Географические названия с словом kirche встречаются в начале VIII века. К сожалению, это слово в готской письменности не встречается, а вместо него находим лишь слово aikklesjö (екклесье). Тем не менее западногерманские племена должны были заимствовать это слово из греческого языка именно чрез посредство готов, и нужно предполагать у готов соответствующее верхненемецкому chirihha слово kyreiko (кирей–ко), которое было точным воспроизведением греческого κυρι–ακν. Хотя такого слова в готской литературе не встречается, но если мы припомним, в каком количестве остались памятники готской письменности, то мы не удивимся этому. Оно могло существовать в готском языке с IV века. Что касается древнеславянского слова — цркы, то несомненно оно готского происхождения, а не немецкого; если бы но было заимствовано из немецкого, то оно произносилось бы как нерховь (припомним параллель между готским словом hrugg — стяг и русским — хоругвь); была бы буква «х», а не «к» Таким образом, слово церковь воспринято чрез готское посредство и гораздо раньше, чем возникло русское государство, чем распространилось у нас христианство. В ту эпоху для наших предков XV (ки) звучало чем–то вроде ку (доказательство: из слов κριε λησον («Господи помилуй») произошло куралесить; Чурило Пленкович образовалось из Κριλλος, «Кирилл»). Наше «церковь» походит на готское «кирейко», в котором «к» перешло в «ц». Наше же «ш> произошло не из еврейского χ (оно слишком кудряво), но из армянской 15–й буквы «к», которая образовалась из греческой буквы «κ» в курсивном написании. Как рано греческое «κ» стало произноситься как латинское «с», мне известен следующий факт: в 1016 году болгарский князь вел войну с Василием II Болгаробойцей, который сделал однажды на него внезапное нападение; побежденные болгары кричали: бегите от цесаря. Как произносили святые Кирилл и Мефодий букву «к», затруднительно ответить на этот вопрос. В славянском говоре звук «к» имел довольно своеобразное произношение, например, как оно слышится в словах: so nfopoiyfejfi; ρκΛ — нл e–fciyfc " ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Среди германских племен гегемония на востоке принадлежала готам, а на западе – немцам. В древнем верхненемецком языке слово церковь имело два начертания: chirihha и kiricha. Для ученых, занимающихся филологией, конечное ch заключает в себе вернейший признак, что оно существовало раньше верхне-немецкой стадии; следовательно, оно не принадлежит немцам, а заимствовано у готов. Географические названия с словом kirche встречаются в начале VIII века. К сожалению, это слово в готской письменности не встречается, а вместо него находим лишь слово aikklesjö (екклесье). Тем не менее западногерманские племена должны были заимствовать это слово из греческого языка именно чрез посредство готов, и нужно предполагать у готов соответствующее верхненемецкому chirihha слово kyreiko (кирейко), которое было точным воспроизведением греческого kuriakón. Хотя такого слова в готской литературе не встречается, но если мы припомним, в каком количестве остались памятники готской письменности, то мы не удивимся этому. Оно могло существовать в готском языке с IV века. Что касается древнеславянского слова – цръкы, то несомненно оно готского происхождения, а не немецкого; если бы оно было заимствовано из немецкого, то оно произносилось бы как церковь (припомним параллель между готским словом hrugg – стяг и русским – хоругвь); была бы буква «х», а не «к». Таким образом, слово церковь воспринято чрез готское посредство и гораздо раньше, чем возникло русское государство, чем распространилось у нас христианство . В ту эпоху для наших предков Κ (ки) звучало чем-то вроде ку (доказательство: из слов Κριε ελησον («Господи помилуй») произошло куралесить; Чурило Пленкович образовалось из Kúrillo_s, «Кирилл»). Наше « церковь » походит на готское «кирейко», в котором «к» перешло в «ц». Наше же «ш» произошло не из еврейского x (оно слишком кудряво), но из армянской 15-й буквы «к», которая образовалась из греческой буквы « k» в курсивном написании. Как рано греческое « k» стало произноситься как латинское «с», мне известен следующий факт: в 1016 году болгарский князь вел войну с Василием II Болгаробойцей, который сделал однажды на него внезапное нападение; побежденные болгары кричали: бегите от цесаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В IV в. много готов состояло на службе в византийской армии. Когда в конце этого века дикий монгольский народ гунны пришел из Азии, готы под давлением азиатских захватчиков, завладевших их землями, были вынуждены искать убежища в империи. Они послали своих представителей