Херсон Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 46.640319; 32.614962 Украина, Херсон Херсон, Херсонская область Украина Свято-Духовский кафедральный собор Херсон — областной центр на юге Украины, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области . Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря. Морской и крупнейший на Днепре речной порт. Население города на 1 марта 2015 года составляет 292 559 постоянных жителей. Расстояние до Киева по железной дороге 648 км (через Знаменку, Николаев). Крупный железнодорожный узел (линии на Николаев, Снигирёвку, Джанкой), Херсонский морской торговый порт и речной порт, также есть железнодорожный, речной и автовокзалы. Содержание Православие в Херсоне [ править править код ] Уже во времена апостольские в северном Причерноморье благовествовал святой апостол Андрей Первозванный, а вскоре Христианство стало распространяться среди обитателей многочисленных греческих колоний этих земель. Уже в первые века по Рождестве Христовом в Крыму были основаны несколько епископских кафедр, одной из которых была Херсонесская епархия в древнем Херсонесе Таврическом (слав. Корсунь), в честь которого впоследствии был назван нынешнй кафедральный город Херсонской епархии – Херсон. Севернее полуострова простирались земли Готской (около VI века переместившейся в Крым) и Скифской епархий. Но после вторжения гуннов в IV веке церковная жизнь древних епархий была нарушена и на протяжении столетий эти земли много раз сменяли своих господ и население, преимущественно находясь под властью кочевых народов не принимавших Христа. Только с XVIII века, когда земли Новороссии и Тавриды стали постепенно входить в состав Российской империи, Православие крепко утверждается в северном Причерноморье. Заметно ускорился приток новых православных поселенцев в этот редконаселенный край, а указом императрицы Екатерины II от 7 сентября (поступил в Синод 9 сентября) 1775 года Новороссия была объединена в новую Славянскую и Херсонскую епархию с кафедрой в Полтаве. В апреле 1784 года к ней было присоединено также и аннексированное Россией Крымское ханство, вместе с чем все земли нынешней Херсонской епархии вошли в Славянскую.

http://azbyka.ru/palomnik/Херсон

Московские и вильнюсские студенты приняли участие в раскопках древнего православного храма в Херсонесе Таврическом 26 августа 2008 г. 08:51 Раскопки раннесредневекового православного храма на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Украине близ Севастополя производились в рамках молодежной археологической экспедиции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря . В ежегодной с 2000 г. молодежной археологической экспедиции, длившейся с конца июля по конец августа 2008 г., под руководством сотрудника отдела иерея Дмитрия Лина приняли участие  35 учащихся Российского Православного института Иоанна Богослова , Московской духовной семинарии , светских вузов Москвы и Вильнюса, а также московские школьники. Две недели участники эскпедиции осуществляли археологические раскопки православного храма, предположительно датируемого периодом раннего средневековья, на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» под руководством сотрудника музея профессора Т.Ю. Ишаевой. Как отметила Т.Ю. Ишаева, специализирующаяся на средневековом периоде истории города, давно установлено, что союз археологов со специалистами в области церковных дисциплин — литургики, истории Церкви, богословия — является не только плодотворным, но просто необходимым для верного и глубокого осмысления предметов материальной культуры храмовых комплексов и истории византийского города. Этот подход очень актуален для будущих раскопок в Херсонесе, так как за последние 150 лет здесь раскопана только треть памятников. Студенты также приняли участие в работе археологической экспедиции под руководством профессора А.Г. Герцена, исследующей памятники средневекового княжества Феодоро на горе Мангуп, являвшегося одним из форпостов Византийской империи в Крыму. Экспедиция имела характер паломнический, труднический и образовательный, так как помимо выполнения работ на раскопе и в лаборатории, ребята слушали лекции по истории Херсонеса, существовавшего с V века до нашей эры по XV век нашей эры и игравшего значительную роль в ранней истории Киевской Руси, по истории Православия в Крыму, княжества Феодоро, в котором некогда располагался центр православной Готской епархии, и к одной из княжон которого осуществлял сватовство сын Московского князя Иоанна III.

