Монастырь на Пельшме использовался советской властью по-разному, еще в 80-х годах тут был летний пионерский лагерь. Люди еще помнят, как весело тут жилось ребятам, как играли в футбол с мальчишками из соседних деревень… Давно и лагерь закрылся, и в округе никто не живет. Прихожане Ильинской Засодимской церкви, что под Кадниковом (это ближайший храм к Пельшемскому монастырю), поставили Поклонный крест в память об обители. Шесть лет они совершают сюда из своего храма крестный ход в день памяти преподобного Григория – 13 октября. Протоиерей Георгий Осминин совершал на развалинах молебен, и до следующего дня памяти обитель вновь погружалась в запустение. В прошлом году в разрушенном монастыре побывали прихожане возрождающегося вологодского храма Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем Долу, здесь в прежние времена был престол во имя преподобного Григория Пельшемского. Вот тогда Роман Сипин – староста Нижнедольского храма – и застревал в непроезжей грязи, когда приезжал с настоятелем протоиереем Александром Лебедевым подготовить место для молебна. Из всех луж выбрались, молебен совершили, все остались довольны. Но осталась мысль – неужели так и оставим святое место в запустении? В начале июля вологжане и кадниковцы приехали в обитель на Пельшме посмотреть внимательно, что и как можно здесь сделать. Предварительно изучили исторические материалы, помогла известная исследовательница вологодских древностей Нина Македонская, автор «Церковно-исторического атласа Вологодской области», она о местных обителях знает, кажется, все. В монастыре были два храма – Богородский и Григориево-Пельшемский. Исследовали оба и пришли к выводу, что браться целесообразнее за тот, что поставлен над мощами основателя обители. Оба они руинированы, как говорят специалисты, оба стоят без кровли, но у Григориево-Пельшемского стены сохранились лучше. – Конечно, планов больших строить сейчас не будем, – говорит Роман Сипин. – Начнем работать, а там уж как получится. Видится реальная возможность в этом году хотя бы часть храма перекрыть, и железо есть – старое, конечно, но еще послужит. Хотя бы от снега и дождя прикроет… Заложим кирпичом отверстие в стене, навесим двери, потом можно будет придел небольшой оборудовать, богослужения начать. Обсуждение шло серьезно, неспешно. Решили – надо делать! – Надеемся поработать несколько дней, чтобы суметь не только убрать битые кирпичи и поваленные деревья из храма, но и подготовить основу для дальнейшей работы, – продолжает Роман Сипин. – Ждем, что к нам присоединятся все, кто может свой труд вложить в возрождение храма – это же счастье для каждого православного.

http://sobory.ru/article/?object=44520

м. владел селами Никольским и Покровским, деревнями и починками Пельшемской и Замошской волостей. В 20-х гг. XVII в. земли мон-ря (ок. 1 тыс. дес.) располагались в Пельшемской, Боровицкой, Замошской и Засодемской волостях. По переписной книге 1645-1647 гг., Г. м. владел с. Середний Погост, где жили церковнослужители, дер. Дор с 2 крестьянскими дворами (Пельшемская вол.), с. Покровским, деревнями Телячье, Кошкарово, пустошами Марышево (Мишаково?), Быково, Чурилово, Горка, Вотолино, Плетиково, Каликино, Пальцево (Замошская вол.), деревнями Коржа, Зыковка (Зиновка?) и Селища, расположенными на р. Сухоне, починком Гусевом на р. Корже (Боровицкая вол.). Всего в вотчине Г. м. находилось 72 крестьянских двора (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14732. Л. 1310 об.- 1312 об.). Г. м. принадлежала также пустынька на р. Кобеленке, между реками Корбангой и Двиницей, с ц. во имя Св. Троицы. Во владении пустыньки находилось 6 починков - Сторожев, Середний, Сельцо, Огарёв, Ивашков и Погорелое. На р. Пельшме Г. м. владел сенокосами («по реке Пельшме вниз по обе стороны до Холуя и до Пельшемского размежья и до реки Глушки 150 копен»), лесными угодьями «в длину на пять верст, а поперек на три версты» и мельницей. По ревизии 1744 г., в Г. м. насчитывалось 292, в 1764 г.- 293 крестьянина. Во 2-й пол. XIX в. Г. м. владел более 47 дес. пахотной земли, ок. 120 дес. сенокосов, 21 дес. проч. угодий. В 1872 г. к этим владениям были примежеваны 150 дес. леса, рыбная ловля на р. Сухоне, огород. В 1908-1911 гг. капитал Г. м. составлял 14 530 р., к 1 янв. 1919 г.- 3918 р. 28 к. Ок. 1920 г. Г. м. был обращен в сельхозартель, по документам 1923 г., храмы, колокольня и трапезная находились в пользовании «Григориево-Пельшемского христианского общества», в к-рое входили крестьяне неск. волостей. К 1924 г. в постройках мон-ря проживали 2 иеродиакона, 2 монаха, 2 послушника, трудник и 4 престарелые женщины. В февр. 1926 г. Г. м. был закрыт, община (51 чел.) ликвидирована. В годы советской власти храмы и др. постройки не охранялись, большая часть имущества вывезена уездными органами власти.