153 Впоследствии Чихачов вводил такие напевы в те обители, в которых находился; особенно много для постановки пения сделано им в Троице-Сергиевой пустыне. 156 Жизнеописание Еп. Игнатия, составленное его учениками в 1881 г., стр. 47. В брошюре «Вологодский Архиерейский дом в числе епископов Вологодских и Устюжских (с 1796–1894 г.) значится под 39 всех Вологодских епископов: «Стефан Романовский,–в 1813 г. рукоположен во епископа Волынско-Житомирского, в 1828 г., 24 ноября переведен на Вологодскую кафедру, а 1-го марта 1841 года–на Астраханскую кафедру с возведением в сан Архиепископа, где и скончался в декабре того же года. 157 Семигородная Успенская пустынь находится в 77 верстах к северу от губернского города Вологды и в 35 верстах к северо-западу от уездного города Кадникова (Волог. губ.). Расположенная среди большого строевого леса, в котором водится много диких зверей, и где нередко можно встретить даже северного медведя, пустынь в рассматриваемое время отовсюду окружена болотами и почти непроходимыми дебрями, поэтому проселочная дорога к ней очень неудобна. Ни с одной стороны пустыни не было человеческого жилья ближе 10–12 верст. Монастырские здания открываются взорам путника только близ самой обители, когда, миновав лес, он въезжает на широкую равнину, где красуется благолепная Семигородная пустынь, дышащая сладостным уединением. Пустынь эта именуется «Семигородной» от бывшей здесь Семигородской волости, а сама волость – от семи селений, которые находились на семи небольших горах и со своими полями отделялись друг от друга изгородями. Поэтому в старину церковь в пустыне называлась: «Храм Пречистыя Богородицы на семи горах». Пустынь называется еще «Успенской» по главному храму в обители – Успения Пресв. Богородицы – и по главной древнейшей святыне – чудотворной иконе Успения Божией Матери. Семигородная пустынь основана в XV веке иноками Дионисиево Глушицкого монастыря, который находится в 20–25 верстах к северу от этой пустыни. Иноки, положившие основание пустыни, принесли ей в дар две св. иконы письма самого преподобного Дионисия: вышеупомянутую чудотворную икону Успения и икону Иоанна Предтечи. Пришедшая в первый же век своего бытия в крайнее запустение вследствие моровой язвы (в XV в. постигшей всю Вологодскую страну), Семигородная пустынь окончательно опустела после Литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

172–173; там же можно читать и письма Преосвященного Игнатия к П.А. Брянчанинову, характеризующие отношения братьев-подвижников (См. стр. 172–253). 446 Завещание это найдено в бумагах, доставшихся после смерти П.А. Брянчанинова его сыну сенатору А. П. Брянчанинову , а по смерти последнего перешло к другому племяннику Преосвященного Игнатия сенатору Ник. Сем. Брянчанинову. 447 Отношение настоятеля Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия (Малышева) к Преосвященному Игнатию от 29 июля 1862 г. за 187. К отношению этому приложена, в копии, опись наперсного креста, составленная ювелиром Блюмом в С. Петербурге 28 июня 1862 года такого содержания: Крест золотой, украшенный бриллиантами, розами и сибирскими аметистами; в средний креста аметист, на коем вырезано изображение Спаса Нерукотворенного. На трех оконечностях по два аметиста, на нижней–4 аметиста–сияние или лучи из бриллиантов и роз: бриллиантов 20 шт., роз–120. Наверху корона из бриллиантов средней величины, счетом 46 штук, и один бриллиант крупный в глобусе; роз 21 штука в серебряной оправе. При кресте цепочка червонного золота, весу в ней 26 золотников. Весу в кресте 14 золотников. Цена креста с цепочкой–четыреста пятьдесят рублей. Подлинную, с приложением имянной печати, подписал ювелир Александр Иванов Блюм». 448 Отношением от 1 сентября 1865 года, за 230, Преосвященный Платон Костромской благодарит Владыку Игнатия за «богатую жертву бедной Костромской кафедре». 449 На другой день Пасхи, 17 апреля, в день рождения Государя Императора, Преосвященный Игнатий слушал литургию в алтаре и выходил к благодарственному молебну, при служении которого читал окончательную благодарственную молитву со столь сильным, глубоко благодарным выражением, что обратил общее внимание на это обстоятельство. 450 В понедельник Фоминой недели Владыка писал настоятелю Николо-Угрешского монастыря, Моск. епар. Архимандриту Пимену; что он так слаб, что ждет смерти. – " Вчера (в воскресенье) весь день пролежал, ждал смерти, а сегодня опять брожу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

