Организация переселения была поручена новому командующему рус. войсками в Крыму и на Кубани ген.-поручику А. В. Суворову . 16 июля 1778 г. он принял составленное И. «Постановление крымских христиан», в котором были сформулированы их условия («пункты митрополита Игнатия») по переселению: поселение отдельно от других народов, гражданская и духовная автономия, разрешение всеобщими свободными выборами определять свою администрацию, сохранение Готской и Кафской епархии и ее подчинение Святейшему Синоду. С этими условиями согласилось и арм. духовенство. 17 июля того же года И. просил предоставить ему монаршую грамоту, гарантирующую выполнение условий, поскольку из-за неопределенности будущего мн. христиане отказывались от переселения. Выполнить такую просьбу сразу было невозможно, ген.-губернатор Малороссии гр. П. А. Румянцев пообещал, «что православные христиане должны быть весьма обнадежены, что найдут под скипетром спокойную жизнь, возможное благополучие и такие выгоды, каких себе предположить не могут». С нач. авг. духовенство еще активнее взялось за агитационную работу среди христиан, благодаря чему переселение в сер. авг. стало наращивать темпы и 18 сент. было завершено. В этот день в Россию отправился И. вместе с последней партией переселенцев. 24 окт. он приехал в Александровскую крепость (ныне Запорожье), где прибывшие проходили регистрацию. Всего из Крыма было выведено свыше 30 тыс. христиан, в т. ч. ок. 8 тыс. детей. 14 марта 1779 г. указом Екатерины II И. был принят в российское подданство, Готская и Кафская епархия перешла в юрисдикцию Святейшего Синода и была размещена на части территории Славянской и Херсонской епархии. Митрополит поселился в Самарском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , занимался вопросами создания монастыря во имя вмч. Георгия Победоносца в окрестностях Павлограда. Ездил по местам проживания греков, к-рые временно были поселены вдоль рек Орель и Самара от Екатеринослава (ныне Днепропетровск) почти до Харькова в крайне стесненных условиях.

http://pravenc.ru/text/293403.html

В память о скончавшемся муниципалитет Ниццы назвал близлежащую улицу бульваром Царевича. На месте, где стояла кровать Цесаревича, находится чёрная мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь. К началу 1890-х годов для разросшейся русской общины в Ницце стала недостаточной приходская церковь святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. Первым проектом (в 1874 году) было расширение существовавшей часовни при условии, что она станет алтарной частью новой церкви. По мысли Георгия Лейхтенбергского для церкви было выбрано место виллы Бермон. В 1896 году на Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем царевиче император Николай II и Мария Фёдоровна приняли под своё покровительство строительство храма. Строительную комиссию возглавляли: с 1899 года — герцог Георгий Лейхтенбергский, с 1907 года — посол А. И. Нелидов, с 1909 года — обер-гофмаршал князь С. М. Голицын. Закладка храма была совершена 12 (25) апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым в присутствии великих князей Михаила Николаевича и Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, великой княгини Анастасии Михайловны, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской. План храма составил М. Т. Преображенский. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сначала Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена при участии Филиппо Кьятиа и Икавитца. Строительство затянулось в связи со спорами в общине, а в 1906 году строительные работы за недостатком средств были приостановлены; предполагалось упростить проект ради экономии. В 1908 году император Николай II пожертвовал из своей личной казны 700 000 франков, на которые был возведён купол и закончены основные строительные работы. Другим жертвователем был ктитор князь С. М. Голицын, выделевший 400 000 франков. Общая стоимость строительства храма составила более 1 500 000 франков. Храм был освящён в 4 (17) декабря 1912 года викарием Московской епархии епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), за 2 дня до тезоименитства императора Николая II, в присутствии герцога Александра Лейхтенбергского и великой княгини Анастасии Михайловны.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_с...

