Но так как игумену Игнатию самому неудобно было просить о переводе его в другую епархию из епархии Вологодского Епископа Стефана, который сам постриг и возвел его в игуменский сан,-то на другой же день, после разговора Чихачова с Митрополитом Филаретом, из Синода в Вологду к Преосвященному Стефану был послан указ о перемещении игумена Лопотова монастыря Игнатия Брянчанинова в игумены Николо-Угрешского монастыря, куда он и должен был немедленно отправиться, сдавши свой монастырь. Епископ Стефан не только не воспротивился переводу своего постриженника в другую епархию, но, наоборот, радуясь, что он получает более видное место, дал о нем вышеприведенный отличный отзыв о его предшествующей службе в своем донесении Московскому Митрополиту от 28 ноября 1833 года. Радуясь неожиданному успеху своего дела, Чихачов отправился к себе на родину в Псковскую губернию, думая пожить у родных, пока игумен Игнатий не переместится в Угрешь. Но, по воле Божией, «воспоследовало опять нечто иное»; 193 Промыслу Божию угодно было избрать Игнатия Брянчанинова на другое, более важное многотруднейшее служение в должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Приведение в порядок прежних, развалившихся построек монастырских, возведение новых, согласно потребностям обители, упорядочение монастырской жизни, согласно правилам и уставу монастырскому, улучшение клиросного послушания и благолепия церковной службы, личное наблюдение за всеми частями настраиваемой монастырской жизни и личный трудовой подвижнический пример настоятеля, вот какими чертами характеризуется по преданиям старожилов и отзывам Епархиального Начальства деятельность Игнатия Брянчанинова в должности иеромонаха-строителя, а затем и игумена Григорие-Пельшенского Лопотова монастыря Вологодской епархии. С детства пламенение к Богу души Игнатия Брянчанинова , его созерцательно-молитвенное настроение в родительском доме, благотворное влияние семейной обстановки в духе доброго старого времени – старинного дворянского гнезда, глубокое и разностороннее образование дома и, в Петербурге, широта умственного кругозора, усиливаемая обращением в свете и семейными связями длительный искус послушничества за время пребывания в военном Инженерном училище и в годы странствований по монастырям, личный пример выдержанной, сосредоточенной и строго-воздержанной жизни-все эти факторы, условия и особенности создали из Игнатия Брянчанинова исключительную личность; эта личность имеет, в русский духовной, особенно церковной и монашеской жизни, как увидим, большое значение, хотя и несоответственное высокому масштабу дарований и подготовки, по отзыву современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В ризнице хранится, как предмет древности, старинный надгробный покров на раку преподобнаго Григория, из голубаго атласа с изображением этого угодника, шитым разноцветными шелками. В библиотеке монастыря разных книг церковнослужебных и духовнонравственнаго содержания до 140 наименований. Из древних письменных документов и актов в архиве обители ничего не сохранилось. Монастырю принадлежит в разных местах четыре часовни. Из деревянных часовен одна близь монастыря, за р. Пельшмою; местное предание относит начало этой часовни и при ней колодца ко времени самаго основания обители. Степановский И.К. Лопотов монастырь/И.К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 249-251. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы мужской мрнстырь находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников. Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Должно быть испытано – дороже ли ему Евангелие, слова и заповедания Христовы, в которых жизнь вечная, дороже ли они преимуществ, удобств и обычаев мира, дороже ли самой жизни? Тяжким сначала представляется вступление в искушения; но без них невозможно научиться прощению всех обид, любви к врагам, видения во всем Промысла Божия, этим высочайшим, окончательным, по отношению к ближнему, заповедям Евангелия. Если же внутренний человек не будет образован всеми заповедями, то он не может соделаться жилищем Святого Духа. «Привлекох Дух», говорит святой Давид, «яко заповедей Твоих желах» ( Пс.118:131 ). Без нисшествия Духа, нет христианского совершенства. Скорби и искушения признаются Священным Писанием и Отцами величайшим даром Божием, служат предуготовительным обучением к безмолвию, в котором инок достигает точнейшего очищения, а потому, и обильнейшего просвещения. Отцы сравнивают скорби инока, предшествующие вступлению в безмолвие, с предкрестными страданиями Христовыми, а безмолвие – с распятием на кресте и погребением, которому последует воскресение». 