Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Благодать Святаго Духа нас собра…» (Телепрограмма, 09.10.04) (комментарий в интересах нации) Панорама дореволюционного Саратова. На первом плане - памятник Александру II и архиерейский комплекс История Саратовской епархии (По материалам официального сайта Саратовской епархии ) История Саратовской епархии неотделима от истории возникновения христианства в Поволжье. Уже в начале первого тысячелетия христианское вероучение было распространено во многих странах от Атлантики до Тихого океана. Проповедниками были люди нового склада, умные, энергичные, служащие вере искренне, что делало их духовно непобедимыми. Пришли они и на Волгу. В становлении христианства в Поволжье четко прослеживается два периода: христианство в период государств Хазарского каганата и христианство в период Золотой Орды Историк Ю.Кулаковский, описывая историю Готской епархии в Крыму в VIII веке, называет сроки появления христианства среди хазар. При этом он ссылается на византийского историка Феофилакта Симокатта, который, повествуя о военных действиях, происходивших в 592 году н.э., упоминает о пленных хазарах, на лица которых была нанесена татуировка - знамение креста. По словам историка, император Маврикий заинтересовался этим обстоятельством и приказал произвести тщательное расследование. Оказалось, что за много лет до происшедших событий, когда пленные хазары были еще детьми, в их стране разразилась эпидемия чумы. Чтобы предохранить от нее детей, жившие там христиане посоветовали хазарским матерям прибегнуть к спасительному действию креста, чему те и последовали Исследователи В.О.Ключевский и С.Ф.Платонов отмечают, что племя хазар было непохожим на все другие азиатские орды. Хазары быстро перешли от кочевого к оседлому образу жизни, у них были города, где они зимовали. Итиль, столица Хазарского каганата, описывается как один очень большой рынок, где можно было встретить магометанина, иудея, язычника и христианина. В составе каганата оказались многие народы, но преобладающим в их среде вероисповеданием становится христианство. Исследуя историю христианства на Нижней Волге, А.Новиков отмечает активную миссионерскую деятельность благочестивых священников этого периода. Целые области превращались в зоны со сплошным христианским населением. Большое число их было в столице. У арабских средневековых писателей встречаются упоминания о христианских храмах, христианской юрисдикции в Итиле, где для христиан были специальные судьи, разбиравшие дела, руководствуясь Евангелием

http://sedmitza.ru/text/400695.html

Глава VIII. Константинополь. Мировое значение столицы Восточной империи. Епарх города. Ремесленные сословия. Димы. Образовательные учреждения Рим не имел такого значения для Западной империи, как Константинополь для Восточной. Столица Западной империи могла быть и в Милане, и в Равенне, и в Павии; это не сопровождалось особенно важным значением ни в политическом, ни в административном отношениях; между тем, Константинополь так же не может быть отделен от Восточной империи, как, например, Рим от католической Церкви. Константинополь стал весьма определенным и, можно сказать, всецелым выразителем византинизма, так что Восточная империя, с основанием Константинополя постепенно превращающаяся в Византийскую, не может быть представлена без своего средоточия и своего религиозного, административного и культурного центра на берегах Босфора. В то время, как приготовлялась на Западе страшная катастрофа, на Востоке постепенно организовались начала, которые сохранили от распадения целую половину империи. Перенесенная Константином столица в Византию и основанный на месте старого новый город его имени должен быть признан одним из главных устоев тысячелетней жизни Византийской империи. Вот почему древнейшей истории Константинополя должна быть посвящена отдельная глава в истории Византии. Выше мы говорили о построении Константинополя и о первоначальных границах, данных ему основателем. Но город быстро стал развиваться, так что уже к концу IV в. массы новых поселенцев не находили места внутри городских стен, и за чертой города стали возникать новые постройки и поселения. Там указано было императором Феодосием расположение для готских военных отрядов или федератов, по коим загородные части долго были известны под номерами: второй, третий, четвертый, пятый и седьмой. Когда в 412 г. стены константиновского города значительно пострадали вследствие землетрясения, то император Феодосий в соответствии с быстрым возрастанием населения раздвинул его границы, включив в черту города и прежний загородный квартал, называемый Эксокионий ( ξοκινιον), и окружив новой стеной, которая в существенных частях сохранилась до сих пор. Два епарха города, Анфемий в 413 г. и Кир в 439–441 гг., прославили свое имя сооружениями, служившими к украшению и защите города. Только квартал близ Золотого Рога у Влахернского дворца оставался открытым и защищен стеной при императоре Ираклии в 625 г. Таким образом, можно сказать, что собственный город Константинополь, т.