «стильный крест», окруженный цветником и деревьями, в жилом корпусе устроены санузел и ванна, вдоль жилых корпусов проложили асфальтированный тротуар (чтобы немощным сестрам было легче передвигаться), выровнена территория.

http://bogoslov.ru/article/6177073

На 1 января 1957 г. в Тихвинском монастыре проживало 75 сестер: 1 игумения, 3 схимонахини, 33 мантийные монахини, 32 рясофорные послушницы и 6 послушниц. Обитель помимо двух храмов имела четыре жилых корпуса. Для удовлетворения своих нужд монастырь арендовал у города три гектара земли под огород, а также имел две коровы и лошадь. Архиепископ Гурий докладывал Патриарху Алексию следующую информацию о монастыре: «Обед для сестер варится только по воскресеньям и большим праздникам, причем варево выдавалось на дом. Теперь налаживается общая трапеза в те же дни. Возраст сестер весьма пожилой. Молодых очень мало. А работа лежит больше всего на плечах молодых сестер — и на огороде, и со скотом, и пение, и обслуга дряхлых стариц. Я обратил внимание на то, что среди послушниц, давно поступивших в монастырь, имеется немало в возрасте 70 лет и более. Оказалось, что игумения требовала от постригавшихся в мантию, чтобы они надевали при постриге прямой клобук, какой носим мы и какой носила сама игумения (она из Керченского монастыря). Но эти послушницы заявили, что они наденут клобук только той формы, который всегда был в Тихвинском монастыре, т. е. наподобие схимнического клобука в мужских монастырях. Немало бесед и уговариваний было у меня с игуменией Ксенией в 1956 г. На ее стороне было только 4 сестры. Все остальные за “Тихвинский” клобук. В декабре 1956 г. милостью Божией игумения и все остальные надели клобук одинаковой формы. Все это прошло мирно, и все были рады. Игумения благодарила меня за умиротворение их замкнутого монашеского мирка. В 1956 г. мною были пострижены с благословения Вашего Святейшества 3 сестры в схиму и 9 в мантию» . О своем посещении Днепропетровска летом 1956 г. писал архимандрит Иоанн (Вендланд): «Наконец я собрался поехать к нашему Владыке Гурию. Приехал я на 2 дня раньше возвращения Владыки из Ленинграда. В ожидании Владыки я осматривал город, великолепный парк, спускающийся к Днепру, аллею роскошных цветников, дворец Потемкина (архитектор Старов). Был у всенощной в Соборе, у Литургии в монастыре.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Священник подчеркнул, что личность незаурядного иерарха до этого момента была практически не изучена, тогда как с самого начала деятельность владыки Гурия ознаменована организацией знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде и противостоянием обновленческому расколу. Архимандрит Гурий внес вклад в сохранение традиций русского монашества, став в 1946 первым наместником возрождаемой Троице-Сергиевой лавры. В послевоенный период, став епископом, он восстановил из руин крупнейшую по территории на тот период Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию, возглавлял еще три епархии, был митрополитом Минским, затем стал постоянным членом Священного Синода, митрополитом Ленинградским и Ладожским. Окончил свою жизнь владыка Гурий преемником святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Симферопольской кафедре. Митрополит Гурий воспитал целую плеяду учеников, среди которых такие видные иерархи русской Церкви, как митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров). Д.В. Павлов рассказал о трудностях доступа к документам в центральных и региональных архивах, о многочисленных поездках в Ташкент, Санкт-Петербург, Минск, Симферополь. Было отправлено огромное количество запросов в семинарии и монастыри, которые были связаны с деятельностью митрополита. Случались и комические ситуации: для того, чтобы получить ценную архивную фотографию владыки Гурия, исследователю однажды пришлось даже участвовать в аукционе. Д.В. Павлов также рассказал о встречах с духовными чадами владыки Гурия. Их воспоминания бесценны для сохранения памяти о выдающемся архипастыре. Особенное внимание автор монографии уделил изучению отчетов уполномоченных по делам религии, в разное время связанных с митрополитом Гурием. Эти документы оказались уникальными источниками, благодаря которым можно воссоздать картину церковно-государственных взаимоотношений в указанный период. Негативные характеристики митрополита Гурия в отчетах уполномоченных ярко высвечивают исповеднический подвиг владыки. Для издания подобного масштабного исследования были приложены усилия как самого автора, его научного редактора профессора священника Александра Мазырина, так и первых читателей книги: корректора О.А. Савичевой, редактора М.И. Крапивина, скончавшегося в 2020 году. Улучшить книгу помогли ее рецензенты: профессор ПСТГУ священник Александр Щелкачев, старший научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви, заведующий архивохранилищем ПСТГУ диакон Димитрий Пономаренко. Егор Агафонов отметил, что благодаря автору и всем потрудившимся над изданием оно может послужить подлинной встрече читателя с удивительным человеком Церкви.

