Св. Григорий Палама и Стефан Душан. Ввиду невозможности попасть в свою епархию св. Григорий отправился на Афон, где не был уже восемь лет. Самым важным событием, случившимся там за это время, было установление в 1345 г. власти сербов. Прибыв на Святую Гору, учитель безмолвия встретился там со знатным паломником – Стефаном Душаном, «императором сербов и греков», который готов был тогда создать великую Восточную Империю, объединив под своей властью сербские и византийские территории. Чтобы осуществить свою мечту, он искал поддержки Церкви и монастырей. Монахи Афона, щедро одаренные им землями и привилегиями, уже вошли в его политическую орбиту, а прот присутствовал в 1346 г. на его коронации в Скопле. Св. Григорий Палама несколько раз встречался с Душаном, и тот старался, как мог, убедить его последовать примеру афонских собратьев. Возможно, он хотел заручиться моральной поддержкой св. Григория, чтобы захватить Фессалонику. Однако архиепископ остался непоколебим в своей верности константинопольскому императору. Если верить рассказу святителя Филофея, учитель безмолвия преподал урок афонским монастырям, проявившим чувствительность к щедротам Душана: когда сербский царь предлагал ему «города, церкви и земли и затем перечислял годовой доход и богатства, которые к ним прибавлялись», архиепископ отвечал: «Нам совершенно не надобны ни политическая власть, ни земли, ни доходы, ни подати, ни богатства… Мы уже давно научились жить малым и довольствоваться необходимым…». Тут мы имеем дело с очередным примером противостояния между исихастами и общежительными монастырями в вопросе о монастырских имуществах. Видя неудачу своих попыток, Душан, влиянию которого на Афоне мешал авторитет архиепископа, удалил его, послав с дипломатическим поручением к константинопольским императорам( 68 ). Еще один источник, кажется, подтверждает сопротивление св. Григория Паламы претензиям сербского царя: во время своего пребывания на Святой Горе учитель безмолвия защищал прота Нифонта, обвиненного сербскими монахами в мессалианстве, хотя другие его афонские собратья, а затем и константинопольский синод в 1350 г. признали его православным; на самом деле, мессалианство являлось лишь предлогом, в действительности это была попытка Душана поставить вместо Нифонта прота-серба; удалив св. Григория, краль с легкостью добился желаемой цели: с мая 1348 г. Святую Гору стал возглавлять прот-серб Антоний( 69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В последующие годы вплоть до 1990 г. издаются многие ценные исследования, написанные такими важными писателями, как монах Феоклит Дионисиатский 38 , А. Пападопулос 39 , А. Кеселопулос 40 , И. Романидис 41 , Ф. Зисис 42 , Д. Целенгидис 43 и X. Сотиропулос 44 . Одновременно продолжают писать, обогащая паламитские исследования, П. Христу и Г. Мадзаридис. Исследования первого сосредоточены в третьем выпуске его работ под названием «Νηπτικ κα ησυχαστικ» 45 («Трезвеннические и безмолвнические темы»), а второго в его книге под названием «Παλαμικ» 46 («Вопросы паламизма»). Три важные события этого периода, бесспорно, заслуживают также особого упоминания. Первое в 1974–1975 гг. издается сочинение Панайотиса Трембеласа «Мистика, апофатика, катафатическое богословие», выпуски 1, 2 47 . Как вполне уместно отметил Христос Яннарас , П. Трембелас в этом сочинении умудрился опровергнуть «всю необозримую писательскую деятельность своей жизни с трагически бесхитростным, но фанатичным оклеветанием апофатизма» 48 . Объектом его размышлений стали преподобные Симеон Новый Богослов , Макарий Египетский , Максим Исповедник , и, наконец, святитель Григорий Палама . Относительно последнего он стремится, по его собственным словам, прояснить «преувеличения» и «неясности», которые встречаются в его сочинениях, появившись «в остроте борьбы с упорными и зловерными, а иногда и с притворными противниками» 49 . В качестве причины зла, приводящей Паламу к преувеличениям и неясностям, он считает зависимость фессалоникийского архиепископа от Псевдо-Дионисия, «который вместо христианской богословской терминологии предлагает неоплатоническую терминологию Плотина» 50 . Так, он формулирует невиданные афоризмы о замалчивании «таинственной истины, относящейся к Божественной энергии» 51 , о введении сложности «в простую сущность Бога» 52 и, наконец, ни много ни мало, уравнивает Варлаама и Паламу, поскольку утверждает, что Палама «в некотором отношении... был введен в то же самое заблуждение, но в обратном направлении» с Варлаамом, который «находился под влиянием преувеличений схоластического богословия» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Наконец, я хотел бы сделать два замечания, которые имеют особую важность и актуальность сегодня. Одно из них связано с жизнью святого Григория Паламы , а другое с его