е. нынешний Стамбул, вырос до его естественных границ в течение IV и V вв. Дальнейший его прирост был, главным образом, в предместьях: Космидий (в конце Золотого Рога), Галата, Пера, Бешик-таш, Скутари и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Память о Готах, некогда обитавших в юго-западной части Таврического полуострова, донные живет в преданиях местных насельников 1 ; а сведения о церковно-политическом быте аж до самого конца существования епархии Готской рассеяны в письменных памятниках греческих и русских. Назывались они Готами Трапезитами, по имени горы Столовой (ныне Чатыр-Даг), которая входила в черту их владений, и Тетракситами, вероятно, по числу общим; по крайней мере, в 547 году присылали они от лица всего своего народа уполномоченных к императору Юстиниану. История знает о появлении Готов в Тавриде уже в начале второй половины III века no Р. Хр. В 258 году они из Воспора (позднейшей Керчи) делали морские набеги на близлежащие области Римской империи и ограбили города Питиунт, город и крепость на крайней границе империи, на восточном берегу Черного моря, в нынешней Абхазии, и хорошо укрепленный Трапезунд, из которого увели не только много пленных, но и суда, стоявшие в гавани; все награбленное было перевезено на берега Меотиды (Азовского моря), по точным словам римских писателей 2 . Опустошительные походы 259–260 годов деланы были Готами не Крымскими, а жившими при устьях Днестра и Дуная. Следующие вторжения 262, 263 и 267 годов были в громаднейших размерах, так как одновременно касались и Фракии, и Азии. В 267 году Готы проникли до Каппадокии, между тем как в то же время флот опустошал греческие берега и острова и захватил самые Афины, a сухопутные армии готские воевали во Фракии с императором Галлиеном и его военачальником Марвеном. Естественнее всего предположить, что европейские области опустошаемы были Готами, жившими у Днестра и Дуная, а грабежи в Каппадокии произведены Крымскими. В таком случае, и пленники каппадокийские достались последним и попали в неволю на Таврический полуостров. Этот вывод весьма важен для разъяснения факта о начале христианства между Крымскими Готами, у которых чрез пятьдесят восемь лет находим епископа Феофила. В Каппадокии долго сохранялась память о судьбе и деятельности некоторых из этих пленников; менее чем чрез сто лет, два каппадокийские уроженца говорят о них по-живому преданию от тех лиц, кои были выкуплены из неволи, или от младших современников их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Готия (согласно написанию ромейских источников, Готфия) – название обширной области, принятое преимущественно в церковной литературной традиции со времени не ранее конца VIII в. (Науменко В. Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 695). Лежала к северу и востоку от византийского Херсона и охватывала в раннее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма. Центром ее являлось укрепленное городище-убежище Дорос (Дарас, Дору), называемое в византийских источниках VI и IX вв. термином фрура или кастра. Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (по прямой 23 км от Радиогорки напротив Херсона) – крупнейшим из так называемых «пещерных городов» юго-западной части Внутренней (Второй) гряды Крымских гор. Другая видная крепость Готфии находилась на плато Эски-Кермен (в 5 км от Мангупа). Третья – на 20 км к северо-востоку, на плато Чуфут-Кале (в 5 км от окраины Бахчисарая), в районе, который, судя по данным средневековых письменных источников был заселен преимущественно ираноязычными аланами, выходцами с Северного Кавказа («страна асов»). Среди прочего местного населения доминировали если не численно, то по своему влиянию, восточные германцы, впрочем, как и остальные обитатели Готфии, подвергшиеся грецизации и христианизации. В XV в. их именовали «готоаланами» – народностью, которая в обиходе пользовалась простонародным греческим языком – димотикой, но не забыла унаследованный от предков «тевтонский» язык, если только здесь нет путаницы с похожим по звучанию еврейским языком. Имеются основания полагать, что византийцы не позже, чем с конца VIII – начала IX вв. стали отождествлять «архонтии», области, местности, административные районы Готфии с так называемыми «климата», расположенными между Херсоном и Боспором. В Житии Иоанн назван «епископом Готфии» (Episkopos en Gotthias), однако в нотициях и актах вселенских синодов вплоть до 787 г. такая самостоятельная епископия не фигурирует, да и в актах Никейского синода этого года нет полной уверенности видеть подпись именно епископа Крымской Готфии, во всяком случае, представителя Иоанна Исповедника (см.