188 И под мудрым и полным духовного опыта наставничеством строителя Игнатия, обновленная и приведенная им во внешний порядок Лопотова обитель не замедлила и нравственно вырасти. Правда, добиться этого стоило больших трудов молодому наставнику: отвыкшие от строгой монашеской жизни иноки Лопотова монастыря не могли сразу, без ропота оставить успевшие глубоко вкорениться в их души и привычки, вроде нюхания табака во время церковного Богослужения. И Игнатию пришлось перенести немало неприятностей, злословия, а нередко и клеветы. Но его духовная мудрость и неистощимое терпение помогли ему добиться желаемых результатов: в его обители был установлен внутренний порядок, согласный с монастырским уставом. Это была, как бы, подготовка к тем, более важным трудам, которые, по Божьему соизволению, ожидали впоследствии отца Игнатия. Сколь нелегко было строителю Игнатию водворить нравственный порядок в Лопотовом монастыре, видно из следующего случая: в обитель часто приходил тамошний поселянин Карп, любивший советоваться с настоятелем Игнатием о своей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К 2006 г. церкви и 2-этажный келейный корпус находятся в руинированном состоянии. В 2002 г. в г. Кадникове была восстановлена каменная часовня Г. м. Сохранились икона Рождества Христова (1702, Вологда; возможно, работы иконописца И. Маркова; ГРМ); 3-частный складень с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», икона прп. Григория с житием (XVII в.; ВГИАХМЗ), Ирмологий (М., 1800; с записью: «Куплена строителем иеромонахом Доримедонтом»; ВГИАХМЗ). Арх.: РНБ. Соф. 1470; Погод. 863; Q. IV. 397 [Переписная книга мон-ря 1667 г.]; РГБ. Унд. 298; РГБ. Троиц. 693; ГИМ. Единоверч. собр. 219; ГИМ. Увар. 153-4; РГАДА. Ф. 281 [Грамоты Коллегии экономии]. 2595 [Межевая выпись мон-ря 1562 г.], 2635 [Жалованная грамота Лжедмитрия I 1606 г.], 2688 [Сотная грамота игум. Сергию 1624 г.], 2706 [Список из «книг розмежных» вотчинам мон-ря, 1628-1629 гг.], 2758 [Выпись из межевых книг мон-рю 1641 г.]; Ф. 1209; Кн. 56. Л. 303-331; Кн. 62. Л. 1177-1198; Кн. 14720. Л. 120-125; Кн. 14726. Л. 563-572; ГА Вологодской обл. Ф. 522. 1842-1917 гг.; ВОКМ. 1982. Ист.: АГР. 1860. Т. 1. 64. С. 118; Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма к Антонию (Бочкову), игум. Череменецкому//ЧОИДР. 1875. Кн. 2. С. 58; ВМЧ. СПб., 1883. Сент. Стб. 2268-2296; Каштанов С. М. , Назаров В. Д. , Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.//АЕ за 1966 г. М., 1968. III. 1-95; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1985. Ч. 2. Вып. 2. С. 102-103; Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. М., 2002. Вып. 5: Мат-лы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. C. 147-180. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 21-23; Брусилов Н. П. Опыт описания Вологодской губ. СПб., 1833. С. 21-23; Суворов Н. И. Лопотов Богородицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1875; он же. Лопотов мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1875. 18. С. 322-329; 19. С. 333-342; 20. С. 343-347; ЧОИДР.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Послушнический искус Димитрия Брянчанинова начался 6 ноября 1827 года поступлением его в Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. После отмеченных в предыдущей главе переходов из одного монастыря в другой по причине следования за старцем Леонидом, он в 1829 году поступил послушником в Успенскую Семигородную пустынь Вологодской епархии и из неё 20 февраля 1831 года переведен в третьеклассный Дионисиево-Глушицкий монастырь той же епархии. 171 После поступления в монашество 28-го июня 1831 года, монах Игнатий 5-го июля 1831 года был рукоположен в иеродиакона, а 20 июля – в иеромонаха, 6 января 1832 года определен строителем Лопотова монастыря и, состоя в этой должности, 28 января 1833 года возведен в сан игумена. 