224 Официальные сведения о жизни М. В. Чихачова поразительно скромны. В монастырском именном списке за 1856 годъ под 46 записано: «Проживающий для богомоления отставной подпоручик Михаил Васильевич Чихачов, 50 лет женат не был. Обучался и кончил курс в Главном Инженерном училище. Поступил в Троице-Сергиеву пустынь для приобучения к монашеской жизни, с указом об отставке, выданным ему 20 апреля 1829 года за 215 в С.-Петербурге при Главной Квартире за подписанием генерала от инфантерии графа Толстого. Поступил 5 января 1834 года. Исправляет клиросное послушание. С 1834 года трудится постоянно с особенным усердием в клиросном послушании. Был весьма полезен для обители в материальном отношении». Вот и все официальные сведения о замечательной жизни выдающегося подвижника XIX века. Не желая, однако, ограничиться этими официальными сведениями и желая усилить настроение возрождающими впечатлениями его Боголюбивой души, мы решаемся воспользоваться для этой цели драгоценными строками подлинных автобиографических записок М. В. Чихачова, «в нижеприводимом содержании не только доселе неизданных, но и не цитированных различными авторами, касавшимися личности его друга Игнатия Брянчанинова . Тесная дружба с юных лет Брянчанинова и Чихачова естественно вызывает вопрос, почему они расстались, когда Игнатий Брянчанинов был назначен на кафедру Епископа Кавказского и Черноморского, а Михаил Чихачов остался все в том же звании послушника в Троице-Сергиевой пустыне; Записки Чихачова дают ответ на этот вопрос. «Многим знакомым вашим кажется странным, пишет Чихачов, «отчего мы, столь долго прожив вместе, теперь пребываем в разлуке? Дивны дела Божьи и неиспытанны пути Его! Сделалось так, что товарищу дали епархию, в которой монастырей нет, да и благоустроить их по тамошнему местоположению еще невозможно. Будь эта епархия с монастырями, как прочие, тогда не только я, но и многие, может быть, из нашего братства перешли бы к нему, через это могло случиться, что монастырь наш не имел бы того вида, но теперь, в особенности при этом настоятеле ( Игнатии Малышеве) , он остается совершенно таким, как был: все старики живут, упокоиваются любовью и благонамеренностью настоятеля, с ними вместе и я тоже, почему и уговорили меня принять полное пострижение, предварительно вступив в духовное ведомство, что мне Господь и помог учинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

226 В архиве Сергеевой пустыни имеется «Дело», начавшееся 24 августа 1834 года и оконченное 29 ноября 1840 года. «О постановлении межевых признаков на принадлежащей по документам здешней Сергеевой пустыни земли и о разделе оной по Высочайшему повелению между пустынью и экономическими крестьянами Подмонастырской Слободы» на 155 листах. 227 Письмо это имеется в цитированном выше деле. Сверх того оно полностью приведено в «Жизнеописании Епископа Игнатия Брянчанинова », изд. 1881 года, стр. 76–77. Но межевое распланирование спорной земли установлено значительно ранее, как видно из дел монастырского архива. В числе документов Сергеевой пустыни имеется «Геометрический специальный план, учиненный 1836 года, октября 12 дня Ораниенбаумским уездным землемером Николаем Волочинским и утвержденный печатью Межевой Канцелярии, на приморскую дачу здешней Сергиевой пустыни, бывшую в завладении у крестьян Подмонастырской Слободы, в которой по размежевании оказалось всей вообще земли 199 десятин 39 квадр, саж. и копия с межевой книги того же содержания. Таким образом, даже при условии состоявшегося раздела земельная собственность монастыря возрастала в четыре раза. 228 Архив Троице-Сергиевой пустыни. Дело, начавшееся 15 августа, 1835 года и оконченное 12 сентября 1844 года о наделении здешней Сергиевой пустыни от казны лесным участком в 50 десятин, состоявшемся вследствие общего наделения монастырей, сверх 30 десятинной пропорции, от 100 до 150 и более десятин земли и строевым лесом для хозяйственного обзаведения». Участок этот по надлежащем использовании, по дальности в неудобству владения, впоследствии был продан Архимандритом Игнатием Малышевы м. 230 Указ С.-Петербугской дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия от 29 апреля 1838 года за 1926. При Указе приложена расчетная ведомость 8-и летней уплаты получаемой ссуды. Доверенным лицом Игнатия Брянчанинова по получению 30.000 руб. был иеродиакон Троице-Сергиевой пустыни Игнатий (Малышев) . Все сведения по приведению в порядок мон. хозяйства можно видеть в «Деле» Сергиевой пустыни за 1838 год за 12 (Началось 12 марта 1838 года, кончено 2 мая 1846 года), на 39 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

230 Высочайше отпущенная на нужды Сергиевой пустыни ссуда, как видно из предыдущего, в сравнении с испрашиваемой Архимандритом Игнатием, была меньше на целую треть, и сокращение это последовало в Комиссии Духовных Училищ. Отпущенная ссуда для выполнения хозяйственных планов настоятеля была недостаточна, о чем он и докладывал С.-Петербургскому Митрополиту Серафиму особым прошением, в январе 1842 года, в котором, испрашивая некоторые льготы для обители по погашению долга, указывал на то, что содержание братства и поддержка монастырских зданий, церковной ризницы и прочего требуют ежегодно такового расхода суммы, какой имеет пустыня в своем приходе. Хозяйственные же заведения, для которых испрошен заимообразно капитал, не достигли еще в истекшее трехлетие того состояния, при котором можно бы надеяться иметь за расходом значительный остаток. Этому причиной не что иное, как только то, что если бы для возделания земли было употреблено не менее 45 тысяч рублей, тогда и в трехгодичное время можно бы надеяться от той земли получит желаемые плоды; но как употреблено на сей предмет, только 30 тысяч рублей, 231 из которых израсходовано на одни здания для хутора 20 тысяч рублей, то по этой причине существенная часть предполагаемого дохода, т. е. земля, не получила достодолжной обработки, при которой в короткое время можно было бы извлечь желаемую пользу. На погашение полученной ссуды без обременения бюджета пустыни, по ходатайству Архимандрита Игнатия, с разрешения Митрополита Серафима были употреблены 5000 руб. ассигнациями, полученные с жены Флигель-Адъютанта Толстого за проданный ей и ненужный монастырю участок земли в количестве полутора десятин. Кроме того поступившие в Сергиеву пустыню крупные вклады М.В. Чихачова и М.В. Макарова дали возможность настоятелю надлежаще оборудовать хозяйственное дело обители и поставить его на желательную высоту. Монастырь стал пользоваться круглый год овощами из своих огородов; ржаного хлеба нередко доставало на весь год, несмотря на значительно увеличивавшееся число братий, на огромный расход его для раздачи богомольцам в праздничные дни и на продовольствие всех монастырских рабочих; овса и сена было столько, что ежегодно продавалось на сумму до полутора тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

231 Сверх того, с надлежащего разрешения, израсходовано 3947 руб. 94 коп. на обработку 15 дес. земли под огороды (Указ С.-Петербуг. дух. Консистории от 15 сентября 1837 года за 4587). 234 Записки М В. Чихачова, стр. 80. Деятельным помощником Архимандрита Игнатия, главным образом, в деле канцелярском и письменном, и преданным ему человеком был послушник Сергиевой пустыни дворянин П. П. Яковлев. 238 Отношение С-Петерб. губ. Конторы казенных имуществ от 30 ноября 1836 года за 1055 о служителе Дмитрии Михайлове и ответ Архимандрита Игнатия от 1 декабря 1836 года за 143. 239 Это видно из дела по доносу на строителя Введенского Островского монастыря иеромонаха Израиля (Указ С.-Петерб. духов. Консистории, от 11 июня 1849 года, за 2660). 241 Указ С.-Петерб, дух, Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 10 апреля 1836 года, за, 1360. 242 Указ С.-Петерб. дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 12 октября 1840 года, за 5675. 