Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г.   Описание монастырей Российского государства и их вотчин в 1701–1705 гг. составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого Дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Это была попытка Петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Первое упоминание об этом описании и характеристика значения переписных книг содержатся в работе М. И. Горчакова Большое внимание этому виду источников уделил И. А. Булыгин. Он рассмотрел механизм работы Монастырского приказа по проведению переписи, установил время этого процесса – 1701–1705 гг. Работа над изучением переписных книг 1701–1705 гг. продолжается. Описания церковно-монастырских владений начала XVIII в. изучала Н. В. Соколова. Она проанализировала организационные принципы и практику проведения переписи в Нижегородском уезде О. Н. Адаменко изучила опись Спасо-Каменного монастыря 1702 г. Большое внимание переписи начала XVIII в. уделила М. С. Черкасова. Она рассмотрела механизм проведения этого описания в Вологодском уезде и выявила 3 книги в составе фонда Монастырского приказа РГАДА, а также несколько рукописей в Государственном архиве Вологодской области. Черкасова рассмотрела различные социально-экономические вопросы, на которые дает ответ источник В другой своей работе М. С. Черкасова изучила монастырские архивы, зафиксированные в переписных книгах, в том числе начала XVIII в. В 2011 г. увидело свет издание, посвященное переписным книгам вологодских монастырей. В нем опубликованы переписные книги Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей 1701–1702 гг. Н. В. Башнин в фонде Монастырского приказа РГАДА обнаружил еще одну, четвертую книгу, где содержатся описания вологодских монастырей: Дионисиева Глушицкого, Спасо-Нуромского и Александрова Куштского. Исследователь изучил и опубликовал переписную книгу Дионисиева Глушицкого монастыря Мною были изучены и опубликованы переписные книги вологодских Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского и Григориева Пельшемского Лопотова монастырей, Семигородней пустыни А. Н. Говорова опубликована переписную книгу Симоно-Воломского монастыря Устюжской епархии

http://sedmitza.ru/lib/text/7758339/

Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1426 и 1441. Адрес: Россия, Вологодская область, Сокольский район, урочище Лопотово Координаты: 59.442827, 40.315276 Проезд:Из города Кадников ехать в сторону поселка Сосновая роща. И далее на машинах повышенной проходимости ехать в сторону деревни Дор до старого моста. Через мост не переправляться, но повернуть налево и ехать вдоль реки в сторону урочища Лопотово. Осторожно!!! Есть змеи и возможны встречи с дикими животными. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Протоиерей А. Мокиевский. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря Основатель обители прп. Григорий Пельшемский родился в 1315 году, происходил он из знатного рода бояр Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился своим высоким положением и предполагаемой женитьбой, оттого как с юных лет избегал мира и всех его удовольствий и думал единственно о спасении души. Не желая, однако, поступать поперек воли родительской, он, как мог, откладывал свадьбу, а сам молился о том, чтобы Господь помог ему сохранить чистоту девства. В ответ на молитвы юноши Господь призвал родителей Григория раньше, чем они успели оженить его. С честью похоронив отца с матерью, молодой боярин скоро распорядился своим наследством, наделивши своих рабов и рабынь землей и имением, отпустил на волю, деньги раздал нищим, а сам, не оставив себе ничего, пошел в монастырь Богоматери, находившийся близ Галичского озера. Невзирая на юность, Григорий, став монахом, служил жизнью своей примером для братии. Строгая жизнь подвижника обратила на себя внимание духовного начальства, и как только он достиг узаконенных лет, был возведен во священный сан, а затем поставлен был и игуменом обители. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и почет. Сам владетельный князь Галичский Юрий Димитриевич, брат великого князя Василия, такое имел к нему уважение, что за честь считал для себя знакомство с ним и упросил его быть восприемником двух сыновей своих. Подобная честь и величание было чуждо смиренной душе подвижника и нарушало спокойствие его духа. Он стал вынашивать мысль об удалении в такое место, где бы он мог жить в совершенном безмолвии.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора. В 1830 году Димитрий, с помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь. В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена. Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения. Ввиду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря. Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы. С 1838 года архимандрит Игнатий был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии. Архипастырское служение В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь, чтобы взять в управление Кавказскую и Черноморскую епархию. Когда он приехал на Кавказ, епархия находилась в страшном запустении. Здесь святитель Игнатий столкнулся с многочисленными трудностями, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников, коих в то время было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В дек. 1547 г. К. в числе др. архиереев поручился перед Иоанном IV за кн. И. И. Пронского. 11 окт. 1547 г. К. дал жалованную грамоту игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от владычных податей и различных пошлин с приписного к ней храма во имя вмч. Георгия в с. Усове в Масленском стане в Окологодной десятине; 27 мая 1558 г. К. подтвердил эту грамоту игум. Матфею (1555-1559) (ААЭ. Т. 1. 214. С. 204; РИБ. Т. 32. Стб. 289-290. 167). В поздних описях упоминается жалованная грамота, данная К. в 1546/47 г. Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресв. Богородицы мон-рю , вероятно аналогичная грамоте Кириллову Белозерскому мон-рю. 20 сент. 1554 г. иерарх освободил своей жалованной грамотой Ильинский храм на Мезени в Глотовской слободе Яренского у. от уплаты пошлин. Рукоположив во иерея Евдокима Логинова, он дал ему 2 апр. 1556 г. ставленую грамоту (РИБ. Т. 32. Стб. 416-417). Известен вклад святителя в Троице-Сергиев мон-рь: 28 марта 1550 г. «владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев» (ВКТСМ. С. 39). К. упоминается в Житии прп. Геннадия Любимоградского († 1565), где говорится о беседе святого с епископом и о болезни архиерея в последние годы жизни. По Житию, прп. Геннадий посетил К. в Вологде ок. 1554 г., после чего архиерей прожил ок. 5 лет. Вычегодско-Вымская летопись (кон. XVI - нач. XVII в.) относит кончину К. к 1560 г. Епископ был погребен в ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде, на архиерейском подворье. Перезахоронен в новопостроенном кафедральном Софийском соборе Вологды, «на левой стороне, на первом месте от северных дверей собора». До 1848 г. над гробницей была надпись: «Великий господин Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля старого двора, и погребен на сем месте» ( Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 61; Он же. 1865. С. 768).