учением. Когда Палама был рукоположен в Константинополе в архиепископа Фессаллоникийского и когда он пришел в Фессалоники, чтобы воспринять его кафедру, то он столкнулся с восстанием зилотов, которые помешали ему войти в город. Палама с миром отправился на Святую Гору Афон, где он проводил свою жизнь в аскетическом подвиге, как и прежде, оставаясь там в течение приблизительно года. Тогда царь Сербии Стефан Душан, который по причине гражданских беспорядков и восстания зилотов воспользовался возникшей возможностью, чтобы расширить свою власть над большей частью Македонии, он посетил Святую Гору Афон и попытался пробудить изгнанного со своей архиепископской кафедры иерарха к дружбе с ним, дав ему лестные обещания в отношении политической власти, большие права и большое количество денег. Всем эти предложениям опытный святитель дал следующий благородный ответ: " Я не нуждаюсь в каких-то полномочиях и правах со стороны светских властей и изобилии денег. Если вы возьмете губку, которая держит стакан воды, и бросите ее в Эгейском море, то она никогда не поглотит огромное море, а от нее вы просто получите стакан воды, так как это соответствует ее физической емкости, и она оставит весь остальной объем жидкости в море. Так же и я издавна был научен тому, что стало для меня почти что естественным, чтобы житьв скудости и довольствоваться только в необходимым. Так что если вы мне даже и принесете все золото, котороеимеется на земле и в недрах земли, даже если вы возьмете и погрузите меня в поток мифической реки Пактолу (в Лидии, Малой Азии), то я ничего из нее не возьму более ежедневной количества необходимой пищи. Поэтому я ни в чем не нуждаюсь, и не заинтересовав вовсе в какой то беседе с тобой относительно многих и великих даров и твоих финансовых выгодах».. Как мы уже сказали, с учением свт. Григория связано и другое знаменательное событие. Григорий, как «благодати проповедниче», сказал, что Божественная энергия, или же Его благодать, с помощью которой совершается спасение человека, не является сотворенной. То есть Бог не спасет человека с помощью чего-то тварного, которое является связующим звеном между Ним и человеком, но Он Сам вступает в непосредственное личное общением и соединение с ним. Соответственно и человек должен приблизиться к Богу непосредственно и персонально. Вот почему молитва , которая оказалась в центре спора с Варлаамом, это не просто память о Боге, или движения человеческого ума к Богу, что утверждалось Варлаамом, но она является личным общением и соединением с Ним, вершиной которого является Божественное Причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Григорий Палама не описывает практическую жизнь христиан в больших трактатах, посвященных в основном фундаментальным богословским вопросам, – она подробно разбирается в гомилиях, произнесенных в фессалоникийских храмах. Будучи архиепископом этого города, святитель Григорий непосредственно сталкивался с повседневными проблемами своей паствы и должен был их разрешать. В этот период его жизни было написано и «Десятословие христианского законоположения, или Нового Завета» – свод христианской морали 198 , использующий как отправную точку Моисеево десятословие. Первое и самое важное в «Десятословии…» – совершенная любовь к Богу, призывающая человека исполнять Его заповеди 199 : «Только Его ты будешь любить и Ему одному будешь поклоняться всем помышлением твоим и всем сердцем твоим и всей силой твоей. И будут слова Его и повеления в сердце твоем, чтобы ты исполнял их, и изучал их, и говорил о них» 200 . Любовь к Богу – источник всякой добродетели, а любовь к миру – корень всякого зла. Это два полюса, определяющие нравственное содержание человеческой жизни. Человек любит мир, потому что любит свое тело, а любовь человека к своему духу, то есть к душе, порождает в нем любовь к Богу 201 . Определенное сходство существует между добрыми делами и любовью к Богу. Человек, борясь со страстями и ведя добродетельную жизнь, возделывает в себе любовь к добру и к источнику добра – Самому Богу. По словам Христа, кто любит Бога – соблюдает Его заповеди и кто соблюдает их – любит Бога ( Ин. 14, 21, 23 ) 202 . Любовь к Богу – начало, середина и вершина нравственной жизни верующего 203 . От любви к Богу рождается любовь к ближнему – признак любви верующего ко Христу 204 и начало всех добродетелей в отношении к людям 205 . Таким образом, христианское учение о любви – не какие-то туманные богословские идеалы, основанием для него служит живой Бог, Бог любви, и доказательством этого учения в мире служит любовь к ближнему. Рассматривая вторую заповедь Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им» ( Исх. 20, 4–5 ), Палама говорит о значении почитания икон и святых мощей и отмечает, что через иконы люди поклоняются «Создавшему нас изначально по Своему образу и в последние дни по неизреченному человеколюбию благоволившему восприять Свой образ в нас и по нему ставшему описуемым» 206 . Поклонение мощам святых основано на их связи с обоживающей благодатью, срастворившейся со всем человеком и не покидающей его тела после смерти; благодать остается в теле, как и божество Христа не оставило Его плоти во время крестной смерти, но пребывало в ней 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Голицын Николай Борисович (08.11.1794 – 22.10.1866), князь, русский музыкант, музыкальный критик, один из основателей русской школы виолончелистов, меценат. Брат Т.