§ 1. Церковь и церковное право Во времена язычества не было самостоятельного религиозного общества, существенно отличного от государства; религиозное устройство составляло часть государственного – jus sacrum было частью jus publicum. “Publicum jus in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit”. Одна еврейская религия, откровенная по происхождению, признавала Иегову Всемогущим Богом, Творцом мира, Отцом и Промыслителем вселенной; но и ветхозаветное Откровение составляло достояние собственно одного избранного народа Божия. Идея всемирного религиозного общества, обнимающего собою все человечество, была неизвестна язычникам и иудеям. Только Иисус Христос , Основатель христианства, принес на землю всемирную религию 2 , переступившую за пределы национальности и государства и установил единую, вселенскую церковь . С этого только времени церковь, как внешнее общество верующих, живет особою жизнью, и, смотря по потребностям церковной жизни, развивает самостоятельное законодательство, совершенно отличное от публичного и частного права народов. Здесь только, в этом новом обществе, церковные отношения людей с очевидностью выделились из остальных их отношений и составили предмет для особенной ветви или для особенной области права в целом. Эта особая ветвь права и есть церковное право. Таким образом, церковное право есть совокупность норм, которыми определяются жизнь и отношения людей в церкви, как самостоятельном обществе, основанном Иисусом Христом для их спасения. § 2. Положение церковного права в общей системе права и отношение его к частным юридическим наукам Церковное право, как сказано, есть особая ветвь права; однако еще до сих пор некоторые ученые считают церковное право то частью публичного, государственного права, то частью права гражданского, хотя, очевидно, несправедливо. И, во-первых, церковное право не есть часть государственного, публичного права; ибо церковь не есть государственный институт; создана не для государственных целей и полномочия свои получила не от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Александр Архангельский ЦВ 15-16 (340-341) август-сентябрь 2006 /  30 августа 2006 г. О краже ценностей из Эрмитажа В конце июля в российских СМИ появились сообщения об исчезновении более двухсот ювелирных экспонатов из Государственного Эрмитажа. Как выяснилось позднее, пропажа была обнаружена в ходе плановой ревизии хранилища Отдела истории русской культуры еще в августе 2005 года. Спустя два месяца скоропостижно скончалась хранительница пропавших экспонатов. Хранилища опечатали, и лишь месяц спустя плановая проверка была возобновлена, к ней были подключены другие сотрудники, которым поручили принять коллекцию. Из Эрмитажа пропали предметы русского ювелирного искусства, однако характерно, что большинство из возвращенного на сегодняшний день — иконы, священные сосуды, кресты и ковчеги-мощевики. Судя по всему, это те ценности, которые были изъяты большевиками у Православной Церкви и оказались в запасниках Эрмитажа. Однако государство не спешит это признать, и повсюду используется эвфемизм «коллекция отдела русского ювелирного искусства». Генеральная прокуратура России создала специальную следственно-оперативную группу для расследования кражи экспонатов из коллекций отдела русского ювелирного искусства Эрмитажа, специальные комиссии созданы в Министерстве культуры и Росохранкультуре. Летом этого года события развивались достаточно неожиданно. Уже 3 августа в антикварный отдел Санкт-Петербургского ГУВД была подброшена одна из самых ценных икон коллекции — икона Собора всех святых. На следующий день было подброшено еще шесть похищенных предметов. Иверскую икону Божией Матери принесли в ГУВД представители антикварного сообщества. Директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому вынесен выговор за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, однако на вопрос журналистов он заявил, что не намерен уходить в отставку. По делу о краже арестованы Николай Завадский, его сын Николай Завадский-младший и петербургский антиквар Максим Шепель. Николай Завадский — муж покойной хранительницы Эрмитажа — сознался в том, что знал о музейном происхождении более пятидесяти предметов. На протяжении нескольких лет он сдавал их в ломбард. Позднее по делу о краже был арестован доцент Санкт-Петербургского государственного университета Иван Соболев, также обвиняемый в причастности к краже и сбыту предметов из Эрмитажа.

http://e-vestnik.ru/church/o_krazhe_tsen...

