Так как архиепископ Гурий был сторонником уставного богослужения, он с радостью воспринял просьбу и поддержал эту инициативу. В ответ на поданный рапорт правящий архиерей издал документ «Обязанности регентши монастыря и уставщицы». Текст этого документа свидетельствует о том, что и архиепископ Гурий, и протоиерей Сергий Никитин были сторонниками напевов «строго церковных, монастырских, и без сольных элементов». Следить за «строго церковным направлением пения», а также заботиться о внятном и понятном чтении в храме вменялось регенту, который должен был согласовывать порядок каждой службы и ее музыкальный состав со старшим священником и с настоятельницей монастыря . Игумения Евгения (Волощук) описала изменения в жизни монастыря: «Монастырь стал духовно обогащаться. При этом жизнь исправлялась тихо и спокойно. Мы шли на полунощницу, вместе с нами — батюшки. Помолятся, совершат проскомидию. Заранее. Синодики почитают. Не борзясь» . Монастырь был без прихода, священники на требы за ограду монастыря не выходили. Протоиерей Сергий Никитин и иеромонах Антоний (Харченко) довольствовались монастырским жильем, общей трапезой и скромной оплатой своих трудов. В сентябре 1958 г. архиепископ Гурий подписал распоряжение, адресованное настоятельнице Тихвинского монастыря игумении Ксении: «Святейшему Патриарху Алексию в своей резолюции от 4 августа 1958 г. за 1275 на моем рапорте о жизни и нуждах Днепропетровского Тихвинского женского монастыря угодно было отметить, что Вам по возрасту Вашему трудно управлять монастырем и что Вы нуждаетесь в освобождении от трудностей и скорбей, сопряженных с управлением Обителью. А потому Святейший Патриарх предлагает мне озаботиться приисканием для Вас преемницы. С получением сего Вы освобождаетесь от обязанностей настоятельницы Днепропетровского Тихвинского женского монастыря и остаетесь в числе сестер монастыря как рядовая сестра» . Настоятельницей обители вместо 83-летней «одряхлевшей и телом, и разумом игумении Ксении» была назначена монахиня Руфина (Шулан) .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Сейчас раскрываются тайны архивов и многое доселе неизвестное становится явным, однако неумолимое время всё решительнее отдаляет нас от века минувшего, и постепенно уходят из жизни люди, общавшиеся с теми, кто стоял у истоков возрождавшейся Лавры, и чтобы духовный опыт Сергиевой паствы не угасал, а расширялся, необходимо связующее звено поколений. Нужен фундаментальный труд, в котором были бы представлены с достаточной полнотой подвиг и деятельность на ниве Христовой тех, кто подобно ученикам Преподобного впитывал в себя молитвенную благодать великого Аввы и затем нёс её в дальные концы нашего отечества. Очерки о них можно прочесть в книгах, статьях, некрологах, но чтобы показать лицо эпохи и связь этих людей с игуменом Русской земли, сведения о них должны быть собраны в одной книге, где можно было бы прочесть и о первых наместниках Лавры — архимандрите Гурии (Егорове) и архимандрите Иоанне (Разумове), будущих митрополитах, и о таких будущих архиереях, как архимандрит Ермоген (Голубев), архимандрит Вениамин (Милов), архимандрит Владимир (Кобец) и др., о мало кому известном теперь духоносном старце схиархимандрите Серапионе, о будущем схиигумене Савве и архимандрите Иоанне Крестьянкине, об архимандрите Клавдиане (Модестове), о котором может поделиться воспоминаниями протоиерей Василий Бабурин, настоятель московского храма во имя Всех святых, что на Соколе, и о многих других. Труд приснопамятного архимандрита Тихона (Агрикова) “У Троицы окрылённые” не может считаться исчерпывающим, он должен быть углублён и дополнен. Книга Г. А. не только восстанавливает историческую память, не только погружает нас в молитвенную атмосферу Лавры и разъясняет смысл богослужебных текстов, она учит благоговейному отношению к красоте Божиего мира, к красоте природы. Она учит нас тому, о чём мы, увы! часто забываем — чувству непрестанной благодарности Господу за Его великие дары — за существование Церкви, за чудо существования Лавры, за незримое участие Преподобного в жизни тех, кто тянется душой к нему. Со слов благодарности Богу начинает Галина Александровна свои воспоминания (С. 3) и ими же завершает их. Трудно лучше выразить смысл всей книги, чем это делает автор, ей мы и предоставляем слово: “Пора ставить точку. Не знаю, удалось ли выразить то слияние двух миров: нашего, земного, видимого с не менее реальным невидимым, какое присуще святой обители преподобного аввы Сергия, того чуда, каким она является для всех нас, живущих в таком непростом веке… Могу только повторить неизменное: Слава Богу за всё! Его хватило бы для выражения благодарности и без этих страниц, но они просились из души — и вот появились на свет. И за них — слава Богу и преподобному авве нашему Сергию” (С. 297).

