пункт в конце Северной бухты назван Газария, на генуэзской карте П. Весконте (1318) и портулане итальянца Бенинказы (1474) - Каламира (Каламита). В XV в., после захвата полуострова, турки переименовали Каламиту в Инкерман (пещерную крепость). Второй период связан с активной гос. и строительной деятельностью мангупского кн. Алексея, возродившего в XV в. древнюю крепость для защиты порта феодоритов ( Романчук А. И., Быков М. Я. Рисунки средневековых кораблей из крепости Каламита//ВВ. 1981. Т. 42. С. 143-146. Рис. 2, 6). С именем князя может быть связан фрагмент надписи с типичными для феодоритской эпиграфики рельефными буквами (утрачены, фото хранится в фотоархиве ИИМК РАН (негатив II-36780)). Однако в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» хранится квадр из башни 5 с изображением кораблей и надписью: «1320-1321 гг.», что свидетельствует о функционировании крепости в нач. XIV в. Крепость имела 6 башен (высота 12 м), соединенных 4 куртинами (высота 8-10 м, толщина 1,2-4 м); в башне 1, расположенной у западного обрыва скалы, были въездные ворота. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляла 1500 кв. м, общая длина оборонительных сооружений - 234 м. Поствизантийский период Первоначально, до захвата Таврики турками, мон-рь входил в состав Готской епархии К-польского Патриархата. После соединения в 1678 г. Готской митрополии с Кафской обитель оказалась в составе объединенной Готско-Кафской епархии, в то время единственной на полуострове. В 1783 г., после присоединения Крыма к Российской империи, епархия (и соответственно И. м.) вышли из юрисдикции К-польского Патриархата, став частью РПЦ. Первое подробное описание монастыря сделано в XVII в. свящ. Иаковом Лызловым, посетившим Крым в составе рус. посольства к крымскому хану от царя Михаила Феодоровича. Он застал обитель разоренной, но регулярно посещаемой местными христианами. В записях свящ. Иакова содержится уникальное описание интерьера монастырского пещерного комплекса до его переделок в процессе реставрационных работ сер.

http://pravenc.ru/text/389605.html

См.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 364–370; Васильев А. А. Готы в Крыму. Пг., 1921. Ч. 1. С. 2–10. Данные о том, что готы при набегах на Малую Азию увели в качестве пленников священников и через них обратились в христианство, восходят к древним историкам Церкви Созомену и Филосторгию. Ссылки см. в вышеназванных работах. Между В. Г. Васильевским и А. А. Васильевым есть разномыслие по поводу размещения готов-тетракситов. Поскольку для темы христианства у готов этот вопрос не является существенным, важно то, что эти готы, где бы они не жили, все равно оставались православными, то на нем не заостряем внимания, хотя предпочтительнее и более принята в науке точка зрения В. Г. Васильевского, размещающего готов-тетракситов на Тамани (С. 370–380). См.: Васильев А. А. Готы в Крыму. Пг., 1921. Ч. 1. С. 15–22. См.: Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 381–395; Darrouzus J. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37. Добавление под 47. С. 241–242, 245. Как уже упоминалось, хотя сама нотиция относится к концу VIII в., но данные по ряду епархий в ней приведены на середину VI в.— на эпоху Юстиниана I. Это мнение высказано и по отношению к Готской епархии. См. также: Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в. СПб., 1898 (отдельный оттиск из «Журнала Министерства народного просвещения». 1898. 2. Ч. 315. Отд. 2). С. 173–202. «При императоре Константине тогдашний епископ Готии, вызванный на собранный против святых икон собор, склонился и подписал (т. е. постановления иконоборческого собора.— Прим. В. Г. Васильевского) и за то был поставлен от царя митрополитом Фракийской Гераклии. Поэтому православные в Готии, не принимая участия в новшествах беззаконного собрания, но оставшись притом без пастыря, предложили в пастыри сего преподобного» (Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 396).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

