28-го июня 1831-го года Димитрий Александрович умер для света, чтобы возродиться для Господа Бога; вступивши в Вологодский Кафедральный Воскресенский собор Димитрием, он вышел оттуда монахом Игнатием, получивши это имя в честь священномученика Игнатия Богоносца , память которого празднуется Православной Церковью 20 декабря и 29 января. 161 Можно себе представить изумление родных Брянчанинова, которые, слушая в этот день Богослужение в собор, увидели вдруг совсем неожиданное зрелище: тот, о блестящей светской карьере которого все еще не переставали строиться широкие планы, навсегда покрыл себя монашеским одеянием, навсегда уже невозвратно ушел из мира, сделавшись, в их глазах, бесполезным членом общества. Через несколько дней новопостриженный был рукоположен Преосвященным Стефаном в иеродиакона, 162 затем, через три недели, в Иеромонаха и временно оставлен при Архиерейском кафедральном доме. 163 Для обучения священнодействию, он был приставлен к городской церкви Спаса под руководство священника Василия Нордова (впоследствии протоирея и настоятеля Вологодского Кафедрального собора.) 164 Молодой годами (24-х лет), весьма красивый наружностью, новопостриженный иеромонах заинтересовал собою все Вологодское общество; многие хорошо знали Брянчаниновых, знали, что сын пошел против воли разгневанного на него за это отца, и, передавая один другому различные, подробности, как это обыкновенно водится в подобных случаях, или преклонялись перед сильной волей молодого человека, которую не мог сломить даже такой отец, как Александр Семенович, или удивлялись его «странным» поступкам; всем хотелось видеть нового монаха, говорить с ним. Но только что произнесли у алтаря обеты отречения от мира Игнатий тяготился этим всеобщим вниманием к себе, невольно вовлекающим его в мирскую рассеянность; не для того покрыл он черным клобуком свою молодую красивую голову, чтобы заставить говорить о себе; не для того, чтобы вызвать к себе сочувствие и участие решился он пойти против воли родителей и навлечь на себя столь тяжелый для его сердца гнев их; нет! с детства решившись посвятить всю свою земную жизнь на служение Благодетелю Господу, чтобы хотя этим возблагодарить Его за Его бесчисленные благодеяния. Он стремился принять монашество, чтобы, достигнувши в иночестве христианского совершенства, «служить светом для братий своих, живущих посреди мира, занятых, развлеченных попечениями и служениями ему, не могущих ни глубоко вникнуть в Евангелие, ни оживить его в себе в должном развитии и полноте. 165

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2) Должно получить по всем предметам церковного учения и управления полное собрание от Восточных Патриархов. Также должно получить от них полное собрание тех постановлений, которые сделаны со времени отчуждения Российской Церкви от Церкви Восточной и которые в Российской Церкви наиболее не известны. 3) Пригласить от Константинопольского Патриарха с согласия прочих Патриархов, одно лицо или два лица, которые бы были и очень сведущи в вере и очень благочестны, которые бы пользовались полной доверенностью Патриархов и, совместно с этими лицами, приуготовить все, что должно быть рассмотрено на Соборе. Предварительное рассмотрение и соглашение должно облегчать Собору действование его и устранить резкие столкновения. Состав Всероссийского Церковного Собора представляется Преосвященному Игнатию в следующем виде. – Собор должен иметь характер Вселенского. Он должен пользоваться полной свободой. На нем должны быть представители всех Восточных Патриархов и все Российские Архиереи или лично, или через поверенных своих. На Соборе должны быть депутаты: 1) от монастырского монашества русского, по избранию этого монашества; 2) от белого духовенства русского, по избранию этого духовенства; 3) от православных мирян, по избранию мирян. Примерно каждая епархия должна избрать по два депутата из каждого разряда, всего каждая епархия должна дать по шести депутатов. Правительство должно отрядить несколько сановников из лиц, наиболее знакомых с верой для наблюдения – подобно тому, как было на Халкидонском Вселенском Соборе, чтобы Собор совершился свободно и правильно». «Главнейшими предметами занятий Собора должны быть нижеследующие: 1) Рассмотрение постановлений, которыми руководствуется ныне Российская Церковь ; за этим должно последовать уничтожение постановлений, несогласных с постановлениями Православной Восточной Церкви. 