Любовь к русской природе, народным обычаям, своеобразная, без слабости, строгая любовь к русскому мужику, внимание к его нужде и благу, любовь к православной Церкви и святая ревность о благоустроении родного приходского храма; почтительное уважение к представителям Церкви и искренний патриотизм являются отличительными характерными чертами фамилии Брянчаниновых; По отношению к времени детства Епископа Игнатия, т.е. к началу XIX века, черты эти в достаточной степени подтверждаются фактами. Такое значение факта, подтверждающего наш взгляд на духовный облик фамилии Брянчаниновых имеет порядок благоустройства запущенного родового имения А.С. Брянчаниновым. Бывший воспитанник пажеского корпуса, светский образованный человек Александр Семенович, задался целью благоустроения задолженного имения и поднятия фамилии. И вот он, долгое время мирясь с неудобствами помещения в старом, маленьком и развалившемся доме, прежде всего, устраивает приходской храм, своеобразно воспитывая при этом строителей его, и уже в следующий, затем год переходит к устройству своего, дома, 8 предпосылая этому приведения в порядок и устроение хозяйственной службы. А за время многолетней жизни А.С. Брянчанинова в имении приходский храм видел его всегда благоговейным и усердным богомольцем, чтителем святыни, икон и поминовения; 9 А его высокий патриотизм выражался в энергичной подготовке к обороне в исторический момент 1812 года, когда ожидали всероссийского полона от всемирного завоевателя. Александр Семенович воодушевил тогда свою значительную крепостную дружину и, независимо от жертв своих на общерусское дело, устроил из своего имения маленькую крепость с достаточным количеством оружия и даже пушек и мортир, до настоящего времени показываемых в Покровском и вновь вырываемых из земли при случайных раскопках по хозяйственным надобностям. 10 Почтительное уважение, которым пользовался Брянчанинов в среде своих соседей, внимание к нему губернских властей, нередкие поездки в Покровское епархиального Епископа на несколько дней и торжественные встречи, устраиваемые Епископу при его приезде в Покровский дворец 11 также в достаточной мере обрисовывают духовный облик именитого хозяина села Покровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но та же «цепь великая» сковывала барина и мужика при образованности культурности первого и простоте и доверчивости другого, в один сложный жизненный агрегат, в одну семью не на условиях только внешней подневольной сплоченности, но и в форме моральных отношений, объединяемых и утверждаемых идеалами религиозными, патриотическими. семейными и общественными, усвояемыми в меру духовного развитая каждой стороны. Впитывая в себя и внося в жизнь родовых поместий начала западно-европейской культуры и науки, русские дворяне-помещики, в силу, родовой преемственности и исторических традиций, всего более сохраняли в себе, как наиболее рельефные черты своего духовного облика, – черты русской национальной самобытности, верности Церкви и историческим традициям, и тем самым благотворно влияли на окружающую их народную среду, цементируя и объединяя ее на почве воодушевляющих мощных начал верности Церкви и вере православной, царю и отечеству. С другой стороны, охраняя собственную духовную самобытность, а иногда по свойствам своего характера и духовного уклада сторонясь гражданской и военной службы с мотивами личных успехов, помещики-дворяне удалялись в свои родовые поместья и, устраивая там жизнь по своему вкусу и планам, неся с собой начала высшей культуры, естественно и невольно впитывали в себя влияние русской природы, народной жизни, простого быта и нравов, и тем, с одной стороны сроднились с народной средой и, объединяли усвоенные ими новые веяния с традиционными началами жизни древне-русской. Так создался привлекательный тип помещиков Лариных, которые по Пушкину: «…хранили в жизни мирной привычки милой старины, у них на масленице жирной водились русские блины, два раза в год они говели, любили круглые качели, подблюдны песни, хоровод, им квас, как воздух был потребен, и за столом у них гостям носили блюда по чинам». Таковы Дубровские, Троекуровы, Гриневы – у Пушкина; Болконские, Безуховы у Толстого, Ласунские, Кирсановы и Лаврецкие – у Тургенева. К типу этих дворянских семейств принадлежала и родная семья Игнатия Брянчанинова .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1882 году Николай был рукоположен во священника. В этом же году у них с супругой родилась дочь Мария, а через год супруга скончалась, и он снова задумался о принятии монашества. В 1888 году отец Николай был пострижен в монашество с именем Антоний и назначен настоятелем Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря и вскоре возведен в сан игумена. В 1906 году он был возведен в сан архимандрита и через год назначен настоятелем Свято-Духова монастыря в городе Вологде. В 1910 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В 1922 году Патриарх Тихон назначил его на Архангельскую кафедру, где для него начались нелегкие испытания. Архангельский отдел ОГПУ завербовал в качестве секретных осведомителей двух священников, которые стали давать сведения об отношении епископа Антония и местного духовенства к созданному властями обновленческому движению. 14 июля 1922 года епископ созвал на своей квартире совещание архангелогородского духовенства. Присутствовавший на нем агент по кличке «999-й» рекомендовал в своем донесении ОГПУ: «…Публика относится пока инертно к новому движению в виду его неизвестности и неопределенности. Мое личное мнение — не худо бы сделать доклад с целью выяснить перед широкой публикой цель и средства в этом движении с допущением “свободного” обмена мнений по этому вопросу с присутствием Антония и остального духовенства». Попытка создать в Архангельске какую-либо авторитетную обновленческую группу, опираясь на местные силы, не увенчалась успехом, здесь нашлось только два-три кандидата, готовых ее официально возглавить. Но они не могли действовать до тех пор, пока епископ Антоний находился на кафедре. Приняв этот план к действию, начальник секретной части при Архангельском ОГПУ распорядился собрать сведения о епископе Антонии для последующего его ареста, и начальник 1-го секретного отделения секретно-оперативной части распорядился: «за Антонием установить наблюдение, постараться через агентуру выкрасть всю переписку и вообще повести разработку усиленным темпом».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-anton...

