Церковь учит, что искажение христианских догматов, т.е. повреждение в высшей духовной сфере, обязательно приводит к искажению всего духовно-нравственного строя жизни людей. Несомненна связь «филиокве» с введением других ложных догматов в Римской церкви, а также с принципами папизма, утверждающими, что Римский папа не только преемник апостола Петра, но еще и наместник Иисуса Христа! «Филиокве» привело у латинян к искажению литургического служения, в котором отсутствует призывание Святого Духа. Как сказал наш выдающийся богослов Владимир Лосский: «Запад уже утратил истинное понятие о Лице Святого Духа, отодвинув Его на второй план, сделав из Него своего рода помощника, или «викария», Сына». Принижая Святой Дух, латинское богословие пришло к отрицанию православного учения о Божественной благодати, которое сформулировал святитель Григорий Палама. Об этом приходится говорить потому, что среди значительной части православных распространено мнение, согласно которому не следует считать учение о «филиокве» чем-то серьезным и опасным, мешающим нашему объединению с католиками. Кто-то еще может быть скажет: «Зачем нам ваши догматические головоломки?». Нет, дорогие братья и сестры, православный человек, особенно сегодня, обязан понимать и знать основные догматические истины, иначе он будет обманут врагом рода человеческого и впадет в ересь. Недаром архиепископ Иннокентий Херсонский говорил: «Почитать и проповедовать Пресвятую Троицу - это наша непреложная обязанность, потому что это основание нашей веры, предмет нашей любви и залог нашего упования. Се есть живот вечный». Мы должны осознавать, что нет ничего страшнее для спасения души, чем ложь о Духе Святом. Будем твердо помнить, что хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в вечной. В последнее время во всем мире появляется все больше людей, решающихся на кощунственные действия по отношению к христианским святыням. Нечистый дух восстает на Святого Духа. Именно это мы видели недавно, когда группа молодых кощунниц пыталась осквернить Храм Христа Спасителя. Слава Богу, у нашей Церкви и народа православного нашлись силы, чтобы дать отпор злому духу. Но настоящая духовная брань еще только начинается, и нам, православным, потребуется очень много духовных сил, терпения, выдержки и мужества, которые стяжаются только через подвиг личного благочестия. Никакая идеология, никакая правильная политическая позиция, сами по себе, не могут заменить личного благочестия, то есть последовательной жизни по Христовым заповедям.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/04/hu...

Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном, святитель Григорий говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех. Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели. Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов. Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной. Всему этому учит нас святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чью память мы сегодня празднуем. В далеком XIV веке святитель своим пронзительным богодухновенным богословием помог византийцам избавиться от многих заблуждений. Дай Бог, чтобы и нам его слова помогли открыть тайну человеческого благополучия и счастья, тождественную тому, что мы называем спасением нашей души. Да поможет нам Господь. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4831997.ht...

Вторая междоусобная война (1341-1354) приводит в особенности к исключительным и разрушительным последствиям, отразившимся на будущем империи. Она началась как политическое столкновение, которое затем приобрело ярко выраженную социальную окраску, включая в себя и спор между исихастами и антииси-хастами. В Фессалониках душой революционного движения были зилоты. Нам мало что известно о социальном составе, жизни и идеологии зилотов. Несомненно, однако, что как только они пришли к власти, то стали враждебно относиться к аристократам и к Церкви. Некоторые сведения об умонастроениях эпохи можно почерпнуть из «Диалога богатых и бедных» Алексея Макремболитиса   В частности, «Диалог» описывает вражду, причиной которой, с одной стороны, стало сосредоточение богатства у малого числа лиц, а с другой стороны, возрастающее социальное различие между богатыми — землевладельцами и купцами и бедными — работниками, земледельцами4. Святой Григорий Палама избирается архиепископом Фессалоникийским в самой середине кризиса (1347), в то время, когда власть над городом принадлежала зилотам. Последние, будучи отрицательно настроенными к Церкви, препятствовали осуществлению интронизации архиепископа, которая откладывалась в течение трех лет. Она произошла только в конце 1350 г., однако из-за новых неурядиц св. Григорий вынужден был покинуть свое место, так что окончательная интронизация произошла только в конце 1351 г. Занятость Паламы умной молитвой и созерцанием Божественного света, то есть исихазмом, не воспрепятствовала ему заниматься социальными проблемами, как то диктовали обстоятельства. Как иерарх, он на время отложил свои труды с тем, чтобы посвятить себя проблемам, мучившим его пасомых. Наш вопрос состоит в том, каким образом святитель решал социальные проблемы своего времени и каково было его социальное учение. К какой именно и какого рода социальной критике прибегал тот, кто считается по преимуществу монахом, пустынником, исихастом, богозрителем5? Каково отношение исихастского предания, которое, очевидно, обращает приоритетное свое внимание на «небеса», к социальным проблемам времени? Отвечая на поставленный вопрос, мы остановимся на трех важнейших социальных проблемах, таких как мир, социальная справедливость и культурное различие. В качестве исследовательского метода мы будем использовать простой разбор смысла того, о чем говорил Палама, а также аргументацию, к которой он прибегал для того, чтобы лучше донести свою точку зрения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2945