http://patriarchia.ru/db/text/451755.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Камень у мыса Феолент Камень у мыса Феолент (Симферопольской и Крымской епархии), в районе мыса Фиолент Балаклавского р-на Севастополя. Согласно преданию, Б. м. был основан в 891 г. потерпевшими кораблекрушение греч. купцами, к-рым во время бури в Чёрном м. на большом камне недалеко от берега явился вмч. Георгий Победоносец. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь. Неск. спасшихся от кораблекрушения купцов остались жить при церкви, что положило начало обители. Первоначально Б. м. управлялся Херсонесскими епископами, с 1304 г. находился в ведении Готской епархии К-польского Патриархата, с 1794 г.- в юрисдикции РПЦ. Первое документальное свидетельство о Б. м. оставил в 1578 г. М. Броневский: «В том месте... на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Мон-рь «Егория Страстотерпца, что в Корсуни» и его представитель игум. Мелетий упоминаются в жалованной грамоте 1598 г. царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора о выдаче пособия крымским мон-рям и храмам. Сведений о Б. м. в XVII-XVIII вв. почти не сохранилось, вероятно, в то время он находился в запустении. После исхода из Крыма правосл. населения, совершившегося в 1778 г., в обители жили 3 монаха, в 1793 г.- 9 насельников, один из них - старец иером. Каллиник († 1818). В 1783 г. Крымский п-ов был присоединен к Российской империи. В докладе Святейшего Синода имп. Александру I от 23 марта 1806 г. предлагалось сделать Б. м. местом пребывания флотских иеромонахов. Указом Синода от того же дня Б. м. был отнесен к 3-му классу (в 1850 - к 1-му классу) со штатом: настоятель, 4 иеромонаха, 13 иеромонахов для флота; указом Синода от 1 дек. 1813 г. число иеромонахов для флота было увеличено в 2 раза и мон-рь стал именоваться «флотским», т. к. его насельники несли послушание на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья Чёрного м., в т. ч. в крепостях Сухум-Кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминовском, укреплениях Гагры, Бомборы, Пицунды и др. Служба на Кавказе для насельников Б. м. была небезопасна. Так, согласно донесению Синода, в 1837 г. «иеромонах Самуил взят черкесами в плен. Он ездил в Бомборы и Пицунду исполнять свои требы... По возвращении иеромонаха захватили черкесы, а дьячка ранили в руку» (Севастопольский гос. городской архив. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 67. Л. 139).

http://pravenc.ru/text/77412.html

В Крыму во время раскопок обнаружен древний православный храм Москва, 25 августа 2008 г. Раскопки православного (предположительно раннесредневекового) храма проведены в музее-заповеднике " Херсонес Таврический " близ Севастополя в рамках молодежной археологической экспедиции. В экспедиции приняли участие 35 студентов Российского православного института Иоанна Богослова, Московской духовной семинарии, светских вузов Москвы и Вильнюса, а также школьники из российской столицы, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Экспедиция имела характер паломнический, труднический и образовательный, так как, помимо выполнения работ на раскопе и в лаборатории, ребята слушали лекции по истории Херсонеса, существовавшего с V века до нашей эры по XV век нашей эры и игравшего значительную роль в ранней истории Киевской Руси, а также по истории православия в Крыму " , - рассказал собеседник агентства. Кроме того, участников экспедиции познакомили с историей средневекового княжества Феодоро, в котором некогда располагался центр православной Готской епархии и к одной из княжон которого сватался сын московского князя Ивана III. Оно располагалось на горе Мангуп и служило одним из форпостов Византийской империи в Крыму. Учащиеся также приняли участие в работе археологической экспедиции, исследующей памятники Феодоро. Помимо этого, они познакомились с местами подвигов семи священномучеников Херсонесских - епископов Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, посетили древние действующие и заброшенные монастыри Крыма. Завершением экспедиции стало паломничество в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Экспедиция проводилась Отделом религиозного образования и катехизации Русской Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. За последние 150 лет в Херсонесе раскопана только треть архитектурных памятников. 25 августа 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27453.html

