435 Но сам лично Преосвященный Игнатий смотрел на свой Бабаевский затвор, как на последнее жизненное пристанище, а свою связь с церковно-общественной жизнью полагал в молитве и своей аскетически литературной деятельности. 436 К этому подвигу молитвы и словесного выражения своих духовно-аскетических сокровищ для блага ближнего и сведена была жизнь Преосвященного Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре: суровый подвиг аскетизма личного, подвиг молитвенный и перенесение скорбей телесной болезненности, заботы о благоустроении и преуспеянии обители, попечение о своем брате подвижнике, памятование о местах своего жизненного служения, усиление переписки в назидание ближним, литературно-аскетическая деятельность, изредка отзвук на доносящиеся в затвор вести внешнего мира, постоянное памятование о смерти и необходимости достойного приготовления к ней, – вот в каком направлении может быть представлено содержание жизни Преосвященного Игнатия Брянчанинова в Николо-Бабаевском монастыре с 16 октября 1861 года по 30 апреля 1867 года. 86-летний старец монах Александр, выполняющий послушание чтения Псалтыри и помянника, при гробнице Владыки Игнатия, жил в Николо-Бабаевским монастыре еще при Святителе Игнатии. В его умилительно-назидательных воспоминаниях встают пред слушателем живые образы в Бозе почивших трудников душеспасительного подвига: самого Владыки Игнатия, его брата – Петра Александровича – в иночестве монаха Павла, сына последнего Алексея Петровича, братии, пришедшей с Владыкой с Кавказа. Преосвященный Игнатий, по воспоминаниям старца, вставал в три часа утра и, после молитвы, когда был здоров, отправлялся на кратковременную прогулку в монастырскую рощу; остальное время пребывал дома, занимаясь молитвой и писанием своих сочинений. В своей жизни отличался строгим воздержанием, бессменно имея в своем столе суп и кашу, в то время, как для паломников и иноков монастыря предлагался более содержательный обед. В обращении – отличался необыкновенной добротой и лаской. Из монастыря почти не выезжал, а все хлопоты по монастырским делам вел П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

460 По рассказам В. В. Боборыкиной, одна из племянниц Преосвященного Игнатия решилась ехать из Покровского в Бабайки вопреки положительному запрещению дедушки–Александра Семеновича, и, проехав 200-верстное расстояние на лошадях по весеннему северному бездорожью, переправилась через Волгу во время ледохода, наняв для этого лодочника за 5 руб. ниже тремя верстами Бабаек, так как против монастыря по случаю ледохода переправа была воспрещена и охранялась стражей. 461 Об этом граф Д. А. Толстой поставил в известность П.А. Брянчанинова письмом от 14 мая 1867 г., за 2364. 462 Разумеется 50-ти-летний юбилей служения в священном сане Филарета, Митрополита Московского (Письмо Епископа Игнатия к Преосвященному Леониду от 24 апр. 1867 г.). 463 Александра Васильевна Жандр–двоюродная сестра Преосвященного Игнатия и внучка Александра Семеновича Брянчанинова; долгое время жила в Покровском у дедушки со своей больной матерью, которая там и умерла. Александра Васильевна , по отзывам В. Н. Брянчанинова, была девушка очень образованная и умная, но болезненная; вследствие сильной простуды страдала болезнью ног, сильно хромала и ходила всегда с палкой. Еще задолго до смерти деда она переселилась в Москву и владея весьма недурно пером, корреспондировала в периодических журналах и газетах. Была весьма близка к семейству К. П. Победоносцева ; это было в то время, когда К. П. Победоносцев профессорствовал в Москве. Самостоятельных средств А. В. Жандр не имела и, кроме литературного заработка, вероятно, пользовалась помощью родственников. Некоторое время жила в Вене для лечения и оттуда посылала корреспонденции в «Московские Ведомости» через посредство К. П. Победоносцева . Кончила свою скитальческую жизнь в Москве. К Преосвященному Игнатию она относилась с благоговейным уважением. 476 Епископ Игнатий писал в одном из своих писем: «Вам говорит это тот, кто всю жизнь провел в скорбях, кто сам весь в ранах». (Письма Пр. Игнатия, помещенный при жизнеописании его, составленном учениками, стр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