Из-за скученности населения, голода, эпидемий многие люди умирали. Переселенцы обвиняли И. в своих бедах, но его усилиям противодействовало руководство Азовской губ., прежде всего губернатор В. А. Чертков. И. протестовал против насильственного поселения греков в местах, выделяемых без учета их желания. Писал просьбы и жалобы в разные инстанции, после обращения в нач. мая 1779 г. к кн. Г. А. Потёмкину был приглашен в С.-Петербург, где участвовал в согласовании мест проживания переселенных христиан. 21 мая Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно которой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии. Благодаря настойчивости И. ордером Потёмкина от 29 сент. того же года, а затем указом Екатерины II от 2 окт. для греков был создан Мариупольский у. В апр. 1780 г. началось его заселение, строился Мариуполь, названный в честь Божией Матери, появился Мариупольский греч. суд - орган, выполняющий адм., полицейские и судебные функции в уезде. На новых землях греки получили значительные земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности, не разрешалось размещение воинских частей в их населенных пунктах. Уже в 1780 г. И. выстроил в Мариуполе несколько церквей: Харалампиевскую соборную, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Феодора Стратилата и Успенскую, куда была помещена старинная икона Божией Матери «Одигитрия», привезенная из Крыма. Участвовал в строительстве и освящении сельских церквей уезда. Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ) И. поселился в Мариуполе, первоначально жил в убогой землянке. 7 сент. 1780 г. в его доме был пожар, уничтоживший мн. документы по истории Готской и Кафской епархии и переселения греков в Россию. После этого для него был построен удобный дом. Для отдыха он избрал дачу в 5 км от города вверх по р. Кальмиус, где ему была выделена земля площадью 1500 дес.

http://pravenc.ru/text/293403.html

(МАР; 19); К истории Боспора Киммерийского в кон. VI в.//ВВ. 1896. Т. 3. Вып. 1. С. 1-17; Где находилась Вичинская епархия К-польского патриархата?//Там же. 1897. Т. 4. Вып. 3/4. С. 315-336; Христианство у алан//Там же. 1898. Т. 5. Вып. 1. С. 1-18; Еще к вопросу о Вичине//Там же. Вып. 2/3. С. 393-397; К истории готской епархии (в Крыму) в VIII в.//ЖМНП. 1898. Ч. 315. 2. Отд. 2. С. 173-202; Епископа Феодора «Аланское послание»//ЗапООИД. 1898. Т. 21. Отд. 2. С. 11-27; Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. К., 1899; Надписи Никеи и ее окрестностей//ИРАИК. 1900. Т. 6. Вып. 1. С. 208-215; Греч. города на Черноморском побережье: Кн. для чт. по рус. истории. М., 1904. Литогр.; К вопросу об имени и истории фемы «Опсикий»//ВВ. 1904. Т. 11. Вып. 1/2. С. 49-62; Прошлое Тавриды: Кр. ист. очерк. К., 1906, 20022; Аммиан Марцеллин. История/Пер.: Ю. А. Кулаковский, А. И. Сонни. К., 1906-1908. 3 т.; Керчь и ее христ. памятники//ПБЭ. 1908. Т. 9. Стб. 535-544; Лекции по истории Византии. К., 1909; История Византии. К., 1910-1915. 3 т.; СПб., 19962, 2003-20043; Школа и мировоззрение Авита, еп. Вьеннского/Изд. подгот.: А. А. Пучков. К., 1999; Избр. труды по истории аланов и Сарматии/Изд. подгот.: С. М. Перевалов. СПб., 2000; Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избр. работы/Изд. подгот.: А. А. Пучков. СПб., 2002; История римской лит-ры от начала Республики до начала империи в конспективном изложении/Изд. подгот.: А. А. Пучков. К., 2005. Лит.: Ковальницкий М. Г. Христ. Церковь и рим. закон: Неск. замечаний по поводу публ. лекции, чит. г. Ю. Кулаковским//ТКДА. 1892. 5. С. 3-92; 6. С. 181-303; он же. Неск. замечаний на «Ответ» Ю. Кулаковского//Там же. 1893. 2. С. 195-260; 4. С. 550-651; Варнеке Б. В. Записка об ученых трудах Ю. А. Кулаковского, проф. Имп. Киевского ун-та св. Владимира (1876-1906 гг.)//Изв. ОАИЭ. 1907. Т. 23. Вып. 1. Прил. С. 14-30; Serta Borysthenica: Сб. в честь проф. имп. ун-та св. Владимира Ю. А. Кулаковского. К., 1911; Латышев В. В. Памяти Ю. А. Кулаковского//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2462227.html