243 Указ Свят. Синода от 23 марта 1835 г., за 3875. Указ Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 30 марта 1835 г., за 1265. Все это происходило в марте. В августе Архимандрит Игнатий, через Митрополита С.-Петербургского Серафима, представил уже Свят. Синоду первый свой труд–житие Св. Великого Князя Владимира. Жития, прежде печатания их, были просматриваемы Архиереями, заседавшими в Свят. Синоде. Митрополит Филарет просматривал жития Святителей Российских: Митрополитов Петра, Алексея, Ионы, а также жития Преподобных Антония и Феодосия Печерских . В деле Свят. Синода имеется собственноручная записка Митрополита Филарета: «Жития трех Святителей Российских для общего чтения назидательны. Немногие выражения, для большей точности, изменены по представлению моему в присутствии Свят. Синода». «Жития преподобных Антония и Феодосия назидательны для монашествующих. Некоторые места замечены мною для исключения при печатании в общенародное чтение. Может быть, и еще некоторые опущения вели бы к той же цели, чтобы сделать чтение сие более общеупотребительным». Архив. Свят. Синода, дело 1835 г., 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

239 Но он верил в возможность исправления человека, по милости Божией, и не отказывался принимать в свою обитель людей слабых, но не чуждых искры Божией или склонных к покаянию. Подтверждающим примером к высказанному положению представляется следующий случай. В январе 1823 года в Соловецком монастыре некий монах Арсений впал в ересь лжепророчества, чем причинил Соловецкой обители смятение и беспокойство, за что указом Святейшего Синода отправлен был в Анзерский скит под строгое содержание в посте и молитве. 7 сентября 1837 года опала Св. Синода была снята и конец жизни – в покаянии и назидательном образе поведения, Арсений, 26 июля 1838 года принявший схиму, провел в Сергиевой пустыни. На полях формулярного списка о службе схимонаха Арсения, сделана Игнатием Брянчаниновым такая надпись: «Сподобившись искушений, которым подвергались преподобные Исаакий и Никита Печерские, схимники Арсений сподобился и того духовного состояния, которого сподобились и вышеупомянутые преподобные по избавлении от бесовской прелести. Отмечался он поведения весьма хорошего, такового же поведения он и ныне. По слепоте и болезненности своей к послушаниям неспособен; весьма, полезен для братии советами своими». 240 Отметки замечательны и с общими воззрениями Игнатия Брянчанинова гармонируют. Архимандрит Игнатий умел найти людей и поощрить их. Игнатий Малышев , его келейник, иеродиакон, наместник, а потом и Архимандрит Сергиевой пустыни, проведенный длительным искусом к вышнему званию, был замечательным хозяином, строителем и художником. Иустин, впоследствии наместник Николо-Бабаевского монастыря, был замечательный знаток пения. Поступление в монастырь многих лиц представляется с обычно-житейской точки зрения случайным. Так, замечательный архидиакон Сергиевой пустыни Гедеон I-й, был выкуплен Игнатием Брянчаниновым за 200 руб. у табачного фабриканта Жукова, у которого он состоял рабочим и случайно был замечен Архимандритом Игнатием по своему замечательному голосу. Авторитет Архимандрита Игнатия в отношении религиозно-воспитательном и административном отношении стоял высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

