ВВ Византийский Временник. Государственный исторический музей. Известия Русского Археологического института в Константинополе. Российская государственная библиотека. 2 Мансветов И. Д. Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 84; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. С. 143. 6 Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века. Казань, 1894. С. 380–381. 7 Чин императорского посещения Студийской обители см. в: Путеводитель по Константинополю. Одесса, 1884. С. 56–58. 9 О славянском присутствии в Византии см. Попруженко М. Славяне и Византия//ВВ. Т. XXII. Пг., 1917. С. 251–280; Брайчевский М. Ю. К истории расселения славян на византийских землях//ВВ. Т. XIX. М., 1961. С. 120–137. 10 Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII — первая половина IX века. М.–Л., 1961. С. 221. 11 Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита. Т. I. СПб., 1907. С. 78 (предисловие). 12 Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса VI–X вв. М., 1908. С. 38–39. См. также: Якобсон А. Л. Средневековый Крым. М.–Л., 1964. С. 32. 16 Там же. С. 553–555. См. также: Талис Д. Л. Некоторые проблемы истории раннесредневековой Таврики и литература последних лет//ВВ. Т. XIX. С. 249. (В VIII в. в Таврике возникло 2 новых епархииГотская и Сугдейская. См. Кулаковский Ю. К истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке//ЖМНП. 1898. Февраль. С. 173–202). 21 Цит. по: Пападимитриу С. Брак русской княжны Мстиславны Добродеи с греческим царевичем Алексеем Комнином//ВВ. Т. XI. СПб., 1904. С. 73. По Ипатьевской летописи: “ведена Мстиславна в грекы за царь”. — Там же. С. 73. 22 Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 го столетия/Предисловие и примечания П. Савваитова. СПб., 1872. С. 102–104. 23 Там же. С. 103. Текстологический анализ памятника см. Белоброва О. А. “Книга Паломник” Антония Новгородского. (К изучению текста)//ТОДРЛ. Т. XXIX. Л., 1974. С. 178–185.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Ефрема, еп. Херсонского (сказание) о совершившемся над отроком чуде сщмч. и ап. Климента//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 134-148; Струков Д. М. Древние памятники христианства в Тавриде. М., 1876; Кушнерев Х., свящ. Армянские древности Таврического п-ова//ЗапООИД. 1877. Т. 10. С. 441-451; Отчет Имп. Одесского об-ва истории и древностей с 14 нояб. 1883 г. по 14 нояб. 1884 г. Од., 1885; Гермоген (Добронравин), еп. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. Симф., 1886; Юргевич В. Две печати, найденные в визант. Херсоне в 1884 г.//ЗапООИД. 1886. Т. 14. С. 1-21; Косцюшко-Валюжинич К. К. Важное археол. открытие в Крыму//ИТУАК. 1891. 13. С. 55-61; он же. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г.//ИИАК. 1902. Вып. 4. С. 51-119; он же. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1902 г.//Там же. 1904. Вып. 9. С. 1-62; Кулаковский Ю. А. Керченская христ. катакомба 491 г. СПб., 1891. (МАР; 6); он же. Две керченские катакомбы с фресками. СПб., 1896. (МАР; 19); он же. Епископа Феодора «Аланское послание»//ЗапООИД. 1898. Т. 21. Мат-лы. С. 11-27; он же. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.//ЖМНП. 1898. Ч. 315. Февр. Отд. 2. С. 173-202; Феодосий, диак. О местоположении Св. Земли нач. VI в./Изд.: И. Помяловский. СПб., 1891. (ППС; Т. 10. Вып. 1); Бертье-Делагард А. Л. Древности Юж. России: Раскопки Херсонеса. СПб., 1893. (МАР; 12); он же. О Херсонесе. СПб., 1907. (ИИАК; 21); он же. Как Владимир осаждал Корсунь. СПб., 1909; он же. Исследование нек-рых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде//ИТУАК. 1920. 57. С. 1-135; Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян Св. Кирилла. СПб., 1893; Латышев В. В. Сборник греч. надписей христ. времен из Юж. России. СПб., 1896; он же. Греческие и лат. надписи, найденные в Юж. России в 1895-1898 гг. СПб., 1899. (МАР; 23); он же. Жития св. епископов херсонских. СПб., 1906. (ЗапИФО; Т. 8. 