Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ [лат. congregatio - союз, соединение], течение в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. XVI в. Нек-рые религиеведы считают К. одной из 2 ветвей индепендентства - возникшего в Англии религ. движения, сторонники к-рого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегос. орг-циям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви . Настаивая на этом, конгрегационалисты тем не менее соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, т. н. сепаратисты (из к-рых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с т. н. государственной Церковью. 1-я конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников К. был Роберт Браун (ок. 1550 - ок. 1633), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Др. религ. деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании К., были Генри Барроу (ок. 1550-1593), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1562/63-1593). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, придерживавшиеся «Савойской декларации» (1658), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во 2-й пол. XVI в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские - и в Шотландии, и в Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Нов. Англию. В Сев. Америке поселенцы создавали свои религ. общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей. По инициативе 3 лидеров колониального К.- Дж. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Дж. Давенпорта из Нью-Хейвена - представители этих общин собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем подобные встречи проводились ежегодно в течение 3 лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в документ «Платформа церковной дисциплины», где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в США.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕРДНИКОВ Илья Степанович (13.07.1839, Вятская губ.- 30.09. 1915, Казань), канонист, проф. КазДА. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, в 1864 г.- КазДА (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего из КазДА А. С. Павлова . Знал франц., греч., араб., татар., монг. и калм. языки. Возведен в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Б. с 4 окт. 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в КазДА литургику. С 1871 по 1876 г. и в 1877/78 уч. г. читал курс церковного права в Казанском имп. ун-те. 7 июня 1881 г. Б. защитил дис. «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень д-ра богословия (утвержден Святейшим Синодом 25 нояб. 1881). Значительная часть диссертации Б. отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения гос. религии в Римской империи до Р. Х., участия рим. религии в гос. делах, обязательности для рим. гражданина исповедания гос. культа. Последняя глава посвящена Церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от гос-ва религ. обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Б. усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении рим. языческой религии и христианства в том, что рим. гос. культ «не нес в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства» (Государственное положение религии в Римско-византийской империи. С. 564). Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от гос-ва. Церковь зависит от гос-ва только по своему внешнему положению в нем, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые 3 века христианства (Там же. С. 565).

http://pravenc.ru/text/78124.html

Митрополит Волоколамский Иларион и генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, доктор филологических наук Екатерина Гениева об Архиерейском Соборе и о некоторых темах, связанных с его работой. Программа «Церковь и мир», 2 февраля 2013. 2 февраля 2013 года гостем программы «Церковь и мир», которая выходит на телеканале «Россия 24» и которую ведет председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, стала генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, доктор филологических наук Е.Ю. Гениева. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Наша передача выходит в дни, когда в Москве идет работа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Сегодня у меня в гостях генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева. Мы поговорим с ней об Архиерейском Соборе и о некоторых темах, связанных с его работой. Здравствуйте, Екатерина Юрьевна! Е. Гениева: Здравствуйте, владыка! Я понимаю, что Собор — очень важное событие в жизни Церкви, в жизни общества, в жизни государства. Меня как члена Церкви, конечно, волнует такой вопрос: какие будут приняты, принимаются или уже приняты решения, связанные с увеличением количества пастырей и архипастырей, окормляющих различные территории России? Я задаю этот вопрос с точки зрения моего собственного церковного опыта, даже если он достаточно ограничен. Я объехала и облетела всю страну. Понятно, что страна у нас необъятная и часто трудноуправляемая. И поэтому, конечно, когда видишь территории, где нет этого окормления, становится грустно, обидно и печально. Есть ли у Собора какие-то решения по этому поводу? Митрополит Иларион: Надо сказать, что решения по этому поводу уже принимались в межсоборный период. Будут они приниматься и после Собора. Речь идет о реструктуризации церковного управления в нашей Церкви, которая происходит в последние два-три года. Его инициировал Святейший Патриарх Кирилл.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

