Райские гурии оказывали необычайно стимулирующее воздействие на мусульманских воинов. Их командиры обычно кричали перед боем: «Гурии ждут тебя!» И, воины ислама, жаждущие умереть, бросались в бой, полные решимости немедленно попасть в рай. Предвкушение грядущих наслаждений толкало их на чудеса доблести. Но давайте не будем насмехаться над тем, что западным людям кажется странным. Ведь, это помогло им завоевать половину известного мира менее чем за сто лет. Возможно, причину победу надо искать, как советуют французы, в cherchez la femme 45 . Или, правильнее, в cherchez les femmes 46 , хотя в данном случае были гурии, а не «femmes»…. 10 Аль-Бухари 3894. Сообщается, что Аиша сказала: «Мой брачный договор с Пророком был заключен, когда мне исполнилось шесть лет. Потом мы приехали в Медину и остановились (в квартале) бану аль-харис бин хазрадж. После этого я заболела, и у меня выпали волосы, а потом они снова отросли. (Однажды, когда) я качалась на качелях вместе с моими подругами, моя мать Умм Руман пришла ко мне и громко позвала меня, а я подошла к ней, не зная, чего она хотела. Она взяла меня за руку и привела к дверям дома. Я тяжело дышала, а когда мое дыхание стало успокаиваться, она взяла немного воды и протерла мне лицо и голову, после чего ввела меня в дом. В этом доме находились женщины из числа ансаров, которые стали говорить: «(Желаем тебе) блага, благословения (Аллаха) и удачи!» И (моя мать) передала меня (этим женщинам), которые приготовили меня (к свадьбе), а утром пришел Посланник Аллаха и (моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет». 11 Бану Надир – о‏дно из трех крупных иудейских племен, живших в северной Аравии до VII века в оазисе Медины. Заключив союз с кочевниками, они не признавали Мухаммеда лидером Медины и в результате были высланы из Медины. 12 Бану Кайнука – одно из иудейских племен, наряду с Бану Надир и Бану Курайза, переселившихся в Ясриб (Медину) задолго до появления ислама. 13 Насируддин Абу Саид Абдуллах ибн Умар аль-Байдави (ум. в 1286) – выдающийся мусульманский богослов, историк и муфассир, который известен своим тафсиром (комментариями) к корану, его тафсир известен как «Тафсир аль-Байдави»

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дело по восстановлению, почти утратившего свой первоначальный характер, древнего церковно-грузинского пения и переложению на ноты всего круга церковных песнопений грузинского напева, возбужденного еще в 1862 г., с целью привлечь народ к посещению храмов Божиих хорошим пением, до отчетного года шло довольно вяло и малоуспешно. К восстановлению пения предпринялись разные меры. Кроме обучения воспитанников семинарии с голоса, тем же способом обучались и псаломщики соборов – Бодбийского св. Нины и Тифлисских: кафедрального и Анчисхатского, под руководством знатоков пения. При семинарии это обучение продолжается и доселе: – хор из воспитанников поет по-грузински на левом клиросе во время богослужения. В поименованных же соборах, хотя и поют по-грузински, но специальное обучению оному пению продолжавшееся не долго, прекратилось, отчасти по недостатку средств на содержание учителей, а отчасти по недостатку знатоков пения, которых приходилось вызывать в Карталинию из Гурии, где по признанию многих, оно сохранилось в большей чистоте и правильности. Учреждались по этому делу особые комитеты, под председательством разных лиц: но они не вырабатывали по пению ничего основательно и окончательно, а лишь собрали необходимую сумму на уплату жалования вызванным из Гурии преподавателям пения и подыскивали композиторов для переложения на ноты. Композиторы не замедлили предложить свои услуги. Ими были представлены некоторые переложения, но оказались неудачными и не выдержали критики по законам музыки. Удачнее было переложение грузинского пения на ноты неким Коридзе; но он потребовал за свой труд несообразное вознаграждение, – на которое однако ж, комитет согласился, – что я решительно отказал в утверждении представленного мне комитетом проекта контракта с Коридзе; именно, комитет предлагал предоставить Коридзе предложение всего круга церковных