463. 535 Этого келейника Епископ Игнатий называл всегда не Василием, а Вениамином, как бы предвидя, что он уже последний. 546 См. письма Еп. Игнатия к сестре его, Марии Алекс., помещенные в Богословском вестнике за январь 1914 года, стр. 6–12. 560 Письмо к Преосвященному Леониду от 24 января 1860 г. (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова; см. «Приложения», стр. 157–158). 566 Письмо Преосв. Леонида Дмитровского к П.А. Брянчанинову (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова. 567 Письмо Высокопреосв. Платона, Архиепископа Костромского, от 17 апреля 1870 года (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова). 568 Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова. В письме от 18 янв. 1873 г. Архиепископ Платон называет Святителя Игнатия «приснопамятным иерархом». 569 Расколом называется собственно отделение от Вселенской Церкви, без нарушения единения в догматах. Нарушение единения в догматах уже есть ересь. На этом основании почти все русские раскольники суть собственно, уже не раскольники только, но и еретики. Западная Церковь называет Восточных христиан раскольниками, как не могущие уличить их в изменении какого-либо догмата Первенствующей Вселенской Церкви, а Восточная признает папистов еретиками,–как допустивших нововведение в самых догматах. Примеч. Епископа Игнатия. 570 При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одень Твоею благодатию брата нашего, и честностию украси его, в начале стояти пресвитеров люда Твоего». Вот и все значение церковное протоиерея: он, при богослужениями имеет право занимать первое место между прочими священниками. (См. чин хиротонии).. Примечание Епископа Игнатия. 572 Епископ, рукополагая пресвитера, в молитве своей читает, между прочим, следующее: «Сего, его же благоволил еси проручествовати от Мене, в непорочном жительстве и неуклонной вере благоволи подъяти великую сию благодать Святого Твоего Духа »..– ясно выражая этими словами духовное Происхождение, рождение пресвитера от Епископа, посредством, рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

466 В 1904 году сенатором А.П. Брянчаниновым внесено 600 руб. в Николо-Бабаевский монастырь на ремонт и содержание в исправности памятников на могилах Епископа Игнатия и П.А. Брянчанинова. 467 Около гробницы Святителя Игнатия всё полно мира и отрады и тихая, радостнотворная грусть невольно заполняет настроение чтущего его паломника, и тогда звуков небес заменить не могут скучные песни земли. Дерзновенно и глубоко уповаем, что в приложении к Святителю Игнатию остаются неколеблемо верными его слова: «Можно узнать, что почивший под милостью Божией, если при погребении тела его, печаль окружающих растворена какой-то непостижимой отрадой. 468 ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова «Есть добрые сердца, есть светлые умы; Они сияют нам, как утра блеск багряный. В хаосе шумных дел, среди житейской тьмы, Их голоса звучат торжественной осанной»! Отличительную черту личности Преосвященного Игнатия Брянчанинова составляет, на наш взгляд, её внутренняя сосредоточенность и самособранность. Следя за всем, известным нам житейским плаванием Епископа Игнатия, мы всюду видим в нём преобладание жизни внутренней над внешней, с соответствием последней направлению его жизни духовной. И с этой точки зрения Преосвященный Игнатий за всю свою жизнь представляет нам редкий пример личности цельной, всегда себе равной. В садах села Покровского, в Инженерном училище, в скорбях послушнического искуса, в настоятельстве монастырском, в архипастырстве Кавказском и в тиши монастырского уединения – пред нами, всё один Игнатий Брянчанинов , – самособранный, сосредоточенный аскет-подвижник, искатель и ревнитель душевного спасения для себя и ближних. «Блаженни, их же избрал и приял еси, Господи»! Эти слова слышим мы, когда святая Православная Церковь предает земле тело каждого члена своего и воссылает к Богу духов и всякая плоти усердное моление, да простит Он почившему Своим бесконечным милосердием все его вольные и невольные грехи и да упокоит Он его душу в лоне Авраама, в светлом месте, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

