14 . Mateji М., Mateji P. Hilandar Slavic manuscripts; a checklist of the Slavic manuscripts from the Hilandar Monastery. Columbus, Ohio State University 1972. 145. 15 . Mateji P. Manuscript attribution through paper analysis: Hilandar Monastery in the fourteenth century (a case study). Diss.: Ohio State University, 1987. XV, 309. [Библ. 169–176]. Photocopy of typescript: Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International, 1988. 16 . Mateiji М., Bogdanovi D. Slavic codices of the Great Lavra Monastery: a description. Sofiä Centre international d’information sur les sources de l’histoire balkanique et mediterranéenne. 1989. XVI, 595. (Balkanica. 2. Inventaires et catalogues. 8). 17 . Mossin V. Akti iz svetogorskih arhiva (Srpska Kraljevska Akademija, Spomenik 91, 2 razred, 70). Belgrad 1939. Dölger F. VI. Mosin. Urkunden aus Archiven des Heiligen Berges (serbokroat)//BZ 1940. 40. 25–140. 18 . Mošin V. Dodatki k grkim listinam Hilandarja. Supplementa ad Acta Graeca Chilandarii//Sovru A. Ljubljana 1948. 90. [Akademija znanosti i umetnosti v Ljubljani. Razred za zgodovinske in zemljepisne vede, za filozofijo in filologijo.] [Вкл. 21 акт, не включ. в «Actes de Chilandar», изд. L. Petit 12 .3). Рез. словен., рус.]. 19 . Radojii, . Sp. Srpske archivske i rukopisne zbirke na Sv. Gori. (Izvestaj о njihovom proucavanju i snimanju u septembru i oktobru 1953 god)//Arhivist. Beograd. 1955. 5:2. 3–28. 20 . Rankovi Z. Исихазам (Бuблuorpaфuja)//Свети Григорий Палама у ucmopuju и 6 .603). 2003. 169–200. 21 . Ucmopuja српске православне цркве. 1. Београд 1992. 502, ил. 22 . Kali Jovanka. Srbi u poznom srednjem veku. Beograd 1994. 214, ill. (Посебна издала САНУ, Балканолошки институт. 56). 23 . Афанасий (Евтич) , еп. «Приступит человек, и сердце глубоко»//АО 2002. 2(32). 124–134. 24 . Житие преподобных и богоносных отцов наших Святых Симеона Мироточивого и Святителя Саввы I, сербских чудотворцев. Шамордино 1915. 25 . Казанский П. С. Жизнь св. Саввы, первого архиепископа Сербского. Сергиев Посад 1849. (Прибавл. к Твор. Св. Отцов).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В поздневизантийскую эпоху на очень высоком уровне идет развитие богословия ( Григорий Палама (ок. 1297 – 1359), Николай Кавасила (ок. 1320 – ок. 1390)). В конце XIII в. оживает исихазм. Основы этого учения были заложены еще ранее в монашеской среде, особенно Симеоном Новым Богословом . В условиях политической нестабильности Византийской империи в конце XIII – XIV вв. это учение было обстоятельно развито святителем Григорием Паламой , архиепископом Фессалоникийским. В идейно-богословские споры вокруг исихазма, нашедшего и немало противников, были вовлечены придворные круги и сам император. Инок св. Григорий Синаит довел до совершенства «метод дыхания», соединив с ним словесную формулу – Иисусову молитву. Незадолго до турецкого завоевания от Константинопольского Патриархата откололась одна из самых обширных его митрополий – Русская, иерархи которой, отказавшись принять Ферраро-Флорентийскую унию, в 1448 г. провозгласили автокефалию Русской Православной Церкви. 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления Положение православных в условиях османского владычества . В 1453 г. Византия пала под ударами оружия турок-османов во главе с султаном Мехмедом II. На развалинах Византии было основано новое государство – Османская империя. Константинопольский Патриархат, в течение многих веков пользовавшийся внешней свободой и независимостью и достигший высокой степени процветания в своей внутренней жизни, лишился своей самостоятельности, прежнего величия и славы и вступил в новый период своего развития. После завоевания часть греков была вынуждена эмигрировать, часть – осталась. С первых же дней Мехмед II занялся устройством своей новой империи. В основу государственного устройства был положен религиозный принцип: отныне ислам регулировал все нормы жизни и деятельность государственных институтов (управление, суд, войско, финансы). Во главе империи стоял султан, обладавший неограниченной властью. Полноправными подданными султана могли быть только мусульмане. Христиане (равно как и все остальные граждане, не исповедавшие ислам) должны были платить налоги в двух основных формах – джизию (поземельный налог) и харадж (подушная подать).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Палама Григорий Палама          Святитель Григорий Палама               Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием.       Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий Палама , едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия - покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