3); он же, пер. Страдание святых священномучеников и епископов Херсонских Василея, Капитона и иных с ними//ИИАК.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Крымское ханство/Пер. Н.Л. Эрнста, С. Л. Белявской. – Симферополь, 1936. – С. 35–36; Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 и 1794 годах. Пер. с нем. (первая половина)//ЗООИД. – 1881. – Т. 12. – С. 163; Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 132–133, 178–179, 206; А. Никитский. Житие преподобного отца нашего Иоанна... – С. 32, прим. 17; Кулаковсшй Ю.А. Епископа Феодора «Аланское послание»//ЗООИД. – 1898. – Т. 21. – С. 198–199; Куликовский Ю.А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в. Где находились Фуллы?//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Отд. 2. – Февраль. – С. 194–202; Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 425; Маркевич А. К биографии П.И. Кеппена//ИТУАК. – 1914. – – С. 239; Бертье-Делагард А.А. Исследование некоторых недоуменных вопросов... – С. 72–87, 124, 127; Vasiliev A. The Goths in the Crimea. – Cambridge (Mass.), 1936. – P. 74, 98; Орбели PA. Исследования и изыскания. – M.; A., 1947. – C. 63–65; Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма (Чуфут-Кале и вопрос о локализации города Фуллы)//СА. – 1958, – Т. 28. – С. 200–201; Якобсон А.А. К вопросу о локализации средневекового города Фуллы//СА. – 1959. – Т. 29–30. – С. 110–113; Артамонов М.И. История хазар. – С. 256–257, прим.; Веймарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья Юго-Западного Крыма. Ч. 1: О Чуфут-Кале и Фуллах//Археологические исследования средневекового Крыма. – К., 1968. – С. 74–77; Сказания о начале славянской письменности/Всуп. ст., пер., коммент. Б.Н. Флори. – М., 1981. – С. 122, гл. 12, прим. 3; Рудаков В.Е. Христианские памятники Баклы: Храмовый комплекс X–XIII вв. Античная и средневековая идеология (АДСВ). – Свердловск, 1984. – С. 35–57; Blockley R.C. The History of Menander the Guardsman. – Liverpool, 1985. – P. 275; Бушков В. О Фулльском народе и его священном дубе в жизни Константина Философа и локализации города Фуллы и Фулльской епархии//Украина в прошлом. – К.; Львов, 1994. – Вып. 5. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

168. 9–10, §284; С. 186, комм. 20). Принятие этой поправки снимает надуманную необходимость возводить епархию Готфия в ранг некой огромной церковной митрополии, ибо таковой она впервые упоминается только в XIII в., а для второй половины VIII в. проблематична даже как автокефальная епархия (Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. – С. 110–112; Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии. – С. 24–25). 2026 Следы пожара археологически прослеживаются в средней части плато, у Лагерной балки, недалеко от большой мангупской базилики, но они с трудом поддаются датировке по причине невыразительности слоев. Определенно можно лишь сказать, что они относятся к концу раннего Средневековья (подр. см.: Хвольсон Д. А. Еврейские древности в Крыму. – С. 858; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей... – С. 276, Айбабин А. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7; Герцен А.Г. Система оборонительных сооружений Мангупа: Автореф. дис.... канд. ист. наук. – Л., 1984. – С. 20; Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 135, 137; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 58; Баранов И.А. Административное устройство раннесредневекового Херсона//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 141; Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 64; Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995. – С. 87; Герцен А.Г. Мангуп. Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 13, 28–29). Х.Ф. Байер предполагает участие в этой перестройке некоторых укреплений Дороса также и готов, которые, по его мнению, оставались друзьями хазар «...