песней на ноты, с платой по 5000 рублей в год, не определив ни того, сколько он должен переложить церковных песней в год, ни того, когда он должен окончить свой труд, так что Коридзе мог, получая по 5000 рублей в год, тянуть дело 20 и более лет и ничего по делу пения не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Для выяснения нужд и заявлений крестьян-гурийцев в феврале прошлого года был послан в Гурию г. Крым-Гирей, впоследствии помощник наместника, родом татарин, англиканского вероисповедания, человек весьма либеральный и еще ранее заявивший себя сторонником племенных тенденций. Он объехал все гурийские сельские общества, беседовал с представителями народа, причем удалялись обычно все чины полиции и допускались только корреспонденты русских и грузинских местных газет, которые подробно и дословно сообщали и печатали все, что заявлялось народными представителями Гурии комиссару русской правительственной власти. В этих беседах гурийцы буквально ни полслова не сказали о подавлении их родного языка в богослужении, об игнорировании религиозных интересов. Это объясняется тем, что народ искал удовлетворение только экономических нужд, действительно тяжких, подчас невыносимых, но был чужд политиканства. Наряду с этой чисто-экономической революцией и в зависимости от нее неожиданно совершилась такая же экономическая революция и по отношению к Церкви вообще, без всякой мысли о Церкви грузинской или русской. В Гурии, Мингрелии, Имеретии и частью в Грузии открыто и резко пошел народ против своих пастырей и даже, казалось, против самой религии. Разрушены и сожжены были церкви в некоторых местах; во время богослужения производились бесчинства; священников убивали, изгоняли из селений, некоторых подвергали оскорблениям и издевательствам – сбривали им бороды и волосы; всюду крестьяне решили захватить церковные земли, всюду отказали духовенству в уплате драмы (руги) и взносов за исполнение треб. Эти события разыгрались в декабре 1904 года и, особенно в первой половине 1905 года. Власть русская оказалась не на высоте. Наместник, как сказано выше, сидел в Петрограде; системы в действиях местных властей не было никакой; генерал Малама бросался из стороны в сторону, телеграммы же наместника из столицы приносили обещания только одних льгот, в смысле национальных интересов кавказских племен, но ни звука не говорили об удовлетворении нужд экономических. Революция продолжала расти и шириться, как мы видим и доныне. Под влиянием упадка престижа России, под влиянием сознания видимой слабости русской власти на Кавказе и, наконец, говорим прямо, под влиянием обещаний наместника возникли и резко обнаружились националистические стремления, главным образом, в среде армян и грузин. Сразу заговорили об автономии Грузии, но начавшаяся армяно-татарская резня и слишком заметный междуплеменной характер Закавказья направили мысль в сторону автокефальности грузинской Церкви. Началось с Имеретии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

(8) Чюдо преподобнаго о [человеке, именем] Автономе. Муж некто, именем Автоном, града Переславля посацкой человек, ремеством гладилщик, глух бяше, и во главе его шум велии и ломота зла. И в сеи болезни годищное время препроводив, люто стражда. Велику же веру имяше к преподобному и часто моляшеся ему, яко да получит от него целбу. Прилучивишся ему болезни в четверток же седмыя недели по насце, в он же обычаи имяху страных л.98. гребати, по преданию преподобнаго. В тои же день прииде и сеи Автоном во обител святаго и ко гробу припад[е], со слезами прошения прося. И доволно помолився, умилно в горести сердца моляшеся: «помилуй мя, реч, святче Божии и угодниче Христов, избави мя от настоящия сея болезни». И в тои час, яко забывся, слышит гром велик, и от страха содрогнувся, прииде в себе и не позна отнуд болезни в себе. Егда ж изыдоша по обычаю со кресты на скуделницу, с ними же и сеи Автоном здрав хождаше. И егда погребоша убогих, сам поведа бывшая архимандриту и братии. Слышавше ж прославиша Бога и угодника Его преподобнаго Даниила. Автоном же отиде в дом свои радуяся. (9) Чюдо преподобнаго