Задача воспитания подрастающего поколения в духе заповедей Божиих всегда находилась в центре внимания и попечения Русской Православной Церкви. В последние годы наметились определенные сдвиги и в церковно-государственных отношениях в области образования – тем более востребованы сегодня труды православных педагогов, законоучителей, катехизаторов, миссионеров: «Пусть слово ваше будет с благодатию, дабы вы знали, как отвечать каждому» (1 Пет. 3, 80). Сегодня много сделано в просветительской и образовательной деятельности Екатеринбургской епархии, православном просвещении детей в государственных учреждениях образования. И один из шагов – издание учебника «Нравственные основы семейной жизни. Культура семьи» для 10 класса общеобразовательной школы. Презентацию пособия провела на секции Учебного отдела Екатеринбургской епархии «Основы православной культуры» в свете государственных стандартов образования нового поколения» кандидат психологических наук насельница Среднеуральского женского монастыря в честь Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» монахиня Нина (Крыгина). – Предмет «Нравственные основы семейной жизни» имеет свою специфику преподавания в школе: он предполагает особую доверительность. Я вспоминаю фразу одного ученого, который сказал: проблема нашей школы в том, что мы мудрость заменили знаниями, а знания – информацией. Вместо мудрости той культуры, в которой мы живем, очень часто школьникам просто транслируют информацию, а сердце на это не отзывается. Так вот, в отношении этого предмета мы поставили задачу, чтобы это не была трансляция информации, а сформировать у детей традиционные для нашей культуры семейные ценности. А если мы работаем с ценностями, это означает: мы должны сработать так, чтобы у наших учеников отозвалось сердце – ценности это то, что человеку ценно, на что он ориентируется. Чтобы понять, что ценно для ребенка, с которым мы начинаем работать, мы должны узнать его истинную точку зрения по всем вопросам, о которых мы будем говорить. Я 18 лет читала курс «Психология семейной жизни» и в школе, и в вузе, и сталкивалась с такой проблемой: когда начинаешь работать, нельзя говорить с молодыми людьми с позиции своего жизненного опыта, возраста и профессиональной подготовки. Если говорить именно с этих позиций: «как я понимаю, как правильно, как я считаю» – разговор пойдет «поверх голов» детей. Они будут сидеть в классе и думать о своем, а учитель будет говорить о своем.