Происхождение и рукоположение И. Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит [Южный берег Крыма], а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак» (гл. 1). Дед И., бывш. военный, по всей видимости, переселился с юж. берега Чёрного м. на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при имп. Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет. В правление имп. Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы ( Auzépy. 2006. P. 71)). Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем И. (к-рый на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию ( Idem. 1997. Р. 125). Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата. После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 - после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников (BHG, N 266), где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с К-полем.

http://pravenc.ru/text/468987.html

известным византинистом Карлом де Боором, который отнес ее оригинал к эпохе Исаврийской династии 316 . Последующие попытки исследователей уточнить датировку загадочной нотиции, доставившей столько хлопот историкам, до недавнего времени не выходили за пределы VIII в., за исключением Ф.И. Успенского, подозревавшего в списке подделку XI в., и Г. Вернадского, датировавшего его окончательную редакцию началом 60-х гг. IX в. 317 Лишь последний издатель памятника, Жан Дарруже, опубликовавший полный свод списков епархий Константинопольского патриархата, пришел к выводу, что нотиция де Боора, которой он присвоил могла быть составлена с учетом материалов Псевдо-Епифаниевого списка и других источников конца VII в., отразила ситуацию с епископскими престолами в Европе до иконоборческого собора 757 г., но к этому были добавлены почти столетние сведения конца VIII – конца IX в., почерпнутые из актов Никейского Вселенского собора 787 г. и Константинопольского поместного собора 869–870 гг. 318 К тому же она носит компилятивный и, вероятно, неофициальный характер, хотя в отдельных деталях и отражает реальную ситуацию. Согласно ей, на 82-м месте значится епархия Зихия с Херсоном, 83-я епархия Боспора и 84-я епархия Сугдеи (Сугдаи) (eparchia Zekchias o Chersonas, eparchia tes autes o Bosporou, eparchia tes autes o Sougdaon), то есть Сугдея заняла место Никопсеи, которая, в свою очередь, отошла к кавказской епархии Авасгии (Abasgia). Особого внимания заслуживает упоминание в списке митрополий, архиепископий и в схолии к нему, помещенной в самом конце, без связи с предыдущим текстом, соответственно 35-й и 37-й епископии – Готфии с центром в Доросе и перечень тех географических пунктов и ориентиров, которые входили в нее, поскольку ошибочная, субъективная интерпретация этих записей несколькими поколениями исследователей породила представление о существовании Готской митрополии задолго до ее создания, а также некоего населенного хазарами епископства Chotziron в Таврике или в Хазарии вв. 319 В настоящее время преобладает точка зрения на эту епархию, задуманную выходящей за пределы территории Крымского полуострова, как на византийский миссионерский проект, вызревший к последней трети IX в., но так и не воплотившийся в полной мере в реальную церковную структуру 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Название Зихия служило общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. Согласно 3-й нотиции (ок. 800), в состав митрополии Зихия входили Херсон, Боспор и Сугдея, а Н. была отнесена к митрополии Абазгия, что может быть связано как с развитием движения иконоборчества в Византии, так и с расширением на север Абхазского царства или с упадком самой Н. Так, в греч. Житии св. Стефана Нового (IX в.) упоминается о том, что в сер. VIII в. святой советовал бежать от иконоборцев в Н., что, вероятно, отражает византийские реалии периода 2-го иконоборчества (814-843). Еще один известный архиерей Зихии, Павел, был участником К-польского Собора 879 г., однако неясно, был ли он архиепископом в Н. или уже в Таматархе (ныне Тамань, Краснодарский край), куда кафедра Н. была перенесена во 2-й четв.- 2-й пол. IX в. Ок. 815-820 гг. визант. агиограф Епифаний Монах посетил в Н. гробницу ап. Симона Кананита. Это свидетельство является последним достоверным сведением о существовании церковной кафедры в Н. Лит.: Брун Ф. Черноморье: Сб. исслед. по ист. географии Южной России. Од., 1879. Ч. 2; Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.//ЖМНП. 1898. Т. 315. 2. С. 173-202; Миллер А. А. Разведки на Черноморском побережье Кавказа//ИИАК. 1909. Вып. 33. С. 71-102; Анфимов Н. В. Зихские памятники Черноморского побережья Кавказа//Сев. Кавказ в древности и в ср. века. М., 1980. С. 92-113; Воронов Ю. Н. К локализации Никопсии//XV Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. Махачкала, 1988. С. 72-73; он же. Проблемы археологии Зихии//I Кубанская археол. конф.: Тез. докл. Краснодар, 1989. С. 17-18; он же. Джики груз. источников: К историографии проблемы//XVI Крупновские чт. по археологии Сев. Кавказа: Тез. докл. Ставрополь, 1990. С. 32-34; Гадло А. В. Визант. свидетельства о Зихской епархии как источник по истории сев.-вост. Причерноморья//Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991. С. 93-106; Качарава Д. Д., Квирквелия Г.