В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев. В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора. В 1830 году Димитрий, с помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь. В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена. Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения. Ввиду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря. Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении... ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова) , к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская . 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров) , впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г. Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св.

http://pravenc.ru/text/166513.html

В 30-е и 40-е годы XIX века байроническое настроение внутреннего разлада и мировой скорби сменяется усиленным увлечением немецкой философией, особенно гегельянством и попытками национального самоопределения в форме и духе славянофильства и западничества. Настроение разочарования сменяется усиленными поисками идеала, стремлениями определить условия его почвенного воплощения в русской действительности и новыми разочарованиями вследствие недостаточного знания последней. Конец пятидесятых и шестидесятые годы XIX века вводят в русскую действительность влияние эмпиризма, материализма, позитивизма и естествознательных теорий, на почве увлечения которыми, возникают мечты и планы общественного переустройства и устранения недостатков жизни путем разрушения отжившего строя и дворянской помещичьей культуры с заменой их правовым порядком и постепенным возвышением культуры крестьянской. Русская литература XIX века, в период своего расцвета созданная, по преимуществу, представителями русского дворянства и помещичьего класса, дает нам достаточное количество типичных представителей тех этапов, которыми прошла русская действительность по пути духовной культуры. Все эти «лишние люди»: Онегины, Печорины, Рудины, Агарины, Базаровы, Болконские и Безуховы, многочисленные герои Достоевского, Л. Толстого и проч. своим духовным обликом, моральным складом и внешними жизнепроявлениями дают иллюстрацию этих жизненных и западно-европейских влияний, которые на почве русской действительности воздавали или напрасную, преждевременную и бесцельную трату подчас незаурядных сил, или ставили русских людей в инвалидное состояние, создавая настроение разлада и духовной дряблости и оставляя жизненную ниву маловозделанной за неумением делателей, хотя бы они и были иногда «с полными доброго жита кошницами». Эта подчиненность влияниям западноевропейским в умственной жизни, в воспитании, во внешней культуре, потеря духовной самостоятельности и пленение иными началами, утешая собой легковесный жизненный налет, начиная с Фонвизинского Иванушки, вызывала в более глубоких и содержательных представителях дворянско-помещичьего класса тяжелые страдания, недовольство собой и окружающими, выражением которых может быть отмечена Лермонтовская «Дума» и самоанализ русских Гамлетов в творчестве Тургенева, Достоевского и Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Толстого. Вся эта сложная сумма западно-европейских влияний и многочисленных умственно-культивирующих образовательных условий, характеризующих передовую русскую жизнь за время конца XVIII и XIX века, не была чуждой и фамилия Брянчаниновых, хотя бы её достойные представители, по разным причинам, удалялись от придворных и столичных центров в глушь своих родовых поместий. Туда – в заброшенные, по-видимому, глухие углы северных губерний несли они с собой свои изысканные вкусы, и свои благородные привычки, и свою высокую духовную культуру, внося ее в смысле