Патриарх Кирилл: За всю 2000-летнюю историю Церкви не было ни одного легкого периода (+ Видео) Как Церковь должна реагировать на изменения в окружающем мире? Может ли какая-либо политическая система в большей мере, чем иные, способствовать утверждению веры в душах людей? Когда верующим было легче — в годы государственного атеизма или сейчас, когда религиозной свободе сопутствует невиданный разгул человеческих соблазнов? 29 апреля, 2012 Как Церковь должна реагировать на изменения в окружающем мире? Может ли какая-либо политическая система в большей мере, чем иные, способствовать утверждению веры в душах людей? Когда верующим было легче — в годы государственного атеизма или сейчас, когда религиозной свободе сопутствует невиданный разгул человеческих соблазнов? Как Церковь должна реагировать на изменения в окружающем мире? Может ли какая-либо политическая система в большей мере, чем иные, способствовать утверждению веры в душах людей? Когда верующим было легче — в годы государственного атеизма или сейчас, когда религиозной свободе сопутствует невиданный разгул человеческих соблазнов? На эти темы в очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря» размышляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Доброе утро, дорогие телезрители! Продолжаем отвечать на ваши вопросы. «Ваше Святейшество! Я глубоко согласна с тем, что Вы говорили в одной из своих проповедей, — что Церковь вне всяких партий и правительств. И действительно, сколько сменилось государственных и общественно-экономических устройств и систем — и самодержавная империя, и советская власть, и феодализм, и капитализм, и социализм, а наша Церковь как стояла, так и стоит, хотя жестоко претерпевала от всяческих потрясений. Как и триста, и тысячу лет тому назад, идет Литургия в храмах, раздаются все те же великие слова и возгласы: “Примите, ядите — сие есть Тело Мое”. Как подумаю об этом, так дух захватывает! Вот реальная связь времен. Может быть, за это и ненавидят Церковь ее враги, что ничего поделать с ней не могут, если она сама в себе устоит? Мне кажется, надо всеми силами не допускать расколов в Церкви и очень осторожно относиться к возможному реформированию в ней». Из письма Татьяны Ивановны Седовой, г. Боровск Калужской области.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-za-vsy...

Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе ЖМП 12 декабрь 2022 /  8 декабря 2022 г. 16:30 Император Петр Великий и его церковная реформа ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА В СВЕТЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма».   PDF-bepcuя.  Император Петр Великий был при жизни и остается доселе личностью пререкаемой. В церковной среде из всех его деяний наиболее спорным стала церковная реформа. После восстановления Патриаршества в 1917 году наступила новая эпоха церковной жизни, и все убедились в преимуществах патриарше-соборного строя Церкви. Давно пришла пора разобраться и дать реформе Петра взвешенную оценку, далекую от полемических крайностей XIX – начала ХХ века. В оценке деятельности Петра следует исходить из ситуации его времени и из тех традиций, которые он наследовал от прошлого. Эти традиции надо рассматривать в их реальности, а не в искаженном изображении, например, у славянофилов, которые противопоставляли реальность синодального строя (подлежавшую справедливой критике, как, впрочем, и всякая другая историческая реальность) нарисованной ими фантастической, идеализированной картине допетровской Руси. Но для Петра важное значение имели и византийские традиции: большое влияние императоров в области церковно-государственных отношений. Многое зависело от силы воли императоров и иерархов, а законы оставляли в тени эту крайне важную и для государства, и для иерархии сферу — именно для того, чтобы у действующих лиц не были связаны руки. Например, такое важнейшее церковное установление, как Вселенский Собор, не имело в своей основе абсолютно никаких положительных узаконений; здесь действовали только неясные, размытые прецеденты.  

http://e-vestnik.ru/society/petr_velikiy...