в течение многих веков после подавления готского восстания в конце VIII в.» (sic!) (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 106–107; ср.: Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 465–466). 2027 Веймарн Е.В., Аобода И.И., Пиоро И С., Чореф М.Я. Археологические исследования столицы княжества Феодоро//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – К., 1974. – С. 137–139. 2028 Герцен А.Г. Ранневизантийские крепости Юго-Западной Таврики//Византия и Крым: Междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 34; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 29. 2029 Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: Хазары в Доросе. – С. 63; Герцен А.Г. Хазары в Доросе-Мангупе. – С. 33 2030 Показательно, что на некрополе Эски-Кермена зафиксировано лишь одно несомненно салтовское погребение (Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 25, мог. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен. – С. 46). Похоже, это городище, как и крепость на Чуфут-Кале, никогда не было хазарским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1931 Якобсон А. А. Средневековый Крым: Очерки истории и истории материальной культуры. – М.; А., 1964. – С. 31,157–158, прим. 34. 1933 Как я уже указывал выше, по целому ряду причин невозможно настаивать на полном господстве или хотя бы протекторате хазар в Крыму в VIII в., равно как и на почти полной самостоятельности Готии (ср.: Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р.Х.//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1908. – Вып. 3. – С. 30–42; Артамонов М.И. История хазар. – С. 193–202,252–258; Беляев С. А. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука// Макарий (Булгаков) . История русской церкви ... – М., 1994. – Кн. 1. – С. 60; Амброз А.К. Юго-Западный Крым: Могильники IV–VII вв.//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 65; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 171–214, 226–227). Видеть в Иоанне Готском «первого, кто пытался выделить отдельную Готскую епархию», может быть, и можно, однако составитель Жития не указал это внятно среди заслуг своего героя, объясняющих его канонизацию, видимо, по причине того, что легитимность избрания Иоанна как епископа была сомнительна, зато служение делу Романии – непреложно (ср.: Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии//Восток–Запад: межконфессиональный диалог: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 24–25). Сам факт антихазарского выступления, при любых его трактовках, доказывает, что к концу столетия напряженность в отношениях населения Юго-Западной Таврики с хазарами стала нарастать. Причем настолько, что ее попытались использовать как козырь в политической игре, конечной целью которой могло быть создание независимого от церковной власти Херсона автокефального епископства с православной ориентировкой, вполне устраивавшей на тот момент официальный Константинополь (см.: Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.– С. 112–113). 1934 Артамонов М.И. История хазар. – С. 327; Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 В это время в Крыму существовали, кроме Готской Епархии:1)Херсонская с 320 годов, 2)Сугдейская, первый епископ которой упоминается при патриархе Германе I (715–730 г.), и 3)Воспорская, которой епископ присутствовал на 1-м вселенском соборе. 21 Выписку из Страбона см.в статье г.Вельтмана о Руси на Дону, помещенной во 2-й кн.Чтений Общества Ист.и Древностей за 1866 год. 26 Дошедшие до нас памятники готского языка писаны буквами латинскими, которыми Вест-Готы и Ост-Готы на западе очень рано заменили изобретенные или заимствованные Улфилою; но у Крымских Готов оставались Улфилины письменные знаки. 27 Именно, Иосиф Лазарпуло, Трапезундский мирополит (1364–1368), собиратель известий и преданий о жизни и чудесах св.