На третий день после смерти Господь со славою воскрес из мертвых. Об этом событии так рассказывается в Евангелии. При наступлении третьего дня, ночью, когда воины стерегли гроб, сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с неба и, отвалив камень от двери гроба, сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стерегущие гроб, до того были поражены этим видением, что сделались, как мертвые. Придя в себя, они возвратились в город и рассказали первосвященникам о всем случившемся. Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, дали им денег и упросили распространить в народе слух, что будто бы ученики украли Иисуса, в то время как они (воины) спали. Между тем ко гробу пришли жены мироносицы, чтобы помазать тело Иисуса. Пораженные тем обстоятельством, что камень был отвален от гроба, они в недоумении остановились пред самым гробом. В это время ангел Господень, обратившись к ним, сказал: «не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». – Итак, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, – пречистая душа Его опять соединилась с телом, только уже прославленным и светоносным, на третий день после Его смерти. О вере в воскресшего Господа и говорится в пятом члене символа веры . Самые слова символа: воскресшаго в третий день по писанием, – взяты составителями символа из слов Свящ. Писания, именно из следующего места послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием ( 1Кор.15:3–4 ). В этом изречении словом по писанием указывается на то, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том предсказано было в ветхом завете за несколько сот лет до рождества Его; так напр., пророк Исаия предсказывал о страданиях и смерти Иисуса Христа, говоря: Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом ( Ис.53:5 ). О воскресении Христовом предсказывал Давид, говоря: яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Наконец, тридневное воскресение Христово предъизображено было в ветхом завете тридневным пребыванием пророка Ионы в чреве кита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

(справа налево – (хей), (вав), (хей), (йод)). Во времена Ветхого Завета это имя было окружено таким благоговейным почитанием, что лишь единожды в год его произносил первосвященник, входя во Святая Святых Иерусалимского храма с кровью жертвенных животных. Само это действие прообразовывало Крестную Жертву Христа Спасителя, Который «со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» [ Евр. 9:12 ]. Во всех других случаях при чтении Писания в молитвенных домах это имя заменяли словом «Адонаи» (множественной формой слова «Господин»). И когда в III веке до Рождества Христова в Александрии Писание стали переводить с еврейского на общий для всей Римской империи язык – греческий, тогда в повествовании о явлении Бога Моисею смысл тетраграммы перевели словом v (Он) – «Сущий»; во всех остальных местах Писания, согласно устной традиции, священное имя передали через слово – титул, обозначающее Бога, – Крιοςс, (Кириос), Господь. Теперь я русском языке это слово относится только к Богу. Когда же современники земного служения Иисуса Христа, обращаясь к Нему, произносили: «Господи», то чаще всего это означало просто «господин». Но очень скоро. еще при первых учениках, слово «Господь» получает значение Божиего имени – это закреплено в Евангелии и апостольских посланиях. И поэтому священномученик Ириней Лионский мог написать в III веке, что апостолы «никогда не назвали бы определенно и решительно и произвольно кого – либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием... Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, Который также говорил Моисею: «Я есмь Сущий» ... и кроме Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими 32 . Таким образом, именуя Иисуса Христа Господом, мы исповедуем Его Сущим Богом, Который еще до Воплощения открывал Себя пророкам и праведникам Ветхого Завета. И «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор. 12:3 ]. Вера в Иисуса как истинного Бога есть дар Божий – дар Святого Духа. И когда в первые века церковной истории отказ христиан признать императора «господом» делал их политическими преступниками, только благодать Святого Духа давала силу исповедовать свою веру вопреки страху смерти, которая грозила им за отказ воздать божественные почести кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подраздедение буквального смысла: смысл собственный и смысл метафорический Смысл буквальный подразделяется на смысл собственный и смысл метафорический. – 1° Смысл собственный есть тот, в котором слова означают то, что они представляют прежде всего уму; например, когда Иоанн Предтеча крестит нашего Господа в Иордане, то должно принимать слова об этом, как выражающие действительное погружение нашего Господа в воды Иордана. – 2° Метафорический смысл есть тот, в котором слова должны быть понимаемы не в строго буквальном смысле, но лишь как образы. Так, когда Иоанн говорит, что Иисус Христос есть агнец Божий, он употребляет метафорически слово агнец для выражения кротости нашего Гоепода, предназначенного быть, подобно агнцу, жертвою за грехи людей. Также в метафорическом смысле Писание приписывает столь часто Богу глаза, уши, руки, гнев и т. п. Египетские монахи, которые носили на своих плечах маленькие деревянные кресты для исполнения предпиеаний нашего Господа; Если кто хочет итти за Мною, пусть возьмет крест свой (Мф.16:24), принимали в буквальном смысле слова, которые должно понимать в метафорическом смысле. 540 Подразделение таинственного смысла: смысл аллегорический, тропологический и анагогнческий Смысл таинственный подразделяется на три вида: смысл аллегорический, тропологический или нравственный, и смысл анагогический. – 1° Смысл аллегорический есть тот, который изображает и пророчествует об Иисусе Христе н Его Церкви; 2° тропологический тот, который заключает урок для нравов; 3° анагогический тот, который заключает понятие о небесном блаженстве. 541 – Исаак, несущий дрова для своей жертвы, в аллегорическом смысле представляет образ Иисуса Христа, несущего Свой крест. Лица, которые изображают таким образом Иисуса Христа, называются типами или образами Иисуса Христа. – Предписание Второзакония (25:4): не заграждай рта волу, когда он молотит, обозначает в тропологическом смыеле, по изъяснению св. Павла, 542 обязанность христиан доставлять содержание служителям Церкви. – Временные блага, обещанные хранителям Ветхого Завета, в анагогическом смысле, служат эмблемою вечных благ, предоставленных добродетельным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Обаче», сказал Он, «не якоже аз хощу, но якоже Ты. И вместо предлежащия радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» ( Мф.26:39 ; Евр.12:2 ). А что Иудеи поносили Его, то известно: ибо они иногда говорили о Нем: «что яко с мытари и грешники яст и пиет» ( Мк.2:16 ): иногда: «аще бы был Пророк, видел бы, кто и какова жена прикасается ему: яко грешница есть» ( Лк.7:39 ): иногда: «о князе бесовстем изгонит бесы» ( Мф.9:34 ): а иногда: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты, и беса имаши?» ( Ин.8:48 ). Равно и в то время, как Он страдал и висел на древе крестном: «и мимоходящии хуляху его» ( Мк.15:29:31 ), и Архиереи с книжники ругались Ему, и «разбойника распятая с ним поношаста ему» ( Мф.27:44 ). О сих поношениях воспел пророчески Давид, яко от лица Христа, глаголющего ко Отцу Своему: «Отче поношения поносящих Тебе нападоша на Мя» ( Пс.68:10 ): и поистине поносящие Христа поносили Бога: поелику Христос есть Сын Божий и Бог , едино со Отцем Своим по единосущности Божества, как Он Сам открыл, сказав: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). И как приемлющий Иисуса Христа, приемлет и пославшего Его, по сим словам: «Иже аще Мене приемлет, приемлет пославшаго Его Бога Отца» ( Лк.9:48 ). Выслушайте ж и причину, для которой Апостол привел здесь пророчество о поношениях Иисуса Христа. Рим.15:4 . Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний, упование имамы. Я привел, говорит, слова Пророка и Царя Давида, которыми он предсказал о поношениях, учиненных Христу, потому что все, что писано в Священном Писании прежде, нежели совершилось, предписано для нашего научения и наставления: предписано для того, дабы мы, видя в Священном Писании предсказанные от Пророков поношения, каковые Христос претерпел по любви Своей к нам, переносили также великодушно всякую скорбь и поношение из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Божественного Писания, возлагали всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира. Рим.15:5–6 . Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе: Да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