http://pravoslavie.ru/37858.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Державное призвание русской литературы 01.12.2023 190 Время на чтение 10 минут Источник: «Два века русской классики» Гойкович Р. Державное призвание русской литературы//Два века русской классики. 2023. Т. 5, 4. С. 6–15. Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Хорошим введением к теме призвания русской литературы служит цитата Ивана Ильина, русского православного мыслителя ХХ в.: «Русская литература создавалась людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия...» [Ильин 2: 64]. Если принять во внимание, что культурное становление Руси как цивилизации и великий расцвет ее государственности с последующим возведением в статус империи начинается с крещения князя Владимира, то мы можем смело развить мысль Ильина применительно уже к русской государственности. В таком случае вместо писателей следует назвать великих русских князей и императоров, проникнутых Православием. Тогда цитата Ильина могла бы выглядеть примерно так: «Русская государственность создана людьми, проникнутыми духом Православия... И если мы переместимся в уме от равноапостольного, благочестивого великого князя Владимира к Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, Андрею Боголюбскому, Александру Невскому, Даниилу Московскому, Дмитрию Донскому и святому царю-мученику Николаю II — мы увидим гениальный расцвет русской государственности из корней Православия». Что касается самой литературы, то православный корень гораздо старше Пушкина и перечисленных великих русских писателей, ибо Православие издревле было главной темой русской литературы. Даже в сохранившихся произведениях языческого периода, написанных до крещения Руси, христианская нравственность существовала в русских народных обрядах, обрядовых песнях и сказках. Христианство добавило героев и сюжеты, в которых мы видим борьбу с греховностью падшего человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/derzha...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Мороз: «Государственное финансирование приведет к деградации Церкви» Священник высказался против материального обеспечения священнослужителей государством 30.09.2010 467 Время на чтение 3 минуты «Священники находятся на государственном обеспечении в Греции, отчасти это происходит в Германии. Но в России, на мой взгляд, это было бы крайне неправильным решением вопроса. Сегодня наше государство выражает волю хищнических кланов, которые стремятся поставить себе на службу все сферы общества. И тем, кому это государство платит, оно склонно диктовать свою волю и идеологическую линию», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный священник, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз , комментируя высказывания ряда иерархов Русской Православной Церкви о желательности материального обеспечения священнослужителей государством. 21 сентября архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в интервью, опубликованном на сайте Тверской епархии , сказал: «…Невозможно послать священника на приход, который не в состоянии содержать своего пастыря. А Тверская епархия недостаточно состоятельная, чтобы брать этот вопрос на себя. До 17-го года эта проблема легко решалась – было государственное обеспечение священника. По моему личному мнению, было бы целесообразно возродить подобный опыт». Поддержал иерарха архиепископ Тульчинский Ионафан (Елецких). Как передает пресс-служба Тульчинской епархии УПЦ МП , владыка Ионафан полагает, что и на Украине наступила пора, когда государство могло бы выплачивать служителям зарплату по примеру демократических Италии или Германии. «Это повысило бы и престиж «профессии» священника и увеличило бы приток кандидатов во священство, что, в свою очередь, позволило руководству епархий сделать среди них отбор. Сейчас желающих учиться в семинариях не так уж и много, хотя потребность в образованных священниках имеется большая. В епархиях, особенно маломощных финансово, часто приходится довольствоваться тем, что есть: направлять на приходы мало-мальски сведущих в церковной грамоте мирян», - считает архиепископ Ионафан.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/30/ier...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Коллективное письмо – это почти всегда политика» Подписанты «письма священников» сначала должны были согласовать свою политическую акцию, как минимум, с правящим архиереем, а по Уставу – со Священным Синодом или с Патриархом 24.09.2019 1475 Далее отец Владимир цитирует Устав Русской Православной Церкви: «Глава I, 9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Глава IV, 7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: л) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; м) имеет долг ходатайства и печалования перед органами государственной власти, как на канонической территории, так и за ее пределами; Глава V, 25. В обязанности Священного Синода входит: л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами». «Некоторые из " подписантов " категорически отрицают политическую подоплеку своего поступка, однако так не считает либеральная печать (Медуза, Свобода, Новая газета и др.), которая квалифицирует письмо именно как политический протест священников против власти. Неужели они не понимали, что станут предметом политических манипуляций?» - вопрошает протоиерей. По его словам, «коллективное письмо – это почти всегда политика». «Индивидуальное – таковым может не являться. Считаю, что если бы авторы выступали как частные лица или как граждане страны, а не как священники, многие бы вопросы к ним не возникали», - пишет о. Владимир. «Авторы письма в качестве примеров несправедливого отношения властей к демонстрантам выбрали только двух человек. Одному их них еще предстоит быть участником судебного процесса, поэтому обвинение в несоразмерности наказания является неправдой и откровенным давлением на суд. Другой был осужден не за те преступления, на которые авторы письма ссылаются – якобы за призыв к милосердию. Удивляет, что авторы письма ни разу не упомянули, что многие арестованные участники московских событий, как минимум, нарушили закон, поскольку имели отношение к несанкционированным шествиям и митингам», - подчеркивает священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/24/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > О симфонии властей в русском державном домостроительстве (к основам идеологии Союза Русского Народа) 14.09.2007 1967 Время на чтение 30 минут «Умом и сердцем Святой Руси являлись и являются два Божьих установления над ней: Самодержавная власть Помазанника Божия и Церковь Православная. Через Церковь Православную, как через сердце, Свет Христов проникал в самое тело народное, просветляя его, а через ум и волю Помазанника Божия приводил все его составные члены в конкретные дела Света - Соборного служения Царю Небесному, тем самым устрояя русский народ, как личность, по Образу и подобию Божию»(1). Этими тремя неразрывными между собой обстоятельствами определяется христианская сущность русской государственности. Центральное место в них отводится отношениям между Русским Государем и Русским Патриархом, выраженными в принципе симфонии властей как идеальном типе взаимоотношений двух иерархов, стоящих во главе двух важнейших властных институтов Русского Царства. Вопрос симфонии властей всегда был одним из важнейших вопросов Русского державного домостроительства и государственного управления в России (симфония - явление, представляющее собой гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь, см. словарь С.И. Ожегова). Казалось бы, прошло слишком много времени, чтобы народная память могла сохранить далекое от нас историческое прошлое. Однако это не так. Представления о Царской власти на Руси как о власти, одухотворенной верой Христовой, а потому власти справедливой, сохранены до нынешнего времени. Порукой тому является олицетворяющий эту праведную власть Царь и Помазанник Божий, которому «для направления человеческих законов, - пишет по этому вопросу Никодим, епископ Далматинский, - к цели, предначертанной Промыслом Божиим, Бог даровал, как первому главе семьи, государственной власти силу, чтобы она рукою, вооруженную мечем правды и справедливости, вела людей во имя Его благим путем»(2). Принцип симфонии властей, как своего рода церковное поручительство в справедливости самодержавной власти Царя, который был нарушен Петром 1, или точнее, сохранившаяся в сознании русского народа идея присущей царской власти справедливости, продолжает оказывать, хотя внешне и малозаметное, но подспудно весьма существенное влияние на поиски новых форм государственного строительства и государственного управления в современной России. Ориентироваться в этом сложном вопросе в нынешних условиях крайне сложно и для этого необходимы не только точные исторические, но и вероисповедные критерии. Кризис неприемлемого для Русского народа и Русского государства либерально-демократического мировоззрения сказывается все сильнее. Зная об этом, многие устроители нерусского для России будущего, заполонившие своими псевдорусскими проектами прилавки книжных магазинов и СМИ, обращаются к симфонии властей, называя так свои неуместные попытки их узаконить и придать им видимость правдивости и заботы о будущем Русского Государства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Призвание Церкви в государстве Белой Руси Часть 1. Президентский призыв и запрос на православную идеологию 07.11.2019 389 Время на чтение 26 минут Источник: Телескоп На протяжении почти 1000 лет Православная Церковь была подлинным духовным родителем, воспитателем и хранителем белорусского народа (как ветви единого русского народа) и его государственности, вдохновителем его стремления к духовному и политическому единству со всей Русью. Того народа, который без малого почти 800 лет из этой 1000-чи пытается растворить и поглотить неоязыческий Запад в лице, прежде всего, взрастившего его католического Костёла и Польши как его главного регионального слуги и орудия. В наши дни всё более нарастает внешняя и внутренняя борьба против Православной Церкви в Белоруссии – по воспрепятствованию занятия Ею как раз того самого вековечного Ее места матери Белой Руси и наставника в строительстве её подлинных государственности и национальной идеологии. В этих условиях особую значимость приобретает выработка должной стратегии действий православной Церкви в Белой Руси, необходимой для преодоления Ею указанных препятствий, для победы в указанной борьбе и осуществления своей упомянутой священной миссии строителя, хранителя и руководителя Белой Руси, её народа и государственности, а в сложившихся условиях – и их спасителя! Бог всегда на стороне Своей Церкви и особенно радеет о Ней на землях Святой Руси, перед которой поставлены высшие апокалиптические цели. Сам же Господь и руководит Ею на пути к этой цели. И нерадение самог церковного священства и частично мирян – единственное, что мешает и может помешать Богу в её осуществлении. Впрочем, против их нерадения у Него также есть особые средства: мы видели их действии в 1917-1939 гг., 1941-1945 гг., видим сейчас их на Украине , в Греции, в Сербии. Получат ещё «своё», если не одумаются, ставшие на службу антихристианскому Западу из корыстного расчета или по своим националистическим пристрастиям Румыния, Кипр, Грузия, Черногория, Македония (особенно в лице их элит), поместным церквям которых также, по примеру Элладской, угрожает уход в раскол вслед за Стамбульской сектой Варфоломея Архондониса.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/07/prizva...