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Действовала обитель вплоть до 30-х годов XX века. Советская власть ее закрыла, образовав на ее месте сельскохозяйственную коммуну. Церкви были разворованы и переделаны под жилье и зернохранилища. В дальнейшем на территории обители и прилегающих к ней землях существовал совхоз. Редкие иконы и утварь сохранились или в музеях, как например, икона XIX века Воскресение Христово из собрания Русского музея, или в домах верующих. Точку в истории монастыря поставила экологическая катастрофа. В 70-х годах промышленный гигант – Сокольский ЦБК начинает сброс в реку Пельшму своих технологических отходов. На сегодняшний день концентрация химии в воде реки такова, что Пельшма признана экологами самой загрязненной рекой (!) в России. В ней погибла вся рыба и те деревни и села, что издавна стояли близ этой реки, обезлюдили. Так и село Лопотово опустело. Дома кто перевез, кто распилил на дрова, а каменные монастырские сооружения превратились в руины. Дикий бурьян выше человеческого роста заполонил теперь место некогда славной обители, а о том, что здесь когда-то жили люди, напоминает лишь выдичавший яблоневый сад. Одно из подворий монастыря располагалось в городе Кадников. При нем была выстроена замечательная часовня, которая несколько лет назад была возвращена верующим и освящена. Там регулярно проводятся богослужения священниками ближайшего Ильинского храма. Теперь, когда поклонение преподобному доступно лишь экстремальному паломнику, ему можно помолиться в этой часовне, единственном действующем храме в городе. Однако мощи св. Григория Пельшемского так и пребывают среди заброшенных руин и продолжают освящать своим присутствием наш благодатный край. Источник: Мокиевский А. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря/прот. А. Мокиевский//Ферапонтовские чтения, 2004-2006. – Ферапонтово, 2007. Вып. 1: История и культура монастырей Русского Севера. С. 168-171. Основал монастырь в начале XV века уроженец Галича монах Григорий (Лопотов), пришедший в вологодские края в поисках молитвенного уединения. Пять лет прожил Григорий в обители преподобного Дионисия Глушицкого, а потом поселился на берегу Пельшмы. Вокруг его кельи вырос монастырь, в котором бывал и преподобный Дионисий. Связаны эти места с именем еще одного великого русского подвижника – святителя Игнатия Брянчанинова: вскоре после своего пострига в 1831 году он два года управлял Пельшемской обителью, привел в порядок и духовную жизнь насельников, и хозяйство монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=44520