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–121; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 95–115). Отнесение именно ко второй половине VIII в. моливдула из Херсонеса с крестообразной инвокативной монограммой воззвания к Божьей помощи и именем Иоанна, епископа Готфии, проблематично: такой сфрагистический тип известен и в IX в. (ср.: Пятышева Н. В. Печать Готского епископа в коллекциях ГИМ//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОТСКАЯ ЕПАРХИЯ церковно-адм. единица на территории Крымского п-ова, входившая в VIII–XIX вв. в состав К-польского Патриархата. История Г. е. располагалась в Готии (греч.Γοτθα — так византийцы в VIII в. стали называть захваченную хазарами «страну Дори», область, населенную аланами и готами. Историк VI в. Прокопий Кесарийский помещал ее в Горном Крыму, что подтверждается материалами археологических раскопок, свидетельствующих о расположении Готии на территории от Алушты до Балаклавы. Правитель области в визант. источниках назывался «господином Готии» или «правителем народа таврических Климатов», но эти должности отсутствовали в офиц. табели о рангах. Ко времени образования Г. е. столицей Готии был г. Дорос (его руины обнаружены на горе Мангуп в Юго-Зап. Крыму). О времени возникновения Г. е. высказывались противоречивые суждения. В списках епархий К-польского Патриархата, к-рые впервые были изданы К. де Боором как «Парижская нотиция 1555a», под 37 Г. е. упомянута в ранге митрополии и отмечена в географической схолии. Списки отнесены издателем ко времени немного ранее Вселенского VII Собора 787 г., однако он предположил, что сведения о крымских епархиях отражают ситуацию, сложившуюся на полуострове в VI в., в годы правления имп. Юстиниана I Ю. А. Кулаковский, А. А. Васильев и др. датировали возникновение Г. е. 2-й пол. VIII в. Ж. Даррузес считал упомянутую нотицию де Боора компиляцией, а не офиц. списком и отнес ее к IX в. ( Darrouzès. Notitiae. P. 32, 33, 230–245). Скорее всего Г. е. была основана между 692 и 753 гг. Судя по подписи участвовавшего в Трулльском Соборе еп. Херсона Георгия ( επσκοπο Χερσο τ Δραντο — епископ Херсона Дорантского), в 692 г. приходы обл. Дори еще принадлежали Херсонской епархии. Однако в появившемся между 815 и 842 гг. Житии свт. Иоанна Готского говорится об участии в иконоборческом Соборе 754 г. не названного по имени епископа Готии, к-рый подписал решение об отмене иконопочитания и был возведен в сан митрополита Ираклии Фракийской.

http://pravenc.ru/text/543737.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мариуполь – духовный центр России Апостольская проповедь легла в основание Церкви Христовой в Северном Причерноморье 11.09.2023 403 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором 10 сентября 1943 года от немецко-фашистских оккупантов был освобождён Мариуполь. В мае 2022 года город был вторично освобождён от фашистских оккупантов. На этот раз украинских. Мы знаем, что Мариупольский порт крупнейший на Азовском море, заводы имени Ильича и Азовсталь в числе крупнейших в Европе металлургических предприятий. Но пока мы ещё не осознали, что русский Мариуполь является одним из духовных центров Православия, чьи истоки ведут к временам апостольским и через непрерывную традицию приводят к Донецко-Мариупольской епархии Русской Церкви. Это кажется невероятным, но это факт. Конечно, он требует дополнительных изысканий и доказательств. И они последуют. Апостольская проповедь легла в основание Церкви Христовой в Северном Причерноморье. В первые века Христианства здесь были образованы Херсонесская, Боспорская, Готская и Сугдейская епархии в Тавриде и Скифская на Дунае. Паству этих епархий в основном составляли православные греки, жители древнегреческих городов, (к тому времени Византийской провинции), а также наши предки славяне. С IV века в Тавриде началось строительство православных монастырей. Одним из первых был вырублен в скалах недалеко от Херсонеса Инкерманский Климентовский, где первоначально хранились мощи Климента. Пещерный монастырь в Качи-Кальоне был основан в VI веке, Успенский (пещерный) в урочище Мариам-Дерей в VIII, Балаклавский Георгиевский в IX веке. Не удивительно, что многие называют Крым – русским Афоном. Особое место в истории Православной Церкви в наших землях занимает Боспорская епархия. Пантикапей – один из древнейших городов мира, основанный в VII веке до Рождества Христова, в годы римского правления назывался Боспор. Он и стал ядром