В XVII в. исчезают все следы готской народности, «... последние остатки готов отатарились, сохраняя, однако, Православие. В 1773 г. они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь г. Мариуполь и 24 деревни. Потомки их («мариупольские греки») говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминание о прежней независимости и о готской национальности совершенно исчезло из их памяти...» (Новый энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. M., 1890–1908. Т. 14. С. 601). Упразднена 16.10.1799. Возобновлена ок. 1919 г. Екатеринославское (Днепропетровское) викариатство. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Феодосийская и Мариупольская; с 1919 г. – Феодосийская; Мариупольская. 02.05.1787 10.09.1790 05.06.1791 05.10.1792 27.02.1793 13.05.1796 Иов Потемкин 29.05.1796 07.01.1798 18.04.1798 16.10.1799 Христофор Сулима Грек 26.11(09.12)1921 14(27)08.1924 09.1926 05.1928 12(25)08.1928 16(29)11.1928 25.06(08.07)1930 08(21)11.1933 Феодосийская, обн. (см. Керченско-Феодосийская, обн.) Ферганская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Фергана (Узбекская ССР). Упразднена в 1930 г. 1925 07(20)10.1925 Мелхиседек Николаев 26.09(09.10)1927 12.1929 Константин Смирнов Филадельфийская Основана в 1946 г. Местопребывание – по г. Филадельфия. В 1970 г. вошла в состав Американской Православной Церкви. Именование: Филадельфийская и Карпато-Русская. 1946 (?) 17(30)07.1954 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 Алексий ван дер Менсбрюгге Финляндская Самостоятельная с 24.10.1892 (первоначальное местопребывание – в г. Выборг). 24.05(06.06)1923 вышел томос Константинопольского Патриарха Мелетия о принятии епархии в юрисдикцию Вселенского Патриархата. 4908 Контакты, наладившиеся после второй мировой войны между Московской Патриархией и б. Финляндской епархией, долгое время не приводили к какому-либо определенному результату, пока, наконец, не состоялось окончательное соглашение между сторонами о дальнейшем автономном существовании Финляндской Церкви под юрисдикцией Константинопольской Патриархии (ЖМП. 1953. 3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иоанн, родившийся от благочестивых родителей в местечке Партениты на южном берегу Крыма, был призван на епископское служение православным населением Готии после того, как бывший ранее епископ подписал постановление иконоборческого собора против святых икон . Вот в таком историческом контексте стало известно о существовании в Крыму самостоятельной Готской епархии. Исходя из текста жития преподобного Иоанна Готского, можно предположить, что он был не первым епископом на Готской кафедре. Судя по повествованию Прокопия Кесарийского об активной деятельности императора Юстиниана I в этой земле, можно полагать, что самостоятельная епархия была учреждена здесь не позже середины VI в. Перед тем, как принять епископский сан, Иоанн Готский совершил паломничество во Святую Землю, где провел три года, и на обратном пути принял посвящение от католикоса Грузии во Мцхете. Страну Дори, где, по свидетельствам источников, жили готы, обычно располагают в пределах юго-западного Крыма и ее главным городом считается Дорос, который отождествляют с городищем на плато Мангупа: с готами в этом районе археологи связывают ряд раскопанных могильников . Если принять отождествление городища на Мангупе с г. Дорос, то кафедральным храмом Дороса была базилика во имя равноапостольных Константина и Елены, к настоящему времени полностью раскопанная — самый большой храм в горном Крыму, при ней же находился баптистерий. По уже упомянутому третьему списку епископов Константинопольского патриархата Готия является митрополичьим округом, в состав ее митрополии входят восемь епископов. Судя по географическим названиям и именам населенных пунктов, в Готскую митрополию входила огромная территория, включая низовье Волги и прикавказские степи, православный епископ находился и при дворе хазарского кагана . В VIII в. почти весь Крым, включая и Готию, был завоеван хазарами. Жители Дороса во главе с правителем и своим епископом восстали против господства хазар . Но восстание не удалось, епископ был посажен в темницу, откуда бежал. Готская епархия есть и во всех последующих списках епархий вплоть до XVI в. Она прекратила свое бытие в 1783 г., когда после отторжения Крыма от Оттоманской Порты все греческое население Крыма во главе с митрополитом Готским переселилось в район современного Мариуполя .