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг. 13 окт. 1929 и 5 янв. 1930 г. в окружной газ. «Коммунист» последовательно вышли статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В нач. 1930 г. в с. Мякса из Череповецкого окрадмотделения было отправлено письмо с пометкой «Срочно. Секретно» с требованием принять меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 4 февр. всем сестрам, в т. ч. проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок выселиться из келий и покинуть Леушинский край (всего оставалось 154 насельницы). Судя по информации из офиц. письма в окрисполком, датируемого 23 апр. 1930 г., выселение инокинь затянулось: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Изгнанные монахини проживали в ближайшем к Леушино селении или возвращались на родину. Их отъезд позволил властям закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В февр. 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы, не пожелавшие покинуть Леушино, в т. ч. юродивая мон. Нектария. Проживавших на территории Ленинградского подворья сестер во главе с игум. Агнией арестовали. Совхоз «Леушино» был закрыт, монастырские корпуса переданы в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ 3), общее число воспитанников к-рой к 1938 г. составило 370 чел. В 1935 г. постановлением президиума Леноблисполкома собор Похвалы Пресв. Богородицы был закрыт и передан школе трудновоспитуемых детей; 14 сент. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Л. м. попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской обл. от 29 окт. 1938 г. Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ 3) решено эвакуировать из зоны затопления. Часть ее воспитанников предлагалось разместить в корпусах упраздненных Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи и Григориевого Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресв. Богородицы мужских монастырей Вологодской обл., а еще 100 чел. направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. Остовы Похвальского собора и колокольни Л. м. еще нек-рое время возвышались над поверхностью воды.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Михаил был мировым посредником в Корбангской волости Вологодской губернии, а умер монахом в Оптиной пустыни; Александр служил в военной службе, умер в молодых годах; перед смертью пострижен братом своим Игнатием в монахи, и похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Сын Ставропольского Губернатора П.А. Брянчанинова А.П. Брянчанинов, после окончания университета, под влиянием тяжелых обстоятельств личной жизни, хотел уйти в монастырь, долгое время жил при дяде в Бабайках, но был отклонён от монашества самим Владыкой Игнатием, ушел в гражданскую службу, которую и кончил в должности сотрудника Комитета Министров, и в звании сенатора, не растеряв за это время своей чуткой религиозности и памятуя о своих праведных предках – отце и дяде. Домашний режим семьи Брянчаниновых отличался серьёзностью, строгостью, выдержанной дисциплиной и непоколебимым порядком. Директивы домашней и хозяйственной жизни исходили из кабинета барина, из его продуманных планов и решительной воли, проникали собой все части сложной жизни всех обитателей села Покровского, находили усердных – за совесть, а не за страх исполнителей; Брянчаниновы умели выбирать и ценить людей. Стройно изо дня в день наблюдался порядок в семье, в доме и в имении, и годами утвержденный, он не нуждался уже в особо тщательном надзоре. Почти исключая возможность отклонений, войдя в плоть и кровь, в привычки и характер обитателей Покровского. На зиму семья переезжала в городской дом, нимало не нарушая заведенного порядка – ни в доме, ни в имении и поддерживая непрерывную связь с Покровским вплоть до весны. Ежедневно делались доклады барину, ежедневно доставлялись продукты для стола, и даже вода для питья и пищи привозилась из имения за 20 верст, и то не был каприз: вода горного источника в Покровском даже до сего дня кристально чиста и необычайно вкусна и налитая в чистый графин совершенно незаметна по своей прозрачности. Благоустройство имения, достигнутое собственными трудами, обеспечивало для семьи Александра Семеновича внешнюю жизнь и доставляло внутреннее удовлетворение даровитому хозяину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На исходе XIX и в начале XX века нам приходилось неоднократно встречаться в Брянчаниновских имениях – Юрове и : Покровском с фактами необыкновенного трогательного по своему бескорыстию и искренности внимания барина к крестьянской нужде и необычайной сердечностью благожелательного порыва, а