http://isihazm.ru/1/?id=572

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Сто пятьдесят глав… «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы». Одно из центральных произведений Паламы, стоящее в одном ряду с «Триадами», систематически излагающее мировоззрение святителя: триадология, различие и тождество сущности и энергии в Боге, сотериалогия, антропология и космология. СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА СТО ПЯТЬДЕСЯТ ГЛАВ Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.   Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   © А. И. Сидоров — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   Редакция просит молитв о попечителе проекта рабе Божием Игоре со чадами и домочадцами. Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра «Абхазский благовестник» при храме Преображения Господня г. Сухума.   Библиотека Свято–Ильинского Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы   Содержание Предисловие От переводчика 5 Часть первая Божественное Домостроительство творения и спасения 14 Часть вторая Опровержение учения Варлаама и Акиндина 122   Нумерация страниц (начало каждой страницы) приводится в фигурных скобках. Предисловие СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА И ЕГО «ГЛАВЫ» Поздневизантийский исихазм, в изучение которого русские православные богословы и ученые внесли, наверное, самый весомый и значительный вклад  , — явление весьма многоликое и неоднозначное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский От переводчика. Диалог " Феофан " датируется, скорее всего, первой половиной 1342 года. В это время святитель Григорий Палама, устав от политической междоусобицы, начавшейся после смерти императора Андроника III, удалился в монастырь поблизости от Константинополя. " Феофан " , полемическое по своему характеру сочинение, направлен против взглядов Варлаама Калабрийца, покинувшего к тому времени пределы Византийской империи, и его последователей, возглавляемых монахом Акиндином при покровительстве и поддержке патриарха Иоанна Калеки. Противники Паламы учили о непознаваемости Бога и тварности Его энергий, в том числе и Фаворского света, обвиняя Паламу в двоебожии. Учение Григория Паламы о нетварности Божественных энергий и о причастности Божеству через эти энергии наиболее полно изложенное в Триадах в защиту священно-безмолвствующих, основано на синтезе патристической мысли и мистического опыта Церкви. Святитель Григорий Палама, демонстрируя блестящее владение диалектическим и апофатическим методом, сводит воедино и систематизирует разрозненные высказывания Святых Отцов о Божественных энергиях, а также о познаваемости и причастности Божества. 1. Феофан: Исследовал ли ты, брат Феотим, прийдя в себя, высказанное недавно нами или, отбросив это как некую преизбыточную болтовню, недостойную изучения, допустил незаметно для самого себя, чтобы это [сказанное нами] понемногу совершенно ускользнуло из области размышлений твоей души? Феотим: Что это такое ты говоришь, благой Феофан? Неужели ты полагаешь, что я так легко выкинул из памяти эту беседу, благую для меня и порождающую вещи в высшей степени полезные, с помощью которой я освободился от столь великого заблуждения, которое породил пресловутый италиец Варлаам и по причине которого он погиб, оказавшись изгнанником; и уж не знаю, как Акиндин (Ακνδυνος " безопасный " - Пер.), это заблуждение усвоив, сделался несомненной опасностью для самого себя и особенно для убогих, ему доверившихся?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/720/...