http://pravenc.ru/text/2577591.html

Не имеет смысла касаться и сложной истории Херсонской епархии. По этому поводу довольно точно высказался серьезный крымский исследователь В.Е. Науменко: «Уже Константинопольские Поместные Соборы 869–870 и 879 годов отразили парадоксальную ситуацию, когда официальные представления по церковно-административному устройству Византии, основанные на данных notitiae (списках епископий. – О.К. ), противоречили реальной ситуации, особенно в отдаленных провинциях империи. Это положение усугублялось многочисленными ошибками и погрешностями в копиях, что делало необходимой ревизию существующей номенклатуры и иерархии» . Отметим только, что Херсонская епархия известна с IV века. Поначалу она подчинялась Иерусалимскому патриарху, с V века – Константинопольскому. К концу VII столетия Херсонская Церковь стала частью Зихийской епархии, причем епископ Херсона в нотициях VIII–IX веков обозначался привилегированно первым. Подпись «недостойного епископа Херсона Дорантского» Георгия находим в актах Трульского Собора в Константинополе 692 года. В нотиции, составленной около 869 года, автокефальная Херсонская архиепископия Константинопольского Патриархата стоит под номером 63. И хотя херсонские владыки носили сан митрополита с 1382 года, епархия была возведена в митрополию только в самом конце XIV века и, как писал А.Л. Бертье-Делагард, «терпела великую бедность, заводя с соседями всяческие споры и пререкания из-за нескольких деревушек и выпрашивая подачки у Константинопольского патриарха» . Поименуем епископов Херсонских. Кроме вышеуказанных Семи священномучеников Херсонесских, это: Ефрем II, Еферий II, бывший на II Вселенском Соборе в Константинополе, Андрей Логгин, Стефан, Ефрем III, Георгий I, Георгий II, Павел, Феодор, Феофан, Кирилл, Игнатий I, Василий, Лев, Иеремий, Игнатий II, Макарий и митрополит Фаддей, в 1392–1394 годах участвовавший в восьми заседаниях Константинопольского Синода и вскоре после этого умерший. После того как в 1394 году великий литовский князь Ольгерд разрушил Херсонес, его приходы влились в состав Готской епархии.

