Кто и зачем отделил церковь от государства РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70490.html 24 ноября 2009 Михаил Тарусин Кто и зачем отделил церковь от государства В статье 14 Конституции РФ в п.1 написано, что " Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной " . Пункт 2 там же добавляет: " Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом " . Вроде бы интуитивно понятно, но всё же хотелось бы большей ясности. Начнём с определения " светский " . В словаре Ушакова слово определяется в двух значениях: как " хорошо воспитанный " и как " не церковный " . Вероятно, нам нужно второе определение. Большой юридический словарь (БЮС) определяет " светское государство " как " означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности " . Со своей стороны, энциклопедический словарь " Конституционное право России " определяет светское государство как: " государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным " . Одновременно Закон РФ " О свободе совести " от 19.09.1997 в преамбуле признаёт " особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры " . На наш взгляд, здесь много неясного. Конституция отрицает религию в качестве государственной или обязательной, но ничего не говорит о предпочтительности одной религии в сравнении с остальными. Конституционное право вроде бы добавляет отрицание предпочтительности какой-либо религии. Закон " О свободе слова " говорит об особой роли православия, утверждая при этом, что Россия именно благодаря православию обрела духовность (!). Налицо явное предпочтение православия, отрицаемое конституционным правом, но не отрицаемое напрямую Конституцией. Парадокс. Ко всему прочему БЮС трактует светское государство, как означающее одновременно и отделение церкви от государства и разграничение сфер их деятельности. Согласитесь, разграничение сфер возможно только при совместной деятельности, когда стороны объединены общей целью. Отделение же вообще не предполагает ничего совместного – развод и девичья фамилия.

http://religare.ru/2_70490_1_21.html

Лауреатами Патриаршей литературной премии 2014 года стали протоиерей Николай Агафонов, Валерий Ганичев и Валентин Курбатов 22 мая 2014 г. 21:17 22 мая 2014 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В числе представителей Русской Православной Церкви на церемонии присутствовали: председатель  Издательского Совета   митрополит Калужский и Боровский Климент ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ; председатель  Синодального отдела по тюремному служению   епископ Красногорский Иринарх ;  епископ Витебский и Оршанский Димитрий ;  епископ Рыбинский и Угличский Вениамин ; председатель Издательского совета  Белорусского экзархата   епископ Борисовский Вениамин ; председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин ; председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда ; главный редактор  Издательства Московской Патриархии   протоиерей Владимир Силовьев . Также мероприятие посетили: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ  А.П. Торшин ; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; председатель Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы ФС РФ  С.А. Попов ; президент  Международного общественного фонда единства православных народов  В.А. Алексеев; члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, ведущие российские литературоведы, представители общественных организаций, деятели культуры. В музыкальном сопровождении церемонии участвовали хор  Московской духовной академии  под управлением игумена Никифора (Кирзина) и брасс-ансамбль Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. На телеканале «Союз» велась прямая трансляция церемонии.  Ведущая торжественного вечера Екатерина Григорова сообщила, что на соискание Патриаршей премии были выдвинуты 34 кандидата. В марте этого года Совет экспертов Патриаршей премии провел работу по изучению всех выдвинутых кандидатов. Результаты работы Совета экспертов были рассмотрены 28 марта на  заседании  Палаты попечителей под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Тогда был сформирован «короткий список» номинантов из девяти писателей.