В 1612 году монастырь не избежал участи большинства северных обителей и был дотла сожжен бандами поляков и литовцев, о чем свидетельствует целый слой угля в археологических раскопках. До 1764 года настоятельство в нем было игуменское, крестьян под ним было 293 души, после екатеринских реформ монастырь стал заштатным и пришел в упадок. История монастыря в XIX веке связана с именем прославленного в лике святых нашего соотечественника святителя Игнатия Брянчанинова. В 1831 году Вологодский епископ Стефан совершил монашеский постриг будущего святителя, после чего в течение месяца рукополагает его сначала в иеродьякона, а затем и в иеромонаха. Имея к тому времени уже достаточную духовную зрелость, иеромонах Игнатий становится вскоре настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря, который к тому времени за оскудением братии и общей ветхости был уже предназначен к закрытию. Сравнительно недолго (около двух лет) настоятельствовал здесь отец Игнатий, но за этот короткий срок благодаря своей мудрости, твердой воле и несокрушимой энергии возродил обитель в духовном и хозяйственном отношении. Был создан замечательный хор. За короткий срок число братии увеличилось до 30 человек. Были построены две каменные церкви - Богородичная с приделом св. Иоанна Предтечи, и церковь прп. Григория, звонница, братский корпус. Монастырь был обнесен невысоким каре с угловыми башенками и воротами. Был возведен арочный каменный мост через реку Пельшму. 28 января 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. Хозяйственная деятельность, которую осуществлял монастырь прп. Григория, была типичной для вологодского края – это в основном сельское хозяйство и рыбная ловля. Но был в монастыре и свой особенный промысел – железоделательный. Еще с давних времен приметили монахи, что в лесных омутах вода коричневая, что говорило о большом содержании металла в почве. На лодках иноки пробирались по трясине, наполняя их болотной грязью. Потом из этой грязи выплавляли металл – так называемое кричное железо. Железо вследствие несовершенства технологии получалось не самого лучшего качества, но, однако, вполне обеспечивало обитель и всю округу предметами обихода – гвоздями, подковами, топорами, наконечниками плугов, косами, замками и пр. Также это железо употребляли при строительстве, из него ковали решетки, петли, стяжки для кладки и даже купольные кресты.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Ф. Комаровский (впосл. Новоезерский игум. Феофан). Чихачёв оставался еще нек-рое время в мон-ре и познакомился с прибывшим туда 20-летним юношей из купеческого звания П. Д. Мясниковым, буд. настоятелем Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря архим. прп. Пименом. В авг. 1830 г. Чихачёв оставил Новоезерский мон-рь и, получив небольшое пособие от Яковлева, пешком отправился на родину, в Псковскую губ. Через 2 недели он остановился в Никандровом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре . Особое впечатление на него произвели чин монастырского богослужения и киевский распев, которому он стал учиться на клиросе с братией (впосл. он внедрил этот распев в обиход Троице-Сергиевой пуст.). Родители прислали за ним престарелую тетку, к-рая уговорила его ехать домой. Дома, как писал М., «сталкивалась сама любовь с любовию же…»: родители просили его поступить на светскую службу, но тот отвечал: «Ради Христа надел и ношу это платье, зачем же для угождения миру и родным сниму его?» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 95). Ок. года он жил то у родителей, то в Никандровой пуст., настоятель которой намеревался постричь его и возвести в сан диакона. Родители противились решению сына уйти в мон-рь, но не проявили такой непреклонности, как Брянчаниновы, и выделили ему его часть наследства. Между тем в 1831 г. Брянчанинов был пострижен в малую схиму с именем Игнатий, рукоположен во диакона и иерея и 6 янв. 1832 г. назначен строителем Григориева Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресвятой Богородицы монастыря , к-рый до этого предполагалось упразднить из-за полного запустения. Примирившись с родителями и навестив любимую сестру Ольгу, а затем родственников ее жениха - Кутузовых в Ярославской губ., в Пельшемскую обитель прибыл и Чихачёв. Иером. Игнатий построил настоятельский корпус, в к-ром предусмотрел келью и для своего друга. М. свидетельствовал: «Теперь у него попечение о целом общежитии было, следовательно, силы сердечной любви распространялись не на одного меня, а на всех чад его» (Жизнеописание еп.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