Заявление депутатов Государственной Думы ФС РФ, членов Межфракционной группы в защиту христианских ценностей о событиях в Украине 27 февраля, 2014. Новостная служба От лица Межфракционной группы в защиту христианских ценностей, объединяющей депутатов Государственной Думы ФС РФ принадлежащих к разным политическим партиям, с чувством глубокой ответственности призываем наших коллег — парламентариев стран Украины, Беларуси, Европейского Союза и всего мирового сообщества, христианских лидеров, руководство ООН поддержать миротворческое служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, решения Священного Синода Украинской Православной Церкви о ситуации в Киеве и других городах Украины. Выражаем солидарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который в словах и проповедях последних дней снова и снова обращается ко всем от кого зависит мир и спокойствие в братской Украине. Прежде всего, мы вместе со Святейшим Патриархом Кириллом присоединяемся к поздравлению с избранием местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия и желаем ему помощи Божией в несении ответственного служения в трудный для Церкви период, переживаемый ныне украинским народом. Констатируем, что за последние двадцать с лишним лет на территории Украины происходят непростые политические процессы, результатом которых явилось трагическое разделение Украинской Православной Церкви, наблюдаются попытки использовать политическую силу для того, чтобы решить церковный вопрос в Украине. Считаем, что власть не должна вмешиваться в церковные дела. «Силой невозможно решать церковные вопросы. Единство Церкви не может быть достигнуто в результате насильственных действий. Никогда в истории не удавалось силой решить церковные проблемы. Нужно, чтобы Церковь самостоятельно, не опираясь ни на какие внешние факторы, решала все те вопросы, которые перед ней стоят». Призываем всех, от кого зависит защита православия в стране, неприкосновенность церковных святынь городов Украины, прежде всего Киева — к церковному единству. Единство не может стать результатом изменившейся политической конъюнктуры и опираться на силу, а проистекать из искреннего желания вернуться к каноническим принципам, без которых не может жить Церковь. Как справедливо отметил Святейший Патриарх Кирилл «преодоление раскола всегда должно идти по пути возвращения к каноническим принципам церковного бытия. Только такое единство будет прочным и спасительным».