Херсон был расположен на западной окраине епархии Зихии, Никопсис – на восточной», и отсюда упоминание «Готской полости» (так автор переводит Gotthios надо несомненно понимать как... скалы, отроги гор района Инкермана, «вход в Готию» и одновременно «намек на епископию Готии», каковая якобы уже существовала в 754 г. 1900 Последнее было бы так, если следовать букве, а не смыслу Жития Иоанна Готского и общей оценке церковно-политической ситуации в Таврике, где верхи держали сторону правительства 1901 . Мы не имеем фактических материалов о том, что здесь было очень много ярых иконопочитателей, бегущих от преследований. Впрочем, нет достаточных оснований утверждать мысль о сильных иконоборческих настроениях среди населения полуострова. Наличие нескольких именитых ссыльных и двух-трех деятелей церковной иерархии, которые придерживались того или иного курса, еще не может служить весомым аргументом в пользу того, что вся паства единодушно поддерживала своих руководителей. К тому же, как верно в этом случае заметил Х.-Ф. Байер, нехристиан (а их было немало на просторах Крымского полуострова) этот вопрос вообще не интересовал 1902 . Иногда с малоазийской иконопочитательской иммиграцией в Таврику связывают так называемые плитовые могилы, а в качестве доказательства отмечается, что в Судакской долине, где на 21 некрополе исследовано около 300 подобных, могил, не выявлено ни одной, датируемой ранее начала иконоборческого движения 1903 . Однако на самом деле этот тип погребений был известен и раньше, по крайней мере со второй половины VI–VII в., и рос постепенно, став доминирующим с первой половины VIII столетия. Он не является этномаркирующим признаком, но указывает на христианский обряд захоронений, общий и в Крыму, и на Северном Кавказе, и, значит, скорее всего, был связан с местной христианской культурной средой, весьма пестрой по своему этническому облику 1904 . Поэтому видеть в плитовых погребениях Таврики лишь своеобразный побочный эффект религиозно-политической борьбы в Романии, нет оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два-три свидетельства средних веков, неточные, нерешительные , которые, по-видимому, подтверждают такую мысль, ничего не значат пред доказательствами ясными и неопровержимыми, убеждающими в противном. Из древних писателей ни Прокопий, ни Иорнанд, очень хорошо знавшие и готов, и славян и сообщающие о поколениях их самые раздельные сведения, отнюдь не выдают эти два народа за один народ, а постоянно различают. В 1253 г. монах Рубруквис, посетивший лично наших готов крымских, свидетельствует, что они говорили языком немецким , и это свидетельство повторяет потом другой очевидец, путешественник XV в. (1436 г.) Иосафат Барбаро . Даже в настоящее время каждый желающий может найти самые осязательные тому доказательства в сохранившихся памятниках древней письменности готов и особенно в остатках Ульфилова перевода священных книг (следовательно, ок. 360 г.), подлинность которого неоспорима . Но, отвергая славянство готов, мы вовсе не думаем тем отвергать, что в состав епархии Готской, особенно когда находилась она между Дунаем и Днестром у Черного моря, входили и некоторые славяне. Напротив, мы даже утверждаем эту мысль, вспомнив, во-первых, что здесь стародавними обитателями еще до нашествия готов были славяне , во-вторых, основываясь на свидетельстве готского же историка Иорнанда, что готы действительно покорили здесь своей власти в числе других народов всех венедов, или славян , и на простом соображении, что огромнейшее царство Готское в южных пределах России, приводившее в трепет империю Византийскую, отнюдь не могло составиться из одних готов, прибывших сюда в самом небольшом количестве с севера . Нельзя также не указать на то, что в самом Ульфиловом переводе Священного Писания находят много слов славянских , чем ясно предполагается теснейшее и долговременное общение славян с готами, и притом, в отношении религиозном: этот перевод в некоторой степени мог быть понятен тогда во время общественных богослужений и для славян, хотя не в такой мере, как для готов, если предположить, что те и другие составляли одну духовную паству и вместе собирались во храмы.