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

17 декабря 1937 года обе святые (вместе с еще 50 осужденными по Боровичскому делу) были расстреляны. Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) - погибли в 1936-1938 годах. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 года, за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). В основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще были подростками. Именно из их числа вышли четыре будущих видных архиерея - митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести также архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, а также ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа - духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами, дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х годов, таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 года Александро-Невское братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 году в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей - бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек и просуществовавшая до середины 1940-х годов. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства ушли из жизни: в 1993 году в Санкт- Петербурге - Лидия Александровна Мейер, дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е годы тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 году - архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Москве. О чем послать (посылаются) Указы архимандриту Гурию и временному Ташкентскому Епархиальному управлению» . Хиротония архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Среднеазиатского была совершена 25 августа 1946 г. в Богоявленском кафедральном соборе Патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), епископом Калужским Онисифором (Пономаревым) и епископом Ужгородским и Мукаческим Нестором (Сидоруком) . Новый правящий архиерей Ташкентской и Среднеазиатской епархии 8 сентября 1946 г. «приступил к исполнению своих обязанностей» . 6. Служение при епископе Гурии (Егорове) Практически сразу после прибытия на место своего служения епископ Гурий провел свое первое организационное собрание — им явилось совещание с благочинными епархии, прошедшее в Ташкенте со 2 по 6 октября 1946 г. На совещании было принято решение о приобретении архиерейского дома. В Ташкенте здания Епархиального управления практически не было — предыдущий правящий епископ Кирилл проживал в небольшом частном доме, где для решения епархиальных вопросов была отведена одна комната. Также недоставало помещений, где находились бы покои епископа и канцелярия епархии. Епископ Гурий своим указом от 24 сентября 1946 г. поручил протоиерею Григорию Брицкому: «Вам как, священнику, имеющему большой опыт церковно-организаторской и церковно-хозяйственной работы, взять на себя ответственное и нужное дело приобретения и оборудования помещения, удовлетворяющего указанным потребностям епархии» . Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий. Вторая половина 1940-х гг. Выше приводилось письмо протоиерея Григория Брицкого, в котором он сообщал, что нашел для архиерейских покоев частный дом в центральной части города, с садом на берегу реки; в нем было семь комнат с высокими потолками, имелись удобства: электричество, водопровод, телефон и др. Дом этот стоимостью 600 тыс. рублей, ранее принадлежавший профессору Громову, был приобретен «за счет свободных сумм состоятельных приходов по всем благочиниям». Как отметил епископ Гурий, «огромные труды и хлопоты по дому понес протоиерей Брицкий» .