с просьбой разрешить им поселиться во Фракии для земледелия и службы в армии. После разрешения на поселение их основными центрами стали Балканы, Малая Азия и Константинополь, где время от времени они приобретали большое влияние в армии, создавая серьезные проблемы для Византии 117 . Христианство рано распространилось среди готов, первоначально – от пленных христиан, захваченных ими в Каппадокии, когда они еще жили севернее Кавказа. Параллельно с этим готы, служившие наемниками в византийской армии, попадали под сильное влияние христианства. Константин Великий сразу после своей победы над готами и сарматами позаботился об их обращении в христианство. Историк Сократ сообщает, что Константин Великий , одержав уверенную победу над варварами сарматами и готами с верой в христианский трофей (Крест Господень – М.А.), «и их, потрясенных неожиданным поражением, впервые (научил) уверовать в религию христианства, благодаря которой и сам Константин спасался» 118 . Упоминается, что в Первом Вселенском Соборе принимал участие епископ Готский Феофил. Однако это не означает того, что христианство столь быстро распространилось среди всех готов. В IV в. христиане Готской земли столкнулись с жестоким гонением и многие приняли мученическую кончину. Позже Василий Великий в связи с посланием, которое он получил от знакомого ему дуки Скифии Иуния Сорана, попросил его прислать мощи мучеников, учеников равноапостольного Евтихия Каппадокийского, который ранее трудился среди готов 119 . Кирилл Иерусалимский также говорит о том, что «и готы и все христиане из язычников становятся мучениками». Но главным просветителем готов на Дунае в IV в. является Ульфил, сын отца-вестгота и матери-гречанки из Каппадокии, который «был хиротонисан во епископа принимающих христианство в Гетике (Готской земле)» 120 арианским епископом Евсевием Никомидийским, по всей вероятности, в 341 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Настоящая власть в Церкви была в руках аббатов-игуменов. Изредка аббаты получали епископское посвящение, но, как правило, епископы проживали в монастырях под началом игуменов и довольствовались лишь сакраментальной функцией. По некоторым сведениям, игумены также совершали рукоположения Нужно отметить и кельтскую монашескую традицию - ее подлинность и исключительность. В некоторых общинах были сотни, а то и тысячи монахов. Во многом кельтская аскетическая традиция являет родство с сирийским монашеством, правда, с поправкой на местные климатические условия. Для смирения плоти практиковались многочасовые воздевания рук, тысячи поклонов, длительные погружения в холодную воду. Ирландских монахов роднит с их сирийскими собратьями и то, что они были самыми активными и самыми успешными миссионерами. Их миссия разворачивалась в Западной Европе, и об этом пойдет разговор ниже. Кельты были чрезвычайно верны своей традиции, несмотря на многие ее весьма странные особенности, и отказывались принять римский образец. Британия вернется в орбиту римского христианского мира лишь в правление папы Римского Григория Великого в VII в. 4. В римской Испании христианство прочно утвердилось к IV веку. Вспомним епископа Осия Кордубского - советника императора Константина и героя Никейского Собора. Испанские епископы твердо держались никейского православия. Однако испанское христианство было разделено в связи с присциллианизмом - сектой, в которой соединялись гностицизм и монашеский аскетизм. Споры, связанные с присциллианизмом, продолжались до 563 г., когда вопрос окончательно закрыли на соборе в Браге. В начале V в. Испания была завоевана различными германскими племенами. К середине V в. всех их победили ариане-визиготы. Лишь часть территории осталась занята племенами свевов, которые, правда, вынуждены были оставить свое язычество и принять арианство. Некоторые из арианских королей Испании устраивали гонения на православных, но в целом ситуация была терпимой. Около 550-555 гг. король свевов обратился в православие. Вскоре после этого в Испанию прибыл монах из Паннонии Мартин , впоследствии посвященный в митрополиты города Брага. Он привез с собой дух восточного монашества и положил начало созданию серьезной богословской антиарианской литературы, показавшей интеллектуальное превосходство кафолического священства и облегчившей обращение в православие готской аристократии.