244 Так, Указом С.-Петербургской духовной Консистории от 16 июня 1835 года, за 2441, требуется прислать иеромонаха для флота, Указом от 8 мая 1838 года, за 2106–требуются для флота четыре иеромонаха; через год Указом от 16 июня 1839 года, за 4438 требуется прислать для флота уже одиннадцать священнослужителей; Указом от 15 апреля 1849 года, за 1556–требуется прислать двух иеромонахов для флотской службы; Указом от 22 июня 1848 года, за 2700 требуется четыре иеромонаха для напутствования помещенных в больницах холерных больных. 245 «Дело Троицкой Сергиевой пустыни, по описи 1841 года, 16–О прибавлен к сей пустыне штата иеромонахов и о возведении по сему случаю пустыни сей из II в I класс», л. 2. 246 Выше цитиров. «Дело». Определение Свят. Синода прописано также в Указе С.-Петерб. дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 18 июня 1836 года, за 2415. 247 Не даром же свидетель его трудов, впоследствии наместник пустыни игумен Агафангелъ называет его благодетелем Сериевой пустыни (Досуги Инока, Спб. 1901 г, стр. 44). 250 «Дело первоклассной Троицкой Сергиевой пустыни, по описи 1839 года, 36, Об определении Архимандрита сей пустыни благочинным над монастырями С .-Петербургской епархии и о благосостоянии оных и находящейся в них братии» –л. 1. Указ С.-Петерб. дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия от 22 июня 1838 года, за 3073. 251 Благочинным монастырей Игнатий Брянчанинов состоял, можно сказать, до самого своего назначения на Черноморскую кафедру, потому что назначения иного лица на указанную должность за это время не было; лишь в начале октября 1857 г., по представлению Игнатия Брянчанинова , эконом Александро-Невской лавры иеромонах Герман определен был помощником благочинного (Указ С.-Петербург. Консистории от 7 октября 1857 года, за 5760). Таким образом, в это время Архимандрит Игнатий еще состоял Благочинным монастырей. От исполнения обязанностей по этой должности Архимандрит Игнатий был свободен фактически только во время предоставленных ему по болезни отпусков, так напр., с апреля 1847 г. по июнь 1848 года, когда он жил в Бабаевском монастыре. (Указ С.-Петерб. дух. Консистории, от 13 апреля 1847 года, за 1612 и от 11 июня 1848 года, за 2416).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

252 Во время вступления Архимандрита Игнатия в должность благочинного монастырей С. Петерб. епархии в составе благочиния были монастыри: 1) Спасо-Преображенский Валаамский, 2) Троицкий Зеленецкий, 3) Рождественский Коневский, 4) Введенский Островский, 5) Богословский Череменецкий, 6) Староладожский Николаевский, 7) Староладожский Успенский (женский) и 8) Троице-Сергиева пустыня. 253 Дело игумена Варлаама и монаха Иосии подробно изложено в Указе Святейшего Синода по предмету его, на 12-ти листах, от 31 декабря 1838 года, за 11640, имеющемся в специальном «Деле». 257 Определением Свят. Синода, от 23 июля 1813 года, за 1657 было постановлено, чтобы настоятели в Валаамский монастырь, в случае вакансии, были, определяемы навсегда из тамошних монашествующих, достойные и способные к содержанию в непоколебимости общежительного устава. С 1833 по 1839 год определение это было изменено: настоятель Вениамин был прислан на Валаам из Коневского монастыря. Он нарушал добрые порядки и уставы Валаамского монастыря и при нем, именно, Валаамская обитель пришла в расстройство и упадок. 258 Сведения об игумене Дамаскине можно получить в книге: «Валаамский монастырь и его подвижники», изд. 3-е, Спб. 1903 г., стр. 169–175 и 89; в той же книге–подробное сообщение о Валаамском монастыре. Об игумене Дамаскине есть также в «Жизнеописаниях отечественных подвижников благочестия» XVIII и XIX веков. 260 У автора живо с дней юности отрадное воспоминание посещения Московской духовной Академии о. игуменом Дамаскином со старшей братией Валаамской обители. Гости производили своим видом, настроенностью и простым словом своим впечатление ангелоподобных людей. Это было во время ректорства в Академии архимандрита Антония (Храповицкого) , ныне Архиепископа Харьковского. 263 В конце этой «Записки» сделана приписка рукой переписчика: «усердный, тщательный труд переписывания этой записки по поручению настоятеля, отца Архимандрита Игнатия Брянчанинова исполнил за святое послушание поступивший в 1851 году в Сергиеву пустынь; для приобучения себя к монашеской жизни, сын чиновника Алексей Николаевич Воскресенский, впоследствии с 1862 года наместник сия же обители иеромонах Агафангель». Еще ниже написано: «Очевидец труда переписывания записки бывший сопутник старшего депутата Сергиевского отца Архимандрита Игнатия в город Устюжну и обратно Павел Яковлев».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