Псков. Домовая церковь Трёх Святителей при Государственном университете. Бывшая церковь Трёх Святителей при Духовной семинарии Домовая церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1840 - 1850. В 1901-1903 перестроена и увенчана куполом; в 2010 вновь открыта. Архитектор:А.К. Павловский (перестройка 1901-1903 гг.) Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Советская ул., д. 21 Координаты: 57.814857, 28.334057 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2009 году в Псковском государственном университете открыт храм Трех Святителей (по ул.Советской, д. 21) в здании бывшей Псковской духовной семинарии (1725-1918). 18 августа 2010 года по прибытии в Псков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова, где совершил чин малого освящения храма в честь Трех Святителей, воссозданного на месте домового храма бывшей Псковской духовной семинарии.  Духовная семинария на Великолуцкой улице (ныне Советская, 21) являлась одним из старейших учебных заведений Пскова. Она была создана на базе существующих с 1733 года греко-латинских классов, которые размещались в одном из приделов Троицкого собора. В 1738 году для семинарии (тогда ещё Славяно-Латинской школы) построили двухэтажное здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря. Между 1746 и 1752 годом школа в официальных бумагах стала именоваться Семинарией. В конце 1770-х годов первоначальный дом семинарии погиб в огне. Через некоторое время, помимо восстановленного учебного здания, на территории появилась конюшня с каретником, ледник с магазином и кухня с хлебней. Чуть позже – в начале XIX века построили и Училищный дом – для проживания воспитанников. Однако помещений всё равно не хватало, их недостаток и побудил семинарское управление обратиться к архиепископу Евгению (Болховитинову) с предложением расширить владения. Его начинание продолжил Евгений II (Казанцев). Архиепископ добрался до комиссии духовных училищ при Синоде, где ему выдали разрешение на покупку семинарией за счёт собственных средств деревянного дома на каменном основании. Особняк, принадлежавший жене инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского, обошёлся семинарии в 6,5 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=48069

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Главенство Императора в Церкви На круглом столе в Союзе писателей России обсудили византийский опыт церковно-государственных отношений 15:11 14.09.2020 1942 Время на чтение 6 минут 8 сентября в Москве в зале Союза писателей России состоялся круглый стол на тему «Византийский имперский опыт и перспективы церковно-государственных отношений», организованный «Русской народной линией», сообщает наш корреспондент. Круглый стол был приурочен к выходу в свет двух томов собрания сочинений одного из крупнейших современных правоведов-византинистов, доктора юридических наук Алексея Михайловича Величко. Первый том называется «Божественный лик Византии». Второй том «Царство и священство». В конце сентября предполагается выход третьего тома «Церковь и политический идеал». Первые две книги включили в себя разные сочинения Величко. Сюда вошли работы по истории Церкви, проблематике церковно-государственных отношений. Автор описывает правовые и политические формы, в которых реализовывалась идея симфонии властей, а также механизм кризиса этой идеи в поздней Византии накануне гибели Второго Рима.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/11/gl...

М.В. Грацианский, П.В. Кузенков Папа Лев Великий и пасхалистические споры середины V в. в контексте межцерковных и церковно-государственных отношений Источник Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 14–28–00213) Статья посвящена изучению споров вокруг уточнения даты празднования Пасхи в понтификат Льва Великого (440–461). Два раза за период своего правления, в 444 и 455 гг., из-за расхождения между римской и александрийской пасхалиями папа Лев был вынужден обсуждать с Александрийской Церковью точную дату празднования Пасхи. На основании свидетельств, содержащихся в письмах папы Льва и его корреспондентов, анализируются причины, по которым в обоих этих случаях папа был вынужден уступить авторитету александрийской традиции. Кроме того, анализируется контекст межцерковных и церковно-государственных отношений, на фоне которых протекали эти споры, а также уточняются их этапы. В работе проводится анализ письма Протерия Александрийского, содержащего разъяснения по поводу александрийской пасхалии, а также подробно анализируется содержание пасхалистического трактата Виктория Аквитанского, в котором последний предпринял попытку согласовать римский и александрийский способ исчисления даты Пасхи. Обосновывается предположение о том, что работу над своим трактатом Викторий начал в 454 г. после получения письма от римского архидиакона Илара, составленного между январем и апрелем того же года. На основе анализа роли императора Маркиана (450–457) в этом споре авторами делается вывод о том, что фактически папа Лев подчинялся решениям императора по вопросам церковной жизни. Середина V в. представляет собой важную для истории Римской империи эпохи поздней Античности. Она отмечена значительным количеством судьбоносных как с точки зрения гражданской, так и с точки зрения церковной истории событий. Среди последних наиболее видное место, бесспорно, занимает IV Вселенский Собор. Состоявшийся в 451 г. в Халкидоне, этот Собор неразрывно связан с деятельностью римского папы Льва I Великого (440–461), в значительной мере определившего его повестку и результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Решен ряд проблем церковно-государственных отношений РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92229.html 01 февраля 2012 Владимир Легойда Решен ряд проблем церковно-государственных отношений Патриарх не поддерживает ту или иную партию Источник:  http://ria.ru/interview/20120201/553688557.html Риа-Новости Три года назад состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как изменилась за эти годы жизнь Русской православной церкви, ее взаимодействие с обществом и властью, особенно в период выборов, какие приоритеты в будущем ставит перед собою Священноначалие – на эти и другие вопросы ответил глава Синодального Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда в интервью руководителю группы " Новости религии " РИА Новости Ольге – Владимир Романович, каковы основные итоги трех лет, прошедших со дня интронизации патриарха Кирилла, особенно в таких общественно значимых областях как социальное служение Церкви, образование? – Мне представляется, что за эти три года многое изменилось в жизни не только Церкви, но и общества. Все наше общество, и Церковь в том числе, столкнулись с огромным количеством вызовов, которых раньше не было. И поскольку Русская православная церковь – это не Церковь Российской Федерации, то ее касаются изменения, которые происходят во многих странах. Всегда сложно говорить о каких-то итогах церковной жизни. Основная жизнь Церкви – это внутренняя жизнь человека. Любые социологические данные на этот счет очень приблизительны, потому что отношения человека и Бога описываются в категориях, которые чаще всего измерить просто невозможно. Содержание внутренней жизни – это не уход от ответа, а главная цель, которая у Церкви была всегда. Если это не принимать в расчет, попытка рассуждать о Церкви в ряду других социальных институтов бессмысленна и контрпродуктивна, в первую очередь, с точки зрения оценки реальной роли Церкви в обществе. При этом, конечно, есть вещи, о которых нужно сказать и которые проще поддаются оценке и подсчетам.

