Попытки святителя вразумить одну из сторон политического конфликта оказались тщетными. Поняв это, Палама удалился в монастырь святого Михаила Сосфенийского. Однако даже молчаливое неодобрение действий власти со стороны такого неоспоримого духовного авторитета тревожило патриарха Иоанна. Он пытался шантажировать святителя, заточил его в дворцовую тюрьму, дважды созывал Собор для осуждения якобы еретических воззрений Паламы и на третий раз, в 1344 году, все-таки добился отлучения святителя от Церкви. Однако после победы Иоанна Кантакузина над партией патриарха Иоанна святой Григорий был полностью оправдан. Вскоре его избрали архиепископом Фессалоникийским. В мае-июне и в июле 1351 года были созваны два церковных Собора, которые еще раз осудили противников учения святителя как еретиков, а сам он был назван защитником благочестия. Миротворец Последние годы своей жизни святитель Григорий провел как миротворец. Война между Иоанном Кантакузином и патриархом Иоан­ном Калекой набирала обороты. Византия была буквально обескровлена их безумным противостоянием. Необходимо было сесть за стол переговоров, и вряд ли можно было найти в этом посредника лучше, чем Палама. Однако планам перемирия не суждено было осуществиться. По дороге в Константинополь святитель был пленен турками. Они продержали его в плену больше года. Святитель Григорий использовал это время для проповеди среди иноверцев. Он понимал, что падение Византии под натиском турецких войск неизбежно, но не считал это поводом для отчаяния, полагая, что греки незамедлительно должны приступать к обращению турок в христианство. После освобождения из плена и возвращения в Фессалоники святитель продолжил пастырскую деятельность во вверенной ему епархии до 1359 года или, согласно другой датировке, до 1357 года. Умер он в возрасте чуть более шестидесяти лет. Святитель Григорий Палама принес Церкви поистине драгоценный плод аскетического подвига: и воодушевляющий пример личной святости, и учение, в котором раскрывается и обосновывается возможность реального обожения человека, его личной встречи с Богом — не только в вечности, но уже здесь и сейчас, в молитве и в устремлении сердца.

http://pravmir.ru/uchitel-bezmolviya/

“Неверы и грешники, не гнев только грозный и неумолимый увидят на лице Господа Судии , но и мощь беспредельную, которая покарает их, ввергнув в муку, из коей никто уже не изымет их никогда . То и другое ощутят они, — проникнутся чувством и грозности и беспредельной силы карающей , и подавлены быв сим чувством, отражены будут от Него, как молниею, лишь только изыдет из уст Его грозное решение участи их: отыдите от Мене, и низринутся в геенну”. «От лица Господня, по еврейскому идиому, то же, что от Господа, от Самого Господа, а не чрез посредников, лично услышат от Него приговор, и силою Его ввержены будут в геенну» . (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям) Св. прав. Иоанн Кронштадский ( 1909): “Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас , давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их , — и что Он неизменяем” (Моя жизнь во Христе) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) ( 1961): “Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы. Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания , потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми ». (Проповеди. Том 3. О Наказаниях Божиих) Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский Из посмертных чудес св. Григория Паламы особенно замечательно следующее чудо, запечатлевшее и засвидетельствовавшее православие и силу благодатного учения святителя Божия. На острове Сатурнине, в день памяти св. Григория, во вторую неделю Великого Поста, Франки разгулялись, – набрали с собою мальчиков и стали плавать на лодках по морю, при совершенной тишине и ясной погоде. В то время, как они таким образом веселились, демон внушил им злую мысль, на собственную погибель: всплескивая руками, как неистовые, они, вместе со своими детьми, вопили: «Анафема Паламе! анафема Паламе! Если свят Палама, – пусть утопит нас»! И божественный Григорий Палама , по их собственному суду, испросил им у Бога желаемое ими отмщение. Пучина разверзлась, – и несчастные вместе с лодками погрузились в море и потонули.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-n...