http://bogoslov.ru/article/6175755

Прямо на территории монастыря организовали продажу проездных билетов и оформление контейнеров для перевозки личного имущества при непосредственном участии начальников железнодорожного и автомобильного вокзалов. В докладе председателю Совета Г. Г. Карпову и уполномоченному по УССР Г. П. Пинчуку уполномоченный Днепровский отметил: «Закрытие монастыря обошлось без малейшего инцидента, как внутри монастыря, так и за воротами. В 21 час 5 августа выехали последние жильцы, и к утру на воротах висела вывеска школы-интерната. Жалоб в связи с закрытием монастыря как от монашествующих, так и от окружающего верующего населения не поступает. Перевоз утвари из монастырского молитвенного дома был произведен утром 6 августа. В перевозке приняли участие благочинный Жбанчиков, секретарь епископа священник Стаховский и протодиакон собора Ильченко. Утварь перевезена по частям в собор и Трехсвятительскую церковь города» . Кресты с храма сняли ночью, колокола передали конторе «Цветметалл». Здание бывшего монастырского храма отдали под клуб детского дома и школ-интернатов. Другие монастырские строения планировали приспособить под жилье и учебные классы. Акт сдачи помещений и территории Тихвинского монастыря от Епархиального управления подписал секретарь — священник Константин Стаховский, директор школы принял семь зданий общей площадью более 2000 кв. метров (в том числе 900 кв. метров жилой) с приусадебным земельным участком около 4 га. Уполномоченный подчеркнул безупречность проведенной операции по ликвидации монастыря: «Считаю своим долгом отметить как положительный фактор успешного закрытия монастыря в Днепропетровске — это вызов уполномоченного Совета области в Киев товарищем Пинчуком в период подготовки и закрытия монастыря, где лично мне были даны тов. Пинчуком весьма ценные советы из опыта уже закрытых монастырей в Овруче и Густыне, о чем мною было передано руководству обкома и облисполкома для внесения в план мероприятий и использования нами этого опыта в подготовительный период и в день закрытия» .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Неожиданно в церковь вошли приехавшие без предупреждения представители епископа Иоасафа — его личный секретарь и одновременно секретарь епархии протоиерей Константин Стаховский, протодьякон Иаков и благочинный Алексий Жбанчиков. Пройдя в алтарь, они потребовали прервать проскомидию. На просьбу позволить совершить литургию ответили отказом. Игумения, подумав, что в чем-либо провинился перед епархиальным начальством лично отец Стефан, просила дать служить второму священнику. В ответ на это было объявлено, что служба не состоится, потому что монастырь закрывается. Протоиерей Константин взял антиминс и унес его с собой. Людей удалили из храма. Отец Стефан, которому пришлось-таки прервать проскомидию, в слезах, прижав Святую Чашу к груди, направился в свою келию. На требование старшему священнику монастыря, игумении и монастырскому секретарю срочно явиться в исполком иеромонах Стефан ответил, что в соответствии с правилами субординации он раньше обязан переговорить с архиереем. Однако епископ Иоасаф представителей монастыря не принял. В исполкоме им объявили, что обитель закрыта распоряжением Патриарха и должна быть освобождена к вечеру текущего дня, потому что дети (в монастыре должен был разместиться интернат) уже с утра сидят в вагонах на станции. “Местных” развезли по домам. Иеромонаху Стефану от имени епископа Иоасафа предлагалось остаться в Днепропетровске, но он отказался» . Протоиерей Валерий Бояринцев вспоминал о закрытии Тихвинского монастыря: «Был 1959 год. Я учился в 10-м классе, когда владыку Гурия перевели в Минск. В Днепропетровск поставили епископа Иоасафа (рукоположенного у нас же в Днепропетровске из наших же целибатных священников). Епископ Иоасаф, по-человечески добрый, но слабовольный, под давлением властей позволял закрывать церкви. Мы ожидали закрытия монастыря. В монастыре службы были каждый день. Служили по неделе: то отец Стефан, то отец Антоний. В какой-то из дней (5–12 августа) 1959 года к нам домой забегает один прихожанин и сообщает: закрывают монастырь.