477 В своей статье «Во Христе сапер», вызванной «Воззванием» Епископа Игнатия к Ставропольской пастве, в котором этот последний предостерегал духовенство своей епархии от «якобинской» пропаганды. Герцен в одном месте без всяких оснований называет его «наставителем многих Московских магдалин», в другом месте говорит, что он увещевал этих магдалин на французском языке. См. Богослов. вестник за февраль 1913 г., стр, 195–198. 483 Отец Антоний, в мире Алексей Поликарпович Бочков происходил из Петербургского купеческого сословия. Овдовев после весьма краткой брачной жизни, он удалился из мира, постригся в монахи, получил имя Антония и провел в разных местах 35 лет Последнее его пребывание было в скиту Николо-Угрешского монастыря близъ Москвы, откуда он перешел в Московскую больницу чернорабочих для исполнения там духовных треб. Здесь он заразился тифом и умер в 1872 году, 69 лет от роду. Погребен отец Антоний Бочков в скиту Николо-Угрешского монастыря. Он был в переписке со многими духовными лицами и с Игнатием Брянчаниновым , Епископом Кавказским и Черноморским. Переписка эта сохранилась до настоящего времени. 499 Письма Еп. Игнатия, помещенные при жизнеописании его, составленном учениками, стр. 126. Эта безрелигиозность современной Преосвященному Игнатию жизни яркими красками изображена в одном из писем к нему отца Антонию Бочкова, где этот последний говорит: «Опьяненные XIX веком и его открытиями, обманутые ложным прогрессом, легкомысленные юноши и старики, еще более презренные, вопиют о всеобщих надеждах и будущих завоеваниях науки! Какое-то бесовское восхищение, какой-то сатанинский праздник повсюду. Есть чему радоваться врагу человеческого рода! В праздники Невские мосты стучат от колесниц, скачущих на пьяные сборища по островам; железные дороги недостаточны для Царскосельских и Павловских гуляк; по городу оставшиеся полунищие ходят артелями, шатаясь и срамословя! Когда случалось мне бывать в Петербурге в праздничные дни после полудня, то я с каким то темным чувством глядел на все окружающее, вовсе не христианское зрелище, и самого себя, свою одежду, с горькой печалью, окаявал, яко вовсе не подходящую к этой модной грязи и столичной пыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

4-го января 1858 года вновь рукоположенный для Кавказской епархии Преосвященный Игнатий прибыл в г. Ставрополь. Жители Кавказской епархии радостно и приветливо встретили Владыку Игнатия. Настроение Епископа Игнатия при вступлении на Кавказскую кафедру было полно покорности воле Провидения и готовности неутомимо работать на пользу христианского просвещения вверенной ему епархии. Недавно мечтавший о том, чтобы под конец жизни куда-нибудь уйти в тихий край родной России, подальше от Питера, который по климату и по всему был несроден ему, Архимандрит Игнатий во всем полагался на волю Божию. 343 По принятии благодати Архиерейства, он пишет своему другу и брату П.А. Брянчанинову, бывшему в то время Ставропольским вице-губернатором: «Усердно желаю, чтобы ты остался в Ставрополе и чтобы нам Бог благословил потрудиться вместе для пользы христианства и человечества, – иначе – для пользы Церкви Православной и тесно связанной с ней пользы Отечества. Всесвятая воля Божия да совершается над нами и, да дарует нам грешным спасение! Цель моей жизни в Ставрополе – благочестие. Усердно желаю и молю Господа, чтобы даровал мне посвятить себя всецело учению Христову, как этого и требует моя обязанность, и этим учением препитывать себя и ближних во спасение». 344 Таким же настроением проникнута и речь Епископа Игнатия при наречении во Епископа и первое вступительное слово его к Ставропольской пастве. 345 Этим духом покорности воле Божией, ревностью о христианском научении Богодарованной паствы, об обеспечении для неё самых условий и источников духовного питания через улучшение епархиального Управления через возвышение умственного и нравственного уровня духовенства; этим духом проникнута даже неизбежная борьба с недостатками епархии и духовенства, но та же ревность о христианском совершенствовании и душевном спасении паствы не позволяла Игнатию Брянчанинову идти на компромиссы и побуждала отстаивать самобытность жизненного взгляда, независимо от того, как это отразится на нем самом, на его личной репутации, здоровье и настроении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