о старце Гурии. Тоя ж обители старец Гурии, имея у себе скорбь велику зело, затворишабося оба прохода у него. об. Скорбь же и тоска велия ему бысть от тоя нестерпимыя болезни. И некогда в нощи от великия туги едва возмог с нуждею ис келии изыти, и приползе ко гробу преподобнаго Даниила, плачуще, глаголаше: «о, угодниче Христов! виждь злолютнум мою скорбь, яко помале жизнь моя скончавается. Почто не помилуеши, почто не свободиши от болезни сея, почто вскоре суду Божию предати мя хощеши, почто презираеши жителя обители своея, вси бо есми твоего духовнаго млека воспитение (sic)! Молютися, угодниче Христов, избави мя от болезни сея!» И абие в тои час разуме себе некако здрава суща молитвами преподобнаго. Отидох в келию свою, радуяся, хвалу воздая в Троице славимому Богу. Во утрии же день поведа сие архимандриту и братии. (10) Ч[юдо преподобнаго о жене Фекле ] 1762 . Горицкаго монастыря слуги Петра Флорова л.99. на, именем Фекла, имея болезнь велику зело и нимало можаше из дому своего изыти, но на одре слежаше [лежаше] дотолика, яко пребыти еи в таковеи болезни годищное время и кол. И нимало облегчения приемляше, но паче день от дне в горшее прихождаше 1763 . Много ж и врачем имения отдавши [раздавше] и ни малы ползы обретши. В себе же пришед и чудная дела преподобнаго помянув, умилно плакаше, рекуще: «колики сеи преподобныи дарует цельбы с верою притекающим ко святеи раце его!» Начат же и о своих согрешениих покаяние приносити, и преподобнаго на помощь призываше; и сущих в дому своем моляше, да везут ю ко гробу преподобнаго. Егда же приведоша ю, и по обычаю молебная совершившим, и от кдадазя воды даша болящеи пити, и лице и очи умыв, и абие в тои час здрава бысть от болезни молитвами об.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1874 г. по предложению Б. было создано Об-во любителей кавказской археологии (впосл. Об-во истории и археологии Кавказа). В «Известиях» об-ва были опубликованы неск. монографий Б. (1877. Вып. 1; 1882. Т. 1. Вып. 1; 1884. Т. 1. Вып. 2). По инициативе Б. и группы груз. ученых 3 сент. 1881 г. С.-Петербургская АН провела V Археологический съезд в Тбилиси, что привлекло к проблеме груз. культуры пристальное внимание рус. и зарубежных ученых. Б. выступил на съезде с докладом «Грузинская палеография» (опубл. в «Протоколах подготовительного Комитета V Археологического съезда в Тифлисе» за 1882 г. ( С. 215-220; 420-426) и в «Трудах V Археологического съезда в Тифлисе в 1881 г.» (М., 1887. С. 328-331). Большую часть времени Б. уделял полевым работам и экспедициям в различные регионы Грузии. Особое значение для ученого имело его сотрудничество с М. Броссе , высоко оценившим первые работы Б. и считавшим его достойным продолжателем своих исследований. Еще в 1866 г. в письме к Броссе Б. предлагал план археологических экспедиций по регионам Грузии и просил поддержки у С.-Петербургской АН. Через 7 лет идея была поддержана, и в 1873 г. экспедиция направилась на юго-запад Грузии. Несмотря на ограниченные средства и начинавшуюся русско-тур. войну, Б. за месяц составил научное описание памятников Аджарии и Гурии, многие из к-рых сохранились только на страницах его труда «Археологическое путешествие по Гурии и Ачаре» (СПб., 1878). В книге собраны материалы по древней истории этого региона, чанскому диалекту, местному фольклору, произведена идентификация упомянутых в груз. источниках мон-рей, храмов и топонимов Чорохского бассейна, содержатся копии эпиграфических надписей, датированный список икон, анализ сборника важных исторических документов «Гурийские акты», найденного Б. в частных собраниях. Среди многочисленных трудов Б. энциклопедическим характером выделяется кн. «Кавказ в древних памятниках христианства» (Записки об-ва любителей Кавказской археологии. Тифлис, 1875. Кн. 1) - научное описание основных памятников христ. зодчества Грузии и Армении, в т. ч. находящихся в наст. время на территории совр. Турции. В 1889 г. Б. сопровождал в зап. Грузию проф. Н. П. Кондакова , и эта поездка легла в основу их совместной работы «Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии» (СПб., 1890).