Б. Потемкиной. В 1858 в Берлине, Париже и Лондоне опубликовал работу «О возможном соединении Российской Церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения», проникнутую идеями филокатолицизма, за что на некоторое время попал под домашний арест. – 171,189, 203. Горчаков Александр Михайлович (04.06.1798 – 27.02.1883), князь, дипломат. С 27.04.1856 по 09.04.1882 министр иностранных дел. – 109, 115, 141. Григорий (Миткевич)(14.05.1807– 13.04.1881), архиепископ. 09.12.1851 хиротонисан во епископа Калужского. 20.04.1869 возведен в сан архиепископа. 07.09.1870 рукоположил о. Климента (Зедергольма) в иеродиакона, а 08.11.1873 – в иеромонаха. – 84, 130, 136, 144. Григорий (Постников) (01.11.1784 – 17.07.1860), митрополит, проповедник, богослов, борец со старообрядческим расколом. В 1855 по его инициативе в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник». С 1856 по 1860 – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Первоприсутствующий член Святейшего Синода. 30.05.1858 освятил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. – 73, 82, 96, 132, 142, 183, 203. Григорий Палама (1296 – 14.11.1359), святитель, архиепископ Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. – 56, 83, 85, 86. Григорий Синаит (1268–1346), преподобный, основоположник учения исихазма, один из авторов сборника «Добротолюбие». – 86. Григорий 6 (Фуртуниадис) (01.03.1798 – 08.06.1881), Константинопольский Патриарх, дважды занимал патриарший престол – с 24.09.1835 по 20.02.1840 и с 10.02.1867 по 10.06.1871. Его важнейшей заботой было улаживание греко-болгарского противостояния внутри Греческой Церкви. – 88, 89. Димитрий (Муретов) (11.02.1811 – 14.11.1883), архиепископ. 04.03.1851 хиротонисан во епископа Тульского. С 11.06.1857 епископ Херсонский, пребывал на кафедре до 02.10.1874. Впоследствии занимал Ярославскую, Волынскую кафедры. С 1882 архиепископ Херсонский и Одесский. В 1859 был вызван в Санкт-Петербург, где председательствовал в комиссиях по сокращению переписки по духовному ведомству, по улучшению быта сельского духовенства; по преобразованию духовных семинарий и училищ. 03.04.1860 возведен в сан архиепископа. – 115,129.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Молитвы: Молитва ко Пресвятей Богородице. Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8 Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю, монахов доброто,/богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче,/Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,//молися выну спастися душам нашим. Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому, глас 8 Православия наставниче, святителем украшение,/Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/Солуню великая похвало, проповедниче благодати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Премудрости священный и Божественный орган,/богословия светлую согласно трубу,/воспеваем тя Григорие богоглагольниче:/но яко ум Уму первому предстояй,/к Нему ум наш отче настави, да зовем://радуйся проповедниче благодати. Молитва О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

4.1); таков путь к уяснению смысла произведения. Таким образом, посредством: (а) анализа каждого отдельно взятого текста (из наличествующего и заранее определенного множества последних – например, церковные историки, проповедники, эпистолографы, хронисты, панегиристы и т. п.) уясняется: (б) совокупность общих идеологических, эмоциональных, мировоззренческих, духовно-психологических и т. п. черт, присущих эпохе в целом; общих идейных векторов ее. Вопрос в том, чтобы определить, тексты какого рода являются ключевыми для решения тех или иных задач. В настоящей работе мы ограничиваемся классом задач первого рода, а именно – если говорить в самом общем виде – попыткой целостно-системного анализа и интерпретации (понятие интерпретации, как уже говорилось, нами связывается с проникновением в смысл текста) одной взаимосвязанной группы текстов – гомилий св. Григория Паламы . Выше говорилось о великих творениях великих эпох; таковыми для своей эпохи были творения св. Иринея Лионского ; Каппадокийцев; преп. Максима Исповедника ; преп. Симеона Нового Богослова ... Именно