2) Уничтожение касты, так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собой в противоположность правилам Св. Апостолов. Необходимо восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает от себя Архиерея, а приход – иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2) Протоиерей Никольский ставит под подозрение заявляемое Владыкой Игнатием соответствие предложений его Кавказской Консистории за 3 и 916 духу Высочайшего Манифеста 19 февр. 1861 г. Между тем из сопоставления названных документов для нас становится несомненным их идейное согласие, подтверждаемое, в особенности, письмом Епископа Игнатия к А. А. Волоцкому. 3) Протоиерей Никольский критически курсивом подчеркивает ссылку Епископа Игнатия, в отношении от 22 мая 1861 г. за 1486 на имя Обер-Прокурора Свят. Синода, на свои предложения Кавказской Консистории в объяснение мирного настроения Кавказского населения при объявлении Высочайшего Манифеста 19 февр. 1861 года, но их мирный и твердый характер не подлежит сомнению, а единственный случай перенесения объявления Манифеста с 25 марта на 19 марта и сообщение Епископа Игнатия губернатору П.А. Брянчанинову о принадлежности некоторых станиц ведению главного священника Кавказской армии и объясняются неоднократно и решительно указанным со стороны Преосвященного Игнатия ненормальным положение церковного строя Кавказского края, при котором одна часть церквей находилась в ведении епархиального Преосвященного, а другая была изъята из Епархиального управления. Вообще юбилейный очерк протоиерея Симеона Никольского , посвященный событию 19 февр. 1861 г., производит неприятное впечатление своей тенденцией отметить мнимое несочувствие Преосвященного Игнатия Крестьянской реформе только потому, что он–из дворян и давно скончался, с весьма понятным при этом в отношении о. Симеона Никольского каждением его по адресу современного «Очерку» Ставропольского Преосвященного, бывшего в перюд Крестьянской реформы сельским священником Яросл. епархии. Но наиболее неприятное впечатление из всего содержания «Юбилейного очерка» протоиерея Симеона Никольского производит применение им к Преосвященному Игнатию Брянчанинову ходячего анекдота об офицере, повенчавшем своего товарища и закрепленном в рясе волею Императора Николая 1-го. Передавая этот малоприличный, для духовного лица, анекдот, протоиерей Симеон Никольский предпосылает своему сообщению недоуменный вопрос: «желательно бы знать, насколько достоверно сказание о том... и т.д.» Совершенно недостоверно и несомненно тенденциозно, отвечаем мы о. Симеону Никольскому. Шаг за шагом проследив всю многотрудную жизнь Преосвященного Игнатия Брянчанинова от его чистого детства и целомудренно подвижнической юности до конца земного человеческого пришествия, мы, к утешению нашему, имеем достаточные данные для того, чтобы отвергнуть бременем падающие на душу измышляющих все подобного рода анекдоты, как имеющие характер праздных фантазий, и полагаем, что сообщающее их в особенности с применением к праведным подвижникам и ревнителям Христовой истины могут искупить свой невольный грех на склоне лет искренним покаянием в несвойственном возрасту легкомыслии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