http://pravenc.ru/text/77398.html

Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 366–368. 36. Рапорт Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Евгения (Баженова) Св. Синоду Тифлис 21 мая 1836 г. Копия Святейший Правительствующий Синод указом от 23 июля прошедшего 1835 г. за 8572 предписал мне доставить Святейшему Синоду сведения: 1) сколько, где и какого наименования находится в Грузии церквей, подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, и 2) сколько при каждой из сих церквей имеется духовенства и прихожан, и нет ли в числе последних таких лиц, которые не принадлежат к имениям тех церквей, и ежели есть, то кто именно. Во исполнение чего, по неимению в делах экзаршеской канцелярии достоверных и определительных сведений о числе церквей и духовенства при них в Закавказском крае, принадлежащих Иерусалимскому Патриаршему Престолу, требовал я таковых сведений от имеющего пребывание в Тифлисе греческого архимандрита Фаддея для доставления оных Святейшему Синоду. Архимандрит Фаддей, при рапорте от 23 сентября того же 1835 года, представя ко мне сведения о греческих церквах и священно- и церковнослужителях при них, состоящих по одной только Грузии и подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, донес, что о церквах, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих также Иерусалимскому Патриаршему Престолу, он не имеет никакого сведения, ибо оными управляет там другой греческий архимандрит, Митрофаний, от которого и должно требовать нужные по сему предмету сведения. Вследствие чего относился я к означенному греческому архимандриту Митрофанию, проживающему в Кутаисском округе, о доставлении мне обстоятельных сведений о греческих церквах и священно- и церковнослужителях, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих Греческой Церкви. По неполучении же на сие долгое время от архимандрита Митрофания никакого отзыва, неоднократно повторял я ему означенное отношение свое по сему предмету, а именно: 2 ноября за 1946 и 14 декабря 1835 г. за 2252, и от 14 марта за 663 и 25 апреля текущего года за 992 – с тем, чтобы он немедленно доставил мне требуемые от него по сему предмету сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Преподобномученик Лев (Егоров): Я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду… Отец Лев Егоров был одним из лучших представителей петербургского ученого монашества. Это о нем и его брате-священнике, иеромонахе Гурии, согласно преданию, сказал митрополит Антоний (Храповицкий): Вся Россия знает братьев Егоровых! 20 сентября, 2012 Отец Лев Егоров был одним из лучших представителей петербургского ученого монашества. Это о нем и его брате-священнике, иеромонахе Гурии, согласно преданию, сказал митрополит Антоний (Храповицкий): Вся Россия знает братьев Егоровых! Преподобномученик Лев (Егоров) — один из многих священников, расстрелянных за веру во Христа в советские годы. «Разлагательски действовали на массы» Архимандрит Лев (Егоров). Фото: feosobor.ru 7 сентября 1937 года в отдел охраны Ахпунского отделения Сиблага от начальника 6-ой колонны поступила резко негативная характеристика на заключенного Егорова: «Поведение в быту плохое. Отношение к труду скверное. Был тесно связан с заключенным Грабовским, с каковым вместе читал газеты и, извращая написанное превращали в к-р агитацию, чем самым разлагательски действовали на массы» (орфография автора сохранена). Документ этот и по сей день находится в Архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области. Именно он лег в основу следствия над «членом контрреволюционной фашистской группы» Егоровым Леонидом Михайловичем. Заключенный Егоров находился в Сиблаге с 1932 года. Ранее он был осужден на 10 лет лагерей, также за антисоветскую агитацию.Процесс возглавил уполномоченный отдела охраны лагеря М. Дрибинский. Следствие было коротким. 7 сентября Дрибинский составил обвинительное заключение, в котором говорилось, что Егоров «систематически, совместно с з/к Грабовским проводил среди заключенных активную к/р агитацию пораженческого характера». 13 сентября обвинительное заключение утвердил начальник отдела охраны лагеря лейтенант госбезопасности Писклин, и в тот же день Тройка Управления НКВД Западно-Сибирского края приговорила заключенного Егорова к высшей мере наказания. Он был расстрелян 20 сентября 1937 года. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют.

