Репортажи «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» - круглый стол в Москве 24.09.2009 11:22 Москва, 24 сентября, Благовест-инфо. Резкой, нелицеприятной полемикой отличался круглый стол на тему «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?», который состоялся 22 сентября в Институте религии и права. В центре дискуссии стояли вопросы реализации решения Президента РФ о введении обязательного школьного предмета «Основы религиозной культуры» и о создании института военного духовенства. Большинство участников круглого стола считают, что подобные нововведения не могут быть «спущены сверху», они должны основательно и широко обсуждаться в обществе, с учетом всех особенностей конфессионального разнообразия. В дискуссии приняли участие ученые- религиоведы и историки, представители религиозных организаций и СМИ. Русскую Православную Церковь (РПЦ) представляли руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и член Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, глава правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев. Никто из участников круглого стола не подвергает сомнению необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в России, однако предложенный Президентом вариант -- обязательный курс «Основы религиозной культуры» с возможностью выбора из четырех «традиционных» религий --  большинство выступавших отвергает. Воспитание нравственности – это дело семьи, а не государственной школы; РПЦ на самом деле преследует миссионерские, а не просветительские и воспитательные цели; данный проект ущемляет права религиозных меньшинств; он не консолидирует, а раскалывает общество по религиозному признаку—этот ставший уже традиционным набор аргументов против проведения данного эксперимента содержался в выступлениях представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Алексея Шишкина и Андрея Езерова, профессора Российской академии труда Екатерины Элбакян, известного религиоведа Сергея Филатова, доктора исторических наук Анатолия Красикова, представителя Церкви Адвентистов седьмого дня Виктора Витко и других. А профессор Российской академии госслужбы Ольга Васильева даже высказала предположение, что тема ДНК (образовательной области «Духовно-нравственная  культура»)  намеренно «вброшена» в общественное сознание для отвлечения внимания от более серьезных проблем. Выступавшая считает, что до реализации президентского проекта еще очень далеко: найти педагогов по шести специальностям (основы православия, ислама, иудаизма и буддизма, а также по курсу истории религий и светской этики) в ближайшее время (а эксперимент должен начаться в 18 регионах РФ уже весной 2010 г.) просто невозможно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Церковно-государственные отношения на рубеже XX-XXI веков " Выступление митрополита Мефодия перед началом круглого стола в Москве ( " Президент-отель " ,  17 ноября 2000 г.) 01.12.2000 427 Время на чтение 24 минут I. Историко-правовой аспект взаимоотношений Церкви с государством На исходе ХХ столетия, как Русской Православной Церкви, так и новому Российскому государству необходимо самоопределиться в отношении друг к другу. Это самоопределение должно отвечать исторической и общественно-политической реальности настоящего времени. Но для того, чтобы выстроить церковно-государственные отношения во благо всего российского общества, необходимо уяснить правовой, онтологический и экзистенциальный статус Церкви. Настоящий же юридический статус Церкви, как " религиозной организации " не полностью учитывает природу Церкви, что препятствует адекватному построению церковно-государственных отношений в правовом поле. Следует сказать, что Православная Церковь не является " организацией " в прямом смысле этого слова. Церковь по своей природе не может интегрироваться в общественно-государственный организм полностью, потому что она иноприродна: Свет Христов просвещал и освящал " каждого человека, приходящего в мир " (Ин. 1, 9). Сокровенная, таинственная жизнь Церкви являет собою Царство Христово, которое " не от мира сего " . Но христианское православное сознание не замыкается на эсхатологии " проходит образ мира сего " , и скоро всему конец. Церковь осознает свою историческую миссию - это спасение душ человеческих, " оцерковление " мира, которое включает все естественные силы, действующие в истории, в частности и государство. Церковь как Богочеловеческий организм имеет не только небесную природу, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с " миром сим " , в том числе с государством. Государство, существующее для устроения мирской жизни, со своей стороны соприкасается и взаимодействует с Церковью, ибо призвано регулировать деятельность любой юридически оформленной общественной структуры, а также ограничивать зло и поддерживать добро, в чем оно находит естественного союзника в лице Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Император Петр Великий и его церковная реформа. Деятельность Петра в свете византийских традиций церковно-государственных отношений 9 декабря 2022 г. 14:24 В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей доцента Московской духовной академии , патролога, византолога протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности, влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма» ( 12, 2022 , PDF-bepcuя ). Император Петр Великий был при жизни и остается доселе личностью пререкаемой. В церковной среде из всех его деяний наиболее спорным стала церковная реформа. После восстановления Патриаршества в 1917 году наступила новая эпоха церковной жизни, и все убедились в преимуществах патриарше-соборного строя Церкви. Давно пришла пора разобраться и дать реформе Петра взвешенную оценку, далекую от полемических крайностей XIX — начала ХХ века. В оценке деятельности Петра следует исходить из ситуации его времени и из тех традиций, которые он наследовал от прошлого. Эти традиции надо рассматривать в их реальности, а не в искаженном изображении, например, у славянофилов, которые противопоставляли реальность синодального строя (подлежавшую справедливой критике, как, впрочем, и всякая другая историческая реальность) нарисованной ими фантастической, идеализированной картине допетровской Руси. Но для Петра важное значение имели и византийские традиции: большое влияние императоров в области церковно-государственных отношений. Многое зависело от силы воли императоров и иерархов, а законы оставляли в тени эту крайне важную и для государства, и для иерархии сферу — именно для того, чтобы у действующих лиц не были связаны руки. Например, такое важнейшее церковное установление, как Вселенский Собор, не имело в своей основе абсолютно никаких положительных узаконений; здесь действовали только неясные, размытые прецеденты.