304 В письме от 13 августа 1856 года Архимандрит Игнатий пишет брату Петру Александровичу: «Несмотря на мое желание остаться в Оптиной пустыне, я не сошелся с настоятелем её, и потому время моего удаления из Сергиевской отсрочилось на неограниченное время. Отдаюсь на волю Божию. Приходится жить иначе, нежели как рассуждается жить. Такова » участь не одного меня. По человеческому суждению общество скита Оптинского и духовник–отец Макарий–лучшее, чего бы можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России; но Промысл Божий, руководящий нашей участью, мудрее суждения человеческого». (Там же, стр. 179–180; 138). 305 Первоклассной Троице-Сергиевой пустыни «Дело», по описи 1847 года 23, об увольнении настоятеля здешней Сергиевой пустыни о. Архимандрита Игнатия, по болезни, на покой, с помещением в число больничных Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии», л. 1. 307 Указ С.-Петерб. дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 13-го апреля 1847 года, за 1612. 309 Указ С.-Петербург. дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 9 мая 1847 года, за 2036. 314 Из Архива первоклассной Троице-Сергиевской пустыни Дело, по описи 1852 г. 37. Об увольнении настоятеля здешней Сергиевской пустыни Архимандрита Игнатия от должности благочинного монастырей С.-Петербургской епархии с оставлением благочинным над Сергиевой пустыней. В прошении Архимандрита Игнатия говорится далее о составлении описания С.-Петерб. епархии, порученном ему: «Не лишним считаю присовокупить, что к составлению статистического и исторического обозрения С.-Петербургской епархии, возложенному Вашим Высокопреосвященством лично на меня, мною приняты должные меры. Как Сергиева пустынь имеет в числе богомольцев известного литератора Башуцкого, по Высочайшей воле занимавшегося историческим и статистическим описанием С.-Петербурга, также чиновника Стратоновича, кончившего первым студентом курс в Могилевской семинарии и имеющего весьма хорошие литературные способности; напротив же того, прочие епархиальные монастыри не имеют ни одного лица, способного к подобным занятиям: то мною и возложен разбор всех монастырских архивов и выписка из них на г. г. Башуцкого и Стратоновича, с тем, чтобы они посетили нынешним летом все монастыри и труд свой представили мне для окончательной работы. По вышеизложенной причине, и как окончательная работа должна быть чисто кабинетной, я, если на то последует Ваше Архипастырское соизволение, желал бы продолжить и окончить это поручение, возложенное на меня Вашим Высокопреосвященством».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

334 Доказательством высокого внимания Великого Князя, к Архимандриту Михаилу является сердечное письмо при назначении последнего на настоятельство Сергиевой пустыни, от 21 декабря 1901 года. «Мыза Стрельня. Глубокоуважаемый о. Михаил. Спешу препроводить Вам прилагаемую к сего телеграмму (телеграмма В. К. Саблера). Получив её, я порадовался, от всей души. Видно, так Богу угодно. Помоги Вам Господь в святом, хотя и не легком деле управления обителью к утверждению Веры Православной и на радость и утешение всем почитающим нашу Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, а также любящим и уважающим Вас. После кончины покойного отца Архимандрита я молил Бога, чтобы назначение нового настоятеля состоялось по Его Святой Воле,–чтобы Он вразумил Духом Своим Святым Владыку Антония и указал, кого назначить Архимандритом. Еще раз желая Вам от всей души помощи Божией и полнейших во всем успехов, поручаю себя Вашим молитвам и остаюсь, сердечно Вас уважающий Дмитрий. Я уверен, что и покойный отец Варлаам радуется Вашему назначению. Примите мой искренний поклон». (Из бумаг настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Архимандрита Михаила). Если бы не подпись под этим письмом, мы по содержанию и тону его склонны были бы считать его автором Епископа или Митрополита. 335 Дело 20 по описи дел первоклассной Троице-Сергиевой пустыни о срочных сведениях, представляемых С.-Петербургскому Епархиальному начальству за 1913 год. 338 В пояснение сказанного и в качестве свидетельства о том незаурядном, могучем таланте, каким Господь наградил Михаила Васильевича Чихачова, и показателя того, в какую область был направлен этот Божий дар–чудный голос его (октава), мы позволим себе привести здесь следующий интересный и характерный факт, изложенный Лесковым в его рассказе «Инженеры–бессребреники». Одна из родственниц Чихачова, Мария Павловна Фермор, была замужем за Петербургским генерал-губернатором Кавелиным. Чихачов нередко навещал её. Однажды, когда он сидел у Кавелиной, к ней подъехал с прощальным визитом известный Рубини. Кавелина, знакомя встретившихся гостей, сказала Рубини, что Чихачов–её дядя, и что он хотя и монах, но прекрасно знает музыку и обладает превосходным голосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

