в) Наставление преп. Симеона столпника о пище. Преподобный Симиеон столпник однажды сказал: «хотя пища не оскверняет человека, однако она рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсть, претворяет духовного человека в плотского, пригвождая мысли его в плотским вожделениям». Потому – то он сам только однажды в неделю и вкушал пищу. («Ч.-Мин,» 24 мая). г) Библейские изречения о чревоугодии. Объядение запрещено: когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою», и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его: это – обманчивая пища ( Npum. XXIII, 1 – 8 ). – Как днем, буден вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. (Римл. XIII, 13). Наказание за объядение: мясо еще было в зубах их, и яе было еще съедено, как гнев Господен возгорелся за народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою (Числ. XI, 33). – Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости, и лежитесь на постелях ваших;, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, за то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных (Амос. 1, 7). Вред чревоугодия для тела и души: здоровый сон бывает при умеренности желудка, – страдание бессонницею, холера и резь в животе бывают у человека ненасытного ( Npeм. I . сына Cup. XXXI, 22 – 23 ). – От многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры, – от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни ( Cupax. XXXV, 33 – 31 ). Их конец погибель, их бог чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном ( Фuл. III, 19 ). д) Святоотеческие свидетельства о чревоугодии: I. «Для чего, скажи мне, утучняешь тело пресыщением в пище?» спрашивает св. Иоанн Златоуст . «Ничто столько непротивно и не вредно телу, как пресыщение, ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление пищи. Чревоугодники так безумны, что не хотят даже столько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи, – ибо продавцы вин не наполняют мехи более надлежащего, дабы не прорвать их: а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве; но до чрезмерности обременяют его пищею, наполняют вином до ушей, ноздрей и самого горда, и таким образом сугубо стесняют дух и ту силу, которая устраивает животную жизнь. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает – мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя». (Бес. на св. Мф. ч. изд. 1864 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Св. Григорий Двоеслов в объяснение того, почему пророк Иеремия уклонялся от «должности проповедника», пишет: «Иеремия, стараясь чрез созерцательную жизнь более и более утвердиться в любви к Богу, хотел было уклониться от этой должности; он опасался, чтобы чрез принятие на себя должности проповеднического служения не лишиться плодов безмолвного созерцания». По смыслу этих слов, проповедническая деятельность вносит ту особенность в личную нравственную жизнь проповедника, что последняя применяется к слушателям, к их пользе. Это во всяком случае означает, что личная нравственная жизнь проповедника должна быть открыта для его слушателей, должна действовать на них. Жизнь проповедника должна быть преимущественно доброю жизнью, преимущественно выражаться в добрых делах и именно по·отношению к слушателям, к их нуждам. Господь наш Иисус Христос учил, по признанию самих слушателей, как власть имеющий, а не как книжники (Mp. 1, 22 и пар.). Что же давало Ему такую власть над слушателями? Его добрые дела. Народ изумлялся сочетанию в Нем премудрости с делами: что за премудрость дана Ему и как, такие чудеса совершаются Его руками (Mp. VI, 2; Мф. XIII. 54)? Дела Иисуса Христа были таковы, что все чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает, а глухих делает слышащими, и немых – говорящими ( Mp. VII; 37 ), – весь народ радовался о всех славных делах Его ( Лyk. XIII, 17 ). Апостолы получили от Господа Иисуса Христа заповедь не учить только, но и совершать дела, достойные посланников Божиих ( Лyk. IX, 12 и пар.). Согласно этой заповеди они повсюду благовествование слова соединяли с делами благотворения, исцеляли больных, изгоняли духов нечистых. Их благотворения делали их приятными для слушателей, так что бывала великая радость в том городе, в который они приходили ( Дeяh. VIII, 8 ). Народ внимал их словам и верил их учению, потому что видел дела, совершаемые их руками ( Дeяh. VIII, 6; XIII, 12 и мн. др.). Апостолы действовали по тому убеждению, что царство Божие не в слове, а в силе ( 1Kop. IV, 20: 1 Фесс. I, 5 ср. Puмл. XV, 25 ; Гaл. II, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1426.  Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15. 44). 1427.  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 12–13). Collatio VII, caput XIII. 1428. См. Слово о смерти. 1429. Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1430. Откр. 6. 11; 7. 9. 1431. Беседа 16, гл. 8. 1432. Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28. 3; Лк. 24. 4, Ин. 20. 12, Деян. 1. 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1433.  …плоти и костей не имеет (Лк. 24. 39). 1434. В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4-й беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, преподобный Кассиан, преподобный Макарий Египетский — приписывали Ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст — полагали их «бестелесными и существа ми простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третьей главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