немногие шероховатости житейского быта в недавние освободительные годы вызывались исключительно эксплуататорскими наклонностями доверенных лиц и моментально устранялись, как только делались известными кому либо из Брянчаниновых. Эта же простота, радушие, доброжелательность, отзывчивость и бескорыстие характеризуют и нынешних владельцев села Покровского. На выдающуюся исключительную по своему жизненному выражению черту фамилии Брянчаниновых, по нашему мнению, составляет особо чуткая религиозность, способность и наклонность к жизни в Боге и жажда аскетического подвига. Пример Епископа Игнатия, оставившего родовые и материальные преимущества, перспективы блестящей карьеры и счастливой земной жизни ради царствия Божия и жизни в Боге – в роде Брянчаниновых не исключительный. Если бы не наше глубокое уважение к скромности и высоте совершаемого пред Лицом Божиим некоторыми представителями Брянчаниновского рода аскетического подвига в наши дни, в роде сем прелюбодейном и грешном, свидетелями которого нам, по милости Божией и, к нашему духовному назиданию, пришлось быть, мы могли бы изобразить удивительные явления преклонения мощи человеческой пред дивными знамениями Божией силы и рассказать о том, как веками культивируемая, преодолевающая тягу земную, почвенно-народная русская «сила вся души великая в дело Божие ушла» и некоторые позднейшие представители Брянчаниновского рода унаследовали некоторые драгоценные элементы духа Игнатиева; мы могли бы указать, как некоторые позднейшие представители древнего рода Брянчаниновых и по мужской и женской линии – на заре XX века готовы «славу человеческую яко прах вменить, и вся мыслить, яко уметы царствия ради Божия». «Монашеский прият венец и в тихую обитель затвориться». Но и в исторической перспективе 8-го или 9-го десятилетия, кроме Игнатия Брянчанинова , его род дает достаточное количество искателей и ревнителей царствия Божия и вечной жизни, так что мысль о религиозности, как выдающейся черте Брянчаниновых, утверждается, на наш взгляд, незыблемо и обоснованно. Из пяти доживших до зрелого возраста, сыновей Александра Семеновича, лишь один – Семен Александрович остался в мире до конца жизни, воспитав двух доблестных слуг Церкви и отечества; остальные – кончили монастырем: Димитрий, с детства вступив на путь монашества, шел им к Богу до конца жизни. Петр, с детства преданный одним с Димитрием идеалам, прошел длительный путь военной и гражданской службы и, после Ставропольского губернаторства, привял на себя иноческое послушание в Николо-Бабаевском монастыре и умер монахом, с именем Павла;

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

С разрешения Святейшего Синода от 21 февр. 1866 г. эту икону в летнее время переносили крестным ходом в г. Кадников и окрестные селения. В том же храме хранился деревянный 3-частный складень (кон. XVI - нач. XVII в.; ВГИАХМЗ). На средней части изображена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», на 2 других - изображения, передающие песнь «Достойно есть» , со словами, написанными вязью. В XIX в. в мон-ре считалось, что складень пожертвовал прп. Дионисий Глушицкий. Согласно описи, составленной в 1645 г., при игум. Герасиме I, в монастырской ризнице хранилось 9 Миней месячных и Устав, написанные Григорием Пельшемским. По описи 1664 г. игум. Арсениева Комельского мон-ря Иоасафа, в Г. м. находилось 12 икон с изображением Господских праздников, написанных прп. Дионисием Глушицким. К кон. XIX в. в ризнице Г. м. хранились богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия, 3 серебряных ковчега, 3 кадила, плащаница, а также покров на раку прп. Григория Пельшемского на голубом атласе с изображением угодника. Б-ка насчитывала до 140 книг, в т. ч. 2 старопечатные - Минею Общую 1663 г. и Пентикостарион 1686 г. С 1808 по 1813 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) занимался в Г. м. составлением истории Вологодской епархии. По свидетельству современников, для этой цели в мон-рь привозили «целые возы» архивных документов. В нач. 60-х гг. XIX в. при Г. м. было создано духовное уч-ще, в к-ром обучалось ок. 30 мальчиков. По уровню экономического состояния Г. м. принадлежал к числу средних, наравне с Арсениевым Комельским, Рабангским Преображенским, Катромским Никольским и нек-рыми др. мон-рями Вологодской земли. Согласно Житию прп. Григория, мн. «христолюбцы» передавали мон-рю свои имения и села. К нач. XVI в. Г. м. принадлежали земли в Пельшемской вол., рыбные ловли на реках Пельшме, Двинице, Сухоне. Согласно жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича (40-е гг. XVI в., подтверждена грамотой 1551 г.), а также правой грамоте 1561/62 г., данной при описании земель Вологодского у., Г.

