Русская церковь в XIX веке Последовательное изложение событий русской церковной жизни XIX века, за исключением только последнего десятилетия, можно найти в «Учебном Руководстве» профессора Казанской духовной академии Знаменского 178 , а подробный систематический указатель – в «Руководстве» приват-доцента московского университета Доброклонского 179 и, отчасти, в «Летописи» епископа Арсения 180 . Автор исторических набросков, предлагаемых благосклонному вниманию читателей, имел в виду на пространстве отведённых в его распоряжение страниц возобновить в памяти читателей лишь важнейшие события русской церковной истории XIX века и, главным образом, те общие настроения, которые последовательно сменялись в нашей церковной жизни в течение недавно минувшего века и давали определённую историческую окраску той или иной эпохе. Внутренняя жизнь Церкви на всём протяжении её истории и, без сомнения, остаётся в существе своём неизменной, основанная на Вере, Уповании и Любви; но внешние проявления этой жизни бывают в истории неодинаковы: при обстоятельствах благоприятных она проявляется преподобными подвижниками, при неблагоприятных – исповедниками и мучениками. В зависимости от тех или иных внешних условий и влияний выдвигается на арену истории то та, то другая сторона внешней церковной жизни, но внутренняя её сущность остаётся неизменной. В России, где государство искони является не врагом, а покровителем Церкви, и где вера православная признается государственной религией, Церковь не может жить уединённо и обособленно от государства; напротив, живёт неразрывно с ним, разделяя и его печали, и его радости, своим благотворным влиянием оказывая ему помощь и содействие в его великих и многосторонних целях и задачах и сама получая от него пособие для своих целей: счастливый союз на общую пользу без взаимного подчинения в принципе. Вот почему русская церковная история не отделима от русской государственной истории и вот почему события, волновавшие государство, волновали и Церковь , и наоборот, и те стороны жизни, которые выдвигались в данное время в силу исторических условий в государственной жизни, выдвигались и в церковной, и опять-таки наоборот. Все события русской церковной жизни, таким образом, рисуются на фоне русской гражданской истории, которая, главными образом, и сообщает первой тот или иной колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию алфавитных томов, изданных в 2011 году 11 ноября 2011 г. 22:22 11 ноября 2011 г. в  кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  состоялось очередное, 24-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание Советов возглавили председатель Наблюдательного совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общественного совета спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  Б.В. Грызлов  и председатель Попечительского совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В заседании участвовали:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии   митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Учебного комитета  при Священном Синоде Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений ; руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк ; председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор  Киевских духовных школ   архиепископ Бориспольский Антоний ; ректор  Санкт-Петербургских духовных школ   епископ Гатчинский Амвросий ; руководитель  Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . В числе присутствовавших были также академик, член Президиума Российской академии наук Е.М. Примаков, председатель Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов , директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян, специальный представитель Главы Российского государства по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти ОАО «Газпром» Е.Г. Катаева и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/1672243.ht...

Скачать epub pdf Государственная религия и почему она вам не угрожает Говоря о «частном деле» люди могут иметь в виду, что человек не должен сталкиваться с принуждением и давлением в отношении своего мировоззренческого выбора. Его религия (или атеизм) должна оставаться вопросом его личного разума и совести. Этот принцип выступает против, в частности, такого хорошо известного явления, как государственная религия. В Саудовской Аравии, например, строго запрещено исповедание любой религии, кроме ислама . Для европейских стран XIX века обычным явлением были государственные Церкви – и, чтобы не быть пораженным в правах, вам надо было по меньшей мере изображать из себя приверженца национальной религии. А вот быть представителем религиозного меньшинства – католиком в Англии или штундистом в России – значило навлекать на себя различные неприятности. Когда люди находят такое положение дел неправильным, с ними можно согласиться. Это было плохо для диссидентов (это слово появилось в Британии и первоначально обозначало верующих, не желавших присоединяться к государственной англиканской церкви), и плохо для самих государственных Церквей. Государственное давление наполняло церкви людьми, не имевшими, собственно, духовных интересов, а искавшими социальной респектабельности или благополучной карьеры. Если человек, скажем, не мог занимать государственную должность без свидетельства о говении («Великим Постом на Исповеди был и Святых Христовых тайн причащался»), само участие в Таинствах превращались из проявления благоговейной веры в неприятную и бессмысленную обязанность, которую человек оставлял при первой возможности. Что и произошло с большинством «говевших», когда после февральского переворота 1917 года обязательное Причастие было отменено. Опыт государственных церквей в наши дни (а они продолжают существовать, например в Англии и в скандинавских странах, а в Германии государство продолжает собирать налоги в пользу церквей) тоже поучителен. С одной стороны, он рассеивает опасения антиклерикалов, что, мол, государственная церковь порождает суровую религиозную диктатуру и притеснения иноверцев и неверующих. Ничего подобного, скажем, в Британии не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