172 Указом Свят. Синода от 10 ноября 1833 года за 8583, согласно «словесному предложению» Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Московского, игумен Игнатий переведен на настоятельскую вакансию в Николаевский Угрешский монастырь Московской епархии. 173 Таким образом, настоятельство Игнатия Брянчанинова в Лопотовом монастыре продолжалось менее двух лет. Несмотря на столь незначительный срок, игумен Игнатий своей деятельностью по благоустроению вверенной ему обители обнаружил в себе опытного хозяина и хорошего руководителя монастырской жизни при своем 25-летнем возрасте. Природные таланты, высота духа, образовательная школа и домашняя Брянчаниновская школа, при унаследованном от отца твердом характере, явили в Игнатии Брянчанинове незаурядного человека, личность выдающуюся. Наблюдение образцового хозяйства в Покровском, стройной дисциплины во всех хозяйственных функциях, единой воли, проникающей деятельности работающих масс, – все эти впечатления детства и отрочества воспитали в Игнатии Брянчанинове образцового хозяина тех двух монастырей, в которых суждено было ему обнаружить, свою хозяйственную подготовку, особенно в Троице-Сериевой пустыни. По преданию, хранящемуся среди насельников Лопотова монастыря, молодым настоятелем из дворян были на первых же порах приведены в порядок хозяйственные службы, упорядочена трапезная часть, заведен опытный повар – не для изысканных и гастрономических обедов, а для чистого, простого и гигиенического питания и в устранение скорбей плоти, улучшено пение и богослужебная часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

177 30-го ноября игумен Игнатий уже выехал из Вологды в С.-Петербург к Митрополиту Филарету, причем прогонных денег от Епископа Стефана не получал, потому что по неимению в них надобности от того сам отказался. 178 С перемещением игумена Игнатия в Николаевский Угрешский монастырь кончается кратковременный период настоятельства его в Григорие-Пельшемском Лопотове монастыре и в порядке житейского плавания Игнатий Брянчанинов выплывает в большие воды – настоятельство в Троице-Сергиевой Пустыни. Прибывши в Лопотову обитель, которую ему поручено было восстановить, молодой строитель, не щадя своих сил и трудов, ревностно принялся за дело, не смущаясь тем, что ему пришлось поместиться в сторожке, потому, что настоятельская келья была в таком состоянии, что её принуждены были совершенно разобрать. Эта сторожка была по одну сторону святых ворот, выстроенных на подобие башни с тесовой остроконечной крышей, весьма обветшавшей, а по другую сторону ворот была деревянная братская трапеза поварня. Несокрушимая энергия нового строителя и его искреннейшее желание положить все душевные и телесные силы на дело, угодное Небесному Отцу. В короткое время сделали то, что казалось прежде почти невозможным: обитель возобновилась внешне и поднялась внутренне. В нее стали стекаться монашествующие из тех монастырей, где был прежде послушником строитель Игнатий, и вскоре в ней составилось братство до тридцати человек. Пожертвования, которые потекли от Вологодских жителей, почитавших память преподобного чудотворца Григория, дали возможность молодому строителю благоукрасить приведенную в порядок церковную службу: он завел дорогие облачения, серебряные сосуды, новые Евангелия. Были выстроены новые, настоятельские и братские кельи. Благолепие и торжественность церковной службы, совершаемой самим иеромонахом Игнатием, отличный певческий хор, чистота и порядок в обновленном храме, – все это способствовало тому, что многие богомольцы начали посещать обитель, прежде мало кому известную. Усердным и неутомимым помощником строителя Игнатия в трудном деле обновления Лопотова монастыря был любимый друг его Михаил Васильевич Чихачов, опять соединившийся с ним после долгой разлуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