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Св. Афанасий, по предположению исследователей, умер в мае 373 года. Он назначил себе преемником одного из своих пресвитеров, по имени Петр. Арианин Луций, который поставлен был епископом после умерщвления Георгия и занимал эту кафедру во время изгнания Афанасия при Юлиане, теперь был вновь выдвинут своей партией, и Петр был изгнан при таких же обстоятельствах насилия и святотатства, как и те, что сопровождали изгнание его великого предшественника Григорием и Георгием. Петр нашел убежище в Риме, и через несколько времени возвратился с одобрительными письмами от епископа Дамаса; после чего, так как Валент был в то время далеко и внимание его от богословских споров было отвращено готской войной, народ восстал против Луция и восстановил православного епископа 1136 . Валентиниану в 375 году наследовал его сын Грациан, который уже в течение восьми лет занимал достоинство августа 1137 . Новый император, которому было только 16 лет, принял себе в качестве номинального сотоварища своего сводного брата, младшего Валентиниана, четырехлетнего ребенка. Вследствие смерти Валента в бесчестной битве при Адрианополе, Грациан сделался в 378 году властелином всей империи (9 авг. 378 г.); но он поспешил облегчить себя от части своих забот передачей верховенства над востоком Феодосию, сыну полководца того же имени, отличные услуги которого в Британии и в Африке были награждены его казнью в Карфагене (Янв. 379 г.) за три года перед тем 1138 . Младший Феодосий с того времени жил в отчуждении в своих поместьях в Испании, пока он не призван был разделить императорскую власть в надежде, что своими способностями он мог отвратить опасности, которые угрожали империи со стороны надвигавшихся готов. Вступив во владение Валента, Грациан провозгласил свободу религии всем, кроме манихеян, евномиан и фотиниан, и возвратил изгнанных епископов востока 1139 . Полуариане, будучи таким образом освобождены от угнетения Валентом (378 г.), порвали ту связь, которую они так деятельно поддерживали с православными, но многие отказались присоединиться к этому движению и оставались в единении с православным обществом 1140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остроготы в Италии, после смерти Теодориха, были ослабляемы раздорами и преступлениями. Военные подвиги Велизария и Нарсеса на этом полуострове придали последний и обманчивый блеск могуществу Восточной империи. Этими полководцами били разбиты один за другим готские короли Витиг (537–9 гг.), Тотила (546–551 гг.) и Теия (553 г.), были отражены нашествия франков и аллеманцов и с 554 года Нарсес, с титулом экзарха, управлял Италией в качестве уполномоченного от императора. Бедствия страны во время переворотов этого периода были даже большими, чем какие им приходилось выносить во время других бедствий раньше или после того; количество ее жителей, погибших от войн, голода или от других бедствий, по предположению превосходило все ее новейшее население 2208 . Вместе с Готской монархией арианство на время совершенно исчезло из Италии. Юстиниан вел строгую жизнь 2209 , и весьма много предавался богословским, занятиям. Он любил вступать в прения и действовать в качестве устроителя церковных дел, так что его подданные осмеивали его за то, что он, предаваясь таким делам, предоставлял политические и военные дела империи ведению своих министров и полководцев. Он отличался щедростью в своих приношениях на построение церквей и госпиталей, но средства этой щедрости слишком часто добывались вымогательством, бесчестным отправлением правосудия, ложными обвинениями и несправедливой конфискацией 2210 . Величайшим архитектурным памятником его царствования была патриаршая церковь Превечной мудрости (св. София). Эта церковь первоначально построена была Константином, затем была разрушена огнем во время изгнания св. И. Златоуста, и, будучи затем восстановлена (532 г.) опять, совершенно сгорела во время мятежа, известного под названием Ника 2211 . Юстиниан выстроил ее вновь на громадные суммы 2212 ; и когда он, в день ее освящения обвел глазами величественное здание, то, выразив благодарность Богу, позволившему ему закончить столь великое дело (544 г.), воскликнул: «О, Соломон, я превзошел тебя!». Купол церкви впоследствии был разрушен землетрясением (557 г.), но Юстиниан вновь восстановил его еще выше и с большим блеском, и в 36-мъ году своего царствования совершил второе освящение (562 г.). Штат собора был утвержден одним из его законов, которым допускалось при нем 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певцов и 100 привратников 2213 . Как не велик этот штат, однако самый закон, определяющий его, был направлен к подрыву обычая епископов, которые имели обыкновение рукополагать духовенство без всякого ограничения, не обращая внимания на то, имела ли церковь достаточные средства для содержания его, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восстановление в Британии общепринятых норм церковной жизни наступило только с обращением англосаксов, осуществленным под покровительством папы Григория Великого в начале VIIIbeka. 