http://pravmir.ru/zayavlenie-deputatov-g...

Из истории русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. Фото сайта http://vary.ru История русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах достаточно хорошо известна. Однако нельзя сказать, что все ее аспекты изучены с одинаковой полнотой. В настоящей статье мы решили изложить некоторые стороны истории храма, на которые прежде историки обращали мало внимания. Главным образом речь пойдет о проблеме канонического и юридического статуса этого храма. При написании статьи были использованы документы из Центрального государственного архива (Прага), Архива Министерства иностранных дел Чешской республики (Прага), Государственного архива Российской федерации (Москва), Архива епархиального управления православных русских церквей в Западной Европе (Париж). К сожалению, нам остались недоступны фонды Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), который в минувшем году был временно закрыт. Автор заранее выражает признательность всем, кто может представить уточнения и дополнения к содержанию настоящей статьи. I. Русские курортники начали приезжать в Карлсбад (таково немецкое название Карловых Вар) еще в XVIII веке. Город дважды посетил император Петр Великий, бывал здесь и его сын — царевич Алексий. Впрочем по-настоящему заметным приток русских гостей стал лишь к середине XIX века. В сороковые годы позапрошлого столетия сюда приезжало около трехсот русских посетителей в год, а к началу 1860-х годов эта цифра достигла уже пятисот человек. Именно по причине заметного количественного роста русских туристов и было решено начать работу по созданию в Карлсбаде русского храма. Этому начинанию способствовали и значительные перемены в конфессиональной политике Австрийского государства. Начиная с 1848 года империя Габсбургов постепенно трансформируется из католического конфессионального государства в светское. Особенно активным этот процесс стал после 1860 года. Был издан ряд законодательных актов, положивших начало уравниванию в правах католиков с некатоликами. Это существенно облегчило задачу организации русской православной церковной жизни в Карлсбаде.