370 Во время управления Епископа Игнатия Кавказской епархией, Черноморская Мариинская женская пустыня получила в дар от Государыни Императрицы Марии Александровны полный круг церковно-богослужебных книг на сумму 250 руб. серебром. Сверх того Государыня Императрица Мария Александровна и Августейшая Мать Государя–Государыня Императрица Александра Феодоровна пожаловали той же пустыне по 100 рублей серебром, Великая Княгиня Александра Иосифовна–25 рублей серебром. (Архив Кавк. дух. Консистории, Дело 1-го стола, по описи 1858 г. 98, л.л. 1–2). 371 О нравственном состоянии немногих монастырей Кавказской епархии даются сведения возникавшими, в этом отношении, в епархиальном Управлении делами: 1) В конце 1859 г. Преосвященный Игнатий сдал в Консисторию такое предложение: «До сведения моего дошло, что братство Черноморской Екатеринолебяжской пустыни весьма ослабело в нравственном отношении. Собственные мои наблюдения, при посещении нынешним летом обители сей, убедили меня в том, что нравственное направление её братства никак не должно быть оставлено без внимания. На сем основании предлагаю Консистории предписать благочинному священнику Гливенке совместно с благочинным Иоанном Потеряхиным посетить обитель и сделать секретное, но самое строгое и точное дознание о поведении и нравственном направлении каждого лица из братий, соображаясь с особенной моей секретной инструкцией, которая вместе с сим препровождается к благочинному Гливенке. Просматривая дела архива Кавк. дух. Консистории, имеющие отношение к характеристике нравственного состояния духовенства и паствы Кавк. епархии за время управления Игнатия Брянчанинова , автор встретил странное по заглавию–Кавказской духовной Консистории по первому столу 94 за 1861 г. «Дело о скворцах, признаваемых Кизлярскими армянами чудотворными.» Сущность этого любопытного и чисто местного дела, заключается в следующем.–Настоятель Кизлярского монастыря Архимандрит Герман рапортом от 17 марта 1861 г., за 312, донес Преосвященному Игнатию о суеверии Кизлярских армян относительно почитания рябых скворцов и воды, привозимой в Кизляр из Эчмиадзинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

381 Оставшись в 1860 году почти безвыездно в Ставрополе, Преосвященный Игнатий озаботился приисканием и устроением для семинарии более удобного помещения. Контракт на прежние неудобные квартиры закончил свой срок. Для семинарии приискано было другое помещение в части города, именуемой Воробьевкой. Семинария была в трех частных домах, в ближайшим соседстве с церковью св. Апостола Андрея Первозванного, выстроенной на том месте, где предположено было быть Архиерейскому дому. При этой церкви жило несколько иноков, отправлявших в церкви Богослужение по монастырскому уставу. При церкви – сад, а за ним роща, принадлежащая Архиерейскому дому. Сверх того, при одном из нанятых домов, принадлежащем купцу Крутицкому, был также сад. Квартира для семинарии нанята была вблизи того места, которое отведено для постройки семинарии и которое принадлежит к лучшим местам г. Ставрополя. От князя наместника было получено Преосвященным Игнатием официальное извещение, что не имеется никакого препятствия к построению, как семинарии, так и Архиерейского дома в Ставрополе, так как город этот должен остаться главным городом страны, что ранее было делом нерешенным. Временное помещение семинарии, вновь нанятое при содействии Преосвященного Игнатия, удовлетворяло его. Ректор и инспектор, писал Епископ Игнатий в 1860 г., равно преподаватели и воспитанники семинарии имеют всегда возможность быть у Божественной