http://sedmitza.ru/lib/text/435753/

Карышковский 1953а – Карышковский П. О. К истории балканских войн Святослава//ВВ. 1953. Т. 7. С. 224–229. Карышковский 1955 – Карышковский П. О. К истории балканских походов Руси при Святославе//Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. 1955. Т. 14. С. 26–30. Карышковский 1960 – Карышковский П. О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси//ВВ. 1960. Т. 17. С 39–51. Коковцов 1932 – Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. Коледаров 1977 – Коледаров П. Ст. Историческата география на Северозападното Черноморие по данните на Константин Багрянородни//Исторически преглед. 1977. 3. С. 50–64. Кондаков 1917 – Кондаков Н. П. Греческие изображения первых русских князей//Сборник в память св. кн. Владимира. Т. I. Пг., 1917. С. 10–20. Крашенинников 1913 – Крашенинников М. Theophanes continuatos. VI. 32. P. 377.1 Bonn//ЖМНП. Вып. 43. Май. 1913. С. 187–188. Кривушин 1998 – Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. Кузнецов 1971 – Кузнецов В. А. Алания в X–XII1 в. М., 1971. Кулаковский 1898 – Кулаковский Ю. А. Из истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке//ЖМНП. 1898. 315. Февр. С. 173–202. Кулаковский 1900 – Кулаковский Ю. Новоизданный византийский трактат по военному делу//ВВ. 1900. Т. VII. С 646–660. Кулаковский 1903 – Кулаковский Ю. А. Византийский лагерь конца X века//ВВ. 1903. Т. X. С. 63–91. Кулаковский 2000 – Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. Курбатов 1991 – Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. Кучма 1966 – Кучма В. В. Византийские военные трактаты вв. как источники по истории военного искусства Византийской империи//АДСВ. 1966.      Вып. 4. С. 31–56. Кучма 1979 – Кучма В. В. Византийские военные трактаты вв. как исторический источник II ВВ. 1979. Т. 40. С. 49–75. Кучма 1982 – Кучма В. В. «Стратегикос» Онасандра и «Стратегикон Маврикия»: опыт сравнительной характеристики//ВВ. 1982. Т. 43. С. 35–53. Латышев 1914 – Латышев В. Hagiographica graeca inedita. СПб., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь постараемся оправдать мысль, высказанную нами выше, что во всех этих епархиях, Сурожской, Фулльской и Боспорской, могли находиться в числе христиан и славяне. Для сего стоит только разобрать, какие народы населяли здешнюю страну со времени утверждения в ней христианства, разумеется, кроме переселенцев греческих, бывших стародавними обитателями Боспора и, может быть Сурожа, равно как и других окрестных поселений. Оказывается, что с половины третьего века здесь владычествовали сарматы и цари их, коих даже имена остались известными, управляли всем Боспорским царством до 344 или до 376 г. ; с следующего столетия здесь утвердились гунны (с 434 г.) и, по словам Прокопия, наполняли все пространство от Боспора до Херсонеса, следовательно, собственно то, где находились епархии Сурожская и Фулльская ; так продолжалось до 669 г., когда над этими племенами, равно как над всею восточною страною Крыма до самой Готской области Дори распространили власть свою хазары . Кто же были все эти народы? Оставляя в стороне сарматов, о которых мы уже выразили свое мнение, и хазар (которые хотя распространили свою власть над Крымом, но не переселились в него, а имели свои обиталища несколько выше, в южной России, и за Доном, к Каспийскому морю), дадим ответ относительно одних только гуннов, живших в южном Крыму на протяжении епархий Боспорской, Фулльской и Сурожской постоянно во весь настоящий период. Самые достоверные сведения о гуннах оставил в своих путевых записках Приск Ритор, находившийся в греческом посольстве к Аттиле (ок. 450 г.), свидетель не только образованный и современный, но и очевидец. Что же говорит он? Он изображает гуннов в таком виде, что нельзя не узнать в них славян или, по крайней мере, не видеть между ними по преимуществу славян. Мало того, что эти скифы (так постоянно называет Приск гуннов) стригли себе волосы в кружок, носили рубашки, обшитые узорами (крашениною), парились в банях, освещали свои жилища лучиною, встречали своего государя хлебом-солью, что даже во дворце самого Аттилы господствовали обычаи славянские, сохранившиеся у наших князей и бояр до позднейшего времени: пели песенники, действовали шуты и проч.