http://patriarchia.ru/db/text/5983954.ht...

В Москве состоялся круглый стол на тему возвращения Русской Православной Церкви культурных ценностей религиозного назначения, находящихся в государственной собственности 2 ноября 2010 г. 14:26 В ближайшее время в Госдуме РФ состоится второе чтение законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» . В заключении Общественной палаты РФ говорится, что законопроект «противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией и международными нормами». 29 октября 2010 года в редакции газеты «Известия» состоялся круглый стол «Возвращение Русской Православной Церкви культурных ценностей религиозного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в ходе которого опасения членов Общественной палаты были опровергнуты. Организаторами мероприятия выступили Общероссийская общественная организация работников СМИ «МедиаСоюз» и редакция газеты «Известия». Открывая заседание, вице-президент «МедиаСоюза» Е.К. Зелинская отметила, что эта дискуссия явно будет не последней в череде обсуждений, которые уже сопровождают и будут сопровождать принятие закона. «Мы считаем, что даже когда закон будет принят, потребуется много дискуссий, чтобы вопрос, важный для нашей культуры, решился цивилизованным способом», — считает Елена Зелинская. Она так же напомнила о той роли, которую сыграли сотрудники музеев в сохранении религиозных ценностей. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «когда мы обсуждаем вопросы технические, юридические, финансовые, мы забываем о том, что обсуждаем естественный процесс: верующим людям возвращаются святыни, которые были созданы, чтобы перед ними и в них молились». По мнению отца Всеволода, в каждом храме должно быть восстановлено богослужение: «Церковь много лет ведет непростые переговоры с разными государственными инстанциями о том, чтобы этот вопрос урегулировать. Церковь и другие религиозные общины были очень терпимы долгие годы. Уже 20 лет, как нет коммунистического режима, а Католической Церкви не передается обезображенный храм, приватизированный в 1990-е годы. Есть мечети и синагоги по всей стране, где люди не могут молиться». Председатель Синодального отдела также сообщил, что накануне принял участие в заседании рабочей группы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, где было рассмотрено 79 поправок в обсуждаемый законопроект, которые были предложены к законопроекту депутатами Государственной Думы, представителями субъектов Федерации, членами Совета Федерации. «Храмы должны быть храмами, иконы — иконами, общество должно об этом заботиться», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.