мученика Евгения, пострадавшего в Трапезунде, в цартвование Диоклитиана. Сочинение Иосифа: Λγος ς ν συνψει διαλαμβνων τν γενθλιον μραν το ν θαμασι πυριβοτου και μεγλου Εγενου и проч. издано Фальмерайером с немецким переводом и примечаниями в 3 томе: «Abhandlungen hist.-philo log.Classen der Akad.d.Wissen- chaften in München».1843. 28 Вероятно, в связи с враждебными действиями Синопцев состоял и набег татар на Сугдею в том же 1223 году ( Зап. Од. Общ. V, 625); но могло быть и так, что Чингисовы толпы, преследуя Магомета, шаха Хозарезмиского, на походе коснулись и Тавриды.Сугдея также состояла под властью трапезундских императоров, которые главному начальнику города давали титул севастов. 31 То есть, в непосредственной власти патриарха, в знаке чего водружался присылаемый патриархом в благословение крест, или на восточной стороне престола, или пред вратами храма или монастыря. (Нов. Скрижаль, III гл. 7, § 5). 34 Но мы думаем, что Феодоро есть Манкуп, так как и русский летописец под 1481 годом знал о гибели только Манкупского владения в Крыму, кроме кафы Генуэзской (Софийский временник II,222). См.Маркова «Очерки Крыма» стр.418 где Исайко,князь Манкупский по Генуэзским документам, есть signore del Todoro. 44 Кондараки, История христианства в Тавриде,стр.11;Инокентия.Слова по случаю нашествия неприятельского,стр.143.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

379 Самая ранняя рукопись Жития относится к X в. (Cod. Vaticani graeci 1667,257 v – 261 г). Издания: Vita Ioannis Gottniae//Acta Sanctorum. Junii V. – Antverpiae, 1709 (Bruxelles, 1969) – P. 190–194; Vita Ioannis Gotthiae//Acta Sanctorum. Junii VII/Collect., digest., ill. a Johanne Baptista Sollerio, I. Pinio, G. Cupero, P. Boschio. – Parisiis et Romae, 1868.– P. 167–171; Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae ecodici sirmondiano/Ed. Hipp. Delehaye//Acta Sanctorum Novembris Propylaeum. – Bruxelles, 1902. – Col.772–774; HalkinF. Le synaxai regrecde Christ Charcha Oxford//AB. –1948. – Vol. 66. – P. 80–83; Житие Иоанна Готского//Труды В. Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 351–427; Житие преп. отца нашего Иоанна, епископа Готфии/Пер. с греч. А. Никитского//ЗООИД. – 1883.– Т. 13. – С. 25–34; Шапошников А. К. Житие преп. отца нашего Иоанна, епископа Готфии: (Тексты, переводы, толкования и комментарии). – Коктебель, 1995. – 60 с.; Жumie епископа Ioaha Готського//Хронша 2000. – Bin. 33: Крим – kpiзь тисячолптя. – К., 2000. – С. 259–265; см.: Васильев A.A. Готы в Крыму. Ч. 2//ИГАИМК. – 1927. – Т. 5. – С. 201; Vasiliev A. The Goths in the Crimea. – Cambridge (Mass.), 1936. – P. 89–96; Dvornik F. Les legendes de Constantin et Methode vues de Byzance. – Prague, 1936. – P. 167; Sevcenko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm/Ed. A. Brver, J. Herrin. – Birmingham, 1977.– P. 115; Karayannopulos I., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324–1453). – Weisbaden, 1982. – Hbd. 2. Hpt. 4: Hauptquellen. Allgemein Quellenlage (nach Jahrhunderten geordnet). – S. 325, N 176; Каждан A. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литературы. – С. 260. 380 Huxley G. On the Vita of John of Gotthia//Greek, Roman and Byzantine Stydies. – 1978. – Vol. 19. – N 2. – P. 161–169; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–121; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. – 1999. – Вып. 30. – С. 95–115; Auzepy M.-F. Gothie et Crimee de 750 a 830... – P. 324–331; Сорочан С.Б. О положении Церкви в Крыму в VIII–IX вв.//БИЛС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 328–336; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 47–54;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