епархии, которая объединяла земли восточного Крыма и Тамани. В IX-XII веках эти земли входили в состав Древнерусского Тмутараканского княжества. Таким образом, город Керчь – Тмутаракань (Таматарха) – Боспор – Пантикапей является преемником античной цивилизации, Древнерусского Мира и раннехристианской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/11/ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Газадини (Гозадино) Иаков; 1716/1717, сел. Китнос, о-в Китнос - 16.02.1786, близ Мариуполя, ныне Донецкой обл., Украина), свт. (пам. 3 февр. и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря), митр. Готский и Кафский. Из греч. рода, переселившегося из Италии на Китнос в XII в. В 1613 г. предки И. построили в Китносе ц. св. Саввы. В детстве И. был отвезен к родственнику монаху на Афон, где в юношеские годы принял монашество. На Афоне И. получил образование, был рукоположен во диакона, иерея и хиротонисан во епископа. Затем был вызван в К-поль, где получил сан архиепископа и стал членом Патриаршего синклита. В 1771 г. К-польский патриарх Феодосий II назначил И. митрополитом Готской и Кафской (Готфейской и Кефайской) епархии в Крыму. 23 апр. 1771 г. прибыл в Балаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь , а 27 апр.- в Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в предместье Бахчисарая Мариамполе, где находился центр епархии. И. направил усилия на возрождение и сохранение греками национального самосознания и правосл. веры. В ходе русско-тур. войны рус. войска в 1771 г. захватили мн. города Крыма, в т. ч. Кафу (Феодосию), куда 15 авг. того же года по приглашению рус. военного начальства ездил И. Присутствие русских войск способствовало укреплению положения христиан на полуострове. И. решил воспользоваться ситуацией и 29 сент. написал в Святейший Синод прошение о принятии его епархии в юрисдикцию Русской Церкви. В нояб. обратился к имп. Екатерине II с просьбой принять крымских греков в подданство Российской империи. Не дождавшись ответа, 8 дек. 1772 г. снова направил Екатерине II письмо с аналогичной просьбой. Вскоре в условиях политической нестабильности Крымского ханства Екатерина II решила переселить крымских христиан в Россию с целью подорвать экономику ханства и поставить его в зависимость от России. Командующий русскими войсками в Крыму ген.-поручик А. А. Прозоровский 25 февр. 1778 г. получил указание приглашать христиан на поселение в Азовскую и Новороссийскую губернии, а губернаторы - принимать и расселять выходцев из Крыма. Особое место в организации переселения отводилось И., к-рый 23 апр. того же года во время пасхальной литургии в Успенской ц. Бахчисарайского мон-ря сообщил пастве о предложении российской стороны. Составил воззвание, в котором описывал тяжелое положение христиан в Крыму под татар. гнетом и свободу и безопасность, ожидавшие их в России. Среди христиан началась агитационная работа духовенства и близких к митрополиту людей, в частности вызванного им с Китноса племянника, впосл. капитана И. А. Гозадинова. В результате удалось склонить часть христиан к переселению.

http://pravenc.ru/text/293403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Существовала в 1929-1935 гг. с названием Мариупольская и Мелитопольская, в мае-сент. 1943 г. с названием Мариупольская и Приазовская. История Мариуполя (в 1948-1989 Жданов, Украина) началась в 1778 г., когда в устье р. Кальмиус в Приазовье был заложен уездный г. Павловск, который в 1779 г. был переименован в Мариуполь. Город был создан для размещения переселенных из Крыма греков. В 1780-1786 гг. Мариуполь являлся резиденцией митр. Готского и Кафского (Готфийского и Кефайского) св. Игнатия (Газадини (Гозадино)) , возглавившего переселение христиан из Крыма в Россию; в 1779 г. святитель перешел в юрисдикцию Русской Церкви из К-польского Патриархата. 21 мая 1779 г. имп. Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно к-рой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии; в грамоте закреплялись положения указа императрицы Синоду от 14 марта 1779 г. об особых правах митр. Игнатия как автономного архиерея с экстерриториальной юрисдикцией над греч. переселенцами Приазовья и Причерноморья, к-рому предписывалось «состоять по смерть беспосредственно под Синодом». В 1779 г. был учрежден Мариупольский греч. у. Азовской губ., преобразованный 22 янв. 1784 г. в Мариупольский греч. округ, был создан Мариупольский греч. суд - орган, выполнявший адм., полицейские и судебные функции. В апр. 1780 г. митр. Игнатий переселился из Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , где он жил в 1779-1780 гг., в устье Кальмиуса, где началось строительство Мариуполя. Первым храмом нового поселения стала каменная ц. во имя