3) Холщевый – ¼ аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7061, от Рождества Христова 1552 г. в храм Преподобного Александра Свирского , с св.мощами; с изображением креста осмиконечного на горе, с копием и тростию и надписями: «Царь Славы, IC. ХС. HI. КА, копие губа». Надпись около краев всех сторон следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Александра Свирского , священа церковь сия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Василевиче всея Руси и при Архиепископе Серапионе великого Нова града и Пскова лета 7100 года июля в 3 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского ». Пришивных углов не имеет, а на месте их дыры от гвоздей, коими антиминс был прибит к престолу 265 . 4) Холщевый – ширины 3, высоты 4 вершка; от сотворения мира 7075 (от Р. X. 1567 г.) окт.; в храм Положения честныя ризы Богородицы; с изображением на мешечке с мощами четыреконечного креста на подножии и словами около его: IC. ХС. ЦР. СЛ. Надпись не кругом антиминса, а сперва по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и потом внизу под ним, следующая: «Лета 7075 месяца ω си олта(рь) освяти(ся) великаво Господа Спаса нашего IC ХС.....влцы ....шея Богородицы Честнаг… нея положна риза при Царе и Великом Князе Иоане Василевиче всея Руси и ....чадех Царевиче Иване…..Феодору при Архиепископе Александре на память Покрова святей Богородицы и святого апостола ……анна(нии) и……романа певца Кондакорева…….Мешечек для мощей и наугольники пришиты с исподней стороны. (См. рисунок на листе В). 5) Холщевый – шириною 4 1 / 8 и высотою 4 вершка, 7134 (1626) года, с изображением семиконечного креста с тростию и копием с губою, на подножии, с словами около креста: «ЦРЬ СЛА, IC, ХС, НИ, КА, КОП., ТРОСТ.» Надпись по ту и другую сторону мешечка с мощами и под ним – изображения креста, следующая: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария честного и славного ея Покрова в лето 7134…….бря при благоверном Царе…..Князе Михаиле………доровиче всия России и при Патриархе Филарете и при Архиепископе Павле Пскопском и Изборском. Мешечек с св. мощами и наугольники пришиты с лицевой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И ныне, господине, о том стать накрепко не кому, опроче тебя, государя нашего; аще же ты потщишися за Христа и за пречистую Богородицу и за все православное христианство стать накрепко, тобой, господине, многие пользуются и о тебе укрепятся все: глава бо еси всем, и на тебе все зрим, и тобой очистит Господь всю церковь и все православное христианство от жидовской и пагубной и скверной ереси. Поистинне, государь, с первыми исповедниками и святителями, с Германом и с Никифором и с Мефодием, царствию небесному сподобишися от Господа нашего Иисуса Христа. Помни, богопочтенный владыко, колико лет жили есмя, милостью великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пречистой его Матери и молитвами всех святых, в мире и во устроении и во всяком благоденстве и чести. Аще убо во время мирное порадовахомся со Христом, но и во время гонения постражем с ним; аще во время благоденства Иисусу любили быхом, и во время ратно да не будем ему враги. Иисус распять бысть нас ради безгрешный, а мы за распятого нас ради не постражем ли до смерти? Что сего блаженнейши, еже за Христа пострадать и за пречистую Богородицу? Аще бо с ним умрем, то с ним и прославимся. Аще ли же ныне не умрем о правде и о благочестии, помале туне умрем. Ныне время купли, время труду, время мене, время течению и подвигам. Воспомяни, богопочтенный владыко, богоносные Отцы и Учителя, патриархи-исповедники, иже до крови о благочестии подвизавшихся. Зри и вижь, какова ныне слава их и благолепие: почиша бо в мире, и гробы их фимиамом мирисают, и мощи их цветут, яко благоуханный цвет 3078 , и царствует в них Господь, и душа их в руце Господни. И яко тогда беша многие исповедники и мученики, с радостью и веселием крови свои проливающе за Господа нашего Иисуса Христа и за непорочную веру христианскую, ныне же сие до конца оскуде: сего ради подобает о сем паче ныне даже до смерти подвизаться, в последние сие лета и во времена, лютейшие паче всех времен, о них же рече