4. Испания. Ариане и православные В римской Испании христианская вера установилась рано и прочно. В начале IVb. епископ Осия Кордовский, главный церковный советник императора Константина, сыграл решающую роль на Никейском соборе. Единодушно выступая за никейское православие, испанский епископат был, однако, заражен и расколот прискиллианством (см. выше)-сектой, связанной и с гностицизмом, и с монашеским подвижничеством; споры о ней продолжались еще в 563г. (собор в Браге). Однако так же, как и в других странах Западной Европы, настоящий раскол произошел в Vb. одновременно с варварскими завоеваниями. В стране обосновались язычники-свевы и ариане-вандалы, аланы и вестготы. Императорская власть лишь изредка пыталась вновь утвердить свое административное правление. Правда, к 429г. аланы и вандалы ушли в Африку. Но последующая война между свевами и вестготским королем Теодорихом II завершилась победой вестготов и массовым обращением свевов в арианство (466). При короле Эврихе (646–684), убежденном арианине, имевшем резиденцию в Тулузе, кафолической Церкви в Испании пришлось претерпеть трудный период, за которым, к счастью, последовало царствование более веротерпимого остготского короля Теодориха: пребывая в Равенне, он правил обширными землями Италии, Южной Франции и Испании. В Церкви в результате нескольких соборов испанского епископата были восстановлены порядок и дисциплина. Были возобновлены сношения с римским папой, кафедра которого входила во владения Теодориха. Положение еще улучшилось, когда свевский король Харарик под впечатлением чудес на гробнице святого Мартина Турского обратился в православие (ок. 550–555). Значение этого обращения было усилено прибытием из Паннонии инока Мартина, который основал монашескую общину в Думио и был вскоре поставлен в епископа Брагского (561–580). Принеся с собой дух восточного монашества, святой Мартин Брагский способствовал, кроме того, появлению компетентной богословской литературы, направленной против арианства, которая постепенно выявила интеллектуальное превосходство кафолического духовенства над арианами и облегчила романизацию готской аристократии. Молодой вестгот Иоанн из Биклара даже поехал учиться в Константинополь 291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

е. буддистских монахов. Сообщение о крещении гуннских вождей Грода и его брата Мугеля, которое произошло одновременно или вскоре после договора Юстиниана с Боа, вынуждает поставить вопрос о возможном участии в этой миссии жены Юстиниана, императрицы Феодоры (490-548). Сирийский историк Иоанн Эфесский в своей «Церковной истории» сообщает о том, что позднее Феодора была инициатором крещения нубийцев и принимала в организации нубийской миссии самое активное участие [Ioan. Eph. HE IV. 6]. Сведения Иоанна Эфесского, как в кривом зеркале, отражаются в ряде эпизодов из биографии Феодоры, рассказанных Прокопием, который шаржированно изобразил императрицу в образе femme fatale, распутной красавицы, фактически управлявшей внешней политикой Империи вместо Юстиниана [Procop. Anec. XVI. 1-5]. Даже если Прокопий был склонен преувеличивать влияние Феодоры в истории устранения готской королевы Амаласунты, тем не менее активное участие Феодоры во внешнеполитических предприятиях Юстиниана является непреложным фактом. Это обстоятельство дает нам основания предполагать, что, во-первых, быстрое крещение гуннских вождей Грода и Мугела было организовано при участии Феодоры, а во-вторых, Феодора могла от имени Юстиниана вести переговоры с царицей Боа. Кто как ни Феодора острее чувствовала женским сердцем, каким образом склонить Боа к союзу с Империей, какие подарки тронут сердце сяньбийской царицы и направят ее против своих соплеменников Тюрангса и Глома? Последствия дипломатических и культурных контактов между Восточной Римской Империей и сяньбийцами, заложенных при Юстиниане, проявились столетие спустя. Поздний византийский историк VIII века, патриарх Никифор, сообщает, что в 629/630 годах император Ираклий отправил свою дочь от императрицы Фабии, августу Епифанию, в качестве невесты к кагану Западного Тюркского каганата Тун-Джабгу (618-630), который к этому времени давно подчинил себе сяньбийских ханов западного Прикаспия. Заключению беспрецедентного брака между римской августой и каганом предшествовала романтическая история, которая разворачивалась на фоне военного союза между Ираклием и каганом, направленного против персидского шаха Хосрова II Парвиза (591-628).