http://patriarchia.ru/db/text/3654524.ht...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf Глава I. Русская Православная Церковь в планах нацистов на территории III Рейха и Балкан 1. Антихристианская сущность нацистского режима А. Планирование создания новой религии около 1939 – 1 ноября 1941 г. С самого момента своего возникновения национал-социализм не был чисто политическим движением. Значительная часть его создателей и руководителей воспринимала нацизм как новое мировоззрение и, в конечном итоге, как основу для новой веры, которая расчистит себе путь пропагандой и насилием и придет на смену всем религиям мира. До реальной разработки планов создания государственной религии III рейха дело дошло в конце 1930-х гг. Авторы посвященных этой теме работ обычно пишут о будто бы разработанных главным идеологом НСДАП А. Розенбергом параграфах устава нацистской Церкви с заменой Библии книгой Гитлера «Моя борьба» и т.п. 30 Подобные утверждения восходят к документу, якобы добытому американской разведкой, о котором говорилось в речи президента США Ф. Рузвельта от 28 октября 1941 г. Правительство Германии ответило публикацией официальной ноты, опровергавшей утверждения президента. Подлинность зачитанных Рузвельтом материалов действительно вызывает большие сомнения и, скорее всего, не выдерживает критики. Примерно в то же время ведомство Розенберга разработало совершенно другой план. Он был найден составителем сборника в хранящемся в архиве делопроизводстве данного ведомства, и в свете других соответствующих документов именно этот план представляется подлинным. Вскоре после разработки он действительно стал выполняться на практике. 1 31 . Из разработанного ведомством рейхслейтера Розенберга «Плана национал-социалистической религиозной политики» Берлин, около 1939 г. [...] В. Цель борьбы Цель борьбы между национал-социализмом и церковью заключается в создании государственной религии, какой ее знали в Древней Греции: соединение музыкально-спортивных мероприятий, с одной стороны, и государственных праздников, с другой, – в форме торжественных представлений, соревнований и государственных актов. Наряду с государственной религией существует религиозная свобода в частной жизни. С. Средства борьбы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митрополит Ювеналий с сестрами обители после монашеского пострига ЖМП 4 апрель 2011 /  28 марта 2011 г. Церковь и культурное наследие. В Новодевичьем монастыре открыт церковный музей Ансамбль Новодевичьего монастыря является одной из архитектурных жемчужин Москвы. Долгие годы он был незримо разделен на две части — женский монастырь и филиал Государственного исторического музея. О том, как монастырский комплекс полностью перешел в ведение Русской Православной Церкви и чем занимается новый Церковный музей, ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину рассказывает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.   — Ваше Высокопреосвященство, как в последние годы складывались отношения московского епархиального управления и монастыря с  филиалом Государственного исторического музея, располагавшимся на территории обители?  — Наши отношения всегда развивались в форме взаимоуважительного сотрудничества. Я неоднократно подчеркивал, сколь высоко ценю труд музейных работников и реставраторов, которые посвятили свои жизни сохранению того, что осталось от церковного достояния после его разорения в ХХ веке. — На основании каких законодательных актов шел процесс передачи имущества Государственного исторического музея монастырю? Какие договоры были заключены между музеем и Русской Православной Церковью? — Вопросы передачи имущества религиозного назначения до принятия в конце прошлого года Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» регулировались прежде всего постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 г. «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Базовым актом, на основании которого религиозная организация могла стать пользователем федерального имущества, являлся Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Порядок использования религиозными организациями памятников культуры определяется Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

http://e-vestnik.ru/church/tserkov_i_kul...

Музейщики против Церкви: преодоление конфликта РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_78434.html 24 августа 2010 Виктор Малухин Музейщики против Церкви: преодоление конфликта Источник:  Newsinfo.ru В российских средствах массовой информации появилась информация о том, что в пространстве под собором в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в московском ставропигиальном (то есть находящемся в прямом ведении Патриарха) Зачатьевском монастыре, будет размещён постоянно действующий археологический музей. Новопостроенный монастырский собор станет уже четвертым по счету на этом месте с XIV века. Будущие посетители соборной крипты, отданной под церковно-археологическую экспозицию, смогут увидеть более тысячи исторических артефактов, относящихся к минувшим столетиям и обнаруженных в ходе раскопок внутри и вокруг древних храмовых фундаментов. Этому сообщению было суждено стать не только завершающим миротворческим аккордом в достаточно острой общественной дискуссии о судьбе православных ценностей, ныне возвращаемых Церкви государством, но и красноречивым жестом, демонстрирующим добрую волю Московского Патриархата в его конфликте с радикальной частью музейного сообщества. Напомним, что 16 июня сего года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу пакет законопроектов, которые должны быть рассмотрены в первом чтении на осенней сессии российского парламента, – " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " и " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Этими документами устанавливается порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозныхорганизаций из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