264 В составе Следственной Комиссии по этому делу были: Член Совета Министра Внутренних дел тайный советник Переверзев–Председатель Комиссии; генерал майор корпуса жандармов–Ахвердов и состоящий при межевом Департаменте сената статский советник Афанасенко. 265 По окончательному решению указанного дела, помещик Страхов приговорен был к лишению всех прав состояния и вместо ссылки в каторжные работы в крепостях, по негодности его к ним по летам, согласно 78 ст. XV т. Свод. Зак. и на основания XXII статьи Всемилостивейшего Манифеста 1856 года назначен к ссылке в места Сибири, менее отдаленные (Окончат. мнение Начальника Новгор. губернии от 3 августа 1860 г. за 5562). Определением Правит. Сената от 20 марта 1862 года дело Страхова смягчено; наказание ему назначено по 1344 и 1979 ст. Уложен., но и оно осталось без исполнения за смертью Страхова 13 января 1862 года. 277 В. Аскоченский. Преосвящ. Игнатий (Брянч.), Еп. Кавказский (Домашняя беседа за 1867 г., ст. 683). При Архим. Игнатии начата была постройка церкви Покрова Пресвятой Богородицы, освященной только в 1883 году при Архимандрите Игнатии Малышеве . Эта церковь , представляющая в уменьшенном размерах Флорентийский храм, богато отделанная снаружи и великолепно внутри была построена на средства князя М. В. Кочубея над прахом супруги его, Марии Ивановны (урожд. Княжны Барятинской); под ней находится усыпальница, где похоронен и сам князь Кочубей. 278 Указ С.-Пет. дух. Консистории, от 28 августа 1834 г., за 3457. («Дело по Указу С.-Петерб. дух. Консистории о дозволения, настоятелю сей пустыни с братией приезжать в С.-Петербург без испрашивания на сие у Епархиального Начальства дозволения», по описи 1834 года, 33, л. 1). 281 Этой кельей Архимандрит Игнатий пользовался до назначения Архимандрита Никанора казначеем Лавры, когда он стал останавливаться в квартире казначея до его кончины. После его смерти Архим. Игнатий останавливался у родных и знакомых. 285 По сообщению Чихачова Архимандрит Игнатий получил Указ от Митрополита, что по именному повелению ему запрещается выезд из монастыря. Но в архиве Сергиевой пустыни такого указа мы не нашли а вместо этого встретили заметку, писанную рукой П. Яковлева, что письменного указа о невыезде настоятелю в Петербург и не было вообще по этому делу никаких письменных документов в Сергиеву пустынь не поступало, а сделано было лишь словесное сообщение Митрополитом Серафимом, что по этому предмету есть Высочайшая воля. Сообщение Митрополита Серафима было сделано Архимандриту Игнатию 1-го февраля 1840 года. 1-е февраля в 1840 году было в четверг, 37-й недели, что перед воскресением или неделею Мытаря и Фарисея. Об этом первом числе февраля см. Аскетич. опыты, ч. I, стр. 91. Есть намек в той же части на стр. 649, хотя на ней может подразумеваться дело 80 за 1846 год, ниже цитируемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

264 . Игнатий Брянчанинов один высказался против всего хода дела и пристрастного направления его. В своей обширной записке он обстоятельно и логично, критически рассматривает всё следственное дело, решительно высказывается в защиту священника Ивановского, исполнявшего, по его убеждению, свой пастырский долг, говорит о смирении и покорности крестьян и высказывается за виновность помещика Страхова. Характер Игнатия Брянчанинова , его беспристрастие, высота пастырского духа живы в суждениях автора этой замечательной записки, на 138 больших листах, разрешающей вопрос о взаимных человеческих отношениях и о крепостном праве с православно-христианской точки зрения. 