несомненно положительного влияния в окружающую серенькую действительность и, действительно, приближая ее к высокой культуре Запада. В отношении внешней и внутренней духовной культуры северные имения Брянчаниновых могут быть поставлены образцом – и в отношении внешнего благоустройства имения и хозяйства, и в отношении возделывающей культуры и обрабатывающей промышленности, и в отношении порядка и дисциплины и домашнего строя, и в отношении книжных сокровищ и духовного просвещения, и еще более – в отношении широты и глубины умственного кругозора их владельцев. Библиотека села Покровского времен Игнатиевых, его собственная библиотека, доставшаяся в значительной степени Николо-Бабаевскому монастырю и Троице-Сергиевой пустыни, ранее всех соседних поместий, открытая в Покровском, хорошо поставленная и непрерывно существующая до настоящего времени народная школа, многочисленные мастерские села Покровского и удовлетворение потребностей эстетических, благоустройство приходского храма и высокое уважение к религии отражавшееся на жизненном укладе семьи,-сильно говорят о том, что Брянчаниновы не были и не могли быть эгоистическими эксплуататорами доставшихся им имений и крестьянских душ. Конечно, «цепь великая отношений крепостных, вносившая разлад и взаимные недоразумения в отношения барина и мужика, как это мы видим в жизни, знаем по Тургеневу и Л. Толстому, не исключала возможности отрицательных, обычных по тому времени явлений: подневольный характер работы, власть над жизнью и смертью, группировка женихов и невест барином, определение крепостного человека к той или иной должности по усмотрению барина, суровые в духе времени наказания за проступки,-всегда мыслятся в виде темных сторон помещичьей жизни и оправданий достаточных с нашей стороны вызывать, конечно, не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В дек. 1547 г. К. в числе др. архиереев поручился перед Иоанном IV за кн. И. И. Пронского. 11 окт. 1547 г. К. дал жалованную грамоту игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от владычных податей и различных пошлин с приписного к ней храма во имя вмч. Георгия в с. Усове в Масленском стане в Окологодной десятине; 27 мая 1558 г. К. подтвердил эту грамоту игум. Матфею (1555-1559) (ААЭ. Т. 1. 214. С. 204; РИБ. Т. 32. Стб. 289-290. 167). В поздних описях упоминается жалованная грамота, данная К. в 1546/47 г. Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресв. Богородицы мон-рю , вероятно аналогичная грамоте Кириллову Белозерскому мон-рю. 20 сент. 1554 г. иерарх освободил своей жалованной грамотой Ильинский храм на Мезени в Глотовской слободе Яренского у. от уплаты пошлин. Рукоположив во иерея Евдокима Логинова, он дал ему 2 апр. 1556 г. ставленую грамоту (РИБ. Т. 32. Стб. 416-417). Известен вклад святителя в Троице-Сергиев мон-рь: 28 марта 1550 г. «владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев» (ВКТСМ. С. 39). К. упоминается в Житии прп. Геннадия Любимоградского († 1565), где говорится о беседе святого с епископом и о болезни архиерея в последние годы жизни. По Житию, прп. Геннадий посетил К. в Вологде ок. 1554 г., после чего архиерей прожил ок. 5 лет. Вычегодско-Вымская летопись (кон. XVI - нач. XVII в.) относит кончину К. к 1560 г. Епископ был погребен в ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде, на архиерейском подворье. Перезахоронен в новопостроенном кафедральном Софийском соборе Вологды, «на левой стороне, на первом месте от северных дверей собора». До 1848 г. над гробницей была надпись: «Великий господин Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля старого двора, и погребен на сем месте» ( Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 61; Он же. 1865. С. 768).