В продолжение шести веков (9881588 г.) русский народ воспитывался под благотворным влиянием православной веры. Православие стало отличительной чертой русской народности, душою русского народа. Одушевлённый святой верою, русский народ спас своё отечество от внешних врагов, и из разъединённой и разноплеменной Руси сложил к столетию великое государство всероссийское, с единой самодержавной царской властью. Русские великие князья, сделавшись самодержавными царями, заняли в православном мире такое же положение, какое занимали прежде императоры византийские, и царство русское стало единым могущественным православным царством на земле. С этого времени задачей внутренней государственной жизни России становятся строение государства при помощи самодержавной власти, сообразно с его высоким положением. С постепенным возвышением русского государства возрастала и наша отечественная церковь . Церковь умножалась в числе своих членов, увеличивался в ней сонм великих угодников Божиих, преизобиловала благодать Божия в святынях храмов, во множестве воздвигнутых благочестивым усердием русских людей. Обширная пространством, сиявшая светом истинной веры, богатая благодатными сокровищами православия, русская Церковь заняла первенствующее положение в ряду православных церквей. И задачей исторической жизни нашей отечественной Церкви было устроение всех сторон церковной жизни сообразно с высоким положением, занимаемым русской Церковью в христианском мире. Но в жизни России произошли два события, которые причинили великое зло русскому государству и Церкви. В конце XVI столетия прекращение царствующей династии произвело смуту в русском государстве. Эта смута остановила на время строительную деятельность государственной власти, потрясла русское государство и едва не подвергла его иноземному владычеству. А в русской Церкви в XVII веке проявилась церковная смута – раскол старообрядства, причинивший глубокую рану телу нашей Церкви. И смута XVI века, и раскол старообрядства были испытанием, посланным Богом для смирения и научения русского народа. Оба эти печальные в истории России события обнаружили недостатки в нашей государственной и церковной жизни, и вызвали стремление к преобразованию русской жизни. Государственные преобразования Петра I и его преемников, изменившие прежний государственный строй русской жизни, возбудили народные силы к новой гражданской жизни и возвысили политическое могущество России, а постепенное улучшение церковной жизни в духе православия обновило религиозную жизнь русского народа. Новая Россия могла твёрже идти по пути, указанному ей Промыслом Божиим. Период третий. Русская Церковь под властью патриархов всероссийских