515; Д. И. Довгялло, Витебская Духовная Семинария, стр. 34–37; данные из Орла от A. Е. Попова и обстоятельные справки В. Н. Тычинина из архива Витебской Духовной Семинарии. 107 См. письмо 17 (стр. 768, 1 ). Нам сообщено с места, что настоятель Коренной Пустыни архимандрит Палладий скончался 19-го августа 1853 года. 110 Архиепископ Евгений Бажавов, бывший тогда присутствующим членом Св. Синода, † архиепископом Псковским 6 июля 1862 г. 112 Приводя только эти слова – о Красине – из сего письма, о. Иерофей (в «Воспоминаниях» л. 50 прим. Киев. ред. и л. 49 прим. Ряз. ред.) поясняет, что разумеемого «дела нельзя было кончить решительным Архипастырским определением; нужно было следствие и пр. по коллегиальному порядку». 113 Регентом Орловского архиерейского хора при Смарагде был священник Орловской тюремной церкви о. Александр Вавилов – из окончивших курс местной Семинарии. 114 Речь, конечно, о родившейся 5 октября 1853 г. в. кн. Марии Александровне, ныне вдовствующей герцогине Саксен-Кобург-Готской. 119 Всю историю касательно Петропавловского собора см. у † Г. М. Пясецкого: История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей (Орёл 1899), стр. 921–929. 942–945. 969–975; Очерк истории Соборных Церквей в губернском городе Орле по случаю исполнившегося столетия со дня заложения Петропавловского Кафедрального Собора в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1897 г., 14–15, стр. 471 сл.; 27, стр. 791–792; 29, стр. 1051–1053. 1056–1057; 34, стр. 1259 (и по отд. оттиску, стр. 14 сл. 81–82. 85–87. 90–91. 115). 120 А надобно знать, что этот Собор, по настоянию Господ Дворян, ещё до окончания отделки здания и без ризницы Предместником Преосвященного Смарагда Орловским бывшим епископом Евлампием [Пятницким] освящён и принят от Строительного Дворянского Комитета в духовное ведомство, в надежде, по уверению Гг. Дворян, что все недостатки в Соборе будут немедленно исполнены. Но когда Собор сдан в Духовное ведомство, Строительный Комитет был закрыть и о сдаче Собора донесено Г. Министру Внутренних Дел; с присовокуплением, что для Собора более ничего не нужно. – (Это примечание о. Иерофея имеется только в Киевской редакции на л. 44.) 122 Речь тут шла в подлиннике, несомненно, об Орловской Духовной Консистории, ибо именно о ней говорится в непосредственно за сим следующей в «Воспоминаниях» о. Иерофея выдержке из письма от 24 ноября 1853 г. (см. 28 на стр. 977).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

La Gothie... – P. 328, η.22). Рукоположенный в Ивирии, Иоанна имел куда больше отношения к грузинскому клиру, чем к константинопольскому, как прочие архиереи Таврики. Свой монастырь в Парфенитах он тоже нарек в честь Свв. Апостолов, что едва ли случайно. Совершенно очевидно. что при тех политических обстоятельствах Иоанн не получил и не мог получить подтверждения своего избрания со стороны синода Константинопольской церкви, патриарха или императора. Его рукоположение в Ивирии, а не в Зихии объяснимо как раз тем, что Зихская епископия включала Херсонскую и Боспорскую кафедры и с 451 г. подчинялась Константинопольскому патриархату, занявшему при Исаврах проиконоборческие позиции (см.: Могаричев Ю. М. Иоанн Готский и образование Готской епархии//Восток – Запад: межконфессиональный диалог. Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 24–25). 528 To есть то самое «чисто апостольское православие», которое, по словам Жития Георгия Святогорца, твердо хранила Грузия. По мнению М.-Фр. Оузепи, именно по этой причине Иоанна, рукоположенного в Ивирии, не признали Константинопольские па- триархи Константин II (754–766) и Никита I (766–780) (Auzepy M.–F. La Vie d’Etienne le Jeune et le premier iconoclasme. – Paris, 1994. – P. 405–406). B любом случае, в избрании Иоанна архиеереем Готфии не было соблюдено ни одно из тогдашних канонических правил (подр. о законной процедуре епископских выборов в Византии см.: Могаричев Ю. М. Крымская агиография как отражение изменений в политической и церковной структуре Таврики иконоборческого периода//ПИФК. – 2003. – Вып. 13. – С. 267). 529 Обращение Иоанна к Иерусалимскому патриарху объясняется его недавним пребыванием в Палестине. 