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

Позже, в течение 20-х годов всех до единого крымских лесников, бывших свидетелями преступлений большевиков, сослали в Сибирь без права возвращения. К сожалению, далеко не все архивы доступны: основной массив документов находится в Санкт-Петербурге: кто-то когда-то позаботился, чтобы увезти документы подальше от монастыря. Поэтому многие трагические события тех вермен до сих пор скрыты от нас.  Настоятель монастыря архимандрит Маркел: Братия монастыря не имеет права насчитывать более 15 человек. Монастырю не принадлежит территория насаженного еще монахинями сада и большинство построек. На месте храма Космы и Дамиана лесниками разбит огород, хотя еще в 1994 г. Указом Президента Республики Крым Симферопольской и Крымской епархии возвращены территория и постройки монастыря. Причем это далеко не единственное решение в пользу монастыря, но толку от них мало: власти меняются, а условия те же. В 2011 году было решение кабинета министров Украины выделить монастырю 5 гектаров земли, с сохранением заповедного статуса на землю. Но вот уже прошел год, а все остается по-прежнему. Разваливаются старые корпуса, в которых никто не живет. Храм строящегося монастырского подворья в Партените.   В связи с неопределенным статусом монастыря митрополит Крымский и  Симферопольский Лазарь благословил построить монастырское подворье в Партените. Нижний храм освящен в честь родившегося здесь святого и покровителя Партенита Иоанна Готского. Верхний — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Здесь будет целый паломнический комплекс. Планируется построить монашеский корпус, гостиницу для паломников, малоимущих и одиноких людей. Вид с подворья на Аю-Даг У Партенита, небольшого городка на берегу Черного моря, богатая история. К началу VIII в. Крым, бывший окраинной провинцией Византии, стал хорошим убежищем от преследований иконоборческого правительства Империи, и сюда ринулись византийские монахи и греки-иконопочитатели из Малой Азии. Поэтому в то время христианская жизнь здесь буквально кипела. В окрестностях Медведь-горы было более сорока храмов, причем только на самой горе, по разным источникам, их было от 9 до 14. А сам Партенит связан прежде всего с именем родившегося здесь епископа Иоанна Готского. Он участвовал в подготовке VII Никейского вселенского собора, восстановившего иконопочитание. При нем Партенит был большим богатым поселением со своим портом и судом, и к тому же центром Готской епархии.  У подножия горы с ее восточной стороны был богатейший монастырь Петра и Павла: известно, что по количеству книг в окрестных землях ему не было равных. Сохранилось предание об огромном храме Двенадцати апостолов на Медведь-горе. Около него стоял крест из цельного камня высотой семь метров. Поэтому некоторые историки не без основания считают, что раньше Аю-Даг назывался Айя-Даг, Святая гора. Отец Афанасий облагораживает клумбу

http://foma.ru/kosmo-damianskij-monastyi...

Первые укрепления на горе построили еще в V веке, когда готы только переселились в Крым, а уже в VI веке на плато возводится монументальная базилика. Так Мангуп (как его тогда называли — Дорос) становится центром Готской епархии в Крыму и даже на некоторое время Доросской митрополии, объединявшей христиан на огромных территориях — от Хазарского каганата до Северного Кавказа и Хорезма. Но временем высшего расцвета Мангупа стал все-таки период княжества Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры-казематы, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун. Лучше всего сохранились сама цитадель и остатки оборонительных стен. В самой большой пещере, называемой Барабан-коба, стоит колонна. Если ударить по ней, раздастся звук, напоминающий бой барабана. Предполагают, что здесь находилась тюрьма, в которой при турках томились знатные пленники, в том числе русские. Так, в Мангупе в 1569 году держали в заточении русского посла Афанасия Нагого с товарищами, а в 1572–1577 годах — Василия Грязного. К сожалению, от самых величественных зданий Мангупа — дворца князей и величественного храма Святых Константина и Елены — остались лишь фундаменты, но по обрывам сохранились пещерные церкви и монастыри, кое-где возможно увидеть следы фресковой росписи. Из Крыма — в Химки-Ховрино Сейчас именно этим маршрутом — почти что в Химки-Ховрино (а точнее, в Шереметьево) летают из Крыма в Москву самолеты — всего два часа полета. В Средние века путь занимал много дней, иногда — целый месяц, на лошадях, по плохим дорогам, сквозь рогатки и засеки оборонительных линий. Но жители Феодоро преодолевали его, налаживая свои связи и с Московским государством. Развалины крепостной стены города Мангуп. Фото: Олег Макаров/РИА Новости      Великий московский князь Иван III направлял в Крым послов, чтобы породниться с князьями Феодоро. Но судя по нынешней московской топонимике, наибольшую известность получила знатная семья Ховриных, позднее ставших московскими боярами и расколовшихся в XVI веке на два рода — Головиных и Третьяковых.

http://pravoslavie.ru/70333.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010