Отец Владимир Вигилянский Не прекращается дискуссия вокруг законопроекта о возвращении Церкви принадлежавших ей святынь. О том, кто же является истинным обладателем культурного наследия нашей страны, читайте в статье руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священника Владимира Вигилянского. I. Исторический аспект В устах работников музеев есть один важный довод, который кочует из одной статьи в другую: это то, что до революции всё церковное имущество принадлежало государству, поэтому нынешняя позиция Церкви, которая говорит о возвратеиз музеев этого имущества, антиисторична. Действительно, Православие до 1917 года было государственной религией и Церковь не была отделена от государства, однако достаточно посмотреть Свод законов Российской Империи, чтобы убедиться, что церковные приходы, монастыри, «архиерейские дома» (епархиальные управления) имели юридическое лицо и владели своим имуществом на правах частной собственности. Протоиерей Борис Михайлов, автор исследования, посвященного этой проблеме, приводит такой красноречивый пример: «Когда в 1908 г. председатель Императорского Московского археологического общества графиня П.С. Уварова предложила объявить все предметы церковной старины государственной собственностью, министр юстиции и обер-прокурор Синода отвергли «эту меру, сводящуюся, в сущности, к отобранию у Церкви издревле и на законном основании приобретенного ею имущества... объявление государственной собственностью предметов и церковных древностей, принадлежащих монастырям, соборам и церквам явилось бы нарушением коренного начала действующего законодательства, строго охраняющего неприкосновенность частной собственности» . Даже реформы императоров Петра I и Екатерины II, связанные с церковным управлением и ограничением владения Церковью земельной собственностью, не затронули права владения Церковью своим имуществом. Да это и понятно, в отличие от западного опыта, в России до революции ни у кого не было сомнений в том, что Церковь не будет использовать храмы, часовни, колокола, иконы, ризы, церковное шитье, богослужебные сосуды, книги и т.п. в качестве имущества, которое можно продавать, обменивать, закладывать.

http://pravoslavie.ru/38159.html

Регулирование государственно-церковных отношений РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_167.html 07 октября 2002 Александр Щипков Регулирование государственно-церковных отношений К симфонии через партнерство Публикуется впервые  Изменение общественных отношений, вызванное сменой государственного устройства России в начале девяностых годов, включало в себя и изменение отношений между государством и религией. Мы стали свидетелями двух встречных процессов – де-секуляризации политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на позитивную, объединительную роль церквей, а церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных задач, которые стоят перед ними. Либерализация законодательства способствовала включению верующих в активную социальную жизнь. Количественный рост религиозных общин сопровождался ростом благотворительных, учебных и политических организаций, ставящих в основание своей деятельности религиозные нравственные принципы. Все это на фоне высокой религиозности населения заставляет нас задуматься о новых формах отношений церкви и государства. Томас Гоббс утверждает, что " христианское государство и церковь – одно и то же "   лишь в том случае, когда мы сугубо теоретически рассматриваем отношения идеальной христианской государственной конструкции и некоей универсальной церковной организации. Если следовать логике Шарля Монтескье, можно предположить, что между моделями государственного устройства и конфессиональной ориентацией той или иной церковной структуры существует закономерная связь. Монтескье утверждает, что " религия без видимого главы "   более соответствует республиканскому правлению. Он имеет в виду реформатов, противопоставляя им католиков, тяготеющих, по его мнению, к монархизму. Позднейшее развитие европейских государств показало ошибочность данного рассуждения, но оно, тем не менее, не потеряло актуальности и сегодня. Тому свидетельство – интеллектуальные поиски в современной России. Часть православно ориентированных граждан убеждена в том, что православие и монархия неразделимы. Им противостоят христианские экуменисты, отстаивающие либерально-демократические ценности и видящие между либерализмом и своими религиозными убеждениями внутреннюю связь.

