Самые сильные и разумные доказательства не помогут и не будут иметь значения, когда они расточаются пред мыслию поверхностною, не привыкшею и не умеющею вникать в сущность дела, и не имеющею самых элементарных основ религиозного знания. Гораздо полезнее и действеннее в этом случае краткие и веские слова, чем основательные разборы и длинные разглогольствия, – такие слова, которые могли бы заставить кощунника замолчать и прекратит соблазнительную речь. Известен поучительный анекдот о Платоне Левщане, митрополите московском. Когда он состоял при наследнике престола великом князе Павле Петровиче, явился при дворе Екатерины Дидро, единомысленник Вольтера. Он вздумал раз осмеять и привести в замешательство тогда еще молодого представителя православной церкви, и вот вдруг обращается к нему с вопросом; «знаете ли, отец святой, что философ Дидро сказал, нет Бога». – «Это еще прежде его сказано», скромно отвечает ему Платон. «Когда и кем?» нетерпеливо спросил софист. Словами пророка Давида подтвердил Платон: «рече безумен в сердце своем: несть Бог (Псал. XIII, 1), а ты устами произносишь». Вот образчик того, как нужно отражать дерзкие выходки гордого неверия и дерзкого отрицания. По свидетельству жизнеописателя Платона, пристыженный этим ответом Дидро умолк и обнял законоучителя, которого слова отозвались в России и Европе. (Житие митроп. москов. Снегирева. Москва. 1831 г. стр. 34). Платон на этот раз выполнил на деле наставление Премудрого: «не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». (Притч. XXVI, 4. 5). В этих словах, применительно к случаю, нами обсуждаемому, мы видим руководственное указание на то, что по вызову безумного или наглого отрицателя и хулителя веры и церкви не нужно вести и поддерживать споры о тон, что не может и не должно быть предметом спора, но что у всех должно возбуждать к себе благоговение, но лучше резво отвечать ему и резким словом сражать его, чтобы он не возмнил себя мудрецом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих ( Ис.52:14 ). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его крестных страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей. Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею ( Пс.44:3–4 ). «Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана». Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе. Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Новом Завете ап. Петр называет Бога Отца «Богом живым, пребывающим во–веки» (I Пет., I, 23) Ап. Павел — «Царем веков» и «единым имеющим бессмертие» (I Тим., I, 17, VI, 16) или «вечным Богом» (Рим., XIV, 25). Ап. Иоанн — «Живущим во веки веков», «Тем, Кто был, есть и грядет» (Ап., IV, 8, 9). Только в Боге и от Бога и люди имеют вечную жизнь… Вечен и Сын Божий: Он «на веки совершенен» и «пребывает вечно» (Ио., VII, 24, 28). «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная», восклицает ап. Иоанн (1 Ио., V, 20). Вечны Его царство, престол и слава. «Иисус Христос вчера и сегодня и во–веки тот же» (Евр., XIII 8). В Боге Отце «нет изменения и ни тени перемены» (Иак., I, 17)… Св. Дух именуется — «Источником воды, текущим в жизнь вечную» (Ио., IV, 14). Отцы Церкви понимают вечность Божию прежде всего как сверхвременность, как «неизменно пребывающее настоящее». Как говорит св. Григорий Богослов: «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, — всегда есть, ибо слова «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны переходящей природе, а Сущий — всегда!.. Он сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, как некое море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и природе…» Бл. Августин понимает вечность, как бесконечное дление без последовательности прошлого и будущего, как неподвижную жизнь. Св. Иустин Мученик учит, что Бог — истинный, сущий Бог, вечный и неподвижный. По св. Феофилу «Бог безначален, потому что не происходит; Он неподвижен и бессмертен». «Все, что высказывается об Отце, Сыне и Св. Духе, должно быть понимаемо выше времени, выше всех веков и над всякой вечностью», говорит Ориген. Св. Ефрем Сирин учил, что Бог не способен изменяться… «Бога называют Царем бесконечных