173 Указ Свят. Синода за 8583 получен нами в числе немногих других бумаг Епископа Игнатия, оставшихся в Николо-Бабаевском монастыре. 174 Так напр., 1) Указом Свят. Синода от 10 мая 1834 г. за 1880 послушник Лопотова монастыря Филипп Семенов Купреянов, из обер-офицерских детей, 26 лет, перемещен в Сергиеву пустынь. 2) Указом Свят. Синода от 31 октября 1838 г., за 6508, определен в Сергиеву пустынь послушник Мезенцев из Кадниковских мещан. 3) Указом С.-Петерб. дух. Консистории от 14 мая 1837 г., за 2373, священник Виктор Авессаломов из Вологодской епархии, Покровской Комельской церкви (родина Игнатия), бывшей в 1832 году в Лопотовом монастыре, вдовый, определен в число братий Троице-Сергиевой пустыни. 4) Такой же характер имеют Указы С.-Петерб. дух. Консистории от 17 октября 1842 г., за 7656 от 22 марта 1843 г, за 215, от 27 апреля 1858 г., за 2212, от 15 июня 1853 г., за 2944. 175 Кроме естественного и ясного хода событий жизни Игнатия Брянчанинова , далее документально обоснованного, это подтверждается и двумя резолюциями Митрополита Филарета на Указе Свят. Синода о перемещении Брянчанинова в Николо-Угрешский монастырь такого содержания: а) от 10 ноября 1833 года, за 418: «Преосвященный учинит распоряжение о введении его в должность и о сдаче ему монастыря и если не произведен, произвесть его в игумена. Консистория истребует из Вологодской его послужной список »; и б), от 22 декабря 1833 года, за 3058–на том же указе и рядом с первой резолюцией: «Не приступая к исполнению, представить сие, когда явится Игумен Игнатий» (Бумаги Епископа Игнатия из архива Николо-Бабаевского монастыря). 176 Дело перемещения Игумена Игнатия представлялось Митрополиту Филарету настолько спешным, что он предписал Епископу Стефану–в случае замедления выдачи из Казённой Палаты прогонных денег игумену Игнатию снабдить его следующими деньгами по чину и по расчету до С.-Петербурга взаимообразно. Вследствие этого, на другой день по получении предложения Митрополита Филарета, 27 ноября 1833 года Епископ Стефан отправил в Лопотов монастырь нарочного с предписанием игумену Игнатию–немедленно, сдав Лопотов монастырь казначею, явиться в Вологду для отправления к Митрополиту Филарету без всякого промедления (Бумаги Епископа Игнатия в архиве Николо-Бабаевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ему надо было поднять и нравственную жизнь Лопотова монастыря, и нравственно воссоздать вверенную ему обитель. Знакомый и в теории и на практике с жизнью православного монашества и ясно представляющий себе идеал этой жизни, как он дается в писаниях Св. Отцов православной Церкви, строитель Игнатий «был в полном смысле слова Аввою общества иноков». 183 Каких правил придерживался он, как начальник иноческого общежития, и как он определял современное ему состояние православного монашества, – видно из его собственных слов «о монастырях Российских», из его слов, являющихся «плодом многолетнего наблюдения». Беспристрастный и нелицемерный наблюдатель и исследователь монашеской жизни во всех её тонкостях и деталях, Игнатий не мог не видеть того, что «ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская. Ослабела иноческая жизнь потому, что она находится в неразрывной связи с христианским миром, который, отделяя в иночество слабых христиан, не может требовать от монастырей сильных иноков, подобных древним, когда христианство , жительствовавшее посреди мира, преизобиловало добродетелями и духовной силой». 184 Но, скорбя душой, при виде этого удаления иноков от монашеского идеала, о. Игнатий не мог, однако, предаться беспросветному пессимизму, ни в чем не находящему себе выхода; наблюдая ослабление иноческой жизни и падение монашеских идеалов, он, к своему утешению должен был заметить, что есть еще по лицу матери земли Русской такие монастыри, которые, «как учреждения Святого Духа, испускают лучи света на христианство ; еще есть там пища для благочестивых; еще есть там хранение Евангельских заповедей; еще там строгое и догматическое, и нравственное православие; там хотя редко, крайне редко, обретаются живые скрижали Святого Духа». 185 Многократно наблюдая, что «все духовные цветы и плоды возрасли в тех душах, которые, в удалении от знакомства вне и внутри монастыря, возделали себя чтением Писания и Св. Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием, а где не было этого возделания, там – бесплодие», 186 он старался вести свою духовную паству так, как указывают это писания отеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Монашеская жизнь Игнатия Брянчанинова все время настраивалась несогласно с его планами; ему по воле Божественного Промысла приходилось все время жить на людях и для людей. Понятны отсюда его, неоднократные попытки уклониться от послушания настоятельского и уединиться для лично подвижнической жизни. Дополнительным к этому, побуждением была его всежизненная болезненность, которая весьма затрудняла для него общественное служение. Вот что, по нашему представлению, объясняет неоднократно обнаруженные Игнатием Брянчаниновым стремление к перемене места жительства. По свидетельству М.