179 Сестра Михаила Васильевича была в это время невестой Кутузова, и кому-нибудь из Чихачовых надо было повидаться с родными жениха, жившими в Ярославской губернии. Чихачов посетил стариков Кутузовых и от них отправился в Вологодский Лопотов монастырь к товарищу настоятелю. 181 «С тех пор началось у нас» говорит Чихачов в своих записках, близкое знакомство с графиней и продолжалось до самой её кончины». 189 Записки Чихачова, стр. 84. Этот же Карп имел другое видение: ему было открыто, что о. Игнатию дается церковь Св. Троицы близь Петербурга, где братия, как бы возбужденная от сна, удивляется Прибытию его сюда; он ясно видел даже, какой в церкви иконостас. Тогда о. Игнатий ничего еще не помышлял о Сергиевой пустыни, а думал, что ему удастся переселиться куда-нибудь в Псковскую губернию, почему и спросили Карпа, рассказавшего о своем видении, как он думает, будет ли верст 400 от Петербурга до той церкви, в которой он видел Игнатия. Но он отвечал, что эта церковь гораздо ближе. Все остались в недоумении, и только тогда, когда прибыли в Сергиеву пустынь и в церкви увидали совсем такой иконостас, как описывал Карп, вспомнили его видение, которое, таким образом, вполне оправдалось. (Записки Чихачова, стр. 83–85). 192 Небольшое количество денег, взятое Чихачовым на дорогу из Лопотова монастыря, к этому времени было все издержано, надо было найти место, где можно остановиться без платы, но никого из знакомых он не мог найти–это был, по его собственным словам, перст Божий, ведущий его и показывающий место, куда ему надлежало идти–к графине Орловой. 197 Лесков, в своем рассказе «Инженеры-бессребреники», несколько иначе излагает обстоятельства, сопровождавшие назначение игумена Игнатия в Сергиеву пустынь. По его словам, человеком, напомнившим Императору Николаю Павловичу о Брянчанинове и Чихачове, был Московский Митрополит Филарет. Беседуя однажды с Государем и слыша от него выражения неудовольствия по поводу событий, свидетельствовавших о большой распущенности в жизни монахов, Владыка сказал Монарху, что есть теперь прекрасный игумен, настоящий монах, на которого можно положиться, и с ним можно будет многое поочистить и исправить в монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1858 года за 198, следующее решительное предложение. – «Ознакомившись с большей частью вверенной мне епархии, признаю существенно нужным следующее распоряжение: протоиерей Константин Крастилевский увольняется от должности кафедрального протоиерея и от присутствия в Консистории. На место его назначается кафедральный протоиерей города Георгиевска и благочинный Василий Попов, коему вместе быть и присутствующим в Консистории. Судный стол передается протоиерею Петру Сухареву, как лицу, замеченному мною особенно правдивым и понимающим всю важность того рода дел, кои имеют сильное влияние на участь человеков, а нередко и решают её. При сем поверить суммы и имущество кафедрального собора новому кафедральному протоиерею Попову совокупно с протоиереем Крастилевским и братией собора, причем в качестве посредников быть протоиереям Сухареву и Поспелову; по окончании поверки о последующем донести мне рапортом за подписью всех лиц, участвовавших в поверке. Протоиерею Крастилевскому предоставится приличное место по получении из Святейшего Синода совершенного увольнения его от звания члена Консистории, о чем я ходатайствую. Предлагаю Консистории привести мое распоряжение в исполнение без малейшего промедления. Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский». 348 В виду этих соображений, Епископ Игнатий, по предоставленному ему праву, уволив Крастилевского от присутствия в Консистории, представил Святейшему Синоду о совершенном увольнении его от звания члена Консистории. Святейший Синод уважил представление Епископа Игнатия. Крастилевский был уволен из членов Консистории и вместо него назначен Попов. 