http://drevo-info.ru/news/27432.html

Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) погибли в 1936-1938 гг. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г., за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). Но в основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, и ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) – духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х гг. таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 г. братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 г. в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек, просуществовавшая до середины 1940-х гг. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства скончались: в 1993 г. в Санкт-Петербурге Лидия Александровна Дмитриева (Мейер) – дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е гг. тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 г. – архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

Днепропетровск. 1959 г. Из Ташкента в Днепропетровск прибыл протоиерей Сергий Никитин (будущий епископ Стефан). Игумения Евгения (Волощук), тогда еще инокиня Анастасия, так описала в своих воспоминаниях его приглашение и приезд: «Время было трудное. В монастыре у нас служили два иеромонаха: один — Антоний (Харченко) из Киева, а другой — Феодосий (Моршанский). Жили и служили они дружно, но в 1953 году иеромонах Феодосий отошел ко Господу. Остался один 70-летний старец Антоний. Конечно, трудно ему было: монастырские службы ежедневные и продолжительные. И монастырю трудно: мы подчас уже — батюшке нездоровится — сами читаем. И прислать дополнительного священника тоже не было возможности. Тогда владыка Гурий решил пригласить из Ташкентской епархии протоиерея Сергия Никитина, которого знал по тому недавнему времени, когда сам был Ташкентским архиереем. Он охарактеризовал отца Сергия как усердного служителя Церкви Христовой, человека, имеющего образ благочестия и опыт исповедничества» . Архиепископ Гурий благословил инокиню Анастасию, исполнявшую в Епархиальном управлении послушание делопроизводительницы, написать протоиерею Сергию Никитину в Ташкент и пригласить его в епархию для служения в Тихвинском монастыре. Она написала письмо, от отца Сергия пришел положительный ответ, и 23 июня 1957 г. он прибыл в Днепропетровск. Правящий архиерей назначил его старшим священником Тихвинского монастыря. 28 июня вновь прибывший клирик был зарегистрирован уполномоченным по Днепропетровской области, после чего приступил к исполнению своих обязанностей. Первым делом протоиерей Сергий Никитин отметил искажения богослужебного устава в монастырских храмах. Но чтобы не вызвать своими нововведениями смущение старожилов монастыря (иеромонаха Антония и престарелых насельниц), старший священник решил навести уставной порядок через своего архипастыря. По рекомендации инокини Анастасии он написал рапорт на имя архиепископа о всех замеченных богослужебных нестроениях и попросил архиерейское благословение на их исправление.

http://bogoslov.ru/article/6177073

С большой святительской любовью говорит исповедник о добрых людях – подвижниках веры и благочестия: о духовнике монастыря в г. Днепропетровске отце Сергии Никитине (позднее – епископ Стефан, 1963), о митрополите Гурии (Егорове, 1965), о духовных чадах «Маросейской» – «Мечёвской» общины, о собратьях-зырянах... Получив телеграмму от батюшки Сергия Никитина из Днепропетровска, извещающую о предстоящем его постриге в монашество, святитель делится своими думами: «Отец Сергий и раньше был, в сущности, монах в миру... В этом отношении мало что изменится... Но телеграмма была для меня большой неожиданностью. До сих пор я очень радовался за него. Большое счастье служить под руководством такого архиерея, как Преосвященный Гурий, – совершать богослужения по монастырскому чину и, самое главное, не иметь касательства ни к каким хозяйственным делам. Теперь он едва ли долго пробудет на том же месте и едва ли убережется от хозяйственных и административных дел?.. Помоги ему Господь» (1:388). С добрым чувством вспоминает святитель духовных чад «Маросейки», которых после кончины их руководителей принял в свое духовное окормление и через которых еще больше и лучше познавал самих Мечёвых. – «С любовью вспоминаю духовных детей отца Алексия (Мечёва, 1923. – К. С.) и отца Сергия (Мечёва, 1941. – К. С.), потом ставших и моими. Хотелось бы знать обо всех» (1:393)... «Большое утешение доставило мне знакомство с мужьями Ляли (Елены Владимировны Апушкиной, 1999. – К. С.) и Киры (Киры Сергеевны Коншиной, 1975. Ее муж: Владимир Дмитриевич Коншин, 1970. – К. С.). Я еще большим уважением проникся к покойному батюшке отцу Алексию. Я совсем не знал его. Теперь по плодам его познаю его, по деткам сужу об отце... У Мечёвских, как мне представляется, все... иное, – проще и вместе глубже, глубже понимание духа православия, глубже понимание жизни по Заветам православия... Да хранит Господь Бог всех духовных чад покойного отца Алексия» (1:372). «Чем больше узнаю Мечёвых, тем большим уважением проникаюсь к ним и к их отцу» (1:387).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010