http://pravenc.ru/text/166513.html

СЯМСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 62 верстах от губернского города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Рождества Богородицы, а внизу Благовещения. В этом храме находится явившаяся в 1524 году Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою, которой празднество совершается 8 сентября. – При этой обители бывает ежегодно три ярмарки: 25 марта, 2 июля и 8 сентября. ЛОПОТОВ-ПЕЛЬШЕМСКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от губернского города Вологды и в 7 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Пельшмы. Основан в 1426 году Преподобным Григорием, бывшим здесь первым игуменом. Ныне в этой обители две каменные церкви: 1) Соб. во имя Собора Пресвятой Богородицы в Миасинех, с приделом Иоанна Предтечи; 2) Григория Пельшемского, где и мощи этого Святого почивают под спудом. Название монастыря произошло от того, что основатель его, св. Григорий, был из дворянской Фамилии Лопотовых. 2 июля бывает здесь ежегодно ярмарка. ПРИЛУЦКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от уездного города Великого Устюга, при заливе реки Двины. О времени основания его сведший нет. Здесь Соб. церковь Николая Чудотворца, с двумя приделами. СПАСОСУМОРИН, муж. заштатный, в 2 верстах от уездного города Тотьмы, между рек Сухоны, Ковды и Песьяденги; находится под управлением игумена. Основан около 1554 года, по желанию Тотемских посадских, Преподобным Феодосием, которого и мощи здесь почивают открыто. Ныне в этой обители четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная сначала деревянная Препод. Феодосием; 2) Вознесения Господня; 3) Александра Невского – великолепный храм, сооруженный в 1803 году щедротами государя императора Александра I и освященный в 1805 году; здесь находится икона сего св. князя, в богато украшенном окладе, присланная сюда императором Александром; 4) Иоанна Златоустог о, под колокольней, построена в 1810 году. – В ризнице хранится подлинное завещание св. Феодосия Тотемского. В этой обители, в начале XVII века, принял иночество Преподобный Вассиан, основатель Тикспенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Несмотря, на просьбы молодого иеромонаха отпустить его опять в уединенный Глушицкий монастырь, Преосвященный Стефан удерживал его при себе, намереваясь дать ему место, соответствующее его благочестивому настроению, и его способностям, до тех пор, пока не освободилось место строителя Пельшемского Лопотова монастыря, 166 куда Игнатий и был назначен в начале 1832-го года (14-го января ему дано было звание строителя и при этом был возложен на него набедренник). Светильник, еще прежде показавшийся на свещнице, теперь был изнесен из темного угла, чтобы светить миру на более далекое пространство – общественная деятельность будущего Епископа началась. Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря «Здешняя жизнь точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей, усаженное многочисленными, разнородными плодовитыми деревьями и кустарниками; люди: –: точно делатели; один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной: –: сеять хлеб, иной: –: орать землю, иной: –: лишь исторгать терние. Каждый да трудится в том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим призвание Свое разумному созданию теми способностями душевными, теми средствами, который Он даровал этому созданию». (Письма Преосвященного Игнатия к различным лицам, помещенный при жизнеописании его, составленные учениками в 1881 году, стр. 37). В Вологодской губернии, в 40 верстах от г. Вологды, в семи верстах от уездного города Кадникова, находится монастырь, основанный еще в первой половине. XV века (в 1426 году) Вологодским чудотворцем Преподобным Григорием. Монастырь этот называется Лопотовым, потому что основатель его – Преподобный Григорий происходил из рода бояр Лопотовых; кроме того он именуется еще Пельшемским, так как расположен на берегу небольшой реки Пельшмы, впадающей в Сухону. Низменная и болотистая местность этой обители, гнилые испарения, всегда наполняющие, окружающий ее воздух, сырость и постоянно стоящие туманы, неимоверная масса комаров и других болотных насекомых – все это делает Лопотов монастырь местом, вредным даже и для здорового организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