http://bogoslov.ru/article/6177073

В день прибытия иеромонаха Михея в Днепропетровск Тихвинский монастырь отмечал храмовый праздник в честь святой Марии Магдалины. В этот же день он встретился с секретарем игумении Анастасией (Волощук), которая, по словам авторов доклада, «пребывала в большом почете» у митрополита Гурия и фактически руководила монастырем. Иеромонах Михей вылетел днем 5 августа из Днепропетровска в Минск, находясь «под сильным впечатлением того, что на этот час монастырь по большей части был ликвидирован». Местные руководители посчитали, что иеромонах Михей все же воздействовал на отдельных монахинь, включая Анастасию (Волощук), так как утром 5 августа они не явились своевременно в райисполком, куда вызывались, а пребывали на литургии, рассчитывая на то, что ранним утром в монастырский храм, как всегда, прибудут окрестные верующие. Областные руководители опасались сопротивления монашествующих и предполагали, что когда представители советской власти придут закрывать монастырь, то монахини падут ниц перед иконой Тихвинской Божией Матери «Достойно есть»: и пусть тогда их связывают и делают что хотят, но они из монастыря никуда не уйдут. Предвидя «этот маневр монахинь», они предложили епископу Иоасафу не участвовать 4 августа в храмовом празднике в честь святой Марии Магдалины, сославшись на «тяжелое состояние здоровья». Секретарь епархии должен был прибыть в монастырь к 7 часам утра с приказом не начинать литургию, после чего вместе с руководством женской обители прибыть в 8 час. 30 мин. в райисполком. Монахини не согласились с таким распоряжением и группой до 20 человек поехали не в райисполком, а к правящему архиерею. Областные руководители успели переговорить с епископом Иоасафом, посоветовав ему объявить монахиням о полученной телеграмме от митрополита Иоанна (Соколова), в которой говорилось о распоряжении Патриарха Алексия о закрытии Тихвинского монастыря. Епископ Иоасаф не растерялся перед наступлением монахинь, твердо сказал им: «Такова воля Божия» — и благословил их на исполнение распоряжения Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/6177073

В списке монастырских обителей, подлежащих сокращению на территории УССР, фигурировал Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. По нему было следующее предложение: 42 монахини трудоустроить, остальных 39 переселить в Браиловский и Барский монастыри, частично в скит Почаевской лавры . Но республиканские Советы министров проигнорировали рекомендации Совета и установили собственные сроки закрытия монастырей. Поспешность при их ликвидации привела к конфликтам на местах. Так, Овручский женский монастырь в Житомирской области был закрыт в течение суток, просьбы о переводе в другие монастыри местными властями были проигнорированы, и 82 монахини разъехались в места избранного ими жительства. Утром следующего дня в помещениях бывшего монастыря была открыта Овручская межрайонная детская больница . Осложнения возникли при закрытии Речульского женского монастыря в Молдавской ССР и Кременецкого женского монастыря в Тернопольской области УССР . Монашеские обители закрывали с привлечением спецслужб под видом того, что православные монастыри, как следовало из документов КГБ УССР, стали «рассадниками религиозного фанатизма». В монастырях сотрудники КГБ усматривали «концентрацию церковно-кликушеского элемента и приверженцев ИПЦ », «распространение фанатизма через схимников, затворников и “сестер духовных”», центры по открытию нелегальных курсов для подготовки к поступлению в семинарии . О циничных действиях спецслужб по насаждению нестроений в монастырях и их ликвидации свидетельствуют сохранившиеся материалы «контрольно-наблюдательного дела» Житомирского УМГБ-УКГБ на Овручский женский монастырь. За обителью «наблюдал» Овручский райотдел МГБ, имея среди монахинь агентов и осведомителей для агентурной работы среди «монашествующего элемента». Были заведены дела-формуляры на священника монастырского храма Елиазара Юзепчука и настоятельницу монастыря игумению Лукию (Дмитренко). Ее чекисты пытались завербовать, используя «компрометирующие материалы» через агентов из числа сестер. Чекистов тревожил рост количества монахинь в Овручском монастыре, большинство которых пришли в течение пяти лет по благословению иеромонаха Псково-Печорского монастыря Саввы (Остапенко), схиигумена Кукши Одесского, иеромонаха Полихрония из Киево-Печерской лавры, иеромонаха Макария из Троице-Сергиевой лавры.