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

С расцветом генуэзских факторий пришли в упадок визант. города, прежде всего Херсон. Мн. исследователи считают причинами запустения Херсона разорение города ордой Ногая в кон. XIII в., а также утрату Херсоном ведущей роли в торговле в результате перемещения основных торговых путей, подконтрольных генуэзцам, на юго-восток К. Бедность херсонских приходов была одной из причин того, что кафедра в XIV в. часто оставалась вакантной: после 1304 и до кон. 1338 г., после 1351 и до июля 1365 г. В 1368 г. управление Херсонской митрополией, включая право получения доходов и освящения храмов, К-польским Синодом было передано патриаршему экзарху митрополиту Готии (Древние акты. 1867. С. 457-458). Богданова предполагает, что т. о. Херсонская епархия почти на 2 года была превращена в ставропигиальное владение патриарха, управление которым осуществлялось через митрополита Готии ( Богданова. 1991. С. 23-26). С 1371 г. уже Готская епархия находилась в таком же экзархальном управлении митрополита Сугдеи. Передача прав на управление митрополиями К., по мнению исследователей, внесла путаницу в территориальные владения архиереев и спровоцировала череду многолетних территориальных конфликтов между Крымскими митрополитами при К-польских патриархах Макарии (1376-1379, 1390-1391) и Ниле (1380-1388). Митр. Херсона Фаддей (не позже лета 1376 - не ранее нояб. 1396) настойчиво оспаривал право владения 2 приморскими областями: Кинсанусом с прилегающими к нему селениями (вероятно, побережье от Аю-Дага до Алушты) - у митрополии Готия и Элиссом (вероятно, к востоку от Алушты) - у Сугдейской митрополии. При патриархе Ниле споры решались в основном в пользу Готской и Сугдейской митрополий, но синодальным актом 1390 г. патриарха Макария спорные территории были возвращены во владение Херсонскому митрополиту (RegImp, N 2680, 2685, 2741, 2744, 2748, 2779, 2786, 2880; Древние акты. 1867. C. 458-468; Богданова. Церковь Херсона. 1991. C. 25-32; Байер. 1995. C. 68-73; Бертье-Делагард. 1920. C. 2-14). После Фаддея Херсон вновь оставался без архиерея до нояб. 1401 г., когда кафедру возглавил митр. Макарий. В этот период Херсонская митрополия окончательно потеряла права на территории Кинсануса и Элисса. В 1440 г. был рукоположен последний известный Херсонский митрополит, проживавший, возможно, в округе, поскольку Херсон как город в это время уже не существовал. Остатки Херсонской епархии были присоединены к Готской митрополии ( Бертье-Делагард. 1920. С. 37-39, 129-130; Якобсон. 1950. С. 44).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Брун Ф. Черноморские готы и следы долгого пребывания их в Южной России//Записки имп. Академии наук. – 1874. – Т. 24. – Кн. I. – С. 24; Житие Иоанна Готского//Труды В. Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 381; Сидоренко В.А. Некоторые ключевые моменты раннесредневековой истории Таврики//Византия и народы Причерноморья и Средиземноморья в раннее средневековье (IV–IX вв.): Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1994. – С. 65–69; Науменко В.Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы ... – С. 693–694; ср.: Васильев А. А. Готы в Крыму. Ч. 2.//ИГАИМК. – 1927. – Т. 5. – С. 189–190; VasilievA. The Goth in the Crimea. – Cambridge, Mass., 1936. – P. 78–79. Последний полагал, что в названии епархии епископа Георгия между Херсоном и Дорантом должен был стоять союз kai, и, значит, речь шла о двух разных церковных округах одной епархии. Однако в подписи под актами синода явно стоит tes, как и во всех случаях, когда следовало уточняющее указание на местонахождение главного церковного центра на территории конкретной, единой епархии или области (ср.: Ohme H. Das Concillium Quinisextum und seine Bischogsliste – Berlin; New York, 1990). Нет весомых оснований считать, что и позже, в V III в., Готфия вышла из-под церковной юрисдикции епископа Херсона, если не считать единственного смутного упоминания агиографического источника постиконоборческого периода о «епископе Готфии» (Gotthias Episkopos) и его присутствии на иконоборческом соборе 754 г., причем на фоне полного молчания нотиций до IX в. о такой самостоятельной епархии (см.: Никитский А. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//ЗООИД: – 1883. – Т.13. – С. 26, sec.l; ГерценЛ.Г., Могаричев Ю.М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–122; Герцен Л.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. – Екатеринбург, 1999. – С. 106–115; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Таврики иконоборческого периода в интерпретации Х.-Ф. Байера//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 624–630). Вероятно, именно это обстоятельство – долгое вхождение Херсона и Готфии в одно епископство – и связанная с ним соответствующая церковная документация послужили тем загадочным весомым аргументом в ожесточенном споре высших церковных иерархов Таврики, разразившемся в последней четверти XIV в., когда митрополит Херсонский сумел убедить патриарха Макария (1376–1379, 1390–1391) и был в конечном итоге поддержан василевсом Иоанном VII Палеологом в том, что место Кинсанус и еще шесть расположенных около него значительных южнобережных приходов (хоры Фуна, Алания, Алустон, Лампадопартенита, Сикита, Хрихари) издревле принадлежали