161 Восприемником Димитрия Брянчанинова от св. Евангелия был тогдашний Ректор Вологодской семинарии, архимандрит Евтихиан. 162 Руководителем иеродиакона Игнатия в обучении диаконскому служению был знаменитый среди Вологжан в свое время и доселе своей праведной жизнью, юродством и прозорливостью Петропавловский диакон Александр Воскресенский, предсказавший иеродиакону Игнатию, еще ранее монашества, епископство. О Петропавловском диаконе сообщаются достаточные сведения в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», октябрь, стр. 706–723. 163 Вологодская епархия учреждена в 1383 году под названием Пермской; кафедра была первоначально открыта в Устьвыми Яренского уезда, потом в 1492 году перенесена в Вологду. Когда в. Москве 1589 году на место Всероссийской Митрополии собором установлено Патриаршество, тогда тем же собором «в Вологде архиепископии быти учреждено», и Архиепископы Вологодские поставлены степенно первыми между всеми Россйскими Архиепископами. Тогда же во Архиепископа на Вологду рукоположен Московским Патриархом Иовом Иона, бывший Архимандрит Владимиро-Рождественского монастыря; в 1603 г. переведен на Ростовскую митрополию. 164 В брошюре «Описание Вологодского Кафедрального Собора» на стр. 98 значится: «пятнадцатым по счету протоиереем Собора был Виктор Иоаннович Венский с 1822–1841 г., а с 1841 года Василий Иоаннович Нордов. 169 Одно время он был, келейником митрополита Евгения, в те годы, когда этот последний находился в Вологде. 171 Обстоятельства перехода Димитрия Брянчанинова из Семигородной пустыни в Дионисиево-Глушицкий монастырь, а равно и служение иеромонаха Игнатия в должности Строителя Григорие-Пельшемского монастыря при документальном выяснении встречаются некоторые затруднения в виду того, что архив дел Вологодской Духовной Консистории имеет опись начиная лишь с 1839 года, а до этого времени делопроизводство Консистории неупорядочено и почти нет возможности разыскать требуемые дела. 172 Послужной список бывшего настоятеля Лопотова монастыря игумена Игнатия (из бумаг Николо-Бабаевского монастыря). Формул. список о службе Епископа Игнатия за 1856 г. в делах Троице-Сергиевой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И пламенная ревность Настоятеля, требовавшая и от братии строгого отношения к своим обязанностям, хотя и, казалась, тягостной для разленившихся и опустившихся послушников и иноков, не только не вызывала с их стороны неудовольствия, а наоборот, вызывала искреннее расположение к молодому Настоятелю целесообразностью и планомерностью его начинаний, ясно видимой пользой их для благоустройства обители. В подтверждение высказанного положения можно указать на факт перемещения вслед за Игнатием целого ряда лиц при его служебном передвижении. Так, когда Игнатий Брянчанинов Высочайшей волей и с благословения Свят. Синода назначен был Настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, в эту обитель начался приток послушников из обителей Вологодской губернии. 174 Высокий духовно-старческий с молодых лет авторитет, характер и хозяйственность Игнатия Брянчанинова влекли к нему сердца монастырских насельников. Его достоинства и качества его настоятельской деятельности в молодые годы по Григорие-Пельшемскому Лопотову монастырю авторитетно и в достаточной мере засвидетельствованы в отношении возведшего его из послушников в игуменский сан Преосвященного Стефана, Епископа Вологодского, к Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому. Назначенный Указом Свят. Синода от 10 ноября 1833 года, за 8583, по представлению Митрополита Филарета на должность Настоятеля в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии, Игумен Игнатий в означенную должность не вступал и фактически Настоятелем Николо-Угрешского монастыря не был, 175 потому что по Высочайшей воле Государя Императора Hukoлaя-I ему дано было настоятельство Троице-Сергиевой пустыни. В преддверии этого события, митрополит Филарет, отношением от 15 ноября 1833 года за 301, просил Епископа Вологодского Стефана распорядиться поспешить принятием Лопотова монастыря, от Игумена Игнатия и, по принятии от него Лопотова монастыря, отправить Игумена Игнатия не в Москву, а в С.-Петербург. 176 В ответ на это предложение Преосвященный Стефан, – отношением от 28 ноября 1838 года за 3495, аттестовал игумена Игнатия Митрополиту Филарету, как выдающегося по своим способностям и подготовке Настоятеля монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010