службы и освежаться чистым воздухом в уединенной, недоступной для светских лиц, роще. 382 Обеспечив семинарию возможно удобным и соответственным потребностям её временным помещением, Преосвященный Игнатий по долгу епархиального Архипастыря не оставлял без своего руководственного влияния и внутреннюю жизнь семинарии. Заботясь об улучшении состава Консистории и благочиннического надзора, Преосвященный Игнатий не оставлял без своего попечения и духовные школы епархии, особенно семинарии, как питомник будущего духовенства. Его взгляды на характер воспитания будущих пастырей Церкви выясняются из руководственных резолюций его на журналах семинарского Правления, из прилагаемой к нашему труду записки Владыки Игнатия по вопросу о постановке воспитания в Морских учебных заведениях, из предложений его Кавказскому духовенству по Крестьянскому вопросу, из его отчетов по епархии и других документов времени управления Епископа Игнатия Кавказской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

3) Отречение для всех служителей алтаря от почестей и занятий мира сего, а для монахов, в каких бы они ни были церковно-ерархических степенях, от всякого излишнего имущества, даже денег. Остающиеся деньги и имущество после монахов должны быть собственностью монастырей, – никак – не родственников по плоти. Необходимо для всего духовенства устранение ; от спекуляций и всех происков к обогащению, необходимо отречение от всех суетных почестей; необходимо удаление от роскоши, необходима скромность, а для монахов необходимо и нестяжание. 4) Восстановление в монастырях уставов и правил Святых Отцов, изложивших уставы и правила для монашества по откровению Божию, по внушению Святого Духа, а не по какому-нибудь соображению человеческому. 5) Подаваемые на Соборе мнения должны быть записываемы, как то было на Вселенских Соборах, после каждого заседания повторяемы, и, по окончании Собора, оглашены печатно во всеувидение. 6) Должен быть составлен проект Уложения или Законов и правил, которыми могла бы руководствоваться Российская Церковь при настоящей её обстановке. 7) Необходимо пересмотреть Катехизисы и Богословие и пополнить, дав им характер православно-восточный, подобный характеру Богослужения Православной Церкви, так, чтобы познания, оглашаемые Богослужением всенародно, были возвещаемы и Катехизисами. 8) Составить устав для духовных учебных заведений применительно к уставу монастырей.9) Собрать и напечатать Предание Вселенской Церкви (Cursus completus Patrologiae) на греческом, латинском, славянском и русском языках. И Предание Вселенской Восточной Церкви, выясненное со всей верностью, по достовернейшим документам, должно подействовать в пользу Православной Церкви.10) Синоду дать правильную организацию и уничтожить в духовенстве рабство, по мысли указаний Святых Апостолов. 11) Уничтожить наказания, вновь придуманные для духовенства, принадлежащие по характеру своему к тирании, столь чуждой духа Церкви, служащие к окончательному нравственному расстройству тех, которые подвергаются им».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

401 Предложение Епископа Игнатия Кавк. дух. Консистории от 19 марта 1861 г. за 505 (Архив Кавк. Консистории, дело 1 стола, по описи 1861 г. 74, л. 1 и 2). Указ Консистории относительно обнародования Высочайшего Манифеста о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, от 19 марта 1861 г. за 49, предписывает священникам в сношении с крестьянами и в объявлении им обязанностей их «руководствоваться: 1) Высочайшим Манифестом, 2) копиями с предложений Его Преосвященства от 17 января, и 6 мая 1859 года за 3 и 916, так как в этих предложениях дан делу тот самый характер, каковой явствует из Высочайшего Манифеста» (В том же «Деле», л.л. 12 –15). На отношение Ставропольского гражданского губернатора от 19 марта за 28, по вопросу обнародования Манифеста по церковам бывшего Черноморского Казачьего войска, с приложением списка тех селений, к церквам которых принадлежат приходами помещичьи имения Ставропольской губернии (Того же «Дела»,л.