таковым произведением, во многом еще неизведанным идо конца не осмысленным (несмотря на их популярность у поздневизантийских переписчиков – и, стало быть, читателей), являются гомилии (см. следующее далее определение; русский перевод – «Беседы» – несколько менее точен) крупнейшего византийского богослова и церковного мыслителя своего времени – Палеологовской эпохи – и одного из крупнейших Отцов Православной Церкви – св. Григория Паламы , архиепископа Солунского (Фессалоники). По недавней убедительной датировке А. Риго, годы жизни святителя приходятся на 1294 – 14.11.1357 гг., а годы архипастырства – на 1350–1357 гг. (с перерывом в 1354–1355 гг., когда Палама был в плену у турок и принимал участие в церковном Соборе в Константинополе), хотя на Солунскую кафедру святитель был назначен еще в мае-июне 1347 г. 18 Под гомилией мы понимаем проповедь , произносившуюся перед слушателями в церкви (или в монастыре, во время процессии – например, в ходе так называемой стациональной литургии – и т. п.) с целью наставления в истинах веры и духовно-нравственного на них воздействия, а также по особым случаям (цикл «О статуях» св. Иоанна Златоуста ); необходимо оговориться, что до сих пор наукой не выработано сколько-нибудь удовлетворительной классификации гомилетического материала (см. гл. 4). Это тем более досадно, что проповедь является древнейшим и едва ли не наиболее развитым жанром церковного красноречия, восходящим ко временам апостольским 19 . К сожалению, общая история византийской гомилетики также еще не была написана 20 . Мы попытаемся показать на примере анализа проповедей св. Григория Паламы , что они включены – и идейно, и стилистически – в единую библейско-святоотеческую традицию любомудрия и умозрения, образуя одно из заключительных (на византийской почве) звеньев в непрерывной цепи возвещения и истолкования евангельского Благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

И слетела Небесная Корона с Премудрой Главы Небесного Царя Христа,вытесненная земным терновным венцом лжи,который выбирают грешники,на их " могущественнейший " коронавирус и,раздавив его и всё ему подобное,наполнила весь больной на грешную голову мир Совершенным Здоровьем и Ведением от Всеисцеляющего и Всепросвещающего Всецарствующего Бога Отца Истины,Любви,Софии и Жизни!.. Аллилуиа!Аминь! Райская Рыбка 2020/03/26, 12:09:48 Святый Харалампий! Помоги своими молитвами спасти мир земной, всех людей на Земле от пандемии, а самое главное греха неверия. Вымоли милость людям от Господа нашего Иисуса Христа и спасение. Если Бог не с нами, то кто? Спаси и сохрани, Господи, люди Твоя Слава Отцу и Сыну и Святому Духу татиана 2020/03/26, 11:18:09 Святый отче Харалампие, услыши молитвы отцов, призри на нас, многогрешных и исцели заболевших злыми болезнями. Умоли Господа Бога и Спаса нашего, да запретит он распространению болезни, справедливо нами заслуженной, примет наши покаянные молитвы и сердечный плач. Слава Богу за всё! р.Б. Ирина 2020/03/26, 09:53:20 19 марта 2020 г. Протопресвитер Феодор Зисис Почётный профессор богословского факультета Фессалоникийского Университета им. Аристотеля О СПАСЕНИИ ГОРОДА ЛЕМНОСА ОТ ЭПИДЕМИИ по молитвам святого Григория Паламы 1. По каким причинам мы рассказываем об этом чудесном избавлении? У нас было 2 причины, чтобы рассказать о спасении города Лемноса от смертельной инфекции, перед которой опустило руки медицинское сообщество того времени — врачи не могли найти способ для её излечения. Болезнь была настолько ужасной, что врачи боялись даже приблизиться к зараженному городу, поэтому его жители, страшившиеся нависшей над ними угрозы, в конце концов, обратились к временно пребывавшему на этом острове архиепископу Фессалоникийскому, св. Григорию Паламе, По молитвам святого, эпидемия чудесным образом прекратилась, и он спас не только город, но и весь остров от смертоносного воздействия этой инфекционной болезни. Первая причина объясняется близостью к нам праздника святителя Григория Паламы, который сейчас особенно актуален. Ведь совсем недавно, в прошлое воскресенье (Вторая неделя Великого поста), мы отмечали память этого великого или, правильнее сказать, величайшего святого и богослова Православной Церкви. В первый раз мы празднуем память святителя Григория Паламы 14 ноября, в день его блаженного успения (†1359). А второй праздник в его честь был введен Церковью, т. к. Она признает, что св. Григорий Палама своим исповедничеством и своим учением во второй раз защитил Православие от заблуждений и ереси. В первый же раз это произошло тогда, когда Православие было спасено от ужасной, многолетней ереси иконоборчества, которая пришла с Востока и пыталась внедрить в Церковь взгляды иудеев и мусульман, враждебно относившихся к святым иконам.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=3114...