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В столице Татарстана прошло очередное совещание, посвященное воссозданию собора Казанской иконы Богородицы 25 мая 2018 г. 15:41 23 мая 2018 года в Казанско-Богородицком мужском монастыре под председательством Государственного советника Республики Татарстан, председателя Попечительского совета республиканского Фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева и митрополита Казанского и Татарстанского Феофана состоялось очередное рабочее совещание, посвященное воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана. В совещании приняли участие: заместитель председателя Государственного Совета РТ, председатель Административного совета республиканского Фонда «Возрождение» Юрий Камалтынов; заместитель председателя Госсовета РТ, исполнительный директор Фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова; заместитель руководителя Аппарата Президента РТ — руководитель департамента по вопросам внутренней политики Аппарата Президента РТ Александр Терентьев; заместитель руководителя Аппарата Президента РТ — руководитель Секретариата Государственного советника РТ Олег Глебов; заместитель министра культуры РТ Светлана Персова; руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани Денис Калинкин и другие официальные лица. С целью консультации и оценки аутентичности воссоздаваемого храма руководством Фонда «Возрождение» на совещание был приглашен председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации , древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин . Вначале участники рабочей встречи посетили Пещерный храм, который восстанавливается параллельно собору. К настоящему времени здесь завершено устройство кирпичных сводов, выполнена консервация живописи. Государственному советнику РТ и главе Татарстанской митрополии были представлены варианты проектов часовни, расположенной в центре Пещерного храма. Генеральный директор подрядной организации ООО «Евростройхолдинг+» Владимир Казилов рассказал, что на куполах Казанского собора выполнены работы по бетонированию малых куполов до отметки +25м, шейки главки до отметки +41,5м, по кирпичной кладке барабана центрального купола. Изготовлены и покрыты медью главки центрального купола, завершен монтаж металлического каркаса центрального купола. На фасадах собора смонтированы архитектурные элементы по западным и южным фронтонам, начато оштукатуривание фасадов. В верхнем храме забетонированы южные и западные входные группы собора, выполнены стяжка полов, бетонирование каркасов иконостасов и другие работы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова К.П. Победоносцев. Церковь и государство Знаменательное явление нашего времени – борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и где уляжется море страстей, взволнованное спором за убеждения и верования. В вопросах верования народного государственной власти необходимо заявлять свои требования и установлять свои правила с особливою осторожностью, чтобы не коснуться таких ощущений и духовных потребностей, к которым не допускает прикасаться самосознание массы народной. Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного, сознания. Народ в единении с государством много может понести тягостей, много может уступить и отдать государственной власти. Одного только государственная власть не в праве требовать, одного не отдадут – того, в чем каждая верующая душа в отдельности и все вместе полагают основание духовного бытия своего и связывают себя с вечностью. Есть такие глубины, до которых государственная власть не может и не должна касаться, чтобы не возмутить коренных источников верования в душе у всех и каждого. Главным источником возникших и грозящих еще усилиться недоразумений между народом и правительствами служит искусственно создаваемая теория отношений между государством и церковью. В историческом ходе событий на западе Европы, неразрывно связанных с развитием Римско-католической церкви, сложилось и вошло в систему государственного устройства понятие о церкви как об учреждении духовно-политическом, со властью, которая, вступив в противоположение с государством, предприняла с ним борьбу политическую; событиями этой борьбы занято все поле истории на западе Европы. Из-за этого политического значения Церкви отошло на задний план и померкло в сознании государственном простое, истинное, природное понятие о Церкви как о собрании христиан, органически связанных единством верования в союз богоучрежденный.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Государственная религия? Церковь и общество в дискуссионном клубе «Русского репортера» ( + ВИДЕО) 11 октября, 2012. Алиса Орлова Происходит сращивание Церкви и государства? Является ли вера в Бога частным делом человека? Какое место занимает сейчас Церковь в политической, социальной и духовной сферах жизни? В ‘Русском репортере’ обсуждали роль Церкви в жизни страны. Происходит сращивание Церкви и государства? Является ли вера в Бога частным делом человека? Какое место занимает сейчас Церковь в политической, социальной и духовной сферах жизни? Ответы на эти и другие острые вопросы искали участники дискуссии которая состоялась в рамках встречи «Государственная религия», организованную  журналом «Русский репортер», на которую были, приглашены священники, богословы и православные журналисты.  Особенности народной полемики «Религия создана для того, чтобы у людей мозги не работали. Шарлатаны! И они лезут в школы, детей учить! Астрономию собираются преподавать с религиозной точки зрения. Это реально опасно», – наставлял своих спутниц энергичный молодой человек за моей спиной. «Дима! Ну почему же?» – недоумевали девушки, а юноша настаивал, что единственное возможное место для верующих в нашем обществе – ударный труд на урановых рудниках. Дискуссия в клубе «Русского репортера» обещала быть…необычной. Темой встречи организаторы планировали сделать репортаж Игоря Найденова « Миссионеры XXI век »  опубликованный в журнале «Русский репортер», но, упомянув о статье в начале вечера, благополучно о ней забыли. У одной части аудитории было много вопросов, а у другой за годы публичных выступлений накопилось изрядное количество ответов, что, впрочем, не помешало обеим сторонам разойтись часа через три в некотором взаимном недоумении.  Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин сразу посетовал на то, что дискуссия, возможно, будет несколько односторонней, потому что найти людей которые бы озвучили вопросы, которые с удивительным постоянством возникают, например, в интернет-обсуждениях и при этом соответствовали бы по уровню представителям Церкви – не нашлось. Впрочем, оппоненты из аудитории со своей задачей справились, вопросы, которые они задавали, вполне соответствовали репликам на форумах —  у церковных спикеров и недоумевающих вопрошателей появилась редкая возможность посмотреть в глаза своим «идеологическим противникам».

http://pravmir.ru/gosudarstvennaya-relig...