веков, потому что все сущее существует в Нем или в отношении Него. Но Он Сам не был и не будет, не стал и не становится и не станет… Сущий есть Вечность вечности, ибо Он раньше всякой вечности… Всякая вечность и временность происходят от Него». Эти мысли Дионисия Ареопагита означают, что Бог есть Основа и вечности и времени и что в Нем нет становления. В другом месте он говорит, что Бог есть сама вечность и время всего, т. е. бытие временного определяется Богом и исходит от Него. Дионисий Ареопагит справедливо предлагает различать абсолютную Божественную вечность от всевременности (времени в его бесконечности) и от времени, которое «подвержено становлению, разрушению и изменчивости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества и его независимости от условий времени. Например, в Пс. 54, 20 Бог называется «от века Живущий». Пс. 89, 3: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную от века и до века Ты — Бог». Плач. 5, 19: «Ты, Господи, пребываешь во веки». 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога. Пс. 138, 7-10: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня». В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: «Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Престол Мой, а земля — подножие ног Моих». В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу «в духе и истине» (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм. Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры», кн. 1, гл. XIII) говорит: «Все отстоит от Бога, но не местом, а природой». Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы. «Ибо велико и непроходимо расстояние, — говорит святитель Григорий Богослов, — отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности». В тропаре Св. Духу «Царю небесный»… говорится, что Бог «везде сый и вся исполняли».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Законным Римским папой Г. признали Римско-Германская империя, Англия, Венгрия, Богемия, Польша, Скандинавские страны, Флорентийская и Венецианская республики и Неаполитанское королевство. В дек. 1406 г. Г. направил Бенедикту XIII сообщение о своем избрании и уведомление о принесенной клятве. В ответном послании (янв. 1407) Бенедикт XIII предложил организовать их встречу, чтобы обсудить преодоление схизмы. С 3 по 21 апр. 1407 г. в Марселе проходили переговоры о встрече Г. и Бенедикта XIII, на к-рых было достигнуто соглашение, что она состоится не позднее 1 нояб. 1407 г. в Савоне, находившейся в сфере франц. влияния. 9 авг. Г. отбыл из Рима в Витербо, с 4 сент. по 22 янв. 1408 г. находился в Сиене, 28 янв. прибыл в Лукку. Г. предложил антипапе изменить место встречи, т. к. по просьбе Бенедикта XIII, находившегося в Савоне с 24 сент. 1407 г., к ней были стянуты франц. войска. В то же время ближайшее окружение Г., а также неаполитанский кор. Владислав, представители от Венеции и Венгрии настаивали на отказе от переговоров с Бенедиктом XIII. В апр. 1408 г. под предлогом начавшихся в Риме волнений кор. Владислав ввел в Папскую область войска. Оказавшись в зависимости от кор. Владислава, 4 мая 1408 г. Г. запретил кардиналам вступать в переговоры с поддерживавшими Бенедикта XIII французами. В тот же день он объявил о возведении в кардинальское достоинство 4 чел. из своего ближайшего окружения, двое из к-рых были его племянниками: Антонио Коррарио и Габриеле Кондольмиери (впосл. папа Римский Евгений IV ). Назначение новых кардиналов нарушало условие клятвы Г. перед конклавом и вызвало недовольство Бенедикта XIII, не назначавшего кардиналов с 1397 г. 9 мая 1408 г. он возвел в кардинальское достоинство 2 чел. Франц. король, однако, пригрозил лишить Бенедикта XIII своей поддержки, если намеченная встреча не состоится. Между тем фактический отказ Г. от переговоров с антипапой и нарушение данной им клятвы вызвали раскол в его окружении. 11 мая кард. Жан Жилль отказался подчиняться Г. и бежал из Лукки в Пизу; за ним последовали еще 6 кардиналов. 31 июля эти кардиналы и часть примкнувших к ним авиньонских кардиналов приняли решение добиваться отречения как Г., так и Бенедикта XIII и созвать в Пизе Собор для избрания нового папы.