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 Согласно с Голубинским относя эти набеги к означенному времени, полагаем, что эго единственно возможное предположение, какое остается сделать, придерживаясь, хотя и не совсем определенных, но довольно ясных данных для сего в самых житиях, особенно в житии Стефана Сурожского. Другие предположения о времени набегов – уже просто догадки, не имеющие никакой видимой опоры. 42 Свидетельства и цитаты о том у г, Голубинского в его «Истории Русской Церкви». О готской епархии в области Дори см. у Кеппена в «Крымском сборнике», у Макария в «История христианства в России до святого равноапостольного князя Владимира», у архимандрита Арсения в статье его «Готская епархия в Крыму», у г. Васильевского «Житие Иоанна готского» (Ж. Μ. Н. Ир. 1877 г.). Там же и о босфорской епархии. 43 Валафрид Страбон (Walafridus Strabo) (†849) говорит о богослужении на готском языке его времени: Studiosi illius. (Goticae) gentis libros divinos in suae locutionis proprietatem transtulerunt, quorum adhuc monumenta apud nonnullos habentur, et fidelium fratrum relatione dicimus, apud quasdam Scytharum gentes, maxime Tomitanos, eadem locutione divina hactenus celebrari officia. Валафрид Страбон, по одним известиям, родом англосакс, по другим свев или шваб, учился сперва в Свято-Галльском монастыре, потом Фульденском, где слушал уроки знаменитого Рабана Мавра; был потом деканом киновии Свято-Галльского монастыря, а с 842 года аббатом монастыря Augiae divitis или Рейхенау в Констанцкой епархии, скончался в 849 году в Галлии, куда ходил по какому-то поручению. Это был очень ученый, любознательный и сведущий человек. В числе его сочинений замечателен исторический труд De ecclesiasticarum rerum exordiis et incrementis liber unus (Migne Patr. Lat. T. 114), где он высказывает также несколько этнографических и филологических замечаний. Здесь кое-что говорит он о готах, qui et Getae (как замечает он), под которыми разумеет именно готфов скандинаво-немецкого происхождения, и приводит выписанное нами свидетельство о переводе ими священных книг на свой язык и готском богослужении в его время (Ibid. 926–927).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Известны два храма: церковь Иоанна Предтечи в городе Боспоре, в перестроенном виде стоящая и поныне (из надписи на ее колонне известно, что она возобновлена в VIII в., вероятнее всего, что на этом месте ранее был другой храм) , и базилика в Тиритаке, маленьком городке недалеко от столицы . Письменными источниками засвидетельствовано оживление миссионерской деятельности в районе Боспора в первой половине VI в., что связано с императорами Юстином I и Юстинианом I (527–565) и племенами оногуров и гуннов: князь гуннской орды Грод (или Горда) прибыл в Константинополь, крестился там, причем Юстиниан был его воспреемником. Эти события, по всей вероятности, имеют отношение уже к азиатской части бывшего Боспорского царства, которая оказалась более доступна для кочевых племен и более приспособлена для их поселения . Самым большим городом в Азиатской части Боспорского царства была Фанагория, таковым она оставалась и в течение всего I тысячелетия, при ее раскопках было найдено много керамики с христианскими символами. В последние годы предметы, связанные с христианскими культами, были обнаружены и на других городищах Таманского полуострова . Первое упоминание епархии Таматарха (Матарха), обычно отождествляемой с древнерусской Тмутараканью (современный город Тамань), находится в третьем списке епархий Константинопольского патриархата, относящегося к концу VIII в. По мнению ряда ученых, этот список в некоторой своей части передает церковную ситуацию не VIII, а середины VI в.