Действия Румынского Патриархата — часть большого плана по уничтожению молдавской государственности, считает Константин Затулин 6 декабря 2007 г. 10:06 «Очевидно, что Румынская Православная Церковь , во главе которой стоит Патриарх Даниил , сегодня энергично прокладывает дорогу для Румынии тем, что пытается претендовать на православных верующих в регионе, который традиционно являлся объектом соперничества России и Советского Союза с одной стороны, и Румынии — с другой», — заявил 4 декабря директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин, комментируя в интервью корреспонденту ИА Regnum ситуацию с учреждением новых епархий неканонической «Бессарабской митрополии», подчиняющейся Румынскому Патриархату, на канонической территории Русской Православной Церкви в Молдавии и Приднестровье. «Как известно, было принято решение, нарушающее все церковные каноны, о создании епархий РумПЦ в Молдавии, Приднестровье и Одесской области. Однако епископы туда пока не назначены, и это удерживает РПЦ от резких шагов. Ясно, что в этом продвижении РумПЦ на восток заинтересованы те силы в Молдавии, которые рассматривают нынешний независимый статус своего государства как временный. Это те самые политики, которые в свое время, после достижения независимости в результате распада СССР, выступили инициаторами конфликта с Приднестровьем. Это те самые политические силы, которые на протяжении уже долгого времени ведут борьбу за отмену всякого молдавского своеобразия в пользу признания необходимости объединения с Румынией. Очевидно, что эта тенденция в политической жизни Молдавии резко противоречит официальному курсу ее властей, в том числе, и президента Воронина«, — считает эксперт. «В контактах Воронина с Россией были разные периоды. То, что сейчас молдавско-российские отношения нормализуются, следствие того, что Воронин столкнулся с гораздо более серьезной опасностью — опасностью поглощения Молдавии изнутри прорумынскими политическими силами и демонтажа молдавской государственности в пользу Румынии.

http://patriarchia.ru/db/text/334022.htm...

Демографический кризис: в чем видят выход государство и Церковь 16 мая 2006 г. 12:59 На прошедшей неделе основным предметом для комментариев стало ежегодное Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Помимо прозвучавших в этом выступлении оценок современного состояния дел в российской экономике и, главное, перспектив ее развития, большое внимание экспертов привлекла та часть, которая была посвящена, по выражению Президента, «главному» — вопросам демографии. По уже прозвучавшим оценкам аналитиков, тема демографии заняла в документе одно из основных мест и вызвала наиболее широкий общественный резонанс. На самом деле проблема, которая на протяжении последних нескольких лет неоднократно становилась предметом обсуждения на различных международных и всероссийских общественных и религиозных форумах, теперь нашла свое отражение в документе, имеющем значение политической программы для всех ветвей государственной власти. В чем заключается разрешение демографической проблемы, по мнению Президента? Ответ краток: «Первое — снижение смертности. Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости». Пути решения также очевидны: демографические проблемы не будут решены, если «мы не создадим надлежащие условия и стимулы роста рождаемости , не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи», — считает Президент. Эти выводы согласуются с теми документами, которые были приняты за последние несколько лет на нескольких конференциях по проблемам демографии. Так, в октябре 2004 года в Москве состоялся Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России» . Тогда были приняты документы, содержание которых во многом перекликается, а порой и дополняет президентское обращение к Федеральному Собранию. В Резолюции форума отмечалось, что принятую в 2001 году государственную Концепцию демографической политики с перспективой до 2015 года отличают «описательный характер, недооценка масштабов угроз депопуляции для страны, отсутствие конкретных действий по преодолению кризиса. Принципы и приоритеты Концепции нацелены на борьбу со следствиями, а не с причинами демографического кризиса. Назрела необходимость в разработке стратегического плана законотворчества и комплексных мер действенной государственной политики в сфере демографических отношений, в создании институтов государственной власти и гражданского общества, способных реализовать эту задачу».

http://patriarchia.ru/db/text/112314.htm...