http://patriarchia.ru/db/text/1310428.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развитие Симфонии на Белой Руси: христианская семья становится основой белорусской государственной политики В рамках Покровского православного социально-экономического форума прошел совет церковно-государственной думы «Разговор о важном: счастливая семья – сильное государство». 20.10.2023 524 Время на чтение 13 минут Накануне праздника Покрова Богородицы в Полоцке состоялся II Международный православный социально-экономический форум «Покровские встречи». Организаторами выступили Полоцкая епархия Белорусской Православной Церкви, Полоцкий районный исполнительный комитет, Общероссийская общественная организация «Российский клуб православных меценатов». В ноябре 2022 года Комиссией по культуре, науке и образованию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России было принято решение о поддержке инициативы по проведению форума и придания ему в дальнейшем статуса мероприятия Союзного государства. Весьма представительный форум, начавшийся молебном в Богоявленском кафедральном соборе города Полоцка, возглавленном епископом Полоцким и Глубокским Игнатием, на котором присутствовали председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Субботин, председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Игорь Маркович (подготовивший для полочан и гостей духовной столицы Белой Руси новый экскурсионный маршрут «Романовы в истории Полоцка» ), представители депутатского корпуса Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, общественных объединений России и Беларуси, а также Председатель Правления «Российского клуба православных меценатов» Андрей Поклонский, представитель клуба в Республике Беларусь Александр Копелев, Президент Евразийского делового клуба Валерий Лоскутов и гости форума, – завершился Божественной литургией в том же Богоявленском кафедральном соборе. Трехдневный форум был насыщен просветительскими и художественными мероприятиями, охватившими весь древний русский город и сосредоточенными вокруг христианских семейных ценностей и возрождения соответствующего жизненного уклада. В рамках форума состоялась , собственно, международная экономическая конференция «Партнерская Интеграция в рамках Союзного Государства: Промышленные интеграции, новые рынки сбыта» с рядом деловых встреч. Об этом следует поговорить отдельно. Полоцкий православный социально-экономический форум вполне может и должен вырасти в метафизическую русскую альтернативу Петербургскому международному экономическому форуму, который представляет собою съезд либерал-глобалистов России, Запада и иных стран, объединенных рыночно-капиталистической и либерально-трансгуманистической идеологией, во главе с правящей российской элитой, олицетворяемой такими высокопоставленными лицами, как Греф, Силуанов, Орешников, Решетников, Юргенс, Медведев и иже с ними.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священник Георгий Белодуров: «Именно Церковь сделала русских единым народом и образовала российское государство» Клирик Воскресенского храма Твери прокомментировал слова Президента России о праздновании 1150-летия зарождения российской государственности 26.07.2011 538 22 июля Президент России Дмитрий Медведев провёл совместное заседание президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвящённое подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. На заседании Президент отметил, что Россия могла бы отметить это событие вместе с Украино й и Белоруссией. О совместном участии трех ветвей русского народа в этом празднике и участии в нем Русской Православной Церкви в интервью «Русской народной линии» сказал сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров : Русская Православная Церковь, конечно же, должна в следующем году принять участие в праздновании 1150-летия зарождения российской государственности, хотя то, что в истории называется «призванием варягов», - это не религиозный акт, а политический. Но сама русская историческая культура является православной культурой. Достаточно вспомнить, что до Православия не было русских, а были отдельные разрозненные племена и народности. Именно Церковь сделала русских единым народом и образовала российское государство, а вовсе не династия Рюриковичей. Поэтому безусловно, что празднование создания общероссийского государства должно быть праздником церковно-государственным. У нас уже есть церковно-государственный праздник Дня славянской письменности и культуры, и дата зарождения российской государственности также должна стать таковым. Здесь многое зависит от позиции российского правительства и Московской Патриархии. Если они найдут какой-то общий подход к этому празднику, то я думаю, что все будет замечательно, и это будет праздник единства православных народов России, Украины и Белоруссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/26/sv...

    ПРАВОСЛАВНЫЕ ЭКСПЕРТЫ И ДЕПУТАТЫ ОБСУДИЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ Москва, 18 апреля 2003 г. 17 апреля 2003 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся " круглый стол " на тему " Демографическая катастрофа и проблемы ее преодоления " . Организаторами мероприятия выступили Общественно-депутатская комиссия " В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России " , клуб " Российский парламентарий " , Союз православных граждан, Центр демографических исследований. На заседании присутствовали депутаты Государственной Думы РФ, специалисты в области демографии, социологии, медицины, священнослужители Русской Православной Церкви, среди которых -- председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, его заместитель протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Дмитрий Смирнов, руководитель центра " Жизнь " священник Максим Обухов, протоиерей Владислав Свешников. Выступая со вступительным словом, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Народной партии России В. Валерий Гальченко ознакомил участников заседания с результатами научного исследования, согласно которому ныне переживаемый страной демографический кризис вызван не столько ухудшением материальных условий жизни, сколько утратой людьми смысла существования, веры в будущее, обесцениванием духовно-нравственных принципов. " Условия и возможности решения демографической проблемы лежат, прежде всего, в сфере возрождения народного духа и общественной нравственности " , - считает депутат. Напомнив, что Россия занимает одно из первых мест по количеству абортов, Александр Чуев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заявил о необходимости защиты неотъемлемых прав еще не родившихся детей. Это подразумевает не только право наследования в случае появления младенца на свет, признаваемое российским законодательством, но и, прежде всего, право ребенка на жизнь, а также на медицинское обслуживание до и после рождения.

http://moral.ru/news/news03_0428 ...