265 Внешнее возрождение пустыни, которая, благодаря заботам настоятеля, восстала из развалин и благоукрасилась многими красивыми зданиями, было только одной, и, может быть, менее важной стороной деятельности Архимандрита Игнатия, как настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Главнейшей же стороной его многотрудной деятельности, потребовавшей все его духовные силы, всю его духовную опытность, было внутреннее благоустройство, нравственное воссоздание и Духовное обновление той обители, которую, живя в северной столице, по его собственному призванию, он не хотел даже и видеть, считая ее по всему несоответствующей его духовным целям. 266 Если не малых нравственных забот и физических испытаний, слез и страданий стоило Архимандриту внешнее благоустройство монастыря, приведение в порядок показной, так сказать, его стороны, то моральное воссоздание обители, распущенной в нравственном отношении, стоило ему гораздо большего. Заботясь о внешнем украшении и упорядочении Сергиевой пустыни, Архимандрит сразу же установил строгий порядок в жизни своего духовного стада: он возвысил благочиние в братии, настроил их к душеспасительному препровождению времени в посильных трудах по послушаниям и занятиям келейным; требовал аккуратного посещения церкви и пристойного стояния во время церковных богослужений, и братия, хотя и нередко роптала на строгости нового настоятеля, но должна была подчиняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

286 Очевидно это, таинственное запрещение, по воле Государя, касалось только случаев, подобных посещений дома посланника Баранта. 289 Первоклассной Троице-Сергиевой пустыни «Дело» – О уведомлении канцелярии С.-Петербургской духовной Консистории каждый раз по приезде настоятеля сей пустыни в С.-Петербург, как о том приезде, так и о выезде из С.-Петербурга. По описи 1849 года, 80, л.л. 1 и 2. 292 В «Деле» за 80 имеется несколько отпусков таких рапортов Архимандрита Игнатия. Это своеобразное делопроизводство на время прекращается, когда Архимандрит Игнатий по болезни отправился в отпуск в Николо-Бабаевский монастырь 10 июля 1847 года и пробыл там до 31 мая 1848 года, после чего рапорты о приезде в Петербург возобновляются. 294 Там же, л. 17 на обороте. Несомненно был какой-нибудь устный ответ, потому что Архимандрит Игнатий перед отъездом в отпуск был у Владыки Митрополита. 295 Цитиров. ,Дело» 80, л.л. 16–19. Рапорт Архимандрита Игнатия от 4 апреля 1849 года за 107. 296 Цитиров. «Дело» 80, л. 20; Указ С.-Петерб. духовной Консистории на имя Архимандрита Игнатия от 27 апреля 1849 года за 2089 (получен настоятелем почему то только 16 мая). 297 Приводим полностью это письмо: «Преподобнейший и Возлюбленнейший о Господе отец Варфоломей! Приятнейшее письмо Ваше к большому моему удовольствию получил. Простите меня за мою леность, по причине которой не отвечал я Вам на последнее письмо ваше ко мне, в Лопотов монастырь написанное. В сей обители Вологодской местоположение низменное, атмосфера наполнена гнилыми испарениями;–всё сие вместе с большим вредом действовало на мое здоровье, при слабом состоянии коего был я до избытка обременен трудами телесными. Прошлого 1833-го года в мае месяце был произведен в игумены. Между тем Государю Императору, коего был я воспитанником, угодно было приказать, чтобы разыскали и уведомили Его, где я нахожусь. В то время Указом Св. Синода был я переведен в Московский Николаевский Угрешский монастырь. Государь Император повелел Митрополиту вытребовать в С.-Петербург, и потом дал мне Сергиевскую пустынь, в которой нахожусь и поныне. При мне живет о. Михаил и правит должность головщика на правом клиросе. Здоровье моего тела в здешней обители немного поправилось; видно, еще Господь дает мне время на покаяние. Затем простите, Почтеннейший отец Варфоломей, поздравляю Вас с наступающими праздниками, прошу Святых молитв и честь имею быть Вашим покорнейшим слугой и молитвенником. Архимандрит Игнатий. 1834 года, апреля 17 дня («Богословский вестник», февраль 1914 г., стр. 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010