сост. Ю.П. Зуев Список источников и использованной литературы I. Собрания документов Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. – 190 с. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI вв. Т. 2. М., 1958. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI в.: в 3 т./отв. ред. Л.В. Черепнин. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958–1964. Архивы Кремля: в 2 кн./подг. Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. Новосибирск: Науч.-изд. центр «Сиб. Хронограф»; М.: РОССПЭН, 1997. [Кн. 1]: Политбюро и Церковь , 1922–1925 гг.; 1997. – 597 с. [Кн. 2]: Политбюро и Церковь, 1922–1925 гг.; 1998. – 647 с. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства: Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т.д. с разъяснениями V отдела НКЮста РСФСР/под ред. П.А. Красикова. 2-е. изд. М.: Юридическое издательство НКЮста РСФСР, 1924. – 404 с. Государственная Дума. Созыв I. Сессия 1. Полный стенографический отчет. Т. I–II. СПб., 1906. Государственная Дума: Созыв второй. Сессия 1: Стенографические отчеты. СПб., 1907. Государственная Дума: Четвертый созыв. Сессия 4: Стенографические отчеты. СПб., 1916. Декреты Советской власти/ред. комисс. Г.Д. Обичкин и др. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. – 626 с. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Комментарии/авт. коммент. Ю.Г. Алексеев и др.; под ред. Н.Е. Носова, В.М. Панеяха. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1987. – 260 с. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты/под. ред. Н.Е. Носова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е. 1986. – 264 с. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1969. – 304 с. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповеданиях и религиозных объединениях/сост. А.И. Кудрявцев, А.О. Протопопов. М.: Изд-во «Феникс», 1994. – 110 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труды Патриарха Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе. 21 июня, 2013 Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе. Книга «Преодоление смуты» и первые два тома «Собрания трудов Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» были представлены 20 июня в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций. Именно об этих книгах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  шла речь на круглом столе, посвященном значению трудов в деле консолидации российского общества. Читать между строк Председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов  отметил, что «религиозный фактор приобретает некую политизацию»: «Церковь – некий флагман, поэтому он подвергается нападкам отдельных граждан и структур. Те труды, которые вы видите – труды святейшего Кирилла, который как лидер флагмана этой религиозной махины неравнодушно смотрит на все то, что происходит в душе каждого из нас. Кроме тех строк, что здесь изложены, можно прочитать еще то, что изложено между строк. Это та боль, которая порою посещает сердце Святейшего Патриарха». Книги вышли в свет в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Главный редактор Издательства протоиерей Владимир Силовьев отметил на презентации: «Важно представить первые тома трудов Святейшего Патриарха, которые являются  не просто сборниками, но настоящими трудами, настоящими путеводителями общества. Через это собрание трудов мы все больше и больше узнаем и о Русской Православной Церкви и о своем отношении к ней». Нам не нужно бояться жить по вере Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что в представленных текстах можно найти суждения по самым разным вопросам современного мира: «Для христианина естественно не разделять веру и жизнь.