http://religare.ru/2_167_1_21.html

сост. М.А. Бабкин III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству Когда я слышу «священник-демократ» – это, по-моему, бред сивой кобылы – как может быть, например раввин-демократ или раввин-монархист? И. Глазунов (Из интервью художника Ильи Глазунова радиостанции «Эхо Москвы» 30 июня 1998 г. 91 интервью т, 2 президента. М, 2003. С. 34). 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 281. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко, председателю Совета министров Г.Е. Львову, Военному и морскому министру А.И. Гучкову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) 3 марта 1917 г. Христос воскресе! 520 Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Господь. Епископ Никон РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 24об. Машинопись. Копия; Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 3. Подлинник. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 94. Л. 16. Подлинник; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. 910. Отдел неофиц. С. 307308. 282. Телеграммы епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова), викарного епископа Глазовского Павла (Поспелова), собрания духовенства и церковных старост г. Вятки 3 марта 1917 г. М.В. Родзянко 521 : Пг. Высокопревосходительству господину Председателю Государственной Думы. Собрание духовенства и церковных старост г. Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице вашем новое правительство, и вознося молитвы о скорейшем утверждении нового строя, свидетельствует о своей полной готовности всеми мерами пастырского воздействия служить, соответственно указаниям Временного правительства, осуществлению выпавших на долю его и родины великих исторических задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. М.А. Бабкин V. Призывы, воззвания и телеграммы рядового духовенства к сопастырям и пастве Одним из самых непостижимых завоеваний революции явился так называемый «Всероссийский» [Поместный] Церковный Собор гг.]. ...В стихийном движении к патриаршеству было предусмотрено все, кроме одного условия: личной готовности и способности Патриарха принести себя самого в жертву Православной Церкви. Но именно это условие было не только предусмотрено большевиками, но на нем они строили свою программу разрушения Церкви, зная, что времена Гермогенов прошли, и что борьба с одним патриархом гораздо легче, чем с собором епископов. ...Раз нет Монарха, не нужно и Патриарха. Князь Н. Жевахов Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 2. С. 194196. Величайшим чудом милости Божией был Священный Московский Церковный Поместный Собор Российской Православной Церкви 19171918 гг. Профессор И. Андреев Андреев И. М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Н. Х, Джорданвиллль, 1952. С. 6. 649. Призыв к российскому духовенству священников членов Государственной думы 842 4 марта 1917 г. Члены Государственной Думы священники, единогласно принявшие участие в избрании временного исполнительного комитета Государственной Думы, 843 обращаются с братским призывом к православному духовенству всей России немедленно признать власть Исполнительного Комитета и своим горячим пастырским словом разъяснить народу, что смена власти произошла для его блага, и только при этом условии можно вывести родину на путь счастья, благоденствия и процветания. Розни между отдельными национальностями и классами населения не должно быть. Пастырский долг наш призывает всех к единению и взаимной братской любви, завещанной нам Спасителем. 844 ВЦОВ. 1917. 1. С. 3; Олонецкие епарх. ведомости. Петрозаводск, 1917, 6. Отдел неофиц. С. 131; Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. б. Отдел неофиц. С. 204; Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Пг., 1917. 5. С. 6; Русское слово. М., 1917. 50. С. 2; Утро России. М., 1917. 61. С. 3; Свет. Пг., 1917. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Щипков: единство РПЦ сохранится и после смерти митрополита Владимира РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104657.html 05 июля 2014 Щипков: единство РПЦ сохранится и после смерти митрополита Владимира Источник:  http://ria.ru/religion/20140705/1014834807.html РИА Новости Эксперт в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков уверен, что внутрицерковное единство, несмотря на общественно-политическую ситуацию на Украине, сохранится и в будущем, после смерти митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Владимир и патриарх Алексий По его оценке, митрополит Владимир был " человеком старой церковной школы и носителем абсолютного церковного сознания, которое органично совмещалось с его ярко выраженным украинским патриотизмом " . " И это его церковное сознание позволило ему, несмотря на его немощи, – известно, что он очень сильно и давно болел – противостоять той националистической составляющей, которая, безусловно, существует и в Украинской православной церкви Московского патриархата, противостоять невероятному давлению со стороны этих сил, которые были направлены на отделение, раскол, сепарацию " , – отметил эксперт. В каком-то смысле, считает он, митрополита Владимира можно сравнить с покойным патриархом Алексием II, бывшим предстоятелем РПЦ с 1990 по 2008 годы и сделавшим в непростое время распада СССР и образования новых независимых государств очень многое для сохранения церковного единства.