Енё Гергей Формирование папства. Между Византией и варварами (IV–VIII века) Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Однако для реализации этой внутренне присущей церкви тенденции, обеспечения верховной власти одного епископа требовалось изменить отношения между церковью и государственной властью. Папская верховная власть внутри церкви могла быть сформирована лишь под внешним воздействием, по образцу и при содействии централизованной римской рабовладельческой государственной власти. Поворот, предпринятый императором Константином Важным моментом пересечения взаимных интересов христианской церкви и римской рабовладельческой государственной власти следует считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305–311), август (император) восточной половины империи, от имени двух своих соправителей отменил приказы, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, объясняется не религиозными, а политическими причинами. Император был вынужден признать, что преследования не достигли своих целей. Так как среди христиан «довольно многие придерживаются своих решений ... то мы полагаем, что в отношении их следует проявить готовность к прощению, чтобы они фактически становились христианами и могли объединяться в общины», – говорится в заявлении. Таким образом, высшая политическая власть поняла, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно проявить веротерпимость. Из борьбы претендентов на императорский трон, в результате которой император Диоклетиан в 305 году отрёкся от власти, победителем вышел Константин (305–337). Он понял, какие возможности скрываются в формирующейся церковной организации, и в противоположность своим предшественникам избрал путь компромисса с христианством. У христиан этот компромисс вызвал понимание. Стремившийся к автократической власти и восстановлению единства империи Константин 28 октября 312 года одержал у Мульвийского моста через Тибр победу над своим соправителем в западной части империи Максенцием. Из известной легенды о том, что во время битвы на небе появилось знамение в виде креста, предвещавшего победу, явствует, что Константин уже сражался против соправителя-язычника под знаком получившего признание христианства и что с помощью христианства он хотел консолидировать автократическую власть. Действительно, крест и монограмма Христа были начертаны на знамёнах войска Константина, под этими знамёнами он стал единоличным правителем империи: новую религию он рассматривал как силу, сплачивающую общество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон принял участие в обсуждении Концепции государственной семейной политики в Кремле 28 мая 2013 г. 19:50 28 мая 2013 года в Кремле прошло второе заседание Координационного совета при Президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Участники обсудили подготовку Концепции государственной семейной политики, меры поддержки многодетных и неполных семей. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от Русской Православной Церкви в заседании принял участие председатель Синодального отдела по благотворительности , заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Передав участникам заседания благословение Патриарха Кирилла, епископ Пантелеимон в своем выступлении отметил, что, по мнению Предстоятелю Церкви, семья должна стать одним из государственных приоритетов, а благополучная многодетная семья — национальной ценностью. Заместитель председателя Патриаршей комиссии по семье напомнил о том, что в феврале 2012 года президент страны поддержал предложение Патриарха Кирилла об организации центров помощи семьи в каждом городском округе и муниципалитете с участием представителей традиционных конфессий и социально ориентированных НКО. Епископ Пантелеимон сказал, что сейчас в Церкви идет работа над созданием таких центров помощи семье. Также он отметил, что, по данным социологических опросов, среди верующих людей гораздо выше процент тех, кто планирует рождение детей (в ближайшее время планируют рождение детей 29% женщин-прихожанок православных храмов против 4% женщин в среднем по стране). Викарий Святейшего Патриарха представил участникам заседания общие данные о помощи семье со стороны Церкви и отметил, что «традиционные религии могут не только могут помочь нуждающимся семьям в решении их проблем, но и помочь в воспитании детей, в том, чтобы привить детям ценности жертвенной любви, научить добродетели». «Ведь без жертвенной любви, без навыка служения другим невозможно ни создание семьи, ни патриотизм», — сказал епископ Пантелеимон. Сегодня многие дети воспитываются в неполных семьях, живут без родителей, и именно Церковь и традиционные религии могут дать этим детям правильное представление о жизни в семье, подчеркнул заместитель председателя Патриаршей комиссии по семье.

http://patriarchia.ru/db/text/3002330.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010