http://religare.ru/2_92229_1_21.html

Соглашение о взаимодействии между Государственным Антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Государственный антинаркотический комитет и Русская Православная Церковь заключили соглашение о взаимодействии. Государственный антинаркотический комитет в лице Председателя Иванова Виктора Петровича, действующего на основании Положения о Государственном антинаркотическом комитете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. 1374, с одной стороны, и Религиозная организация «Русская Православная Церковь» (Московский Патриархат), именуемая далее Русская Православная Церковь, в лице Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, действующего на основании Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором 16 августа 2000 г., с другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны: руководствуясь Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. 690, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом гарантированного каждому Конституцией Российской Федерации права на свободу совести, свободу вероисповедания, в целях возрождения духовных традиций социального служения, исходя из целесообразности объединения усилий в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики) и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, принимая во внимание многолетние традиции и опыт Русской Православной Церкви в сфере социального служения, а также возможности религиозных организаций по оказанию социальной, медико-социальной, духовной и иной помощи больным наркоманией и их близким, учитывая имеющийся положительный опыт взаимодействия организаций Русской Православной Церкви с государственными органами и организациями, признавая сферу социальной помощи и поддержки граждан областью сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Русской Православной Церкви,

http://pravmir.ru/soglashenie-o-vzaimode...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В. И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. В 1-й трети XV в. в государственно-церковных отношениях на Руси произошли значительные изменения, характерной чертой которых стало резкое усиление активности великих князей Литовских в сфере церковной политики. В отличие от эпохи Гедимина и Ольгерда, Русской Православной Церкви в данный период приходилось выстраивать свои отношения с властью, которая приобрела ярко выраженный католический оттенок. Таким образом, традиционное политическое соперничество между Московскими и Литовскими великими князьями в это время также в значительной мере начало приобретать характер религиозного противостояния. После кончины митрополита Киевского и всея Руси свт. Киприана Русская Церковь почти 2 года не имела Предстоятеля. Пользуясь этим обстоятельством, великий князь Литовский Витовт стал стремиться к вмешательству в жизнь Русской митрополии. Прежде всего он решил перехватить у московских великих князей инициативу в деле избрания кандидата в митрополиты и добиться поставления на Киевскую кафедру кого-либо из близких к нему западнорусских священнослужителей. Достижение компромисса в этом вопросе между Литовским и Московским государями заведомо было исключено: в 1406–1408 гг. между обоими великими князьями — Витовтом и Василием I Дмитриевичем, — несмотря на то, что первый приходился тестем второму, шла война. Данное обстоятельство побуждало Витовта еще решительнее добиваться поставления митрополитом своего ставленника, чтобы в таком случае переместить церковный центр во владения великого князя Литовского — в Киев или иной подвластный Витовту город. Уже осенью 1406 г. Витовт направил в Константинополь епископа Полоцкого Феодосия Грека с просьбой о поставлении его на Киевскую митрополию. Скорее всего, литовский государь рассчитывал на то, что в Константинополе согласятся на кандидатуру Феодосия ввиду его византийского происхождения. В то же время Витовт надеялся, что этот давно натурализовавшийся в его владениях грек будет ему вполне послушен. Вероятно, после приезда в Константинополь Феодосий был возведен в сан архиепископа, так как после 1406 г. он упоминается в документах с этим титулом. В частности, сохранилась грамота, выданная архиепископом Феодосием после 1407 г. священнику православной церкви св. Николая Чудотворца в Однако решать вопрос с поставлением нового русского митрополита в Константинополе не торопились.