Мы видим, что в этом отрывке святой Косма сам дает ответ на поставленный нами вопрос – «Потому что народ наш погряз в невежестве». Очевидно, что для традиционалистов это был вполне осознанный и принципиальный выбор. Спасение соотечественников было для них приоритетным, или, по крайней мере, без помощи согражданам они не мыслили и собственного спасения. Косма Этолийский писал: «И вот слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин – будь то мужчина или женщина – должен заботиться не только о своем спасении, но равным способом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья. С тех пор как я услышал его… оно долго точило мое сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять» . Важно понимать, что прецеденты активного участия монахов в жизни общества случались в истории Православия и раньше. Так, один из предшественников и идейных вдохновителей православных просветителей второй половины ΧVIII века святитель Григорий Палама (пользовавшийся у них безграничным авторитетом; по словам святого Никодима, «Григорий в большей степени, чем кто-либо, дошел до высшего выражения практики и теории» ) отказался от столь любимого им уединенного подвижничества и вышел в мир с попыткой обосновать исихастскую доктрину, донеся ее, по возможности, до максимально широких народных масс. «Палама не впадал в крайнюю односторонность совершенного забвения любви к ближнему. В своих беседах Палама часто ведет речь о так называемых общественных, христианских добродетелях… избрание на архиепископский престол и пастырская работа в течение многих лет о вверенной ему Церковью пастве свидетельствуют, что с какой любовью он проводил в безмолвническом уединении на Афоне строго созерцательную исихастскую жизнь, с такою же ревностью он путеводил к христианскому совершенству свою паству посредством утверждения тех добродетелей, которые ведут человека к совершенству в самых недрах общества» . Цель иночества как нравственной силы заключается не только в спасении от мира, но именно в спасении мира. Служение миру может проходить как в непосредственном контакте с этим миром, так и вдали от него. При этом молитва за мир заменяется подчас открытым служением человечеству.