http://pravenc.ru/text/166769.html

В Мстиславовом Евангелии представлено узкое О с украшением в середине, напоминающим г . С XII в. в памятниках встречается вариант узкого О с плоским верхом ( Юрьевское Евангелие , Милятино Евангелие), характерный и для берестяных грамот (см. подробнее далее). Вариант с плоским верхом наблюдается также в боснийском уставе XIV в. Галицкое Евангелие дает модификацию широкого О с вертикальной линией, соединяющей середину верха и низа . В Слуцкой Псалтири один раз употреблено широкое О в виде квадрата ; такое же начертание зафиксировано дважды в сборнике XV в. «Летопись Авраамки». В этом же сборнике, как и в ряде других памятников XIV-XV вв., встречается начертание в виде треугольника. Известны начерки широкого О, не заполненная чернилами середина которого имеет форму креста (в Рязанской Кормчей 1284 г., Путненском Евангелии кон. XIII - нач. XIV в.). В XIII в. появился вариант широкого О с точками вверху и внизу (напр., в Погодинской Псалтири ), перешедший впосл. и в полуустав. В XI в. возник получивший распространение в уставе и полууставе особый графический тип О с точкой внутри , обозначаемый термином «О очное» по семантически мотивированной позиции употребления этой графемы в рукописях начиная с рубежа XIII и XIV вв.- в формах слова «око» и производных от него. Изначально «О очное» использовалось иначе - преимущественно в позиции начала слова и после гласных, но было возможно и после согласных (в 13 Словах Григория Богослова XI в., Вукановом Евангелии , Боянском Евангелии , Добриловом Евангелии , Погодинской Псалтири, Дечанском Евангелии, Бучацком Евангелии XIII в., Евангелии Григоровича 2-й пол. XIII в., Поучениях Ефрема Сирина XIII в., Путненском Евангелии XIII в., Рязанской Кормчей 1284 г. и др.). Постепенно, особенно с XIII в., в южнослав. рукописях становится больше графических типов О, использование которых имеет семантическую мотивацию. Появляется «О очное» с 2 точками в середине , к-рое используется в формах двойственного и мн. ч. слова «око»; восходящее к одному из вариантов начертаний «омеги» в греч.

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Итак, следы первоначальной славянской редакции литургийных формуляров сохранились в некоторых южнославянских Служебниках даже несмотря на согласование южнославянской традиции с константинопольской в XII–XIII вв. Эти следы включают в себя именно те элементы, которые были перечислены в разделе 2.5 настоящей статьи как характерные признаки базовой древнерусской редакции литургийных формуляров. Тем самым, свидетельство южнославянских Служебников XIII–XIV вв. подтверждает выводы, сделанные в разделе 3.2 настоящей статьи. 3.4. Вопрос о пополнениях древнерусских литургийных формуляров в конце XIII – начале XIV века Немаловажно, что в южнославянских Служебниках – как глаголическом Синайском, так и кириллических – нет тех элементов литургийных формуляров, которые появляются в древнерусских Служебниках в кон. XIII – нач. XIV в. (единственное исключение составляет молитва Кончавше бжтвены таини и слоужб, относительно которой, как и относительно связанных с ней других конечных молитв, приходится предположить или то, что она не была пополнением кон. XIII – нач. XIV в., а входила в первоначальную славянскую редакцию формуляров, или то, что ее следует отнести к более раннему слою пополнений). Поэтому можно утверждать, что пополнение древнерусских Служебников новыми элементами было сделано непосредственно на русской почве. Действительно, последние десятилетия XIII в. отмечены в источниках как время литургической активности на Руси, имевшей место даже несмотря на страшные потрясения того времени – так, литургические вопросы поднимались на Владимирском Соборе 1274 г. и в вопросах еп. Сарайского Феогноста 440 . Примерно в это же время был выполнен славянский перевод чинов хиротоний 441 . Особенно важным свидетельством литургической активности этого периода является создание в кон. XIII – нач. XIV в. на Руси «Толковой службы» 442 , наиболее популярного древнерусского литургического толкования, в основу которого легли апокрифическое «Откровение св. Григория» и другие источники. Можно даже предположить, что процесс пополнения древнерусских литургийных формуляров в кон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