349 При этом, желая достигнуть, решительного освобождения членов Консистории от влияния протоиерея Крастилевского, Епископ Игнатий решил удалить его и из епархиального города. Поэтому, по получении Указа Святейшего Синода об увольнении Крастилевского из членов Консистории, Епископ Игнатий резолюцией от 17 ноября 1858 года, за 1457, предоставил протоиерею Крастилевскому настоятельство Моздокского собора, без всякого, однако, влияния на Успенскую загородную церковь , в которой находится чудотворная икона Божией Матери и прихожане которой наиболее осетины и черкесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1858 года, за 719 – изложить духовные основания учреждения Епархиального управления в православных поселениях Линейного казачьего войска в целях устранения печальных фактов жизни, каковыми отмечены: «упадок православия, крепость и торжество раскола и общая безнравственность, защищаемые от мероприятий правительственных отвагой и мужеством боевых частей войск». При этом, как на причину усиления раскола в казачьем Линейном войске, указывается на действия первого Кавказского Преосвященного Иеремии, осложнившие положение и затрудняющие ныне подчинение Линейного войска в церковном отношении православному Епископу. Отвечая на «совершенно конфиденциальный» запрос о мерах наилучшего устроения Линейного казачьего войска в церковном отношении также «совершенно конфиденциально», Преосвященный Игнатий, прежде всего, отмечает необходимость возможно частого и неспешного посещения Епископом своей воинствующей паствы, а для этого считает полезными в помощь епархиальному Епископу учреждение викариатства, с помощью викарного Преосвященного в епархиальном городе, чтобы его деятельность могла сливаться в одно с направлением и деятельностью епархиального Архиерея. Но самым важным, существенно-нужными для оживления духовно-религиозной жизни Линейного казачьего войска признает он воссоединение последнего с православной паствой Кавказа и под управлением одного епархиального Епископа. «Кавказская епархия», пишет Епископ Игнатий, «первоначально учреждена была для всего Кавказского края, который в географическом и статистическом отношениях составляет целое. Этот характер целости, признаваемый сокровищем для всякой страны и ведомства в административном и хозяйственном отношениях, был нарушен отчислением от Епархиального ведомства Церквей казачьего Линейного войска. Произведенное разделение епархии отчислением казачьих Церквей лишено смысла, есть вместе разделение и смешение. Во всей России нет подобной бессмыслицы. Напрасно прикрывают её громкой фразой, что она сделана в целях административных. Это ошибочно: плодом административного соображения должно быть положение самое удобное; здесь видно противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1859 г.. Слава Богу за все! Дня меня болезнь была как бы цепями, обуздывавшими горячность моего характера и сложения; она препятствовала деятельности, вместе препятствовала и большему развитию гордыни, которая часто развивается от успешной деятельности». 424 Невольная углубленность. в мирские и гражданские заботы в положении епархиального Архиерея, близкой к миру и общественный характер обители Троице-Сергиевой, при наклонности Святителя Игнатия к созерцательно кабинетной и подвижнической жизни,-побуждали его к избранию местожительства в большом городе, вдали от крупных центров мирской суеты. Любовь Владыки Игнатия к природе проявленная в нем еще во дни его детских мечтаний в тенистых садах села Покровского, делали Бабайки с окружающей их тенистой рощей – любимым местом прогулок Владыки, – с величественной Волгой, – местом удобным для подвига духовного, для чтения великой книги Божественного мироправления, для самоопознания и самоотчета, на склоне лет, в преддверии смерти. А великая русская река, своей мощью как бы воплощающая самобытность русского народа, могла символизировать в глазах Преосвященного отшельника те реки воды живой, которыми благодатно напояется дух верующего человека. Как бы то ни было, но несомненно для нас одно, что никаких честолюбивых замыслов Игнатий Брянчанинов не питал и в жизни шел совершенно иными путями, чем ведущие к славе человеческой, а скорбным, тесным и уничиженным путем тех, кто вся вменил тщету и уметы Царствия ради Божия. С этой точки зрения Бабаевский монастырь своей уединенностью, местоположением и общежительным строем своим, в связи с дружественными отношениями к нему соседних, ближайших Архипастырей, представлял для Преосвященного Игнатия пригодное и соответственное его потребностям последнее земное пристанище. Братство Николо-Бабаевского монастыря, довольно многочисленное, во время жительства там Владыки Игнатия, вело образ жизни деятельный, трудовой. Богослужение отправлялось по чину, введенному во всех благоустроенных общежительных монастырях, Устав заимствован первоначально от Саровской пустыни с некоторым изменением и применением к местным обычаям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви, 1917 г. декабрь – воззвание к Пермской пастве о защите Церкви. 