http://religare.ru/2_104657_1_21.html

10 декабря 2010 г. Управление церковным имуществом: правовые аспекты Процесс возрождения религиозной жизни в нашей стране в последние десятилетия развивается стремительно, возрождается приходская жизнь, строятся новые и восстанавливаются разрушенные храмы. Между тем к настоящему моменту приходится констатировать, что проблема возврата церковного имущества, национализированного в годы советской власти на территории России, по-прежнему остается нерешенной, что создает объективные предпосылки для ограничения социальной активности Русской Православной Церкви и стабильности правового положения ее имущества в условиях рыночной экономики. Принятый Государственной Думой закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» призван решить эту первоочередную задачу и восстановить историческую справедливость. Священноначалие Русской Православной Церкви в лице Архиерейского Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода неоднократно обращало внимание государства на то, что в условиях, когда Церковь стремится быть созидательной силой, способствующей возрождению и обустройству народной жизни, ей необходима должная материальная основа, создать которую может только справедливая и безвозмездная передача церковной собственности, неправомерно отнятой в начале XX века. Международная практика В большинстве стран Центральной и Восточной Европы собственность религиозных организаций полностью либо в большей своей части уже возвращена верующим. Обращаясь к международному опыту правового регулирования подобных вопросов, следует отметить, что в США, Канаде и странах Европейского Союза религиозные организации, пользуясь правами частных юридических лиц, обладают недвижимостью, в том числе земельными участками, в основном на праве собственности. Это касается храмов, монастырских комплексов, объектов образовательного и культурного назначения, административных зданий и т.п. Ситуация, при которой храмы и относящиеся к ним земельные участки находятся в государственной собственности, касается только единичных, особо ценных памятников архитектуры. Передача же в пользование, тем более в аренду, храмов и земельных участков, как правило, не практикуется.

http://e-vestnik.ru/analytics/12_upravle...

VII. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИСАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ I. Цесаревна Елисавета II. Достижение престола III. Эпоха силы и влияния Лестока IV. Могущество Бестужева V. Эпоха событий, подготовлявших Семилетнюю войну VI. Эпоха Семилетней войны VII. Государственное управление при императрице Елисавете Петровне VIII. Церковь и просвещение IX. Внутренний быт при Елисавете Петровне. Хозяйство, ремесла и торговля X. Болезнь и кончина императрицы Елисаветы Петровны Сенат. - Его деятельность для водворения порядка в империи. - Ревизии. - Губернаторы. - Окраины. - Южная Русь. - Переселение сербов в российские владения. -Крепостное право в России. - Побеги. - Крестьянские бунты и волнения. - Разбои. - Тайная канцелярия. -Управление городов. - Благочиние. - Пожары. - Войско. В управлении государством с воцарением Елисаветы Петровны не стало уже кабинета высшей власти, посредствующей между Высочайшею особою и сенатом. Но около государыни всегда были близкие люди, чаще других видевшие и слышавшие ее, а потому имевшие большую власть пред другими, и хотя кабинет по форме был уничтожен, но, в сущности, он продолжал быть при государыне, не имея, впрочем, прежнего названия. В первые годы своего царствования императрица сама часто посещала сенат и обращала внимание на дела; но год от году такие посещения становились реже, и мало-помалу императрица стала утомляться, так что, исключая близких людей, редко кто удостоивался ее видеть. Одною из первых обязанностей восстановленного в своей силе сената было - пересмотреть все до того бывшие указы и отметить из них те, которые признаются противными государственной пользе . Итак, с первых дней царствования Елисаветы Петровны сенат получил как бы власть законодательную. Высочайшая особа составляла главу этого законодательного органа; государыня была тогда для всех доступна: в январе 1742 года всем и каждому было дозволено подавать лично государыне челобитные, и для этого назначался определенный в неделю день. Но это продолжалось недолго, и 28-го числа мая того же года указано было подавать челобитные не иначе, как в соответственное присутственное место. Сенат имел, кроме того, высшую судебную власть: никто без утверждения сената не мог быть приговорен к политической смерти . До 1753 года, хотя смертной казни и не было, но преступникам, осужденным на политическую смерть, отсекали правую руку, а с вышеприведенного года ограничили наказание - кнутом и рванием ноздрей. В это же время последовало облегчение для женского пола: жен преступников не приневоливали идти с мужьями в ссылку; им дозволяли жить в своих приданых имениях и домах, либо выделяли им на содержание часть мужнего движимого имущества,а в 1757 году женщины,приговоренные к телесному наказанию, освобождаются от рвания ноздрей и наложения клейм.

http://sedmitza.ru/lib/text/443423/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010