574 Таков взгляд Бабаевского отшельника, который «из уединения своего смотрит на мир , плывущий вдалеке, и об одном молит, чтобы он плавание свое совершал под покровом милости Божией». 575 С той же, конечно, мистически-благодатной точки зрения смотрит Святитель Игнатий и на все другие стороны жизни; с этой точки зрения понятна глубокая, скорбь Святителя Божия о падении христианского настроения в современном ему обществе и, особенно, в той части этого общества, которая имеет преимущественное назначение направления жизни в соответствии с христианскими идеалами. Поставляя существенной задачей церковного служения – примирение главных сословий отечества, которых разрознило европейское учение, подчинившее себе и духовенство, и дворянство, Владыка Игнатий полагает, что Церковь и духовенство пострадали, страдают и, кажется, должны пострадать от европейских учений, а не от каких-либо сословий». Его глубоко печалит отклонение от основ национальной русской жизни русских людей – купцов, погостивших в западной Европе, детей духовенства, образованных по-европейски, 576 а между тем, в основах психологии русского человека так много задатков для устроения жизни на самобытных началах. Познакомившись ближе с белым духовенством, Владыка Игнатий свидетельствует, что, в среде его «имеются самые добрые люди, что все вообще духовенство может быть направлено прекрасно, что оно очень девственно, что его погрешности и недостатки более грубы, нежели глубоки, – только «нужно воспитание и направление, более определенное». 577 Его печалит упадок монашеской жизни, затруднение найти монастырь благоустроенный. «Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут: самое понятие о нем потеряно. Телесный труд и многопопечительность о вещественном развитии уничтожают душевное развитие». 578 Его печалит упадок духовной школы, ослабление в ней церковных идеалов, материализация жизненных интересов, неопределенность направления, а потому и – результатов воспитания в духовной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

588 . Таким образом, наряду с тщательной и целепригодной теоретической подготовкой, кандидаты священства должны, по мнению Святителя Игнатия, пройти практически искус духовного подвига в обстановке монастырской или подобной ей. Заменить это практически-опытное познание духовной жизни ничто не может и никакое, самое возвышенное образование возместить не в силах. А так как опытное познание духовной жизни и направленное к нему вольное и деятельное подвижничество составляет существенную сторону жизни монашеской, то, по справедливому заключению Владыки Игнатия, монашество составляет наиважнейший фактор жизни церковной, необходимое условие возвышения и развития духовно-религиозной жизни, ибо монастырские уставы и правила изложены Святыми Отцами «по откровению Божию, по внушению Святого Духа, а не по какому-нибудь соображению человеческому». Испорченные «гордынею и невежеством разных умствователей, действовавших по стихиям западного протестантизма и атеизма» монастыри, для блага Церкви, должны быть возвращены к своему первоначальному назначению, а не уничтожены: «для Православной Церкви необходимо монашество, она не может существовать без него. Монахи достигают христианского совершенства, бесстрастия, ощутительного действия в себе Святого Духа, почему стяжевают живое понятие о христианстве. И тени такого познания не может преподать никакая наука человеческая; все профессоры, магистры и доктора Богословия, производимые Университетами и Академиями суть невежды в сравнении с монахом, одушевленным благодатию Божией за последование Христу исполнением Его заповедей». 589 Так определенны, оригинальны и тверды : взгляды Преосвященного Игнатия по отмеченным выше вопросам. Его мнения не случайны, суждения не разрозненны, а объединены гармонически в одном стройном и возвышенном мировоззрении, проникающем его церковно-общественную деятельность, личный жизненный подвиг и его литературно-назидательные труды. Замечательным выражением его церковно-общественных взглядов является неоднократно выше цитированная нами его «Записка о необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