1918 г., 12(25) апреля – архиепископ. На Пасху писал Патриарху Тихону о своём распоряжении в случае ареста священнослужителей закрывать все храмы в Перми. 1918 г., 9 мая – крестный ход в Перми. Отлучил от Церкви посягающих на храмы Божии. 1918 г., 17 июня – арестован, 20 июня – закопан в землю живым и расстрелян вблизи г. Перми. АНТОНИЙ (Быстров Николай Михайлович), архиепископ Архангельский. 1858 г.– родился. 1879 г. – окончил Вологодскую духовную семинарию. 1882 г. – рукоположен во иерея. 1888 г. – принял монашество (после смерти жены), 1889 г. – настоятель Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии. 1890 г. – перемещён в Корнилиево-Комельский монастырь той же епархии. 1892 г. – игумен. 1906 г. – архимандрит. 1907 г. – настоятель Вологодского Свято- Духова монастыря. 1910 г. – хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. 1921–1932 гг. – епископ Архангельский, затем архиепископ. 1932 г., 16 июля – скончался в следственной тюрьме. АНТОНИЙ (Храповицкий Алексеи Павлович), митрополит Киевский и Галицкий. 1863 г., 17 марта – родился в с. Ватагино Новгородской губ., в дворянской семье. Окончил (с золотой медалью) 5-ю Петербургскую гимназию. 1885 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в мантию; иеродиакон, иеромонах. 1886 г. – преподаватель Холмской духовной семинарии. 1887 г. – исполняющий должность доцента Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1888 г. – магистр богословия; доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1889 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, архимандрит. 1890 г. – ректор Московской Духовной Академии. 1895 г. – ректор Казанской Духовной Академии. 1897 г., 7 сентября – хиротонисан во епископа Чебоксарского в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани, 1897–1899 гг. – епископ Чебоксарский (с оставлением в должности ректора Казанской Духовной Академии и временно управляющего Казанской епархией).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

201 Иван Васильевич Малышев родился 24 мая 1811 года в деревне Шишкине Ярославской губ., Даниловского уезда. С детства он не любил шумных бесед и веселых игр с товарищами, предпочитая им одинокие прогулки в лесу, в поле и тихий труд на пользу ближним; мальчик не только помогал своим родителям в домашних и полевых работах, но находил еще время помогать бедным старушкам своего села убирать сено и колоть дрова. Когда ему исполнилось 12 лет, он был привезен родителями в Петербург и отдан в услужение к купцу Лесникову, где уже находился старший брат его Макарий, впоследствии тоже схимонах Сергеевой пустыни. Умный, правдивый мальчик с усердием исполнявший все возложенные на него труды и сторонившийся всяких городских увеселений, Ванюша с первых же дней своей службы заслужил любовь и доверие хозяина. Через год он перешел в дом к другому купцу; здесь ему пришлось нести не только тяжёлые физические труды, но и пережить по воле Божией много нравственных испытаний: прислуга того купеческого дома, где служил Ванюша, старуха Фадеевна, без всякой причины стала преследовать кроткого мальчика, постоянно придиралась к нему и бранила его, несмотря на все его старания угодить ей. Отрок терпеливо переносил незаслуженные обиды, находя поддержку в молитве и чтении Евангелия, но иногда ему становилось так тяжело от несправедливостей старухи Фадеевны, что он несколько раз хотел бежать в какой нибудь монастырь, куда влекло его сердце. Тихая уединенная жизнь в стенах монастыря рисовалась ему самыми заманчивыми красками, но он удерживал себя до времени. Вспоминая впоследствии эту старуху Фадеевну, заставившую его перенести много незаслуженных испытаний, он называл её своей благодетельницей». «Через неё, говорил он, научился я молиться, научился читать слово Божие. Было у меня Евангелие, лежит, бывало, открытое на столе; много читать некогда, а так, между делом, прибежишь, заглянешь, прочтешь хоть словечко–наслаждение! Слезы льются, так и ходишь с этим словечком. Никогда в жизни так не читывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