Прежде всего в этих документах поражает относительно благоприятная картина жизни христиан под турецким игом, рисуемая учителем безмолвия, и его довольно благосклонное отношение к туркам. Оно контрастирует с отношением к туркам многих его современников; Матфей Ефесский, читая молитву настолования, жалуется на «варварскую» оккупацию и желает возврата Ромейской Империи, а Никифор Григора, рассказывая о плене св. Григория Паламы , явно преувеличивает оскорбления, которым тот подвергался, истолковывая их как наказание Божие учителю безмолвия, поддерживавшему протурецкую политику Кантакузина. На самом деле и св. Григорий считает захватчиков «самыми варварскими из варваров», но воспринимает свое пленение как промыслительное, ибо оно позволяет ему явить им Евангелие. Это миссионерское попечение видно и в двух рассказах, сообщаемых св. Филофеем о плене архиепископа. Св. Григорий нигде не упоминает о возможности для Византии отвоевать Малую Азию; напротив, он считает нормальной победу ислама : «Этот безбожный народ хвалится, будто бы добился победы над ромеями благодаря своей любви к Богу, не ведая, что мир сей во грехе лежит и что злодеи владеют большей его частью… вот почему вплоть до эпохи Константина… идолопоклонникам почти все время принадлежала власть над миром.» В отличие от гуманистов, которые нередко готовы были пожертвовать всем, даже православной верой, ради спасения Империи, архиепископ Фессалоники, не желая, разумеется, победы варварам, вовсе не считает, что она поставит окончательную точку в истории христианства; он описывает жизнь христиан под игом турок и обнаруживает новые их обязанности, поощряемые большой веротерпимостью завоевателей. Впрочем, подобную позицию занимал не один св. Григорий Палама , кажется, она была очень распространена среди исихастов XIV в. Патриарх Филофей рассказывает, например, что св. Савва из Ватопеда во время своего путешествия в Сирию и Палестину пользовался почтением мусульман и имел дружеские встречи с одним из их предводителей. Терпимость ислама к православным христианам резко контрастирует в глазах святителя Филофея с преследованиями, которым они подвергаются на Кипре со стороны латинян. Такое отношение к исламу среди византийских монахов вызывало возмущение их противников: «Вы вызываете вторжение измаилитов, – пишет Акиндин, – и со всем жаром прославляете жизнь персов (обычный византийский термин для обозначения турок. – Прим. автора.), лишь бы никто с вами не спорил и не выступал в защиту истинного благочестия.» Можно понять неисчислимые последствия этих идей, которые будут пользоваться все большим доверием в византийском обществе 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Свет мира, Иисус Христос, становится знаемым и близким, таким же, как и природный свет. Но одновременно по Своей сути Он остается неприступным и непостижимым. Бог называется светом по Своим энергиям, которые воспринимаются людьми и причастниками которых можно стать. В то же время существо Бога – неведомо и причастником его для людей стать невозможно (святитель Григорий Палама). Свет Слова – это Божественный дар, который дается при рождении каждому человеку. Святитель Кирилл Александрийский уточняет, что «Слово Божие освещает… вкладывает семя премудрости, то есть богопознания, в каждого человека, появляющегося на свет, и вживляет в него корень разумения». Мы дерзнули бы сформулировать этот так, что в сознании каждого человека присутствует фотон от света Христова, пусть он и помрачен неведением и безразличием. Все благородное и истинное в мыслях, поведении, религиозной жизни людей являет собой отблеск света Сына и Слова Божия. Конечно, было много случаев, когда евангельскому свету мешали освещать мир плотные облака самодовольства, неверия, ненависти и темные ночи беззаконных интересов. Но даже и в эти облачные и темные времена свет различным образом таинственно проникал через атмосферу. Многообразие тех способов, которыми проникает естественный свет, предлагаемых современной наукой, помогает нам осознать, как в историческом развитии, да и в нашей собственной жизни при ее многочисленных искушениях и страшных безвыходных ситуациях, таинственно проникает свет Христов. Будучи Сам Светом истинным, Христос призвал Своих учеников стать светом для мира: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Он связывает сияние света не с экстатическими состояниями, как у неоплатоников или индуистов, но с добрыми делами. Непрестанно поглощая и распространяя свет Христов, каждый верующий призывается к тому, чтобы выражать свою веру служением всем без исключения. Почти все человеческие начинания и структуры, когда-либо имевшие место и преследовавшие цель облегчить боль, утешить сироту, нищего, престарелого, чужеземца, одинокого, исходят от людей, прямо или косвенно просвещенных светом Христовым. И мы призваны продолжить эту традицию с помощью творческих идей, благородных инициатив и разнообразных видов деятельности.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