73 Таким другом его был Михаил Васильевич Чихачов, имя которого так тесно связано с именем Димитрия Александровича Брянчанинова, что в благоговейных воспоминаниях о жизни этого последнего нельзя не отвести параллельного места и для краткого повествования о Михаиле Чихачове, что представляется тем более удобными, что мы имеем составленные им самим, до сих пор не изданные «записки», в которых, «понуждаемый любовью его знающих», он бесхитростно говорит нам, как может припомнить, «что было с ним от юности и до времени пострижения его», не мудрствуя лукаво, излагает нам «повесть своего обращения ко всемогущему покаянию». 74 Миша Чихачов был годом старше Димитрия Брянчанинова (он родился в 1806 году). Условия, в каких он провел свое детство, имели весьма мало общего с теми, в которых вырос сын Александра Семеновича. Младший в семье и потому, как это нередко случается, особенно балуемый родителями, он рос на свободе в родном поместье, находящемся в двух сотнях вёрст от северной столицы (в Псковской губернии, Порховском уезде). Тогда как братья и сестры его были отданы в казенные места для воспитания, он до 16-ти лет оставался дома, обучаясь то под руководством специально для этого приглашенных учителей (по большей части французов), то у родных или знакомых, куда пристраивала его мать для обучения с их детьми наукам и французскому языку. Учение не представляло никакой трудности для умного и способного мальчика. Веселым, беззаботным, а по собственному признанию даже «ветреным и шаловливым» шестнадцатилетним юношей, привыкшим дома «к баловству и болтовне», был привезен в то же самое Петербургское Инженерное училище, куда по желанию родителей поступил и Димитрий Александрович. Подобно тому, как перед молодым Брянчаниновым, так и перед Михаилом Чихачовым при самом вступлении в училище открывалась блистательная перспектива будущей службы: выдержавши хорошо экзамен, он обратил на себя внимание училищного начальства и самого Великого Князя Николая Павловича – генерал-инспектора, который выбрал его, как и Брянчанинова, своим пансионером и, каждодневно посещая, училище, часто жаловал ему свое ласковое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

81 Кроме личной врожденной правдивости друзей,–в отношении к Брянчанинову, как это напоминает влияние честного и правдивого Дормедонта! 83 В 1824 году Брянчанинов был переведен из юнкерских классов в нижний офицерский, что теперь Николаевская Инженерная академия. 87 Записки М. Чихачова, стр. 15. Инспектором училища был Инженер Ген.-Майор барон Эльснер, с трудом объяснявшийся по-русски. 89 Впоследствии эконом в Сергиевой пустыни при Архимандрите Игнатии, а потом строитель Череменецкой обители, где и скончался. 94 Поступивши сразу во второй, кондукторский класс, Брянчанинов вышел в офицеры раньше Чихачова. 100 Жизнеописание Еп. Игнатия Бр., составленное его ближайшими учениками в 1881 году, стр. 26–27. 103 Старец Леонид, который в жизнеописании Епископа Игнатия, составленном его ближайшими учениками в 1881 году, образно называется Моисеем, выведшим нового израильтянина (Димитрия Александровича) из Египта мирской жизни, имел столь важное значение для этого последнего, что нам представляется уместным сказать о нем несколько подробнее. Происходивший из рода простых Карачевских граждан–Наголкиных, старец Леонид (в миру Лев Данилович) провел свою молодость в должности купеческого приказчика, разъезжая по торговым делам почти по всей Русской земле. Двадцати девяти лет, оставивши мир (в 1797 г.); он провел 2 года в Оптиной пустыни; а отсюда перешел в пустынную Белобережскую обитель, где и был в 1801-ом году пострижен в монашество настоятелем её, иеромонахом Василием (Кишкиным) и наречен Леонидом. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха, что свидетельствует о том, что своей строгой жизнью и своими подвигами он превосходил прочих братий. Проведши в Белобережской обители 3 года в непрерывных трудах иеромонах Леонид был назначен (в 1804 году) настоятелем этой же обители. Еще до занятия этой должности о. Леонид, пребывая временно в Чолнском монастыре, имел возможность узнать поселившегося там схимонаха Феодора, опытного в «подвижнической жизни–ученика великого старца Паисия, архимандрита Молдо-Влахийских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010