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Формирование папства. Между Византией и варварами (IV-VIII века) Е. Гергей. История папства Развитие раннехристианской церкви в епископальную церковь иерархического характера создало возможность образования центральной, возвышающейся над остальными епископами власти, формирования папства. Однако для реализации этой внутренне присущей церкви тенденции, обеспечения верховной власти одного епископа требовалось изменить отношения между церковью и государственной властью. Папская верховная власть внутри церкви могла быть сформирована лишь под внешним воздействием, по образцу и при содействии централизованной римской рабовладельческой государственной власти. Поворот, предпринятый императором Константином Важным моментом пересечения взаимных интересов христианской церкви и римской рабовладельческой государственной власти следует считать заявление, принятое в Никомедии 30 апреля 311 года, в котором Галерий (305-311), август (император) восточной половины империи, от имени двух своих соправителей отменил приказы, предусматривающие преследование христиан. Уступчивость императора, ранее преследовавшего христиан, объясняется не религиозными, а политическими причинами. Император был вынужден признать, что преследования не достигли своих целей. Так как среди христиан «довольно многие придерживаются своих решений... то мы полагаем, что в отношении их следует проявить готовность к прощению, чтобы они фактически становились христианами и могли объединяться в общины», - говорится в заявлении. Таким образом, высшая политическая власть поняла, что для прекращения сопротивления христиан вместо преследований более целесообразно проявить веротерпимость. Из борьбы претендентов на императорский трон, в результате которой император Диоклетиан в 305 году отрекся от власти, победителем вышел Константин (305-337).

http://sedmitza.ru/lib/text/441569/

Закрыть itemscope itemtype="" > Максим Мищенко: Россия должна преодолеть созданный Западом порочный круг Депутат Госдумы о встрече Святейшего Патриарха Кирилла с российскими парламентариями, в ходе которой обсуждались вопросы молодежной политики 29.12.2010 519 Время на чтение 4 минуты «Встреча прошла достаточно оживленно, весело, интересно. Главное, на мой взгляд, из того, что я услышал, заключается в следующем. Патриарх высказал мысль, что настает исторический момент, когда России, как государству, которое имеет богатейший уникальный опыт государственности, необходимо сформировать некий новый политико-философский дискурс задач, т.е. дискурс, основанный на понятии народной справедливости», - заявил в интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы (фракция «Единая Россия»), член Комитета ГД по делам молодежи, лидер молодежного движения «Россия молодая» Максим Мищенко , комментируя итоги встречи Святейшего Патриарха Кирилла с группой депутатов Государственной Думы. Как сообщает Патриархия.Ru, 27 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял группу депутатов Государственной Думы ФС РФ. Во встрече участвовали председатель Комитета по делам молодежи Госдумы П.В.Тараканов, первый заместитель председателя С.Ю.Белоконев, заместители председателя А.М.Кабаева, С.В.Хоркина, члены Комитета М.Н.Мищенко, Ю.В.Афонин, П.А.Зырянов, М.П.Иванов, а также член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Р.А.Шлегель. Русскую Православную Церковь на встрече представляли председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, а также ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, секретарь Клуба православных предпринимателей П.А.Шашкин. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостей, отметив, что Русская Православная Церковь придает большое значение работе с молодежью. По словам Его Святейшества, подобная расстановка акцентов — «результат очень серьезного, вдумчивого анализа того, что происходит сегодня не только в молодежной среде, но и в нашем обществе». Обратившись к недавним событиям на Манежной площади, Святейший Патриарх выразил уверенность, что они, при всей экстраординарности случившегося, «лишь отразили внутреннее состояние нашего общества».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/29/ma...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010