Архив Пн Открытое письмо митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла госсекретарю США Кондолизе Райс 28 ноября 2005 г. 19:00 В связи с опубликованием Государственным департаментом США Доклада о религиозной свободе в России 8 ноября 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с открытым письмом в адрес государственного секретаря США госпожи Кондолизы Райс . Государственному секретарю Соединенных Штатов Америки госпоже Кондолизе Райс Уважаемая госпожа Райс! Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата проведено изучение Доклада Государственного департамента США о религиозной свободе в России за 2005 год. Мы отдаем должное кропотливой аналитической работе по сбору и обработке информации, которая постоянно ведется возглавляемым Вами ведомством в этой сфере и сожалеем об отсутствии в России аналогичного интереса к ситуации в США. Одновременно хотелось бы высказать ряд принципиальных замечаний. Прежде всего, абсолютно беспочвенным видится утверждение, что Русская Православная Церковь по «статусу приближается к государственной». Надо заметить, что Русская Православная Церковь полностью отделена от государственного аппарата, наши священники не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений. Это, наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности, является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства. Факт предоставления Святейшему Патриарху Алексию II почетного места во время выступления Президента Российской Федерации с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации не порождает каких-либо конкретных последствий в церковно-государственных отношениях. Хотел бы заметить, что в разных странах основным источником протокольных норм служат обычаи, отличающиеся многообразием. Традиционно протокол особо выделяет лиц, пользующихся особым авторитетом и почтением среди граждан. Это могут быть национальные герои, деятели науки и искусства, спортсмены, религиозные лидеры. Отмена этих правовых обычаев в сфере протокола приведет лишь к потере самобытности, являющейся ценным наследием для любого народа, а не к соблюдению принципов равноправия, автоматическое применение которых здесь неуместно. Кстати, подобные подходы используются и при организации молитвенных завтраков в США.

http://patriarchia.ru/db/text/60682.html

В письме Послу США в России архиепископ Волоколамский Иларион дал оценку докладу Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год 30 ноября 2009 г. 13:50 В письме Чрезвычайному и Полномочному Послу США в Российской Федерации Джону Байерли председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион дал оценку разделу доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год, касающемуся России. Уважаемый г-н Байерли! Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата изучил раздел по России Доклада Государственного департамента США о религиозной свободе за 2009 год. С удовлетворением хотелось бы заметить, что в настоящем документе учтены многие замечания, которые высказывались в связи с докладами прошлых лет. В частности, больше не говорится о том, что статус Русской Православной Церкви «приближается к государственному», как, например, указывалось в докладе за 2005 год. Обзор за 2009 год содержит информацию об актах вандализма в отношении православных мест поклонения, которая ранее не была отражена. Важно, что авторы доклада подчеркивают роль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в деле продвижения религиозной свободы. Весьма отрадно, что доклад за 2009 год готовился, в том числе, с учетом данных, полученных в ходе консультаций с представителями Русской Православной Церкви. Эта практика не может не восприниматься положительно. Было бы желательно ее расширять и в будущем. С другой стороны, хотелось бы высказать ряд конструктивных замечаний. Так, рассматривая церковно-государственные отношения в России, авторы доклада приходят к заключению, что Русская Православная Церковь более тесно сотрудничает с правительством, чем другие религиозные группы. В доказательство этого приводятся сведения о том, что у Церкви есть многочисленные соглашения о сотрудничестве с органами государственной власти. В связи с этим следует заметить, что партнерские отношения Церкви с государством вызваны реальными потребностями православных верующих, которых в России большинство. Это сотрудничество осуществляется не в ущерб представителям иных религиозных общин. Они не противоречат существующему законодательству и направлены на защиту конституционных прав верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/354931.htm...

В Смоленске состоялась конференция, посвященная проблемам и перспективам богословской школы в XXI веке Смоленск, 18 октября 2005 г. В конференции, проходившей под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, приняли участие архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Вяземский Игнатий, члены комиссии по подготовке концепции духовного образования Русской Православной Церкви архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Верейский Евгений, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим, епископ Новогрудский и Лидский Гурий, представители Московской, Санкт-Петербургской и Минской Духовных академий, Свято-Тихоновского гуманитарного университета, института теологии Белорусского Государственного университета, Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербургского православного института миссиологии, Смоленской и Воронежской духовных семинарий, а также светских учебных заведений: Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского института русской литературы, Белорусского Государственного университета, Смоленского государственного педагогического университета. Из зарубежных гостей в конференции приняли участие архиепископ Лионский кардинал Филипп Барбарен, вице-ректор Фрибургского университета священник Гвидо Фергаувен и декан богословского факультета Барбара Халленслебен, профессор Восточного института в Риме священник Герман Марани, профессор Д.В. Поспеловский. Заседания конференции посещали преподаватели и студенты Смоленской Духовной семинарии, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам конференции приветственное слово следующего содержания: «Участникам богословской конференции «Пути развития русской богословской школы в XXI веке: проблемы и перспективы» (15-16 октября 2005 года, г.Смоленск)

http://pravoslavie.ru/14844.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010