В. Чихачова, живя в Лопотовом монастыре, игумен Игнатий постоянно и сильно хворал, не покидая своей сложной деятельности. Болотистая местность около Лопотова монастыря и неимоверное, трудно представимое для невиданного количество насекомых, и другие местные климатические невыгодные особенности были неблагоприятны для здоровья. Обилие монастырских нужд, отсутствие средств для их удовлетворения, невольное, по требованию жизни, перенесение центра тяжести с духовного подвига, на суетное житейское, хотя и для Божьего дела, необходимость созидания всего с основания, при слабости здоровья, тяготили душу Игнатия и побуждали его, по совету с другом юности своей – М.В. Чихачовым, желать перемещения в другой монастырь с более сносным климатом и освобождения от попечений и нужд хозяйственных. Желания друзей направлялись в Псковскую епархию. Несмотря на личное предстательство графини А.А. Орловой-Чесменской, – ни у Псковского Епископа, ни у Петербургского Митрополита Серафима для друзей не оказалось места. И вот в эту минуту особых огорчений и неудач Чихачова, Митрополит Московский Филарет, надо полагать не без участия графини Орловой-Чесменской, 195 предложил лично Чихачову перевести друзей в Николаевский Угрешский монастырь, с настоятельством для Игнатия с обещанием впоследствии еще лучшего монастыря. Митрополит Филарет принял на себя даже хлопоты по переводу Игнатия, обещая своим предложением в Синоде устроить намеченный перевод, 196 что, как мы знаем, и выполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сильная зависимость нашего духовного состояния от нашего наружного состояния, и познание человека, заимствованное из опытных наставлений Св. Отцов, приводит к тому заключению, что мы возможем гораздо более преуспеть, когда будем странниками и пришельцами в чужой стороне, нежели если бы основали монастырёк на своей родине, где все нас знают и многие уважают. Вот мое суждение о нашем общем жительстве – может быть в единонадесятый час нашей земной жизни». 431 Таким образом, мечты об основании собственной обители в пределах Вологодского края были оставлены; и, вместо этого, Преосвященный Игнатий избрал для жительства Бабаевский монастырь. Настроение, с которым Владыка Игнатий вступил в Бабаевскую обитель, было настроением довольства и духовной удовлетворенности. «Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь», пишет Владыка Игнатий Чихачову. «Кажется, мой ангел хранитель по повелению Божию продиктовал Святейшему Синоду указ о мне; – так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевного настроения и телесного здравия». 432 Такое же настроение видно из письма к брату: «Иногда взглянешь на мои две комнатки – и они представятся как бы раем. Вообще, положение мое на Бабайках – самое соответствующее состоянию моего здравия и душевному настроению, а потому и самое удовлетворительное. Заметно, что оно становится лучше и лучше: это заставляет предполагать, что мы будем очень спокойны, когда пообживемся, да поустроимся, когда опасающиеся нас убедятся, что нечего опасаться». 433 Не мудрено, что когда Владыка Игнатий устроился в Бабайках, когда его мечты о тихой обители 434 осуществились, он не хотел уже выплывать в бурное житейское море, хотя и опасался возможной необходимости по стечению обстоятельств вроде тех, которые переставили его из Лопотова монастыря в Сергиеву пустынь. С поступлением на должность Синодального Обер-Прокурора Ахматова, А.И. Муравьев писал Преосвященному Игнатию, чтобы он снова вступил по поправлению здоровья в общественное служение, но он отвечал решительным отказом, хотя в письме к брату и добавлял по этому случаю, что «по способности обстоятельств к переворотам – ничего вперед не узнаешь, а потому загадывать ничего нельзя, а также ничего настоящего нельзя признавать за верное».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010