254. ЛЕВ XIII Римские Папы. Список 254. ЛЕВ XIII. 1878—1903. Джоакино, граф Печчи. Родился 2 марта 1810 г. в Карпьенто, около Ананьи, в богатой семье римских аристократов. Изучал философию, теологию и право в Витербо и Риме. Был необычайно способным и разносторонне образованным человеком. Писал стихи на латыни, а Данте цитировал по памяти. Принял сан священника в 1837 г. Григорий XVI назначил его легатом в Беневенто, где Печчи принял энергичные меры, чтобы ликвидировать бандитизм. Затем он был послан в качестве нунция в Брюссель, но тридцатитрехлетний дипломат не сумел положить конец распрям, которые возникли в этой стране между иезуитами и епископатом. Отозванный статс-секретарем Антонелли, Печчи был назначен епископом епархии в Перудже, которой управлял почти 30 лет. В 1853 г. получил кардинальскую шапку. Кардинал Печчи держался поодаль от римской курии, поскольку не одобрял консервативной линии, представленной кардиналом статс-секретарем. Только во время I Ватиканского собора он принял активное участие в совещаниях, выказывая разносторонние знания и знакомство с социальными и политическими реалиями тогдашней Европы. В 1877 г. после смерти Антонелли Печчи был назначен кардиналом-камерленго, или управляющим папским имуществом. Выбирая на папский трон шестидесятивосьмилетнего, слабого здоровьем кардинала Печчи, многие выборщики считали, что он будет «проходной» фигурой, но правление Льва XIII длилось 25 лет. Специфические условия, в которых после ликвидации папского государства пришлось Льву XIII осуществлять высшую власть в католической церкви, заставили его выработать новую модель функций папы, непогрешимый авторитет которого и верховенство были признаны догматом, но границы его власти как в политической, так и во внутрицерковной сферах были в значительной степени ограничены. Первоначально Лев XIII намеревался покинуть Рим, тем более что в городе все чаще происходили антицерковные манифестации. Однако он решил остаться узником Ватикана, поддавшись на уговоры своего статс-секретаря кардинала Рамполлы, справедливо считавшегося главным творцом тогдашней папской политики.

http://sedmitza.ru/lib/text/442694/

XIII век стал временем развития декретального права (см. также ст. Декреталия ). Возросло значение Римских пап как третейских судей в общеевроп. масштабе, что требовало появления новых правовых сводов. В кон. XII - 1-й четв. XIII в. усилиями болонских юристов были созданы т. н. 5 древних компиляций, предназначенных для преподавания права в ун-тах (2 из них - Compilatio III и Compilatio V - получили папское одобрение). Развивалась практика глоссирования компиляций (см. ст. Glossa ordinaria ). Впрочем, большое количество сводов осложняло процесс обучения. В 1234 г. под контролем Папского престола был составлен свод декреталий «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX ). Преемники папы Римского Григория IX вносили дополнения в «Liber Extra», называвшиеся Новеллами по аналогии с Новеллами Юстиниана. Параллельно с официальными сводами декретального права в ун-тах использовались также не признанные официально сборники-экстраваганты. В 1298 г. по распоряжению папы Бонифация VIII был создан новый свод декреталий - «Liber Sextus». В нач. XIII в. вернакулярная культура была представлена произведениями, созданными гл. обр. на североитал. диалектах под большим влиянием франц. языка (на франко-венетском и франко-миланском диалектах). На франц. языке написаны «Книга о сокровище» Брунетто Латини и «Книга о разнообразии мира» Марко Поло. Важную роль играла провансальская лит-ра. Под влиянием провансальских трубадуров, прибывших в И. после Альбигойских войн, сформировалась итальянская традиция провансальской поэзии (в основном в Генуе). С 30-х гг. XIII в. начинается подъем литературы на итальянском языке, появились поэтические сочинения на южноитальянском (Чьело д " Алькамо) и среднеитал. диалектах (в Сиене - Чекко Анджольери, во Флоренции - Гвидо Орланди, Рустико ди Филиппо); сильный импульс к развитию национальной традиции стихосложения придало движение флагеллантов, которые популяризировали религ. гимны, написанные на итал. языке. Подъему культуры в Сицилийском королевстве способствовала политика Фридриха II. Император получил хорошее образование, знал греч., араб. и лат. языки, переписывался с араб. и европ. богословами, интересовался медициной и науками о природе (в 40-х гг. XIII в. Фридрих II составил трактат «О соколиной охоте»). По его протекции на латынь с араб. языка были переведены сочинения Авиценны, Аристотеля. При дворе Фридриха II сформировалась самостоятельная школа итальяноязычной поэзии. В Центр. Италии складывалось особое лит. направление «сладостного стиля», его центрами стали Болонья (Гвидо Гвиничелли) и Флоренция (Гвидо Кавальканти).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Наконец, я должен напомнить Совету и о том, что г. Виноградов в течение почти трех лет был председателем проповеднического кружка в Академии, руководил проповедническою деятельностью студентов Академии, развил дело проповедничества в Посаде и Академии до небывалых прежде размеров. Он же положил начало и печатанию студенческих проповедей, что практиковалось лишь в старое доброе время в Московской Академии. Проповеди, отпечатанные проповедническим кружком, теперь разошлись по всей России в целых десятках тысяч экземпляров (свыше ста тысяч). Не могу наконец умолчать и о том, что он блестяще владеет словом, что для профессора гомилетики положительно необходимо. О его преданности Церкви считаю лишним говорить». 2) Доцента Анатолия Орлова о сочинении студента Калишевича Евстафия на тему: «Папа Лeb XIII и социальный вопрос»: «Довольно обширное (421 стр. убористого письма) сочинение г. Калишевича, посвященное характеристике и оценке отношений папы Льва XIII к социальному (по преимуществу рабочему) вопросу его времени, разделяется на „введение“, пять глав и „заключение“. Во введении (I–L) автор характеризует отношение к социальному вопросу со стороны непосредственных предшественников Льва XIII – пап Григория XVI и Пия IX, и отмечает общий поворот в социальной политике курии с началом понтификата Льва XIII. Первая глава (1–76 стр.) сочинения г. Калише- вича, которую также можно назвать вводною к собственно теме автора, обрисовывает сущность т. н. социально-католического движения, его общий характер, главнейших ею представителей (Ламенэ, Бюше, Гюэ, Кеттелер и др.) и довольно подробно раскрывает программу и отчасти успехи этого движения, как они определились ко времени выступления Льва XIII на поприще социальной деятельности. Вторая глава (76–169 стр.), посвященная уже собственно социальной деятельности Льва XIII, характеризует разнообразные выступления этого папы по рабочему вопросу до издания энциклики Rerum novarum. В этой главе автор подвергает анализу пастырские послания Льва, написанные им еще в бытность его Перуджийским архиепископом (1877 г.), – равно как ряд энциклик папы, так или иначе затрагивавших социальные вопросы современности (Quod apostolici muneris, Arcanum divinae sapientiae, Diuturnum, Humanum genus и др.), и выясняет характер выраженных в этих энцикликах социальных воззрений папы в связи с условиями социально-политической жизни Европы и в частности – Италии в начале 80 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010