http://religare.ru/2_78434_1_21.html

На книжной выставке «Радость Слова» в Ессентуках обсудили вопросы взаимодействия государственных и церковных библиотек 10 сентября 2015 г. 10:38 В рамках книжной выставки-форума «Радость Слова» и православной выставки-ярмарки «Благословенный Кавказ», которые проходят в Ессентуках по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялся круглый стол, организованный Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Пятигорской и Черкесской епархией . В мероприятии приняли участие писатель, лауреат Патриаршей литературной премии им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия протоиерей Николай Агафонов, руководитель ассоциации издательств и книготорговых организаций «Православная книга» А.С. Головин, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской епархии протоиерей Константин Фаустов, духовенство, специалисты централизованной библиотечной системы, сотрудники православных библиотек, а также преподаватели Основ православной культуры. Ведущим круглого стола выступил помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Протоиерей Николай Агафонов открыл дискуссию рассуждением о значении православной культуры для современного общества. Священник поделился опытом проведения творческих встреч для различных категорий слушателей, в том числе для детей и молодежи. Он рассказал о том, как удается увлечь даже мало заинтересованных участников встреч рассказом об увлекательной книге, талантливом произведении. Также в своем выступлении отец Николай поделился своими мыслями о преподавании основ православной культуры. «Важно передать многообразие форм, которые заключает в себе православная культура, — отметил священник, — архитектура, живопись, поэзия, книжность, церковная музыка и ораторское искусство — все это составляющие великой православной культуры, которые решающим образом повлияли на формирование русской культурной традиции». Иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал участникам круглого стола об основных направлениях взаимодействия государственных и церковных библиотек, которое активно развивается в различных епархиях, а также на общецерковном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4214758.ht...

О единстве Православия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Редакция поздравляет Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, Председателя Макарьевского фонда, Председателя Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви c 20-летием возглавления им Воронежской и Липецкой епархии Церковно-государственные отношения в 20–30-е годы правильнее обозначить как отношение новой государственной власти, представляющей новое социально-политическое устройство на территории бывшей Российской империи, к Русской Православной Церкви и религии как таковой. Декрет советской власти от 23 января 1918 г. “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви” лишь на бумаге отделял Церковь от государственной власти, на деле она как духовный противник коммунистической идеологии была лишена гарантий правовой защищенности. Достаточно вспомнить о кощунственной акции вскрытия святых мощей в 1919 г., о кампании 1921 г. по изъятию церковных ценностей, о вмешательстве государства во внутрицерковные канонические вопросы (требование ОГПУ в августе 1930 г. к митрополиту Петру отказаться от патриаршего местоблюстительства) 1 . Но даже формальное отделение Церкви от государства было перечеркнуто Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. “О религиозных объединениях”. Церковь как единый организм, а в правовом отношении как юридическое лицо для советского государства не существовала; существовали “общины верующих”, отношения с которыми определяла власть на местах, а политику — Отдел по делам религий при Совнаркоме. Атеизм был возведен в ранг государственной политики. Задача советского государства — планомерное уничтожение Урели­гиоз­ных предрассудков” — завершается ликвидацией в 1935 г. Отдела по делам религий при Совнаркоме после тотального разгрома Церкви в период с 1929 по 1934 гг. Хаос революции и гражданской войны, гонения на Русскую Православную Церковь (по масштабу превзошедшие трехвековое гонение в Римской империи) усугублялись церковными разделениями. Главной причиной их в 20-е годы было отношение к безбожной власти, к историческому катаклизму, который разрушил традиционные политические, социально-экономические, правовые, религиозно-нравственные устои общественного бытия. До 1921 г. церковными разделениями были самопровозглашенные в нарушение церковного канона автокефалии. Так в 1917 г. образовалась Грузинская автокефалия, в 1918 г. — Украинская, в 1920 г. — Белорусская. Мотивом их образования было установление независимости от централизованного управления в пределах революционной России.

http://pravmir.ru/o-edinstve-pravoslaviy...