http://pravmir.ru/prepodnobnomuchenik-le...

Подобным образом и о святом Гурии Спаситель говорит: «Незлобив и прав, непорочен и нескверен был угодник Мой Гурий, а потому он Мой возлюбленный друг, прилепляющийся ко Мне». Мы же, грешные, восприняв отсюда дерзновение, скажем Христу Господу: о Владыко Человеколюбче! Если Ты любишь незлобивых, то почему попускаешь тяжкие обиды и оскорбления их в мире сем? Если любишь непорочных, почему умножаешь раны неповинных в этой жизни? Прежде чем получить ответ на наш дерзновенный вопрос, встанем мысленно около мрачного узилища неповинного юноши, святого Гурия, и посмотрим внутренними очами на обиду, наносимую незлобивому, и на наказание, совершаемое над неповинным, не сделавшим никакого греха. Мы видим темничную тесноту святого Гурия, мрак темничный, голод нестерпимый, ибо ему туда подавалась не человеческая, а скотская пища: бросали один сноп овса на три дня и немного воды. Что же скажем мы о прочих его терпениях напастей в темнице, где была не только скудость во всем необходимом, но не было даже свободного воздуха для дыхания, так как он был заключен в глубоком подземном рву и был как бы заживо погребенным. Такие его страдания продолжались около двух лет, и когда мы рассматриваем их, можем только удивляться чудному промышлению Божию о святом Гурии – так и о подобных ему других святых, – которое попускает столь лютые обиды, напасти, скорби, и долгие страдания в настоящей временной жизни тех, которые постоянно сохраняют себя от всякого греха и стараются во всем угодить своему Творцу. Однако Соломон советует не удивляться этому, говоря в Притчах: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч. 3:12 ). Но если нет вины, за что наказывать его? Если нет греха, достойного жестокого наказания, какому наказанию подлежит незлобивый, непорочный? Однако наказывает его Господь, наказывает потому, что любит его; любит же за незлобие, за неповинность, как говорит и Давид: «Меня же за незлобие принял», то есть возлюбил. Вот ответ на вопрос, почему Господь попускает многоразличные напасти избранным Своим угодникам в мире сем! Потому, что Он любит их, любит же потому, что они подобны Ему в терпении и страдании, в неповинности и незлобии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(Ст. 30–35). Анг. Ком. Библия понимает таким образом стихи 30–35, что Веселиилу поручены были исключительно все работы, совокупно называемыя в стихе 35 работами резчика; работы же искусного ткача и вышивателя были под особым наблюдением Аголиава. К работам резчика причисляют все металлические работы, поименованные в стихах 32, 33 и в стихах 4 и 5, главы XXXI. «Работать из золота, серебра и меди. Резать камни для вставливания, резать дерево. Заметим, что слова в скобках стиха 4-го главы XXXI, не находятся в Еврейских рукописях и переводах с Еврейского, а в стихе 32, настоящей главы вместо слов »искусныя ткани« в переводах Лютера, О. Герлаха, узаконенном Английской Библии и Остервальда, стоят слова «искусныя работы» или изобретения («Tout се qui se peut inventer» «Ostervald Kunstlich zu sinnen». O. Gerlach. «Curious works» Authorised Version). Аголиаву принадлежала вся часть «искуснаго ткача и вышивателя». А. К. Библия делят таким образом ремесла, бывшие под наблюдением Аголиава: а) Под именем дела искусного ткача, разумеют работу с вытканными изображениями, в роде ковровой работы. Этой работой были сделаны завеса Святая Святых, Ефод, первые покрывала Скинии (XXVI, 1–31, XXVIII, 