св. Марии Магдалины. В 1780-1782 гг. возводился главный храм Мариуполя - Харалампиевский собор, освященный митр. Игнатием 22 апр. 1782 г. (находился в черте Мариуполя, на территории совр. пос. Мирный). В нач. 80-х гг. XVIII в. в окрестностях Мариуполя по инициативе митр. Игнатия стал строиться муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, на к-рый собирались пожертвования во всех греч. поселениях края. После смерти свт. Игнатия в 1786 г. строительство обители прекратилось. Позже на месте мон-ря в здании «митрополитского (Игнатиевского) подворья» было размещено муж. Мариупольское ДУ с домовым храмом вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем новороссийском крае К оглавлению Древняя Скифия, простиравшаяся от Дуная или даже из-за Дуная от гор Балканских до Азовского моря и Дона чрез все пространство нынешнего Новороссийского края, состояла из двух частей — Малой Скифии, находившейся у самого устья Дуная по правую его сторону до Балкана, а по левую до Каркинитского залива и Тавроскифии, или нынешнего Крыма . В первой, т. е. Малой Скифии, была только одна епархия — Скифская, или Томитанская, а в Тавроскифии известно до пяти епархий, которые от запада к востоку по Черному морю лежали в следующем порядке: Херсонская, Готская, Сурожская, Фулльская и Боспорская. I. Епархия Скифская Резиденциею Скифской епархии был знаменитый торговый город Томи , находившийся по южную сторону Дуная неподалеку от его устья и, следовательно, за пределами нынешней России. Но нет основания утверждать, чтобы Скифская епархия не простиралась и за северный рукав Дуная в остальную половину древней Малой Скифии, всецело лежащую ныне в России, где жили в начале христианства те же самые геты, которые обитали и в Скифии греческой . Напротив, известно, что современный святому Иоанну Златоусту Скифский епископ Феотим, который сам был родом скиф, путешествовал и по сю сторону Дуная, конечно, по своим архипастырским обязанностям, не страшась самих гуннов, наводнивших пред тем эту страну и покоривших себе коренных ее обитателей, гетов . Известно также, что святой Златоуст, архиепископ Цареградский, узнавши, может быть, от епископа же Феотима о скифах, обитавших за Дунаем (par¦ тХп ”Istron, разумеется, по направлению от Царяграда), что они сильно жаждут спасения (значит, уже предварительно были знакомы с христианством), но не имеют людей, которые бы утоляли их жажду, послал к ним пастырей и учителей . Наконец, по свидетельству Константина Багрянородного, в этих именно южных странах наших, начиная от Дуная, занятых в его время (X в.) печенегами, посреди развалин городов еще находимы были некоторые останки христианских храмов и кресты, изваянные из камня .

http://sedmitza.ru/lib/text/435744/

Византийская иконописная традиция Византийская мозаика и фреска IV-VII веков Расцвет храмоздательства в IV-VII веках стал причиной мощного всплеска христианского изобразительного искусства. Стены величественных храмов, создававшихся по всей империи, украшались фресками и мозаиками. Кроме того, в храмах стали появляться отдельные иконы, написанные на доске. Иконографический канон сложился далеко не сразу. Об этом свидетельствует, в частности, послание святого Нила Подвижника, ученика Иоанна Златоуста , к Олимпиодору епарху (ок. 400). Последний намеревался в создаваемом им мученическом храме «поставить иконы и изобразить различные охотничьи и рыболовные сцены». Но святой Нил, назвав это «ребячеством», советовал «изобразить в алтаре на восточной стороне храма один только крест, ибо через один спасительный крест спасается род человеческий». Что же касается восточной и западной стен, то святой Нил дает такое указание: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу». Отсюда следует, что стены храмов украшались как декоративной живописью, не имевшей специально религиозного смысла, так и изображениями святого креста и сценами из Библии . Наиболее полное представление о христианском монументальном изобразительном искусстве V-VI веков дают мозаики Равенны. Этот город в силу своего уникального геополитического положения стал выдающимся центром христианского изобразительного искусства. С 402 по 476 год Равенна была столицей Западной империи, с 493 по 540 год она находилась в руках остготов, а в 540 году была захвачена византийцами. Помимо латинян, здесь проживали греки, сирийцы, армяне, представители других народностей. В строительстве и украшении равеннских храмов принимали участие византийские императоры, римские папы и готские вожди. Мозаики Равенны отличаются богатством колорита: в них преобладают яркие, сочные тона – зеленый, синий, голубой, золотой, коричневый, красный, белый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010