http://pravoslavie.ru/41414.html

Мы видим, что в этом отрывке святой Косма сам дает ответ на поставленный нами вопрос - " Потому что народ наш погряз в невежестве " . Очевидно, что для традиционалистов это был вполне осознанный и принципиальный выбор. Спасение соотечественников было для них приоритетным, или, по крайней мере, без помощи согражданам они не мыслили и собственного спасения. Косма Этолийский писал: " И вот слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин - будь то мужчина или женщина - должен заботиться не только о своем спасении, но равным способом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья. С тех пор как я услышал его... оно долго точило мое сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять " Важно понимать, что прецеденты активного участия монахов в жизни общества случались в истории Православия и раньше. Так, один из предшественников и идейных вдохновителей православных просветителей второй половины ?VIII века святитель Григорий Палама (пользовавшийся у них безграничным авторитетом; по словам святого Никодима, " Григорий в большей степени, чем кто-либо, дошел до высшего выражения практики и теории " отказался от столь любимого им уединенного подвижничества и вышел в мир с попыткой обосновать исихастскую доктрину, донеся ее, по возможности, до максимально широких народных масс. " Палама не впадал в крайнюю односторонность совершенного забвения любви к ближнему. В своих беседах Палама часто ведет речь о так называемых общественных, христианских добродетелях... избрание на архиепископский престол и пастырская работа в течение многих лет о вверенной ему Церковью пастве свидетельствуют, что с какой любовью он проводил в безмолвническом уединении на Афоне строго созерцательную исихастскую жизнь, с такою же ревностью он путеводил к христианскому совершенству свою паству посредством утверждения тех добродетелей, которые ведут человека к совершенству в самых недрах общества " Цель иночества как нравственной силы заключается не только в спасении от мира, но именно в спасении мира. Служение миру может проходить как в непосредственном контакте с этим миром, так и вдали от него. При этом молитва за мир заменяется подчас открытым служением человечеству.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Много скорбей перенес святой Григорий Палама в борьбе с ересями, которые начали в то время волновать Церковь Божью. Особенно великую услугу оказал он Церкви обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, освещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе 7419 и на лице Моисея после собеседования Его с Богом на Синае ( Исх. 34:29–30 ). В это время на святую гору Афонскую прибыл из Калабрии 7420 один ученый инок по имени Варлаам, который вместе со своими последователями возмутил хульными учениями мир в Церкви Христовой и спокойствие афонских иноков. В продолжение целых двадцати трех лет доблестный пастырь мужественно боролся с Варлаамом, и все многочисленные скорби, которые перенес за это время святой Григорий Палама , трудно даже подробно изобразить. Варлаам учил о Фаворском свете, что он был нечто вещественное, сотворенное, являвшееся в пространстве и окрашивавшее воздух, так как он был видим телесными очами людей, еще не освещенных благодатью. Таковыми же, т.е. сотворенными, он признавал все действия Божества и даже дары Святого Духа: Духа премудрости и разума и т.д., не страшась низвести Бога в разряд тварей, ниспровергая свет и блаженство праведных в Царствии Отца Небесного, силу и действие Триипостасного Божества. Таким образом, Варлаам и его последователи нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, которые этот Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признавали не созданным, а присносущным 7421 , называли двоебожниками и многобожниками. Считая, напротив, веру афонских пустынников в созерцание света Божьего телесными очами и приготовление к тому чувственным образом 7422 – заблуждением, Варлаам явно восстал и против них, и против молитвы, и против их таинственного созерцания. Но прежде, нежели клеветы Варлаама на афонских иноков сделались гласными, этот еретик, за предосудительное и укоризненное свое поведение с бесчестием был выслан патриархом. С гневом и скорбью Варлаам удалился в Фессалоники, распространяя и там свои клеветы на афонских иноков. Не имея собственных сил противостоять красноречивому и искусному в науках Варлааму, солунские иноки принуждены были вызвать с Афона божественного Григория. По прибытии в Фессалонику святой Григорий сначала действовал в духе кротости, но, увидев, что меры эти не действуют на упорного лжеучителя, приносящего столь сильные потрясения Церкви и ее законоположениям, начал истреблять возражения и клеветы Варлаама не только изустно, но и сильными писаниями, исполненными высоких истин и доводов божественных. Сам Варлаам, узнав их и почувствовав их силу, принужден был оставить афонских иноков в покое, но за то со всей силой восстал против святителя Божьего. Когда же и это не помогло, пристыженный Варлаам удалился в Константинополь, изустно и письменно жалуясь Константинопольскому патриарху Иоанну XIV 7423 на святого Григория и афонских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Обвинения, выдвигаемые против двух вождей исихазма, напоминают упреки, которым некогда подвергался Афанасий I, в частности, в отношении «отказа» от икон и других священных предметов в церквях. Достижение монахами-исихастами руководящих постов в Церкви, их суровость и антиформализм вызывали сопротивление некоторых епископов. Святитель Афанасий тоже обрел самых жестоких своих врагов среди епископов. Тщетно попытавшись привести их к повиновению, святитель Исидор и его Синод в августе низложили их, получив под соборным Томосом подпись Иерусалимского патриарха, и приняли ряд мер в отношении управления епархиями, которыми управляли бунтовщики. Пока речь шла об условном низложении, ибо сохранялась надежда добиться от них покорности( 66 ). Св. Григорий Палама и «зилоты». После избрания на кафедру Фессалоники св. Григорию Паламе не удалось туда попасть из-за препятствий, чинимых администрацией зилотов, все еще отказывавшихся признать восшествие на престол Иоанна Кантакузина ; кроме того, некоторые фессалоникийцы были сторонниками Акиндина, хотя для них, по мнению святителя Филофея, это был лишь предлог, прикрывающий политическую оппозицию Кантакузину( 67 ). Восстание «зилотов» разразилось в Фессалонике летом 1342 г.; это было самое явное проявление в XIV в. общего недовольства бедных классов Империи крупной аристократией, на которую опирались Андроник III и Кантакузин в попытках установить сильную центральную власть, способную отвечать потребностям той катастрофической ситуации, в которой оказалось государство. Зилоты представляли политическую силу, диаметрально противоположную этому централизму, поскольку они боролись с «сильными», державшими в своих руках власть над Империей, и отстаивали местные интересы города Фессалоники перед имперскими. Правительство Алексия Апокавка в борьбе против Кантакузина иногда опиралось на бедные и средние классы, в частности, на зилотов, хотя союз с зилотами осуществлялся не без трений – и интересы, и социальное учение зилотов приводили их к отказу от непосредственного подчинения центральному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