И последнее: «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания». Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, V, 2. Насколько религия может занимать определенную позицию в политике и выбирать, на чьей она стороне? Церковь находится в обществе и Господь наделил ее пророческой функцией, а именно, провозглашать волю Божию и давать нравственную оценку тем или иным явлениям нашего мира. Что касается военных конфликтов, то здесь все должно определяться на основании объективных критериев нравственности (в данном случае, критериев справедливой войны ), а не политических интересов той или иной стороны. Никакая сфера жизни не исключена из под действия закона Божия, включая политику, поэтому Церковь может и должна давать нравственную оценку, но при этом не заниматься политической агитацией. Церковь находится в мире, и проповедь Евангелия требует воздействия и на социум, и на людей. Во все времена иерархи Церкви соприкасались с политикой, в том числе такие святители и богословы как Афанасий Великий , Амвросий Медиоланский , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , и мгогие другие. Но истинная задача такого участия иерархов — это проповедь Христа и Его наставлений в рамках учения Церкви. И если какой свящннник говорит о политике, но про учение Апостолов и Церкви умалчивает, то следует призадуматься о том, кто на амвоне глаголет. Когда с амвона говорят о гонениях, но не раскрывают причин, увязанных на грехи людей, то насколько проповедуемое принадлежат учению Христа? Сам Господь остро отвечал на такие вызовы, вспоминая, например, погибших под Силоамской башней Лк. 13:1–5 Ваш архиепископ, владыка Лев, говорил таким образом? Я думаю, что Церковь должна заботиться о спасении своих членов, в том числе поддерживать свое государство, которое в ответ дает Церкви существовать и нести свою спасительную миссию. Если же отдельные члены Церкви занимают ярко выраженную политическую позицию по другим мотивам (как в Вашем примере), то это, в самом деле, совершенно неуместно.

http://azbyka.ru/vopros/naskolko-cerkov-...

После падения коммунистического ига в России стала возможна публикация трудов архиепископа Василия. Стараниями его племянника Никиты Кривошеина работы, написанные в разные годы на самые разные темы, были собраны воедино и изданы. И только тогда стало возможно понять, сколь многогранно творческое наследие этого иерарха: это и патрологические исследования, во многих областях которых Владыка был пионером, и выступления на межправославных и межхристианских конференциях, где голос видного богослова звучал от лица всей Русской Православной Церкви, и воспоминания о гражданской войне и Белом движении, а также рассказы о гонимой Русской Церкви и о видных ее архиереях того времени. Он всегда говорил и писал то, что думал, невзирая на обстоятельства и персоналии. За последовательную и непоколебимую верность Московскому Патриархату его называли «красным антисоветчиком». Голос этого иерарха был очень важен для Русской Православной Церкви в тот момент, когда она сама была вынуждена молчать и не могла свидетельствовать о своих оковах. Он всегда и везде защищал свою Церковь-Мать, которую безгранично любил, которую считал не вправе себя судить и которой остался верен до конца. Некоторые строки его воспоминаний могут показаться слишком критичными и суровыми. Но нужно понять, что для владыки Василия настоящей Родиной была только та Россия, которую он защищал добровольцем в армии генерала Деникина. Другой Родины он не признавал». «Главным талантом, врученным Господом Владыке Василию, была любовь к наследию Святых Отцов Церкви, – пишет председатель ОВЦС. – Он был… одним из первых, кто обратился к изучению наследия Григория Паламы, которое на то время было неопубликованным и существовало лишь в рукописях. В своей блестящей работе владыка Василий сумел показать, что святитель Григорий Палама был крупнейшим богословом не только в православной традиции, но и одним из крупнейших богословов всей христианской Церкви». «В середине ХХ века многие имена, сегодня так хорошо известные в христианском мире, были «открыты» широкой публике именно благодаря трудам архиепископа Василия. Во многих вопросах восточной патристики Владыка был пионером. И уж тем более, он был одним из немногих в среде русских православных ученых, которые в то время не имели возможности не только заниматься научной работой, но даже порой и просто открыто исповедовать свою веру. И в это непростое время архиепископ Василий (Кривошеин), оставаясь верным Матери-Церкви, с честью хранил и развивал традиции русской богословской науки, свято веря, что придет время и его приношение станет одним из кирпичиков, возрождающейся сегодня Русской Православной Церкви», — говорится в предисловии к книге «Бог, человек, Церковь».