318. Bibliotheka veterum patrum Gallandii. Τ. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum. 319. Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. «Достопамятные сказания». 320. Смотри выше сноску с. 27 321. Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу. 322. Лк. 16. 22. 323.  …«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20). 324.  …душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38). 325.  Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39). 326. Четьи-Минеи, 15 августа. 327. Патерик Скитский. 328. Благовест. Мф. 22. 14. 329. Патерик Скитский. 330. Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII. 331. Патерик Скитский. 332. Пролог. 17 октября. 333. Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 334. Лествицы 5 степень. 335. Патерик Скитский. 336. Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 337. Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 338.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16, 17). 339.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 17–19). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к монахине Ксении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра ( Иуда 3, 3–18 ) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63–65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг 85 правилом св. апостолов, 60 правилом Лаодик. собора и 33 правилом Карфагенскаго собора; признано таковым же у св. Афанасия Великого (О праздниках) Григорием Богословом , Амфилохием, Кириллом Иерусалимским и др. Святой апостол Анания Св. Анания, крестивший Савла – ап. Павла, был из числа 70 учеников Господа и занимал между ними почетное положение ( Дeяh. XXII, 12 ), но, к сожалению, о нем достоверно только то, что сообщается в апостольских Деяниях. «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, прославляющих Твое имя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Гл. 6, 23 Поя же Аарóн Елисавéту, дщéрь Аминадáвову, сестрý Наассóнову, себе в женý, и роди емý Надáва и Авиýда, и Елеазáра и Ифамáра Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара По объяснению бл. Феодорита, «Моисей, сделав нам известным не только отца, но и брата жены Аароновой, указывает соединение колен царского и священнического и тем показывает, что Владыка Христос произошёл от обоих колен, став по человечеству и Царём, и Священником» (тв. т. 1, стр. 115). Гл. 7, 20 И сотвориша тáко Моисéй и Аарóн, якоже заповеда им Госпóдь: и взéм Аарóн жéзл свóй, удáри вóду речную пред фараóном и пред рабы егó, и преложи всю вóду речную в крóвь И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь «Начало знамений Моисеевых – кровь и вода, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего, Моисей превратил реку в кровь, а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью ( Ин.19, 34 )» («Огласительные поучения» XIII, 21; стр. 258). Причём «в жезле Аарона, – по мнению св. Ефрема Сирина , – виден образ креста» (тв. ч. 6, стр. 476), а по мнению св. Кирилла Александрийского , он означает Самого Христа (тв. ч. 2, стр. 206). Агнец Пасхальный «Подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать и говорю), – пишет св. Григорий Богослов , – была неясным прообразованием прообразования» (тв. ч. 1, стр. 176). «Случившееся в Египте, – говорит и св. Иоанн Златоуст , – когда надлежало совершить Пасху, было образом настоящих событий» («Беседы на Евангелие от Матфея» ч. 3, стр. 198), а именно: «Иудейская Пасха есть образ, а христианская – истина. Та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная. Та избавляла некогда от Египта, эта освободила от идолослужения. Та погубила фараона, эта – дьявола. После той – Палестина, после этой – небо» (тв. т. 1, стр. 677–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху «Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел Законоположник», – перефразирует так этот стих св. Иоанн Златоуст , и, сопоставляя прообраз с Первообразом, продолжает, – «но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 166). Гл. 12, 22 возмите же кисть иссóпа, и омочивше в крóвь, яже близ двéрий, помáжите прáги, и на обою подвóю, от крóве, яже éсть близ двéрий: вы же да не изыдете кийждо из двéрий дóму своегó до заýтрия и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра «С иссопом соединяется кровь. Этот образ, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – косвенно показывает нам, что честная кровь Христова избавляет нас не только от гибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас» (тв. ч. 3, стр. 250–251). Гл. 12, 23 и мимо прóйдет Госпóдь избити Египтяны, и ýзрит крóвь на прáзе и на обою подвóю, и минéт Госпóдь двéри, и не попýстит погубляющему внити в дóмы вáша убивáти И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения «Если агнец при Моисее удалял погублявшего ангела, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободить от грехов? ( Ин.1, 29 )» («Огласительные поучения» XIII, 3; стр. 240). «Иудеи заклали агнца из стада овец и кровью его избавились от ангела-истребителя; а мы, – рассуждает св. Иаков Низибийский , – кровью Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершённых нами» («Слово о Пасхе» стр. 35). Уясняя прообразовательный смысл пасхального агнца, и св. Григорий Нисский говорит в том же духе: «Назначается пищей для нас соделаться тому телу, из которого излита кровь, и показуемая на дверях удаляет от нас губителя египтян» (тв. ч. 1, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца По мнению св. Иустина Медиоланского, разделяемому многими святыми Отцами Церкви 90 , Моисей, когда во время сражения Иисуса Навина с амаликитянами «молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «подняв руки вверх»), представлял собою «образ креста Христова» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «знамение и таинство» его). Почему, „егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик”? «Не потому народ одерживал победу, – поясняет св. Отец, – что Моисей так молился, но потому, что он делал знамение креста, так что если он что-нибудь опускал из этого знамения, то народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем, ибо сильный имел силу от креста» («Разговор с Трифоном Иуд.» гл. 90 и 111; стр. 299, 328–329). «Вообрази простертые руки Моисея, – говорит и св. Златоуст, – и ты увидишь сияющий образ креста» (тв. т. 6, стр. 623, 823). И по объяснению бл. Иеронима, «когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика, этим изображает таинство креста» (тв. ч. 12, стр. 322; ч. 13, стр. 177), так что «Моисей победил Амалика знаменем креста своего» (тв. ч. X, стр. 31; XIII, стр. 177). По толкованию св. Григория Нисского , Моисей «через простертие рук даёт познать Простершего руки на кресте» (тв. ч. 1, стр. 283). И по св. Златоусту, «через Моисея, распростёртые руки которго были поддерживаемы Аароном и Ором, дан был образ, а истина совершилась через Иисуса Христа, Который Сам Собою держал Свои руки распростёртыми на кресте» («Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 166; преподобный Нил Синайский тв. ч. 2, стр. 303). И, по толкованию бл. Феодорита, «воздвизая руки, Моисей представлял образ Распятого за нас, ибо, – поясняет он, – как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб – так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище дьявольское» (тв. т. 1, стр. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010