Образ Церкви в светской печати Интерес светской прессы к Русской Православной Церкви вполне понятен — доверие к ней российских граждан остается в последнее десятилетие на весьма высоком уровне, намного обгоняя все государственные и общественные институты 5 сентября, 2007 Интерес светской прессы к Русской Православной Церкви вполне понятен — доверие к ней российских граждан остается в последнее десятилетие на весьма высоком уровне, намного обгоняя все государственные и общественные институты 2001 г. О. Владимир (Вигилянский) — священник храма святой Мученицы Татианы при Московском университете, преподаватель Православного университета им. ап. Иоанна Богослова. Интерес светской прессы к Русской Православной Церкви вполне понятен — доверие к ней российских граждан остается в последнее десятилетие на весьма высоком уровне, намного обгоняя все государственные и общественные институты (армию, суд, правительство, Президента, Думу, политические партии, СМИ). Рейтинг Святейшего Патриарха Алексия II среди 100 ведущих российских политиков за этот же период сохраняет свою позицию от 10 до 15 места, а среди тех, кто «положительно влияет» на политику России, его место неизменно в первой десятке1. Количество российских граждан, причисляющих себя к православию, с каждым годом увеличивается, тогда как количество атеистов сокращается. На вопрос «Кем Вы себя считаете?» в 1998 году ответили: «христианином вообще» — 34,7%, «православным» — 49,7%, «протестантом» — 1,1%, «атеистом» — 0,3%, остальные — принадлежат к другим верованиям или же не определили своего отношения к религии2. В течение последнего десятилетия количество приходов на территории России увеличивалось каждый год на тысячу, на ту же самую цифру увеличивается количество священнослужителей. Все это свидетельствует о том, что в истории Церкви переживаемое нами десятилетие останется как период уникального церковного подъема, небывалого духовного возрождения, восстановления многих насильственно прерванных отечественных просветительских и миссионерских традиций, возобновления широчайшего по масштабам деятельности духовного и социального служения Церкви.

http://pravmir.ru/obraz-cerkvi-v-svetsko...

«Объекты религиозного назначения должны принадлежать религиозным организациями» — Владимир Путин 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации 7 января, 2010 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации Патриархия.ru 5 января 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным. В мероприятии также приняли участие министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев и руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ю.А. Петров. Стенограмма начала встречи подготовлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации. В.В. Путин: Ваше Святейшество, мы встречаемся для обсуждения рабочих вопросов и по большей части, конечно, мирских. Но встреча наша проходит в преддверии очень светлого религиозного праздника — Рождества Христова. И позвольте мне в начале нашей беседы поздравить Вас с этим светлым праздником, пожелать Вам доброго здоровья и успехов в Вашем подвижническом служении. Церковь очень много делает для воспитания наших граждан в духе патриотизма, любви к Отечеству, прививает всем нам любовь к нашим духовным ценностям, нашей истории.

http://pravmir.ru/obekty-religioznogo-na...

ПЕТР ВЕЛИКИЙ. VI   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   VI. Внутренние события после Ништадтского мира После Ништадтского мира Петр последние годы своего царствования занимался с прежней энергией делами внутреннего устроения. 5-го февраля 1722 года был издан новый закон о престолонаследии, который, можно сказать, уничтожал в этом вопросе всякое значение родового права. Всякий царствующий государь, сообразно этому закону, мог, по своему произволу, назначить себе преемника. " Кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменить " . Почти одновременно (24-го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии.

http://sedmitza.ru/text/443451.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010