великий Апостол Павел: «в последняя дни настанут времена люта, приидет преже отступление и тогда явится сын погибельный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Второе заблуждение – тех, которые, хотя не считали Иисуса Христа простым человеком, и говорили, что в Нем воплотился Сын Божий, но утверждали, что это Сын Божий, не рожденный от Бога, а сотворенный, – совершеннейший из всех сотворенных духов, но не имеющий естества Божеского: ересь ариан, полуариан и других арианских толков, торжественно осужденная на первом вселенском Соборе (в 326 г.), и опровергнутая во всех подробностях знаменитейшими учителями Церкви четвертого и пятого столетий 75 . Третье, наконец, заблуждение допускало, что во Христе Иисусе воплотился действительно сам Бог, но не Бог Слово, единородный Сын Божий, а Бог Отец или вся св. Троица, понимаемая, как единое Божеское Лицо, под тремя именами и в трояком проявлении: ересь патрипассиан и антитринитариев, многократно осужденная во втором и третьем веке 76 . 2) Заблуждения касательно человечества Иисуса Христа можно подразделить также на три вида. Одни из еретиков заблуждали касательно плоти Иисуса Христа. Многие, считая недостойным Божества, чтобы оно облеклось в какую либо вещественную оболочку, учили, что Господь Иисус вовсе не имел плоти, что Его тело было только мнимое, призрачное, от чего и сами получили название докетов 77 : ересь эта возникла еще во дни Апостолов, и обличена была св. Иоанном Богословом в двух первых его посланиях ( 1Иоан. 4, 2. 3 ; 2Иоан. 7 ), потом усилилась и распространилась между многочисленными сектами гностическими 78 . Некоторые же, именно: апеллиане, валентиниане и манихеи, если и допускали, что Христос имел действительное тело, не призрак, – не признавали, однакож, этого тела подобным нашему, человеческим, а считали его или за тело какое-то небесное, духовное, с которым Господь только прошел чрез утробу Девы, не заимствовав от нее ничего 79 ; или хотя и за тело вещественное, впрочем тончайшее нашего, и составленное из сущности мipa, и след. также не заимствованное от Девы 80 . Вслед за св. Иоанном Богословом, против этих еретических мнений писали: Игнатий Богоносец , Ириней, Мелитон, Тертуллиан , Климент александрийский и многие другие учители древней Церкви 81 ; однакож и доселе нечто подобное о плоти Иисуса Христа мудрствуют квакеры и анабаптисты 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 ст. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Ап. 102 Павел шлет привет Филиппийцам не от себя только, но и от Тимофея, потому что Тимофей был его ближайшим сотрудником по делу проповеди Евангелия среди Филиппийцев; он вместе с апостолом был изгнан из Филипп и был, таким образом, лично известен филиппийским христианам и, видимо, был с апостолом во время пребывания его в Риме. Апостол называет себя и Тимофея рабами, ибо служение раба Христова полагал верхом всяких совершенств и обнимавшим все роды и виды служения Христу. Филиппийских христиан называет святыми, как и в других посланиях называет христиан тем же именем, потому что они чрез веру в Иисуса Христа призваны и освящены в таинствах, т. е. выделены из среды других людей на особое служение Богу и по жизни своей должны быть чистыми и непорочными. Пишет апостол привет филиппийским христианам вместе с их епископами и диаконами. В других посланиях привета епископам и диаконам не встречается у апостола Павла. Упоминание в этом послании о епископах и диаконах делается потому, что они принимали деятельное участие по сбору пожертвований апостолу Павлу. Не упоминаются здесь пресвитеры, потому что в первенствующей церкви названия епископа и пресвитера не различались строго, и под епископами толковники здесь обыкновенно разумеют и пресвитеров. Итак, филиппийским христианам, во главе с их пастырями, апостол желает благодати и мира, т. е. благодатных даров и всякой помощи от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, т. е. при Его участии. 3 ст. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 ст. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 ст. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Свое послание апостол начинает благодарностью Богу за филиппийских христиан. Всякий раз как я вспоминаю об вас, я всегда благодарю Бога за вас и всегда и во всякой молитве радостно возношу Господу Богу молитву за вас, за то, что вы приняли такое горячее участие своими материальными жертвами в деле распространения благовествования, и это с первого дня вашего обращения ко Христу и даже доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2. Наконец, не должно чрез меру обременять детей предметами учения. Хотя человек никогда не может научиться слишком многому и не тяжело ему, если он много знает, однако не редко учатся слишком многому и не по силам, и это почти всегда обращается во вред воспитанникам, потому что а) время разделяется на многие предметы так, что воспитаннику ни одного из них нельзя бывает изучить надлежащим образом; б) от чрезмерного отягощения ослабевают если не телесные силы детей, то внимание и охота к учению; в) не только воспитанники со слабыми способностями, но и самые даровитые не в состоянии бывают обдумывать и самодеятельно перерабатывать преподанное. Все, что слышат они, не глубоко вкореняется в душе их и очень скоро опять вытесняется новыми впечатлениями, а потому очень скоро забывается слышанное; г) в таких людях весьма легко порождается мечта, будто они знают уже все, что когда-либо знал человеческий разум. От этого мнимого многознания они становятся горды, спорливы и не только мало способны к делам общественным, но и тяжелы, а иногда нетерпеливы в обыкновенном обращении. § 132. Чему преимущественно надобно обучать 1. Без сомнения, прежде всего надобно обучать необходимому. Это правило столько же важно касательно познаний, как и в рассуждении приобретения привычек к известным действиям. Самая же необходимость определяется отношением предметов к временному и вечному назначению человека. Но последний и главный конец наш, к которому мы должны стремиться всегда, есть Бог и единый Посредник между Богом и падшим человеком – Иисус Христос, без Коего нет спасения; а первый наш долг на земле – вера, действующая любовию. Будучи приняты в дом спасения, в Церковь Господа Иисуса Христа, объемля Его верою и одушевляясь Его Духом, мы должны любить Бога всеми силами и ближних, как самих себя. Поэтому первый и необходимый предмет нашего учения есть единая истинная православная кафолическая вера, которую дал нам Бог и на которой Иисус Христос основал Церковь Свою при непрерывном содействии Святого Духа. Как это познание для всех безусловно необходимо, то в сем отношении нет различия между простолюдинами и благородными, между неучеными и высокообразованными, между полом мужеским и женским. Святую веру должно во всякое время предпочитать всему. Се есть живот вечный, – учит Истина, – да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси, Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Только чрез Иисуса Христа и в общении с Ним можем мы соделывать свое спасение и наконец достигнуть вечного блаженства ( Деян. 4:12 ). Поэтому св. Апостол Павел все прочее в сравнении с познанием Христа Иисуса, Господа нашего, почитает тщетою и сором ( Флп. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня» — праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения: родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), а также двум Его ближайшим родственникам — «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Этот праздник приходится на первое воскресенье после Рождества. Если же Рождество приходится на воскресенье — то на следующий день, вместе с Собором Богородицы. «Память Святых младенец (младенцев) четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря/11 января) — вспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба — символ всегда гонимого миром Христианства. «По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января) — праздник основан на благовестии евангелиста Луки (см. 2: 21). Он продолжает тему Рождества и воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Св. Епифаний Кипрский († 403) указывал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день». «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января) — смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Отсюда и его второе название. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды. Он совершается дважды: накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившейся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010