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Томос 1347 г . Первые месяцы по окончании гражданской войны были для византийской Церкви довольно смутным временем. Когда Кантакузин вошел 8 февраля 1347 г. в императорский дворец, бывший патриарх Иоанн Калека все еще находился в нем, заключенный в своих комнатах императрицей Анной( 54 ). Он отказывался признать приговор, вынесенный в его отсутствие. Во дворце состоялся новый собор в присутствии императоров, многих сенаторов и монахов, но патриарх, который тоже был приглашен, отказался на него явиться. Против него был обнародован новый Томос, содержавший, как и Томос 1341 г., решения сразу двух соборов: одного, состоявшегося 2 февраля под председательством Анны, и другого – состоявшегося неизвестного числа того же месяца под совместным председательством Анны и Кантакузина( 55 ). Этот документ является подтверждением Томоса 1341 г. и подводит Калеку под осуждение, наложенное на Варлаама 56 . Акиндин тоже отлучается, «хотя относительно него и состоялся уже приговор собора.» Февральский Томос 1347 г. первоначально был подписан одиннадцатью епископами – теми, что находились в Константинополе в момент прихода Кантакузина( 57 ). Кантакузин опубликовал в марте prOstagma, подтверждающую решение собора. Через несколько недель прибыли епископы, участвовавшие в Адрианопольском соборе; во главе их стоял патриарх Иерусалимский Лазарь; состоялся новый собор на этот раз в храме св. Софии в присутствии, как и раньше, Анны, Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина ; двадцать епископов подписали подтверждение обоих Томосов – Томоса 1341 г. и Томоса 1347 г., и это подтверждение было присоединено к февральскому Томосу. Таким образом, в Константинополе в течение нескольких недель состоялось три собора, утвердивших учение св. Григория Паламы . Избрание Исидора патриархом. Перед Кантакузином стояла трудная задача – найти того, кто заменил бы Иоанна Калеку. В конце концов 17 мая 1347 г. патриархом был поставлен святитель Исидор Вухарис, бывший нареченный епископ Монемвасии; рукоположил его архиепископ Кизический Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава II. На святой Горе Свидетельство святых основано не на умозрительных заключениях, а на их личном опыте. Ум ( νος), свободный от порабощения рассудку ( τς λογικς), страстям и окружающему миру, просвещается Божественной благодатью и вводится в созерцание Бога. Люди, обладающие таким умом, прославляются Церковью как истинные богословы, потому что они говорят о Боге из опыта Божественного созерцания. К таким богословам принадлежит и святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. В его учении выражена сущность православного Предания, т.е. исихазм ( συχαστικς τρπος ζως). На самом деле, то, что мы называем исихазмом ( συχασμς), является основой всех Вселенских соборов, а также отличительной чертой великих отцов Церкви. Было бы неправильно рассматривать святых вне контекста православной исихии. Современное богословие находится в противоречивом состоянии. С одной стороны, много говорится о святых отцах, современные богословы делают попытки использовать отдельные черты святоотеческого учения для подкрепления собственных мыслей; а с другой стороны, отвергается путь ( τν τρπο), которым шли святые и достигали такого состояния, когда они могли свидетельствовать о Боге безошибочно и боговдохновенно. Поэтому мы должны обратить особое внимание на то, как святые говорили о Боге. Именно в этом и заключается цель настоящей главы. Мы рассмотрим жизнь святителя на Святой Горе. Мы увидим, что святой был не умозрительным ( στοχαστικς κα γκεφαλικς) философом, но великим отцом Церкви, стяжавшим опыт духовной жизни и достигшим святости, что, по его собственному свидетельству, равнозначно видению ( τ ν θεωρα) нетварного света. Мы будем подкреплять наше повествование цитатами из жития святого, составленного сподвижником святого Григория святителем Филофеем Коккином. Жизнь святого Григория до приезда на Афон По великому Божиему благословению святой Григорий жил по-афонски еще до приезда на Святую Гору и принятия там монашества. Уже с раннего детства он был подготовлен к афонской жизни, а на Святой Горе он лишь развил навыки, полученные в миру. Этому послужили три обстоятельства: 1) обстановка в Константинополе; 2) уклад жизни его родителей и 3) полученное воспитание. Давайте рассмотрим эти обстоятельства более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Митрополит Иларион: Всеправославный Собор должен стать фактором единства Церкви 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не допустим того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей Святой Православной Церкви 18 марта. ПРАВМИР. 