http://pravmir.ru/trudy-patriarxa/

Церковно-государственные отношения в 20-30-е годы правильнее обозначить как отношение новой государственной власти, представляющей новое социально-политическое устройство на территории бывшей Российской империи, к Русской Право славной Церкви и религии как таковой. Декрет советской власти от 23 января 1918 г. " Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви " лишь на бумаге отделял Церковь от государственной власти, на деле она как духовный противник коммунистической идеологии была лишена гарантий правовой защищенности. Достаточно вспомнить о кощунственной акции вскрытия святых мощей в 1919 г., о кампании 1921 г. по изъятию церковных ценностей, о вмешательстве государства во внутрицерковные канонические вопросы (требование ОГПУ в августе 1930 г. к митрополиту Петру отказаться от патриаршего местоблюстительства) Но даже формальное отделение Церкви от государства было перечеркнуто Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. " О религиозных объединениях " . Церковь как единый организм, а в правовом отношении как юридическое лицо для советского государства не существо вала; существовали " общины верующих " , отношения с которыми определяла власть на местах, а политику - Отдел по делам религий при Совнаркоме. Атеизм был возведен в ранг государственной политики. Задача советского государства - планомерное уничтожение " религиозных предрассудков " - завершается ликвидацией в 1935 г. Отдела по делам религий при Совнаркоме после тотального разгрома Церкви в период с 1929 по 1934 гг. Хаос революции и гражданской войны, гонения на Русскую Православную Церковь (по масштабу превзошедшие трехвековое гонение в Римской империи) усугублялись церковными разделениями. Главной причиной их в 20-е годы было отношение к безбожной власти, к историческому катаклизму, который раз рушил традиционные политические, социально-экономические, правовые, религиозно-нравственные устои общественного бытия. До 1921 г. церковными разделениями были самопровозглашенные в нарушение церковного канона автокефалии. Так в 1917 г. образовалась Грузинская автокефалия, в 1918 г. - Украинская, в 1920 г. - Белорусская. Мотивом их образования было установление независимости от централизованного управления в пределах революционной России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/430/...

Церковь и государство Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Христианское учение о государстве По учению Священного Писания государство - богоустановленный институт. Первоначальной ячейкой человеческого общества является семья; в результате сложного исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государств. По словам епископа Никодима (Милаша), «для направления человеческих законов... к цели, предначертанной Промыслом Божиим, Бог даровал, как и первому главе семьи, государственной власти силу, чтобы она рукою, вооруженною мечом правды и справедливости, вела людей во имя Его благим путем.» Ветхий Завет знает три высших служения: первосвященническое, пророческое и царское. Освящая царское служение в лице первого Царя Израильского Саула, Господь благословил всякую государственную власть, независимо от формы правления. Благословение дано было Саулу под условием исполнения воли Божией. Когда же Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его (I Царств. 16:1), велев Самуилу помазать на царство другого избранника Своего - Давида, сына простолюдина Иессея; от царя Давида по плоти произошел Спаситель. Господь Иисус Христос, владычествуя землей и небом, в Своей земной жизни подчинил Себя земному порядку вещей, повиновался Он и носителям государственной власти. Распинателю своему Пилату, римскому прокуратору в Иерусалиме, Господь сказал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11), словами этими обозначив Небесный источник всякой земной власти. В ответ на искусительный вопрос фарисея о позволительности давать подать кесарю, Спаситель сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Развивая учение Христа о правильном отношении к государственной власти, апостол Павел писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