Источник: Сальников А. Восстановление заброшенной обители: начинаются работы по возрождению монастыря преподобного Григория Пельшемского//Красный Север. 2016. 13 июля. С. 31. По материалам: http://www.booksite.ru/civk/2_st-794.html Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. Соборная Богородицкая церковь, XVlll века, каменная. Престолы в честь: Собора Пресвятой Богородицы - главный, усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь в честь преп. Григория Пельшемского, 1833 года, каменная. В церкви под спудом находились мощи преп. Григория Пельшемского. Библиография: Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 79, 130. Лопотов монастырь. Извлеч. из описания Н. Суворова 1875 г. Вологод. Епарх. Вед. Лопотов Богородицкий, заштатный, общежительный мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, на левом берегу реки Пельшмы, впадающей в Сухону, разстоянием от г. Вологды на северовосток по большой архангелогородской дороге (в сторону от этой дороги две версты) в 42 верстах; от уезднаго г. Кадникова, на югозапад, в 7 верстах. Лопотовым называется по родовой фамилии своего основателя, преподобнаго Григория, Богородицким до главному храму обители во имя Собора Богоматери. Преподобный Григорий родился около половины XIV столетия в городе Галиче из боярской фамилии Лопотовых. В 1426 году преподобный соорудил церковь во имя Пречистый Девы, честнаго Ея Собора. В 1430 году когда князь Димитрий Шемяка наступил ратию на город Вологду, вооружившись христианским мужеством, преподобный Григорий взял свой посох и пошел к нему с обличительным словом; разгневался князь за смелую речь отшельника и велел сбросить его с моста; преподобный разбившись почти до смерти, несколько часов, пролежал как мертвый, потом встал и окружавшим его предсказав, что Шемяка будет побежден, возвратился в пустыню свою. Преподобный предал чистую душу Богу сентября в 30 день 1442 г. После блаженной кончины преподобнаго Григория, основанная им обитель непрерывно сохраняла свое существование до настоящаго времени. До половины 18 столетия все строение в ней было деревянное.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Монастырь на Пельшме использовался советской властью по-разному, еще в 80-х годах тут был летний пионерский лагерь. Люди еще помнят, как весело тут жилось ребятам, как играли в футбол с мальчишками из соседних деревень… Давно и лагерь закрылся, и в округе никто не живет. Прихожане Ильинской Засодимской церкви, что под Кадниковом (это ближайший храм к Пельшемскому монастырю), поставили Поклонный крест в память об обители. Шесть лет они совершают сюда из своего храма крестный ход в день памяти преподобного Григория – 13 октября. Протоиерей Георгий Осминин совершал на развалинах молебен, и до следующего дня памяти обитель вновь погружалась в запустение. В прошлом году в разрушенном монастыре побывали прихожане возрождающегося вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу, здесь в прежние времена был престол во имя преподобного Григория Пельшемского. Вот тогда Роман Сипин – староста Нижнедольского храма – и застревал в непроезжей грязи, когда приезжал с настоятелем протоиереем Александром Лебедевым подготовить место для молебна. Из всех луж выбрались, молебен совершили, все остались довольны. Но осталась мысль – неужели так и оставим святое место в запустении? В начале июля вологжане и кадниковцы приехали в обитель на Пельшме посмотреть внимательно, что и как можно здесь сделать. Предварительно изучили исторические материалы, помогла известная исследовательница вологодских древностей Нина Македонская, автор «Церковно-исторического атласа Вологодской области», она о местных обителях знает, кажется, все. В монастыре были два храма – Богородский и Григориево-Пельшемский. Исследовали оба и пришли к выводу, что браться целесообразнее за тот, что поставлен над мощами основателя обители. Оба они руинированы, как говорят специалисты, оба стоят без кровли, но у Григориево-Пельшемского стены сохранились лучше. – Конечно, планов больших строить сейчас не будем, – говорит Роман Сипин. – Начнем работать, а там уж как получится. Видится реальная возможность в этом году хотя бы часть храма перекрыть, и железо есть – старое, конечно, но еще послужит. Хотя бы от снега и дождя прикроет… Заложим кирпичом отверстие в стене, навесим двери, потом можно будет придел небольшой оборудовать, богослужения начать. Обсуждение шло серьезно, неспешно. Решили – надо делать! – Надеемся поработать несколько дней, чтобы суметь не только убрать битые кирпичи и поваленные деревья из храма, но и подготовить основу для дальнейшей работы, – продолжает Роман Сипин. – Ждем, что к нам присоединятся все, кто может свой труд вложить в возрождение храма – это же счастье для каждого православного.

http://sobory.ru/article/?object=44520

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010