http://bogoslov.ru/article/6175398

Но Иоанн Златоуст был чужд какой бы то ни было ксенофобии и охотно совершал богослужения в православной готской церкви. Святитель не устрашился встать на защиту от конфискации имущества вдовы и детей опального сановника, чем вызвал раздражение у супруги императора Евдоксии. Его противники своими интригами сумели вызвать у нее стойкую неприязнь к Златоусту. Проповедь, в которой он обличал суетных и тщеславных женщин, любящих украшать себя роскошными нарядами, была представлена ей как нацеленная лично против нее, так что Евдоксия стала искать способа избавиться от назойливого моралиста. Но расправа над архипастырем, популярным в народе и у тех клириков, которые с духовным горением совершали свое служение, по одному только политическому обвинению, без церковного суда, представлялась делом рискованным, способным вызвать опасные волнения. Поэтому, с одной стороны, нужно было найти повод для предания Иоанна соборному суду, а с другой – надо было подобрать ему замену, найти такого кандидата на столичную кафедру, который бы не ударил в грязь лицом как проповедник. Так возникла идея представить Евдоксии епископа Кавальского Севериана, который, подобно Иоанну, в свое время учился у Либания и был действительно красноречивым оратором, причем стилистически близким Златоусту, так что некоторые из его слов оказались впоследствии включенными в сборники творений святителя Иоанна. Севериан произвел ожидаемое благоприятное впечатление на августу, и она пригласила его крестить своего новорожденного сына Феодосия. В этом предстоятель столичной Церкви усмотрел нарушение традиции, и в отношениях между ним и Северианом возникло напряжение. Еще одно малозначащее происшествие довело дело до прямого конфликта. Севериан обвинил ближайшего помощника святого Иоанна диакона Серапиона в том, что тот однажды при встрече с ним не поклонился ему. Святитель отреагировал временным запрещением помощника, но Севериану этого было мало: он настаивал на пожизненном запрещении. Но в этом требовании ему было отказано, и Севериан с демонстративной обидой покинул Константинополь. Огорченная отъездом Севериана Евдоксия потребовала примирения. И вот в один из воскресных дней она «явилась в церковь рано, до литургии. Иоанн сидел уже на своей кафедре. Императрица быстро подошла к епископу, положила ему на колени маленького Феодосия и во имя младенца просила простить Севериана. Златоуст был подавлен этим моральным насилием, но взял на себя подвиг формально помириться с Северианом» .

http://pravoslavie.ru/49552.html

Иными словами, неистинно оно для вас, иудеев, тогда как на самом деле истинно оно само по себе. О Господи преблагословенный, Иисусе, Сыне Бога живого и единственный Спасителю наш, избавь нас от немощи греховного ума и злобы греховного сердца. Осияй нас светом слов Твоих, вечно истинных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 15 сентября 1. Св. великомученик Никита . Родом из готов, ученик епископа Феофила Готфского, присутствовавшего на Первом Вселенском Соборе. Когда готский князь Атанарик [Афанарих] начал мучить христиан, святой Никита предстал пред ним и обличил его в безбожии и бесчеловечности. Подвергаемый ужасным истязаниям, святой Никита всё громче исповедовал Христову веру и молился Богу с благодарением. Держал он свой ум непрестанно возвышенным и углубленным в Бога, а на груди под одеждой хранил икону Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем Христом, Который был изображен стоящим и держал в Своих руках крест. Икону сию святой Никита носил потому, что Пресвятая Богородица явилась ему и утешила его. В конце концов мучитель ввергнул Христова воина в огонь, в котором святой мученик испустил свой дух, однако тело его сохранилось невредимым и в пламени. Его друг Мариан перенес его тело из Готской страны (сейчас это Валахия и Бессарабия) в Киликию, в город Мопсуест [Мопсуестию], где построил храм в честь святого великомученика Никиты и положил в нем чудотворные мощи [сего] святого страдальца. Святой Никита пострадал и прославился в 372 году. Патриоты истинные – род свой просвещают, Алтари живому Богу созидают. Афанарих Готфский царствовал насильем, Жертвы мертвым идолам приносил обильные. А Никита, храбрый воин Христа Бога, Людям ко спасению указал дорогу. Царь холодным мраком души подданных губил, А Никита – вечным светом убелил. Князю воспротивился ратник без сомнения И народ весь доблестным удивил терпением. В страшном пламени горел, но пребыл нетленным, И доныне цел и здрав – духом дерзновенным. Кровь его пролитая стала знаком новым, Дух вознесся в небо от земли суровой. С истиной Христовой готы приняли крещенье И Никиту славили, вестника спасенья: «О Никита, мученик, глас трубы Господней,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010