6, 15), она у нас названа искусная работа. б) Дело вышивателя, которое заключалось или в вышивании иглой по материи в нашем смысле, или же в нашивании на одну материю фигур, вырезанных из другой Это в нашем переводе названо: «узорчатая работа». Этой работой были сделаны завесы Скинии и двора, и пояс первосвященника (XXVI, 36, XX40;II, 16, XX40;III, 39). в) Наконец, работа ткача есть работа одноцветной ткани, употреблявшейся для верхней ризы (XXVIII 31) и хитонов (XXXIX, 27). Англ. Библия еще замечает, что все упомянутые ремесла названы в мужском роде и производились мужчинами, между тем как женщины (стих 25 наст. главы) пряли и, кажется, красили в разные цвета материалы для тканья. В том же стихе видно, что они приносили виссон (полотно), которое вероятно ткали они же. Подобная работа и очень изящная, известна ныне в Ахалцыском пашалыке на границах Гурии и в самой Гурии, в Нухе, в Персии и вероятно во многих восточных странах. В торговле она известна под именем Нухинской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

57 По местному праву в Грузии, Имеретии и Гурии, братья (и их потомки) выкупают указную часть у сестры порядком, означенным в приложении к примечанию к 1130 ст. Зак. Гр. 58 Наследственное родительское право встречается у народов лишь в позднейшие времена их истории. По замечанию Неволина (Истр. Гр. Зак. т. 3, стр. 353), у народов, ведущих простую жизнь, при крепости союза семейственного, дети обыкновенно живут не в разделе с родителями. Если в этом состоянии умерли дети, то обыкновенно у них не остается отдельного имущества; если же умерли в отделе от родителей, то уже этим отделом родители как бы отказываются от всякого участия в имении отделенных детей. 59 Для Грузии, Имеретии и Гурии оставлено в силе местное право выкупа вдовьей указной части наследниками. См. Зак. Гражд. 1148 1 и 1153 1 . 60 Ср. Ук. 1770 г. марта 15 13248), где сказано, что наследство вообще утверждается не по челобитьям или получениям дач наследниками, но причиной смерти, и цитаты под 1152 ст. Гражд. Зак., из коих видно, что выдел вдовьей части должен производиться не иначе как по челобитью. 61 Это правило 1170 ст. не распространяется на католическое духовенство; см. Ж. М. Ю. 1865 г., 12. 62 В ст. 1177 и 1180 означены еще два случая, которые относятся по существу не к выморочности, но скорее к конфискации. 63 Правила по сему предмету входили в состав Свода Законов в виде приложения к ст. 1097 т. IX, изд. 1857 г.; но в издание сего тома 1876 г. не внесены по всей вероятности по той причине, что они значительно изменены положением 1870 года о поземельном устройстве поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия: членов бывших ханских фамилий, беков, агаларов и меликов из армян. Тем не менее многие из этих правил и ныне составляют действующий закон, ничем не отмененный, а потому исключение их из Свода едва ли правильно. 64 По распоряжении министерства государственных имуществ собраны были и изданы в 1862 г. сведения о существующих у государственных крестьян обычаях наследования в 47 губерниях. В книге г. Ефименко «Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии» и в статье г. Чублинского «Очерк юридических обычаев в Малороссии» указаны обычаи, относящиеся к наследованию. Изданные в 6 томах «Труды Комиссии по преобразованию волостных судов» (спб. 1874 г.) содержат в себе множество указаний на наследственные обычаи у крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010