http://sedmitza.ru/lib/text/432479/

Шкаровский М. В. Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) В конце 1938 г. период открытого, активного наступления на Церковь подходил к своему завершению; появились первые симптомы намечавшегося изменения прежней линии. Неудача планов искоренения религии была очевидна. После отстранения от руководства НКВД Н. И. Ежова в рамках общего пересмотра многих следственных дел были освобождены и сотни священнослужителей, в том числе несколько архиереев: архиепископ Иоанн (Соколов) , епископ Иосиф (Чернов) и др. В закрытых циркулярах различных административных органов стали появляться указания проявлять сдержанность в ликвидации храмов. Отчасти это было связано с постепенным общим изменением курса советского правительства с интернационально-коммунистического на национально-патриотический. Подобные перемены начались вскоре после прихода к власти в Германии фашистов, но в конце 1930-х гг. они значительно усилились. Так, в 1937 г. ведущий советский исторический журнал «Историк-марксист» опубликовал статью о значении Крещения Руси. Автор ее, известный историк С. В. Бахрушин, давал положительную оценку этому событию, открывшему для России современный ей мир европейской культуры через посредничество развитого государства, центра науки и культуры того времени, каким была Византия 237 . Даже журнал «Безбожник» в свете исполнения 950-летия одного из известнейших событий в истории России был вынужден пойти тем же путем и в номере 5 за 1938 г. выступил со статьей Грекулова «Крещение Руси». С этих пор подобное отношение к христианизации Русского государства стало официальной советской доктриной. В 1938 г. был поставлен знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», прославлявший святого князя, мощи которого в мае 1922 г. оказались вскрыты, а через 4 месяца изъяты из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и переданы в антирелигиозный музей 238 и т. д. Но вплоть до осени 1939 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шкаровский М. В. Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг На 1945–1946 гг. пришелся пик в улучшении церковно-государственных отношений. И это объяснялось, как уже отмечалось, острой заинтересованностью советского руководства в международной деятельности Московской Патриархии. В первые послевоенные годы государство сделало целый ряд значительных уступок, нарушающих закон 1929 г. Правда, и в данный период его религиозной политике явно недоставало последовательности. Изменения охватили не все существовавшие в СССР вероисповедания, по-разному проявлялись в союзных республиках (в Прибалтике, Средней Азии отношение к Русской Церкви было гораздо более негативным). Московская же Патриархия с окончанием войны всячески пыталась упрочить свое положение, используя расширившиеся возможности. Многие иерархи правильно оценивали ситуацию, сознавая, что несмотря на все заверения властей, относительно благоприятные для них условия, вероятно, продлятся недолго. 10 апреля 1945 г. состоялась вторая и последняя встреча И. Сталина с руководством Русской Церкви – Патриархом Алексием, митр. Николаем (Ярушевичем) , протопресвитером Н. Колчицким. В ходе ее обсуждались прежде всего задачи Патриархии в области международных отношений. В свою очередь, председатель СНК обещал поддержку планам церковного руководства. Именно эта встреча предопределила характер государственной религиозной политики в ближайшие два года. На ней шла речь даже о сооружении в Москве специального православного центра с дворцом, типографией, духовными учебными заведениями, свечным заводом и т. п. 908 Правда, не все из данных обещаний были выполнены. И. Сталину пришлось учесть настроение большей части партийного и государственного аппарата, считавшей некоторые уступки чрезмерными. 22 мая 1945 г. Г. Карпов писал В. Молотову, предлагая поддержать просьбу Патриархии о выделении земельного участка в Москве для строительства здания (с резиденцией первосвятителя, духовными учебными заведениями, мастерскими), утверждении его проекта и т. д. Уже был составлен текст постановления Совнаркома, но его так и не приняли 909 . Ненамного дальше продвинулось решение вопроса о создании церковной типографии. Еще 17 марта 1945 г. И. Сталин лично утвердил соответствующие предложения Совета по делам РПЦ, в мае даже вышло специальное распоряжение Совнаркома. Патриархия смогла приобрести полиграфическое оборудование, шрифты на четырех языках и с осени планировала начать выпуск Священного Писания , богословских трудов, церковных календарей 910 . Однако здание для типографии выделено не было и оборудование много лет без употребления лежало на территории Новодевичьего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь» (гражданский), 1998 г. Скачать epub pdf I. Общие положения 1 . Русская Православная Церковь (другое официальное наименование Русской Православной Церкви – Московский Патриархат) – самоуправляемая (автокефальная) централизованная православная религиозная организация, объединяющая религиозные организации Русской Православной Церкви, в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества, признаваемая другими Автокефальными Православными Церквами. 2 . Русская Православная Церковь является юридическим лицом и обладает правами и обязанностями в соответствии с законодательством Российской Федерации, с соблюдением канонических правил и внутренних установлений Русской Православной Церкви. На территории других государств Русская Православная Церковь действует в соответствии с законодательством этих государств. 3 . Свое управление и регулирование внутрицерковной деятельности Русская Православная Церковь осуществляет на основе Канонического Устава об управлении Русской Православной Церкви. 4 . Русская Православная Церковь имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. 5 . Русская Православная Церковь может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 6 . При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Русская Православная Церковь в месячный срок уведомляет об этом регистрирующий орган. Русская Православная Церковь ежегодно информирует государственный орган, зарегистрировавший Русскую Православную Церковь , о продолжении ею своей деятельности. 7 . Русская Православная Церковь не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010