http://bogoslov.ru/event/1251790

В Греции и сегодня первый день поста – выходной. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. прмч. Андрей Критский В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня» . В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона , оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия» , установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , жившего в 14 веке. Согласно православной вере, он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Пещера преподобного Антония Киево-Печерского рядом с монастырем Эсфигмен      В XIV веке настоятелем Эсфигмена был будущий архиепископ Фессалоникийский святитель Григорий Палама. В XVI веке монастырь был дважды разорен пиратами, но вновь восстановлен. Во время войны греков за независимость в 1821–1832 гг. за поддержку повстанцев Эсфигмен был закрыт османскими властями, его здания были реквизированы и использовались для расквартирования турецких войск. В XIX–XX вв. монастырю активно помогали власти Российской империи, при поддержке которых в Эсфигмене был построен новый Спасо-Вознесенский собор и несколько малых храмов. В начале 1960-х годов, после того, как, Папа Римский Павел VI встретился с Патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру), монахи Эсфигмена открыто обвинили Патриарха в отступничестве от Православия. В 1971 году Святое Собрание горы Афон постановило, что каждый монастырь свободен в вопросе о поминовении Патриарха Константинопольского. С 1974 года братия Эсфигмена прекратила возносить имя Константинопольского Патриарха Димитрия и перестала направлять своего представителя в Кинот (правительство Афона). Попытки Патриарха Димитрия изгнать непоминающих монахов Эсфигмена с Афона не привели к успеху. Монахи заперлись в монастыре и вывесили черный флаг с надписью «Православие или смерть». Они объявили, что продолжают считать себя в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но не признают Патриарха-экумениста. Братия Эсфигмена объявила, что считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом). Конфликт вокруг Эсфигмена обострился в 2002 году, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию обители схизматиками, что, по законам Греции, влечет за собой выдворение с Афона. В 2005 году была создана параллельная канонически признанная община Эсфигмена, за которой было юридически признано право на обладание монастырем. Ее настоятелем стал игумен Хризостом (Катсулиерис; умер 3 октября 2013 года), которого сменил игумен Варфоломей. В декабре 2006 года попытка «альтернативной» братии занять монастырь привела к массовой драке между «новыми» и «старыми» монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года полиция неудачно пыталась захватить монастырь и изгнать из него мятежную братию.

http://pravoslavie.ru/92769.html

После двухмесячного пребывания в храме Святой Софии, где святой Григорий вместе со своими учениками по праву убежища пользовался неприкосновенностью, он был заточен в дворцовую тюрьму. В ноябре 1344 г. на соборе святителя Григория Паламу отлучили от Церкви, а Акиндин, его главный противник, в конце того же года был рукоположен во диаконы и священники. Однако в силу изменений политической обстановки на соборе 2 февраля 1347 г. Григорий Палама был оправдан, а осуждены его противники. После победы Иоанна Кантакузина и провозглашения его императором патриарший престол занял (17 мая 1347 г.) Исидор Вухир, друг исихастов, а Григорий Палама в скором времени был избран архиепископом Фессалоникийским. Тогда начался третий этап паламитских споров. Главным противником Паламы выступил Никифор Григора. Политические волнения в Фессалониках воспрепятствовали Григорию вступить в город для исполнения своих обязанностей. Господами положения здесь оказались зилоты, друзья Палеологов и противники Кантакузина. Они препятствовали приходу Паламы, вплоть до захвата Фессалоник Кантакузиным в 1350 г. До этого времени Палама посетил Афон и Лемнос. Попав же в Фессалоники, он смог умиротворить город. Однако его противники не прекращали яростно полемизировать. В силу этого в мае-июне и в июле 1351 г. были созваны два собора, которые осудили его противника Никифора Григору и провозгласили Паламу «защитником благочестия». На первом из этих соборов было утверждено учение о единстве Божества и различии между сущностью и нетварными энергиями. На втором соборе было принято шесть догматических определений с соответствующими шестью анафемами, которые сразу же после собора были включены в Синодик Православия. Помимо утверждения вышеуказанного различия между сущностью и энергией здесь была провозглашена непричаствуемость Божественной сущности и возможность приобщения Божественным энергиям, которые нетварны. Отправившись в Константинополь в 1354 г. для того, чтобы выступить посредником между Кантакузиным и Иоанном Палеологом, Палама был пленен турками, которые держали его в плену около года, пока не получили от сербов искомый выкуп за его освобождение. Плен свой он счел уместным случаем для проповеди истины туркам, что и пытался делать, как видно из Послания Фессалоникийской церкви, а также по двум текстам Собеседований с представителями из числа турок. Видя, что уничтожение империи турками почти неотвратимо, он считал, что греки незамедлительно должны приступать к обращению турок в христианство.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010