16 марта 2014 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В предыдущее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, связанное с победой над иконоборцами, и задумывались о том, что значат для нашей Церкви икона и ее почитание. Во вторую же неделю Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, – человека, с именем которого связано еще одно торжество Православия в жизни Церкви. Оно произошло на Константинопольских Соборах середины XIV века, когда святитель Григорий Палама и его сподвижники выступили против ереси Варлаама Калабрийца, который утверждал, что Бога невозможно увидеть не только человеческими физическими очами, но и духовным взором через созерцание Фаворского света. А ведь опыт созерцания Бога в Божественном свете был известен афонским монахам на протяжении многих столетий, и именно его защищал святитель Григорий Палама на Константинопольских Соборах. Церковь придала этому опыту большую значимость, прославив святителя Григория и установив празднование его памяти во вторую неделю Великого поста вслед за Торжеством Православия. В прошлое воскресенье вместе со Святейшим Патриархом Кириллом я находился в древнем Константинополе, где мы участвовали в собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Оно было посвящено разным вопросам, в том числе предстоящему Всеправославному Собору, который намечен на 2016 год, если тому не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

О спасении города Лемноса от эпидемии Скачать epub pdf 1. По каким причинам мы рассказываем об этом чудесном избавлении? У нас было 2 причины, чтобы рассказать о спасении города Лемноса от смертельной инфекции, перед которой опустило руки медицинское сообщество того времени – врачи не могли найти способ для её излечения. Болезнь была настолько ужасной, что врачи боялись даже приблизиться к зараженному городу, поэтому его жители, страшившиеся нависшей над ними угрозы, в конце концов, обратились к временно пребывавшему на этом острове архиепископу Фессалоникийскому, св. Григорию Паламе , По молитвам святого, эпидемия чудесным образом прекратилась, и он спас не только город, но и весь остров от смертоносного воздействия этой инфекционной болезни. Первая причина объясняется близостью к нам праздника святителя Григория Паламы , который сейчас особенно актуален. Ведь совсем недавно, в прошлое воскресенье (Вторая неделя Великого поста), мы отмечали память этого великого или, правильнее сказать, величайшего святого и богослова Православной Церкви. В первый раз мы празднуем память святителя Григория Паламы 14 ноября, в день его блаженного успения (†1359). А второй праздник в его честь был введен Церковью, т. к. Она признает, что св. Григорий Палама своим исповедничеством и своим учением во второй раз защитил Православие от заблуждений и ереси. В первый же раз это произошло тогда, когда Православие было спасено от ужасной, многолетней ереси иконоборчества, которая пришла с Востока и пыталась внедрить в Церковь взгляды иудеев и мусульман, враждебно относившихся к святым иконам. Таким образом, удалось избежать опасности уклонения христианства в иудаизм, как это во многих аспектах произошло с мусульманством. Благодаря св. Григорию Паламе и решениям соборов, на которых было провозглашено его учение (1341, 1347, 1351), были разоблачены ереси западного монаха Варлаама Калабрийского, которые свойственны и папизму, например, учение о том, что благодать Божия якобы имеет сотворенный («тварный») характер, т. е. что не существует нетварной божественной благодати и энергии, которая воздействует на творения. Православная Церковь избежала опасности вестернизации, латинизации и сохранила Евангельское учение неповрежденным от восточного и западного влияния, Она шествовала «царским путем», не уклоняясь ни на Восток, ни на Запад. Св. Григорий Палама открыл для нас безграничный мир нетварной благодати Божией и Божественного просвещения, который остается закрытым для тех, кто не познал его на практике и движется только в ограниченном пространстве, насколько им позволяют посредственные возможности гуманистического рационализма и западного Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/o...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 29.03.2024 Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника : святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских. Также 31 марта мы чтим память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, преподобного Анина Халкидонского, мучеников Трофима и Евкарпия, священномученика Димитрия Розанова и преподобномученицы Наталии Баклановой. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 31 марта. Воскресенье, 31 марта 2024 года, святителя Григория Паламы Один из выдающихся богословов в истории Церкви святитель Григорий Палама  прославился как апологет православия, поборник практики непрестанной молитвы и автор учения о Фаворском свете . Его богословские изыскания могут показаться, на первый взгляд, отвлеченными, не имеющими отношения к нам и нашей жизни, но это не так. Святой Григорий Палама учит, что образ Божий в нас — луч славы Божией, тот самый свет, который увидели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господа Иисуса Христа. Развивая свою мысль, святитель Григорий  наиболее полно выразил церковное понимание цели христианской жизни, которая состоит в обóжении человека. Он утверждал, что люди способны еще во время земной жизни увидеть творческие энергии Божества , благодаря которым существуют. И христиане призваны приобщиться к этой тайне. Подробнее об учении святителя Григория Паламы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения

http://foma.ru/nedelja-2-ja-velikogo-pos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010