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Преподобный Григорий Пельшемский Преподобный Григорий Вологодский (1350-е – после 1449 г.) был основателем Пельшемского монастыря, ревностным подвижником и духовным наставником для многих своих современников. При этом преподобный Григорий заботился не только о насаждении благочестия в обители, но одновременно он принимал участие и в судьбах своего Отечества. Так в 1433-м году он ходил в Москву, чтобы убедить Галичского князя Юрия Дмитриевича, отнявшего у Василия Васильевича Темного Московское княжество, возвратить Москву князю Василию. Князь Юрий послушался преподобного и, как повествует житие святого, был одарен князем большими дарами, в числе которых мог находиться и доспех. А в следующем 1434-м году сын Юрия Дмитрий Шемяка стал опустошать Вологодские земли. Преподобный Григорий отправился к Дмитрию и стал обличать князя, призывая его к миру. Но Шемяка приказал сбросить святого старца с моста. Святой выжил, и его мужество еще более усилило его прижизненное почитание. Преподобный Григорий Пельшемский После кончины почитание Григория продолжилось: в 1549-м году Московским Собором он был прославлен в лике святых для общецерковного почитания. При раке хранился доспех, в котором преподобный Григорий, по преданию, совершал всенощные бдения, используя его в качестве вериг. После закрытия и разорения в 1926-м году Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря доспех поступил в музей. В настоящее время он находится в экспозиции Вологодского государственного музея-заповедника. Бахтерец преподобного Григория Пельшемского По типологии кольчато-пластинчатого защитного снаряжения доспех преподобного Григория Пельшемского определяется как бахтерец. Бахтерец является одним из типов кольчато-пластинчатых доспехов, в котором металлические пластины особым образом соединяются кольчужными кольцами. Бахтерец (или бехтерец) — от персидского «begter» — род доспеха. Бахтерец набирался из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами так, что пластины, находя друг на друга, составляли двойной или даже тройной нахлест. Бахтерец преподобного Григория состоит из 18 рядов пластин, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего в доспехе около 750–800 пластин.

http://pravoslavie.ru/147927.html

Источник: Сальников А. Восстановление заброшенной обители: начинаются работы по возрождению монастыря преподобного Григория Пельшемского//Красный Север. 2016. 13 июля. С. 31. По материалам: http://www.booksite.ru/civk/2_st-794.html Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. Соборная Богородицкая церковь, XVlll века, каменная. Престолы в честь: Собора Пресвятой Богородицы - главный, усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь в честь преп. Григория Пельшемского, 1833 года, каменная. В церкви под спудом находились мощи преп. Григория Пельшемского. Библиография: Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. Т. 1. С. 79, 130. Лопотов монастырь. Извлеч. из описания Н. Суворова 1875 г. Вологод. Епарх. Вед. Лопотов Богородицкий, заштатный, общежительный мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, на левом берегу реки Пельшмы, впадающей в Сухону, разстоянием от г. Вологды на северовосток по большой архангелогородской дороге (в сторону от этой дороги две версты) в 42 верстах; от уезднаго г. Кадникова, на югозапад, в 7 верстах. Лопотовым называется по родовой фамилии своего основателя, преподобнаго Григория, Богородицким до главному храму обители во имя Собора Богоматери. Преподобный Григорий родился около половины XIV столетия в городе Галиче из боярской фамилии Лопотовых. В 1426 году преподобный соорудил церковь во имя Пречистый Девы, честнаго Ея Собора. В 1430 году когда князь Димитрий Шемяка наступил ратию на город Вологду, вооружившись христианским мужеством, преподобный Григорий взял свой посох и пошел к нему с обличительным словом; разгневался князь за смелую речь отшельника и велел сбросить его с моста; преподобный разбившись почти до смерти, несколько часов, пролежал как мертвый, потом встал и окружавшим его предсказав, что Шемяка будет побежден, возвратился в пустыню свою. Преподобный предал чистую душу Богу сентября в 30 день 1442 г. После блаженной кончины преподобнаго Григория, основанная им обитель непрерывно сохраняла свое существование до настоящаго времени. До половины 18 столетия все строение в ней было деревянное.

http://sobory.ru/article/?object=44520

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010