Еще в 1328 году прибыл в Солунь из Калабрии очень образованный монах униат Варлаам. Отрекшись от латинских заблуждений, он сначала выказал ревность по православию и пользовался расположением императора Андроника Младшего, но потом стал порицать византийских, в частности афонских, подвижников, обвиняя их в ереси, и возбудил этим сильные волнения среди греков. Возникли так называемые споры варлаамитов и паламитов. Во главе последних стоял прп. Григорий Палама , впоследствии архиепископ Солунский. Паламиты защищали правое учение о том, что в несозданной сущности Бога не созданы и вечны и Его энергии или действия (благость, всемогущество, слава, благодать, осиявающая достойных Божественным светом). Противники отрицали это, утверждая также, что Божественный свет (Фаворский в частности) был сотворен, и таким образом разделяя Божество на сотворенное и несотворенное. На Константинопольском Соборе в 1341 году лжеучение Варлаама было осуждено, и он вынужден был испросить прощения за свои хулы на православных, а потом бежал в Калабрию и, присоединившись к католикам, получил от папы епископскую кафедру в г. Гиераке. После отбытия Варлаама нападки на православных аскетов продолжал учившийся у него светским наукам и сначала анафематствовавший его учение монах Григорий по прозванию Акиндин. Ловко воспользовавшись недовольством патриарха и сановников против стоявшего за Кантакузина защитника православия Григория Паламы , он склонил на свою сторону патриарха Иоанна Калеку и завлек было в свои сети и царицу Анну. Патриарх приблизил Акиндина к себе, день и ночь советовался с ним и собирался возвести в сан священника и епископа. На соборе в 1345 году он отменил прежнее свое осуждение Варлаама и осудил защитников православного учения. Однако торжество Акиндина было непродолжительно. Царица поняла ложь и коварство врагов православия и созвала Собор в феврале 1347 года, на котором Акиндин был осужден, а патриарх за сочувствие к нему был лишен патриаршества.Во время этих смут большую услугу оказал византийцам при.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Св. Григорий Палама отвечал, что мы причащаемся особым Божественным энергиям. Лишь три Ипостаси Божества участвуют в Божественной сущности. Ни одна тварь, по определению, не в состоянии войти в сущность Божества, иначе она перестала бы быть тварью. Следовательно, обожение подразумевает благодать, или энергию Божества. Энергия - видимое проявление всякой природы. Нет предметов, не обладающих энергией; напротив, при отсутствии энергии перестает существовать и сам предмет. Природа Спасителя - Божественна, Его энергии божественны и нетварны. На Фаворской горе нетварный Свет Божества пронзает человеческую природу Иисуса, а после искупительной жертвы Спасителя он становится доступен каждому человеку, обращающему все свое существо, все свои силы к Созерцанию Божества. Божественность и есть нетварность, это качество, способное передаваться от одной природы к другой. Обожение означает процесс, когда тварь, причащаясь Богу, обретает " божественность " , становится " нетварной " , приобщается вечной жизни. Благодать не является чем-то внешним по отношению к Богу - она есть Сам Бог. Пребывая во Христе, мы тоже приобретаем божественную природу по благодати. Божественные энергии не сотворены, не сделаны из ничего, но вечно изливаются из самой сущности Пресвятой Троицы. Они являются в какой-то степени " переизбытком " Божественной природы, Которая не может ограничить себя, Которая больше, чем ее сущность. И стать причастником этой энергии призван каждый из нас. Впоследствии учение Григория вызвало многочисленные споры в церковной среде. Было созвано несколько соборов Восточной церкви. После тщательного изучения отцами Церкви на соборе 1341 г. в Константинополе взгляды Григория Паламы были приняты в качестве церковного учения Восточной православной церкви. Сам же св. Григорий в мае 1347 г. был хиротонисан в архиепископы города Фессалоники. Как пастырь он отличался добротой и состраданием. Его проповеди отличались ясностью, простотой и глубиной содержания. Святитель уделял много внимания социальным проблемам своей паствы.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010