А наш святитель в это время обращает внимание, что в храме некоторые из присутствующих «словесную службу Богу смешивают с какими-то праздными разговорами». Вот так приходская обывательщина, расслабленность языков заставляют святого проповедника опуститься на землю с богословских высот и делать элементарные замечания болтунам. Не так ли и сейчас у нас бывает? И многие используют воскресную службу для встреч и шёпотных общений? Некогда Корей, Дафан и Авирон и ещё 250 сынов израилевых дерзко надумали посоревноваться с Моисеем и Аароном в священном служении при Скинии Завета. Смиренный Моисей предложил им принести Богу свои кадильницы. Пред лицом Господа и славою Его обнажилась нечестивая дерзость выскочек и поглотила земля Корея, Дафана и Авирона и дома и семьи их. И прочие 250, несмотря на заступничество Моисея, были сожжены огнём с неба (Числ.16:1-35). «Ныне у нас, братья, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. Посему, в то время как огнём возносимая Богу жертва воспринималась, приносившие вне чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнём, возгоревшимся против них. Убоимся же и мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осуждёнными сущими в ней божественными словами...» И не успел я подумать, что святительские грозные слова надо отнести и к себе, и к нашему брату священнику, дерзающему говорить пустое не то что в храме, но и в алтаре святом; как блаженный Григорий Палама, закончив свою проповедь, стал неумолимо удаляться, прерывая связь времён, подобно неумолимости затворения царских врат. И вот же, не сказал святой ни слова о «самом возвышенном и главном» - о Фаворском свете, о Божественных энергиях... + + + Цитаты приведены по книге: Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский «БЕСЕДЫ», в переводе с греческого архимандрита Амвросия (Погодина). Омилия 10: Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/19/...

[Пусть это будет для вас] грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом — суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку» . В другой книге, объясняя изречение Господа Иисуса Христа, сказанное Им на кресте, святитель Николай пишет: «Слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46)» . «Индию спасет от пессимизма истина… Когда Индия осознает, что этот мир имеет своего Творца, имеет свое начало и свой конец, что существует иной мир, в котором нет болезни, ни печали, ни воздыхания, тогда всеобщая радость развеет отчаянный пессимизм в ней, как свет уничтожает тьму. Тогда индийцы отвергнут и ложное учение о реинкарнации. Ибо им станет понятно, что душа, когда выходит из своего тела, уходит из этого ограниченного мира в иной мир, в свое царство, откуда она и возникла, а не будет бесконечно переселяться из тела в тело» . Святитель Григорий Палама . Триады в защиту священно-безмолвствующих, I.1.10. Святитель Григорий Нисский . " Об устроении человека " , 28. Архиепископ Иоанн (Шаховской) . О перевоплощении//«Листья древа». Нью-Йорк, 1964. Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда. Архимандрит Рафаил (Карелин) . Оживший зверь. Иерей Андрей (Хвыля-Олинтер) . О реинкарнации (переселении душ). Блаженный Феодорит Киррский . Сокращенное изложение Божественных догматов, 20. Святитель Николай Сербский . Душа Сербии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. Св. Николай Сербский . Миссионерские письма, 28. Св. Николай Сербский . Индийские письма, 52.

http://pravoslavie.ru/37762.html

В Православии мысль о воскрешении и вознесении Божией Матери с телом в небесные обители проходит через многие песнопения праздника Успения и особенно ярко выражена в чине погребения Богоматери. Большинство русских святителей принимают это учение как церковное. Здесь можно назвать святителей Димитрия Ростовского , Иннокентия Херсонского, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна (Максимовича), Филарета (Дроздова) – он озаботился идеей создания перевода с греческого языка последования погребения Богородицы для устроенного им Гефсиманского скита и установил после праздника Успения праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери (17/30 августа), – а также других святых отцов. Такие русские богословы, как архиепископ Сергий (Спасский) , патриарх Сергий (Страгородский) , при котором этот чин погребения получил повсеместное распространение, протоиерей Сергий Булгаков , В.Н. Лосский , протоиерей Алексий Князев , А. Мерзлюкин и др. рассматривают учение о воскресении и вознесении Богоматери как православное. По естественному закону природы человеческие тела разлагаются на органические вещества; даже мощи прославленных угодников Божиих с течением времени, по грехам живущих на земле, подвергаются тлению, но этот закон человеческой природы не коснулся пречистого тела Богоматери. Как пишет архиепископ Сергий (Спасский), «оно (святое тело Ее) не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса» . Воскресение и вознесение Божией Матери подразумевает абсолютное отсутствие где-либо на земле мощей пречистой плоти Ее; об этом пишет архиепископ Сергий (Спасский): «Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, (и только) пояс Богоматери, святые одежды Ея открыты для чествования миру христианскому» . А святитель Григорий Палама указывает на то, что даже оставленные во гробе погребальные одежды Богородицы, которые нашли святые апостолы, были доказательством реальности Ее воскресения .

http://pravoslavie.ru/96439.html

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 — 1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 — 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 — 1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

http://pravmir.ru/uchenie-sv-grigorya-pa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010