— времени императора Юстиниана I, это утверждение верно и в отношении северного Причерноморья. Не следует ли связать обращение в православие царя гуннов Грода с образованием епархии в Таматархе? Эта епархия входила в состав Готской митрополии, позднее она стала автокефальной архиепископией. Епархия Таматарха упоминается почти во всех списках епархий, даже самых поздних, т. е. и тогда, когда Тмутаракань была уже русским княжеством . Если попытаться найти в каком-нибудь справочнике по административному устроению Римской или Византийской империй или же среди прилегающих к ним территорий область с именем Зихия, то поиски могут не увенчаться успехом, ибо такой области древние авторы не упоминают. Из свода древних источников, упоминающих зихов, явствует, что зихи жили по соседству с синдами, немного южнее их . Но, однако, митрополита Макария нельзя упрекнуть в неточности, ибо, как уже сказано, списки епархий Константинопольского патриархата знают Зихскую епархию, но она состоит из трех автокефальных архиепископий: Херсонской, Боспорской, Никопсийской . Центр последней епархии — город Никопсия — точно не локализован.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

К усилению сей мысли служит и то открытие, что есть много слов готских не только в древних законах сербских и нынешнем болгарском наречии, но в самом славянском переводе Священного Писания Кирилла и Мефодия 161 . Обитая в Крыму, готы окружены были со всех сторон гуннами 162 , находились иногда (например в 551 г.) в дружественных сношениях с соседями своими утригурами, племенем гуннским 163 , и наконец в 702 г. покорены были хазарами 164 , а в составе этих народов, как увидим далее, бесспорно были и славяне. Следовательно, нет ничего невероятного, если и здесь некоторые славяне могли быть христианами и входить в состав епархии Готской. С большею основательностию можно сказать это в рассуждении трех остальных епархий, находившихся в Крыму далее к востоку, кои суть: IV, V И VI Сурожская, Фулльская и Боспорская Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака 165 и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда, точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса 166 . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий 167 , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи 168 . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины Х в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кроме них, в ряде так называемых «пещерных городов» есть также монастыри, но меньшие по размерам. Историческая наука относит все эти монастырские постройки к эпохе иконоборчества и считает, что они были созданы бежавшими сюда из Константинополя монахами-сторонниками иконопочитания. Именно к жившей в этих монастырях братии обращены несколько посланий преподобного Феодора Студита. Последнее надежное свидетельство о Херсонесской епархии относится к середине XIV в. , но, вероятно, она существовала и позднее, до тех пор, пока существовал и сам Херсонес, т. е. до середины XVI в. С Херсонесом связаны и другие события, описываемые в «Истории христианства» митрополита Макария, поэтому к истории Херсонесской епархии придется еще вернуться. Проблема появления и распространения христианства у готов в книге митрополита Макария разбирается довольно подробно. В последующее время он приобрел еще большее значение и до сих пор служит предметом бурных обсуждений. Готы появились в северном Причерноморье в середине III в. по Р. Х. Пришли они с северо-запада. Захватив в Боспорском царстве суда, они стали совершать набеги на малоазийские греческие города, а впоследствии и на Афины и другие греческие центры Средиземноморья. Позднее, соединившись с другими племенами, они через причерноморские степи ушли в Западную Европу. Часть готов осталась в Крыму и на Таманском полуострове (готы-тетракситы) . Появление христианства у готов, а через них и на территории Боспорского царства, обычно связывается с их набегами на территорию Малой Азии. Во второй половине IV в. по Р. Х. большая часть готов через своего знаменитого епископа Ульфилу стали арианами. Готы, оставшиеся в Крыму и на юге Тамани, сохранили верность Православию . В связи с распространением христианства у готов митрополит Макарий обсуждает в основном два вопроса: 1) где находилась кафедра готского митрополита Феофила, поставившего свою подпись под деяниями I Вселенского Собора; 2) о Готской епархии в Крыму. Первый вопрос после публикации И. Делайе (Hyppolite Delahaye) жития готского мученика Никиты, по словам А. А. Васильева, приобрел определенность и решается в том же направлении, которое предложил митрополит Макарий: Готская епархия, которую возглавлял епископ Феофил, находилась вне Крыма . Некоторые исследователи отождествляют эту епархию с епархией Скифской, а резиденцией митрополита Феофила называют город Томи. В отношении епископа Феофила, таким образом, вопрос можно считать решенным: он был епископом готов, которые покинули причерноморские степи, вошли в пределы империи и некоторое время обитали в Добрудже.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010