http://pravoslavie.ru/5459.html

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла Албанской государственной телерадиокомпании 30 апреля, 2018 В ходе визита в Албанию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал эксклюзивное интервью корреспонденту Албанской государственной телерадиокомпании. — Ваше Святейшество, какова цель Вашего визита в Албанскую Православную Церковь? — Это мирный визит в братскую Православную Церковь. Мирным мы называем официальный визит Патриарха после избрания на Патриарший престол. Меня избрали девять лет назад, но я ранее не мог посетить Албанию. Поэтому с особым чувством совершаю этот мирный официальный визит в братскую Поместную Албанскую Православную Церковь. — Является ли причиной визита Ваша 50-летняя дружба с Блаженнейшим Архиепископом Анастасием или у Вас есть какое-то другое послание к албанскому народу? — Я уже сказал, что это официальный визит в братскую Поместную Церковь. Но тот факт, что мы с Блаженнейшим Архиепископом Анастасием пятьдесят лет знаем друг друга и дружим, конечно, окрашивает этот визит совершенно особыми красками. Мне очень хотелось увидеть владыку Анастасия — Предстоятеля Албанской Церкви — в том месте, где он служит. Мы знаем его как выдающегося миссионера, как человека, много потрудившегося для распространения Православия в мире, в том числе на Африканском континенте. Мы знаем его как специалиста в области истории православной миссии. И сегодня у меня есть возможность увидеть результаты его миссионерской работы здесь, в Албании. Я очень впечатлен тем, что вижу. Благодарю Бога за те дары, которые Владыка Анастасий имеет и реализует на путях своего миссионерского служения. Албанская Церковь прошла через тяжелейшие испытания и была практически полностью разрушена. Но сегодня мы видим восстановление церковной жизни, строительство множества храмов, социальных и образовательных учреждений. А самое главное — это то, что Албанская Церковь сегодня разговаривает со своим народом на понятном языке. Это очень важно, чтобы Церковь имела возможность обращаться к людям на языке, который им понятен и который помогает уразуметь, что такое христианство в истории.

http://pravmir.ru/intervyu-svyateyshego-...

История оранжевого подризника Очень немногие трезвомыслящие головы отдают себе отчёт в том, что именно духовное единство православных верующих в России и на Украине является залогом и гарантией государственной целостности Украины 13 июня, 2014 Очень немногие трезвомыслящие головы отдают себе отчёт в том, что именно духовное единство православных верующих в России и на Украине является залогом и гарантией государственной целостности Украины Виктор Малухин, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Ленты информационных агентств что ни день приносят сведения о всё новых вызывающих, провокационных, а в самое последнее время — открыто враждебных акциях нынешней киевской власти против Русского Православия. Последний по времени, но не по значению эпизод в этом ряду — демонстративный отказ украинских пограничников во въезде в страну председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Илариону, прибывшему с Патриаршим посланием на торжества по случаю 75-летия митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. То, что историческую Украину невозможно отделить от исторической России, не разорвав предварительно надвое «церковную светлую катапетасму» православного единства Святой Руси, — это во все времена и очень ясно понимали как друзья, так и враги русского мира. Последние как раз и руководствуются этим сознанием, ныне осуществляя всё более активное и решительное наступление на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и её твёрдый выбор в пользу судьбоносных приоритетов общей Киевской купели восточного славянства. Однако вот парадокс: то, что плохо для традиционной русской духовной общности по обе стороны Днепра, отнюдь не обязательно будет хорошо для националистической этноконфессиональной химеры, в случае если таковая воровским или насильственным образом попытается утвердиться на чужом святом месте. И даже более того. К прискорбию, сегодня очень и очень немногие трезвомыслящие головы отдают себе отчёт в том, что именно духовное единство православных верующих в России и на Украине является залогом и гарантией государственной целостности Украины в её нынешнем кризисном состоянии. Ибо любая попытка светской власти в союзе с поддерживаемыми ею раскольниками и самосвятами решительно атаковать каноническую Церковь Украины с куда большей вероятностью привела бы к окончательному распаду соседней страны, чем любой другой из ныне действующих факторов её дезинтеграции.

http://pravmir.ru/istoriya-oranzhevogo-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010