202 И выдающийся, даровитый, – любимец Государя, Его «фельдфебель» стал Высочайшей волей и выдающимся Архимандритом, еще более достойным любви Государя, как ревнителя святой веры православной. Предполагаемый инженер и инструктор военных сил стал выдающимся инструктором духовного воинства и все свои недюжинные силы вложил в великое и самоважнейшее дело уяснения путей к Богу, сделавшись, таким образом, инженером небесных путей сообщения; учившийся науке охраны отечества от нападений врага, расхищающего Государственную собственность, – стал еще большим знатоком орудий и средств борьбы с исконным врагом нашего спасения, расхищающим добрые сосуды и богатства нашей внутренней душевной храмины. Назначение Игнатия Брянчанинова настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, состоялось по Высочайшему повелеваю 25 декабря 1833 года, которое изображено в указе Святейшего Синода на имя Синодального Члена, Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, от 30 декабря 1833 года за 9737 в следующих словах: «Г. Синодальный Обер-Прокурор, действительный статский советник и кавалер Степан Дмитриевич Нечаев объявили Святейшему Синоду для зависящего от оного распоряжения, что Государь Император в 25 день сего декабря, Высочайше повелеть соизволил, чтобы назначенный Святейшим Синодом к переводу из Вологодской в Московскую епархию игумен Игнатий определен был настоятелем состоящей в здешней епархии Сергиевской пустыни, Викарию же С.-Петербургской митрополии, Преосвященному Венедикту, имевшему доселе оную пустынь в своем управлении, взамен положенных по штату оной окладов и других доходов, коими он по званию настоятеля оного монастыря пользовался, производить из казны по три тысячи пятисот рублей в год: С сим вместе предложили, не благоугодно ли будет Святейшему Синоду приняв в справедливое внимание отличные отзывы об игумене Игнатии бывшего его Епархиального Начальства, возвести его в сан Архимандрита, который более приличествует и назначенному ему ныне настоятельству в штатном монастыре второго класса».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

206 Когда в 1717 году Великая Княжна вышла замуж, дача перестала посещаться Царской фамилией и постепенно стала разрушаться. В 1732 году (14 сентября) эта «Приморская дача» была всемилостивейше пожалована Императрицей Анной Иоанновной духовнику её, Архимандриту Сергиевой Лавры о. Варлааму, а в 1734 году ему же была отдана Государственная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находилась на Фонтанке, при загородном доме её покойной матери, царицы Параскевы Феодоровны. Архимандрит Варлаам перевез пожертвованную ему церковь на Приморскую дачу и, по благословению Св. Синода, устроил здесь храм во имя преподобного Сергия 207 основание пустыни было положено. Находящаяся на берегу Балтийского моря новооткрытая пустынь в продолжение многих лет именовалась «Приморской» и, кроме того, «Сергиевской» – по созданному в ней первому храму. Когда же во второй половине 18-го века в ней на подобие Троице-Сергиевой Лавры был построен собор во имя Св. Троицы; то и пустынь, в соответствие Лавре, стала именоваться Троице-Сергиевой. Основатель этой Приморской Сергиевой пустыни о. Варлаам за три года своего управления обителью, «любя монашество, устроил в ней необходимые здания 208 и обеспечил благотворно монастырское хозяйство пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, который тщился приобретать от соседственных владельцев. 209 Когда в 1737 году основатель пустыни умер, Императрица повелела сделать опись Троице-Сергиева монастыря и сообщить её в ведомость кабинета Её Величества, 210 а заведывание монастырским имуществом поручила Ивану Черкесову – стряпчему Троице-Сергиева монастыря. С этого времени церковь на приморском месте считалась приписной к Сергиевой Лавре, откуда и присылались для управления ею строители. 211 Так было до учреждения монастырских штатов, т. е. до 1764 года, когда поступившая в Петербургское епархиальное ведомство и возведенная во второй класс пустынь стала управляться архимандритами, что продолжалось до 1819 года. Начиная с этого времени и до 1884 года, Сергиевой пустынью управляли викарные Епископы при Петербургском Митрополите, которые, взамен содержания от духовной администрации пользовались её доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010