http://pravoslavie.ru/4378.html

История крымских готов... – С. 64). Но каким образом совершалось путешествие дальше, сказать трудно. Во всяком случае, после указания Апатуры речь идет о чем-то песчаном (?) и о поездке верхом (ippasamenoi). О том, что слово tou phulon это не топоним, не обозначение «приморского города», а «филы» (племена) догадался уже Томашек, которого поддержал Ю. А. Кулаковский (Tomaschek. Die Goten in Taurien. – Wien, 1881. – S. 71; Кулаковский Ю. К истории готской епархии в VIII в. Где находились Фуллы//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Февраль. – С. 194). Не учитывать или не знать этого не стоит (ср.: Байер Х.-Ф. Идеология, показанная на примере отрицания значительной роли готов в Крыму, отрицания их иконопочитания во время иконоборчества и перенесения их епископии на Нижний Дунай//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 459). Однако территорию каких «племен» миновало посольство остается неизвестным и лишь дальнейший маршрут движения позволяет локализовать их расположение. Примечательно также, что в словах Менандра содержится указание на функционирование наиболее краткого по расстоянию (263 км) прямого морского пути между побережьем Пафлагонии и Крымским полуостровом (Максимова М. И. Краткий путь через Черное море и время его освоения греческими мореходами//МИА. – 1954. – 33. – С. 46). Около мыса Карамбис, находившегося к западу от Синопы, одно из двух колец главных морских течений подхватывало судно и выносило его к Южной оконечности Таврики, известному уже древним грекам мысу Криу метопон (Бараний лоб). 77 В пер. Х.-Ф. Байера: «Ездил вдоль гор Т аврики, склоняющихся на юг (parethei ta ore tes Taurikes ta neuonta epi mesembrian» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – C. 64). Логичным было бы думать, что речь идет о пути от Херсона через Инкерман и Мекензиевы горы и далее по долине между Второй и Третьей грядой Крымских гор. Именно так можно было попасть в степь, к Перекопскому перешейку. Однако, в описании маршрута кроется противоречие, ибо после морского путешествия к Апатуре и следования сухопутным путем (верхом) через некие «племена» следует рассказ о переходе через крымские (Taurikes) горы, причем там, где они обращены к югу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если верить автору Жития Иоанна Готского, составленного в период между 815 и 843 гг., епископ Готии (возможно, он же – архиепископ Херсона или Херсона Дорантского) уже существовал в правление василевса Константина V (741–775), причем до церковного синода 754 г., осудившего иконопочитание. – Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 396; ср. Арсений, архим. Готская епархия в Крыму//ЖМНП. – 1873. – Ч. 115. – Январь. – С. 59–86; Кулаковский Ю.А. Из истории Готской епархии (в Крыму) в VIII веке. Где находились Фуллы?//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Февраль. – С. 173–202; Бертье-Делагард А.А. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде//ИТУАК. – 1920. – – С. 40–66,128,131; Васильев А.А. Готы в Крыму. II//ИГАИМК. – A., 1927. – Т. 5. – С. 210–216; Vkstliev A. The Goths... – Р.80; Артамонов М.И. История хазар. – С. 256–263, 327; Пятышева Н.В. Печать готского епископа в коллекциях Государственного исторического музея//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–36; Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – Свердловск, 1973. – Вып. 10. – С. 40,41; Xuxley G. On the Vita of John of Gotthia//Greek, Roman and Byzantine Studies. – 1978. – Vol. 19. – N 2. – P. 161–169; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–122; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. –- Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 1–113 (последние два автора относят время образования Готской епархии к концу VIII – началу IX в., но тоже связывают это с захватом большей части Крымской Готии хазарами). По мнению Ж. Дагрона, огромные размеры Готской епархии, согласно нотации де Боора или списку по Даррузе, отражали лишь проект распространения Византийской церковной иерархии в Таврике и были эфемерной реальностью (Dagron G. Crimee ambigue//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – Р. 293,300). 1203 Болгов H.H. Боспор Византийский: очерки истории//Болгов H.H.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010