л. 8 и 9), Преосвященный Игнатий, от 19 марта, 1861 г., за 570, уведомил губернатора, что пять из поименованных в списке селений и церкви их состоят в ведении г., главного священника Кавказской армии и, следовательно, вне сферы распоряжения Епархиального Преосвященного (Там же, л. 16). 406 Архив Свят. Синода, Дело 1862 года, по описи архивной 481, Определение Святейшего Синода от 9 августа 1861 г., за 1752, л.л. 5–7. 407 Отношение г. Обер-Прокурора Святейшего Синода на имя Преосвященного Игнатия от 3 января 1863 года, за 72 и от 10 ноября 1862 года, за 7430 (Из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова). 408 Архив Святейшего Синода, Дело 1862 года, по архивной описи по 1 столу, 1 эксп. 1 отделения, л. 1. В том же «Деле " –Высочайший Указ Святейшему Правит. Синоду: «согласно его прошению Всемилостивейше увольняем от управления епархией»,– за собственноручным подписанием Государя Императора Александра II (л. 4). 409 Что в деле оставления Епископом Игнатием имели значение отношения к нему властей, видно из его писем к брату, Ставропольскому губернатору П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

406 По Высочайшему повелению от 9 ноября 1862 года пенсия была увеличена на пятьсот рублей в год. 407 По отношению к этой новой стадии жизни Преосвященного Игнатия Брянчанинова следует остановить внимание на двух обстоятельствах: а) что побудило его ходатайствовать об увольнении от управления Кавказской епархией, и б) почему он выбрал для конца своей жизни местожительством Николаевский Бабаевский монастырь? – Оба эти обстоятельства определенно уясняются самим Преосвященным Игнатием в рапорте его Святейшему Правительствующему Синоду от 24 июля 1861 года, за 1186. В рапорте этом Преосвященный Игнатий пишет следующее. – «При всем старании моем расстроенное долговременными болезнями здоровье мое восстановить минеральными водами, я мог полупить в течение проведенных мною здесь трех с половиной лет только некоторое облегчение, но вместе чувствую особенный упадок сил. Донося о таком положении моем, я вынужденным нахожусь покорнейше просить Ваше Святейшество о оказании мне милостивейшего снисхождения увольнением меня от управления Кавказской епархией и о предоставлении мне в управление общежительного Николаевского Бабаевского монастыря Костромской епархии по нижеследующим побуждающим меня к таковому избранию причинам: 1) приобучался я к монашеской жизни в общежительных монастырях и настоятелем сделан первоначально в общежительный монастырь, поэтому имею особенное сочувствие к общежитиям. 2) Братство упомянутого монастыря достаточно для удовлетворения потребностям архиерейского служения. 3) Климат и местность сего монастыря соответствуют слабому здоровью моему, заставляющему меня обращать особенное внимание на место жительства. Удовлетворение сей покорнейшей моей просьбы я сочту величайшим для меня благодеянием». 408 Таким образом, в пределах приведенного прошения, оставление Преосвященным Игнатием Кавказской кафедры объясняется крайним ослаблением его здоровья, а выбор для жительства Николаевского Бабаевского монастыря – приспособленностью этой обители к духовным и телесным потребностям Владыки Игнатия и более приятным Владыке общежительным характером обители. К этому, с точки зрения первого положения, т. е. в отношении оставления Кавказской кафедры, имели немалое значение утомление напряженной и кипучей деятельности трех с половиной лет епархиального управления, боевой характер кафедры и те недоразумения с Высшей церковной властью, которые особенно чувствительны были для Владыки Игнатия по делу о постройке Архиерейского дома, по столкновению с протоиереем Крастилевским и архимандритом Епифанием. Митрополит Филарет Московский , уважая епископа Игнатия за высоту его нравственной жизни, относился к нему без особенного расположения, считая не вполне подготовленным к епархиальному управлению, а уход его с кафедры объясняя желанием иметь лучшую кафедру. 409

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010