530 ... созвал собор (poiesai synodon). Имеется в виду местный Иерусалимский синод против иконокластов. В древнем каталоге соборов (в так называемом Libellus synodicus), содержащем в себе перечисление их с краткими указаниями на поводы и цели, говорится, что Феодор, патриарх Иерусалимский, на синоде, им созванном, предал анафеме ересь святосжигателей, то есть иконоборцев. Есть основания уточнить время его проведения. В 767 г. папа Константин II (767–768) извещал короля Пипина, что он получил отправленное еще на имя его предшественника, папы Павла I (757–767), соборное послание патриарха Иерусалимского Феодора, с которым вполне согласны патриархи Иерусалимский и Антиохийский. Чтобы король франков мог убедиться, «какая ревность к святым иконам господствует на востоке», папа переслал к нему это послание в греческом подлиннике и с латинским переводом. У Феофана же под 6255 г. (763/764 г.) отмечен синод трех патриархов, Феодора Антиохийского, Феодора Иерусалимского и Косьмы Александрийского, на котором был осужден один из епископов, примкнувший к иконокласму ради своих личных расчетов (Theophanis Chronographia ex rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. l: Textum graecum continens. – P. 434; cp.: Auz­epy M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). – P. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. VI в. позиции Византии в К. несколько ослабли. В 576 г. вторгшиеся в К. тюрки разграбили Боспор и неск. др. поселений, угрожали осадой Херсонесу, но захватить его не смогли. Однако тюрки, чья держава вскоре распалась, не смогли закрепиться в К. Пострадавший от них Боспор временно пришел в упадок, хотя и остался под управлением имперских чиновников; в VII-VIII вв. он редко упоминается в источниках. Херсон в ранневизант. период был центром распространения христианства в Юго-Зап. К. среди аланов и готов. По свидетельству Прокопия Кесарийского (сер. VI в.), гот. племена, в т. ч. жившие в К., были христианскими ( Procop. Bella. VIII 4). Описанная им страна Дори, населенная готами ( Procop. De aedif. III 7), простиралась, вероятно, от Алустона до устья р. Чёрной, где обнаружены однотипные алано-гот. некрополи. До образования самостоятельной Готской епархии, скорее всего в 1-й пол. VIII в. ( Айбабин. 1999. С. 105-111, 208), область Дори находилась в церковно-адм. подчинении Херсону. Это подтверждает подпись Георгия, носившего титул епископа Херсона Дорантского, под деяниями Трулльского Собора 692 г. ( Mansi. T. 11. P. 992; Васильев. 1927. С. 189-191; Айбабин. 1999. С. 161). 2-я пол. VII-VIII в. в истории К. считается «темными веками», в т. ч. из-за отсутствия археологических слоев, датированных этим временем. Однако, по имеющимся данным, Херсон оставался достаточно развитым провинциальным византийским городом, здесь продолжали действовать все храмы, построенные в VI - нач. VII в. Весной 655 г., при имп. Константе II в Херсон был сослан папа Римский свт. Мартин I за активное противодействие монофелитству , к-рое в то время считалось офиц. доктриной К-польской Церкви. Прожив в ссылке полгода, он умер 16 сент. 655 г. Тяготы и страдания, перенесенные во время пребывания в городе, папа описал в письмах ( Бородин. 1991). Память о св. Мартине и его могила в мон-ре Богоматери Влахернской, располагавшемся недалеко от крепостных стен Херсона, на протяжении ряда столетий почитались как в городе, так и далеко за его пределами. С 646 г. в Херсоне и «крепостях соседних племен» отбывали ссылку братья монахи Евпрепий и Феодор. Евпрепий, умерший в окт. 655 г., вскоре после папы Мартина, был похоронен в том же мон-ре Богоматери Влахернской. Феодор пережил брата на 12 лет и успел сообщить важные сведения автору схолии, повествующей об их ссылке и о пребывании св. Мартина в Херсоне ( Шестаков. 1908. С. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010