http://bogoslov.ru/article/6177073

В начале 1958 г. архимандрит Иоанн (Вендланд) был назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). С этого времени начинается период его служения на церковно-дипломатическом поприще. 28 декабря 1958 г. архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии с сохранением в прежней должности. 30 июня 1960 г. владыка был назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе, а 22 августа того же года возведен в сан архиепископа. С 1962 по 1967 гг. владыка Иоанн жил в Америке, будучи архиепископом Алеутским и Североамериканским (с местопребыванием в Нью-Йорке). С 22 февраля 1963 г. он стал экзархом Северной и Южной Америки. 3 августа 1963 г. владыка был возведен в сан митрополита. В 1967 г. владыка Иоанн был назначен митрополитом Ярославским и Ростовским. На этой кафедре он служил до 1984 г., после чего ушел на покой по собственному желанию. После этого владыка продолжал жить в Ярославле, где и скончался 25 марта 1989 г. Похоронен митрополит Иоанн в ограде Феодоровского собора в Ярославле. Все годы своего иерархического служения митрополит Иоанн занимался научными исследованиями в области богословия и церковной истории. Его перу принадлежат исследования «Библия и эволюция» 3 , «Время и его проблема в Библии : (Размышления православного архиерея)» 4 , а также исторические очерки о крымских святых 5 , о благоверном князе Федоре Черном и о митрополите Гурии (Егорове) 6 . Митрополит Иоанн также занимался переводами богословской и исторической литературы с европейских языков. Так, он перевел с английского языка книгу П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а с немецкого языка – книги известного церковного историка И. К. Смолича «Жизнь и учение старцев» 7 и «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В течение жизни он также регулярно публиковал свои статьи и проповеди в «Журнале Московской Патриархии» и журнале «Голос Православия» (орган Берлинской епархии Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Главный редактор духовного литературно-просветительского журнала «Восток Свыше» диакон Евгений Абдуллаев представил издание, которое выпускается на протяжении двух десятилетий и является главным печатным и миссионерским изданием  Ташкентской епархии . В журнале печатаются не только духовно-просветительские статьи, но и переводы, литературные произведения, стихи. Также в рамках встречи Д.В. Павлов, специалист научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал об организации презентационных мероприятий , посвященных книге о митрополите Гурии (Егорове) «До смерти я буду призывать вас к молитве». Эта книга посвящена жизненному пути приснопоминаемого архипастыря и представляет большой пласт исторических материалов и документальных свидетельств, посвященных жизни Церкви в Средней Азии, в Белоруссии, в Крыму в 30-60-е годы XX столетия. Просветительский проект объединяет научное издание, интернет-сайт, телеграм-канал и мобильную выставку, которая была представлена в ряде епархий России и государств СНГ. В ходе встречи была представлена деятельность санкт-петербургского издательства «Общество памяти игумении Таисии», выпускающего такие книги, как «Библейская история», жития преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского с акафистом в переводе более чем на 15 языков, в том числе языки стран СНГ. На мероприятии директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников представил уникальный издательский проект в восьми томах «Россия: визуальный код», в рамках которого в формате иллюстрированных альбомов показаны образы природы, культуры и искусства России. В завершение встречи митрополит Климент отметил наградами Издательского Совета ряд издателей, наиболее потрудившихся в развитии православного книгоиздания и развитии книжной культуры в обществе: медали первопечатника Ивана Федорова II степени были удостены руководитель издательства «Скрижаль» М.Е. Копелевич и директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников; сотрудник Издательства Сретенского монастыря С.А. Кузнецова была награждена медалью прп. Епифания Премудрого III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/6035860.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010